Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития. (наверх)

Ежесекундно человек получает массу информации об окружающем мире при помощи органов чувств , звуки, визуальное восприятие, тактильные ощущения, вкус, запах.

И если бы все это в полном объеме достигало сознания, память бы оказалась перегруженной в кратчайшее время.

Однако этот процесс восприятия не хаотичен , из всего, что мы чувствуем, отбирается лишь самое важное, остальное же проходит мимо нашего сознания, не отвлекает нас. А происходит это благодаря нашему вниманию, которое и выполняет роль сортировщика. Что же такое внимание в психологии?

Каковы причины синдрома дефицита внимания у взрослых или детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Виды и типы: классификация в таблице

Внимание: какое оно бывает?

Виды внимания Условия, способствующие возникновению Присущие характеристики Примеры
Непроизвольное Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки
Произвольное Осознанная постановка какой-либо задачи Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике
Послепроизвольное Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода Снятие напряжение при сохранности целенаправленности Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события

Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:

  1. Вынужденное. Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.
  2. Невольное. Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.
  3. Привычное. Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник , на озеленение улиц.

Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:

  1. Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.
  2. Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта , например, телефонного звонка или сообщения при переписке.
  3. Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес. Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.

Понятие и виды внимания в психологии

Внимание — это способность человека в избирательном порядке направлять восприятие на тот или другой объект, сосредотачивая при этом мысли, зрение и слух.

Внимание также можно рассматривать как особенное свойство организма, позволяющее пропускать и воспринимать информацию высокой значимости, и позволяющее реагировать лишь на то, что представляет интерес.

Свойства:

  • устойчивость (способность долго концентрироваться на чем-либо одном);
  • переключаемость (способность быстро переходить от одного объекта к другому, в процессе успевая достигнуть максимальной концентрации на каждом из них);
  • отвлекаемость (степень восприимчивость к раздражителям, не находящимся в плоскости поставленной задачи);
  • объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов/раздражителей/источников информации);
  • концентрация (сосредоточенность на объекте);
  • распределение (единовременное выполнение нескольких видов деятельности, не подразумевающих переключение внимания).

Выделяют три вида внимания:

  1. Непроизвольное. Это самый простой, базовый тип, который в каждом человеке заложен на генетическом уровне. Его также называют вынужденным или пассивным. Непроизвольное внимание имеет биологическое происхождение и свойственно даже животным.
  2. Произвольное. Данный тип связан с волей человека, так как является управляемым и контролируемым.
    Произвольное внимание подчиняется сознательным целям, в связи с чем выделяется в ряду остальных типов. Оно имеет социальное происхождение.
  3. Постпроизвольное. Тип внимания, который по своей сути является переходом от произвольного внимания к непроизвольному.

Свойства

Свойства внимания в психологии:

  1. Устойчивость. Способность какое-то время концентрироваться на каком-либо объекте. Данное свойство зависит от личностных качеств человека, его волевых возможностей, а также мотивации. Устойчивость внимания сохраняется при условии открытия в наблюдаемом объекте каких-либо новых свойств.
  2. Сосредоточенность. Концентрация внимания на объекте при игнорировании иных раздражителей.
  3. Объем. Представляет собой количество объектов, которые пребывают в фокусе сознания. Средний объем внимания у людей равен 5 ±, 2 объекта.
  4. Переключение. Переход от сосредоточенности внимания над одним объектом к иному. Например, переход от домашнего задания по физике к биологии.
    Переключаемость внимания , это волевой процесс, не следует его путать с непроизвольным отвлечением , например, на какой-либо громкий звук.
  5. Избирательность внимания. Свойство, заключаемое в способности отбирать важные стимулы и игнорировать второстепенные. Селективное внимание, например, может быть проиллюстрировано беседой с одним человеком в большой компании, когда воспринимается только речь собеседника, но полностью игнорируется содержание беседы других людей.
  6. Распределенность. Распределение и направление внимания одновременно на несколько объектов. Примером направленности внимания является вождение автомобиля, когда водитель сосредоточивается над визуальным контролем ситуации на дороге и управлением транспортного средства.

Что представляет собой устойчивость внимания

Устойчивость внимания — это свойство, которое определяется способностью на протяжении длительного периода времени сохранять сосредоточенность на каком-либо объекте или виде деятельности. Можно сказать, что это характеристика, определяющая длительность концентрации. Стоит отметить, что устойчивость внимания не может определяться по отношению к какому-либо одному объекту. Человек может переключаться между предметами или же видами деятельности, тем не менее общее направление и смысл должны оставаться постоянными. Таким образом, если человек на протяжении определенного периода времени занимается деятельностью (или несколькими видами деятельности) для достижения конкретной цели, то можно судить об устойчивости его внимания. Данная категория характеризуется рядом требований, главным является разноплановость действий и впечатлений, которые они приносят. Если характер раздражения будет неизменным, то в том участке головного мозга, отвечающем за ту или иную деятельность, наблюдается торможение, и, как следствие, внимание начинает рассеиваться. Если же характер и условия деятельности постоянно будут варьироваться, то концентрация будет длительной.

Стоит отметить, что концентрация и переключение внимания могут чередоваться, в зависимости от внутренних и внешних условий. Даже если индивид находится в состоянии наивысшего сосредоточения, ввиду внутренних мозговых процессов, могут возникнуть некоторые колебания. Если говорить о внешних раздражителях, то они не всегда могут приводить к рассеиванию внимания (это во многом зависит от их интенсивности).

Объем

Объем внимания характеризует количество объектов, на которых сконцентрировано внимание.

Объем внимания взрослого человека составляет 3-7 объектов, у ребенка он несколько ниже , 2-5 объектов.

Человек, имеющий большой объем внимания, заметит больше явлений и каких-либо факторов, следовательно, он лучше оценит ту или иную ситуацию. Данная характеристика также сильно зависит от осознания связи наблюдаемых объектов между собой и знаний о них.

Примером может являться диагностика заболевания врачом, когда подозрения на ту или иную болезнь возникают при внешнем осмотре, в то время как человек без медицинского образования может не заметить данные симптомы.

Объем внимания учитывается во многих сферах человеческой деятельности.

Например, в идеале рекламная вывеска не должна содержать более 5 слов, так как среднестатистический человек не сможет одним взглядом оценить все преимущества того или иного товара при большем количестве объектов информации на ней.

Свойства внимания

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания

Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: «Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим», и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д.

Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение и переключение внимания

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестов пакета «Внимание», время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.

Переключение внимания

Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет легко и быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях говорят о подвижном, гибком внимании.

Если же у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость — это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.

Особенности: кратко

В чем особенности внимания как психического и познавательного процесса и феномена, как высшей психической функции?

Все психические процессы подразделяются на 3 класса: свойства, состояния и процессы.

Внимание относится к таким психическим явлениям, как процессы познания. Самая важная его особенность , направленность и избирательность.

Отличие внимания от других процессов познания (памяти, восприятия, мышления) в том, что оно не имеет собственного содержания. Оно проявляет себя в рамках данных процессов, характеризует их динамику, регулируя и контролируя деятельность человека.

Основные психологические понятия по теме Внимание

Доминанта — временно господ­ствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способ­ность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно А.А. Ухтомскому, д. является физиологической основой внимания.

Индукция (в нейрофизиологии) — закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участках нервной системы (одновременная и.) или в том же участке по прекращении сво­его действия (последовательная и.) противоположный нервный процесс или состояние. Говорят о по­ложительной и. (торможение индуци­рует возбуждение) и отрицательной и. (возбуждение индуцирует торможение).

концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;

объем — количество объектов, ко­торые могут быть охвачены внима­нием одновременно;

переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на. другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания);

распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

устойчивость — длительность со­средоточения внимания на объекте.

На человека воздействует одновре­менно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направ­ленный характер психической дея­тельности человека составляет сущ­ность внимания.

В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявля­ется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, ха­рактеризуя динамику их протека­ния. Некоторые исследователи сво­дят внимание к избирательной ак­тивности личности. Это точка зре­ния теории установки, разрабаты­ваемой школой Д. И. Узнадзе.

Внимание человека имеет социаль­ную природу. Оно порождено трудо­вой деятельностью и является одной из основных психологических харак­теристик трудового процесса.

Внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика, разно­образные движения и т. д.

Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлектор­ный характер. Развивая это положе­ние, И. П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникнове­нием очагов оптимального возбужде­ния в результате особого ориентиро­вочного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие фи­зиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распреде­ляется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, ко­торые приобретают доминирующий характер.

Точка зрения И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила в настоящее время ряд подтверждений в экспери­ментах с регистрацией биотоков моз­га животных и человека. Современ­ные нейрофизиологические исследова­ния подтвердили ведущую роль кор­ковых механизмов в регуляции вни­мания. Установлено, что внимание воз­можно только на основе общего бодр­ствования коры головного мозга, по­вышения активности ее деятельно­сти. Некоторые ученые подчеркива­ют особенно важную роль лобных об­ластей мозга в отборе информации. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания». Важная роль в регуляции внимания принадлежит скоплению нервных клеток, располо­женных в стволовой части мозга и получивших название ретикулярной формации. Предполагают, что ретику­лярная формация представляет собой комплекс нескольких систем, одна из которых обеспечивает активизацию ориентировочного рефлекса, другие — защитного, а третьи — пищевого.

В настоящее время произвольное внимание понимается как деятель­ность, которая направляется на конт­роль своего поведения, на поддержание устойчивости избирательной актив­ности.

Характер раздраже­ния (сила, новизна, кон­траст и т. п.) Структурная орга­низация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно раз­бросанные) Отношение раздра­жителя к потребнос­тям (то, что соответству­ет потребностям, прив­лечет внимание прежде всего)
Виды
внимания
Условия

возникновения

Основные

характеристики

Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или зна­чимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая бо­лее или менее устойчи­вый интерес личности
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соот­ветствии с задачей. Тре­бует волевых усилий, утомляет Ведущая роль 2-й сигнальной системы
После-произвольное Вхождение в деятель­ность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целена­правленность, снимается напряжение Доминанта, характе­ризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Ошибочно было бы сводить не­произвольное внимание исключитель­но к ориентировочной реакции чело­века. Оно также связано с познаватель­ной деятельностью, с общением и в значительной мере обусловлено потребностями.

Согласно точке зрения П. Я. Галь­перина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также есть контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза.

Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына показали, что ка­чества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнару­жилось, что людям со слабой нер­вной системой дополнительные раз­дражители мешают сосредоточиться, а с сильной — даже повышают кон­центрацию внимания.

Внимание у разных людей и у од­ного и того же человека, но в различ­ное время и в разных условиях отли­чается некоторыми особенностями, или свойствами.

Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 276 с. С. 110-112.

Закономерности

Внимание подчиняется следующим законам:

  1. Закон апперцепции. Согласно данному закону, внимание не есть постоянной величиной , оно изменяется со временем, уровень его концентрации нестабилен.
    Зависит он от физического самочувствия и психологического состояния человека, от эмоционального фона, от знаний объекта и его взаимосвязи с окружающей обстановкой.

    Когда человек плохо себя чувствует , например, чувствует головную боль, он будет гораздо менее внимателен к внешней обстановке, больше концентрируясь на внутренних ощущениях, чем при хорошем самочувствии.

  2. Закон установки. Характеризует приспосабливаемость человека к наилучшему реагированию или восприятию какой-либо ситуации. Установка , это готовность к какому-то действию. Например, человек, переходящий напряженный участок трассы со множеством движущихся автомобилей, стремится максимально контролировать положение, его зрение и слух напряжены, а сам он пребывает в готовности к внезапному реагированию на нестандартную ситуацию. Однако данный закон оговаривает не только внезапные реакции , это может быть и волевая концентрация внимания при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности. Например, ученый-математик с опытом работы может значительно дольше сохранять концентрацию внимания при решении сложной задачи, чем, например, школьник.
  3. Закон свойств внимания. Он определен основными свойствами внимания, перечисленными выше , распределением, селективностью, объемом и устойчивостью. Примером может быть смена деятельности , человеку необходимо подождать некоторое время, чтобы достичь определенной концентрации внимания при переходе от занятий физической деятельности к умственной.

Управление вниманием

Управление вниманием , это контроль над отвлекающими факторами, которые мешают сосредоточиться над основной деятельностью.

Требует распознавания моментов появления таких раздражителей, а также способности целенаправленно максимально фокусировать внимание при выполнении каких-либо определенных задач.

Способность хорошо управлять своим вниманием позволяет человеку многократно повысить продуктивность его труда. Развитие данной способности ведет к качественному изменению результатов всей его деятельности.

Стадии развития

В процессе взросления концентрирование проходит видоизменения в лучшую сторону, и к шестнадцати-семнадцати полностью формируется.

  1. До 1,5 месяцев. Малыш реагирует только на яркие раздражители, это показатель того, что у него все хорошо с ЦНС.
  2. До 7 месяцев. Ребенок начинает сосредотачиваться на таких вещах, как звук голоса, распознавать интонацию или действия.
  3. До 1,5 лет. Уже появляется первичное осознание, то есть сознательное привлечение взрослых с помощью издания звуков или поворота головы.
  4. До 4. Произвольное слушание, говорение. Ребенок старается понять говорящих, вступить с ними в диалог. Действия, игры приобретают более осознанный характер, появляется стремление выполнить что-то до конца – собрать пазл.
  5. До 6 лет. Управлять своим же вниманием малышу проще с помощью голосовых команд – самовнушение. Границы мира увеличиваются, как и размер раздражителей и осознанных реакций.
  6. До 13. Активно происходит усвоение норм – распорядок дня, школьные перемены и уроки. Ребенок учится перестраиваться, концентрироваться. Для этого он использует внутреннюю речь.
  7. До 17. Преобладает уже сознательная внимательность над произвольной, но только при достижении 16-18 лет можно говорить о полном формировании.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Узнать подробнее

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Узнать подробнее

Распределение

Распределение внимания , это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.

Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.

Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст.

Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:

  1. Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
  2. В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации.
    Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.
  3. Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
  4. Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.

Виды внимания и их сравнительные характеристики

Виды вниманияУсловия возникновенияОсновные характеристикиМеханизмы
НепроизвольноеДействие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителяНепроизвольность, легкость возникновения и переключенияОриентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности
ПроизвольноеПостановка (принятие) задачиНаправленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляетВедущая роль 2-й сигнальной системы
ПослепроизвольноеВхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интересСохраняется целенаправленность, снимает напряжениеДоминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес

Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обосновано связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Внешнее и внутреннее внимание. Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы, представления памяти, мысли движения) выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное.

По тому, находится ли объект во внешнем мире, или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешнее, или перцептивное, или внутреннее внимание. Различие перцептивного и внутреннего внимания важно в управлении вниманием и позволяет понять некоторые особенности личности. Исследовательское отношение к миру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания.

Внутреннее и внешнее внимание тормозят друг друга; трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Нередко человек, задумываясь, закрывает глаза. В состоянии задумчивости, обращенности к прошлому, психическим переживаниям у человека исчезает направленность взгляда, оси глаз расходятся, и восприятие окружающего мира как бы в тумане.

Коллективное, групповое, индивидуальное внимание.

В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание.

Коллективное внимание – это сосредоточение всех учеников на одном предмете. В качестве такого предмета чаще всего выступает рассказ учителя и ответы учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.

Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для организации внимания необходимо четкое планирование выполнения заданий по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.

Индивидуальное внимание – сосредоточение внимания человека на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием, и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается. В этом случае следует дать небольшое дополнительное задание учащимся, закончившим свою работу раньше других. Учащимся, не выполнившим задания, посоветовать закончить его позже.

Свойства внимания. Основные методы изучения внимания. Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, рапределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в интервале времени 0,07–0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5–7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием расширения объема является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

Распределение внимания – свойство с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности. (несколько действий).

Высокий уровень распределения внимания – одно из обязательных условий успешности многих современных видов труда. Важное значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и, в то же время наблюдать за тем, как воспринимают материал учащиеся. Умение распределять внимание в педагогической деятельности в значительной степени определяется профессиональной подготовкой учителя, хорошим знанием преподаваемого предмета, отработанностью плана урока и др.

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределить внимание при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности.

Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью, оно может быть развито путем упражнения и накопления соответствующих навыков.

Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимание.

Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является “помехоустойчивость”, невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонним разражителям.

Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Состояние глубокой концентрации внимания – необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношений к делу, от сложившихся привычек.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания. Частые колебания внимания в небольшие промежутки времени (1 – 5 сек) не оказывают заметного влияния на его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности.

Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. В устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Физиологическая картина переключения – торможение существовавшего оптимального очага возбудимости и формирование нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов – от быстроты смены возбуждения и торможения. Переключение внимания зависит от характера объектов. Большое значение имеет привычка переключать внимание. Значительно облегчает перенос интерес к предмету и осознание его значения для человека. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности объекта деятельности к лично более значимому.

Развитие внимания. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредственное.

Произвольное внимание возникает тогда когда окружающие ребенка люди начинают направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешнего опосредственного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешнее опосредственное внимание постепенно превращается во внутренне опосредственное, и занимает, основное место среди всех его видов.

Внимание в учебном процессе. При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Надо помнить, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Необходимо приучить ребенка, делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает. Важным условием формирования внимания школьника является правильная и четкая организация всего учебного процесса. Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала – важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке. Планомерное воспитание внимания ведется как целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного контроля.

Важным условием успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является учет и возрастных, и индивидуальных особенностей внимания школьников. В педагогической практике важно учитывать и индивидуальные способности внешнего проявления внимания. По внешним признакам – специфической позе, выражению лица и устремленности взгляда можно определить направленность внимания и степень его сосредоточенности. Если, например, взгляд ученика устремлен на учителя, корпус несколько направлен вперед, лоб слегка сморщен, а губы сжаты, можно предположить, что он внимателен (А.В. Петровский, 1986). Однако внешние показатели могут не соответствовать действительной направленности сосредоточения. При этой кажущейся внимательности ученик может или сознательно, приняв позу внимательного слушателя, заниматься посторонними делами, или непроизвольно сосредоточиваться на собственных мыслях, воспоминаниях. Так называемая кажущаяся невнимательность и может проявляться как в чрезмерной подвижности ученика, так и в пассивности, внешнем безразличии к уроку. Однако в обоих случаях ученик может быть достаточно внимательным и фактически участвовать в работе класса. В этом случае школьник, например, может свободно ответить на вопрос учителя, хотя казалось, что он отвлекался.

Понятие об ощущении и восприятии

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения. Невозможно существование, какой бы то ни было познавательной деятельности. Без ощущений невозможна психологическая активность человека. Постоянное «превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания», осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормальной работы психики.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистанционную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистанционной рецепции. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная), проприоцепцию (ощущения к мышцам сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды). По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказался способным вызвать ощущение. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем выше чувствительность, тем меньше величина порога.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Разностная чувствительность относительна. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]