Структура личности (по К.К.Платонову)
Структура личности субъекта — внутреннего состояния готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности.
В свою очередь механизм установки рассматривается не уровне неосознаваемой деятельности, с помощью которой осуществляется удовлетворение той или иной потребности.
Структура личности в понимании К.К.Платонова представляет собой соотношение биологического и социального на уровне четырех подструктур.
Многие теории личности подробно рассматривали проблему жизненного пути (судьбы) личности.
По сути о судьбе, т.е. истории и развитии человека можно говорить, имея ввиду только личностные качества.
Поскольку оценивать и анализировать жизненный путь человека исходя из свойств его темперамента или черт характера было бы несправедливым.
Судьба не задана и не может вершиться на основании биологических законов или психологических привычек. Человек на личностном уровне творит свою судьбу. Причем этот творческий процесс базируется на выборе смысла жизни.
Многие люди задаются вопросом, что для развития личности более значимо: получение смысла или его самостоятельный поиск. На этот вопрос по-разному отвечают представители религии и представители науки (философии).
Для первых, развитие личности немыслимо без получения человеком изначального смысла существования, предоставляемого свыше; для вторых — без приобретения смысла в процессе познания сущности бытия.
С точки зрения представителя гуманистической психологии В.Франкла, «поскольку жизнь является вереницей уникальных ситуаций и человек уникален как в сущности, так ив существовании, смысл его жизни также уникален», т.е. «нет такой вещи как универсальный смысл жизни, а есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций».
При этом все же следует помнить, что существуют смыслы, которые разделяют множество людей или они присущи людям определенного общества.
Такие смыслы обозначаются ценностями. Считается, что обладание ценностями облегчает поиск смысла. С точки зрения В.Франкла существенным является тот факт, что ценности, в отличии от смыслов, построены по иерархическому принципу, и человек волен выбирать ценности. Смыслы же опосредуются ответственностью и совестью.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дипломные
Контрольные
Курсовые
Рефераты
«Истинный смысл следует искать при помощи совести — исключительно человеческого феномена,» — писал В.Франкл.
Он ярко выразил свою позицию о смысле жизни в психотерапевтической беседе в камере смертников с приговоренным к казни, сказав, что «жизнь либо имеет смысл и в таком случае он не зависит от ее продолжительности, либо она не имеет смысла и в таком случае было бы бесцельным продолжать ее».
Существенными признаками экзистенциального существования человека, делающими его гармоничным, В.Франкл назвал:
- духовность;
- свободу;
- ответственность.
Духовность отражает нравственную сторону жизни, формируя качества личности, нацеленные на блага других.
Свобода представляет собой свободу по отношению к влечениям, наследственности и среде.
Экзистенциальный анализ признает человека не только свободным, но и ответственным. Человек, в первую очередь, ответственен за поиск и осуществление смысла и реализацию ценностей. По мнению В.Франкла он несет ответственность за наслаждение и ценность, влечение и смысл перед совестью и Богом.
Проведенный выше анализ теорий личности и современное положение в области клинической психологии показывает, что, наряду с понятием гармоничного характера, позволительно говорить о гармоничной личности.
Под гармоничной личностью мы понимаем индивида, который в процессе социализации осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующегося в своей жизни нравственными законами.
Можно утверждать, что гармоничная личность живет в соответствии с девизом: «Мне никто ничего не должен».
Этот принцип следует понимать как отказ от предъявления претензий окружающим (родителям, детям; государству и пр.) в случаях жизненных неудач.
В рамках психологии аномального и девиантного развития личности все перечисленные качества предстают инверсными. Ответственность заменяется долженствованием, самостоятельность — зависимостью, нравственность — безнравственностью.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА (1903-1979)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В отличие от многих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. Суть ее в том, что , по мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится ¨C создается общественными отношениями». Очевидно, что в основе представлений о личности лежит марксистский постулат о ней как о совокупности общественных отношений. На первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность». Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. А.Н. Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека. А.Н. Леонтьеву удается разграничить понятия индивид и личность. Если индивид
¨C это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающего его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформируемые, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.
Личность
тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа ¨C это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.
Другой столь же важный постулат ¨C это обращенное А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинщтейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагал: если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции» (активностью), то тогда справедливо: «внутренне (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».
Итак, развитие личности ¨C процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит в «отвязанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности»- отмечает А.Н. Леонтьев.
Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
По сути, потребность замещается мотивом, т.о. иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов.
В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций, — говорит А.Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношение между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива до рациональной оценки субъектом своей деятельности». Рациональная оценка, следующая за переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А.Н. Леонтьевым.
Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности».
Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);
степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (смыслов-целей);
Общая структура этих связей, мотивов-целей.
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Б.Г. АНАНЬЕВА (1907-1972)
По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.
Человек ¨C это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности ¨C как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность ¨C это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики.
Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.В. ПЕТРОВСКОГО
Определение личности, которое дает А.В. Петровский в своем учебнике по Общей психологии: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».
Понятие личность
относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность. Понятия
индивид, личность и индивидуальность
не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме отношения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более конкретном рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект¨Cсубъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредовании какими-то объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредуется объектом деятельности (субъект ¨C объект ¨C субъект).
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность
¨C сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность ¨C лишь одна из сторон личности человека.
Вопросы к экзамену
⇐ Предыдущая4
Уровни функционирования личности. Кто такие невротики, пограничники и психотики?
Бывает, что люди в поисках причин своего эмоционального состояния и поведения находят информацию о неврозах, ставят на себе штамп невротика, полагая, что им теперь только к психиатру.
Давайте разберёмся, что к чему?
Существует 3 уровня функционирования или развития личности:
- невротический,
- пограничный,
- психотический,
- + здоровый.
Здоровый (по Фрейду) — это когда у человека сохранены способности к любви, работе и игре (какой-то интерес, помимо работы, хобби), т.о. он может успешно функционировать.
Невротический — у человека есть переживание, с которым он не справляется, некий «симптом», из-за которого страдает качество его жизни (пр. приступы гнева, тревога, зависимости, склонность манипулировать, психосоматика, спады настроения, и т.д.), у человека включаются психологические защиты, но в целом с ним всё более менее в порядке.
Т.о., можно сказать, что большинство людей в разные периоды жизни находились или находятся на этом уровне, т.е. являются невротиками. С невротиками работает психолог, немедицинский психотерапевт (арт-терапевт, гештальт-терапевт, телесный терапевт и т.д.).
Пограничный, т.е. находится на границе невротического и психотического уровня.
Для погранично-организованной психики характерно:
- Поляризация, или чёрно-белое мышление. Например, политики — воры; разводишься — предатель; начальник всегда плохой; повысили — карьерист и т.п.
В эмоциональном плане поляризация выражается в стабильности у невротика и эм. буре у пограничника.
Невротик: досада, сожаление, удовольствие, растерянность, беспокойство, удовлетворённость.
Пограничник: ярость, отчаяние, эйфория, пустота, ничтожество, маниакальное воодушевление, тяжёлая депрессия.
Менее нарушенный человек способен ценить то, что уже есть, и не разрушать всё, а менять то, что требует изменений, в итоге у него остаётся больше опыта, знаний, мудрости, денег и больше спокойствия. Сравните способ жить «и то, и это» и «или то, или это»/»всë или ничего».
- Противоречивость и раздробленность.
Например, отношения ребёнка с самым близким человеком — родителем, были не доверительными, а агрессивными, вместо любви ребёнок получал насмешки и тычки. Т.о. формировалось недоверие и диссоциировалась агрессия ответная, т.к. ребёнок не может противопоставить свою агрессию — родительской, разные весовые категории. Диссоциировать — значит психикой расщепить от чувственной сферы агрессию, как в данном примере, и отделить её от сознания. Во взрослом возрасте пытаясь создать близкие отношения с партнёром, пограничник будет диссоциировать агрессию, и вместо доверительности и любви выдавать недоверие и неосознанно агрессировать на партнёра.
Раздробленность выражается тем, что пограничник думает, чувствует и поступает из одной части «я», а потом ужасается, стыдится, чувствует вину из другой части. Например, совершив ошибку, внутренний диалог пограничника будет похож на провинившегося ребёнка и строгого родителя: «Зачем я это сделал! Ведь знал, к чему это приведёт!»
Более здоровая личность опирается на взрослую позицию — принятие ответственности, намерение позаботиться о себе и окружающих.
- Плохая способность контейнировать эмоции.
Контейнирование пограничникам доступно в малой степени, а для переработки некоторых чувств и вовсе не доступно из-за диссоциации.
- Проблемы с построением и выдерживанием границ.
Пограничник может воспринимать отказ как отвержение, из-за поляризации «спасаешь» или «погубишь», «чёрное» или «белое», др. вариантов как будто не существует.
- Защиты: отрицание, изоляция, проекция, всемогущий контроль, диссоциация, интроекция, примитивная идеализация и обесценивание, проективная идентификация, расщепление (про защиты сделаю отдельный пост).
- Психосоматические заболевания.
Пограничники подвержены психосоматическим заболеваниям, т.к. вынуждены перерабатывать часть чувств телом, из-за того, что некоторые чувства диссоциированы (отделены от эмоц. сферы), и перерабатывать их психикой не получается.
- Сильные аффекты. Например, вспышки агрессии.
Психотический — это когда теряется граница реальности, человек не знает, что происходит с ним на самом деле, а что нет.
Признаки:
- галлюцинации и бред, нарушено тестирование реальности;
- цельный образ в рассказе таких людей о чём-либо, не складывается.
Иллюстрирует этот уровень фильм «Игры разума», у главного героя была галлюцинация — спец. агент и маленькая девочка, но к концу фильма у него появляется адаптивный механизм, он тестирует реальность обращаясь к людям с вопросом: вы видите там мужчину с девочкой? И через ответ другого гл. герой различал, что настоящее, а что нет.
Помощь при психотическом уровне функционирования личности может оказать только психиатр.
Но и у более-менее психически здорового человека при стрессовой ситуации (пр., смерть близкого) может произойти психотический эпизод — «померещилась фигура смерти», или в изменённом состоянии сознания «демоны атакуют», отличать его от психотика будет тестирование реальности.
Т.о., на здоровом уровне функционирования/развития личности может произойти регрессия на невротический, пограничный, психотический уровень при стрессе. В хронических травмирующих психику условиях человек фиксируется на пограничном уровне, но есть шанс улучшить функционирование жизни при длительной терапевтической работе. Психотический уровень подлежит психиатрической, медикаментозной поддержке.
Структура личности
Проводя изучение и анализируя личность как сложное социальное явление общества, важно выделить ее структуру, которая основана на следующих элементах:
- биологический уровень: в него входит природные качества, присущие всему человечеству (анатомическое строение тела, гендерная принадлежность, характер и т.п.);
- психологический уровень: включает в себя психологическое состояние личности такие как проявление чувств, свобода выбора, воспоминания, образ мышления. Такие особенности тесно взаимосвязаны с наследственными чертами личности;
- социальный уровень принято разделять на следующие подуровни:
- Собственно-социологический определяет поведение человека в социуме, а также его личные интересы и преследуемые цели.
- Специфически-культурный показывает личностные ценности, а также поведенческий фактор соответствующим нормам общества.
- Нравственный подуровень демонстрирует моральные качества человека, на которые он ориентируется при любом своем выборе.
Определение личности в разных науках
В социологии понятие личности изучается в процессе взаимоотношения людей между собой, а также как отдельный элемент социальной системы. Помимо этого, социология проводит изучение личности, когда она еще формируется, в процессе ее становления и получения отдельным индивидом характерных только ему определенных качеств. В отличие от юридической науки, которая смотрит на это как на полностью готовое и сформировавшееся понятие.
В юриспруденции под личностью понимают индивидуума, который имеет определенные права, свободу своих действий и обязательства как обычного человека, так и гражданина в целом. Под этим понятием подразумевается личность конкретного человека, который обладает рядом общественно важных качеств, проявляющихся при взаимоотношениях с другими людьми.
Основные подходы изучения личности
В общественных науках есть много различных теорий изучения личности. Среди них можно выделить следующие основные подходы:
- Диалектико-материалистический подход, в соответствии с которым, личность развивается по диалектическому процессу, обусловленному следующими факторами: происхождением личности, окружающее ее общество, воспитанием и навыками самовоспитания. С самого начала человек считается существом социальным, его личность формируется в процессе взаимодействия с социумом, то есть когда человек взаимодействует с окружающим миром в процессе его становления и самосознания.
- Антропологический подход. В этом подходе понятие личности воспринимается как носитель характерных свойств всего человечества. Личность приравнивается к индивидууму. Такой подход уподобляет понимания личность, человек и индивид. Он игнорирует то, что социальная среда играет важную роль в формировании личности.
- Нормативный подход. Согласно этому подходу понятие личности связано с получением хороших качеств, которые относятся к сознанию и действиям человека.
- Социологический подход. Его сущность заключается в том, что каждый человек является личностью независимо от его социально значимых особенностей. Понятие личности в этом подходе рассматривают в качестве объекта и продуктов отношений с обществом.
- Персональный подход. В отличие от антропологического и социологического подхода, эта концепция дает возможность понять личность как независимый от каких-либо факторов индивидуальный и уникальный организм.
- Биолого-генетический подход. По данному подходу считается, что такое поведение у людей заложено в их генах. Что можно считать примитивным детерминизмом. В таком подходе пренебрегают значимостью социальных условий и культурного наследства при становлении индивида в обществе.