Педагогическая психология – что это такое, что изучает, связь с другими науками, история становления

Обучению многие люди посвящают практически всю свою жизнь. Начинается все с садика, затем идет школа, университет. Не стоит забывать о множестве курсов, которыми человек может пользоваться в течение жизни, получая новые знания. Педагогическая психология позволяет изучить многие моменты, связанные с воспитанием, обучением, развитием и так далее.

Актуальность и востребованность профессии

Современное общество не перестает развиваться, меняются взгляды на жизнь. Помимо физического удовлетворения, люди стремятся получить душевный покой. Не всегда легко этого добиться. Психолог помогает найти проблему депрессивного состояния, исправить самооценку и улучшить жизнь клиента.

Востребованность психологической помощи будет только расти. С каждым годом люди все больше отдаляются друг от друга из-за популярности гаджетов. Наблюдается рост стрессов, кризисов, многие люди не справляются с требованиями общества.

Как выбрать курсы

Психолог помогает справиться с душевными проблемами, улучшить жизнь клиента и измениться. Стать таким специалистом можно только после обучения. Для этого нужно закончить университет или пройти психологические курсы.

Произвольное внимание — что это в психологии

Правильно выбрать место для учебы можно по нескольким критериям. Прежде всего, нужно узнать, какое образовательное учреждение ее проводит. Известные университеты или популярный учебный центр подойдет. Дальше нужно узнать, кто именно преподает, и насколько этот человек известен в мире психологии.

Важно! Преподаватель должен быть практикующим специалистом, желательно с опубликованными научными работами – только так можно убедиться в его опыте.

Обучение психологии должно проводиться по плану. Для начинающих он включает изучение общих понятий, исторический экскурс, разбор основных направлений.

От качества обучения зависит то, насколько успешен человек будет как специалист

Имеет значение и форма обучения. Она может быть не только очной, но и дистанционной. В таком случае учебные материалы предоставляются в электронной форме, а лекции – в виде видео.

История становления педагогической психологии

Выделение и развитие этой отрасли, как отдельного направления происходило не сразу. Можно отметить основные этапы становления педагогической психологии:

  1. Первый общедидактический этап
    . Началось все с произведения «Великая дидактика», написанная Я.А. Коменским в 1632 г. Им была предложено сделать отдельную систему школ, где можно было бы получить хорошее образование. Он помог сформировать ряд принципов воспитания, разработать концепцию классно-урочного образования.
  2. Второй этап
    продолжался с конца 19 и длился до 20 ст. Во время этого происходит становление педагогической психологии, как отдельной отрасли. Среди самых важных ученых для этого этапа можно выделить Выготского и Каптерева.
  3. Третий этап
    приходится на время образования большого количества приемов обучения. На это повлияли такие ученые: Оконь, Ланда и другие.

Какие предметы нужно сдавать

Рефлексия — что это в психологии, определение

Если человек решает пойти учиться в вуз, то ему придется преодолевать вступительные экзамены. Как правило, они состоят из русского языка, математики, обществознания, биологии.

Важно! В некоторых учебных заведениях второе высшее можно получить после собеседования и тестирования.

Человек может поступить как на очную, так и заочную форму. Проходные баллы не такие высокие, поэтому получить профессию может каждый.

Книги по педагогической психологии

Чтобы еще лучше разобраться в этой теме, рекомендуется ознакомиться с полезной литературой:

  1. «На стороне ребенка»
    Ф.Дольто. В этой книге раскрывается психология педагогической деятельности. Можно прочитать глубокие и всесторонние исследования личности ребенка. Автор поможет избавиться от привычных стереотипов и увидеть многогранный мир детей.
  2. «Как любить ребенка»
    Я.Корчак. Эту книгу многие считают энциклопедией по воспитанию достойного человека, начиная с грудного и до подросткового возраста. Автор пишет простым языком, давая четкие рекомендации.
  3. «Не сажайте детей в холодильник»
    С.Биддалф. Эта книга для родителей, которые хотят научиться понимать своего ребенка, чтобы воспитать счастливого человека.
  4. «Наказание наградной»
    А.Кон. Книга объясняет, как различные поощрения и награды в детстве могут сыграть с ребенком злую шутку. Автор рассказывает губительность подхода, подразумевающего «сделай это – и получишь то».

Что дают курсы

Амбивалентность — что это в психологии

Цель любого обучения – формирование новых навыков, умений, знаний. Курсы психолога направлены на выработку представлений о специальности, особенностях работы. Человек также должен выбрать сферу. Например, детский психолог работает только с детьми до 18 лет, семейный – занимается проблемами отношений, специальный – курирует инвалидов.

Не стоит пытаться стать мастером на все руки. Специализация – это нормально. Заниматься всем и сразу – плохая идея. Курсы для начинающих позволяют познакомиться с профессией в общих чертах.

Иногда подобное обучение позволяет человеку переосмыслить жизнь, посмотреть на все с другой стороны и расширить кругозор. Психология полезна всем, кто работает в сфере «человек-человек». Особенно это касается педагогов, маркетологов, менеджеров и т.п.

Сами по себе курсы по психологии с получением диплома не являются гарантом того, что человек будет востребованным специалистом. Многое зависит от него самого: насколько хорошо он усвоит материал, будет стремиться применить его на практике.

Зачем нужны тренинги

Обучение практической психологии не ограничивается только курсами. Есть еще один вариант – тренинги. На них человек отрабатывают одну конкретную проблему, например, неуверенность и боязнь аудитории.

Особенность тренинга в том, что индивид играет роль не только ведущего, но и участника. Общение в группе может дать много информации и навести на размышления. Иногда тренинг посвящен определенной проблеме, тогда подбираются ученики, которые хотят ее решить. Например, это может быть алкогольная зависимость.

На таком обучении можно пройти разные ситуации и отработать их. Например, если цель – отработка возражений покупателя, то участники делятся на пары и разыгрывают разные сцены. Потом ведущий разбирает ошибки, подчеркивает сильные и слабые места.

Некоторые тренинги направлены на личностный рост. В таком случае группа работает над улучшением самооценки, отрабатывает модели знакомства, разбирает разные ситуации из жизни.

Важно! Для того чтобы общение было комфортным, в группе устанавливают строгие правила.

Тренинги не всегда приносят пользу. Иногда может наблюдаться обратный эффект: человек постоянно посещает их, но в его жизни ничего не меняется. Это происходит из-за того, что его искусственно накачивают уверенностью, но это не меняет на самом деле человека, он просто испытывает эйфорию и создает иллюзию.

Тренинг не является панацеей, но он может помочь выучить новые модели поведения

На обучении в группе можно получать обратную связь, это очень важно. Участники и ведущие в вежливой форме делятся своими мыслями, чувствами от прошедшего взаимодействия.

Вопрос 25. Психологические основы обучения

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Традиционно в психологии выделяются следующие основные познавательные процессы: ощущение

и
восприятие, внимание, память, мышление
и
речь, воображение.
Ощущениясчитаются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

По физиологическому расположению рецепторов

все анализаторы можно разбить на три группы.

Первую составляют внешние

анализаторы. Имея рецепторы, внесенные на поверхность тела (экстероцепторы), они воспринимают внешние раздражители. На их базе формируются
экстеро-рецептивные
ощущения, к которым относят
зрительные, слуховые, кожные
(тактильные, или ощущения прикосновения и давления, температурные, вибрационные),
вкусовые, обонятельные.
Вторая группа — внутренние анализаторы.

Имея в качестве концевых аппаратов рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях (интероцепторы), они воспринимают изменения, происходящие внутри организма.
Интероцептивные
ощущения сигнализируют о состоянии организма (чувство голода, жажды и т. п.).

Промежуточное положение занимает третий — двигательный —

анализатор. Его периферические окончания, расположенные в мышцах и связках (проприоцепторы), могут служить как для ощущения движения и положения органов тела, так и для определения свойств внешних предметов (например, при осязании предмета рукой).
Проприорецептивные
ощущения указывают на перемещения и положения тела и его частей в пространстве.

Общими для разных анализаторов являются болевые

ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем,

вызывающим ощущение, выделяют
дистантную
и
контактную
рецепции. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — к контактной.

Представим краткую характеристику наиболее важных видов ощущений.

Зрительные ощущения.

Аппаратом зрения является глаз. Выделяются две большие группы зрительных ощущений: 1)
ахроматические
— отражают переход от белого к черному через массу оттенков серого цвета; 2)
хроматические
— отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.

Слуховые ощущения также относятся к дистантным. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные

и
шумы.
В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука:
силу
(громкий —слабый),
высоту
(высокий —низкий),
тембр
(своеобразие голоса или музыкального инструмента),
длительность
(время звучания) и, кроме этого, темпоритмический узор последовательно воспринимаемых звуков.

Вибрационные ощущения примыкают к слуховым. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Познавательное значение вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрации становятся сигналом неисправностей в работе машины. В жизни глухих и слепо-глухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные

вибрации оказывают
тонизирующее
действие,
длительные
и
интенсивные — утомляют
и способны вызвать болезненные явления.

Обонятельные ощущения также относятся к дистантным. Они отличаются уже не столь сильной развитостью и стойкостью, о чем свидетельствует отсутствие в языке специальных слов для их обозначения; ощущения не абстрагированы от предмета, который их вызывает. Говорят: «запах сена», «запах гнилых яблок», «запах ландышей». Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.

Вкусовые ощущения контактные, возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Особенность динамики вкусовых ощущений состоит в их тесной связи с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении — понижается. Пища доставляет определенные эмоциональные переживания.

Кожные ощущения вызываются несколькими самостоятельными анализаторными системами: тактильной

(ощущение прикосновения),
температурной
(ощущение холода и тепла),
болевой.
Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание —

специфически человеческую, выработанную в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов
ив этом отношении, по меткому определению И. М. Сеченова, является чувством, параллельным зрению.
Статические ощущения, или гравитационная

чувствительность, отражают положение нашего тела в пространстве. Соответствующие рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли (качание на качелях, морская качка) приводят к головокружению (например, «морской болезни»).

Кинестетические ощущения — это ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Органические ощущения вызываются работой внутренних органов. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют иотдельные органические ощущения, как, например, чувство голода, жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций, а снятие ощущений связано с положительным эмоциональным тоном.

К основным свойствам

ощущений относятся:
интенсивность, качество, локализованность, продолжительность, латентный период
(время от момента действия раздражителя до возникновения ощущения).

Восприятиепредставляет собой познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Однако кроме ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Виды восприятиявыделяются в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. На этой основе выделяется зрительное

восприятие (отражение формы, величины, удаленности, направления, взаимного расположения объектов и рельефа пространства),
слуховое
восприятие (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта),
осязательное
восприятие (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).

В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности восприятие разделяют на непроизвольное

(непреднамеренное) и
произвольное
(преднамеренное).

Непроизвольное восприятиеможет быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность.

В произвольном восприятиичеловек ставит цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Ы

Восприятием будет, например, слушание доклада или просмотр тематической выставки книг.

В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение.

Наблюдение— целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля его деятельности.

Типы восприятия и наблюдения.

При психологическом изучении особенностей восприятия людей, а также в человеческой практике выделяют следующие основные типы восприятия и наблюдения:
синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое
и
эмоциональное.
У людей с синтетическим типом

восприятия проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Учитель с этим типом восприятия весьма кратко и обобщенно характеризует учащихся: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или «Разболтанный, невоспитанный», не уделяя должного внимания анализу причин проступков. Сами поступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике.

Люди аналитического типа

в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Они стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности, скрупулезно вникая во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.

У людей, обладающих аналитико-синтетическим типом

восприятия и наблюдения, в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада наиболее благоприятны для деятельности.

Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа

восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.

В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.

Внимание— сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение.

Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.

Накапливая опыт работы с детьми, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения школьника от хода урока.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное

и
послепроизвольное.
Непроизвольное внимание— это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т. е. этот вид внимания зависит от качеств раздражителя.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

В послепроизвольном

внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое

и
индивидуальное
внимание.

Анализ деятельности по организации внимания в различных условиях обучения показал, что учителю постоянно приходится организовывать переход от одной формы проявления внимания в классе к другой.

Коллективное внимание — сосредоточение всех учеников на одном предмете.

В качестве такого предмета чаще всего выступают рассказ учителя и ответы учеников. Фактически не бывает стопроцентного внимания класса в течение длительного времени, но для коллективного внимания не страшны отвлечения отдельных учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.

Групповое внимание — сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.

Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организации внимания. Группы отвлекают друг друга в работе, поэтому для организации внимания необходимы четкое планирование выполнения заданий по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.

Индивидуальное внимание — сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается.

Память— это сложный познавательный процесс, который складывается из следующих составляющих процессов: запоминание, сохранение

и
воспроизведение
обстоятельств жизни и деятельности личности, а также их
забывание.
По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную

(зрительная, слуховая, двигательная и др.),
словесно-логическую
и
эмоциональную
память (память на чувства).

По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную, кратковременную, оперативную

память.

Отмечаются существенные отличия людей по уровню развития отдельных видов памяти: словесно-логической, образной

и
эмоциональной.
Словесно-логическая память— память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Человек с хорошим развитием этого вида памяти легко запоминает слова, идеи, логические конструкции. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям.

Образная память— память на представления. Уровень ее развития может быть неодинаков для различных модальностей. Поэтому выделяют зрительную, слуховую, двигательную

память и рассматривают отдельно уровень их развития. По уровню развития различают
обонятельную, вкусовую
и другие виды памяти.

Мышлениеесть обобщенное отражение человеком

действительности в
ее существенных связях и отношениях.
Оно носит опосредованный характер, т.е. совершается с помощью целой системы
средств,
которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания или, точнее говоря, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное

и
словесно-логическое.
Практически-действенноемышление характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним. Он оказывается необходимым и незаменимым, когда наиболее целесообразным представляется решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образноемышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Следовательно, об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение наглядно-образного мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

Особенностью словесно-логического

мышления является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс, общественные отношения; нравственными: честность, принципиальность, патриотизм и т.д.). Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека, наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.

Словои речьявляются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики.

Речь функционирует на основе языка. Язык —

объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества, он определяется как система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова

с их
значениями
(отношение слова к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, какой образ представляет его в сознании) и
синтаксис
(набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются
фонемы
(устная речь) и
графемы
(письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

Речь


процесс общения посредством языка.
В психологии различают две формы речи: внешнюю

и
внутреннюю.
Внешняя речьвключает несколько психологически своеобразных видов речи: устную

(диалогическую и монологическую) и
письменную.
Внутренняя речь,

как подчеркивается в самом названии, не направлена на общение с другими людьми. Это разговор человека с самим собой. Внутренняя речь была выделена и описана первоначально как «голос совести». Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.

Воображение— это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

Различают два вида воображения — воссоздающее

и
творческое.
Воссоздающее воображениеразвертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружения. Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от ряда причин. Во-первых, от исходной информации,

на основе которой развертывается воссоздание. Во-вторых, от
суммы и качества знаний
человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками сущность явлений. В-третьих, от наличия
установки.
Творческое воображение

создание нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т.е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать в практике невозможно.

В психологии принято выделять непроизвольное

(непреднамеренное) и
произвольное
(преднамеренное) воображение. Первое характеризуется неучастием или незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается сновидение. Непреднамеренным видом воображения являются грезы.

Для произвольного воображения

характерно наличие задачи на
создание
образа и волевое
усилие
при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Волевое напряжение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. Вспомним ребенка, который, желая избежать порицания или наказания за проступок, начинает сочинять. Он мучительно фантазирует, пытаясь найти реабилитирующее его и приемлемое для взрослых объяснение. Он порой искренне верит в созданную его воображением ситуацию, которая должна заменить подлинную, но неприятную для него.

Можно ли стать психологом после окончания курсов

Согласно единому квалификационному справочнику, психологом может работать человек с высшим профильным образованием либо прошедший курсы переподготовки.

То есть, с юридической точки зрения, достаточно одного из этих вариантов. На самом деле все гораздо сложнее. Помимо учебы в государственном или частном образовательном учреждении, человек должен пройти личную терапию и супервизию.

Дополнительно он выбирает направление, в котором будет работать: бихевиоризм, когнитивно-поведенческое, телесно-ориентированное и т.п. Поэтому недостаточно пройти курсы психолога с получением диплома. Придется заниматься образованием в течение продолжительного времени. Это семинары, конференции, практические занятия под контролем супервизора. Так нужно для того, чтобы человек мог эффективно помогать другим людям.

Прохождение личной терапии не является законодательным требованием. Но это важно для того, чтобы понимать, как именно себя чувствует клиент. Еще одна польза прохождения личной терапии – это выделение собственных проблем и проработка их. Иначе психолог будет невольно переносить свои чувства на клиента, и это помешает терапии.

Психологические курсы обучения подразумевают большой уровень самообразования. Придется многое изучать самостоятельно, знакомиться с монографиями и трудами разных ученых. Если человек готов на это, то он может пройти курсы. По окончанию их он сдает тест или экзамен, после чего получает сертификат или свидетельство о переподготовке.

В чем отличие педагогической психологии от педагогики?

Чтобы понять существующую разницу, необходимо рассмотреть предмет изучения обоих направлений. Если говорить отдельно, то педагогическая психология – это данные, закономерности и механизмы обучения и воспитания. Шире о предмете изучения было сказано выше. Объектом изучения в педагогике является человек, который развивается, проходя разные этапы воспитания. Эта наука исследует ряд проблем:

  • определение методов воспитания;
  • разработка содержания воспитания;
  • выделение целей воспитания.

Обязанности психолога

Помимо обучения, человек должен составить представление о том, чем предстоит ему заниматься. Прежде всего, стоит запомнить важный момент: психолог – не врач и не имеет права назначать лечение. Если он видит, что клиент нуждается в медицинской помощи, то он тактично перенаправляет к психиатру.

Психолог занимается диагностикой разных личностных проблем, также он проводит консультации

Многое зависит от того, где именно работает психолог. Например, в детском саду он занимается с малышами дошкольного возраста, в кризисном центре – помогает людям, которые оказались в травмирующей ситуации.

Приобретает популярность онлайн-помощь. Она предполагает созвоны, общение в мессенджерах или на форуме. Такой формат терапии подходит не для всех случаев, но он способен помочь тем клиентам, которые живут в маленьких населенных пунктах.

Просветительские мероприятия – одна из обязанностей психолога

В своей работе специалист должен руководствоваться этическими правилами. Да, он не является врачом, но его деятельность может навредить. В расшатанном эмоциональном состоянии человек очень уязвим, поэтому нужно аккуратно с ним обращаться.

Интересно. При желании специалист может съездить на учебу за рубеж, но оформление путевки придется оплачивать самостоятельно.

Ни одни курсы не сделают из человека сразу высококлассного психолога. Но они могут помочь сформировать основу и показать вектор развития. Многое зависит от способностей индивида, его стремлений и желаний.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]