Приветствую Вас, друзья!
Работая в определенной сфере, мы с каждым годом накапливаем опыт, совершенствуем профессиональные навыки, расширяем область знания и доводим типичные действия до автоматизма. Безусловно, это положительный процесс, поскольку человек развивается, повышает свой уровень и становится одним из лучших специалистов в своей сфере. Но параллельно с этим идёт ещё один процесс, воспринимаемый уже не так положительно.
Это профессиональная деформация (или просто «профдеформация») – ощутимые изменения в психике, продиктованные особенностями рабочей деятельности. У человека меняются черты характера, меняется восприятие и поведение, а манера общения, связанная с должностью, становится нормой даже внутри семьи. Сегодня мы разберёмся, что такое профдеформация, как она проявляется, почему возникает и как её избежать.
Что такое профессиональная деформация?
Профдеформация – это перенос профессиональных привычек в бытовую и личную жизнь. Полное название данного явления – профессиональная деформация личности или ПДЛ. Она влияет на все аспекты жизни человека: характер, поведение, восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры, манеру общения с родственниками и друзьями.
Данное явление объясняется тем, что применяемые в работе методы анализа информации и устойчивые последовательности действий постепенно превращаются в паттерны восприятия и поведения, которые неизбежно проявляются во всех сферах жизни. Обычно профессиональная деформация наиболее выражено проявляется в таких особенностях личности как:
- восприятие окружающей действительности;
- восприятие людей (в том числе любимых и родных);
- черты характера;
- стиль общения, чувство юмора;
- жизненные приоритеты;
- поведенческие паттерны.
Человек привыкает к правилам поведения на работе, особенностям принятия решений и стилю взаимодействия с коллегами. Сначала он удерживает эти привычки в рамках рабочей деятельности, но со временем некоторые из них перекочевывают в повседневную жизнь.
Термин «профессиональная деформация» предложил Питирим Сорокин – российский социолог и культуролог, эмигрировавший в США после Октябрьской революции и преподававший в Гарвардском университете. Сорокин считал профдеформацию отрицательным явлением, негативно сказывающимся на личной жизни и рабочей деятельности человека.
Примеры профессиональной деформации
Чтобы лучше понять, что такое профессиональная деформация, рассмотрим конкретные примеры из реальной жизни. Возможно, в каком-то из описаний вы узнаете себя или своего знакомого.
- Учитель.
Данная профессия делает людей придирчивыми к чужим ошибкам и изъянам. Они внимательно следят за поведением близких, друзей и знакомых. Иногда они даже выставляют им оценки. - Врач.
Медработники невольно оценивают состояние здоровья людей, с которыми общаются, и довольно часто находят заболевания по своему профилю. Врачебный этикет запрещает им высказываться по данному поводу, но избавиться от этой привычки они всё равно не могут. - Дизайнер.
Поскольку дизайнерам профессиональный этикет не запрещает раздавать непрошеные советы, они очень любят высказываться по поводу всего, что видят. При этом они свободно переходят границу своей ниши. К примеру, веб-дизайнер может давать советы по ландшафтному дизайну или по оформлению интерьера квартиры. - Стилист.
Представителям данной профессии бывает сложно пройти по улице, чтобы не испытать стресс от чьего-то абсолютно безвкусного «лука». Они невольно замечают малейшие огрехи в чужом стиле, и «отключить» это умение не могут. - Вебмастер.
Практически каждый человек ежедневно посещает десятки разных веб-ресурсов, в том числе и те, что сам создаёт сайты. И заходя на чужой ресурс, вебмастер критически оценивает элементы интерфейса и думает: «Я бы сделал это лучше! А вот здесь – просто по-другому».
В чем минусы деформации
Люди, которые в силу своей профессии развивают лишь определенные навыки, теряют способность быть гибкими в отношениях. Они умеют их строить только по одному принципу, а как по-другому, попросту, не знают (или забывают). К слову, именно этой особенностью объясняется большое количество служебных романов. Два врача всегда поймут друг друга лучше, чем врач и художник.
В работе люди с профессиональной деформацией тоже рано или поздно теряют свои позиции. Они могут быть настоящими мастерами своего дела, но, как правило, имеют узкую специализацию. Например, деформированный IT-специалист может в течение многих лет оттачивать мастерство в работе с парой-тройкой программ. Через какое-то время, когда эти программы устареют, окажется не у дел и сам программист.
Причины профдеформации
Каждый работник по-своему воспринимает свою работу и должностные обязанности, поэтому профессиональная деформация проявляется у всех по-разному, а у многих и вовсе не возникает. Вероятность наступления профдеформации усиливается при наличии таких факторов как:
- Повышенная нагрузка.
Если рабочий день длится слишком долго, человек ходит на работу по выходным или берёт работу на дом, это негативно сказывается на его психологическом здоровье и приводит к профдеформации. - Отсутствие адекватной нагрузки.
Противоположная ситуация может спровоцировать такой же эффект, поскольку недостаточно загруженный человек постоянно думает о том, как повысить эффективность своей работы. - Высокие требования и завышенные ожидания.
Если начальство требует от работника слишком многого, он также постоянно погружён в мысли о работе. К такому же эффекту приводят и собственные завышенные ожидания по отношению к самому себе. - Специфичность деятельности.
Стремясь лучше разобраться, что такое профдеформация и почему она возникает, исследователи обнаружили интересную особенность: чем более специфичной является профессия, тем сильнее выражена профессиональная деформация личности. - Чрезмерная увлечённость.
Иногда человеку так нравится его работа, что он посвящает ей значительную часть рабочего времени, думает об актуальных задачах за ужином и во время прогулки с собакой. Такой подход часто приводит не только к профессиональной деформации, но и к эмоциональному выгоранию, приходящему совершенно неожиданно. - Отсутствие мотивации.
Это может быть следствием плохих условий труда или неудачного выбора профессии. Рутинная работа без мотивации приводит к неврозам и делает психику уязвимой к различным расстройствам, в том числе и к профдеформации. - Однотипная работа.
Если выполнять большое количество одинаковой работы, формируются запрограммированные цепочки действий, которые потом проявляются и в повседневной жизни.
Кто «деформируется» чаще
Считается, что те, чья работа связана с людьми, наименее защищены от профессиональной деформации. Например, у хирургов снижается эмоциональность, меняется отношение к жизни и смерти. В поведении школьных педагогов много властности, а журналист нередко будет рассматривать любое событие (даже трагичное), как информационный повод, за что может прослыть циником. Менеджеры, занятые в продажах, умеют хорошо игнорировать обратную связь, реакцию оппонента, — это помогает им продавать непродаваемое.
«На мой взгляд, профессиональная деформация в данном случае неизбежна, — считает Мария Либерман, — Она просто помогает людям хорошо выполнять свою работу. Ни для кого не секрет, что если учитель, например, податлив, дети попросту сядут ему на шею. А ведь ему приходится управляться с несколькими десятками школьников! В этом случае некоторая жесткость в поведении вполне уместна».
В группу риска могут попасть люди, которые годами работают на одном месте, не продвигаются по карьерной лестнице, не проходят курсы повышения квалификации. «В советское время профессионально деформированных людей было гораздо больше, — считает Андрей Падалков. —Сейчас редко кто сидит на одном месте по 10-20 лет. Это дает возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, близких вашей профессии».
Профилактика и преодоление профдеформации
Хорошая новость заключается в том, что профессиональная деформация – это вполне решаемая проблема. Её можно предупредить при помощи несложных профилактических упражнений. И даже если она уже проявила себя в полной мере, эти же упражнения позволят её преодолеть. Рассмотрим их подробнее.
- Развитие самокритики.
Важно правильно оценивать свои возможности, своевременно замечать собственные ошибки и адекватно на них реагировать. Здоровая самокритика позволяет лучше контролировать своё поведение в разных ситуациях, избегая профдеформации. - Соблюдение распорядка дня.
Если вы склонны работать, жуя бутерброд, или пить кофе, не отрываясь от монитора – это серьезные предпосылки к профессиональной деформации. Важно соблюдать распорядок дня и отчетливо разделять все занятия по времени. - Разнообразие жизненного опыта.
Чем больше новых и необычных эмоций испытывает человек, чем сильнее он увлечён какой-то деятельностью, не связанной с работой, и тем меньше его психика подвержена профдеформации. - Здоровый образ жизни.
Главное – беречь нервную систему. В этом отлично помогают крепкий 7-часовой сон, правильное питание и отсутствие стрессов. Более подробно о том, как вести здоровый образ жизни, читайте в этой статье. - Активный отдых.
Лучший вид отдыха – тот, который доставляет максимум эмоций и ярких впечатлений. Поэтому туристический поход освежает мысли гораздо эффективнее, чем отдых на пляже. - Выход из зоны комфорта.
Пребывая в зоне комфорта, любой человек медленно деградирует, даже если ему самому кажется, что у него всё отлично. Если же постоянно пробовать что-то новое, можно значительно расширить границы своего восприятия и даже избавиться от уже проявившейся профессиональной деформации. О том, как выйти из зоны комфорта, читайте в этой статье. - Нестандартные проекты.
Если ваша работа позволяет – участвуйте в нестандартных проектах. Если же нет, можно найти сторонний проект, создать его самому или поучаствовать в волонтерской деятельности. - Хобби.
Желательно, чтобы увлечение никак не пересекалось с работой, и было при этом максимально интересным и затягивающим. - Новые знакомства.
Знакомства это не только эмоции, но и расширение своего мировоззрения. Общаясь с новыми людьми, мы невольно осознаём, что за пределами наших профессиональных интересов существует огромный мир. - Избавление от негативных эмоций.
Как отмечалось выше, продолжительный стресс делает психику уязвимой к различным расстройствам, в том числе и профдеформации.
Профилактика профессиональной деформации должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы разнообразить виды деятельности, интересы и эмоции. Кроме того, чем более отчетливо у человека разделены разные сферы его жизни, тем лучше он защищен от данной проблемы.
Психологические особенности структуры личности судьи, влияющие на его профессиональную деятельность
В предлагаемой статье излагается сущность и структура теоретического понятия личность, как в общей психологии, так и в юридической психологии, ее анализ, оценка реального состояния, содержания и сущности, общие требования и показатели.
В статье раскрываются и анализируются закономерности психологии личности судьи применительно к области правовой регуляции ее деятельности, рассматриваются характеристики тех психических процессов, посредством которых судья осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности.
Постановка проблемы исследования заключается в том, что судья решает широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций, он обеспечивает защиту социальных гарантий и прав граждан и общества в целом. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личности судьи в целом.
Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью анализа оценки реального состояния, содержания и сущности, общих требований и показаний к личности судьи в современном правовом государстве.
Целью исследования является изучение, и анализ данной темы, что позволяет определить достоинства и недостатки личности судьи, направления, методы и пути совершенствования по ее становлению, в частности для выявления опасности, так называемойпрофессиональной деформации, также для отбора кандидатов на должность судьи.
При написании данной работы нами была использована многообразная литература. Это и нормативные правовые акты, и учебные пособия, и практические пособия.Среди всех изученных учебных пособий можно выделить «Юридическую психологию»В. Л. Васильева, в котором он изложил краткую юридическую профессиограмму судьи, которую мы взяли за основу изучения личности судьи.
Профессия судьи — это одна из наиболее сложных юридических профессий. В его деятельности воплощается значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи определяют его творческий потенциал, индивидуальный стиль деятельности. Деятельность судьи исключительно сложна и многообразна, но в то же время составные компоненты ее сравнительно устойчивы и в своей основе проявляются в каждом рассматриваемом уголовном и гражданском деле. Эта систематическая деятельность помогает процессу образования, воспитания у судьи таких психических качеств, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемым им функциям. Как справедливо отмечает В.А. Терехин, «безусловно, определяющим и самым видимым звеном в единой цепи процессуальной независимости правосудия, а также независимости судов и судебной власти при их процессуальном проявлении выступает ключевая фигура судьи». Основатель судебной этики А. Ф. Кони надеялся, что «центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях». Центральное место в судебной этике, в судебной деятельности А. Ф. Кони всегда отводил личности судьи. Судья — это человек со своими достоинствами и недостатками. Еще Л.Е. Владимиров указывал, что «суд человеческий способен совершать ошибки». Нередко успешность проведения судебного следствия определяется во многом не эрудицией председательствующего, а соблюдением им нравственных предписаний. Согласимся, что судье необходимо постоянно сохранять на должном уровне самоконтроль за своим эмоциональным состоянием, настроением, поведением, особенно в процессе общения с окружающими его людьми, участниками процесса, с коллегами по работе. Ничто, в том числе и его личностные качества, не должны вызывать у граждан сомнений в его беспристрастности, объективности и справедливости в отправлении правосудия. Судья, по мнению А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле, при вынесении приговора он не должен находиться в плену «мимолетного мнения, внушенного порывом чувства или предвзятым взглядом», он не вправе решать дела по принципу: «Я так хочу». Его девизом должно быть: «Я не могу иначе».
Рассмотрим личность судьи, как личность человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые, так или иначе, отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном поприще, служебном и внеслужебном профессиональном поведении. Изначально личность — это понятие, выработанное для отображениясоциальной природы человека, рассмотрения его как субъектасоциокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под личностью могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат.persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат.personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Психологи экзистенциального направления К. Юнг,А.Н. Леонтьев, Н.И. Козлов рассматривали личность в самом узком понимании, как культурный субъект, самость (личность — это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления). У. Джеймс американский философ и психолог рассматривал личность как «осознание себя и своего личного существования». Б.Г. Ананьев дал определение личности как «сознательного индивида» т.е. человека, способного к сознательной организации и саморегуляции своей деятельности на основе усвоения социальных норм нравственности и правового поведения. Юридическая психология расценивает личность, как человека со своими взглядами и убеждениями, проявляющего свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств (проявляющихся в межличностных, общественных отношениях), сознательно участвующего в той или иной деятельности, понимающего свои действия и способный руководить ими. В юридической психологии личность рассматривается как на индивидуальном уровне (выявление системы свойств и качеств, соотносимых с его профессией, которые влияют на нее как позитивно, так и негативно, как слабо, так и сильно); как портрет профессиональной группы (описание реально существующей системы свойств и качеств личности, что создает профессиональный портрет и профессиональный социальный тип); как социальный тип (анализ полезности, действенности, реальных и мнимых, этических, нормативно-правовых требований общества к личности). Следует отметить, что постоянное обсуждение проблематики личности судьи позволит обществу совершенствовать его профессиональную деятельность, воплощая свои разумные интересы. Анализ структуры личности (набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях) должен обеспечить изучение и оценку личности судьи на всех трех уровнях.Подходящим для этого является развитый в литературе подход, по которому под внутренней структурой личности следует понимать свойства, интегрированные в ее сознании:
1. психические элементы отражения внешних объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля);
2. психические свойства личности (способности, характер);
3. «идеологические» свойства сознания (установки, направленность, ценностно-нормативня ориентация);
4. биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.).
На этой основе в структуре личности судьи выделяются такие группы свойств:
1. мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;
2. интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, кактиповых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;
3. психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;
4. физические свойства, т.е. возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.);
Структурно эта характеристика может быть изменена. Но главное при анализе свойств личности судьи необходима оценка реального состояния, содержания и сущности этих свойств, также оценка структуры профессиональной деятельности, влияющей на структуру личности (табл.2). В когнитивной (познавательной — прогностической) сфере, в которой особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное; среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности; особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса; среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж; речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений; воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способность в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».
В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально психологические аспекты своей деятельности, можно выделить такие свойства, как способность к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики. Как подчеркивает И.И. Аминов, «…одним из важнейших показателей психологической компетентности судьи (обладанием определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения) является умение слушать других участников судебного разбирательства, проявление судьей этого коммуникативного качества — одно из важнейших социально-психологических условий беспристрастного, объективного, правильного и справедливого разрешения рассматриваемого уголовного дела».
В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность, критичность, чувство реальности.
С.С.Алексеев и В.Ф.Яковлев и т.д. смоделировали желательное состояние личности юриста, следовательно, судьи, общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), которые относятся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям.
Основными общими показателями, по их мнению, являлись:
1.политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга;
2.высокая общая культура, всестороння духовная и интеллектуальная развитость;
3.высокий и «специализированный» нравственный уровень — подчинение деятельности юриста ряду этических норм (таких как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и др.);
4.надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;
5.глубокое знание законодательства и практики его применения;
6.общеюридические практические навыки – «умения» (навыки исследования фактов, нахождения и толкования нормативных актов, составления юридических документов, устных выступлений по юридическим вопросам и др.);
7.общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;
8.навыки научно-исследовательской работы;
9.качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений.
В психологической литературе предлагалась разработка психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам. Применительно к деятельности судьи В. Л. Васильев выделяет такие стороны:
1.социальную (воспитывает значительное количество людей, высокая ответственность за свою деятельность, беспристрастность и др.);
2.реконструктивную (общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое мышление, интуиция судьи и т. п.);
3.коммуникативную (чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.);
4.организационную (воля, собранность, целеустремленность, настойчивость и др.);
5.удостоверительную (общая и специальная культура письменной речи, навыки в составлении письменных документов и др.).
Социальная сторона. Судья озадачен не только тем, чтобы правильно, в соответствии с законом, рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело, но и тем, чтобы в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях он проводит публичные процессы по месту работы или жительства тех, кто способствовал правонарушениям, участвует в пропаганде законов среди населения, проводит иную профилактическую работу. Это характеризует и профессиональную направленность личности судьи, выражающуюся, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства, в стремлении к торжеству справедливости, к установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.
Каждый судья воплощает в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.
Реконструктивная сторона — это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи.
Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.
Коммуникативная сторона проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках правового — процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как эмоциональная устойчивость, умение выслушивать и разговаривать и др.
Очень важен хороший эмоциональный настрой, который создается в зале судебного заседания усилиями председательствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении уголовных дел, и неумение некоторых судей снимать нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная сторона деятельности реализуется также в судебных допросах, и при этом успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.
Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.
Организационная деятельность заключается в том, что судья руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального законодательства. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспекта: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационной деятельности судьи есть черты, которые отличают его от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального кодекса и, как правило, имеет публичный характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значение психологической совместимости участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обвинитель, эксперты и др.) и отводили главную роль судье в решении этой проблемы.
Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура делопроизводства судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.
Для нашего исследования является важным установление личностных качеств, которые максимально подкрепляют профессионально важные качества. Нами выявлены личностные качества судьи, необходимые для осуществления его деятельности (табл. 1):
1. интеллектуальные качества — это качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее, также являются результатом как образования, научения так и определенных биологических предпосылок;
2. морально-этические (нравственные) качества — совокупность всего, что характеризует сознательную личность. Это внутренние личностные ценности, которые имеют внешнее выражение. Другими словами — выражение внутреннего «Я» через манеры и поведение. Моральные качества — это, то важное, по которому нас оценивают окружающие люди;
3. волевые качества — особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности;
4. коммуникативные качества – способностьориентироваться в различныхситуацияхобщения, основаннаяназнаниях,умениях, навыках, чувственномисоциальном опытеиндивида в сфере межличностноговзаимодействия.
Таблица 1
Личностные качества судьи, необходимые для осуществления его деятельности
Параметры | Качество | |
Интеллектуальные качества | интеллект, уровень специальных юридических знаний, кругозор, общая эрудиция, гибкость и логичность мышления, память | интуиция, наблюдательность, воображение |
волевые качества | трудолюбие, усидчивость, настойчивость | дисциплинированность, самостоятельность, инициативность |
морально-этические (нравственные) качества | принципиальность, честность, самокритичность | ответственность, умение хранить тайну, справедливость |
коммуникативные качества | общительность, умение слушать, эмоциональность устной речи | убедительность устной речи, культура речи, доброжелательность |
Анализ структуры профессиональной деятельности судьи позволил нам выявить профессионально важные личности судьи, соответствующие каждому компоненту структуры (табл.2):
Таблица 2
Профессионально важные качества личности судьи
Компоненты структуры профессиональной деятельности | Качество | |
Познавательно- прогностический (когнитивный) | Интеллект, творческое мышление, аналитический склад ума | Емкая память, развитое воображение, прогностические способности |
Организационный | Самоорганизованность, организаторские способности, требовательность | Собранность, целеустремленность, мобильность |
Коммуникативный | Общительность, эмоциональная устойчивость, умение устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения | Умение слушать человека, культура общения, грамотное владение устной и письменной профессиональной речью |
Вывод. Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания реализации правосудия. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы. Также судебная деятельность не может проходить вне эмоций. Нельзя требовать, чтобы судья был бесстрастным. Он ищет истину, а, как указывал В. И. Ленин, «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого исканияистины». Эмоции направляют процесс установления истины, помогают поискам правильного решения. Но надо иметь в виду, что эмоции судьи при восприятии тех или иных фактов всегда находятся в центре внимания всех присутствующих в зале, которые могут сделать самые различные выводы в результате внешнего проявления судьей своего внутреннего эмоционального состояния. Необходимо, чтобы судья, будучи внутренне эмоциональным при восприятии фактов, при общении, в своем внешнем поведении оставался всегда беспристрастным. Только такое поведение судьи обеспечит и процесс познания истины, и воспитательное воздействие судебного процесса. Постоянное контролирование своего поведения, своих эмоций, их выражения является неотъемлемой чертой деятельности судьи. В.Ф. Яковлев полагал, что «в этом человеке — судье должны присутствовать и сочетаться, по крайней мере, четыре качества: общая культура, высокий профессионализм, независимость от всякого рода внешних факторов и воздействий, а также его полная беспристрастность по каждому конкретному делу». Важность нравственных качеств судьи как предпосылки справедливого и беспристрастного правосудия является бесспорной. Для адекватной оценки чужих поступков судья и сам должен быть человеком высоких моральных принципов. Высокие моральные (нравственные) качества, необходимые судье, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию. Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье. Проблема, однако, заключается в том, что отсутствует возможность априорно определить такие личностные свойства, как честность, принципиальность, неподкупность и т.п. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что содержательное раскрытие этих свойств исторически изменчиво, а также зависит от мировоззренческих установок как их носителя, так и оценщика. Те же свойства, которые принято считать первостепенными для судьи, — независимость от каких-либо воздействий, беспристрастность, справедливость — могут лишь предполагаться. Такая ситуация является вполне закономерной. Во всех тех случаях, когда какие-либо обстоятельства установить принципиально или практически невозможно, возникают различного рода допущения как официально зафиксированные, так и существующие на уровне здравого смысла. Вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемойпрофессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.
Анализ свойств и качеств личности, которыми необходимо обладать судье — предмет самостоятельной науки. Большинство личностных качеств в данной профессии являются приобретенными и формируются условиями жизни, воспитания, обучения. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами.
Список литературы