Чувствительность психология. Психология ощущений. Абсолютная и различительная чувствительность анализаторов к раздражителям не остается постоянной, а изменяется в зависимости от ряда условий

Эффект контраста — это усиление или угнетение, по отношению к обычному, восприятия, познания или связанной поведения в результате последовательного (непосредственно предшествующего) или одновременного подверженности стимула меньшей или большей интенсивности того же измерения. (Здесь, под нормальным восприятием, познанием или поведением понимается такое, которое будет получено при отсутствии сравнительного стимула — то есть, основанное на всем предшествующем опыте.)

Примеры

  • восприятия: нейтральный серый объект представляется более светлого или темного цвета, чем он сам по себе, когда он сравнивается с показанным непосредственно перед или одновременно с ним, объектом темно-серого или светло-серого цвета соответственно.
  • познания: человек кажется более или менее привлекательной, чем она является сама по себе, когда она сравнивается с показанной непосредственно перед или одновременно с ней, другим человеком, менее или более привлекательной соответственно.
  • поведение: лабораторный крыса работать быстрее или медленнее при стимула, который свидетельствует о получении определенного объема вознаграждения, когда таком стимула и вознаграждению непосредственно предшествовали или чередовались с ними, другие стимулы с меньшим или большим объемом вознаграждения соответственно.

Их проще заставить плакать

Вот почему для очень чувствительных людей важно поместить себя в ситуацию, где они не будут чувствовать себя расстроенными или как-то «неправильно», чтобы легко заплакать, говорит Цефф. Если их друзья и семья осознаёт, что это просто – что их легко можно заставить плакать – и поддерживают эту форму выражения, то «лёгкий плач» не будет рассматриваться как что-то постыдное.

Второй шаг, а самое сложное — избежать чрезмерной стимуляции. Вы должны следить за собой и видеть, что вызывает избыток раздражителей, что делает ваш ум, что происходит с вашими чувствами, какие сигналы посылает вам ваше тело: ваш желудок? У вас есть негативные мысли? Вы беспокоитесь или регистрируете физические реакции, такие как потоотделение или небольшие толчки в веках или губах? Обучение выявлению предупреждающих знаков поможет избежать ситуаций, которые превышают нас.

В общем, работайте над любым аспектом, который наполняет нас энергией: внимательность, йога и медитация — хорошие варианты. И один последний совет, когда вы чувствуете себя ошеломленным: постарайтесь сделать паузу, глубоко вздохнуть, выйти, вздохнуть, выпить что-нибудь свежее и восстановить свое спокойствие и энергию.

Типы

Одновременный контраст был определен Мишелем Эженом Шеврелем и касался эффекта, когда цвета двух разных объектов влияют друг на друга. Эффект лучше виден на объектах дополняющих цветов.

В приведенном в статье изображении, два внутренних четырехугольники одного и того же оттенка серого, но верхний кажется светлее нижней потому, что его фон более темного цвета.

Этот эффект отличается от концепции контраста, которая касается цветной различия объекта и его яркости по сравнению с окружающими или фоном.

Последовательный контраст возникает, когда восприятие стимула, на который смотрят сейчас, влияет ранее увиденный стимул.

Например, если сначала на несколько секунд сосредоточиться на точках в центрах разноцветных дисков в верхней части приведенного рисунка, а затем посмотреть на те же точки в нижней части рисунка, два нижних диски на несколько моментов выдаваться разных цветов, хотя имеют одинаковый цвет.

Один из типов контраста, включая и время, и место, называется метаконтраст и параконтраст. Когда одна половина диска ярко освещается на 10 миллисекунд, она максимально яркая. Если вторая половина показывается в то же время (но на 20-50 миллисекунд позже), возникает взаимное подавление: левая сторона затемлюеться правой стороной (метаконтраст), а центр вообще может исчезнуть. Одновременно, учитывая первый стимул, правая сторона также немного затемняется (параконтраст).

Основные закономерности ощущений

Психофизиологические механизмы ощущений Читать далее: Представления о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений

1.2 Основные закономерности ощущений

К основным закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Охарактеризуем более подробно каждое понятие.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. Так, например, прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. А при действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда вообще перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. А сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.

Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. А та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности [5, с.97].

Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон; колебания, различаемые ухом как звук, занимают область от 20 до 20 тысяч герц. В настоящее время подробно изучена характеристика верхнего и нижнего порогов всех видов чувствительности.

Действие на нервную систему раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не остается бесследным. Эти раздражители изменяют пороги чувствительности и могут подсознательно корректировать движения и действия.

Для измерения порогов абсолютной чувствительности созданы приборы со шкалами непрерывного изменения силы раздражителя. Начав воздействие на анализатор с подпорогового стимула, экспериментатор постепенно увеличивает силу раздражителя до тех пор, пока испытуемый не скажет, что у него возникло ощущение. В соответствии с показателями испытуемого регистрируется физическая сила раздражителя. Измерение производится несколько раз. Затем условия опыта изменяются: сила раздражителя, вызывающего ощущение, уменьшается до тех пор, пока испытуемый не скажет, что ощущение исчезло. Сделав несколько таких измерений, экспериментатор высчитывает среднее арифметическое всех значений, которое и считается пороговой силой раздражителя [16, с.10].

Как мы уже говорили выше, кроме силы, раздражитель характеризуется длительностью воздействия, т. е. тем отрезком времени, в течение которого он действует на анализатор. Известно, что существует зависимость между силой раздражителя и длительностью его воздействия, необходимой для достижения пороговой величины. Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы он вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды) возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Эту психологическую закономерность ощущений должен предусматривать учитель, особенно в начальных классах. Потому как иногда встречаются дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно создать условия для наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня.

Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при котором возникает едва заметное различение в силе или качестве ощущений и называется порогом чувствительности к различению [12, с.213].

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука. Это проявление порога различения. Приведу пример. Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра. Окажется, что каждый из испытуемых нанесет свою среднюю точку. Измерим миллиметровой линейкой, кто разделил более точно, — у этого испытуемого и будет лучшая чувствительность к различению.

Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило сформулировать следующий закон, справедливый для раздражителей средней силы, т. е. не приближающихся к нижнему или верхнему порогам абсолютной чувствительности: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности [2, с.315]. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг — 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных — 1/100.

Чувствительность к различению, как отмечает Б. Г. Ананьев, является источником такого сложного мыслительного процесса как сравнение. В развитии различительной чувствительности исключительная роль принадлежит слову. Слово выделяет и закрепляет едва заметные различия в ощущениях, обращает внимание человека на качественно-количественную характеристику свойств отражаемого объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно связано с развитием речи в процессе обучения.

Следующая закономерность, на которой мы остановим свое внимание, будет адаптация. Адаптация – это приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов [4, с.177]. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Так в первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, и вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая — в слуховых, холодовых. С незначительной адаптацией мы встречаемся в болевых ощущениях. Боль сигнализирует о разрушении органа, и понятно, что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают темновую и световую адаптацию.

Течение темновой адаптации исследовано подробно. Попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит, через 3-5 минут начинает хорошо различать свет, проникающий туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. На повышение чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в рецепторе, увеличивается отверстие зрачка, усиливается работа палочкового аппарата, но в основном чувствительность увеличивается за счет условнорефлекторной работы центральных механизмов анализатора. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с понижением световой чувствительности.

Особое внимание обратим на взаимодействие ощущений.

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции [10, с.195].

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность, а в другой понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией [12, с.214].

Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других анализаторов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности [5, с.99]. С контрастом ощущений мы все знакомы очень хорошо. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — светлой.

Далее перейдем к рассмотрению такого явления, как синестезия. Синестезия – это возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности [3, 224]. Отметим, что особенностью ощущений является мономодальность образа. Однако взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии. Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. Явление синестезии распространяется на все модальности. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: бархатный голос, темный звук, холодный цвет и т.д. Проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителя, а также результатом одновременного воздействия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы.

Таким образом, можно отметить, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул (раздражение) достигает сознания. Так биологически важные стимулы воздействуют на мозг при сниженных порогах и повышенной чувствительности, а стимулы, потерявшие биологическую значимость, – при более высоких порогах.

Глава 2. Современные концепции о физиологических механизмах, лежащих в основе ощущений

Психофизиологические механизмы ощущений Читать далее: Представления о системном характере взаимодействия структур мозга в обеспечении ощущений

Информация о работе «Психофизиологические механизмы ощущений»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 48282 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 2

Похожие работы

Психофизиологические механизмы памяти

40099

0

1

… . Что же такое память? На этот вопрос человечество ищет ответ с древнейших времен. Существует несколько теорий механизмов памяти. Все они имеют своих сторонников и противников, потому приведем кратко характеристики физической, психологической, психофизиологической и биохимической теорий. — Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей ( …

Психофизиологический механизм стресса

32437

0

0

… звеном» между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному …

Физиологические механизмы психических процессов и состояний

154115

0

0

… эмиссионная томография (ОЭТ); позитронная эмиссионная томография (ПЭТ). Весь этот комплекс методов позволяет проводить неинвазивное изучение структуры и функций мозга. Психофизиологическое изучение психических процессов и состояний Принципы кодирования информации в нервной системе Сегодня можно говорить о нескольких принципах кодирования в нейронных сетях. Одни из них достаточно просты и …

Физиологические механизмы познавательных процессов

34392

0

0

… по суммарным показателям активности мозга. В итоге содержание предмета психофизиологии в качестве самостоятельного научного направления официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Но самое широкое распространение получили психофизиологические исследования с привлечением методов регистрации нейронной активности не только у животных, но и …

Области существования

Философ 17-го века Джон Локк отмечал эффект контраста, когда заметил, что теплая вода кажется горячей или холодной в зависимости от тог, была рука, которая ее касается до того в холодной или горячей воде. В начале 20-го века Вильгельм Вундт определил контраст как фундаментальный принцип восприятия, и с тех пор существование эффекта было подтверждено в различных сферах. Эффекты контраста влияют не только на визуальные качества как цвет или яркость, но и на другие виды восприятия, например восприятие веса, музыки и т.

В одном из экспериментов, когда людей просили думать фамилия «Гитлер» и одновременно оценивать других людей, они оценивали этих людей как более дружеских. Песня или музыкальная композиция может восприниматься как хорошая или плохая в зависимости под того, прослушана перед ней музыка была неприятной или приятной.

Для того, чтобы эффект сработал, сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга (однотипные): журналист может показаться ниже обычного, когда берет интервью у высокого баскетболиста, но не по сравнению с высоким зданием.

Их чувства более глубокие

Одна из отличительных характеристик очень чувствительных людей – способность к более глубоким чувствам, чем их менее чувствительные сверстники. «Они любят воспринимать вещи на глубоком уровне», Тед Цефф, доктор философии, автор «Справочника по выживанию для очень чувствительных людей » и других книг про очень чувствительных людей, рассказывает ХаффПост. «Они очень интуитивны, и могут зайти гораздо дальше, чтобы разобраться в вещах».

Открытость для восприятия, ответственности, экстраверсии, сердечности или доброты и стабильности — это пять характеристик, которые оцениваются в этой модели и в большом количестве клинических аналитических и скрининговых инструментов, которые были разработаны впоследствии.

Чувствительность и последствия не в том числе в рамках моделей личности

Но что произойдет, если можно будет добавить еще одну новую черту? Мы говорим о чувствительности. В зрелом возрасте эти черты, которые наблюдались в детстве, приобретают максимальное выражение. Они являются творческими людьми, которых привлекают искусство и знания, как на интеллектуальном уровне, так и практически неограниченные возможности учиться, даже не осознавая этого, а также на личном уровне, поскольку они, как правило, люди с большими знаниями сами по себе и очень богатый внутренний мир, которые порой заставляют их казаться интровертированными, хотя это не обязательно должно быть так.

Для очень чувствительных людей очень усиливаются последствия критики

Очень чувствительные люди обладают реакцией на критику, которая тем более интенсивна, чем менее чувствителен человек. В результате, они могут использовать определённую тактику, чтобы избежать критики, включая льстецов (чтобы никто их не критиковал), критикуя, во-первых, себя, и избегая источников критики, говорит Арон.

Люди могут сказать что-то негативное, [и] не ОЧЧ (очень чувствительный человек) может сказать «Неважно», и не отреагировать на них, говорит Цефф. Но ОЧЧ прочувствуют это очень глубоко.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]