Эго
Что такое Эго, думаю, никому объяснять не надо. Это центр нашей сознательной психики, наше неповторимое «Я». Это герой-одиночка, который создан для того, чтобы денно и нощно сражаться за нашу индивидуальность. Сражаться со страхами и неврозами, с животными инстинктами, с давлением общества, с влиянием СМИ, с попытками окружающих подавить и изменить нас.
Эго чаще всего предаёт свою индивидуальность ради того, чтобы стать стандартным винтиком в общественной системе
Эго — как одинокий персонаж на последнем уровне компьютерной игры, где монстры неумолимо прут ТЫСЯЧАМИ. И этот неравный бой выдерживают далеко не все. А точнее — почти никто. Большинство выбирают простой и лёгкий путь — меняют свою индивидуальность на стандартную социальную роль. Золото на стекляшки.
Образно говоря, вместо того, чтобы сражаться с драконами, Эго прикидывается мячиком, в который эти драконы будут играть как им вздумается. Ведь так спокойнее, правда? Как все сходил на работу, потом как все посмотрел сериалы, как все поиграл в «Мафию» на выходных, как все съездил в Анталию летом. Так и жизнь прошла, можно спокойно ложиться в гроб.
Иными словами, Эго чаще всего ПРЕДАЁТ свою индивидуальность ради того, чтобы стать стандартным винтиком в общественной системе. Рождённый богами гордый Герой превращается в суетливую шестёрку, и у этой шестёрки есть название — «Персона».
Ассоциация глубинной психологии Теурунг™Феномен Тени. Практическое исследование
“Бессознательное – это чудесная вселенная, состоящая из невидимых энергий, сил, форм разума, даже отдельных личностей, которые живут внутри нас.”~ Роберт Джонсон
Статья Феномен Тени. Теоретическое исследование
Тень – внутренняя фигура с яркой и динамичной многоликостью, транслирующая не просто насыщенные желания, а и полноту их многообразия. Можно сказать, что у каждого человека под влиянием Архетипа Тени возникает одновременно множество желаний, которые зачастую противоречат друг другу.
Поэтому одна из задач и позитивных результатов Диалога с Тенью состоит в том, чтобы успокоить Тень – осознав наиболее актуальные потребности в существующей конкуренции желаний, проявляющихся на пороге сознания.
“Любопытно, что с позитивными сторонами своей Тени люди борются гораздо сильнее, чем с темными”, – пишет Роберт Джонсон. “Ощущение внутреннего благородства потрясает гораздо больше, чем осознание своей никчемности. Разумеется, человеку присуще и то, и другое, но он не может выявить в себе одновременно оба этих качества.” [1]
И в самом деле, теневыми становятся не только так называемые антисоциальные влечения, но и позитивные черты человеческой личности, поскольку являются невостребованными или выходящими за пределы установленной нормы.
Определив состояние теневых влечений в данный период жизни человека с тем или иным архетипическим сценарием, появляются возможности для их конструктивной реализации – нахождения компромисса между теневыми желаниями, потребностями аутентичного Я и той социальной реальностью, в которой находится человек.
Конструктивное взаимодействие с Тенью не предполагает разрушение имеющегося социального статуса, превращение в изгоя и социопата.
Наоборот, архетипический ресурс Тени позволяет повысить социальный статус, усилить значимость, вывести авторитет на новые уровни, предъявить окружающим оригинальные ресурсы, которых раньше у человека не было – все это возможности конструктивной реализации Тени.
Для этого необходимо активное и осознанное участие сознания в этом процессе. Необходим диалог с Тенью. А чтобы такой диалог был возможен, необходимо знать собеседника в лицо, увидеть облик Тени, определить ее актуальные для данного периода жизни желания.
Методы проективной диагностики позволяют проводить амплификацию в соответствии с мифо-поэтическими сюжетами. И когда нам удается в проективном материале, предоставленном клиентом, увидеть знакомый архетипический сюжет, здесь мы становимся ближе к конструктивной реализации его теневых влечений, высвобождая творческий ресурс Тени.
В качестве новых методов исследования Тени мы применяем такую разновидность арт-терапевтических методов диагностики, как синематерапия. Методологической основой синематерапии как диагностики является юнговский метод трансцендентальной функции, активизирующий процесс спонтанного воображения.
В своих работах, посвященных этому феномену, Юнг подробно описал, что спонтанное воображение является процессом имагинации архетипов. Будучи инициированным по методу трансцендентальной функции, процесс спонтанного воображения становится более осознанным и наглядным.
Используя те или иные стимулы, погружающие анализанда в состояние трансцендентальной функции, мы можем предполагать, что инициирован процесс имагинации того или иного архетипа. В этом плане кинематографические стимулы обладают особой эффективностью вследствие своей синкретичности и эмоциональной насыщенности. И история кинематографа, и его современность демонстрирует нам, что тема Тени является одной из ведущих.
Первый фильм о “Фантомасе” был снят в 1913 году, “Франкенштейн” – в 1910 году, фильм о вампире “Дракуле” – в 1921 году. В наше время тематика Тени переживает в кинематографе перманентный ренессанс. Есть целый ряд произведений, общепризнанно ставших классикой “теневого” кинематографа. Например, одним из таких классических произведений является фильм “Основной инстинкт”, главная героиня которого олицетворяет собой одну из наиболее ярких теневых фигур – социопатическую.
Проводя амплификацию материалов проективной диагностики участников терапевтически-развивающих программ, проводимых Ассоциацией глубинной психологии “Теурунг”, мы можем выделить наиболее часто-встречающиеся архетипические сценарии и связанные с ними модели поведения. Далее рассмотрим основные из них.
Архетип Астарты
Архетипическая фигура Астарты
– олицетворение яркой, откровенной, безудержной женской доминантности, реализуемым благодаря страстным, мощным эротическим порывам. Образ Астарты, послужил основой для культов греческой богини Артемиды и римской Весты.
Под влиянием такой теневой фигуры проявляется несокрушимая уверенность, свирепость, буйство, стремление к власти. Священными животными Астарты были львы и леопарды, а кровавый культ служения этой богини предполагал человеческие жертвоприношения. Финикийская богиня является воплощением женской агрессивности, ярости свирепой хищницы, но при этом агрессия не является злобной – скорее, это избыток жизненной энергии, стремление влияния в мужском мире.
Астарта в древние времена была покровительница безумной любви, которая обрушивалась женщиной на мужчину и сводила его с ума, как стремление проявить власть над мужчиной для получения экстатического, ослепляющего наслаждения.
Богиня, олицетворяющая женское господство над мужчинами, проявляется в психике женщины как потребность доминирующей власти, основанной на сексе и агрессии с бурными яркими эмоциями, не подлежащими ограничениям.
В этом архетипическом сценарии Тени мужчине во власти любовного безумия предстоит пасть жертвой такой роковой любви, в которой женщина выступает сексуальной хищницей.
Архетип Скади
Архетип Скади
– божество из древнескандинавских верований. Скади, богиня зимы, была дочерью великана, пришедшей отомстить за смерть отца. Фигура очень похожа на древнегреческую богиню Артемиду, относящаяся к категории амазонок, однако характерной особенностью архетипического сценария Скади является решительная, жесткая и бескомпромиссная борьба за правду. Она, подобно волчице-одиночке, выступает олицетворением бесстрашия и эффективности, хладнокровия и свирепости, всегда следует своим принципам.
Эта архетипическая фигура дает человеку и желание, и возможность бросить вызов как социальной группе, так и всему обществу – выступить против несправедливости. Для такой теневой фигуры характерна не агрессия, а поиск правды, под ее влиянием человеку становится очень важно формирование собственного мировоззрения, предъявление чести и достоинства, обозначение категорий добра и зла, возвышенного и низменного в прикладном значении. Резкая, откровенная, прямолинейная натура Скади, лыжницы – хозяйки горной северной страны, – не теоретик справедливости, а практик.
Она утверждает справедливость везде, где находится и видит нарушения, а не будучи сдерживаемой, становится беспощадной в своем стремлении к перфекционизму и совершенству правды, приводящее к тому, что люди рядом с ней должны быть на одном уровне морали, этики, достоинства и отваги, иначе она поступает с ними как с преступниками. Особенно достается мужчинам, проявляющим слабость.
Архетип Артемиды
Архетипическая фигура Артемиды
– богини охоты и Луны: женщина-амазонка, которая может представать в различных обликах от воительницы до ведьмы-соблазнительницы. Джин Шинода Болен, в описании данного архетипа делает акцент на том, что Артемида персонифицирует независимость женского духа.
Как архетип, она дает женщине право преследовать свои собственные цели в избранной ею самой области и способность полностью сосредоточиться на важном для нее предмете и не обращать внимания на нужды окружающих. Значительная часть ее души не принадлежит никакому мужчине.[2]
Артемида (Диана у римлян) — богиня охоты и Луны. Любимая дочь Зевса и Лето, стройная Артемида весело скитается по диким лесам, лугам и холмам в окружении преданных ей нимф и охотничьих собак. Она — меткий стрелок, одета в короткую тунику, вооружена серебряным луком, за плечами у нее колчан со стрелами. Артемида также изображалась как богиня Луны — с факелами в руках и с нимбом из звезд и Луны вокруг головы. [2]
Мы можем предположить проявление аспекта эротичности, связанного с провокативностью. Под влиянием архетипа Артемиды женщина бросает вызов мужчинам, проверяя их на прочность и, одновременно, исследует и саму себя, затевая обоюдный эксперимент тестирования чувств. В результате таких провокаций и соблазнительных чар, помрачающих сознания, Артемида помогает самой себе разобраться в своих собственных переживаниях.
Вовлекая мужчину в конкуренцию, пытаясь ослабить его волю, оскорбляя и провоцируя его в теневых проявлениях, она проделывает некий эксперимент – насколько крепок окажется мужчина, насколько он великодушен и насколько далеко позволит зайти ей в своей конкуренции. А вот результат таких опытов непредсказуем, ведь женщина не имеет представления об итоге, ведь ее вдохновляет сам процесс состязания с мужчиной и, если он оказывается достойным противником, для нее это самая лучшая награда, лучший результат ее усилий.
Архетип Афины
Среди архетипических сценариев женщин-амазонок, только уже с ярко выраженной рассудительностью и уравновешенностью, можно выделить Афину.
В древнегреческой мифологии Афина была верной дочерью своего отца Зевса, а в своей непреклонной воле и ясности разума она даже нередко превосходила верховного бога Олимпа. В мифах мы находим немало примеров того, как Зевс падал духом и даже впадал в страх, а его дочь – ясноокая Афина, как ее называли греки за ее голубые глаза, внушала своему отцу отвагу, в результате чего Зевс вдохновлялся бесстрашием Афины и одолевал своих врагов.
Как внутренняя фигура Афина – это, прежде всего, стремление к безоговорочному успеху, но основанному на собственных интеллектуальных и волевых усилиях. У дневних греков Афина была покровительницей спрогнозированной победы – осознанной и разумной.
Под влиянием теневой фигуры Афины у женщины возникает желание воодушевляюще воздействовать на значимого для нее мужчину подобно тому, как сама богиня влияла на своего отца Зевса и других смертных героев (Персея, Ясона, Ахилла, Одиссея, Ореста), выступая на стороне патриархата и вдохновляя их не подвиги, о которых они даже не могли помыслить. Из всех качеств и психических процессов такая теневая фигура как Афина, прежде всего влияет на волю человека, делая ее практически неуязвимой.
Архетип Феи Морганы
Часто в Тени мы видим такую архетипическую фигуру как Фея Моргана
– волшебницу, персонаж английских легенд артуровского цикла (в ее честь было названо природное явление – Фата-моргана, редкая и сложная природная оптическая иллюзия). Фея Моргана стала неотъемлемой частью легенд о Короле Артуре. Однако впервые о Моргане упоминается в примерно в 1150 году в произведении Гальфрида Монмутского “Жизнь Мерлина”(Vita Merlini). Нужно заметить, это было довольно короткое, но емкое упоминание: Моргана является самой сильной и прекрасной волшебницей из девяти своих сестер, проживающих на волшебном острове Авалон. Ее заботам поручили Артура, когда тот был ранен.
Архетип Морганы напоминает Артемиду, как чародейку и ведьму-приворотницу, она умеет создавать иллюзии и под влиянием этой фигуры женщина может вовлекать мужчину в мир причудливых фантазий. Однако, в отличие от Артемиды, которую интересует сам процесс, Фея Моргана интересуется целью – очаровать мужчину, пленить его, привязать к себе.
И не просто мужчину, а самого лучшего из них. В кельтских легендах Моргана очаровывает самого доблестного рыцаря – человека, выступающего образцом чести и долга, в результате его служением становится любовь к этой женщине. Он видит ее своей музой, ради которой совершает подвиги и все силы своего разума, отваги и воли направляет для того, чтобы превознести и порадовать свою прекрасную вдохновительницу.
Образ ведьмы воплощает в себе ум и силу женщины столь разительно отличающиеся от сознательного рационального мышления и степени женских амбиций. Ее ум и сила в значительно большей степени связаны с природой, сконцентрированы на внутренней жизни, которая возникает из бессознательного источника и не подчиняется законам логики и причинно-следственным связям. Ведьма оказывается вне сообщества и приносит в него новые сочетания хорошо знакомых ингредиентов. Она бросает вызов, пугает и служит источником вдохновения. Ее ум, если он востребован, становится мудростью. [3]
Фея Моргана – теневая фигура, которая побуждает женщину быть вознесенной на пьедестал, став объектом истинного страстного служения со стороны достойного мужчины.
Архетип Гетеры
Также часто мы встречаемся с архетипическим сценарием Гетеры
на светлом полюсе. Под влиянием такой теневой фигуры для женщины характерно стремление к ярким, творческим, чувственным удовольствиям – эротизму, прежде всего, в его психологическом аспекте. Для Гетеры важны чувства, ведь она – повелительница чувственных удовольствий, женщина-импровизатор, творящая в страстном и нежно слиянии с мужчиной.
В этом архетипическом сценарии женщина ощущает себя ценной, желанной, сладостной, получает удовольствие от самой себя и она жаждет слиться в этом упоении с мужчиной, разделить его с ним, наслаждаясь и собой, и партнером. В этом страстном и искреннем любовном слиянии стремится достичь экстатического состояния, когда ее индивидуальность меняется и открываются новые грани ее женской Души. То есть это не просто любовное удовольствие, это – чувственное творчество, раскрывающее в женщине что-то новое, неизведанное доселе.
Также часто в вытесненных теневых желаниях прослеживается архетипический сценарий
Гетеры
, но уже на темном полюсе. В Тени эта фигура проявляется влечениями роковой соблазнительницы, которая возбуждает в мужчине страсть, вовлекает его в себя, заставляет бросить все к ее ногам, а потом разбивает ему сердце и оставляет его опустошенным, отчаявшимся, безнадежным – посреди той разрушенной жизни, которой он пожертвовал ради нее.
Без преувеличения, эта фигура весьма небезопасна, потому что она пробуждает в женщине изощренную, садистичную жестокость. Выйти на конструктивное взаимодействие с такой теневой фигурой довольно сложно, поскольку чаще всего архетипический сценарий активизируется через желание мести. Попадание под влияние теневой фигуры Гетеры опасно тем, что по сути это запуск процесса внутреннего опустошения – разрушения без какого-либо потенциала созидания. Ведь месть стремится к тому, чтобы объект ее интереса вовсе перестал существовать.
Поэтому, при взаимодействии с Тенью такого содержания, необходимо проанализировать – кому хочется отомстить, какая именно душевная боль и страдания подталкивают женщину к реализации потенциала темной Гетеры разбить мужчине жизнь.
Чаще всего это связано с травматическим опытом, а когда нам удается определить истинную причину, использование потенциала такой личной Тени обретает разумный характер, например, формы возмездия – конструктивной агрессии, направленной на самозащиту или компенсации нанесенного ущерба, вразумления человека, находящегося в иллюзии.
Поэтому здесь самым ответственным является работа с истинными желаниями мести, которые должны быть осознаны и изменены. А на какой именно порыв – зависит от конкретной ситуации, ставшей причиной активизации мстительной темной Гетеры.
Среди теневых фигур, связанных с архетипом Гетеры можно выделить аристократичную куртизанку.
Под влиянием этой фигуры женщина становится не просто чувственной и сексуальной, она стремится к утонченным, аристократичным удовольствиям, вовлекая мужчину в изысканность. Она не просто эротичная Муза, ее влияние возвышающее, облагораживающее, пробуждает в мужчине высокие устремления, благородство, чувство собственного достоинства. Гетере-куртизанке удается сочетать страстный эротизм с возвышенностью и служением. Если женщине удается конструктивно взаимодействовать с этой теневой фигурой, она способна превратить мужчину в благородного дворянина, который, ради предмета своего обожания решится на выдающиеся неординарные поступки.
Архетип Электры
Также следует отметить фигуры Электры
– этот архетипический сценарий относится к психотипу женщин-амазонок. По мифу Электра была принцессой, любимицей отца – женщина-воин, решительная, амбициозная. На светлом полюсе – это папина дочь, которой все можно, а на темном полюсе ее привлекает власть. Характерной особенностью в таком архетипическом сценарии является сильно развита воля, что позволяет применять различного рода манипуляции для достижения своих целей.
По мнению Нэнси Картер, с юнгианской точки зрения Электра представляет собой папину дочку с негативным материнским комплексом, puella aeterna
(вечную девочку), застрявшую в пороговом состоянии между детством и взрослостью (как Персефона до ее похищения) [4]. Для Электры отцовские интересы – это идеал, которого она стремится достигнуть, и реализация ее жизненного предназначения. Также это является процессом противостояния фигуре Великой Ужасной Матери, чтобы впоследствии трансформировать ее в своем внутреннем пространстве.
В то же время, эта фигура очень честолюбивая и амбициозная, под ее воздействием женщина считает, что у нее в жизни серьезное предназначение и миссия, в которой она не самостоятельна – ей нужен идеал. В мифе об Электре для нее идеалом был ее отец – величайший царь древности Агамемнон, захвативший Трою, точно также и женщина под влиянием теневой фигуры Электры стремится найти некий идеал, цель или идею для того, чтобы наполнить свою жизнь высоким содержанием, сделать ее неординарной, выдающейся, устремленной к особенным достижениям.
Архетип Геры
Часто в Тени оказывается проявление архетипа древнегреческой богини Геры.
Величавая, царственная, прекрасная Гера, известная у римлян как Юнона, была богиней брака. Она — супруга Зевса-Громовержца (Юпитера у римлян), верховного бога Олимпа, который правил небом и землей. Считается, что ее имя означает «Великая госпожа», женская форма греческого слова hero. Греческие поэты при обращении называли ее «волоокой» — комплимент ее огромным и прекрасным глазам. Ее символами были корова, Млечный Путь, лилия и павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью — кормилицей, обеспечивающей всех пищей [2].
Такая фигура является олицетворением воли к власти, образцом выдержки и достоинства. Это – высокомерная королева, которая транслирует чувство превосходства, значимости, доминирования. Как теневая фигура, Гера пробуждает женщину бросать вызов окружающим, прежде всего, с позиции высокомерия, аристократизма и перфекционизма. Влияние архетипа Геры дает женщине ощущение внутреннего совершенства изысканности и безупречности, воздвигая непреодолимую границу со всем окружающими, менее достойными по ее мнению, обязанными ей служить.
В таком состоянии женщине трудно быть несовершенной, демонстрируя свое превосходства, она побуждает людей вокруг себя стремиться к утонченному элитарному восприятию и проявлениям, находясь рядом с ней. Она не конкурирует с другими женщинами, потому что считает, что соперничество она выиграла сразу и навсегда. На темному полюсе Гера олицетворяет ледяное высокомерие, презрение, которое заставляет даже самого наглого и самоуверенного человека ощутить себя нелепым простолюдином.
Конструктивная реализация потенциала теневой фигуры Геры может состоять в том, чтобы обличать низменные стремления, когда человек скрывает свои истинные намерения, порой, даже не осознавая этого. И в этом случае, уязвимость оппонента обнажается перед элитарностью и аристократизмом, ироничным юмором, ярким превосходством, транслируемыми архетипом Геры, благодаря которому также появляется способность пробуждать благородство, честь и достоинство, особенно, в мужчинах.
Архетип Плутона
У мужчин довольно часто мы встречаемся с проявлением архетипической фигуры Плутона,
а это – Тень Зевса. Под влиянием архетипа Плутона у мужчины проявляется воля к власти, доминирование, самоутверждение, предъявление авторитета и подчинение всего окружающего пространства своей воле. Но если Зевс это делает явно и открыто через интеллект, правила и организацию, то Плутон свою власть реализует тайно посредством личного неформального влияния, манипуляции, суггестии с использований разных способов внушения. Это – таинственная, вызывающая страх и любопытство фигура.
Плутон очень эффективно и незаметно умеет вовлекать людей в свои интересы, вызывает у окружающих чувство таинственно-восторженного обожания, рядом с ним люди ощущают себя перепуганными, но в то же время, любопытными детьми, которым он может приоткрыть завесу некой тайны и для этого они готовы сделать для него многое. Чаще всего под воздействием такой теневой фигуры, человеку на приходится прибегать к какому-либо давлению, устрашению – ведь он очень хорошо умеет разжигать в людях любопытство и таким способом вовлекать их в реализацию своих целей.
Архетип Аттиса
Не менее часто во внутреннем мире мужчины проявляется теневая фигура, соотносимая с архетипом Аттиса
– по мифу, прекрасного юноши, на которого богиня Кибела обрушила свою страсть. Аттис – греческий бог Фригии (область в Малой Азии), связан с великой римской богиней земли Кибелой, дарительницей плодородия. Согласно одному древнегреческому мифу, Аттис, сын некоего фригийца, неспособный к де-торождению, учреждает в честь богини Кибелы празднества – оргии, но его убивает кабан, посланный Зевсом. По другой версии Аттис – прекрасный юноша, которого полюбила сама Кибела, и, когда он собрался жениться на царской дочери, Кибела из ревности наслала на него безумие, и он погиб, а раскаявшаяся богиня попросила Зевса сделать тело возлюбленного вечно юным и нетленным.
Мария Луиза фон Франц пишет о том, что Аттис, возлюбленный сын Великой Матери, воплощающий вечную, нестареющую божественную юность, представляет паттерн риег aeternus
, вечно прекрасного юного бога, который никогда не грустит, ему не знакомы человеческие ограничения, увядание и смерть.
Многие молодые люди, имеющие ярко выраженный материнский комплекс, подобно этому богу, в какой-то момент понимают, что сама жизнь не позволяет им оставаться вечно молодыми; юность должна закончиться. Их будущее видится блестящим, полным изобилия, славы и богатства; но мы знаем, что ничто никогда не продолжается вечно – всему наступит конец из-за воздействия темной стороны жизни. А потому этот юный бог всегда умирает рано, пригвожденный к дереву, которое снова становится ему матерью. Материнское начало, которое прежде его породило, забирает его к себе обратно таким ужасным образом, и там его настигает увядание и смерть. [5]
Чаще всего, теневое влияние такого архетипического сценария в психике мужчины характерно желанием стать восхитительной, желанной, обожаемой жертвой женской страсти, погрузившись во всю глубину и необузданность ее эротических устремлений.
Архетип Ареса
Среди вытесняемых у мужчин внутренних фигур мы также сталкиваемся с проявлением архетипического образа древнегреческого бога войны Ареса.
Как мужская теневая фигура он близок к женской фигуре Темной Гетеры, излучающей неистовую жажду мести, разрушения, опьянение кровью. Если просыпается архетипический сценарий Ареса, мужчине хочется войны и агрессии, поскольку через такие проявления он ощущает полноту жизни. Это яростная фигура лишает мужчину восприимчивости к каким-либо правилам, разумным аргументам, он начинает действовать под влиянием настроения, не включаясь ни в какие убеждения.
В то же время, Арес очень чувствительный к женским влияниям, по мифу единственная женщина, которая умела влиять на Ареса и пользовалась этим охотно – была Афродита, богиня любви. И женщина, под влиянием архетипа Светлой Гетеры обладает чарующим влиянием на мужчину Аресу, рядом с ней этот свирепый хищник превращается в страстного, любвеобильного любовника. Кроме того, в своем конструктивном проявлении, фигура Ареса в Тени содержит большой потенциал борьбы за правду, он способен стать благородным разбойником, рыцарем без страха и упрека, который сражается с противниками и ему все равно, сколько их и насколько они сильны, ведь он защищает свои идеалы справедливости и ему нет дела до препятствий.
————————–
Как мы видим, из вытесненных в Тень влечений, которые очень часто проявляются в результате терапевтической работы на программах Ассоциации глубинной психологии “Теурунг”
, отмечаем такие, которые связаны с либидо – проявлением чувственных удовольствий и агрессией. И это не удивительно, ведь во времена Фрейда под главным табу была телесность, а сейчас вытеснение сместилось на душевность и доверительность переживаний.
Теневые желания чаще всех остальных «стучатся» из бессознательного, особенно те, которые являются одними из самых запретных. Хотя сексуальная революция произошла уже давно, эротические теневые желания остаются ограниченными до сих пор. Чувственность, особенно доверительная, опирающаяся на глубоко личные, ау тентичные переживания эротических партнеров в наше время, ориентированное на телесность, отчетливо табуирована, а романтичность и сензитивность воспринимаются источником уязвимости.
Поэтому важной задачей является выявить, какие аспекты чувственных доверительных отношений вытеснены в Тень, определить возможности их принять и реализации в отношениях без опасности их разрушения. Расширение диапазона сексуальных влечений через взаимодействие с Тенью дает новый импульс отношениям и открывает в человеке новую энергетику удовольствий и жизненной активности в целом.
Итак, на основании проведенного исследования,
мы можем сделать следующие выводы:
Тень является самым динамичным ресурсом индивидуации.
Динамизм влияния Тени связан с конфронтацией Супер-Эго. Это означает, что те жизненные сценарии индивидуации, которые инициированы Тенью, неизбежно предполагают экспансию в ближайшее социальное окружение и трансформацию социально-ролевой структуры личности.
Преобладающими интенциями Тени являются либидо и агрессия. Под влиянием современных моделей культуры, связанных с публичностью, обществом потребления и гедонизмом, теневыми становятся сентиментально-романтические, доверительно-близкие либидиозные влечения. И теневая агрессия носит прежде всего контркультурный характер. В сущности, именно такую теневую агрессию описывает Герберт Маркузе в своей философской концепции “великого отказа”, изложенной в работе “Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества”[6].
Важнейшей задачей аналитика в работе с клиентом является найти наиболее конструктивные формы такого влияния Тени, которые приводили бы не к разрушению социального статуса и изгойству личности, а напротив, к формированию позиции самодостаточности, лидерства, социального конструктивизма. Для этого мы опираемся на понимание аутентичности эго, являющееся развитием идеи Юнга anima media natura –
“душа связующей природы”.
“В нашей терапевтической и исследовательской работе мы используем метод трансцендентной функции как основной метод диагностики защитных механизмов бессознательного. Опираясь на одноименную работу К.Г.Юнга, мы исходим из высказанной им мысли, что процесс активного воображения является «наиболее эффективным способом выведения на поверхность того содержимого бессознательного, которое располагается сразу же за порогом сознания и, будучи подвергнуто активизации, как правило, спонтанно врывается в осознающий разум». И К.Г.Юнг, и все его последователи обращают внимание на то, что содержания сознания и бессознательного весьма редко стыкуются друг с другом. Антиномичные позиции бессознательного не представляют особой угрозы для эго до тех пор, пока не обретут избыточный энергетический заряд. Это, в свою очередь наблюдается тогда, когда рационалистическая направленность сознания становится излишне концентрированной, а, следовательно, препятствующей любому проявлению иррациональности. Если противостояние тенденций сознания и бессознательного становится антагонистичным, то возникает угроза прорыва антиномичной тенденции бессознательного в сознание.
Однако именно соединение тенденций сознания и бессознательного приводит к образованию трансцендентной функции, которая, кстати, и называется так, потому что позволяет осуществлять переход от бессознательного к сознанию не утрачивая содержания первого. К.Г.Юнг называет это метод конструктивным или синтетическим и результатом этого синтеза являете прозрение анализанда. Теоретически транцендентной функцией выступает то самое переходное пространство психики, которое К.Г.Юнг назвал «anima media natura». Однако даже для нетравмированной личности использовать эту функцию самостоятельно – задача предельной сложности. Для травмированной же это вообще невозможно, поскольку защитные механизмы бессознательного дезинтегрируют переходное пространство психики.
Аналитик, таким образом, выступает в качестве внешней интегрирующей силы для «anima media natura» анализанда, т.е. выполняет трансцендентную функцию. К.Г.Юнг отмечает в связи с этим особую важность переноса для процесса анализа, поскольку именно с помощью переноса анализанд «делегирует» трансцендентную функцию аналитику. Логично, что это может приводить к очень сильной привязанности анализанта к аналитику, что, конечно, имеет и свои негативные стороны.” [7]
Статья Феномен Тени. Теоретическое исследование
Ирина Калинина
аналитический психолог, юнгианская психотерапия, практикующий консультант в сфере глубинной психологии, руководитель киевского отделения Ассоциации глубинной психологии Теурунг
- Роберт Джонсон. Как овладеть своей тенью. Глубинные аспекты темной стороны психики. /
Перевод с англ. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014 – 96 с. - Болен Джин Шинода. Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни женщин
/ Джин Шинода Болен; [пер. с англ. Г. Бахтияровой]. – М.: Свет, 2018. – 384 с. С. 58-102. - Энн и Барри Уланов. Ведьма и Клоун. Два архетипа человеческой сексуальнрости. Часть 1
– М.; “Касталия”, 2020. – 384 с. - Картер Нэнси, Комплекс Электры в психологии женщин:
пер. с англ./Под ред.и с послесл. Л.А.Хегая. – М.: ЛЕНАНД, 2018 – 160 с. С. 09 - Франц М.-Л.фон Ф Феномены Тени и зла в волшебных сказках
/ Пер. с англ. В. Мершавки. – М.: Независимая , 2010. – 360 с. - Одномерный человек. М.: «Refl-book»,
1994. — 368 с. - Сагайдак А.Н. Anima media natura как юнгианский подход к психике
/ А.Н. Сагайдак //История российской психологии в лицах. Дайджест. – 2020. – №6. – с. 153-162
Феномен Тени. Теоретическое исследование
Вам понравилось? Поделитесь ссылкой в соцсетях:
Персона
Персона — это маска, которую мы надеваем для взаимодействия с обществом; своеобразный КОМПРОМИСС между Эго и социумом. Но нужно чётко понимать, что этот компромисс неравноправен. Мы просто принимаем условия игры, которые диктует нам общество. Оно нас нагибает, а мы делаем вид, что это обалдеть какая выгодная сделка и именно этого мы всю жизнь и хотели.
Персона представляет собой субличность, обладающую набором характеристик, которые поощряет социум. Этот набор включает в себя как отдельные качества («в любой ситуации делать вид, что всё хорошо», «стремиться к тому же, что и все» и т. д.), так и целые готовые КОМПЛЕКТЫ качеств — в частности, профессию и роль в семье.
Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев Персона неумолимо и незаметно ПОГЛОЩАЕТ наше Эго, и нам начинает казаться, что Персона — это и есть наше истинное «я». Мы трусливо закрываем глаза на тот факт, что в таком липовом «я» нет ни капли индивидуальности.
Образно говоря, Эго — это Человек, проглоченный Китом-Персоной и уснувший в его тёплой утробе. Этот сон отупляет и обездвиживает Эго, и оно медленно умирает — вместо того, чтобы взрезать брюхо толстомясому чудовищу и выбраться наружу, на СВЕТ.
Попробуйте спросить себя: «Кто я в отрыве от своей социальной и семейной роли? В чём состоит моя индивидуальность? Или я — всего лишь набор стандартных моделей поведения, которые мне навязало общество?»
Это очень, ОЧЕНЬ тяжёлые вопросы, от которых люди бегут, как тараканы от дихлофоса.
Но именно с этих вопросов и, соответственно, с отделения Эго от Персоны начинается путь к себе каждого человека.
Вклад Карла Юнга в развитие представлений об архетипах психики человека
Карл Юнг является одним из основоположников психоаналитического движения. Совместно с Зигмундом Фрейдом он занимался исследованиями глубинной психологии и бессознательных проявлений психики человека.
В процессе своей научной деятельности он развивал подход Фрейда к психике человека как многоуровневой и многополюсной энергетически противоречивой системе.
В последствии Карл Юнг занялся отдельными исследованиями и сформулировал собственную теорию об особенностях аналитической психологии человека, которая оказала большое влияние как на психологию, так и на психиатрию и многие смежные науки.
По мнению ученого структура личности включает в себя три компонента: Эго, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Именно в коллективном бессознательном Юнг выделил подструктуры, которые были названы им архетипами личности человека.
Тень
В младенческие годы вы проявляли себя незамутненно и непосредственно, не заморачиваясь внутренней цензурой: вы с равным удовольствием пробовали и обнимать маму, и бить её по носу своим розовым детским кулачком, вежливо просились в туалет и молча срали посреди комнаты, дерзко отнимали у других детей игрушки и делились с ними своими, мечтали быть и министром, и дворником.
Тень — это обратная, тёмная сторона вас, она концентрирует в себе всё то, что вы отвергаете и считаете недопустимым
За какие-то из этих действий вы получали от своего окружения (сначала родителей, а потом и всего социума) конфетки, а за какие-то — пендали и подзатыльники. В итоге схемы «правильных», поощряемых обществом действий остались в вашем арсенале, а из «неправильных» и «нехороших» в вашем личном бессознательном сформировался некий образ, воплощающий животные инстинкты, нарушение социальных норм и прочее вытесненное неприемлемое поведение. Этот образ называется ТЕНЬЮ. Тень — это обратная, ТЁМНАЯ сторона вас, она концентрирует в себе всё то, что вы отвергаете и считаете недопустимым.
Обычно человека раздражают качества его Тени в других людях (особенно своего пола). Например, если вы девушка и вас трясёт от женщин, которые врут как дышат, не любят размышлять над проблемами бытия и упиваются нарциссизмом — можете быть уверены, что ваша Тень такая же как они — лживая, поверхностная и самовлюбленная. Вы ПРОЕЦИРУЕТЕ свое вытесненное внутреннее содержание на внешний объект, поэтому он у вас вызывает такую резко отрицательную, можно сказать, АФФЕКТИВНУЮ реакцию.
Важный нюанс заключается в том, что, вытесняя неприемлемые содержания, мы вместе с водой частенько выплескиваем ребенка. Т. е. если, например, у человека вытеснено в Тень такое качество как САМОУВЕРЕННОСТЬ, то в сознательной жизни он всеми силами ИЗБЕГАЕТ самоуверенного поведения — даже в тех случаях, когда оно реально необходимо (например, считает стыдным и недопустимым предложить свою кандидатуру на какую-то козырную вакансию, т. к. «это слишком самоуверенно, а самоуверенность — признак хамов, быдла и сволочей»).
Ещё более печально, что в Тень часто бывают вытеснены наши лучшие таланты и способности. Например, вы в детстве были невероятно артистичны, но родители были от этого в ужасе и убедили вас, что «кривляются только избалованные и плохие дети»; с тех пор вы считаете, что артисты — это извращенцы и дармоеды, а ваш талант, соответственно, вы наглухо загнали в Тень.
Поэтому важнейший шаг на пути самосовершенствования — перестать шарахаться от Тени, вступить с ней в диалог и не спеша разобраться, какие её черты можно взять на вооружение, ОБОГАТИВ таким образом свою личность. Это ещё более трудный шаг, чем отделение Эго от Персоны, но столь же необходимый.
Особенности проявления архетипа Тени по Карлу Юнгу
Карл Юнг выделял множество архетипов, но чаще всего в его исследованиях упоминаются:
- Персона,
- Анима и Анимус,
- Тень,
- Самость.
Рассмотрим архетип Тени более подробно.
Архетип Тени, выделенный Карлом Юнгом, по его мнению, является центром личного бессознательного человеческой личности, фокусом для материала, вытесненного из сознания. Данный архетип является некой обратной стороной «Я».
Данный архетип включает в себя имеющиеся у человека желания, воспоминания, переживания, отрицаемые человеком в связи с их несовместимостью с образом Персоны или противоречащие имеющимся в данном обществе социальным стандартам и идеалам.
Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Однако стоит отметить, что также, как и у Персоны, у данного архетипа есть две стороны и позитивным влиянием Тени является то, что она выступает в качестве источника творческих порывов человека и проживания глубоких эмоциональных состояний.
Архетип Тень находит свое выражение в теневой животной стороне личности человека и включает в себя социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы человека, присутствующие у него аморальные мысли и страсти. Одновременно с этим данный архетип способен выступать в качестве источника жизненной силы человека, творческого начала в его деятельности.
Карл Юнг в описании данного архетипа отмечал, что в функционировании данного архетипа решающую роль играет сознание, которое способно направить энергию Тени в нужное русло и способствовать тому, чтобы человек с одной стороны был способен к контролированию пагубных сторон своей личности, а с другой стороны имел возможность к открытому выражению своих желаний и импульсов и наслаждался здоровой и творческой жизнью.