Синкретизм — философская, религиозная или другая система, которая стремится объединить несколько разных доктрин, направлений и др. Это эклектика, т. е. объединение в одно единое разнообразных идей, принципов или теорий. Соединение разнородных концепций.
Слово синкретизм произошло от греческого «sygkretismos» / «συγκρητισμός» — соединение, объединение.
Синкретичность — это слитность, неразделённость, неразрывность, нерасчленённость; характеризуется способностью совмещать несовместимые компоненты (например: «синкретичность культуры», означает «слитность» или «нерасчленённость культуры»).
Синкретический (синкретичный) — это то, что складывается из разнообразных и сложно разделяемых компонентов.
Синонимы слова синкретизм — эклектизм, слияние, смешение, слитность, нерасчленённость.
Синкретизм в лингвистике
Синкретизм в лингвистике — это связь между морфологией и синтаксисом, где различия, требуемые синтаксисом для совокупности слов, не осуществляются морфологией.
Например, в русском языке существует синтаксически значимое различие между именительным и винительным падежами. Его можно увидеть в различных формах слова «карета»: карета (именительный падеж) и карету (винительный падеж).
Некоторые другие существительные в русском языке не делают этого различия. Например, слово «портфель» в обоих случаях имеет одинаковую форму — «портфель».
Чтобы понять, присутствует ли синкретизм, необходимо присутствие различий в формах, связанных с синкретизмом.
Так происходит с двумя разными формами существительного «карета» (карета/карету) в предоставленном примере.
В примере карета/карету окончания разные и это означает, что синкретизма нет. А в примере со словом портфель окончания совпадают — значит перед нами падежный синкретизм.
Синкретизм часто ассоциируется с падежом, но может происходить в разных классах слов, включая: род, число, время и др.
Таким образом, присутствует падежный синкретизм, когда происходит совпадение окончаний именительного и винительного падежей, как в случае со словом «портфель».
Но может быть и синкретизм разных грамматических категорий (одно окончание имеет разные значения рода, числа и падежа; например, слово «ветка»: окончание «-а» даёт нам одновременно именительный падеж, женский род и единственное число).
Синкретизм в искусстве
Веры, культуры и обычаи отталкивались друг от друга и объединялись в процессе, называемом синкретизмом. Синкретизм в плане искусства — это смешение культур и идей разных мест. Отображение более чем одной религии или культуры, особенно в изобразительном искусстве.
Это примирение или слияние различных систем и убеждений, или попытка этого слияния.
Синкретическое искусство — это слияние несопоставимых элементов: изобразительного искусства, музыки, театра и танца.
Примером синкретизма в искусстве может быть всё, что хорошо комбинируется из разных культур или направлений. Например, танец сальса — это комбинация африканской, латиноамериканской и европейской культур.
Чемпионат мира по сальсе в Нью-Йорке
Чемпионат мира по сальсе в Нью-Йорке, 2020 год, Деклан Гузман и Наталья Виллануева.
Синкретизм первобытного искусства — культурология
Синкретизмом первобытного искусства считаются, как правило, слитность и нерасчленённость главных видов художественного творчества — изобразительного искусства, драмы, музыки и т. д.
Однако эта идея полностью не описывает того, что происходило. Самое важное в синкретизме первобытного искусства это то, что все эти формы творчества очень тесно соединены со всей многообразностью существования коллектива. В частности, с его трудами, обрядами, тотемическими и мифологическими героями и др.
Другими словами — это все коллективные действия, которые являлись важнейшей частью жизни первобытных обществ.
Доисторические наскальные рисунки, объект всемирного наследия ЮНЕСКО в Чаде.
Синкретизм в мифологии
В мифологии синкретизм послужил первоначальным категориальным и смысловым фундаментом и исходным художественным материалом для всех дальнейших проявлений духовного и словесного творчества. Но и для рационально-мыслительных созданий (в области философии, наук и т. д.).
При этом существовала прозрачность мифологического сознания, которая проявлялась в том, что первобытный человек полностью отождествлял показанную в мифе картину мира с реальностью (т. е. человек слепо верил, что его окружение именно такое, каким его показывала мифология).
Когда говорится про прозрачность мифа, имеется в виду, что человек видел всё через призму своего миросозерцания, но существование этой призмы игнорировалось (и пропадало концептуально-смысловое понимание мифа). Таким образом, миф и реальность сливались в одно целое.
Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреческой литературы
назад в содержание
Язык
- в историческом плане – сплав различных греч. диалектов (отдельных племен)
- метрический размер – гекзаметр:
-6 дактилических стоп (-uu), последняя обычно усеченная (двусложная)
-в каждой стопе (кроме 5) 2 кратких слога могут заменяться долгим →спондей (—)
-в середине стиха обычно цензура, которая делит стих на 2 полустишия
- 1/5 часть стихов – формульные стихи (повторяющиеся). В повторяющихся ситуациях (пир, жертвоприношение, поединки, начало прямой речи) В стиле поэм сохранилось много элементов, восходящих к песенной, полуимпровизационной стадии развития эпоса. Сюда относятся так называемые типические места, повторяющиеся всякий раз, когда повествование доходит до определенной точки в описании боя, пира, плавания корабля и т. п., например, описание пира:
- стремление к типизации:
-белокурые волосы – женщины и юноши (Ахилл, Аполлон, Менелай)
-темные волосы – зрелые мужи (Зевс, Агамемнон. Одиссей)
-постоянные эпитеты (корабли быстрые, Ахилл быстроног, ночь звездна)
Стиль
- постоянная и нарочитая архаизация в повествовании
- прошлое идеализируется
- нет ничего случайного (в схватке побеждает сильнейший, т.к. у него лучше оружие)
- объективность повествования – певец не анализирует, а лишь сообщает. Иногда авторское отношение прослеживается: Елена – виновница войны.
- речи героев традиционны, но связаны с обликом говорящего, часто даже индивидуализированы (речи 3-х посланцев к Ахиллу)
- развернутые сравнения, назначение которых – осветить прошлое. В них поэт сравнивает настоящий мир с героическим. Сюда относятся картины природы. В то время как эпос в общем рисует картину социального благополучия в героические времена, в сравнениях появляются неправедные судьи, бедная вдова-ремесленница, добывающая своим трудом скудное пропитание для детей.
- развернутые сравнения – самостоятельные художественные зарисовки. Но картины природы еще не связаны с настроением человека. Это не мирная природа, а буря, стихийные бедствия. В «О» сравнения более кратки и свободны, но получили широкое распространение (девушка =стройная пальма).
- темп рассказа не постоянен. Замедление темпа – «эпическое раздолье» — чтобы завладеть вниманием слушателя. В диалоге реплика всегда вводится формулой, указывающей, кому реплика принадлежит
- хронологическая несовместимость
Образы:
- много действующих лиц (люди, герои, боги)
- боги очеловечены – наделены добродетелями и пороками, но в больших масштабах
- боги бессмертны и диктуют свою волю (сны, знаменья)
- судьба сильнее богов (жребий)
- боги в «О» сильно отличаются от богов в «И». в О — живут своей жизнью (искл. – Афина, покровительница Одиссея). Люди – сильные, уверенные и энергичные.
Особенности эпического мировоззрения и стиля.
Первое – объем эпических поэм всегда значителен. Объем зависит не от желания автора, а от поставленных задач, кот в данном случае требуют большого объема. Вторая особенность – многофункциональность. Эпос – хранилище мудрости, воспитательная функция, хранилище сведений по истории, выполнял научные функции (хранил знания из разных областей). Это называется эпический синкретизм.
Образы приподняты над обычными людьми, они почти памятники. Все они возвышеннее, красивее, умнее обычных людей. Это и есть эпическая монументальность.
Три закона Эпического стиля:
1) Закон ретардации – нарочитая остановка действия. Ретардация помогает расширить рамки своего изображения. Ретардация – это отступление, вставная поэма. Повествует о бывшем или излагает взгляды греков. Поэмы исполнялись устно и во время ретардации автор и исполнитель пытается возбудить дополнительное внимание к ситуации: например, описание жезла Агамемнона, описание щита Ахилла
2) Закон двойной мотивации событий.
3) Закон хронологической несовместимости одновременных событий во времени. Два события, которые по существу должны происходить одновременно, излагаются не как параллельные, а как происходящие одно за другим. Закончив одно событие, рассказчик не возвращается назад, а переходит ко второму событию так, как будто то, о чем позже рассказывается, должно и произойти позже. Яркий пример: Приам и Елена разговаривают.
Эпические поэмы изобилуют повторами. До трети текста — повторы. Несколько причин: из-за устности поэм, повторы – это свойства устного народного творчества, фольклорное описание включает постоянные формулы, чаще всего это явления природы, снаряжение колесниц, вооружение греков, троянцев. Украшающие эпитеты, твердо закрепленные за героями, предметами, богами (волоокая Гера, Зевс-тучегонитель). Часто эпитеты настолько срастаются, что противоречат положению: «благородные» женихи в доме Одиссея. Эгист, убивающий Агамемнона, — беспорочный. Это фольклорные формулы.
Сочетание вымысла с деталями реалистической действительности. Грань между реальностью и фантастикой стирается: описание пещеры циклопа. Сначала все очень реалистично, но потом появляется страшное чудовище. Создается иллюзия объективности.
Поэмы написаны гекзаметром. Причем последняя стопа усеченная. Все античное стихосложение основано на строго упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов, причем количественное соотношение ударных и безударных слогов 2:1, но ударение не силовое, а музыкальное, основано на повышении и понижении тона
Эпическая поэзия возникла в 10 веке до нашей эры, поэзия Гомера – рубеж 9 и 8 века. Скорее всего, это не начало традиции – автор ссылается на предшественников и даже включает в текст отрывки из поэм-предшественников. «Одиссея» — Демодок, Фамир фракийский. Потом на гомеровские поэмы появляются пародии – «Батрахомиомахия» — борьба лягушек и мышей.
«Эпос» — «слово, рассказ». Он появляется как форма бытового рассказа о важном для истории племени или рода событии. Всегда поэтическое воспроизведение. Предмет изображения – история народа на базе мифологического восприятия. Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей). Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» означают одно и то же.
Образы воинов отличались многообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух одинаковых воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение жизни ничего измениться не может.
Когда герой охвачен противоречивыми чувствами и, наконец, принимает решение, поэт еще не умеет мотивировать его. (сцена в 1-й книге «Илиады», разгневанный Ахилл колеблется, вынуть ли ему меч и убить Агамемнона или сдержаться. Он уже извлекает меч, но затем опускает его обратно в ножны. Для того чтобы мотивировать эту смену настроений, поэту понадобилось «божественное» вмешательство: к Ахиллу незримо является богиня Афина и побуждает его к спокойствию).
Язык «Илиады» и «Одиссеи»» — искусственный поддиалект, на котором в жизни никогда не говорили. До 19 века господствовала точка зрения, что содержание обеих поэм – это поэтический вымысел. В 19 веке заговорили о реальности событий, после того как Генрихом Шлиманом была открыта Троя.
Носителями гомеровского языка считаются две категории людей: аэды и рапсоды. Аэды – сказители, создатели поэм, полуимпровизаторы, у них высокое положение в обществе, поэтому они имели право что-то изменять в поэмах. Гомер упоминал о Демодоке и Фамире фракийском. Некоторые семьи: Гомериды и Креофилиды. Чаще всего они были слепы, «Гомер» — значит, слепой. Это еще одна причина того, что многие считают, что Гомера не существовало. Рапсоды – только исполнители, не могли что-либо менять.
Ценности, которые интересуют Гомера: главное – проблема смысла человеческой жизни. Тема человеческого долга: перед родиной, перед племенем, перед предками, перед умершими.Формируются представления о человеческой дружбе. Одиссей и Диомед, Ахилл и Патрокл.
назад в содержание |
Вернуться на предыдущую страницу
Религиозный синкретизм
Практика синкретизма довольно распространена в большинстве современных религий и религиях прошлого. Например, иудейские идеи сыграли значительную роль в формировании христианства. Кроме этого, у христианства сейчас есть много деталей, которые не были характерны раннему христианству.
Например: Рождество с ёлкой и подарками является древним языческим ритуалом. Он был введён в христианство для облегчения обращения из старых религий в новую. То же самое произошло и с пасхальными яйцами — они были частью греческих и римских языческих традиций.
Если исследовать несколько религиозных направлений, то можно обнаружить синкретизм почти в любой современной религии.
Смотрите также значения Эклектика, Культура, Религия и Искусство.
Алевиты — исламские гумманисты
Алеви́ты [не путать с алавитами
Сирии] — субэтническая, религиозная и культурная община в Турции, Албании и Болгарии (несколько миллионов человек).
Место религиозного поклонения алевитов — дом, а не мечеть. Церемония состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе.
Ключевые принципы алевитов включают:
- Любовь и уважение ко всем людям («Важное дело — не религия, а человеческое существование»).
- Уважение к другим религиям и этническим группам («Если вы делаете больно другому лицу, молитва ваша ничего не стоит»).
- Уважение к рабочим людям («Величайший почёт — труд»).
Некоторые считают алевизм разновидностью ислама — подобно шиитам, алевиты почитают Али и двенадцать имамов. Однако, многие алевиты не считают себя шиитами. Алевизм также тесно связан с суфийским бекташизмом
: оба учения почитают Хаджи Бекташа, святого XIII века.
- Алевиты — Википедия.