Высшие или сложные когнитивные процессы
Ум или интеллект
Что такое ум или интеллект? Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи. Сейчас очень популярна теория множественного интеллекта Гарднера. Гарднер утверждает, что единого вида интеллекта не существует, и что предпочтительнее использовать различные способности в зависимости от ситуации и сферы деятельности.
Внутриличностный, лингвистческий, логико-математический, музыкальный интеллект — примеры этого высшего когнитивного процесса. В настоящее время также подчёркивается важность эмоциального интеллекта, так необходимого нам для того, чтобы справляться в повседневными ситуациями.
Существуют совершенно определённые признаки, характеризующие умных людей. Тем не менее, есть и специальные стратегии для развития интеллекта. Этот высший мозговой процесс не является статичным и не может быть ограничен только результатом, полученным в тесте на измерение интеллектуального коэффициента.
Мышление
Сложность и разнородность наших мыслей завораживает. Этот высший умственный процесс отвечает за решение проблем, рассуждение, принятие решений, творческое мышление, дивергентное мышление и т.д.
Чтобы упростить осуществление этих функций, наш мозг создает мысли и суждения. Нам необходимо сгруппировать идеи, предметы, людей и т.п. Это помогает нам ускорить наши умственные процессы. Однако в стремлении быть логичными мы игнорируем тот факт, насколько иррациональными мы являемся на самом деле.
Мы используем ярлыки, чтобы думать быстрее и не анализировать всю информацию. Это приводит к когнитивным предубеждениям, которые являются отклонением от нормального рассуждения. Например, иногда мы верим, что можем предугадать исход азартной игры.
На самом деле, зачастую когнитивные предубеждения приводят к когнитивным искажениям, крайне негативным и иррациональным мыслям, как, например, «весь мир меня ненавидит». Однако мы сами в состоянии остановить наши навязчивые мысли.
Речь
Это удивительно, но мы можем производить и понимать различные слова и звуки, комбинировать бесчисленное множество букв и предложений, точно выражать то, что мы хотим сообщить и т.д. Так мы дополняем словами наш язык тела. Мы даже можем владеть несколькими языками.
Развитие речи происходит на протяжении всего нашего жизненного цикла. Коммуникативные навыки каждого человека различны и могут улучшаться при практике. Некоторые нарушения речи могут особенно затруднять общение по различным причинам, однако людям с такими проблемами также можно помочь.
Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры
В психологии умственные процессы анализируются с целью содействия в улучшении нашего качества жизни. Важно, чтобы мы учились развиваться и управлять собой с рождения. На занятиях мы сталкиваемся с различными видами деятельности, которые испытывают наши способности усваивать знания, слушать наших товарищей или решать непредвиденные задачи.
Когнитивные процессы при обучении
Существуют различные теории обучения. Однако, за исключением ряда защитников теории ассоциативного обучения, ни одна из них не игнориует умственные процессы. С другой стороны, при обучении ни один познавательный процесс не происходит независимо от других. Мы прилагаем усилие и используем все наши ресурсы, чтобы улучшить наши учебные навыки и достичь осмысленного обучения.
Когнитивные процессы при чтении
Когда мы раскрываем книгу мы должны распознать буквы, не отвлекаться, вспомнить слова, которые мы читаем, соотнести прочитанное с тем, что мы узнали ранее и т.д.
Однако мы обрабатываем информацию по-разному в зависимости от того, хотим ли мы просто найти какой-то интересующий нас отрывок, готовимся ли мы к экзамену или просто хотим насладиться какой-либо историей.
Когнитивные процессы при письме
Что касается умственных процессов, задействованных в письме, здесь происходит то же самое, что и при чтении. Мы должны игнорировать шумы, которые мешают нам писать, следить за тем, чтобы почерк был разборчивым, помнить о том, что мы написали ранее, следить за орфографией и т.д.
Кроме того, необходимо, чтобы мы должным образом планировали то, о чём мы намерены написать. Это выражение является слишком бытовым? Поймут ли другие то, что я хочу передать? Этот ноль похож на букву «о»?
Как улучшить когнитивные или познавательные процессы? Советы и упражнения
Независимо от того, ищете ли вы упражнения для когнитивного развития детей или желаете улучшить собственные умственные процессы, мы дадим вам несколько общих рекомендаций как достичь желаемого. Наши когнитивные способности можно тренировать в любом возрасте.
Берегите своё здоровье
Наше физическое и психическое здоровье неразрывно связаны с когнитивными процессами. Существуют различные вредные привычки, угрожающие нашему психическому здоровью и снижающие нашу производительность в различных жизненных сферах. Например, привычка подолгу не отрываться от мобильного телефона перед сном, недооценивать себя, не беречь наши отношения с другими людьми или неправильно питаться негативно влияют на наши умственные процессы.
Пользуйтесь технологическими достижениями
Сегодня существуют различные упражнения, например, интеллектуальные игры, с помощью которых можно тестировать и тренировать мозг просто и увлекательно. Нейрообразование помогает нам лучше понять как учится наш мозг и развить наши мыслительные процессы.
Отмечайте ваши успехи
Регулярное использование инструментов самооценки или самотестирования позволяет нам отмечать наш прогресс, слабые стороны и продолжать совершенствоваться. Важно понимать, что развить свои когнитивные процессы, такие как ум или речь, возможно. Это вопрос практики и доверия к самому себе.
Развивайте критическое мышление
Задавать вопросы и не принимать любой ответ — это помогает нам стать более самостоятельными и компетентными. Критическое мышление позволяет нам улучшить способность к размышлению, устанавливать взаимосвязи между мыслями, развивать речь, глубоко анализировать наше окружение и т.д. Любопытство крайне важно для максимального использования нашего потенциала.
Существует множество способов развить критическое мышление у детей. Вы можете спросить у них, какие мотивы побудили человека вести себя определённым образом, попросить привести аргументы, которые они использовали для принятия того или иного решения или предложить поспорить с человеком, занимающим противоположную позицию по какому-либо вопросу. Вы и сами можете попробовать это сделать.
Читайте
Как мы упомянули раньше, при чтении задействовано множество когнитивных процессов. Кроме того, что чтение доставляет нам удовольствие и приносит новые знания, чтение — это отличный способ научиться решать единственную задачу или улучшить наши коммуникационные навыки.
Уделяйте время творчеству
Рисовать, писать рассказы, сочинять песни, придумывать танцы, участвовать в театральной постановке…Неважно что именно мы выбираем, важно то, что мы находим время на творчество. Каждый человек рождается со способностью творить, а начать творить — это уже вопрос практики и доверия самому себе.
Творческие задачи крайне полезны для наших познавательных процессов. Они помогают нам развить интеллект, концентрацию, способность находить оригинальные способы решения проблем, фиксировать наше внимание, расслабиться и т.д.
Избегайте мультизадачности
Иногда мы не понимаем как справиться со всеми нашими обязанностями. Логично, что мы пытаемся всё делать одновременно, чтобы поскорее всё закончить. Однако эта привычка контрпродуктивна. Это очень вредно, когда дети одновременно занимаются разными делами и не поглощены полностью чем-то одним.
Это удивительно, что мы можем координировать сразу несколько умственных процессов. Но когда мы одновременно пытаемся смотреть фильм, ответить на электронную почту, написать доклад по работе, вспомнить записи дел в ежедневнике и следить за приготовлением еды в духовке…скорее всего мы не выполним качественно ни одну из поставленных задач.
Необходимо концентрироваться на настоящем, чтобы насладиться моментом и быть более эффективным. Это лучший способ правильно выполнить и дальнейшие задачи.
Если хотите помочь детям — позвольте им справиться с трудностями самостоятельно
Важно поддерживать детей, чтобы они знали, что всегда могут рассчитывать на нашу помощь. Но если ребёнок привыкнет к тому, что окружающие его люди поспешат решить все его проблемы по первому зову, сам он не начнёт решать задачи, улучшающие его интеллект, и не будет искать альтернативы, способствующие развитию его базовых когнитивных способностей.
Нам нужно действовать только в случае необходимости. Можно что-то подсказать ребёнку, чтобы он приложил усилия и двигался в правильном направлении при решении проблемы, одновременно понимая, что может рассчитывать на нашу поддержку.
Если вы хотите больше узнать о когнитивных процессах или повторить прочитанное в данном материале, приглашаем посмотреть этот видеоролик о когнитивности, в котором рассказывается о когнитивных процессах в психологии.
Источник
Когнитивные процессы (познавательные)
11.09.2010
Войт Татьяна Сергеевна.
Ходить нужно обязательно на первую пару и на последнюю.
Спрашивать, если непонятно. Сразу.
Психологический словарь. Под ред. Зинченко, Мищерякова. Этот словарь наиболее внятно описывает содержание различных понятий.
Учебник: Васильев. Наиболее растиражирован. Есть в интернете. 1991 г. Достаточно для зачета.
Для вопросов
На сайте ЮФ прошлогодний порядок аттестации. Но внесены определенные изменения.
Каким образом получается зачет?Бальная система. Не менее 51 балла для получения зачета. Несколько способов их набрать.
1 стратегия – тест, 100 б., 51 – зачет. Тест из двух частей будет состоять: теоретическая часть = 50 б., практическая часть = в рамках курса практические задачи, это будет самая простая из тех, которые были.
Планируется открытие страницы преподавателя на портале факультета.
Возможен перенос занятий. Сдвинуты сроки сдачи работ могут быть соответственно и т.д.
2 стратегия – выполнение работ по мере прохождения курса и набирание баллов. Важный момент: 1. Можно сдать не более пяти работ. 2. Работы должны сдаваться в строго оговоренные сроки. В печатном виде выполненная работа сдается на той лекции, которая следует после прослушанной темы. Либо можно прислать по почте, чтобы наверняка дошло. Сдается в день накануне следующей лекции, в пятницу до 21.00. Присылать с запросом на подтверждение. Строгости по срокам и строгости по оформлению. Требования к оформлению, обратить внимание. Также обратить внимание на объем работы. То, что сдаете должно умещаться на одной странице. Не больше 5 тысячи знаков. Это краткий конспект, но там специально внесены ошибки, задача – найти эти ошибки, их исправить, объяснить почему тот текст, который выделен неправильный, и почему нужно использовать иной, который предлагается. 10 ошибок, кто найдет больше, больше баллов. Теоретическая работа = 15 б. 1,5 б = найти ошибку. Также практические задачки, как второй вариант. Тип, свойство, чем это подтверждается в задаче. В задаче есть несколько вариантов. Вариант А, самый простой, 12 б., именно он может попасться в тесте на зачете. Б=14 б. В = 16 б., Г = 18 б. По одной теме, только одна работа. Один вариант. 3 вид задания. Творческое задание. 75 б. Это означает, что можно выполнить это задание качественно и получить зачет. Сдается в середине курса. Это задание представляет собой: выбираете группу людей, которые совершили одно и то же преступление и описываете, какими психологическими особенностями эта группа людей, отличается от законопослушных граждан или других людей. Оригинальность темы. Наименее оригинальны: серийные маньяки и Раскольников. Второй вариант задания – конкретное лицо, м.б. литературный персонаж, нужно краткое содержание, если не школьная программа. Не писать про серийных убийц. Меньше кровавых подробностей, больше психологического портрета. Дословное цитирование источников – не следует, лучше своими словами. Более 70% скаченного – не проверяется. Дается 15% на прямое цитирование. К 12-й лекции мы должны набрать не менее 30-ти баллов. Если не набрали – автоматически пишете тест в сессию. Если 51 и более баллов – то автомат. Объем творческого задания 10-15 тысяч знаков. Титульный лист и список литература не учитывается, не учитывается фабула уголовного дела, если проводят психологический анализ конкретного лица. Творческое задание сдается через неделю после лекции «Психологический анализ правонарушения». Для нас это 12-13 ноября. Возможен перенос из-за конференции на неделю. Читать требования к оформлению. Курс, группа и др. указывать.
Содержательная часть
Психология изучает закономерности и явления психической жизни человека
(не совсем точно, так как есть отрасли, такие как зоопсихология).
Ψ в кружочке. Символ психологии.
· Общая психология. Психические явления и те законы, по которым они протекают. Как они возникают, как они проистекают, как от них избавляются. Каким образом формируется наш характер и т.п.
· Социальная психология. Не менее важная отрасль. Есть мнение, что вся психология социальная. Человек – существо, которое не может быть в одиночестве. Когда появляется компания, группа людей – это предмет социальной психологии. Как происходят отношения в социальной группе, как формируются отношения между людьми, почему возникают конфликты и каким образом их можно решать. Потому что стратегия – нет человека нет проблемы противозаконна.
· Клиническая психология. Не только с расстройствами патологическими, но и с соматическими заболеваниями. Связано нередко с гормональными выбросами. Жуков «Биологические основы поведения» — биологические аспекты.
· Специальная психология или психология аномального развития. Речь идет об отклонениях у людей с рождения имеющих сенсорные дефекты, дефекты моторной сферы, интеллектуальное недоразвитие.
· Психология труда или психология трудовой деятельности или психология профессиональной деятельности. Занимается изучением психологических закономерностей формирования профессиональных знаний, умений и навыков. Как лучше обучать будущих профессионалов. Также изучается влияние условий и характера профессиональной деятельности на личность работника. Как портит наш характер та работа, которой мы занимаемся, деформация. В чем причины профессиональной деформации?
· Юридическая психология. Имеет самое прямое отношение к нашему курсу. ЮП изучает закономерности и явления психической жизни человека, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Участвует в изучении системы человек-право.
***Не исчерпывается этим список, но для нас пока достаточно, акцент будет сделан на последнем.
Все, так или иначе, сходятся на том, что есть 4 направления области отрасли ЮП:
1. Криминальная психология – самая старая. Преступники всегда интересовали. Почему, что заставило? Основным предметом криминальной психологии являются противоправные установки и психологические закономерности их формирования, но не только формирования, но и реализации их в преступном поведении. Криминальная психология изучает психологические закономерности формирования противоправных установок и реализации их в преступном поведении.Но реализации зависит не только от личности преступника, но необходимо учитывать особенности ситуации, а также поведения жертвы. Это всегда взаимодействие. Преступник – Жертва. Но не всегда это взаимодействие непосредственное. Иногда оно бывает виртуальным. Но преступник всегда ориентируется на какой-то типаж жертвы, что обусловлено преступлением. Иногда жертва своим поведением помогает решиться на преступление. Использование провоцирует – опасно, так как вина перетекает на жертву, что не правильно, по мнению преподавателя.
2. Исправительная психология. Как наказание влияет на личность преступника. Область интересов преподавателя. За то время, пока существовала отрасль, она претерпевала изменения, названия каждый раз отражали то, чем именно занимается. Сначала это былатюремная психология. Исправительно-трудовая, называли не иначе ранее, т.к. те, кто не трудился, исправиться в принципе не могли и влиянию труда, в процессе наказания, уделялось много внимания в СССР. Но в 90-е годы название, часть его «трудовая» пропало. Чаще на лекциях будут использовать исправительная психология. Т.к. коррекция здесь самое принципиальное. Теперь называется не исправительной, а только наказывающей.Пенитенциарная психологияиспользуют, уже не тюремная называется. Влияние вида наказания на те изменения, которые происходят в личности осужденного. Сейчас бурно идут исследования направленные на то, как именно влияют альтернативные варианты наказания. Миллион из 140 в тюрьме. Некоторые специально стремятся. Одно из направлений – научить человека самого регламентировать свою жизнь, потому как в тюрьме все за него решают. Ответственность либо на себя, либо во вне: обстоятельства, конкретная личность и т.п.
3. Судебная психология. Наибольшее отношение к тому, что мы будем делать. Судебная психология занимается изучением психологических закономерностей расследования преступлений и судебного разбирательства и напрямую связано с деятельностью людей имеющих юридическое образование. Само название появилось в 70-х годах прошлого века. Включили ее в перечень научных специальностей. По ним защищаются диссертации, до этого ЮП не существовало. Большая часть вопросов изучалась под название судебная психология. Но поскольку содержание, которое включалось в это название, уже выходило за рамки, уже пришло решение назвать науку юридическая психология, а судебную психологию ограничить расследованием преступлений и судебным разбирательством.
Несколько направлений:
· Психология следственных действий.Главный момент – психологические закономерности производства следственных действий и психологические особенности участников следствия.
· Психология судебного разбирательства.Это психологические закономерности судебного процесса и психологические особенности участников судебного разбирательства. Почему на следствии свидетель давал одни показания, а в зале суда – другие.
· Судебно-психологическая экспертиза.Экспертиз других много, но ни нас особенно не интересуют. Если рассматривать СПЭ как область знаний, то она занимается изучением пределов, в рамках которых можно проводить психологическое исследование. Есть вещи, которые психологическими методами доказать нельзя в принципе, поскольку она таких методов не имеет, например невозможно доказать психологическими методами, воспринимал ли человек информацию, в определенный момент времени. Это со слов подэкспертного, невозможно доказать. Полиграфическое исследование.
· Психология юридического труда.Каким образом формируются знаний у будущих юристов, каким образом им можно облегчить этот процесс и какие особенности профессиональной деятельности юриста способствуют возникновению профессиональной деформации и какие мероприятия нужно принимать, чтобы снизить ее риск в отдельном трудовом коллективе.
· Правовая психология или психология законопослушного поведения.Наименее изученная область юридической психологии. Довольно интересная область, психологические закономерности формирования правосознания, правового воспитания.
§ Психология законотворчества. Каким с психологической точки зрения, должен быть закон, как он должен быть сформулирован, чтобы после ознакомления с ним, население не забыло про его существование. Почему одни законы работают, из соблюдают, а другие нет.
Со структурой все.
18.09.2010
Память
Память помогает возвращаться к полученной давно информации. Обеспечение нашей психической деятельности. Защитная функция.
Внимание позволяет из всего потока информации усваивать ограниченную часть. Внимание – фильтр. Всю информацию обработать невозможно. Критерии отбора есть.
Защитные функции памяти. Запоминание, хранение, восприятие. Забывание нужно для разгрузки. Вся информация за день ночью испаряется. Для освобождения места для более важной. Отсутствие повторения – забывание.
3. Ощущение
4. Восприятиенеразрывны
Связаны с получением информации при непосредственном взаимодействии с ней (с информацией).
Восприятие позволяет получить ускастный образ.
«Мягкий диван» — восприятие.
В обр. восприятия соединены образы, подчиненные органам чувств.
5. Мышление
6. Речьидет неразрывно
Мышление – более опосредованный процесс по сравнению ощущения и восприятию. Это недоступно при непосредственном взаимодействии.
7. Воображение
Воображение позволяет создавать что-то новое. Какие черты формируются у человека обладающего определенными процессами. Бывают нарушения этих процессов.
1. Внимание
Свойства:
1. Объем.
Определяется количеством объектов, которые человек способен воспринять одновременно. V = 7 +- 2.
2. Устойчивость.
15 мин. Больше – нужны специальные приемы. Нужно привлекать. С возрастом появляется произвольность внимания.
3. Концентрация.
Только то, чем занимались. Нужна тишина. Но это не всегда можно себе позволить. Умение глубоко сосредоточиться на деле. Помехоустойчивость.
4. Распределение
5. Переключениевзаимодополняющие свойства
Распределение – способность удерживать много объектов.
Качество работы не страдает.
Переключение – человек очень быстро перемещает фокус внимания с одного объекта на другой.
Поэтому сложно отличить 4 и 5 свойство.
Внимание можно тренировать.
15 мин. Маленький квадратик
Нарушения:
· Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)
Удерживать такого ребенка на месте – огромный труд. Они должны все время двигаться. Кошмар учителя. Это физиологическое.
· Отвлекаемость
Произвольное переключение на внешние раздражители.
Новое, неожиданное – привлечение внимание. Для отвлекаемого большая проблема вернуться обратно.
Внимание – доминанта в мозгу. Но когда есть нездоровая потребность, то образуется другая доминанта.
Если интересно – прикладываем мало усилий. Скука – страшная вещь.
Память
Запоминание
Сохранение
Воспроизведение
Забывание
В зависимости от того, как эти процессии протекают есть разные виды памяти.
Для хорошего запоминания (точно и не долго):
1. Запоминая апеллировать к разным видам памяти (видел, слышал, записал (двигательная память)).
Словеснологическая память – связи между кусками информации.
Длительность хранения зависит от срока запоминания.
Нужно небольшими порциями, но на протяжении длительного времени. Регулярно обращаться.
К свойствам хороший памяти относятся:
· Высокая скорость запоминания
· Большой объем
· Длительность хранения
· Готовность к воспроизведению.
Лучшие воспроизводятся в тех условиях, в которых запоминались.
Погружение в условия.
Нарушения:
Ретроградная амнезия.
Человек не помнит, что было до определенного времени. Проблема собственного «Я».
Корсаковский синдром.
Не способность запоминать события.
Восприятие информации.
1. Каким образом мы воспринимаем информацию, почему одно и тоже событие разные люди, воспринимают по разному. Выделяем всегда, какие из объектов будут фоном, какие главным. Что важное, а что нет. Как мы определяем, что фигура, а что фон, зависит от нашего восприятия. Мы легче распознаем то, что нам знакомо, то, что мы ожидаем увидеть.
2. Также целостность восприятия. Воспринимая часть объекта мы достраиваем его до целого. Достраиваем до целого в меру своей осведомленности. Если какая-то информация у нас отсутствует мы склонны заполнять пустующее место как это происходит обычно. В этом смысле часто ошибки в показания видны.
3. Контрастность восприятия, мы склонны воспринимать два непохожих объекта, если они стоят рядом очень контрастно. Для маленького ребенка все люди пожилые, высокие. Важно это учитывать, получая информацию о признаках внешности.
Иллюзия возникает тогда, когда мы воспринимаем реальную информацию, а остальное видится по некоторым закономерностям.
Самое известные нарушения , иллюзии здесь – галлюцинации. Бывают также обонятельные галлюцинации, зрительные, слуховые , тактильные и т.п.
Помимо восприятия у нас есть еще и мышление. Тем не менее выделять существенные признаки предмета, которые недоступны при непосредственном взаимодействии с ним, это свойство мышления, а не восприятия. Типы мышления:
1. Предметное. Манипуляции с предметом – это способ выявить его существенные признаки (про ребенка). Люди с развитым предметным мышлением умеют починить что угодно, нередко, они не могут объяснить как это работает.
2. Образное мышление. Могут сказать, что пойдет по одежде например, а что нет.
3. Понятийное. Без которого юрист, не может быть юристом. Речь идет о вербальном интеллекте, значит что он хорошо разбирается в словесных понятиях. Интеллект вообще приравнивается к общим способностям, но есть специальный интеллект. Невербальный – подразумевает, что человек хорошо считывает жесты, мимику, пресловутое умение разбираться в людях, во многом зависит от того, как правильно мы считываем эмоции с лиц и тел других людей.
Часто бывает что развивается в большей степени один из типов. Исключение, чтобы все три.
Какой бы тип не был развит, при решение тех или иных умственных задач, человек использует те или иные умственные оперции, самые известные: анализ и синтез.
Когнитивный стиль тот или иной формируется.
Есть аналитический. Они за целым рядом деревьев не могут увидеть лес. В отличие от тех, у кого синтетический стиль. Оперируют более крупными категориями, игнорируют мелкие детали, иногда существенные. Это одна ось по которой можно измерить когнетивные стили.
Другая – рефлективность, импульсивность. Рефлективный стиль подчеркивает, что человек думающий, прежде чем принять конкетное решение, в отличие от импульсивного, который бысто находит решение, но точность при этом часто страдает. Рефлективный дольше думает, но чаще находит правильныерешения. С возрастом рефлективный становится быстрее, а импульсивный находит более правильные решения. Опыт великая вещь здесь. Если нет, то могут найтись такие варианты, как изобрести велосипед сами, списать у соседа, попадает в ступор также.
Полезависимость и поленезависимость. Также еще один тип. В одном случае,человек зависит от того поля, где он находится, другому наплевать. Полезависимые люди очень привязаны к той структуре информации, которая им дается, им сложно: что можно удалить из этого текста, не теряя суть. Удалять лине им очень трудно, они привязаны к картине. К сожалению, это всегда отражается на качетсве, оценке этой работы. В отличие от поленезависимых. Легко придают стурктуру даннйо им информации, и чувствуеют себя крайне комфортно. Хорошо когда есть балас, но каждый тяготеет к тому или иному полюсу. И то, и другое вместе не может быть по опредлеению.
Что такое умный человек? Что такое продуктивное мышление?
К качествам продуктивного мышления относят сообразительность; гибкость мышления: позволяет находить разные решения одной проблемы, ригидность – с трудом находить другое решение, после одного, гибкость – прямо противоположенная; в течение 10 минут сколько способов использования простого карандаша; гибкость, широта, глубина, эрудированнсть. 3 уровня знаний сформироваанности: прослушал лекцию, все понятно, дома не могу понять; прослушал лекцию, могу задать вопросы; могу объяснить что непонятно другим; глубина- можете объяснить, а вас понимают; самостоятельность, умение применять знания. Несамостоятельные требуют, чтобы решение им разжовывали; пытливость, не всегда возможно остановится в решении проблемы.
Самое известное нарушение мышления: бред. Нарушение логической связи между исходным и конечным результатом. Нарушение: неспособность воспользоваться прошлым опытом, постоянно ступают на одни и те же грабли. Еще одно интересное нарушение: аффективная логика.
Лекция №3.
25.09.2010
Эмоциональные явления
Сама тема предполагает, что сухого изложения материала не будет.
Эмоциональные явления, как и любые другие психические явления, можно разделить на 3 группы:
1. Эмоциональные процессы
a. Эмоции. Что такое эмоции, зачем нужны? Эмоцией называют непосредственную реакцию, оценочного характера, на происходящее, во внешней среде изменение. Эта непосредственная реакция всегда содержит в себе субъективные переживания. Любое происходящее изменение вызывает у нас не только какие-то ощущения, но и оценку этих ощущений. Двигательные реакции также всегда сопровождают эмоции. Мы проявляем эмоции так, как люди с которыми мы больше всего проводили время, именно такую реакцию мы считаем более менее приемлемой. Контроль над невербальным поведением происходит сверху вниз. Необходимо чтобы видны были ноги в т.ч., чтобы понять реакцию. Нервное напряжение должно обязательно куда-то уходить, вниз. Кроме двигательного сопровождения эмоций, есть вегетативный сдвиги, это то, что не поддается эффективной тренировке: частота дыхания, его глубина, кровяное давление, вырабатывание определенного количества гормонов и т.д. и т.п.3 компонента обязательно: субъективное переживание, двигательная реакция, вегетативные сдвиги.Вопрос что первично: слезы или предшествующие чувства? Вопрос переключения, отличить что первое, что второе довольно сложно, но точно можно сказать, что если у человека вырабатывается чересчур много каких гормонов, или чересчур мало, он более всего пребывает в одном состоянии, что чревато возникновением эмоциональных нарушений. ПМС, беременность – у женщины особое поведение, особенные эмоциональные реакции. То же самое происходит после родов: послеродовая депрессия – большой процент женщин, женщина не готова к тем изменениям, которые происходят в образе жизни + гормональный фон. Что такое депрессия? Пониженное настроение, снижение желания что-либо делать. Повышенные волевые усилия, у человека с депрессией. Чаще всего приписывают какой-либо эмоции.
Проблемные эмоции, не умеем если работать с этими 4, то уже плохо:
a. Радость. С ней попадают разве что к психиатру уже, при маниакально-депрессивном психозе. Радость -> Мания. Не всегда так работает стрелочка.
b. Гнев. Характеризуются мрачностью, раздражительностью. Например, эпилептоэтные психопаты.
c. Страх. Знаем причину. Есть беспочвенные, есть те, с которыми можем быть. Если боится тарантула, а он не живет в этой территории – то ничего страшного. Но бывает фобия – пытает предотвратить малейшую возможность столкнуться с объектом своего страха. Страх -> фобии. К страху близка эмоция тревоги, но главное отличие: в страхе знаем чего боимся, в тревоге – не можем понять. Вынуждает что-то делать. Ничего не может делать, боится.
d. Печаль. Печаль -> депрессия.
b. Чувства. По сравнению с эмоциями они более устойчивы, чувство не бывает ситуативным, как эмоция, оно привязано к самому человеку, они личностно, не ситуативно, оно постоянно устойчиво длительно. Чувства более глубоки, личностны. И чувство формируется позже. Локус контроля определят, кто отвечает за происходящие в нашей жизни события. Комфортный: за достижения в своей жизни ответственен сам человек, а за неудачи – все окружающие, полезен для психического здоровья, для общения – не всегда. Невроз – делать с точностью наоборот.
2. Эмоциональные состояния.
3. Эмоциональные свойства
a. Преобладающие эмоции. Веселость, тоскливость, печальность.
b. Легкость возникновения эмоций. Во многом зависит от того, слабый тип нервной системы (чувствительный тип) или сильный.
c. «Сопротивляемость». Речь идет о том, насколько человек способен удерживать ту или иную эмоцию, состояние, несмотря на то, что внешняя среда его атакует. Сюда относят: эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, фрустрационная толерантность (не дает).
d. Переключаемость. Пример: эмоциональная лабильность (легко меняются эмоции как с хороших на плохие, так и с плохих на хорошие), эмоциональная ригидность (застревает на какой-то эмоции, состоянии). Насколько легко одни качества сменяют другие. Переключение одной эмоции на другую.
Итоги: зачем нам нужны эмоции:
a. Выполняют сигнальную функцию. Сообщают нам и окружающим о том, что произошли изменения и мы их заметили. Происходят либо положительное либо отрицательные эмоции здесь.
b. Выполняют мобилизующую функцию. Мобилизуют на особенность ситуации, внешние условия. Важный момент – эмоция всегда обладает своей энергией, одна придает, другая отнимает. Делят соответственно: стенические, астенические. Астенические – снижают нашу активность, уровень работоспособности и т.д.
c. Самая важная функция эмоции: регулирующая. В следующий раз будем говорить про волевую регуляцию. Одни помогают обуздать испытываемые эмоции… Регулирующая функция заключена в том, что человек совершает действия для поддержания переживания тех или иных эмоций, или прекращение этих самых переживаний. Для того, чтобы не испытывать делаем что-то. Либо боремся с ситуацией, либо ее разрешаем или еще что-то.
2.09.2010
Волевая регуляция
Как протекает наше поведение вообще? Почему мы начинаем делать некие действия.
Самая простая схема:
S (стимул) -> R (ответная реакция) – схема по которой, как правило, запускается безусловный рефлекс. Мы моргаем, дышим, глотаем, рвотный. Лимон трубачу.
Формируем также условные рефлексы. Но огромное преимущество человека: они не только второго порядка, где наслаивается условный сигнал, у человека могут образовывать условные рефлексы аж 10 порядка. Складывается цепочка условного рефлекса. Переучиваться сложно, складывается определенная программа действия, требуется для переучки повторения и др. нового стереотипа поведения.
Также часто импульсивные поведения по той же схеме реализуется. Есть сигнал, нет альтернативы, не вспоминается она, запускается привычный стереотип поведения. Это формирует навязчивости схемы и др. Игроки за компьютером это обнаруживают, времени не замечают.
Это может быть не одно действие, а целая последовательность. Может начинать понимать, дойдя чуть ли не до конца.
Этапы – есть некий стимул, это может быть воздействие, изменение во внешней, внутренней среде (нога затекла).
Собранная информация анализируется, включается мышления, делатся умозаключения, выводы, зависящие от состояния.
S -> |В|А|Р|В|-> R->О
R1-R2-R3
L
R- решение. О – оценка
В – восприятие. А – анализ. Р – репертуар. В – выбор.
Анализ заканчивается перечнем возможного поведения, репертуар. Не всегда это выглядит как список, но чем важнее для нас результаты, тем более мы склонны этот список хотя бы мысленно составлять. Выбор – последнее, или сам делает, или ждет что кто-то дургой за него сделает
Рефлективные долго задерживается на первых 3 эатапах / Импульсивные быстро ереходят к выбору.
После того, как выбор сделан происходит реализация принятого решения, может представлять собой реализацияю целой цепи действия.
Как бы то ни было происходит оценка. Здесь возомжны варианты – неблагоприятный. Результат не соответствууеут ожиданию, это всегда вызывает у нас негативные эмоции, а негативные эмоции заставляют нас вносить измененеияв ту операцию, которая привела к неблагоприятному результату. Мы корректируем то, что мы делаем. Некоторые увлекаются, до совершенства корректируют. Совершенство, идеал недостежимо, но некоторым это не мешает, они прикладывают много усилий, для исправлений незначительных недостатков — перфекционизм, фактически.
2 вариант – успешно, это программа будет иметь приоритеты, как успешная, в то время та, которая не привеелаа к нужно результатуне рассмтаривется, выпадает из списка.
Формируется, что мы можем делать, а что нет.
Когда автоматически – от сигналак реакции, вырабатываются условно-рефлекторные связи.
Мы можем говорить о воле и волевой регуляции, которая по большому счыеету является только частью произвольной регуляции. Не всегда таребуется волевых усилий. Иногда нам хватает эмоций, мотиваций, для совершения тех или иных действий, без приложения волевых усилий.
3 ситуации, где без воли не обойтись:
1.1 надо что-то делать, но при этом не хочется. надо + не хочу. Необходимость волевого усилия
1.2 хочу + нельзя
2. выбор (ситуация «буриданова осла»).что предпочесть, приходится отказываться от одного, ради другого.
3. сознание или контроль над психическим состоянием. Ситуация: желание до определенного момента повышает продуктивность наших действий, наконец достигаем уровня совпадения нашего желания, возможности и др. – действует на максимуме, пик формы, оптимальная мотивацяи, но если эта мотивация превышает этот уровень, то успешность неумолимо снижается. Почему? Когда мы очень хотим добиться чего-то у нас возникают эмоции сильные, это требует контроля и усилий, для управления эмоциями, в резульаттекачество выполняемх действий снижается.
Кто-то на себя ругается для стимуляции, кто-то занимается поглаживаниями, это создает определенный настрой. Все это есть волевая регуляция, разные проявления. Таким образом, волей можно назвать, форму психического отражения, которая проявляется в произвольной мотивации, произвольном решении по выбору какого-либо действия из альтернатив, каждый раз подчеркивается, что это делается произвольно, произвольная регуляция психических процессов и состояний и очень важный момент: личностными средствами (самоприказы, ругания, похвала, одобрения, выбираются слова, имеющие личностную значимость).Придание личностного смысла помогает. Ищем свой личный интерес в том, что делаем, если находим – с большим удовосльвтием, не находим – продолжаем мучиться дальше. Замечательная рекомендация в популярной литературе: относитесь к неприятному делу, как к необходимости съесть лягушку, проглотили не жуя, чем больше жуете, тем хуже. Не нужно рассказывать человеку, как неприятно делать то, о чем вы его просите.
Наши ожиданию формируют то, что мы делаем. Здесь и когнитивные оценки и наш личный опыт, иногда заставляем себя делать то, что заведомо приведет к неуспеху. Часто откладываем до последнего, оно у нас не поулчается. Формируются различные волевые качества. Совершение тех или иных действий, приводит к формированию некоторых особенностей. Волевые качества: целеустремленность, настойчивость, упорство (отл. от упрямства, упорство – к цели, упрямство – стоять на своем).
Эти три качества описывают усилия, необходимые для продвижения к цели. Для того, чтобы достичь удаленной цели, надо решить задачу, главное не забыть куда двигаться. Другая группа характеристик – как человек принимает решение?
Есть люди решительные, есть импульсивные и есть нерешительные.
· Решительные – взвешенное принятие решение и следование ему.
· Импульсивные – быстро принимают решение, часто об этом жалеют
· Нерешительность:
§ Человек не может принять решение. В итоге решение принять уже поздно в какой-то момент, либо он пытается переложить ответственность на кого-то. Советы просят, а у полезависмых – не могут отказаться от советов, а они зачастую очень разные.
§ Решение принимается наспех, а потом он пытается его менять, при малейших препятствиях . Не испытываемые подобных терзаний – внушаемые, чужое решение за свое, окружающие нередко манипулируют этими особенностями.
Есть люди, которые не могут устоять перед вызовом.
Волевые качества, которые люди ценят в себе, но не очень приемлют в окружающих: самостоятельность, независимость.
Много конфликтов, когда 2 самостоятельных товарища, с разными точками зрения. Люди склонные доминировать, пытаются найти тех, кто будет им уступать, подчиняться для более продуктивной работы.
В себе не так важны, как в окружающих: исполнительность и дисциплинированность.
Для себя мы хотим управлять происходящим, принимать некие решения, позволяет нам иметь свободу выбора.
Группа качеств: самоконтроль, самообладание, выдержка – контроль за состоянием своей психики.
Со временем человек у себя это формирует.
А могут быть и волевые расстройства.
1. Абулия. Ничего не хочется, даже лежать на диване. Заторможенность, обездвиженность. В сочетании с депрессией опасно.
2. Перверсии, в т.ч. сексуальные.Главная особенность – непреодолимая тяга совершать определенные действия. Клептомания, пиромания (завораживает созерцание огня, поджигают, взрывают и др. ), дромомания (не задерживаются долго на одном месте, уходят из дома, выясняется обычно в подростковом возрасте), также различные сексуальные перверсии. Противоположенное волевое расстройство.
3. Навязчивые действия.Помыть руки много раз, после общественного транспорта, например. Непреодолимое желание что-либо делать, и сложно прекращать это делать.
4. Негативизм.Действует с точностью наоборот.
5. Манерное поведение.
Что нужно делать?
Критерии выбора в частности.
1. Результаты. Что я с этого буду иметь?
2. Усилия. Как можно меньше.
Собственные ресурсы нужно экономить.
Главные критерии (1) и (2), обусловливают в т.ч. и физиологические процессы.
3. Учет того, чего не достигнем. От чего придется отказаться.Цена успеха в экономике.
4. Одобрение результата окружающими. Соотнесение своего поведения с какими-либо нормами.Социальное одобрение – соответствие нормам, существующем в группе в первую очередь. Адекватность оценки.Можно столкнуться с непонятием твоей модели поведения, разное воспитание, культура. Важно не ошибиться в том, что будет приятно. Еще один параметр соотнесения. Комфортный локус-контроль: неудача по вине окружающих, а все успехи – наши личные усилия.
9.10.2010
23.10.2010
30.10.10
Общение
Общение – это взаимодействие двух и более людей, состоящее во обмене информацией познавательного или оценочного характера. Общение всегда взаимодействие, как минимум двух людей.
Это всегда либо познавательная информация, либо это информация сообщающая об отношении к чему-нибудь.
Количество сообщаемой о себе информации может произвести разное впечатление: один скрытные, ничего не рассказывают; другие рассказывают то, что не хотелось слышать бы вовсе.
Зачем нам нужно общение, какие функции оно выполняет:
1. Формирующая или развивающая функция.Самая главная функция. Характер формируется в процессе общения и деятельности. Когда у нас нет возможности взаимодействовать с другими людьми, главным нашим собеседником оказываемся мы сами, внутренний диалог нам необходим для собственного развития, в первую очередь правосознания. Почему мы сегодня встали с утра, а вчера не смогли? Осознание своей мотивации, возможности, отношения к другим людям и т.п. Люди, вынужденные по роду своей профессиональной деятельности много времени проводить в одиночестве, они приобретают довольно интересные привычки: человек говорит с собой вслух, найти даже животного чтобы поговорить – закономерность, подтверждающая необходимость общения
2. Интерактивная, взаимодействие. Любое выполнение совместных задач должно сопровождаться процессом общения и то, как качественно и эффективно протекает этот процесс отражает на результате. Часто доходит как в «глухом телефоне».
3. Коммуникативная.Это может быть связано с особенностями того, кто передает информацию, что за информация передается, причем здесь есть два момента: 1) код, суть информации, которая передается словами, обозначениями, символами; 2 ) но очень часто значение зависит от контекста, фраза, жест, вырванные из контекста может иметь разное значение. 3) адресат имеет значение, не любого можно похлопать по плечу; 4) для повышения эффектевнисти должна быть обратная связь, давать ее – тоже умение
Кто à что: под+ контекст à кому à Эффект
Мы должны четко сформулировать то, что ожидаем.
1