Волевые качества личности: их воспитание согласно святителю Феофану Затворнику в перспективе современной образовательной парадигмы

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия. Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Что такое воля

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Воля

I

Во́ля

способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. В. — специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В. характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребёнка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для её преодоления и осуществления намеченной цели (проявление «силы» В.).

Различные истолкования В. в истории философии и психологии связаны прежде всего с противоположностью Детерминизма и Индетерминизма: первый рассматривает В. как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным Предопределением — в супранатуралистическом детерминизме), второй — как автономную и самополагающую силу (см. Свобода воли). В учениях Волюнтаризма В. предстаёт как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности. Различие философских подходов к проблеме В. нашло своё отражение в психологических теориях В., которые могут быть разделены на две группы: «автогенетические» теории В., рассматривающие её как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт, Н. Ах, И. Линдворский — Германия и др.), и «гетерогенетические» теории, определяющие В. как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории В. — многие представители школы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс — Австрия, Э. Мёйман — Германия и др.), чувств (Г. Эббингауз — Германия, Э. Блейлер — Швейцария), комплекс ощущений (Ассоцианизм) и т.п.

Советская психология, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривает В. в аспекте её общественно-исторической обусловленности. Основным направлением изучения В. в советской психологии является изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из В.) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано советским учёным Л. С. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребёнка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия. Важную роль в изучении В. сыграли работы советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории установки (См. Установка).

Проблема воспитания В. имеет большое значение для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. В. тесно связана с Характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространённой точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект — основой мыслительных процессов, а темперамент — эмоциональных процессов.

Н. Г. Алексеев, Ш. Н. Чхартишвили.

В. и эмоции. Подобно другим видам психической деятельности, В. — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения. Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных — врождённая реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы. — Ред.), — писал И. П. Павлов, — всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своём пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 1, 1951, с. 343). По данным советского учёного В. П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, В. как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления («гипноз животных»), а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Для целенаправленного поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, «внутренняя помеха». Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций (См. Эмоции), точнее — обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, В. представляет собой самостоятельную форму его психической жизни. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), В. препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной В. с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

П. В. Симонов.

Лит.: Басов М. Я., Воля как предмет функциональной психологии, П., 1922; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, гл. 14; Веккер Л. М., К постановке проблемы воли, «Вопросы психологии», 1957, №2; Корнилов К. Н., Воля и ее воспитание, М., 1957; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Селиванов В. И., Проблема воли в советской психологии, «Вопросы психологии», 1964, №1; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Чхартишвили Ш. Н., Проблема воли в психологии, «Вопросы психологии», 1967, № 4; Lindworsky J., Der Wille, seine Erscheinung und seine Beherrschung, 3 Aufl., Lpz., 1923; Blondel Ch., Les volutions, в кн.: Traité de psychologie, par G. Dumas, v. 2, P., 1924; Lewin K., Vorsatz, Wille und Bedürfnis, B., 1926.

См. также лит. при ст. Свобода воли.

II

Во́ля

в праве, 1) элемент, определяющий сущность данного типа права, поскольку право есть всегда В. политически и экономически господствующего в обществе класса, выраженная в законах или иных юридических нормах, установленных или санкционированных государством (см. Право). 2) Волеизъявление участников разнообразных отношений, складывающихся в обществе между коллективами, организациями и гражданами; урегулированные правом, эти отношения принимают форму правоотношений (См. Правоотношение). Волеизъявление участников правоотношений может быть правомерным либо неправомерным. Правомерные волеизъявления направлены на установление, изменение или прекращение правоотношений; они проявляются в форме юридических актов, установлении плановых заданий, заключении договоров, издании приказов, распоряжений, типовых правил, подаче заявлений и жалоб гражданами. Для правомерного волеизъявления важное значение имеют наличие правоспособности (См. Правоспособность) и дееспособности (См. Дееспособность), как признанной законом возможности и способности своими действиями приобретать права и возлагать на себя обязанности. Закон охраняет условия свободного и нестеснённого волеизъявления и потому в случаях обмана, насилия, введения в заблуждение, совершения юридических актов лицами, обладающими незрелой и неполноценной В. (несовершеннолетними, душевнобольными и т.п.), устанавливаются условия недействительности таких юридических актов.

Неправомерными волеизъявлениями являются поступки лиц или организаций, нарушающие установленные правом нормы поведения. Эти нарушения состоят либо в игнорировании запрета закона, либо в невыполнении определённой юридической обязанности, либо в злоупотреблении своим правом. Преступления (См. Преступление), как наиболее опасные для общества правонарушения, влекут применение уголовной ответственности. Действия лиц, обладающих незрелой В. (например, малолетних), а также лиц, имеющих пороки вследствие душевной болезни или иных причин и не способных понимать то, что они делают, или руководить своими поступками, не считаются преступлениями (см. также Невменяемость).

В. П. Казимирчук.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. воля — орф. воля, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. воля — ВОЛЯ ж. данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума, Хомяков. Всякому своя воля. Своя воля, своя и доля. Своя воля (своеволье) царя боле. Толковый словарь Даля
  3. воля — [решимость] сущ., ж., употр. очень часто 1. Волей называют способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей. Сила воли. | Усилие воли. | Человек с сильной волей. Толковый словарь Дмитриева
  4. воля — Общеслав. Того же корня, что и велеть, но с перегласовкой о/е. Образовано с помощью суф. -j- от *volъ — тж. (ср. произвол). Этимологический словарь Шанского
  5. Воля — И, жен. Нов. Производные: Волька; Волюша; Волюка. Происхождение: (Употребление нариц. сущ. воля в качестве личного имени.) Словарь личных имен
  6. воля — Воля, воли, воли, воль, воле, волям, волю, воли, волей, волею, волями, воле, волях Грамматический словарь Зализняка
  7. ВОЛЯ — ВОЛЯ — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Большой энциклопедический словарь
  8. воля — I во́ля I., укр. во́ля, др.-русск., ст.-слав. волѩ θέλημα, γνώμη (Клоц., Супр.), болг. во́ля, сербохорв. во̏ља, словен. vólja, чеш. vůle, слвц. vol’a, польск. wola, др.-польск. wolá, вин. п. wolą (см. Лось, Jagić-Festschrift 336), в.-луж., н.-луж. wola. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. воля — В’ОЛЯ ***** человека, находящегося на свободе, не в заключении, не в тюрьме (воров. жарг.). Письмо товарищам на волю. | Освобождение крестьян от крепостной зависимости (·обл. ). Это случилось уже после воли. Толковый словарь Ушакова
  10. ВОЛЯ — ВОЛЯ — англ. will; нем. Wille. Желание и способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Социологический словарь
  11. Воля — Славута Топонимический словарь
  12. воля — Упорство, настойчивость в деятельности, в преодолении встречающихся препятствий. Великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая… Словарь эпитетов русского языка
  13. воля — ВОЛЯ Сознательная саморегуляция поведения и деятельности, обеспечивающая преодоление препятствий и трудностей на пути к цели. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию. — воля к победе. Словарь спортивных терминов
  14. воля — Желание, требование; свобода, вольность, приволье, раздолье Свобода воли Последняя воля ср. !! желание, свобода см. >> желание, свобода см. также -> выпускать на волю, давать волю, давать полную волю, железная воля, отдавать на чью-л. Словарь синонимов Абрамова
  15. воля — ВОЛЯ -и; ж. 1. Способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей. Сила воли. Усилие воли. Железная, слабая в. Нет воли у кого-л. 2. к чему. Толковый словарь Кузнецова
  16. воля — ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие. ○ — Вы постарайтесь это записать … для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля. Словарь антонимов русского языка
  17. воля — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  18. воля — • Безбрежная (Бальмонт). • Буйная (Полонский, Дрожжин). • Вольная (Бальмонт, Башкин, Блок, Коринфский и др.). • Всезрящая (Фет). • Гордая (Некрасов, Хомяков). • Дикая (Городецкий, Хомяков). • Железная (Гончаров, Тургенев, Фед.-Давыдов, Хомяков). Словарь литературных эпитетов
  19. воля — воля I ж. 1. Одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками. Толковый словарь Ефремовой
  20. воля — 1. ВОЛЯ1, и, ж. 1. Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли. Воспитание воли. 2. к чему. Сознательное стремление к осуществлению чего-н. В. к победе. Люди доброй воли (стремящиеся к добру, к миру; высок.). Толковый словарь Ожегова
  21. воля — Волей-неволей (разг.) — несмотря на нежелание, вынуждение; вынужденно, хочешь — не хочешь. ► Пошел сильный дождь, и волей-неволей приходится оставаться дома. Вольная птица (разг.) — человек, ни от кого не зависящий в своих действиях. Фразеологический словарь Волковой
  22. Воля — Сознательное и целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Медицинская энциклопедия
  23. воля — Общеславянское слово той же основы, что и велеть, но с изменением гласных с о на е. Этимологический словарь Крылова
  24. ВОЛЯ — ВОЛЯ — феномен саморегуляции субъектом своих поведения и деятельности, обеспечивающий векторную ориентацию имманентных состояний сознания на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на дистижении последней. Новейший философский словарь
  25. воля — Во́л/я. Морфемно-орфографический словарь
  26. воля — ВОЛЯ и, ж. vole f. карт. Все взятки. Сл. 18. <��играют в кадриль> [Советница:] В керах волю. [Сын :] Passe. (и все пасуют.) [Советница :] Они и они. [Бригадирша :] Что за околесица — они и они? Фонвизин Бригадир. Словарь галлицизмов русского языка
  27. воля — • железная ~ • крепкая ~ • настоящая ~ • непоколебимая ~ • несгибаемая ~ • несокрушимая ~ • сильная ~ • стальная ~ Словарь русской идиоматики
  28. воля — Древнерусское – воля (свобода). Старославянское – воля. Общеславянское – volja. Слово «воля» – славянское по происхождению, в лексике русского языка закрепилось в XI в. «Воля» – это «желание», «свобода», «приказание», а также «способность достигнуть намеченной цели». Производные: волевой, вольный. Этимологический словарь Семёнова
  29. Воля — Способность к целенаправленной и сознательной деятельности, нередко вопреки непосредственным побуждениям (желаниям, стремлениям), не детерминированным целью. Толковый словарь психиатрических терминов
  30. ВОЛЯ — ВОЛЯ (лат. voluntas) – специфическая способность или сила. В истории европейской философии понятие воли имело два основных значения: 1) способность разума [РАЗУМ]к самоопределению (в т.ч. Новая философская энциклопедия
  31. ВОЛЯ — (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии… Большой психологический словарь
  32. Воля — Способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Педагогический терминологический словарь
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

  • на простые;
  • сложные.

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов. С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Воля в психологии

С воз­ник­но­ве­ни­ем в кон. 19 в. пси­хо­ло­гии как са­мо­стоя­тель­ной экс­пе­рим. нау­ки про­бле­ма­ти­ка В. ста­ла од­ной из важ­ных её об­лас­тей. Изу­че­ние В. дол­гое вре­мя пред­став­ля­ло со­бой отд. об­ласть пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка; ны­не оно вхо­дит в сфе­ру пси­хо­ло­гии мо­ти­ва­ции и са­мо­ре­гу­ля­ции. Пси­хо­ло­гия рас­смат­ри­ва­ет В. в кон­тек­сте та­ких про­блем, как кон­фликт ме­ж­ду не­по­средств. по­бу­ж­де­ния­ми и соз­нат. ре­ше­ния­ми и оцен­ка­ми (борь­ба мо­ти­вов), пе­ре­ход от при­ня­то­го ре­ше­ния к на­ча­лу его реа­ли­за­ции (ини­циа­ция дей­ст­вия), уси­ле­ние не­дос­та­точ­но­го по­бу­ж­де­ния к дей­ст­ви­ям, оце­ни­вае­мым как не­об­хо­ди­мые (мо­би­ли­за­ция), пре­одо­ле­ние пре­пят­ст­вий по хо­ду дей­ст­вия (на­стой­чи­вость), сдер­жи­ва­ние не­по­средств. им­пуль­сов и по­бу­ж­де­ний (са­мо­кон­троль).

У. Джеймс сфор­му­ли­ро­вал гл. про­бле­му В. как пе­ре­ход от на­ме­ре­ния к его реа­ли­за­ции, от мыс­ли к дей­ст­вию. В 1-й тре­ти 20 в. наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ный вклад в экс­пе­рим.-пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния В. вне­сли Н. Ах, К. Ле­вин и Л. С. Вы­гот­ский. Н. Ах ввёл пред­став­ле­ние о це­ле­вой де­тер­ми­ни­рую­щей тен­ден­ции, ко­то­рая мо­жет управ­лять те­че­ни­ем пси­хич. про­цес­сов на­ря­ду с ес­теств. ас­со­циа­тив­ны­ми тен­ден­ция­ми и да­же про­ти­во­ре­чить им. Дей­ст­вие на ос­но­ве ак­та В. спо­соб­но пре­одо­ле­вать зна­чит. пре­пят­ст­вия, в ре­зуль­та­те че­го дей­ст­вен­ность при­ня­то­го на­ме­ре­ния да­же уси­ли­ва­ет­ся, в чём Н. Ах ус­мат­ри­вал сущ­но­ст­ный при­знак ак­та В. Ле­вин пре­одо­лел раз­рыв ме­ж­ду во­ле­вы­ми и мо­ти­ва­ци­он­ны­ми про­цес­са­ми, экс­пе­ри­мен­таль­но по­ка­зав, что со­зна­тель­но при­ня­тые на­ме­ре­ния влия­ют на на­ши дей­ст­вия так же, как по­треб­но­сти на­ше­го ор­га­низ­ма.

Л. С. Вы­гот­ский ус­мат­ри­вал в про­из­воль­но­сти гл. ха­рак­те­ри­сти­ку спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки: пси­хо­ло­гич. раз­ви­тие че­ло­ве­ка со­сто­ит в по­сте­пен­ном ов­ла­де­нии сво­им по­ве­де­ни­ем и пре­вра­ще­нии не­про­из­воль­ных пси­хич. функ­ций в про­из­воль­ные (см. Выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции). Ме­ха­низ­мом это­го ов­ла­де­ния вы­сту­па­ет со­ци­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие: ус­ваи­вая спо­со­бы, ко­то­ры­ми взрос­лый управ­ля­ет его по­ве­де­ни­ем, ре­бё­нок сам на­чи­на­ет при­ме­нять их для воз­дей­ст­вия на по­ве­де­ние взрос­ло­го, а за­тем об­ра­ща­ет их на се­бя, фор­ми­руя ме­ха­низ­мы про­из­воль­но­го управ­ле­ния собств. по­ве­де­ни­ем. При этом как управ­ле­ние др. че­ло­ве­ком, так и про­из­воль­ное управ­ле­ние сво­им по­ве­де­ни­ем но­сит опо­сре­до­ван­ный ха­рак­тер: к си­туа­ции под­клю­ча­ют­ся до­пол­нит. зна­ко­вые сти­му­лы-сред­ст­ва, ко­то­рые ме­ня­ют струк­ту­ру сил, влияю­щих на по­ве­де­ние. Т. о., Вы­гот­ский впер­вые по­ста­вил про­бле­му В. как пси­хо­ло­гич. тех­ни­ки со­знат. со­че­та­ния че­ло­ве­ком разл. по­бу­дит. сил и сти­му­лов.

Но­вые под­хо­ды к про­бле­ме В. поя­ви­лись в 1980-е гг. в Рос­сии и Гер­ма­нии. В. А. Иван­ни­ков обос­но­вал по­ни­ма­ние В. как раз­но­вид­но­сти ре­гу­ля­ции дей­ст­вия, ос­но­ван­ной на при­да­нии це­ли дей­ст­вия до­пол­нит. смыс­ла, сти­му­ли­рую­ще­го ли­бо тор­мо­зя­ще­го вы­пол­не­ние это­го дей­ст­вия (напр., дав обе­ща­ние или клят­ву что-то сде­лать, че­ло­век под­клю­ча­ет к мо­ти­ва­ции это­го дей­ст­вия мо­тив са­мо­ува­же­ния – ведь не вы­пол­нив обе­щан­ное, он уро­нит се­бя в гла­зах дру­гих и сво­их соб­ст­вен­ных). Нем. учё­ный Ю. Куль ввёл раз­ли­че­ние мо­ти­ва­ци­он­ных и во­ле­вых ас­пек­тов ре­гу­ля­ции дей­ст­вия, что по­лу­чи­ло раз­ви­тие в т. н. «мо­де­ли Ру­би­ко­на» Х. Хек­хау­зе­на, Ю. Ку­ля и П. Гол­вит­це­ра, вы­де­ляю­щей два со­стоя­ния со­зна­ния: мо­ти­ва­ци­он­ное, пред­ше­ст­вую­щее при­ня­тию ре­ше­ния о вы­бо­ре дей­ст­вия, и во­ле­вое, на­чи­наю­щее­ся по­сле при­ня­тия ре­ше­ния и свя­зан­ное с кон­тро­лем за вы­пол­не­ни­ем дей­ст­вий по его реа­ли­за­ции.

В кон. 20 в. про­бле­ма В. в пси­хо­ло­гии окон­ча­тель­но рас­тво­ри­лась в про­бле­ме мо­ти­ва­ци­он­ной и смы­сло­вой ре­гу­ля­ции и ут­ра­ти­ла са­мо­сто­ят. ста­тус. Её ме­сто за­ня­ли ис­сле­до­ва­ния субъ­ек­тив­ной при­чин­но­сти и са­мо­де­тер­ми­на­ции, на­ча­ло ко­то­рым бы­ло по­ло­же­но в 1950-х гг. ис­сле­до­ва­ния­ми ло­ку­са кон­тро­ля – ха­рак­те­ри­сти­ки то­го, в ка­кой ме­ре че­ло­век вос­при­ни­ма­ет в ка­че­ст­ве при­чи­ны сво­их дей­ст­вий се­бя са­мо­го ли­бо внеш­ние об­стоя­тель­ст­ва (амер. пси­хо­лог Дж. Рот­тер). Это при­ве­ло к раз­ли­че­нию внутр. мо­ти­ва­ции, вос­при­ни­мае­мой как по­бу­ж­де­ние, ис­хо­дя­щее из са­мо­го субъ­ек­та, и внеш­ней мо­ти­ва­ции, вос­при­ни­мае­мой как воз­дей­ст­вие внеш­них сил (амер. пси­хо­лог Э. Де­си). Внут­рен­не мо­ти­ви­ро­ван­ный че­ло­век бо­лее ус­пеш­но раз­ре­ша­ет внут­рен­ние и внеш­ние кон­флик­ты, пе­ре­хо­дит от за­мыс­ла к дей­ст­вию, пре­одо­ле­ва­ет пре­пят­ст­вия, кон­тро­ли­ру­ет свои им­пуль­сы, а че­ло­век, вос­при­ни­маю­щий се­бя как жерт­ву об­стоя­тельств и иг­руш­ку в ру­ках слу­чая, ли­ша­ет се­бя дос­ту­па к управ­ле­нию собств. по­ве­де­ни­ем. Ре­шаю­щую роль в раз­ви­тии спо­соб­но­сти ов­ла­де­ния сво­им по­ве­де­ни­ем иг­ра­ют осо­бен­но­сти вос­пи­та­ния, в ча­ст­но­сти эмо­цио­наль­ное уча­стие и под­держ­ка са­мо­сто­ят. ини­циа­тив ре­бён­ка, а так­же чёт­кое обо­зна­че­ние гра­ниц его сво­бо­ды и са­мо­стоя­тель­но­сти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]