Социальная психология – что это такое, что изучает, история, категории, структура, принципы и задачи

Социальная психология личности — отдельная область психологии, в которой личность человека рассматривается как активный субъект деятельности, сознания и самосознания, общения. Формирование личности происходит под воздействием наследственных свойств и влиянием социума — общества в целом и отдельной группы, представителем которой человек является.

Что такое социальная психология?

Это область, которая совместила в себе психологию и социологию. Ее основой стали накопленные человечеством знания об обществе и особенностях взаимодействия индивидов друг с другом. Развитие социальной психологии началось в середине 19 века, хотя ее черты встречались еще в трудах Аристотеля и Платона. Предмет социальной психологии особенно важен для корректного воспитания личности и правильной организации ее общения с коллективом.

Что изучает социальная психология?

Особенностью этой науки является ее пограничность, поэтому сейчас представления об этом предмете являются очень дифференцированными, то есть заметно отличающимися друг от друга. Социальная психология изучает множество явлений:

  1. Психологические процессы и состояния, вызванные в результате взаимодействия с другими людьми конкретного индивида
    . Исследователей интересуют такие проявления личности, как агрессивность, общительность, конфликтогенность и так далее.
  2. Феномен человеческого общения
    . Например, особенности взаимодействия родителей с детьми, учителей с учениками, мужа и жены.
  3. Психологические процессы в различных социальных группах
    . Повышенный интерес у исследователей вызывает психологический климат в коллективе, феномен лидерства, сплоченности, соперничества.
  4. Массовые психологические явления
    , к которым можно отнести особенности поведения толпы, когда ее охватывает ликование, страх, энтузиазм и так далее.

Социальная современная психология изучает не только социально-психологические процессы. Она исследует сторону любых жизненных явлений, будь то религия, политика, образование, семья, межнациональные отношения. При этом она тесно соприкасается с другими науками. Для примера можно взять обычный экзамен. С точки зрения социальной психологии – это взаимодействие двух групп людей – студентов и преподавателей, а с позиции педагогики экзамен является формой контроля усвоения знаний.

Общество как система социальных групп

Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются. Один и тот же человек может быть членом трудового коллектива, семьи (и даже не одной), группы друзей, интернет-сообщества и т. д. Малые группы входят в состав более крупных образований, и вся эта сложная, довольно запутанная система и есть общество. Несмотря на запутанность и сложные взаимосвязи, выстроить структуру общества несложно:

  • Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
  • Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
  • Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.

Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:

  • рабочие;
  • крестьяне;
  • буржуазия (предприниматели).

Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.

История социальной психологии

Это относительно молодая наука, хотя социально-психологическое мышление у людей начало формироваться много сотен лет назад. Сегодня трудно определить, когда появились ее основы, но официально социальная психология «родилась» в 1908 году. Тогда в Америке вышла книга Росса «Социальная психология», а в Европе увидела свет работа Макдугалла «Введение в социальную психологию». Хотя еще в середине 19 в. эту отрасль можно было считать самостоятельной наукой. Выделяют следующие этапы развития социальной психологии:

  1. С 6 в. до н.э и по середину 19-го века – период накопления знаний о человеке и обществе.
  2. С 60-х годов 19-го в. по 20-е годы 20-го в. произошло отделение социальной психологии от философии.
  3. В 20-е годы 20-го века социальная психология начала трансформироваться в экспериментальную науку.

Категории социальной психологии

В зависимости от деятельности индивида или группы субъектов определяются социальные явления с выраженной в разной степени спецификой. Из-за этого основные категории социальной психологии многочисленны и очень разнообразны:

  • личность
    – индивид как объект социальных отношений и сознательной деятельности;
  • общение
    – процесс установления и формирования взаимодействия, основанный на необходимости совместной деятельности;
  • социальная общность
    – объединение людей, созданное на основе устойчивой взаимосвязи и выступающее в качестве коллективного объекта;
  • группа
    – небольшая общность, объединенная определенными признаками (характер деятельности, степень развития);
  • межличностные отношения
    – связи между людьми, основанные на влиянии друг на друга в процессе установок. Система ожиданий и стереотипов, через которые люди воспринимают друг друга;
  • общественное мнение
    – феномен проявления коллективного сознания, которое выражается в устных и письменных оценках в отношении к той или иной проблеме действительности;
  • социализация личности
    – процесс активного приспособления индивида к условиям общественной среды;
  • массовые явления
    – феномен, существующий в больших социальных группах.

Структура социальной психологии

Состав этой научной области является результатом взаимодействия двух противоположных процессов, которые тесно связаны друг с другом. К настоящему моменту сформировалось несколько главных направлений, которые являют собой разделы социальной психологии и в совокупности представляют структуру этой науки:

  1. Методы анализа социально-психологических феноменов породили несколько ветвей: теоретическую, практическую и эмпирическую социальную психологию.
  2. Психология общения, труда и творчества развилась в результате жизнедеятельности человека. В социальной трудовой психологии сформировались такие разделы, как управление, предпринимательство и так далее.
  3. В сфере общественной жизни науку разделяют на промышленную, торговую, сельскохозяйственную и так далее.

Типы общества

Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.

Традиционное общество

Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:

  • патриархальность;
  • преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
  • сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
  • сильное влияние религиозных идей и культов.

Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.

Индустриальное общество

Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.

Для индустриального общества характерны следующие особенности:

  • преобладание технологичного производства;
  • большая роль науки, которая становится общественным институтом;
  • появление и развитие массовой культуры;
  • классовый строй;
  • создание четкой правовой основы гражданского общества.

На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.

Постиндустриальное (информационное) общество

Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:

  • высокая ценность информации, знание становится товаром;
  • процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
  • научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
  • единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.

Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.

Принципы социальной психологии

Отрасль состоит из шести принципов:

  1. Принцип комплексности
    заключается в изучении психологических проблем, вызванных социальной жизнью.
  2. Принцип причинности
    в социальной психологии состоит в убеждении, что социально-психологические явления в своей основе имеют идеальный образ окружающего мира, созданный в голове индивидов. Также к этому принципу относят влияние людей друг на друга.
  3. Принцип единства
    характеризуется влиянием, которое социальная среда в группе оказывает на людей.
  4. В основе принципа системности мнение
    , что социально-психологическая реальность имеет более сложную структуру и многоступенчатую систему в сравнении с индивидуально-психологической реальностью.
  5. Принцип развития
    – субъект развивается личностно в непрерывно меняющейся общественной среде.
  6. Принцип объективности
    заключается в достоверности результатов, полученных в ходе исследований.

Социальная психология личности: специфика подхода

Согласно некоторым понятиям общей психологии, можно выяснить:

  • в каких группах личность усваивает социальные влияния и аспекты благодаря развитию своей системы деятельности;
  • в каких сообществах и с помощью какой совместной деятельности осуществляется реализация социальной составляющей.

Особенности социально-психологического подхода заключаются в исследовании процесса формирования определенных черт личности, изучении их проявления в разных условиях.

Объектами изучения также считаются:

  • жизненная позиция и установки личности;
  • наличие внутренних противоречий и возможность их преодоления;
  • способность человека к самовоспитанию.

Социально психологические явления обусловлены взаимодействием личности, группы, членом которой человек является и социальной средой, окружающей его в жизни.

Среду, порождающую определенный образ жизни, особенности поведения и направление мыслительной деятельности, формирует совокупность общественно-исторических формаций — исторической, национальной, географической, демографической.

Задачи социальной психологии

Основная цель социальной психологии – изучить феномены, которые составляют сознание групп людей. Задач у этой науки на первый взгляд не так много, но все они разделяются на подгруппы. Понятие социальной психологии связано с такими задачами:

  • изучение этапов формирования, развития и функционирования социальных явлений;
  • выявление закономерностей поведения людей в разных условиях;
  • анализ взаимодействия индивидов;
  • изучение личности и специфики ее социализации в разных условиях;
  • определение влияния на индивидов явлений, происходящих в малых группах.

Особенности изучения личности

Необходимость подчинения действующим законам социума выступает одним из способов регулирования взаимодействий и отношений между людьми. Также большое значение имеет создание условий для полноценного развития способностей каждого индивида. Психологическое отношение человека к миру, его субъективная оценка различных ситуаций выражается в осознании себя как личности.

Статьи по теме

Социология рассматривает личность как участника социальной группы, определяет роль и статус субъекта. Но в психологии считается, что личность, это не только объект отношений в социуме, что позволяет раскрыть более глубокие индивидуальные характеристики, особенности и свойства.

Изучение личности в социальной психологии связано с рядом психологических методов и приемов. Они наглядно демонстрируют ее феномены и характеристики, такие как:

  • ценностные установки и ориентации;
  • коммуникативные возможности;
  • степень общественной активности;
  • классовые и национальные особенности;
  • личностная направленность;
  • организаторские способности.

Полученные результаты достаточно надежны, в отличие от данных других дисциплин, задачи и специфика которых не позволяют сделать это в полной мере.

В социальной психологии личности каждый индивид представлен как многоуровневая структура. Существуют попытки создания социально-психологической типологии. Кроме социологии, проблемы личности исследуют такие науки как философия и педагогика, генетика, этика и многие другие.

Благодаря комплексному подходу, предусматривающему вовлечению всех дисциплин, происходит разностороннее изучение:

  • структуры личности;
  • характеристики социального типа;
  • совокупности ролей в личной и общественной жизни.

Изучение социальными психологами массы людей в целом, дает им возможность узнать, по каким критериям они оценивают окружающих. Каким образом могут влиять друг на друга. А также, что вынуждает их проявлять гуманизм или жестокость. Зависеть от близких, работодателей, обстоятельств или нет.

Функции социальной психологии

Социальная современная психология ставит перед собой задачу разобраться в причинах преступлений, антисоциального поведения и массовых протестов. Проблемы этой науке диктует общество, она же должна выявить их причины и методы решения. Функции социальной психологии в обществе:

  1. Познание сущности путем выявления механизмов социальных процессов (теоретико-методологическая).
  2. Синтезирование современного представления о природе человека и формирование понимания о психологических составляющих системы «человек и общество» (мировоззренческая).
  3. Изучение влияния социально-психологических явлений на общественные отношения и методы управления ими (регулятивная).
  4. Выявление динамики и перспектив развития общества в духовной области (прогностическая).
  5. Определение реальных и мнимых ценностей индивида и общества (аксиологическая).

Развитие психологического общества

Прикладная психология в 1950-х гг.Американские психологи встретили 1950-е гг. с уверенностью, которую разделяли большинство американцев. Война закончилась, Великая депрессия стала неприятным воспоминанием, экономика находилась на подъеме. С точки зрения Филлмора Сэнфорда, секретаря АРА,

будущее принадлежало прикладной психологии, и это будущее было поистине блестящим, поскольку наступала новая эра — «эра психологического человека»:

Наше общество стремится принять психологический образ мышления. Американский народ, видимо, имеет сильную и сознательную потребность в разного сорта услугах, которые могут дать профессиональные психологи… Мы уже вступили в эру психологического человека, и психологи должны взять на себя ответственность не только за помощь в наступлении этой эпохи, но и за руководство ее дальнейшим развитием. Нравится нам это или нет, по наше общество все больше склонно думать в понятиях концепций и методов, открытых и развитых психологами, и деятельность психологов остается важнейшим фактором структурирования нашей культуры (Sanford, 1951, р. 74).

Сэнфорд утверждал, что психологи обладают беспрецедентной возможностью «создать профессию, подобно которой нет ни по форме, ни по содержанию и никогда не было… первую планомерно спроектированную

профессию в истории».

С точки зрения любых количественных оценок, оптимизм Сэнфорда был оправдан. Число членов АРА

возросло с 7 250 человек в 1950 г. до 16644 в 1959 г., причем самый быстрый рост отмечался в прикладных подразделениях; психологи, учредив различные комиссии и комитеты внутри
АРА,
действительно планомерно создавали свою профессию. Несмотря на стычки с другой
АРА,
Американской психиатрической ассоциацией (которая была несклонна отказываться от своей монополии на заботу о психическом здоровье и возражала против законодательного признания клинической психологии), штаты начали издавать законы о сертификации и лицензировании, под действие которых подпадали прикладные (в основном, клинические и консультирующие) психологи, что давало им законное определение и, конечно, признание их правомочными профессионалами
(J.
M. Reisman, 1966). На фоне экономического подъема процветала промышленная психология; воротилы бизнеса признавали, что «мы нуждаемся не в изменении человеческой природы, а в том, чтобы научиться контролировать и использовать ее» (L. J. Baritz, 1960). В популярных журналах начали регулярно появляться статьи по психологии, они часто рассказывали людям, как отличить настоящих клинических психо-

Глава 13. Психологическое общество: 1950-2000 413

логов от психологических мошенников. Душу психологов грели серии статей по психологии, появившиеся в 1957 г. в журнале Life

и написанные Эрнестом Хэвма-ном, которые принесли последнему награду.

Гуманистическая психология.Самым широким и согласованным теоретическим направлением в психологии 1950-х гг. была гуманистическая психология, или психология «третьей силы». Она боролась с бихевиоризмом, психологией «первой силы», но оказала незначительное влияние на экспериментальную психологию, где был брошен самый эффективный вызов бихевиоризму со стороны новых когнитивных направлений. Гуманистическая психология оказала несравненно большее воздействие на прикладную, особенно клиническую психологию где боролась против психоанализа, «второй силы».

Как самостоятельное направление гуманистическая психология оформилась кконцу 1950-х гг., но ее исторические корни восходят к периоду после Второй мировой войны. Ее основоположниками были Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908-1970). Оба сперва увлеклись бихевиоризмом, но затем разочаровались в нем и обратились к альтернативным направлениям психологии. Роджерс в 1940-х гг. разработал клиент-центрированную психотерапию и использовал ее в работе с солдатами, возвращавшимися с войны. Клиент-центрированная психотерапия представляет собой феноменологически ориентированную методику, в ходе которой терапевт пытается понять и принять мировоззрение пациента и помочь ему или ей проработать проблемы, т. е. прожить такую жизнь, которую больше всего хочет прожить клиент. Такая терапия стала серьезной альтернативой психоаналитическим методам, используемым психиатрами, и, таким образом, сыграла, важную роль в разделении клинической и консультирующей психологии на самостоятельные дисциплины. Из-за акцента на эмпатическом понимании Роджерс вступил в конфликт с бихевиористами, которые, по его мнению, рассматривали людей в качестве машин, чье поведение можно предсказать и контролировать, не делая никаких ссылок на сознание.

Феноменологическая психология была особенно привлекательна для клиницистов, поскольку в основе профессии клиницистов лежит эмпатия, а феноменология представляет собой исследование субъективного опыта (см. главу 3). Роджерс различал три вида познания. Первый — это объективное познание, при котором мы пытаемся понять мир как объект. Второй итретий виды познания субъективны. Первый из них представляет собой личное субъективное познание сознательного опыта каждого человека, в том числе чувства преднамеренности и свободы; второй — это эмпатия, попытка понять субъективный внутренний мир другого. Клиницист, конечно, должен владеть этим последним способом познания, поскольку, с точки зрения Роджерса, клиницист может помочь пациенту только с помощью понимания личного мира клиента и его субъективной личности. Роджерс полагал, что поведение контролируют личные убеждения, ценности и намерения. Он надеялся, что психология найдет надежный способ узнавать личный опыт других людей, поскольку в этом случае эффект терапии возрастет во много раз.

Роджерс утверждал, что бихевиоризм отличается односторонним взглядом на человеческую природу, поскольку рассматривает людей как объекты манипуляции и контроля, а не как переживающих субъектов. По Роджерсу, бихевиористы обра-

414 Часть V. Прикладная психология в XX веке

щались с людьми как с вещами, лишенными воли, а не носителями морали. Полемизируя со Б. Ф. Скиннером, Роджерс делал акцент на свободе, испытываемой каждым человеком, и отвергал физическую концепцию причинности. Будучи ученым, он принимал детерминизм, но будучи терапевтом, признавал свободу: два этих понятия существуют в различных измерениях.

Ведущим теоретиком гуманистической психологии был Абрахам Маслоу. Он обратил внимание на проблему творчества в искусстве и науке. Маслоу стал изучать творческих людей и пришел к выводу, что они были «приведены в действие» особыми потребностями, которые у основной массы людей остаются спящими и нереализованными. Он назвал этих людей самоактуализировавшимися, поскольку они сделали реальной (актуализировали) свою творческую силу, в отличие от подавляющей массы людей, которые работают только для того, чтобы удовлетворить животные потребности в еде, убежище и безопасности. Но Маслоу утверждал, что гении не являются особыми людьми, что каждый обладает латентными творческими талантами, которые могут быть реализованы при отсутствии социальных ограничений. Взгляды Маслоу и Роджерса тесно смыкались друг с другом, поскольку оба они искали способы оторвать людей от того, что, как они полагали, представляет собой комфортабельную, но отупляющую психологическую рутину. Основной задачей гуманистической психологии было помочь людям полностью реализовать свой человеческий потенциал. Хотя иногда гуманистические психологи и критиковали современность, на деле они разделяли актуальную тенденцию рассматривать индивида как единственного, кто может определять ценности, и таким образом обесценивали традицию и религию.

В 1961 г. Маслоу и его последователи основали журнал Journal of Humanistic Psychology,

а в 1963 — Ассоциацию гуманистической психологии.

Гуманистические психологи соглашались с древнегреческими гуманистами в том, что «ценности, которыми следует руководствоваться людям при совершении поступков, должны быть найдены в природе человека и реальности самой природы» (A. Maslow, 1973, р. 4). Но гуманистические психологи не могли разделить натуралистические ценности бихевиористов. Бихевиористы относились к людям как к вещам, не могли признать их субъективность, сознание и свободную волю. С точки зрения гуманистических психологов, бихевиористы не столько ошибались, сколько были введены в заблуждение. Бихевиористы применили к людям абсолютно валидный вид познания (в терминологии Роджерса — объективный вид), но человека этот способ познания мог охватить лишь частично. Наибольшее несогласие гуманистических психологов вызывало то, что бихевиористы отвергали свободу воли. Если К. Л. Халл, непререкаемый авторитет бихевиоризма, рассматривал людей как роботов, то гуманистические психологи утверждали, что «человек осознает… У человека есть выбор… Человек интенционален» (J. F. Т. Bugental, 1964, р. 26).

Таким образом, представители гуманистической психологии стремились не опровергнуть бихевиористов, а, учитывая их ошибки, пойти дальше. «Я подразумеваю, что эта третья, гуманистическая психология включает в себя первую и вторую психологию… Я — фрейдист, я — бихевиорист и я — гуманистический психолог» (A. Maslow, 1973, р. 4). Таким образом, гуманистическая психология, хотя и критиковала бихевиоризм и предлагала ему альтернативу, все еще старалась жить в соот-

Глава 13. Психологическое общество: 1950-2000 415

ветствии с духом эклектики 1950-х гг. Она считала бихевиоризм ограниченным, но тем не менее полагала, что он валиден в своей области; и гуманистические психологи пытались вносить дополнения в бихевиоризм, признавая существование человеческого сознания, что гармонизировало научную картину психологии человека.

Методы социальной психологии

Сбор и анализ информации осуществляются с помощью ряда методов, которые относят к общей психологии, но они являются эффективными и для социальной. Их разделяют на несколько групп. Методами социальной психологии являются:

  • эмпирические исследования
    (сюда можно отнести эксперименты, наблюдения без вмешательства и так далее);
  • метод моделирования
    (имитация психологических процессов либо искусственное воссоздание какой-то деятельности);
  • метод управленческо-воспитательный
    (в его основе – убеждения, формирующие мнения, упражнения, которые стимулируют положительные мотивы, и оценки, помогающие в контроле поведения);
  • метод социально-психологический
    (изменения мнений и установок индивидов при помощи определенных приемов).

Эксперимент в социальной психологии

В начале 20-го века социальная психология начала активно развиваться в США, там были организованы первые лаборатории, в которых проводили эксперименты. С их помощью можно гораздо качественнее проанализировать особенности социальной жизни и глубже понять феномен «социальная психология и общество». Например, на основе эксперимента «Как научить беспомощности» было установлено, что после множества безуспешных попыток следует бессилие и апатия, даже если условия изменились, и на происходящее можно повлиять.

Отрасли социальной психологии

Сложность этой науки стала причиной разделения ее на отрасли. Среди них:

  • этническая (особенности поведения представителей этнических обществ);
  • политическая;
  • религиозная;
  • конфликтология;
  • психология общения;
  • психология управления (психология социального воздействия помогает более эффективно управлять и манипулировать).

Проблемы социальной психологии

Их можно разделить на 2 вида – проблемы личности и социума. Решение их тоже имеет несколько направлений. Проблемы личности решаются с помощью изучения личностных черт, проявляющихся в разных общественных группах. Проблемы группы требуют исследования возникновения и формирования коллективных характеристик и влияние на них каждого индивида. В современном мире кризис социальной психологии выражается в увеличении критических тенденций.

Психологи

По мнению психологов, социум – разновидность общества, что напрямую оказывает влияние на личность. Его рассматривают как безликую массу в противовес индивиду. Без общества нет личности, оно – основа, необходимая для развития человека, роста его умственных способностей, культурного уровня, образовательного. В нём всегда есть свои законы, которые могут и не соблюдать интересов каждого члена группы, общества. Потому особое место в психологии занимают вопросы конфликта личности с группой.

Самое время разобраться, в чём социум отличается от общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]