Интересные факты о воображении человека в психологии

Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.

Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?

Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике. Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.

Отличия

Репродуктивное воображение — вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов. В отличии от продуктивного воображения, являющегося движущей силой синтеза — процесса создания принципиально новых конструкций и явлений в восприятии, обычно сопровождающего творческие процессы, репродуктивное воображение не достигает подлинного отрыва от текущих штампов и ограничений сознания, имеющих вполне закономерную, выверенную и устоявшуюся форму, созданную кем-либо ранее.

Тем не менее, репродуктивное воображение, никогда не являющееся точным воспроизводством конструкций, содержащихся в памяти (иначе бы в этом не было элементов воображения), имеет значительно более широкий практический спектр и масштаб применения в жизни человека, чем воображение продуктивное. Кроме того, продуктивное воображение всегда опирается на мощный и глубокий слой опыта репродуктивного воображения, поскольку допускаемые им регулярно элементы новизны, возможности выйти за пределы заранее заданных норм, видимо и создают в сознании способность, некую «натренированность», позволяющую совершить продуктивный прорыв в области созидательного синтеза.

Талантливые ученые, писатели, художники и музыканты, делающие открытия и создающие гениальные произведения искусства, нередко и в личном, и в социальном аспектах выходят за рамки общепринятых адаптационных поведенческих норм, что подтверждает зависимость силы продуктивного воображения от способности человека игнорировать устойчивые, сформировавшиеся штампы сознания. Однако, в области своей профессиональной деятельности эти люди всегда прекрасно осведомлены обо всех предыдущих достижениях и устойчивых ракурсах восприятия, и это говорит о том, что и репродуктивное воображение они используют с не меньшей степенью активности. Иначе эти талантливые люди просто каждый раз бы «изобретали свой велосипед».

Создание образов

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.

Функции

Репродуктивное воображение, таким образом, позволяет человеку создать в своем сознании необходимую подготовку, эмоциональную и информационную базу для любых концептуальных прорывов, и служит надежной основой в практической плоскости применения и устоявшихся, и новых концепций.

Интуиция и разум, комбинируясь в определенной пропорции в любом из активных видов воображения, в репродуктивном воображении человека находят такой баланс, при котором новизна и усовершенствование смысловых или эмоциональных конструкций сознания не достигает стадии разрушения основ, чего стабильное сознание инстинктивно избегает. Судя по всему, репродуктивное воображение, по крайней мере отчасти, является защитным природным механизмом, позволяющим человеку избегать разрушения устойчивых штампов восприятия, последствия которого он еще не в состоянии адаптировать и использовать безопасно для себя или для общества, поскольку выход из устойчивых штампов даже в узко специализированной области влечет за собой возможность подобных алгоритмов поведения и в других плоскостях сознания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.

Однако житейское и научное определения человеческих фантазий очень сильно разнятся. В первом случае это лишь все нереальное, не соответствующее окружающей нас действительности, а следовательно, не наделенное никаким практическим значением. Ученые же не совсем разделяют мнение простых обывателей о том, что такое воображение. Определение его с научной точки зрения охватывает все стороны культурной жизни индивида и дает стимул для развития художественного, научного и технического творчества.

Патологические формы пассивного воображения

В клинических проявлениях психических заболеваний оценка имеющихся у пациента особенностей проявления пассивного воображения чаще всего требуется при ярко выраженных проявлениях различных видов снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания. Также клиническую картину могут дополнять возникающие нарушения сна в связи с содержанием и характером сновидений.

Рассмотрим их более подробно:

  1. Онейроид — состояние, характеризующееся сновидным, грезоподобным помрачением сознания, которое может возникать вследствие различных травм черепа, обострения острых инфекционных заболеваний, проявлений лихорадки, интоксикации организма и при некоторых разновидностях острой шизофрении. При этом типе расстройства у пациента активизируются процессы воображения и создаваемые им образы проявляются в виде фантастических видений, которые напоминают псевдогаллюцинации.
  2. Еще одним проявлением больного воображения у человека является ониризм, заболевание при котором пациент не различает границу между образами воображения, приходящими к нему во сне и реальной действительностью. При этом сновидения не воспринимаются с необходимой критической оценкой после пробуждения. Иногда яркие сновидения случаются у больного и в дневное время, стоит ему только закрыть глаза. Бывает так, что пациенту даже нет необходимости закрывать глаза – у него возникают грезы в виде снов наяву или сна с открытыми глазами.
  3. Еще одной разновидностью нарушений воображения являются галлюцинации воображения, являющиеся разновидностью психогенных галлюцинаций человека, основа которых заключается в аффективно значимых и длительно обдумываемых в воображении идеях и образах.
  4. Еще одной патологической формой пассивного воображения является бред воображения, являющийся одним из вариантов бредообразования, источником которого выступает склонность к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. При этом у человека совершенно не нарушено восприятие, и он полностью ориентируется в пространстве и осознает особенности собственной личности.
  5. Существует также форма расстройства, называющаяся сновидными эпилептическими приступами, выражающимися в сновидениях с преобладанием в них красного цвета и сопровождающиеся ночными эпилептическими припадками.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

О феномене воображения

Человек – единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.

Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это познавательные процессы представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии – преобразование объективной реальности, в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.

Против вдохновения

Мы показали воображение как набор техник, которые можно сознательно применять: от самых небольших и самых общих («видение как», притворство, эмпатия) до конкретных алгоритмов (ретрополяция, создание новумов, перспективизм). Но часто воображение связывают с загадочными процессами, в которых человек будто бы не до конца контролирует и осознает себя. Говорят о вдохновении, инсайтах, полете фантазии.

Но что получится, если просто отдаться свободным ассоциациям? Если посмотреть на произведения искусства, авторы которых часто рассуждают о вдохновении, вместо сильной работы часто можно увидеть набор стереотипов, скрепленных в разных последовательностях. Это может работать, ведь эти стереотипы часто составляют наше общее естественное поле. Но по-настоящему сильные впечатления, тот самый утопический импульс мы получаем, когда сталкиваемся с идеями, которые идут против здравого смысла.

Собственно, здравый смысл — главный враг воображения, точнее, главная точка, к которой воображение интересно прикладывать.

Здравый смысл заставляет многих из нас думать, что посмотреть на мир глазами ягуара не выйдет; что жители Земли вряд ли когда-нибудь станут последовательными гермафродитами.

Но есть идеи, которые вроде бы шокируют куда меньше, но при этом кажутся совсем невозможными. Например, мысль о том, чтобы разорвать причинно-следственную связь между трудом и заработком: люди по-прежнему будут работать и производить товары, но деньги будут получать не за это, а в форме безусловного базового дохода — ежемесячных выплат для всех, которые не зависят вообще ни от чего и на которые можно вести достаточно приличную жизнь. Можете ли вы представить себя в таком мире через всё те же 50 лет? Какие ценности были бы в этой реальности, какие проблемы, какие профессии, какое искусство?

Если представлять сложно, то это не просто так: вера в то, что так быть не может, формировалась десятилетиями. Об этом пишут Ник Срничек и Алекс Уильямс в книге «Изобретая будущее», и это одно из самых ярких исследований здравого смысла за последнее время — с подробностями о том, как его выращивают в аналитических центрах, медиа, экономических программах и как он медленно проникает повсюду.

О мышлении и воображении

Советский психолог Лев Семенович Выготский называл два этих процесса близкими и по структуре, и по функциям. Им они характеризуются как чрезвычайно родственные, со схожими происхождением и строением. Говоря о том, что такое воображение в психологии, ученый считал его необходимым, неотъемлемым моментом мышления, особенно творческого, объясняя это тем, что процесс мышления включает в себя как прогнозирование, так и предвосхищение событий.

Различные проблемные ситуации заставляют человека думать, фантазировать, формировать в сознании представление о том, что можно сделать, укрепляющее мотивации поиска решения и определяющее его направление. Степень неопределенности спорных моментов жизни определяет важность роли воображения, осуществляющего свои функции даже при неполноте исходной ситуации, дополняя ее продуктами своей деятельности.

Школьники и подростковый возраст

У учащихся в младшей школе воображение проявляется через изобразительное и прикладное искусство. Им уже не так интересно использовать бытовые предметы, поскольку они умеют их создавать самостоятельно. В этот период они с легкостью могут решать различные задачи за счет своего воображения, в то время как у взрослого человека такой вопрос может вызвать трудности. В подростковом возрасте воображение позволяет адаптироваться в социуме и найти себя. Человек выстраивает в своем внутреннем мире сценарии и переживает их до тех пор, пока они не перестанут его беспокоить, а также примеряет социальные роли, что помогает определить дальнейшие приоритеты. И именно такое формирование собственного психологического пространства способствует формированию личности. Советский психолог Л. С. Выготский говорил, что фантазия позволяет создавать не только художественные произведения, но и научные открытия, поскольку является проявлением творческой деятельности и именно в переходном возрасте получает широкое развитие.

Закон эмоциональной реальности воображения Л. С. Выготского

Говоря о том, что такое воображение в психологии, нельзя обойти вниманием его связь с эмоционально-волевыми процессами, называемую, в соответствии с учением Льва Выготского, законом эмоциональной реальности воображения. Главное его проявление – это появление истинных, а не воображаемых эмоций при возникновении в человеческом сознании какого-либо образа. Это способствует воплощению в жизнь желаемого и предотвращению нежелательного психологического воздействия. Например, размышляя над какой-либо сложившейся ситуацией, человек может испытывать неприятные эмоции при обдумывании определенного варианта развития событий, что заставляет его искать другие пути для решения проблемы.

Продолжая тему того, что такое воображение и фантазия, следует упомянуть тот факт, что и тому и другому доступно влияние на человеческие эмоции и чувства. Ярчайшее проявление этого постулата – частая тревога по поводу не реальных, а воображаемых событий. Верный способ справиться с этим – изменить выдуманный образ. Это поспособствует снижению уровня тревожности и снятию психологического напряжения.

«Примерка» на себя переживаний других людей помогает сформировать и проявить по отношению к ним такие чувства, как эмпатия или сопереживание. Представляя в своем сознании при совершении каких-либо действий их конечный результат, человек побуждает себя к их совершению. Яркость образа напрямую связана с побуждающей силой, но главную роль играют его реалистичность и значение.

Воображение – один из значимых факторов, влияющий на всестороннее развитие индивида. Укоренившиеся в фантазиях идеалы, к которым человек стремится, пытаясь им подражать, становятся для него примерами, в соответствии с которыми он организует свою жизнедеятельность, личностное и нравственное развитие.

Роль воображения в жизни человека

Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.

Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.

Какими бывают человеческие фантазии?

Ранее мы в общих чертах уже говорили о том, что такое воображение. Определение и характеристики более узкого характера напрямую зависят от того, о каком его виде идет речь в каждом конкретном рассматриваемом случае.

Воображение делится на несколько типов.

По степени целенаправленности оно может быть::

  • активным;
  • пассивным.

По результатам:

  • продуктивным;
  • репродуктивным.

По степени волевых усилий:

  • произвольным;
  • непроизвольным.

Также воображение индивида может быть:

  • воссоздающим;
  • творческим;
  • реалистическим;
  • социологическим.

Активные фантазии

Отвечая на вопрос «Что такое активное воображение?», можно характеризовать его как процесс создания в мозгу индивида различных образов, реализующихся в будущем посредством практических усилий и действий и находящих свое отражение в продуктах человеческой деятельности. Такой вид фантазий порой является затратным по времени и требует приложения большого количества усилий. Тем не менее он способствует повышению творческого содержания и эффективности как трудовой, так и других видов деятельности индивида.

Развитие воображения у дошкольников

Примерно в 3 года у детей начинает активно работать воображение, оно проявляется в игре. Ребенок достраивает в своей голове образ на основе предмета, замещая его — например, «кормит с ложки» куклу или родителя, замещая ложку палочкой или любым похожим предметом. В это время у ребенка появляется понимание, что игра происходит «не по-настоящему», и важно создать правильные условия для дальнейшего развития воображения — подыгрывать. К 4 годам на смену замещению приходит намеренная замена одного предмета на другой. При этом предмет вовсе не должен быть похож на воображаемый объект, он может быть любой формы — например, кубик может быть машинкой, а карандаш — самолетом. Дети старшего дошкольного возраста уже умело оперируют созданными образами и достраивают их детали. У детей 5-6 лет воображение становится контролируемым, т.е. произвольным. Они могут планировать свою творческую деятельность — например, перед тем, как что-то нарисовать, они сначала продумывают образы в голове.

Пассивные фантазии

Говоря о том, что такое пассивное воображение, следует особо отметить тот факт, что оно никоим образом не толкает человека к совершению активных действий, а следовательно, не несет в себе никакого практического смысла. Его главное предназначение – удовлетворить амбиции человека нарисованными им же самым образами. Сам мечтающий в этом случае не стремится к воплощению своих грез в реальную жизнь или мечтает о том, что является невозможным. Такого человека называют утопистом или бесплодным мечтателем.

Грезы

Этот своеобразный тип фантазий характеризуется оторванностью от объективной реальности, и в большинстве случаев воплотить в жизни образы из них никогда не получится. Они представляют собой нечто среднее между галлюцинациями и мечтами, но следует помнить, что, в отличие от первых, грезы – это продукты активности нормального человеческого сознания.

Сновидения

Сны всегда представляли особый интерес для специалистов, изучающих деятельность мозга. Сегодня ученые склонны считать, что они отражают процесс обработки сознанием различной информации, причем сновидения не только функционально связаны с этой деятельностью, но и могут содержать человеческие мечты и грезы, а также новые ценные идеи и открытия. Здесь уместно вспомнить о русском химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, который, по легенде, именно во сне увидел периодическую систему элементов, названную позже его именем.

Произвольное воображение

Этот вид относят к осознанной, направленной деятельности, при которой индивид в полной мере понимает ее мотивы и цели. Его характеризует преднамеренное создание образов, а произвольность и активность воображения сочетаются различными способами. Яркими примерами пассивного произвольного воображения являются грезы, а активного — длительный целеустремленный поиск, характерный для творчества писателей, художников и работы изобретателей.

Воссоздающее воображение

Данный тип основывается на создании образов объектов, не воспринимаемых ранее индивидом в законченном виде, притом что он имеет представление о подобных объектах и отдельных их элементах. Наверное, все хорошо знают, что такое пространственное воображение. Но не каждый понимает, что оно и является воссоздающим. Все образы формируются в реальности посредством чертежей, рисунков и других подобных схем с использованием имеющихся относительно них знаний. Элементы отличаются большей гибкостью, разнообразием, динамичностью и носят репродуктивный характер.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Социологическое воображение

Сложно поспорить с тем, что жизнь отдельного индивида невозможно отделить от жизни общества. Говоря о том, что такое социологическое воображение, можно сказать, что это способность распознавать взаимосвязь всего, что происходит в реальности, с учетом структурных, культурных и исторических условий. В рамках этой разновидности также рассматриваются действия, совершаемые как отдельными, так и коллективными социальными субъектами, образующими сложное и разнородное человеческое общество.

Подробно поговорив о том, что такое воображение, выделив его различные виды и описав их особенности, можно смело сказать, что ни один из множества видов творчества невозможно представить без элемента фантазии, будь то наука, литература, живопись. В общем смысле — это предвосхищение того, чего пока нет, но что, может быть, станет частью нашей жизни. Воображение напрямую связано с интуицией, догадкой, озарением. Каждый человек в той или иной степени склонен фантазировать, однако не стоит забывать и о реальной жизни, чтобы грезы не стали болезненными галлюцинациями, а построенные воздушные замки не разрушились об серую повседневность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]