Какими навыками должен обладать детский психолог?


Многие родители сталкивались с резким изменением в поведении ребенка. Он перестает доверять взрослым, замыкается в себе, становится неуправляемым, проявляет агрессию. Если разговоры и наказания не приносят результата, необходимо обратиться к хорошему детскому психологу. Только профессионал способен помочь устранить проблему и наладить отношения в семье. В каких случаях поможет детский психолог, и как найти квалифицированного специалиста, расскажем дальше.

Чем занимаются детские психологи?

Методы психологии Детский психолог – специалист, который занимается изучением психологии ребенка, закономерности поведения, коммуникаций, общего развития и приобретения необходимых навыков. Часто родители сталкиваются с трудностями в воспитании своих детей. Многие молодые семьи не знают основных правил, поэтому у детей возникают проблемы в общении со сверстниками, в детском саду, школе, на уличной площадке, даже в кругу семьи.
На помощь таким родителям и приходят психологи, которые не только осуществляют коррекцию поведения, но и дают советы по воспитанию детей. К такому специалисту можно обратиться еще на стадии планирования беременности – он поможет преодолеть многие страхи, связанные с родами, и первыми днями жизни малыша.

Проблемы поведения, требующие помощи специалиста:

Критерии готовности ребенка к школе

  • задержка в развитии;
  • опережение в развитии;
  • агрессия;
  • неврозы;
  • заикание;
  • проблемы приучения к горшку;
  • неуверенность в себе;
  • гиперактивность;
  • бесконтрольный страх;
  • адаптация к школе или детскому саду.

Родители могут обратиться к специалисту, если их малыш пережил сильный стресс:

  • потеря близкого человека;
  • развод;
  • появление в семье младшего братика или сестрички;
  • переезд на новое место жительства;
  • пережитая авария или сильный испуг.

Посетить специалиста необходимо при первых же подозрениях о возникновении проблемы – чем раньше начнется терапия, тем лучшими будут ее результаты.

Почему ребенку необходима помощь психолога?

Нередко в родительских кругах можно услышать мнение, что обратиться за помощью к детскому психологу означает признать ребенка ненормальным и расписаться в собственном бессилии наладить с ним отношения. Это неправда. Становясь старше и развиваясь, дети сталкиваются с определенными возрастными кризисами.

Чаще всего в числе детских проблем, связанных с возрастом, называется окончание школы, изменение гормонального баланса и тела. Немногие взрослые знают, что сознание меняется гораздо раньше – уже после рождения дитя ярко реагирует на окружающую обстановку, а после 3 лет начинает активно менять мир вокруг себя.

Аналогичные ситуации происходят примерно через каждые 5 лет. Малыш становится старше, а его отношение к окружающей действительности и сам мир вокруг меняются. Детское сознание становится иным и сталкивается с затруднениями, решить которые часто не может самостоятельно.

Занятые работой или друг другом взрослые часто не замечают, что их ребенок меняется и нередко сами провоцируют конфликт, возникающий между малышом и окружающей действительностью. В этом случае семейный и детский психолог большую часть работы будет проводить именно с родителями, чтобы помочь им правильно понять воспитательный процесс и по-новому оценить отношения в семье.

Одна из популярных проблем, встречающихся у детей , – это сильные страхи. Они могут мешать отношениям ребенка и окружающего мира. При этом взрослые могут не обращать на них внимания и считать беспочвенными. Детский психолог сможет выявить причину, вызывающую страх, и поможет разобраться с нею.

Детские невротические проявления – частая ситуация, с которой сталкиваются родители. Ребенок может грызть ногти, расчесывать кожу или вырывать волосы, испытывать частые позывы к мочеиспусканию или другие болезненные проблемы. Вместо посещения детского психолога, взрослые водят детей к врачам, которые чаще всего не находят никаких болезней.

У малышей до 10 лет невротические реакции в большинстве случаев проявляются через телесность. Аллергия, бессонница или сонливость, головные боли, простуды, неконтролируемое мочеиспускание, постоянные простуды сигнализируют о сложностях в детском внутреннем мире.

Чтобы не допускать ошибок, необходимо провести диагностику и удостовериться, что физических причин для заболевания нет. После этих действий следует обратиться за помощью к семейному и детскому психологу.

Чем отличается детский от обычного психолога?

Отличие психолога от психиатра
В первую очередь стоит разграничивать три близкие по звучанию, но совершенно разные по смыслу понятия:

  • психиатр;
  • детский психотерапевт;
  • детский психолог.

Первые два специалиста имеют высшее медицинское образование и могут проводить обследование, ставить диагноз и назначать лечение. Психиатры имеют дело со сложными психическими расстройствами, такими как:

  • шизофрения;
  • психоз;
  • невроз;
  • эпилепсия;
  • состояния после перенесенной черепно-мозговой травмы.

Виды неврозов
Психотерапевт применяет менее радикальные методы лечения:

  • беседы;
  • психоанализ;
  • гипноз;
  • телесная или арт-терапия.

Эти методы он применяет для решения следующих расстройств:

Арт-терапия применяется у детей с психическими расстройствами

  • депрессия;
  • апатия;
  • панические расстройства;
  • энурез;
  • неврастения;
  • нервные тики;
  • заикание.

Психологи могут консультировать детей, которые не страдают психическими заболеваниями и расстройствами, не имеют права ставить диагноз и применять медикаментозное лечение.

Особенности работы детских специалистов в том, что они имеют достаточно знаний об этапах развития ребенка, поскольку психика малышей кардинально отличается от взрослой. Такой специалист должен обладать следующими навыками:

  • устанавливать психологический контакт с ребенком. Обычно детям, которые имеют эмоциональные проблемы, трудно находить общий язык со взрослыми людьми, многие даже боятся зайти в кабинет;
  • детский специалист должен знать все вербальные и невербальные сигналы, которые подает малыш, потому что ему еще очень трудно сформулировать свои мысли;
  • к обычному психологу приходит взрослый человек, и они находятся на одном уровне. Ребенок же и взрослый изначально стоят в неравной позиции, у психолога могут быть соблазны командовать и заставлять выполнять определенные действия;
  • детский специалист должен быть в душе «немного ребенком», поскольку основные проблемы у малышей выявляются в результате ролевой игры.
  • советы детского психолога касаются и вопросов воспитания, поэтому он активно взаимодействует с родителями, проводит индивидуальные консультации и совместные занятия.


Что такое арт-терапия?

Зачем нужны детские психологи в дошкольных учреждениях и школах?

Как адаптировать ребенка к детскому саду
Основная задача психолога в детском саду – сделать его пребывание комфортным и удобным, помочь с адаптацией и научить взаимодействовать с другими людьми. Психолог в детском саду может помочь воспитателю установить контакт с малышом, а также выявить скрытые причины некоторых поступков и плохого поведения. Если у малыша выявлены нетипичные особенности в поведении, то в детском саду их необходимо корректировать, чтобы в школу он пошел, уже избавившись от основных проблем.

Детский психолог проводит консультации для родителей. Они могут быть двух видов:

  • по запросу родителей;
  • те, которые он планирует сам, на основании собственных наблюдений.

Первая встреча специалиста с родителями должна осуществиться еще до поступления малыша в детский сад. На такой встрече он должен объяснить этапы подготовки ребенка к новым условиям, чтобы адаптация прошла намного быстрее и безболезненнее.

Частые проблемы первоклассников

В течение года психолог в детском саду будет проводить лекции на актуальные темы по развитию ребенка. Такая лекция бесплатная, и ее посещение необязательно, но практика показывает, что прийти и прослушать нужно обоим родителям. Консультации проводятся и для родителей в детском саду, и воспитателям.

В школах работают педагоги-психологи, которые выполняют уже другие функции:

Советы родителям первоклассника

  • следят за атмосферой во всех классах;
  • помогают детям адаптироваться к новому месту учебы и коллективу;
  • работают с «проблемными» детьми (гиперактивными, изгоями, невнимательными, закомплексованными);
  • решают конфликты в коллективе;
  • консультируют педагогов по любым вопросам обучения и воспитания;
  • проводят тесты для определения уровня развития и эмоционального состояния;
  • проводят тренинги по предотвращению табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, зависимости от компьютерных игр;
  • подросток может обратиться за консультацией по поводу проблем в семье, личных переживаний, за помощью в выборе профессии.

Подростковый психолог консультирует родителей по вопросам развития и воспитания ребенка. Часто мамы обращаются с проблемой непослушания, в таком случае специалист будет изучать поведение родителей, как они формулируют свои просьбы, какие у них взаимоотношения в семье и прочие вопросы. Составив полную картину происходящего, специалист даст рекомендации, которые необходимо выполнять в точности с предписаниями и помнить, что это длительный процесс, поэтому бессмысленно ждать результатов на следующей неделе.


Адаптация ребенка к школе

Профессиональные качества психолога

Перечислим некоторые из профессиональных и личных качеств психолога:

  1. Квалификация психолога – обладание умонастроением ученика. Ученик – это не то, кто стал совершенным, а тот, кто способен учиться и исправлять ошибки.
  2. Личностная проработка себя. Психолог должен решить проблемы со своими эмоциями, т.е. с самим собой, с самыми близкими людьми, и с окружающими. Проработка означает понимание себя, присутствие долгосрочных эмоциональных отношений с родными и близкими.
  • Обладать внутренней гармонией и быть устойчивой личностью.
  • Психолог не должен отождествлять себя со своей профессией. Он не должен думать, что знает больше, чем остальные. Прежде всего, он должен находиться в смиренном состоянии ума, всегда понимая, что он является учеником.
  • Обладание профессиональными навыками. Психолог должен получить профессиональное образование.
  • Присутствие эмпатии (одновременно близость и дистанция). Это означает, что психолог не пытается изменить своего клиента насильно, внутренне не осуждает своего клиента и принимает его чувства, в то же самое время он способен отделиться от сопереживания и при этом может раскрыть скрытые ресурсы личности.
  • Умеет вести взаимоотношения с клиентом. В этом пункте важно то, что психолог умеет признавать собственные ограничения. Помимо психологической помощи психолог может дать поддержку для долгосрочного развития клиента.
  • Обладание конгруэнтностью. Это соответствие внутренним переживаниям о клиенте и внешней реакции на клиента. Следить за тем, чтобы не обманывать клиента, и говорить что-то не только потому, что это профессионально, а потому что действительно так думаем.
  • Присутствие проницательности, тактичности, умение слушать. Это означает замечать не только слова, но также жесты клиента, его мимику, наблюдать за его настроением. Часто то, что говорит клиент, расходится с его внутренним состоянием. Умение слушать включает себя внимание на сообщение клиента, на его личность, чтобы во время общения психолог был в контакте с чувствами клиента.

10. Умение замечать особенности клиента – природу его ума, отличительные особенности его воспитания, его национальности. Это не означает, что он оценивает человека, это означает учитывать некоторые особенности человека.

11. Умение направлять активность клиента. Клиент может увлекаться разными рассказами о своей жизни, которые могут уводить его от решения конкретной задачи. Психолог должен уметь узнавать, какие детали являются наиболее важными для конкретного запроса личности.

12. Иногда идти на риск. В этом пункте важно, что психолог, работая с разными людьми, также получает определенный опыт. Часто бывает, что в отношениях с разными людьми нужны совершенно новые подходы. Важно не бояться собственных ошибок, так как ошибки – это ресурс к росту. Конечно, психолог не должен пользоваться людьми, чтобы расти самому, но так или иначе он исследует область психики, где невозможно быть идеальным.

13. Важно обладать терпением и выдержанностью, проявлять настойчивость в процессе консультирования. Это позволяет клиенту с одной стороны, развиваться в своем ритме и принимать то, что он готов принять, с другой стороны не застревать в своих переживаниях.

14. Психолог должен обладать самодисциплиной и самоконтролем. Здесь важно, чтобы психолог обладал также внутренней этикой.

15. Обладание харизмой. Умение использовать яркие стороны своей личности, чтобы включить клиента в процесс.

16. Обладание личностной силой. Бывают ситуации, когда клиент проявляет разрушительную силу – повышает голос, сопротивляется. В эти моменты психолог может испытывать страх перед личностной силой клиента. Психолог должен уметь распознавать свой страх и принимать его, а не соревноваться с клиентом. И тогда он может продолжить работу с клиентом.

17. Быть непривязанным к положительным эмоциям клиента после сессии.

18. Давать время клиенту для переживания опыта.

19. Переживание положительного отношения к клиенту, заботу, интерес и уважение.

20. Сохранение собственных границ – не отдавать всю душу клиенту. Возвращать клиенту ответственность за свою жизнь, и осознание того, что он здоров.

21. Позволять клиенту быть тем, кем он есть, а не тем, кем мы хотим его видеть. Эта способность позволяет увидеть систему ценностей клиента, воздерживаясь от оценки. Принимать все стороны клиента, а не только те, которые нам нравятся.

22. Способность консультировать так, что бы не вызывать тревогу в клиенте. Способность создавать климат, в котором клиент свободен от страха оценивания со стороны консультанта.

23. Общаться на равных. Внутренний ребенок клиента будет стараться передать свою ответственность, чтобы его нянчили. Или же внутренний родитель будет стараться вести терапию так, чтобы подтвердить свои стереотипы, а не продвинуться в понимании себя.

24. Способность отнестись к клиенту так, чтобы увидеть его личность, находящуюся в процессе становления, а не как узника прошлого. Способность дорисовывать человека и видеть его развитие в перспективе.

Так, квалификация психолога предполагает достаточно большой спектр качеств, которыми он должен обладать. Каждое качество можно рассматривать под разными углами и раскрывать еще более детально.

Важно сказать, что главное в квалификации психолога – это человеческое отношение к людям, и смирение. Даже если такой человек, еще не развил в себе какое-то профессиональное качество, то он все равно будет способен оказать помощь.

Не менее важно, чтобы психолог оставался доступным в общении и умел общаться без применения каких-то техник, особых слов из психологического словаря. Тогда окружающие его люди смогут понять, что психолог такой же человек, как и все остальные. У окружающих не будет возникать ощущения, что их оценивают, анализируют или знают про них что-то такое, чего они сами о себе не знают. Доступность и простота психолога дает понять, что психология – это лишь инструмент, который можно применить при необходимости.

Автор: Дана Сатори, Обратная активная ссылка обязательна

В каких случаях нужно обратиться к детскому психологу?

Психологи советуют при первых изменениях в поведении ребенка обращаться к ним за консультацией — не стоит усугублять ситуацию долгим ожиданием и собственными мерами ее исправления, которые могут быть совершенно неверными.

С нарушением сна у ребенка поможет справится психолог

Консультация детского психолога может понадобиться в следующих случаях:

  • при нарушении сна;
  • частых истериках, длительном плаче;
  • после перенесенного стресса, вызванного травмой, испугом, потерей близкого человека или любимого животного;
  • во время развода родителей;
  • если диагностирован аутизм, синдром Дауна, ДЦП, олигофрения и прочие психические заболевания. В таком случае консультации носят рекомендательный характер, при этом не отменяются основные методы поддерживающего лечения.

Симптомы стереотипии
Детский психотерапевт может понадобиться в случае обнаружения следующих отклонений в психическом развитии:

  • аутоагрессии (самоизбиение, царапание, выдергивание волос);
  • аутостимуляции (вращение головой, кружение, зацикленность на одном предмете);
  • стереотипии (повторяющиеся, стереотипные движения).

Как определить, нужны ли услуги психолога?

С любой психологической проблемой у ребенка — лучше обратится к психологу
Определить изменения и отклонения в поведении ребенка можно по следующим признакам:

  • ярко выраженное проявление агрессии (дерется, кусается, кидается предметами в других детей, родителей, педагогов);
  • наблюдается эмоциональная расшатанность (неуправляемые капризы, частые истерики);
  • возникают неконтролируемые страхи (темноты, собак, воды, грозы и прочие);
  • малыш совсем неуверен в себе, пассивен, застенчив;
  • при явном проявлении ревности, например, к младшему брату;
  • слишком медлительный или, наоборот, гиперактивный;
  • частые простудные заболевания, без особых причин.

Педагоги в школе могут обратить внимание на изменение поведения ребенка на уроках и в окружении сверстников и рекомендовать родителям воспользоваться услугами подросткового психолога.

Нужно ли посещать семейного психолога родителям, если у ребенка проблемы?

На первый прием у психолога нужно прийти всей семьей
Психологи советуют совместные занятия родителей с детьми до трех лет, поскольку в этом возрасте малыш может совсем не воспринимать чужого человека. Родители во время таких занятий учатся по-новому общаться с ребенком, находить с ним контакт, правильно играть и взаимодействовать.

Детский психолог будет заниматься не только с малышом, но и корректировать поведение родителей. Часто взрослые переносят свои личные проблемы на детей, не уделяют им должного внимания, не занимаются и не играют с ними, срывают свою злость и недовольство жизнью. Это основные причины возникновения психологической неуравновешенности ребенка. Родителям, желательно обоим, обязательно следует посещать семейного специалиста вместе с детьми.

Аналитические навыки

У профессиональных детских психологов хорошая подготовка в области детского развития, детской клинической и возрастной психологии, а также в области детских психологических заболеваний. Они используют навыки критического мышления, чтобы выявлять причины детской депрессии, замкнутости или деструктивного поведения. Поэтому для правильной оценки психологических причинно следственных факторов клиницисты должны быть хорошими аналитиками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]