Аддиктивное поведение в психологии — виды и причины

Приветствую Вас, друзья!

Несколько десятилетий назад считалось, что зависимость вызывают только некоторые химические вещества. Но позже стало понятно, что это явление имеет сложную психофизиологическую природу. И очень часто зависимость – это лишь следствие того, что человек ищет способ «сбежать» от реальности. Данный феномен назвали аддиктивным поведением, и сегодня мы подробно разберём, что представляет собой это явление, как оно проявляется, как развивается и как с ним бороться.

Что такое аддиктивное поведение?

С точки зрения психологии, аддиктивное поведение – это способ «ухода от реальности» с помощью приема психоактивных веществ либо выполнения навязчивых действий, занимающих все мысли. Непреодолимая потребность выполнять эти действия называется аддиктивностью, а развивающаяся в результате этого зависимость – аддикцией. Значение этих терминов несколько размыто, поэтому в определенном контексте они могут быть синонимами.

Основное отличие аддикции от зависимости в привычном понимании заключается в первопричине. К аддикциям относят зависимости, имеющие психологическую природу. К примеру, если человек стал алкоголиком, потому что просто любил выпить – это обычная зависимость. Если же он пьёт, чтобы сбежать от реальности или избавиться от душевной боли – это аддикция.

Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения. Основная его цель заключается не в получении удовлетворения от выбранного занятия, а в избавлении от психологического дискомфорта. К примеру, человек может в очередной раз за день запускать давно надевшую ему игру, просто чтобы отвлечься от мучающих его мыслей.

Термины «аддикция», «аддиктивность» и «аддиктивный» образованы от английского слова addiction (зависимость, наркомания, склонность). В русском языке термин аддикция может употребляться как в широком смысле – для обозначения зависимости, так и в узком – для обозначения зависимости как способа бегства от реальности.

С точки зрения психологии, аддиктивное поведение – это расстройство психики, независимо от причины и формы проявления. В большинстве случаев оно негативно сказываются на качестве жизни больного и его близких. Человеку приходится тратить большое количество времени, сил, денег и прочих ресурсов на удовлетворение болезненных потребностей. При этом он не в состоянии самостоятельно контролировать своё пристрастие.

Аддиктивный тип девиантного поведения

Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмо-ций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских).

Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное».

Такому человеку не удается обнаружить в реальности какие-либо сферы деятельности, способные надолго привлечь его внимание, обрадовать или вызвать иную выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности.

Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями.

При этом аддиктивная активность имеет избирательный характер — тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной стагнации (бесчувственности), он может проявлять недюжинную активность для достижения цели.

Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

Основной, в соответствии с имеющимися критериями, особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («авто-матически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель — человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни.

Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет («маленькими радостями жизни»), старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни».

В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным челове-ком».

Предсказуемость, заданность собственной судьбы становится раздражающим моментом для аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами оказываются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности о(В.А.Петровский),характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

По мнению Э. Берна, у человека есть шесть видов голода:

  • голод по сенсорной стимуляции;
  • голод по признанию;
  • голод по контакту и физическому поглаживанию;
  • сексуальный голод;
  • структурный голод, или голод по структурированию времени;
  • голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворенность действительностью стимуляцией тех или иных видов деятельности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарности поступков (в том числе сексуальных), заполненности времени событиями.

Вместе с тем объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди».

Однако такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, внушаемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную.

Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях — условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие, и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека.

Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума ока-зывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится под-страиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих».

Вследствие этого он научается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания кон-тактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей.

Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения приписывания ответственности за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» (категорического отказа связать себя узами брака и иметь потомство) в случае пре-обладания аддиктивных форм поведения может быть страх ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них.

Стремлениеговорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.

Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики клинической зависимости у обследуемого:

  • неспособность принимать решения без советов других людей;
  • готовность позволять другим принимать важные для него решения;
  • готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы;
  • затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно;
  • готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих;
  • плохая переносимость одиночества — готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать;
  • ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь;
  • охваченность страхом быть отвергнутым;
  • легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны.

Наряду с зависимостью, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо.

Уход от реальности совершается при аддиктивном поведении в виде свое-образного «бегства», когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном на-правлении.

При этом человек сосредоточивается на узконаправленной сфере деятельности (часто негармоничной и разрушающей личность), игнорируя все остальные. В соответствии с концепцией Н. Пезешкиана, существует четыре вида «бегства» от реальности: «бегство в тело», «бегство в работу», «бегство в контакты или одиночество» и «бегство в фантазии»

Признаки аддиктивного поведения

Каждый человек может иногда расслабиться. И все мы любим отдыхать, нередко позволяя себе различные маленькие удовольствия, которые кажутся нам безобидными, а для других людей являются опасными непреодолимыми зависимостями. И очень важно уметь отличать эти маленькие слабости от настоящих вредных привычек, которые удерживают людей в плену, принося страдания им самим и их близким.

Аддиктивность можно определить по наличию в поведении человека таких признаков как:

  • Частая ложь. Большинству людей от природы тяжело говорить неправду. Но если человек вынужден постоянно врать самому себе, то довольно скоро это превращается в привычку, и он начинает врать по каждому незначительному поводу. Если кто-то много врёт, это ещё не говорит об аддиктивности. Но люди с тяжелыми формами зависимостей врут практически всегда.
  • Страх сближения. Аддиктивный человек боится привязываться к людям, но ещё больше боится, что кто-то привяжется к нему. Он не хочет быть нужным кому-то, не хочет, чтобы кто-то «лез в его жизнь». Кроме того, он боится разоблачения. И его пугает, что человек, которого он подпустит слишком близко, рано или поздно узнает о его постыдном пагубном пристрастии.
  • Комплексы. Осознавая, что оказался на «обочине жизни», зависимый человек постепенно принимает это. Его самооценка падает, и он начинает считать, что ничего хорошего не заслуживает. При этом его очень беспокоят собственные недостатки, и он боится, что их увидят окружающие.
  • Тревожность. Зависимый человек постоянно думает об объекте зависимости. Ему регулярно приходится беспокоиться о том, сумеет ли он своевременно удовлетворить свою тягу. Если по каким-то причинам ему приходится некоторое время воздерживаться, уровень напряженности и беспокойства сильно возрастает.
  • Конформность. Характерная особенность людей с аддиктивным поведением – выраженный конформизм. Они склонны соглашаться с мнением большинства, стараясь ничем не отличаться от окружающих и не выделяться на их фоне.
  • Склонность к манипуляциям. Люди с аддикциями начинают манипулировать близкими. Они меняют своё поведение, становясь то грубыми, то податливыми, начинают давить на родных. В своих манипуляциях они используют широкий диапазон инструментов: физическое и моральное насилие, демонстративное страдание, угрозы самоубийством и прочее.
  • Перекладывание ответственности. Конечно, склонность перекладывать ответственность на окружающих встречается часто. Но личности с пагубными пристрастиями демонстрируют её практически всегда, поскольку им нужно оправдывать свои слабости внешними обстоятельствами.

Интересно, что перечисленные особенности поведения свойственны даже тем людям, чьи пагубные привычки не влияют на социальный статус и практически не мешают нормальной жизни. К примеру курильщики чувствуют себя очень напряженно в ситуациях, в которых понимают, что некоторое время придётся обходиться без сигареты (например, в кинотеатре).

Также им свойственен более высокий уровень конформизма, у них развиваются комплексы, которых они не хотят признавать, из-за чего вынуждены врать себе и окружающим. Люди с никотиновой зависимостью часто манипулируют близкими и перекладывают на них ответственность. Наверняка вы слышали популярную у курильщиков фразу «Я хотел бросить курить, но разве с вами бросишь?!».

Особенности аддиктивного поведения подростков

 В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подростков рассматривается как составная часть девиантного поведения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, интериоризация ценностей, ценности подросков, подростки

Каждый возраст имеет свои особенности и в то же время свои сложности. Подростковый возраст не является тому исключением. Данный период онтогенетического развития человека считается одним из самых долгих и эмоционально насыщенных. Стоит отметить, что на данной возрастной стадии развития проявляются негативные особенности возрастного кризиса, а также формируется девиантное, отклоняющееся поведение, инициированное влиянием различных идеологий. Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подростковый комплекс». «Подростковый комплекс» характеризуется перепадами общего настроения, то есть, к примеру, переходом от безудержного веселья к унынию и обратно — не имея достаточных на это причин, а кроме того возникновение полярных качеств, выступающих поочередно. Его изучение занимались и продолжают заниматься многие отечественные и зарубежные исследователи, так как именно на данной стадии онтогенетического развития возникают причины аддиктивного поведения.

Характерными особенностями подросткового комплекса выступают: апатия, рассеянность, тревога, равнодушие, грубость, предрасположенность ребёнка к внезапным колебаниям настроения, нервозность, негативизмом, внутренняя конфликтность, конфликтность в общении, противоречивость чувств и желаний и агрессивность поведения. В свою очередь, наиболее часто встречаемыми психологическими особенностями подросткового возраста являются перепады настроения (эмоциональная лабильность) или частые вспышки гнева, категоричность, манипулятивное поведение, построение ультиматумов, бесцельная дерзость и независимость в чём-либо, соперничество с авторитетами и обожествление идеала [4].

Личность подростка, которой характерно в индивидуальных попытках пытается найти собственный универсальный и крайне субъективный способ выживания — уход от насущных проблем. Естественные адаптационные способности личности с аддиктивным поведением нарушены на психофизиологическом уровне. Первоначальными признаками данных нарушений выступают ощущения психосоциального дискомфорта.

Общепсихологический уют может быть сорван в связи с различными причинами, как внутренними, так и внешним. Перепады настроения практически постоянно сопутствуют нашу жизнь, однако каждый член общества по-разному принимает эти психологические состояния и по-разному обращают на это внимание. Одни склонны противодействовать встающим на пути преградам, возлагать на себя обязанность из-за произошедшего и решать возникшие трудности, а другие же с большим трудом выдерживают даже самые краткосрочные и небольшие перемены в настроение и психофизического тонуса. Подобная группа людей, как правило, имеет низкую переносимостью фрустраций. В качестве метода возобновления психологического комфорта они предпочитают аддикцию.

Характерной психологической чертой данного возраста считается так же инициативность эгоистичного поведения, которое отмечается наряду с верностью и самопожертвованием. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение подростков. Выражение дерзости и грубости к другим людям наравне с чрезвычайной ранимостью, резкий переход от оптимистического поведения к мрачному пессимизму. В этот весьма сложный возрастной период детей происходит чрезмерное внимание к оценки сверстниками их внешнего вида, характерных способностей, силы, умений подкрепленных избыточной самоуверенностью, придирчивой критикой и недовольством мнениями взрослых.

Для ребёнка подросткового возраста так же характерна комбинация удивительной чувственности с нездоровой чёрствостью, а болезненной робости — с нагловатостью. Желание получить признание выражается наравне с пренебрежение независимостью, а несогласие с общепринятыми правилами — с намеренным обожествлением случайных «идеалов». Эмоциональная импровизация философское мудрствование, решению сложных философских задач, склонность к фантазированию и излишним вымыслам ребёнка в подростковом периоде находится в сочетании с «сухими расчетами».

Подростковый возраст — самый трудный и очень уязвимый для образования различных нарушений и в то же время самый благоприятный для обучения и принятия норм поведения установленных в обществе.

Многие исследователи и педагоги занимались изучением подросткового возраста и в частности поведением подростков. Так, психиатр и психотерапевт Менделевич В.Д в своей работе «Психология девиантного поведения» характеризовал девиантное поведение подростка как анализ его взаимодействия с окружающей действительностью, в связи с тем, что главным принципом нормы выступает адаптация индивида к своему социальному окружению. Как правило, стремятся уйти от реальности предпочитают, как правило, те подростки, которые относятся к ней крайне неуважительно и оппозиционно и не способны к приспособлению к ней.

Советский и российский социолог И. С. Кон считал, что все формы девиантного поведения подростка непосредственно взаимосвязаны. Употребление спиртных напитков и наркотических средств, агрессия в поведении и противоправное поведение образуют единый целостный блок. Приобщение подростка к одному из видов девиантного поведения, крайне увеличивает риск его сопричастности и в другие.

Необходимо подчеркнуть, то что уже в 40-е годы наиболее успешно происходило становление социально-педагогического направления в профилактике отклоняющегося поведения подростков, представленное знаменитыми докторами педагогики, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий. В собственном экспериментально-опытном труде они, в сущности, основали и сформировали ключевые основы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с подростковыми группами населения, а также с трудновоспитуемыми, где важным, актуальным условием работы по воспитанию служит сформированная и организованная педагогом среда воспитания.

Примерно в это же время в работах известных психологов Л. С. Выготского и П. П. Блонского и их последователей была сформирована база возрастной психологии, которая позволяла узнать и осмыслить характерные особенности психологического развития групп подростков на разных этапах, включая этап кризисного развития подростка.

Жизненные ситуации отражают справедливость данного постулата. Принимая во внимание материалы исследователей, мы поддерживаем их суждение о том, что девиантность в подростковом возрасте подчиняется общим закономерностям, то есть какие-либо специфические причин и предпосылки девиантного поведения подростков отсутствуют, но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, общедоступных людям, принадлежащим к различным социальным группам, иначе проявляется по отношению к подросткам.

Аддиктивное поведение подросткового поколения, так же, как и старших возрастных групп населения, отмечается различной степени тяжести: от относительно нормального — до тяжёлой зависимости, которая в будущем способна привести к психическим патология. Доктор психологических наук Змановская Е. В. в своих работах проводит грань между аддиктивным поведением и просто вредные привычками, не являющимися тяжёлой зависимостью и не всегда предполагают собою очевидную опасность или угрозу жизни человека.

При том, что составляющие элементы аддиктивного поведения свойственны практически любому человеку (курение, употребление алкоголя, игромания), но вопрос зависимости на уровне патологии задается тогда, когда желание уйти от насущной реальности начинает преобладать в сознании, становится доминирующим замыслом. Взамен выработки действий по разрешения проблемы «здесь и сейчас» человек, чаще всего, предпочтет выбрать аддиктивную реализацию, тем самым добиваясь более подходящего психологического состояния в настоящий момент, аккумулируя проблемы. Данный «уход от реальности» способен реализовываться самыми различными способами [2].

Некая особенность аддиктивного поведения ребенка, в подростковом возрасте состоит в том, что, уходя от реальности, он неестественно изменяет формирование своего психического состояния, что создаёт иллюзию безопасности и восстановления баланса, вследствие этого процесс начинает «распоряжаться» личностью и пристрастие уже управляет ею.

Для нынешнего общества характерна ориентация аккумулирования изменений во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, напрашивается вывод о том, что уход от вставших на пути проблем — это самый логичный и незамысловатый для аддиктивной личности способ действий. В этой связи, на уровне психофизиологии человека происходит нарушение свойственной его личности способности к адаптации в обществе, также отмечается психологический дискомфорт, основанием которого могут служить как внутренние, так и внешние причины. В процессе жизнедеятельности люди совершенно по-разному реагируют на такие состояния. Характерными особенностями аддиктивной личности выступают непереносимость скачков в настроении и некий психологический дискомфорт.

Мощное воздействие негативных эмоций осуществляют такое давление на личность, следствием которого может послужить дезадаптация личностного «я», проявляющаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на разработку плана действий, что приводит к неконтролированию за поведением, оно становится беспорядочным и нецелесообразным [3]. Доктор психологических наук Соловьёва С. Л. так же считала, что желание поменять присущее душевное состояние по аддиктивному механизму осуществляется с помощью различных аддиктивных агентов [1].

Таким образом, изучив работы отечественных и зарубежных исследователей следует прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности современного подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.

Литература:

  1. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб.: Медицинская пресса, 2001.
  2. Зайцев Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.: Акцидент, 1998.
  3. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. — Обозр. психиат. и мед. психол. 1991/1. С. 8–15.
  4. Сирота Н.А, Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.

Виды аддиктивного поведения, примеры

Классификация видов аддиктивности – задача непростая, поскольку человек может приобретать зависимости от различных веществ, продуктов, развлечений и прочих занятий. Наиболее изученными в психологии являются следующие виды аддикций:

  • Зависимость от психоактивных веществ. Сюда входят все виды наркоманий, алкоголизм и зависимости от медикаментов.
  • Игромания. Это патологическое пристрастие к компьютерным играм (чаще всего многопользовательским), при котором у человека присутствуют все признаки аддикции, включая состояние абстиненции (ломки) при воздержании от игр.
  • Лудомания. Это зависимость от азартных игр, которую часто отождествляют с игроманией. Но в действительности лудомания представляет несколько иную форму аддикции. Человеку кажется, что с каждым днём он всё ближе к своей цели – крупному выигрышу, и все его мысли заняты только этим.
  • Пищевая зависимость. Кому-то это может показаться смешным, но это опасное расстройство пищевого поведения, которое в долговременной перспективе приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Пищевая зависимость проявляется в том, что человек испытывает потребность в еде, даже когда совершенно не голоден.
  • Трудоголизм. Некоторые люди отдают работе все свои силы и время. Обычно они чувствуют удовлетворение, им кажется, что работа – это их любимое занятие, заменяющее им даже отдых. Но рано или поздно у них наступает эмоциональное выгорание – состояние, после которого очень тяжело вернуться к нормальной жизни.
  • Патологическая увлеченность. Многие виды деятельности при определенном стечении обстоятельств могут вызывать зависимость. Это может быть что угодно: религиозная деятельность и сектантство, общение в интернете, увлечение новыми методиками похудения и оздоровления, чрезмерные занятия спортом, просмотр сериалов и прочее.
  • Сексуальная зависимость. Конечно, потребность в регулярном сексе является вполне естественной. Но если у человека развивается зависимость от секса, у него наблюдаются все нежелательные признаки аддикции. Он становится раздражительным и тревожным, теряет интерес к другим сферам жизни. Нормальный секс перестаёт удовлетворять его, и он постоянно испытывает потребность в более сильных и необычных сексуальных переживаниях.

Все виды аддикций можно разделить на две группы:

  1. химические (зависимость от конкретных веществ);
  2. поведенческие (зависимость от действий).

К химическим аддикциям относится только первый пункт из рассмотренного выше списка. Это зависимости, подразумевающие поступление извне вполне конкретного вещества (никотина, этилового спирта). Поведенческие аддикции имеют психологическую или психофизиологическую природу и связаны с повторением навязчивых действий, которые успокаивают или дают ощущение удовлетворения.

Причины формирования зависимого поведения

Зависимое поведение это проблема, которая является актуальной для очень большого числа людей.

Что же такое зависимость? Это стремление во всем полагаться на другого человека, в целях получения удовлетворения, обретения безопасности, достижения успехов в жизни.

Зависимость может быть нормальной и патологической.

Аддикция – это навязчивая потребность человека в определенном виде деятельности. Аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. З. Фрейд указывал на значение зависимости для удовлетворения либидо, формирования здоровых привязанностей к объектам, развития личности. Он рассматривал зависимость ребенка от матери и первые проявления независимости от нее, как имеющие важное значение для последующего психосексуального развития человека, формирования здоровых отношений с другими, или образования болезненных привязанностей, превращающихся в патологическую зависимость от других людей.

Формы аддикции можно разделить на химические и не химические.

К химическим аддикциям относятся: алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение.

К не химическим относятся: азартные игры (гэмблинг), компьютерная аддикция, сексуальная, любовная аддикции, аддикция отношений ( характерезуется потребностью человека к определенному типу отношений), работоголизм (использование работы, как средство бегства от реальности), аддикция к трате денег, ургентная аддикция (пребывание в состоянии постоянной нехватки времени) и т.д.

Промежуточное место между не химическими и химическими аддикциями занимает аддикция к еде, имеющая две формы – переедание и голодание. Первая форма более распространена.

Зависимость является нормальным аспектом существования человека, его психического развития и отношений с другими. Незрелость и беспомощность ребенка формируют потребность в матери, как в жизненно необходимом объекте. Зависимость сохраняется на протяжении всей жизни, и многие патологические состояния, в которых она играет ключевую роль, возникают из-за того, что были искажены или не удались отношения с первичными объектами.

Чрезмерная зависимость чаще всего встречается у лиц с «орально-зависимым» характером и основана на дефектах нормальной зависимости. Зависимость от объекта может смещаться на — работу, деньги, секс, еду, алкоголь, сигареты, наркотики, азартные игры, просмотр TV, сериалов, религию и т.д. Т.е. возникает неверное отношение к предметам, деятельности, организациям, которые наделяются особым смыслом. Аддиктивная реализация создает иллюзию возможности контролировать свое психическое состояние, вызывает чувство психического комфорта, избавляет от неприятных эмоций и мыслей. Аддиктивная реализация, т.о. становиться своего рода магией, — изменяющей восприятие внутренней и внешней реальности. Стремясь к такому поведению, человек пытается избавиться от страдания, чувства внутренней пустоты и изоляции. Как правило, аддикты не могут выразить словами свое состояние, так как многие из них страдают алекситимией ( неумение передать словами свои переживания).

Причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, способы терапии изучает наука аддиктология.

Корни аддиктивных механизмов кроются в детстве, в особенностях воспитания. Мучительные переживания ребенка в первые два года жизни связаны с последующим зависимым поведением детей. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Можно говорить об определенных условиях воспитания, наиболее предрасполагающих к риску развития аддиктивного поведения, где главным является нарушение эмоциональных связей с окружающими. В таких семьях эмоциональная близость между членами семьи существует не в реальности, а только на словах. Это формирует у детей чувства внутренней пустоты и изоляции, с возникновением желания заполнить эти чувства путем создания в своих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность. Но эти фантазии не приносят желаемого удовлетворения. С другой стороны, ребенок не находит у родителей поддержки, ласки, эмоционального тепла, и тогда у него возникают чувства незащищенности, недоверия, которые переносятся на весь окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Все это будет подталкивать его к поиску удовольствий с помощью определенных веществ, предметов, активностей.
Агния Маненкова, эксперт блога

Причины развития аддикций

Как правило, аддиктивное поведение – это следствие влияния нескольких неблагоприятных факторов. В частности, факторы, делающие человека склонным к зависимостям, обычно являются врожденными или закладываются в раннем детстве. При этом в максимальной степени эта склонность проявляется рано – примерно в 12-летнем возрасте. Поэтому в современном мире дети и подростки часто становятся жертвами различных аддикций.

Предрасположенность к аддиктивности может передаваться по наследству. Кроме того, в детском возрасте ребёнок очень чувствителен к обстановке, в которой он живёт. Поэтому те, кому в детстве приходилось наблюдать алкоголизм или иные вредные привычки взрослых, повзрослев, имеют больше шансов обзавестись теми же зависимостями. И такой человек даже не будет осознавать, что был «запрограммирован» на это с детства.

Триггером, который может спровоцировать аддиктивное поведение при наличии предрасположенности, обычно становится какой-нибудь внешний неблагоприятный фактор либо совокупность нескольких таких факторов. Это может быть неустойчивое финансовое положение, нехватка положительных эмоций, тяжелая потеря, неудача на любовном фронте или какое-то обстоятельство, заставляющее человека думать, что у него никогда не будет счастливой жизни. Иногда к аддиктивности приводит стремление к новым эмоциям, азартность или желание выделиться.

Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста

Марина Вячеславовна Сапранкова

Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста

Аддиктивное поведение, важный фактор оказывающий влияние на состояние психического и соматического здоровья нации, один из наиболее распространенных видов отклоняющего поведения.

Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают сегодня существенное увеличение форм аддиктивного поведения [1]. Наряду с известными, описанными в Международной классификации болезней [7], появляются новые формы зависимостей, которые получили распространение за последние 20 лет и продолжают изучаться [4]

Аддикция – смертельная болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Ведь последствия злоупотребления, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании)

очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти.

Семья, где есть больной зависимостью, будет являться дисфункциональной. Это фактор формирования аддиктивной личности у ребенка.

Для воспитания и развития здорового поколения системообразующим компонентом является психопрофилактическая работа.

Именно поэтому стратегическим приоритетом деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района города Челябинска» (далее — Центр)

является просветительская и
профилактическая деятельность,направленая на родителей, детей, педагогов. Опыт Центра в этой области постепенно накапливается. Важность вовлечения семей с детьми раннего возраста в образовательный процесс, признание их нужд и установление партнерских отношений имеет положительный вектор.
Профилактическая и психокоррекционная работа по предупреждению аддиктивного расстройства личности ведется с семьями, имеющих детей раннего возраста, в индивидуальной и групповой форме. Важным этапом работы оказывается побуждение родителей к собственной терапевтической деятельности. В большинстве случаев основная социальная установка родителей – переложить ответственность на специалистов. В этой ситуации наша задача заключается в поддержке навыков контакта родителей с ребенком, обучении их элементарным приемам обращения с малышом и демонстрации его потенциальных возможностей.

Практически профилактическая и психокоррекционная работа специалистов Центра представляет собой становление образа жизни, обеспечивающего ребенку условия для оптимального развития и реализации природных способностей в течение всей жизни. Основными задачами, которые ставят перед собой специалисты, работая с данной категорией детей, являются формирование таких личностных новообразований как адекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень тревожности, отсутствие мотивации на деструктивные поведенческие акты, наличие установок на здоровый образ жизни, наличие коммуникативных навыков и рефлективных умений, наличие умения противостоять личностному давлению со стороны окружающих, позитивные взаимоотношения со сверстниками и родителями. Решение данных задач осуществляется специалистами учебно-коррекционного отдела Центра в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих дошкольные образовательные организации в группах кратковременного пребывания. Основной контингент обучающихся групп кратковременного пребывания ежегодно составляют дети раннего возраста (70%)

. Всего за 11 лет организации образовательной деятельности в Центре обучение прошли более 600
детей раннего возраста.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся групп кратковременного пребывания для детей раннего возрастав Центре в течение всего учебного года включает в себя реализацию: основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего возраста; лечебно-оздоровительных, лечебно-профилактических программ; «Родительских программ»

,
профилактической программы «Родительский модуль»
.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего возраста, в соответствии с учебным планом предусматривает проведение занятий с детьми педагогами-психологами, учителями-логопедами совместно с родителями по развитию когнитивной сферы ребенка, эмоционально-коммуникативных навыков, формированию конструктивного взаимодействия в диадах ребенок – родитель, ребенок-ребенок. Несформированная детско-материнская привязанность в раннем детстве вызывает у ребенка состояние психической депривации с утратой чувства защищенности, приводит к задержке формирования эмоциональных способностей к общению, игровому перевоплощению, к искажениям личностного роста. В тех случаях, когда уход и забота неадекватны, у ребенка развивается недостаточность в его чувствах к себе и к другим. В детской психиатрии получены данные о том, что нарушения социализации в раннем детстве приводят к существенным отклонениям психосоциального развития ребенка. Полученные результаты реализации данного направления деятельности специалистов Центра (100% положительной динамики по всем критериям, позволяют судить об эффективности и необходимости проведения таких форм работы с родителями в целях профилактики нарушения детско-родительских отношений, в большей степени способствующих формированию различных зависимостей в подростковом возрасте.

Реализация лечебно-профилактических,лечебно-оздоровительных программ предполагает консультации штатных узких специалистов: врача-психиатра, врача-психотерапевта с последующим выполнением рекомендаций и назначений, а также проведение сеансов механического и ручного массажа в соответствии с показаниями.

Выполнение родителями обучающихся «Родительских программ»

позволяет осуществлять образовательный процесс в условиях семьи и ближайшего окружения ребенка. Вовлеченность родителей в образовательный процесс уже в
раннем и дошкольном детстве дает возможность мотивировать их на совместную деятельность с собственным ребенком, достижение наилучшего результата и как следствие формировать взаимопонимание и доверительные отношений между детьми и взрослыми, а также повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах обучения и развития собственного ребенка.Эффективность данного направления деятельности обоснована специалистами Центра в результате качественного анализа выполнения программы: у обучающихся, родители которых выполняли «Родительскую программу»
в полном объеме, динамика успешности в усвоении образовательной программы в среднем составила 41%, а у обучающихся, родители которых реализовывали
«Родительскую программу»
не в полном объеме – 15 %. Вовлечение родителей с детьми
раннего возраста в процесс осознанного развития ребенка определяет степень его успешности в дальнейшей жизни.
В рамках реализации профилактической программы «Родительский модуль»

специалистами Центра (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальным педагогом) проводится просветительская работа с родителями
(законными представителями)
несовершеннолетних по различным вопросам и проблемам воспитания, обучения и развития
детей. Так как значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье, то родителям предлагаются для просмотра социальные ролики по данной теме, а также проводятся мини-лекции, круглые столы, тренинговые занятия. Это направление деятельности способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей. Участники «Родительского модуля»
приходят к пониманию причин возникновения трудного
поведения у детей и подростков и недопущению их формирования.
Опыт работы с семьями с детьми раннего возраста подтвердил, что чем раньше начато оказание помощи, тем больших результатов удается достичь.

Благодаря четко выстроенной системе, организованной в Центре по работе с детьми раннего возраста женщины становятся «хорошими»

мамами и от этого наше общество только выигрывает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. Монография. СПб.: Речь, 2007. – 192с.

2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. — 352 с.

3. Козлов В. В., Карпов А. А. Психология игровой зависимости. М.: Психотерапия. 2011. – 336 с.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академический Проект;Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 460 с.

5. Линден, Д. Мозг и удовольствия. Перев. с англ. И. Веревкиной. М.: Эксмо, 2012.–228 с.

6. Мороз О. Группа риска. – М.: Просвещение, 2000. – 94с.

7. Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах. Пер. с нем. А. В. Тихомирова.Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. пед ун-та, 2002. — 262 с.

Этапы формирования

Аддиктивное поведение – это довольно опасное явление, которое может привести к полному разложению личности и другим психическим расстройствам. Психологи выделяют пять стадий развития аддикции, первые две из которых считаются относительно безопасными и легко обратимыми, а последняя – самой опасной и разрушительной. Рассмотрим все стадии подробно:

  • Знакомство. Человек впервые пробует вещество или действие, вызывающее аддикцию. Обычно на данном этапе оно кажется ему вполне безопасным. Он не допускает мысли, что станет зависимым.
  • Интерес. Ему становится интересно и хочется попробовать ещё. Он ищет ситуации, в которых это возможно, рассматривает альтернативные варианты. Опасности он всё ещё не видит.
  • Аддикция. На данной стадии человек ещё не осознаёт своей зависимости, но она уже сформировалась. У него возникает внутренний конфликт, он колеблется между принятием зависимости и желанием бросить.
  • Подчинение. Человек полностью принимает своё аддиктивное поведение и оставляет попытки сопротивляться. Он готов отказаться от прежней жизни, его личность находится на грани разрушения. При этом у него развивается толерантность к объекту аддикции – он увеличивает дозу, но не получает удовлетворения.
  • Аддиктивная катастрофа. На данной стадии личность полностью разрушается, и возвращение к нормальной жизни уже невозможно. Как правило, необратимо разрушенным оказывается не только психическое, но и физическое здоровье, даже если зависимость не была связана с употреблением вредных веществ.

В чём опасность аддиктивного поведения?

Считается, что примерно у половины всех людей, живущих на планете, есть зависимости, негативно сказывающиеся на их жизни. Они приводят к хроническим заболеваниям, часто становятся причиной ранней смерти, разрушают карьеры и семьи. Даже если зависимость не убивает и кажется вполне безобидной, она всё равно снижает качество жизни человека, потому что отнимает у него свободу.

Планируя каждое своё действие, составляя планы на день, он вынужден выделять время на удовлетворение аддиктивных потребностей. Кроме того, многие зависимости переходят к четвертой и пятой стадии, разрушая личность человека и всю его жизнь. Алкоголизм, наркомания, игромания, лудомания и другие зависимости могут лишить человека смысла его жизни – всё зависит от его предрасположенности к аддикции.

Профилактика и лечение

Практически все зависимости разрушительно действуют на психику. Они крайне тяжело поддаются лечению, а риск рецидива очень высок. Поэтому профилактика аддиктивного поведения необходима всем людям, особенно тем, у которых имеется предрасположенность. Начинать её необходимо ещё в школе, подробно рассказывая детям, насколько опасны вредные привычки. Важно также доступно объяснить им, что практически каждый курящий или пьющий взрослый с радостью отказался бы от своей зависимости, но не может этого сделать.

Самостоятельно избавиться от аддикции можно только на первой или второй стадии – достаточно вовремя осознать опасность и принять твердое решение. Если же она перешла в третью стадию, избавиться от неё собственными силами практически невозможно. И если человек настроен решительно, ему стоит обратиться к психотерапевту или иному специалисту – в зависимости от типа аддикции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]