Черты характера человека: классификация.
Другие люди
- Замкнутость-общительность
. Показывает открытость человека, его раскованность, насколько легко ему заводить знакомства, как он чувствует себя в новой компании, коллективе. - Правдивость-лживость
. Патологические вруны лгут даже в мелочах, скрывают правду, легко предают. Есть люди, которые приукрашают действительность, чаще всего они это делают из-за того, что реальность кажется им скучной или недостаточно яркой. - Самостоятельность-конформность
. Это качество показывает, как человек . Полагается ли он на свой опыт, знания, мнение или идет на поводу у кого-то и его легко подавить. - Грубость-вежливость
. Озлобленность, внутренние переживания делают человека , грубым. Такие люди грубят в очередях, общественном транспорте, неуважительно относятся к подчиненным. Вежливость, хотя и относится к положительным чертам характера, может иметь корыстную подоплеку. Также она может быть попыткой уйти от конфронтации.
Вещи
- Аккуратность-неряшливость
. Творческий беспорядок или педантичная чистота в доме могут показать, насколько человек аккуратен. Охарактеризовать его можно и по внешнему виду. Неряшливые люди часто вызывают антипатию, и не всегда находятся желающие рассмотреть за внешней несуразностью широкую душу. - Бережливость-небрежность
. Оценить человека можно по его отношению к накопленному имуществу, одолженным предметам. Хотя эта черта человека оказалась в вещественной группе, она может проявляться и по отношению к людям. - Жадность-щедрость
. Чтобы называться щедрым необязательно быть филантропом или отдавать последнее. В то же время излишняя щедрость иногда является признаком безответственности или попыткой «купить» чужое расположение. Жадность же выражается не только по отношению к другим людям, но и к себе, когда человек из-за страха остаться без денег, экономит даже на мелочах.
Собственное Я
- Требовательность
. Когда ярко выражена эта черта личности, проявляются две крайности. Человек, который требователен к себе, часто бывает настолько же строг и к другим. Он живет по принципу «я смог, значит, и другие могут». Он может быть не терпим к чужим слабостям, не понимая, что каждая индивидуальна. Вторая крайность построена на неуверенности. Человек самоистязается, считая себя недостаточно совершенным. Ярким примером может служить , трудоголизм. - Самокритичность
. Человек, умеющий критиковать себя, имеет здоровую . Понимание, принятие и анализ своих достижений и поражений помогает в формировании сильной личности. Когда баланс нарушен, наблюдается либо , либо самоедство. - Скромность
. Необходимо понимать, что скромность и – разные понятия. Первое основано на системе ценностей, привитой при воспитании. Второе является звоночком к развитию . В нормальном состоянии скромность проявляется в умеренности, спокойствии, знании меры в словах, выражении эмоций, финансовых тратах, пр. - Эгоизм и эгоцентризм
. Схожие понятия, но чертой здесь является эгоизм, а вот эгоцентризм – способ мышления. думают лишь о себе, но используют других в своих целях. Эгоцентрики часто являются мизантропами и , не нуждающимися в других, считающими что их никто не достоин. - Чувство собственного достоинства
. Показывает, как личность себя ощущает внутренне. Внешне оно выражается в высокой оценке своих прав и социальной ценности.
Оценка характера линии
Обращают внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.
Слабые, паутинообразные линии связываются со слабостью, стремлением к экономии сил. Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. При этом важно обратить внимание, какая деталь выполнена с повышенным нажимом, чтобы понять, с чем связана тревога.
Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оторванность рисунка.
Тематически
Животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Несоответствие размера рисунка с размерами животного свидетельствует о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное животное размером в 1/6 часть листа, или мухообразик во весь лист. Положение в фас трактуется как эгоцентризм.
Внешний вид животного
Внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка очень важны для различения прямой и защитной агрессии. По внешнему виду можно судить о том, нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает. Любые очевидные аксессуары нападения, нарисованные, но не объявленные таковыми — это проявление агрессии, причем именно собственной, а не защитной агрессии. Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры животного. Сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе автор сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Присвоение животному больших размеров может являться «простым и незамаскированным исполнением желания быть большим». Если у Вас возникает предположение о боязни агрессии, а ребенок сам ничего не говорит о размерах своего существа, то нужно специально об этом спросить. Боязнь агрессии может проявиться в подчеркнуто выразительной агрессивности изображенного животного. В этом случае автор идентифицируется не с нарисованным животным, а с самой опасностью, страхом. Как правило это встречается лишь в случае истинного невроза.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в «сложение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.
Агрессивность
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название
Название животного используется для определения типа мышления.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе — мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру—тру», «лю—лю», «кус—кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).
Название, не имеющее никакой связи с рисунком — несерьезность, поверхностность.
Оценка личности и виды характеров.
Помимо основных черт характера, формирующихся в системе отношений, психологи также выделяют другие сферы:
- Интеллектуальная.
Находчивость, любознательность, легкомысленность, практичность. - Эмоциональная.
Страстность, сентиментальность, впечатлительность, вспыльчивость, жизнерадостность. - Волевая.
Смелость, настойчивость, целеустремленность. - Моральная.
Справедливость, отзывчивость, .
Существуют мотивационные черты-цели, которые движут личностью, определяют ее ориентиры. А также инструментальные черты-способы, они показывают, какими именно методами будет достигаться желаемое. Так, например, у девушки могут проявиться , когда она настойчиво и инициативно добивается возлюбленного.
О том, какие бывают черты характера, выдвинул теорию Гордон Олпорт. Психолог разделил их на следующие виды:
- Доминирующие
. Они определяют поведение индивидуума в целом, независимо от сферы, и при этом влияют на другие качества или даже перекрывают их. Например, доброта либо жадность. - Обычные
. Они также выражаются во всех . К ним относится, например, гуманность. - Второстепенные
. Они не особенно на что-то влияют, часто являются вытекающими из других черт. Например, прилежность.
Существуют типичные и индивидуальные свойства личности. Типичные легко сгруппировать, заметив одно из доминирующих качеств или несколько второстепенных, можно «нарисовать» личностный портрет в целом, определить вид характера. Это помогает предугадать поступки, лучше понять человека. Так, например, если индивидуум обладает отзывчивостью, то скорее всего он придет на помощь в сложной ситуации, поддержит, выслушает.
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАКАЛЯЕТ АТМОСФЕРУ, ВЫЗЫВАЕТ АГРЕССИВНЫЙ ОТВЕТ И ПОРОЖДАЕТ КОНФЛИКТ,
Есть и еще варианты психологической защиты от отрицательных оценок. Не обратить внимания, пропустить мимо. Или внешне согласиться, но внутренне оставаться при своем. Или: да, я в этом отношении имею недостатки, зато в других отношениях у меня много достоинств, а они более важны. Но есть люди плохо защищенные. У них отрицательная оценка снижает их волю к жизни, они утрачивают веру в добро, в себя, в будущее, ухудшается их настроение. Как результат — снижается творческий потенциал.
И тогда встает вопрос:
Надо ли?
Итак, в ответ на отрицательную оценку — чаще всего защитная реакция. У человека агрессивного она преобразовывается в конфликтную готовность и в собственно конфликты. Нарушаются и разрушаются отношения и конструктивное сотрудничество. Если мы имеем дело с дефензивным (защищающимся) человеком, контакт тоже расстроится, хотя открытого конфликта не будет. При этом нас заест совесть, если она у нас есть.
В любом случае проигрыш. И поэтому на риторический вопрос, внесенный в заголовок, ответим: не надо.
Не надо еще и потому, что недостатки, как это давно замечено, часто являются продолжением достоинств. Муж — хороший лектор, привык говорить громко и увлеченно в аудиториях, но дома его голос звучит слишком сильно для камерной обстановки. Более того, можно даже сказать, что достоинства — продолжение недостатков. Он хороший лектор потому, что он умеет громко и членораздельно говорить. Андре Моруа в «Письмах к незнакомке» предупреждает, что нельзя уничтожить недостатки человека, не уничтожив его личность.
Поясним, однако, что отрицательных оценок давать не надо только в том случае, когда речь идет о чертах личности, которые не вредят другим людям. Ну а если вредят, если,, например, недалекий человек занимает место и не занимается делом — тогда надо! Потому что это конфликтоген с его стороны.
■ Вот он навязывает свой не очень хороший вкус и задерживает развитие искусства. Или его ханжеские взгляды на секс приводят к абортам, разводам, распространению СПИДа… Или, будучи премьер-министром, он прогнозирует трехкратную инфляцию, а она оказывается стократной. Или…
Много еще этих «или». Мы должны реагировать на его конфликтогенное поведение, дефензивный он или агрессивный, в том числе и отрицательной оценкой тех или иных черт его личности.
Но бывают другие ситуации. Отрицательную оценку моего поступка или черты дал близкий друг, который является моим alter ego, моим вторым «я», который переживает за меня, как я сам, за мой престиж в обществе. К его оценке я могу отнестись как к самооценке. Он дает ее мне не на людях, он не красуется перед ними. Тогда это не конфликтоген, а синтонный посыл. Я просчитался, и он досадует вместе со мной. Если же в роли такого друга я, то форма подачи — кроме того, что не на людях, — должна быть максимально щадящей с подчеркиванием своего в целом положительного отношения. Такая отрицательная оценка целесообразна тогда, когда сам человек меня воспринимает как близкого друга, как свое alter ego. И тогда нужно быть особенно бдительным. Но главная сложность в том, что оценка идет с позиции «на равных». Я = ТЫ. Я тебе говорю, как сказал бы себе. Ты воспринимаешь то, что я говорю, как если бы ты сказал это себе сам. Учтем все же, что положительная оценка моей отрицательной оценки у него больше будет идти от ума, чем от живого чувства. Живое же чувство будет все-таки обидой, хотя и преодоленной.
Отрицательная оценка моего действия — синтон и в том случае, если она дается мне, например, со стороны обучающего меня человека, к которому я соответственно «пристраиваюсь снизу».
Оценки и дети
Итак, мы, взрослые, не любим отрицательных оценок. И дети их не любят. Но с детьми еще сложнее: ведь взрослый худо-бедно, но сам как-то нейтрализует для себя отрицательные эмоции в связи с отрицательной оценкой. А ребенка потом надо долго успокаивать.
У тех, кто помладше, вообще не получается построить психологическую защиту в виде отрицания отрицательной оценки. Ребенок принимает за чистую монету утверждение, что он в чем-то плох. Он доверяет взрослому, полагается на него, он внушаем. Но пережить мысль, что он плох, тяжело. Для ребенка удар по самооценке особенно невыносим. Сразу — плач. Выдвинутая вперед и дрожащая нижняя губочка. Вам приятно это видеть? Давайте детям отрицательные оценки. У старших дошкольников, однако, уже формируется простое несогласие. Они с негодованием отвергают отрицательную оценку, но тоже часто с плачем. Я не плохой, я хороший. Я умный, а не глупый. В любом случае отрицательная оценка дезорганизует поведение ребенка. Не способствует его саморазвитию. Ухудшает самочувствие.
Поэтому-то добромудрый Сухомлинский просил учителей не ставить вообще оценок на первых порах, лишь постепенно приучая детей к необходимой и неизбежной в конце концов ситуации оценивания. Ну а родители? Часто они почитают, но не читают Сухомлинского. Ведь так и тянет сказать, пусть и в любящей форме: «неумейка», «незнайка», «зазнайка». А житейские отрицательные оценки для ребенка не менее страшны, чем двойка, поставленная в дневник учителем.
Нормальный ребенок обычно легко воспитывается на только положительных оценках. Но и он может расшалиться. Он производит пробы: что позволят, а что нет. Вот он перешел грань. Скажите, что вы бы так не сделали. Потому-то и потому-то. Скажите, что ему это тоже было бы неприятно. Продемонстрируйте, чтобы убедился. Обычно два-три таких сеанса — и ребенок прекращает нецелесообразное поведение. То есть не надо идеализма. Живем мы на грешной земле. Но убедитесь, что вы все сделали, чтобы он понял. И только после этого можно было бы применить наказание временным отказом от общения с ним. Но скажите себе, как оно и есть, что ребенок родился не по своей воле, а по вашей. Он появился на свет потому, что вы хотели самоутвердиться — стать родителями. Помучьтесь — за удовольствие надо платить… Но на самом деле это только с виду муки. Радость от результатов педагогическо-родительского творчества заставит вас воспринимать пробы «непослушания», как воспринимаются первые шаги или как первые слова, которые тоже ведь сначала несовершенны. Так и характер ребенка — в его формировании тоже свои «падения и нечеткое произнесение слов»…
Темы
Что в человеке обычно подвергается отрицательной или положительной оценке? Каковы, так сказать, темы оценок?
Наверное, прежде всего это отрицательная оценка личности в целом. Эта тотальная оценка означает, как уже говорилось, что я не хочу с тобой общаться и вообще иметь дело. И другим не советую. Такая отрицательная оценка личности в целом может проявляться не только в более грубом «ты серый человек» или еще более оскорбительном «ты ничтожество», но и просто, например, в незаинтересованности человеком. Вот приятельница вашей жены пришла к вам в дом. Жена ее угощает. А вы вышли к ужину, буркнули формальное приветствие и уткнулись взглядом в «АиФ» или стали выискивать интересные «аргументы и факты» в «Вестях». Не интересует она вас. Ну, что ж, ждите взрыва.
Но можно отвергать личность не в целом. Можно «частями». Например, отрицательная оценка личности может происходить и через отрицательную оценку тех ценностей, которые для нее значимы. Я что-то ценю — ведь это черта моей личности. А если кто-то что-то из моих ценностей резко отрицает, тем более с оскорбительным оттенком, то это оскорбление касается и меня лично. Допустим, я люблю Анатоля Франса, для меня это тончайший юморист, философ, эстет, а кто-то говорит, что это скукотища. Это отрицание моей личности.
Но ценность ценности рознь. Она может носить и характер реликвии. Или даже религиозный характер. Тогда еще сложнее. А если отвергаются ценности, которым человек посвятил жизнь (участвовал, например, в построении казарменного квазисоциализма)?
Нередко отрицательной оценке подвергается интеллект. Популярное «ты дурак» — грубость. Но не то же ли самое означает «ты ошибаешься»? Ведь только форма смягчена. В обсуждении этой темы высказывались и такие мнения. Если более грубо, то даже меньше ранит, потому что это как бы более далеко от истины. Один слушатель выразил это кратко-образно так: «Лучше услышать «идиотка», чем «дебилка», так как в первом случае явное преувеличение».
Вы низкого мнения об эрудиции человека, а то и хуже — заявляете об этом. Опять напряженность и конфликты. Эрудиция… это же камень преткновения во многих интеллектуальных состязаниях. Ну, ладно, конечно, я могу чего-то не знать и быть не глупее. Но упрек в незнании чего-либо, пусть даже не по специальности, задевает. А уж если по специальности — то тем более. Особенно малоприятно, если тебя уличают в неграмотности, то есть в том, что ты не знаешь чего-то, что знают все.
А что значит опровергать человека, какие-то его мысли, мнения? Положительная это оценка? Или отрицательная?
■ И опять по этому поводу афоризм одного из членов клуба «Маленький принц»: «Получается, что человек не несет истину, а несет чушь…»
Значит, и это важно в качестве элемента целостной оценки личности.
Часто оценке подвергается вкус человека: «Да, со вкусом у тебя всегда было неладно». Или более тонкая шпилька: «Сейчас так не одеваются».
Подвергается сомнению или отрицанию наличие чувства юмора. Ну, попробуйте: скажите, что у человека нет чувства юмора… Улыбаться больше от этого он не станет.
А вот человек претендует на признание своего творчества, а вам оно не нравится: «Он занимается ерундой!» Имеете право отвергнуть? Да. Но и здесь за удовольствие надо платить. За удовольствие сказать правду-матку придется платить одиночеством.
Все может быть подвергнуто отрицательной оценке и отвергнуто. Родственники, друзья, клан, этническая общность… — и все это зоны конфликтов.
И самое, пожалуй, тяжелое — это отрицательная нравственная оценка человека. Грубые формы: мразь, мерзавец, подлец, негодяй, сволочь, скотина… Велик набор слов… Но можно резюмировать все это двумя словами «плохой человек» — «редиска», мол… Понятно, что такая оценка нравственного облика вызовет чаще всего негодование и конфликт.
Если человек не согласится с оценками реальных поведенческих фактов, то как он отнесется к приписыванию ему не совершенных им поступков — к клевете?
Обсуждая темы отрицательных оценок, мы поняли, что они могут быть не только грубыми, но и тонкими. Но от этого они не перестают быть конфликт сменными. Так что для поддержания хорошего микроклимата надо избегать и тонких отрицательных оценок.
Если мы даже не произносим слов, отрицательная оценка может быть выражена непроизвольно нашей мимикой, жестами, позами, интонациями. Еще раз об ироничном «спасибо»: оно может означать отрицательную оценку сделанного вами. А настойчивое «спасибо» — призыв прервать вашу затянувшуюся речь. Надо тщательно следить и за этой частью нашей коммуникативной жизни.
Классификация личностных свойств
Условно основные черты характера подразделяют на три основные группы.
- первая характеризует эмоции;
- вторая – волю;
- третья – интеллект.
Существует разделение и по направленности воздействия.
- В первую очередь это характеризуется отношением к внешней среде – обществу и окружающим людям.
- Во вторую очередь – отношением к собственной персоне;
- В третью – к деятельности, то есть труду и обучению.
Эмоциональная группа, к которой относятся такие черты, как:
- агрессивность;
- апатичность;
- артистичность;
- вспыльчивость;
- впечатлительность;
- добродушие;
- жизнерадостность;
- замкнутость;
- импульсивность;
- капризность;
- любвеобильность;
- меланхоличность и другие
Все они формируются еще в раннем детстве, когда психика ребенка претерпевает этап становления под воздействием множества различных факторов.
Волевые черты характера приобретаются на протяжении жизни:
- могущественность;
- мужественность;
- напористость;
- находчивость;
- одержимость;
- осмотрительность;
- педантичность;
- преданность и др.
Интеллектуальная группа включает:
- проницательность;
- разумность;
- рассудительность;
- самостоятельность;
- смекалистость;
- толковость;
- цельность и др.
Решающее значение здесь имеет природная предрасположенность, которая испытывает влияние наследственных генов и темперамента.
Впрочем, окружение ребенка со счетов сбрасывать нельзя: правильнее будет сказать, что оно играет такую же роль в становлении личности, как и то, что заложено природой.
Малыш растет, приобретает опыт взаимодействия с внешним миром и набор положительных и отрицательных черт личности. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и список уже имеющихся черт характера постоянно пополняется новыми личностными признаками. И если вначале этот процесс происходит бессознательно, рефлекторно, то впоследствии, когда человек осознает свои действия, он уже может делать выбор. Этот осознанный выбор и открывает возможности для преобразования характера, то есть личностного роста.
Психологические особенности применения оценки в учебно – воспитательном процессе.
Психологические особенности применения оценки
в учебно – воспитательном процессе.
Барбашина Людмила Александровна, учитель начальных классов.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38
Красноармейского района Волгограда»
Приступая к изучению педагогической оценки, необходимо сказать о том, что развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником. Далее мы дадим определение педагогической оценке и отметке, чтобы понять разницу между ними.
Педагогическая оценка – это принятая в учебной системе оценка педагогом знаний, умений, навыков, поведения учащихся на данный момент.
Отметка – это оценка, выраженная в баллах, то есть знак успешности ученика.
Здесь и далее мы будем говорить о педагогической оценке.
Итак, воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, о чем ниже расскажем в функциях оценок.
Функции оценок:
а) ориентирующая. Воздействует на умственную работу школьника, содействует осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний.
б) стимулирующая. Воздействует на аффективно – волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.
в) социальная. Выражение общего мнения и суждения учителя о данном ученике (воздействие через осознание социального статуса).
Мы видим, что под влиянием педагогической оценки могут ускоряться или замедляться темпы умственной работы, происходят также и качественные сдвиги (изменение приемов работы, изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов). Здесь следует подчеркнуть, что в психологическом плане особо важна именно эта сторона воспитательной функции педагогической оценки.
Итак, мы рассмотрели воздействие оценки на развитие школьника, далее рассмотрим воздействие оценки на взаимоотношения школьника с другими людьми. Согласно Липкиной А.И., изменение мнений о школьнике и отношений внутри класса под влиянием педагогической оценки есть первое превращение педагогической оценки в новую оценочную форму, называемую самооценкой школьного класса. Второе видоизменение оценки происходит в семье. Изменяя взаимоотношение между школьником и семьей, педагогическая оценка влияет на взаимоотношения между семьей и школой, в положительном случае – воспитывая эти отношения, в отрицательном – внося коллизии между школой и семьей.
Таким образом, как утверждает Липкина А.И., действие оценки имеет свои индивидуальные особенности, что в еще большей степени подчеркивает необходимость дифференцированного и планового характера оценочных обращений на уроке, использования их в качестве приемов воспитательной работы педагога на уроке.
Далее мы видим необходимость краткого изложения того, какие виды оценок использует педагог в своей работе.
Итак, виды оценок:
а) парциальная оценка на уроке.
б) фиксированная оценка в учете успешности.
в) интегральная оценка в педагогической характеристике. Она структурирует отдельные представления и оценки педагога в известную эмпирическую характерологию и оперативно – воспитательную практику в отношении к школьнику.
Подробнее рассмотрим парциальную оценку, так как она является первым источником учета успешности и воздействия педагога на школьника, оказывает не только действие в процессе работы, но и последействие. Чтобы рассмотреть воздействие педагога на школьника через парциальную оценку, сначала необходимо дать общее определение парциальной оценке. Итак, парциальная оценка – это частичная оценка, выраженная в вербальной форме, которая определяет в итоге успешность ученика.
Далее мы подробно остановимся на типах парциальных оценок по Ананьеву Б.Г.
Типы парциальных оценок:
а) исходные.
1.Отсутствие оценки как вид оценочной стимуляции.
Эксперименты Герлока показали, что отсутствие оценки ухудшало процесс работы (1934). Объясняется оценочное воздействие неоценивания тем, что оно происходит в обстановке общего неоценивания одного при одновременном оценивании других, в этих условиях явно воспринимается объектом воздействия как проявление избирательного к нему отрицательного отношения, пренебрежения, игнорирования. Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентировки и на их основе приводит к известному частичному (в данном отношении) осознанию собственной малоценности.
Без оценки поступков, тем более педагогом в педагогическом процессе, человек не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах. Отсутствие оценки есть поэтому самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующие, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников. Интонация, жест, мимика педагога приобретают особое смысловое значение для учеников именно тогда, когда они не оцениваются обычным образом.
В ситуации трудностей оценка имеет существенное значение не только в отношении результата работы, но и в отношения способа его получения.
2.Опосредованная оценка.
Возможны два основных варианта.
1) Оценка одного ученика не непосредственно, а опосредованно через оценку другого. Педагог вызывает ученика или ученицу, обращается к ним с вопросом, слушает ответ, не выражая своего мнения о правильности или неправильности его. Далее, ничего не говоря этому ученику, он вызывает другого ученика и ему вновь задает тот же самый вопрос. В этом случае первый ученик никак не оценивался, помимо того, что был вызван другой ученик, получивший затем одобрение, а для первого это убедительное свидетельство собственного поражения. Он проходит через строй насмешек и сопоставления его результата с результатами другого ученика. Такое состояние особенно травмирует тех школьников, чаще всего из среды отстающих и неуспевающих, которые попадают в подобную ситуацию не в первый раз. У них формируется ряд явлений, до этого не отмечавшихся: а) не понимание вопроса и повторное переспрашивание педагога; б) упорное молчание при повторных вопросах учителя; в) особенно подчеркиваемое мимикой внешнее равнодушие к похвале партнеру. Чувство ответственности, воспитываемое классным опросом у отдельного школьника, в этом случае получило болезненное извращение: боязнь ответить неверно, добавив тем самым нового партнера по опросу, вызывает молчание; обращение учителя за ответом к другому ученику это молчание усугубляет. Молчаливое слушание оценки другого уже есть начало нового отношения, чаще всего отрицательного, к своему партнеру.
2) Педагог, не давая никакой прямой оценки работе вызванного к опросу ученика, не возражает против оценки, даваемой вызванному ученику классом и отдельными учениками. Например, ученица отвечает на вопрос педагога, который молча смотрит и слушает, изредка переводя глаза на класс. Класс в напряженном молчании. Внезапно девочка делает ошибку или оговорку, которую педагог не исправляет. Лишь продолжая смотреть на ученицу, чаще уже иронически. Тогда по классу проходит смех, насмешливые замечания: «Ну, сказала», «Вот так математик», «Она всегда ляпнет!». Девочка оглядывается или беспомощно, или враждебно, встречает насмешливые взгляды и целое море поднятых рук: «Спросите меня, она ведь все равно не знает». Учитель в ответ на это лишь стучит карандашом по столу, напоминая о порядке.
В дальнейшем педагог вызывает другого, ничего не говоря ученице или в ряде случаев делая ей замечание. Но это замечание уже не играет никакой роли, каково бы ни было его содержание, вследствие того, что ученица восприняла поведение класса по отношению к ней как санкцию учителя, как особую форму порицания педагога, очень мучительную вследствие насмешки товарищей.
Очень часто при изучении дружеских взаимоотношений упускают из виду фактор классного коллектива, вследствие чего не всегда становится понятной чрезвычайная лабильность детского товарищества, на самом деле многими нитями связанная с классными ситуациями, ситуациями опроса, прежде всего.
Отсутствие оценки и ее опосредствованные формы являются исходными оценками вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категорическим действием, выступая лишь исходным моментом для образования различных видов сооценки школьников и самооценки объекта опроса. Педагог такие оценки дает непроизвольно вследствие того, что он не видит в них никакого действия и оценки, а лишь собственную деталь поведения, лишенную всякого значения. Это происходит в тех случаях, когда педагог не видит действия всей своей личности, поведения, каждого слова и поступка на поведение школьника.
3.Неопределенная оценка
Она служит переходом к различным определенным оценкам, сознательно производимым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающей ее с определенными и отделяющей от исходных оценок, является се словесная форма. Однако эта словесная форма сама не дает непосредственного толкования, допуская вместе с тем множество субъективных толкований. Главным инструментом этой оценки, очень часто единственным, является слово «ну», к которому присоединяются различные, столь же неопределенные по значению, слова (фамилия ученика, слово «садись», движение рукой, слово «ладно», произносимое без всякой положительной акцентировки, которая говорила бы о выполнении задания).
Неопределенная оценка внезапно превращается в отрицательную вследствие ошибки преподавателя: «Ну, садись, Портняжкина (перепутал фамилию — смех в классе). Ну, оказывается, Портнова и Портняжкина близкие фамилии. У меня есть ученица Портняжкина, вот и перепутал с Портновой» (Портнова садится, вся красная, отвернулась от соседей, грызет ногти, слезы на глазах, а через 5-6 мин вновь принимает спокойное положение).
Подобное «понукание» не имеет самостоятельной формы, а служит как стимуляция для движения ученика вперед в процессе опроса. Действие ребенка становится определенным лишь вследствие его превращения в другие оценки, тем более что эта неопределенная оценка есть как бы исходная форма, которая ведет за собой следующие, более конструктивные парциальные оценки.
б) отрицательные.
1.Замечание.
Замечание – это отчасти оценка, поскольку она представляет собой отношение учителя к ученику. Будучи оперативным средством дисциплинирования ученика на уроке, регуляции поведения ученика, замечание является, в отличие от других форм воздействия на уроке, единичной оценкой не знания и навыков ученика, а лишь поведения и степени прилежности. Ограниченная функция замечания ведет к весьма большому однообразию стиля. Варианты здесь весьма незначительные, например: «Тише!» (обращаясь ко всей аудитории) или «Тише, Иванов!», «Ребята, не мешайте заниматься!» (ко всему классу), «Иванов, ты мешаешь нам заниматься!». Встречается очень упрощенная форма, не менее, однако, эффективная. Педагогу достаточно назвать фамилию или имя ученика, чтобы привести его в состояние покоя или работы («Иванов!», «Петров!», «Галя! и т.д.).
Замечания становятся отрицательным воздействием лишь тогда, когда ряд замечаний систематически падает на одного ученика. Тогда замечание формирует определенную оценочную ситуацию, и, прежде всего со стороны товарищей школьника, создавая вместе с тем у педагога предпосылки к тому, чтобы воздействовать на данного ученика порицанием и взысканием. Само по себе отдельное замечание имеет не столько оценочное и стимулятивное значение, сколько играет роль регулятора поведения на уроке.
2.Отрицание
Слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика и стимулирующие его движения в том же направлении, называются согласием; слова и фразы, указывающие на неправильность ответа и стимулирующие перестройку хода решения, называются отрицанием. Эти две формы являются особо важными для развития мышления, понимания у ученика в процессе опроса. Они не столько стимулируют, сколько ориентируют ученика в состоянии его знаний и в тех способах, посредством которых их можно рационально излагать. В этом смысле не только согласие, но и отрицание играют положительную роль, ведя к перестройке мышления и знаний соответственно действительной логике предмета. Это относится, впрочем, лишь к тем видам отрицания, которые носят мотивированный характер и позволяют ориентироваться ученику не только в том, что не надо делать, но и в том, что ему надо и что можно в данных обстоятельствах сделать. Так отрицательное действие превращается в положительный результат. Запрещение действовать в определенном, неверном направлении есть вместе с тем разрешение пути в другом определенном отношении. Ориентирующая функция отрицания (следовательно, ее положительная роль) обнаруживается лишь тогда, когда отрицание носит перспективный характер, выраженный в мотивированной оценке запрещения.
Отрицание отличается от порицания тем, что не носит в себе аффективного напряжения, не характеризует индивидуальных, характерологических качеств и морали ученика. Это действие рассчитано на известную перестройку интеллектуальных механизмов для данной частной операции, в то время как порицание рассчитано на перестройку всей личности, и ее аффективно-волевой сферы, прежде всего. Но можно установить ряд случаев, когда оценки типа отрицания были лишь стадией в направлении к порицанию. В случае немотивированного отрицания говорится, например: «Нет… ну, садись», «Нет, не помнишь, оказывается». Выражается отрицание посредством слов «ну», «нет», «не так», например: «Ну, ну, ну, не туда поехала (девочка у карты)… совсем не туда поехала».
Встречается отрицание, играющее помимо ориентирующей организующую роль. Вот тому примеры: «Как ты пишешь?.. Не так… Что же ты не смотришь, как надо писать? Не спеши, тебя никто не гонит…». Форма отрицания указывает не только «нет», но и почему «нет» (ведь для этого нужно сделать еще то-то), а также на то, что могут быть еще возможные решения. Не являясь подсказкой со стороны педагога, отрицание является нужной поддержкой мышлению школьника в процессе опроса.
3.Порицание.
Порицание относится к одной из форм отношения учителя к ученику, выражая представления педагога о достоинствах и недостатках ученика. Надо выделить влияние этой оценки на динамику притязаний потому, что притязание есть не что иное, как потребность в определенной оценке. У учащихся, которым часто адресуется данный вид оценивания, низкий уровень притязаний и самооценки. Черты дезорганизаторства, наблюдаемые в их поведении, могут быть с полным правом объяснены тенденцией к компенсации. Виды порицания: сарказм, товарищеская насмешка (не злая, ласковая, мягкая, произносимая с целью ободрения и поддержки), упрек, нотации, угрозы. Наряду с депримирующим действием некоторых порицаний (угроза, злая насмешка) существует еще и стимулирующее действие их, дающее положительный результат. Порицания не только уводят ученика с неправильного пути, толкая его на путь правильный, но и приучают его к самоконтролю, ответственности за действия и слова, создают стимулы для постоянной перестройки личности ученика (товарищеская насмешка, критическое поучение, упрек).
в) положительные.
1.Согласие.
Его функция – ориентировать школьника в правильности его собственного поступка, закрепить успех ученика на этом пути, стимулировать его движение в том же направлении.
Вариации этой парциальной оценки значительно сложнее и многочисленнее. Среди них можно встретить такую оценку, которую дает педагог после получения ответа, кратко формулируя свое отношение к нему в словах «Вот это основное». Еще чаще встречается у определенных педагогов согласие, выраженное в повторении ответа ученика. Эти повторения могут полностью или частично воспроизводить ответ ученика, с комментариями или без них, но в том и другом случае они воспринимаются как утвердительная, положительная оценка.
Непосредственным стилем согласия являются весьма часто встречающиеся утверждения ответа: «Да, это все верно», «Да, это так», «Да, именно так». Ведущую функцию выполняют в этом случае слова «да», «так», «верно», «правильно».
Более эффективно звучит утверждение в случае, когда ученик после долгих проб находит правильный ответ и педагог, делая движение рукой, обращается к классу: «Вот обратите внимание на это…» или «Вот, ребята, Ю. нам правильно сказал». Организующий момент дан в самой оценке, однако это бывает в том случае, если ученик не слишком был уверен, получить такую оценку, не исключая возможности получить порицание, ученик начинает ускорять работу, и согласие сопровождается регулирующим моментом: «Ты говорить совершенно правильно, но не надо торопиться…». Характерно, что подобное добавление чаще всего можно наблюдать по отношению к тем ученикам, которые редко вызываются к опросу. Или к тем, которые ранее не успевали по этому предмету и, получив при опросе положительную оценку, стремятся максимально использовать сложившуюся обстановку для того, чтобы изменить ранее сложившееся отрицательное представление о них у данного педагога.
2.Ободрение.
В случаях, когда педагог имеет дело с робкими, нерешительными, болезненными детьми или с новичками, когда ученик пытается ответить и при этом явно сомневается в правильности ответа используется ободрение. Педагог прибегает к такому подчеркиванию успеха, которое, с одной стороны, не заставляет его идти на переоценку ученика (например, не говорит ему «очень хорошо», «молодец», «поучитесь у него, ребята» при таком среднем решении задачи), а с другой — эмоционально заражает школьника, сценически на него действует, вселяет уверенность в свои силы. Ободрение является верным, испытанным педагогическим приемом для ряда воздействий в определенных психологических ситуациях, и ориентировано оно бывает обычно лишь на определенные в отношении уровня успешности и характерологических особенностей группы школьников.
3.Одобрение.
Одобрение, в отличие от согласия, не простая констатация правильности сделанного или высказанного, то есть это не простое утверждение знаний, но уже форма определения личности, подчеркивающая преимущество каких-то сторон этой личности — ее способность, работоспособность, активность, интерес, значение ее как образца в известном отношении. Тем самым одобрение есть форма показа личности, выделение ее из класса… Вследствие этого одобрение сразу действуем’ но только па объект воздействия, но и на отношение к нему детской группы и на его отношение к детской группе, на повышение уровня притязания, повышение самооценки оно вызывает переживания успеха и т.д.
Одобрение, при отсутствии меры и индивидуального подхода, может перейти в собственную противоположность, производя отрицательные результаты. Перехваливание односторонне выпячивает достоинства, не фиксируя внимания субъекта на недостатках, не стимулируя его самоконтроль и самокритику, не толкая его на путь дальнейшего роста.
Форма выражения одобрения значительно более однообразна, чем порицания; поводы, вызывающие его, всегда относятся к особо успешному и правильному выполнению и перевыполнению заданий, повышенной работоспособности, высокому уровню развития. Объект одобрения есть вместе с тем весьма важный для педагога образец каких-то нужных качеств, которые необходимо формировать у остальных учащихся. Поэтому не случайно встречается, прежде всего, одобрение в виде выделения объекта опроса как известного образца.
Подводя итог выше сказанному, хочется выделить самое основное и необходимое при оценке педагогом школьника по каждому типу педагогического оценивания. А именно, превалирование отрицательных оценок воспринимается как симптом методического несовершенства опроса. Но: отрицательная по форме оценка имеет положительные задачи и положительные результаты при условии, если она носит мотивированный, индивидуально направленный характер и ориентирует ученика в его собственном развитии. Все виды оценочных обращений на уроке взаимосвязаны и соподчинены друг другу. Они являются стадиями двойного направления оценок (одобрения и порицания): согласие есть первичная ступень одобрения, одобрение есть развитое и мотивированное согласие. Ступенями, ведущими к порицанию, являются замечания и отрицание, переходящие друг в друга и подготавливающие переход к порицанию.
Итак, мы рассмотрели, что такое педагогическая оценка, ее значение, какие функции она выполняет, указали какое воздействие оказывает оценка на взаимоотношения школьника с другими людьми, подробно остановились на парциальной оценке как одной из наиболее важной, на наш взгляд, видов оценки.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Под редакцией
Бодалева А.А., Ломова Б.Ф., Кузьмина Н.В. М. «Педагогика» 1980.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Труды института мозга
им. Бехтерева В.М. 1935.
3. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки
в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978 №4.
4. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников.
М. «Педагогика» 1990.
5. Карелин А.А. Психологические тесты. М. «Владос» 2001. Т.2
7
Основные черты личности
На сегодняшний день список черт характера состоит из нескольких сотен различных определений.
Их самые разные сочетания можно встретить в одной и той же личности. Но в целом существующие на сегодняшний день личностные свойства делят на положительные и отрицательные.
Однако, со стопроцентной уверенностью утверждать, что вот это – плохая черта характера, а это – хорошая, нельзя.
К примеру, авантюризм можно назвать как отрицательной чертой, так и положительной, смотря какое влияние она оказывает на поведение человека.
Если он чрезмерно и необдуманно увлекается различными авантюрами непонятного свойства, то до добра его это, скорее всего, не доведет.
Здоровый авантюризм, присущий успешному бизнесмену, позволяет ему двигаться вперед, вкладывать деньги в подающие надежды проекты и процветать. Или вот, к примеру, зависть. Каждый скажет, что эта черта крайне отрицательная.
А вот психологи говорят, что она является двигателем прогресса, заставляя людей стремиться вперед и добиваться большего, чем есть у других. В большинстве случаев стоит говорить о неких совокупностях свойств, которые в зависимости от складывающейся ситуации могут оказать большее влияние на человека. Но с общественно-моральной точки зрения их все можно разделить на позитивные и негативные.
Эгоизм
В идеальном коллективе все сотрудники работают сообща, что позволяет компании достичь своей цели. Однако в реальной жизни большинство служащих ставят на первое место собственные интересы: они стараются произвести лучшее впечатление, повысить свой доход и получить повышение. Причем иногда они добиваются личных целей в ущерб коллегам. «Несмотря на это, вам не стоит отказываться от сотрудничества в офисе и проникаться недоверием к окружающим, — подчеркивает Хьюз. — Просто знайте о том, что каждый член команды ставит свои интересы выше интересов коллектива, и не стоит относиться к этой ситуации негативно и тем более стараться ее исправить». По мнению аналитика, сосредоточенность на своих задачах помогает эгоистам улучшать собственные навыки. Этим можно воспользоваться: выберите такого профессионала своим наставником и научитесь у него чему-то новому.
Список положительных черт характера человека
Вот одни из них:
К положительным качествам личности можно отнести еще кротость, задушевность, заботливость, доверчивость, выдержанность, вежливость, благородность, аккуратность и др.
Сколько людей, столько и характеров, и предугадать поведение человека в определенной ситуации невозможно, даже хорошо его зная. В течение жизни можно культивировать в себе положительные черты и стараться приуменьшать силу отрицательных, однако такое под силу немногим.
Только те, кто готов расти духовно, способны менять себя и свою жизнь в лучшую сторону.
Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:
- Социальность
Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.
- Уникальность
Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.
- Трансцендентность
Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.
- Целостность и субъективность
Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.
- Активность и субъективность
Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.
- Нравственность
Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.
Неверность
Около 30-40 лет назад сотрудники связывали всю свою жизнь с одной фирмой: они знали, что могут рассчитывать на постепенный карьерный рост, увеличение зарплаты и заботу со стороны организации. Сегодня верность одной компании неактуальна — по данным исследований, лучшим способом повышения дохода является смена работы каждые 2-3 года. Например, зарплаты специалистов технического сектора таким образом в среднем увеличиваются вдвое. «Конечно, вы должны разумно подходить к работе и не бросаться на поиски другого места, как только получили должность, — отмечает Хьюз. — Но что вам точно необходимо, так это усовершенствование своих навыков на каждой новой позиции».
Пока вы получаете опыт, узнайте, сможете ли с его помощью добиться карьерного продвижения в компании, советует аналитик. Если перспективы невелики, то вы можете ответственно выполнять свою работу, помогать компании развиваться, а через пару лет найти новое место, где вам будут больше платить. Крупные фирмы способны без труда заменить сотрудника, поэтому целесообразно в первую очередь думать о себе, а не о благополучии организации.
Список качеств
Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:
- Самостоятельность;
- Интеллектуальное самосовершенствование;
- Коммуникативность;
- Доброта;
- Трудолюбие;
- Честность;
- Целеустремленность;
- Ответственность;
- Уважение;
- Доверие;
- Дисциплинированность;
- Гуманность;
- Милосердие;
- Любознательность;
- Объективность.
Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:
- врожденный или приобретенный артистизм;
- привлекательные внешние данные и чувство стиля;
- способности и отчетливое произношение речи;
- грамотный и утонченный подход к .
Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:
- всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
- присущая любовь к людям;
- непредвзятое мышление;
- позитивная форма восприятия;
- мудрое суждение.
Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .
Структура индивидуальных качеств
Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:
- Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
- Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
- Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
- Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.
Лень
Ленивый человек постоянно откладывает выполнение важных задач и срывает сроки, что негативно сказывается на прибыли компании. Однако, как отмечает Хьюз, это качество можно использовать во благо: ленящийся человек способен придумать более эффективный способ работы, лишь бы это избавило его от лишнего труда. Это все равно что создать рычаг для поднятия тяжестей вместо того, чтобы справляться с ними вручную. Потенциал лени заключен в том, что она помогает находить оптимальные решения. К примеру, если ваша работа состоит из множества повторяющихся задач, то эти процессы можно автоматизировать. Такой подход освободит время для более важных проектов.
Черты людей, характеризующие их темперамент
Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.
- Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
- Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
- Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
- Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.
Индивидуальные черты характера
Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.
Разновидности характера:
- циклоидный – переменчивость настроения;
- гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
- астенический – капризные и депрессивные личные качества;
- сенситивный – робкая личность;
- истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
- дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.
Индивидуальные способности людей
Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.
Существуют разные уровни способностей:
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).
Нескромность
Если вы хотите выделяться среди сотрудников, не стесняйтесь рассказывать о своих достижениях. Адекватная самореклама может стать мощным инструментом продвижения для вас и ваших проектов. Демонстрирующие свои преимущества люди гораздо чаще занимают руководящие посты, причем им не свойственно испытывать угрызения совести от своих слов и поступков. Конечно, существует граница, которую нельзя пересекать: немного самовосхваления поможет вам предстать в лучшем свете, однако нарциссизм в запущенном виде способен настроить против вас весь коллектив.
5 отрицательных качеств, в которых можно признаться на собеседовании
Волевые черты людей
Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:
- – уровень усилий для достижения желаемого результата;
- настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
- выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.
Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.