Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия определяется в научной литературе как психодинамический подход. Однако между экзистенциальной и аналитической психодинамикой есть существенная разница. Она заключается в том, что экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают по причине неизбежного противостояния людей с тем, что человек не может изменить. Это смерть, бессмысленность, свобода и изоляция.

Замечание 1

Главной целью экзистенциальной психотерапии является помощь человеку найти себя в жизни, определить свое место, осмыслить свою жизнь, осознать, что для него важно, принять факт, что никто кроме самого человека не может нести ответственность за его поступки.

Экзистенциальная психотерапия схожа с философией экзистенциализма. Обе науки считают, что человек сам виновен в том, что вокруг него случаются какие-либо беды. Если человек не видит смысла в своем существовании, он должен искать смысл жизни. Однако существует много факторов, которые мешают ему это делать. Во всем виновата человеческая природа. Это происходит из-за осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за наличия свободы воли, необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы экзистенциальной психотерапии 470 руб.
  • Реферат Методы экзистенциальной психотерапии 250 руб.
  • Контрольная работа Методы экзистенциальной психотерапии 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Экзистенциальная психотерапия рассматривает жизнь человека как некий перечень конфликтов, которые происходят внутри человека. Разрешение этих конфликтов может помочь человеку изменить свою жизнь, развить свою личность, переосмыслить свои жизненные ценности, найти ответы на волнующие вопросы.

Экзистенциальная психотерапия: техники и методы

Так как весь жизненный путь человека — череда усложняющихся внутренних и внешних конфликтов, самостоятельно разрешая которые, личность развивается, гуманистические методы экзистенциальной психотерапии работают в виде уважительных психотерапевтических бесед равного с равным, в которых пациенту возвращается осознание своих базовых экзистенциальных потребностей — бессмысленность существования и необходимость искать смысл жизни, свобода и вместе с ней ответственность за то, что он делает или не делает, экзистенциальное одиночество.

Экзистенциальная психодинамика

Эффективным способом борьбы со своими проблемами в динамической психотерапии является метод глубокой личной рефлексии. Его условия просты: одиночество, время, тишина и свобода от повседневных отвлечений, которыми каждый человек наполняет свой мир. Экстремальный опыт часто служит катализатором процесса отражения. Это связано с так называемыми «пограничными» ситуациями, такими как, например, угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах основной системы формирования чувств.

  1. Смерть. Самая бесспорная, наиболее осмысливаемая данность — смерть. Сейчас человек существует, но придет день, когда он перестанет существовать. Смерть настигнет его, и от этого никуда не деться. Это страшная правда, наполняющая человека «смертельным» страхом. По словам Спинозы, «все на свете продолжает существовать»; конфронтация между осознанием неминуемости смерти и жаждой продолжать существовать является центральным экзистенциальным конфликтом.
  2. Свобода. Свобода, как правило, является положительным явлением, так как любой человек хочет быть свободным и стремился к ней на протяжении всей письменной истории человечества. Однако свобода как основной принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры. В повседневной жизни есть утешительная иллюзия, что человек является частью хорошо организованной вселенной, сформированной по определенному плану (который остается неизменным на протяжении всего существования вселенной). На самом деле человек несет полную ответственность за свой мир. Иными словами, он сам является его создателем. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: человек не полагается ни на землю, ни на пустоту, которая может заставить человека исчезнуть. Обнаружение этой пустоты противоречит его потребности в почве и структуре. Это также является ключевым понятием экзистенциальной психодинамики.
  3. Экзистенциальная изоляция. Третья высшая реальность — это изоляция. Это не изоляция от людей, (которые также могут изолироваться от других) и не внутренняя изоляция (от самого себя). Это фундаментальная изоляция — от других существ и от мира, приносящая большее чувство одиночества. Неважно, насколько человек может быть близок с кем-то, между ними всегда находится непреодолимая пропасть; каждый человек один приходит в этот мир и один его покидает. Возникший экзистенциальный конфликт — это конфликт между сознательной абсолютной изоляцией и необходимостью контакта, защиты, принадлежащего чему-то большему.
  4. Бессмысленность. Четвертая конечная реальность существования — бессмысленность. Каждый должен умереть. Каждый человек одинок с рождения и проживает в безразличном мире. В чем тогда смысл существования? Почему человек живет? Как он живет? Если изначально ничто не имеет смысла, то почему он должен создать свою собственную жизнь, ставить цели, строить планы и осуществлять их? Причиной экзистенциального динамического противоречия является дилемма, стоящая перед ищущим смысл жизни человеком.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Эффективность подхода экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальное направление в психотерапии также — направление личностного роста, а не только терапевтическое. В терапевтических целях подход применяется при:

  • депрессии (которые расцениваются как устаревание жизненных ориентиров, и тогда в терапии осуществляется поиск и принятие новых);
  • зависимости (в результате отсутствия смысла жизни, и тогда необходимо его осознание и реализация);
  • тревоге, страхах, навязчивостях (как необходимость совершить выбор, часто неосознанная или подавленная, терапевт помогает осознать эту необходимость и принять ответственность за решение).

Список показаний, как и альтернатив, разнообразен — итоговое решение принимается пациентом содружественно с психотерапевтом на первой психотерапевтической сессии после психодиагностики.

Экзистенциалисты исходят из того, что основа проблем — это сложности проживания жизни:

  1. поиск смысла жизни и стремление к его реализации;
  2. признание свободы воли, необходимости совершать выбор и отвечать за его последствия;
  3. необходимость проактивного взаимодействия с миром;
  4. смирение с неминуемостью физической смерти — близких и своей собственной — и работа с приятием ее.

Специалисты

Ашмейба Нино Анатольевна

Психотерапевт, психиатр

врач высшей категории

опыт работы более 15 лет

36 положительных отзывов

  • Суггестивная терапия
  • Реконструктивно-личностная психотерапия
  • Рациональная психотерапия
  • Индивидуальная психотерапия

записаться на прием

Крылатых Виктория Юрьевна

Психотерапевт, психиатр

опыт работы более 15 лет

109 положительных отзывов

  • Индивидуальная психотерапия
  • Семейная психотерапия
  • Нейролингвистическое программирование
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия

записаться на прием

Мамаева Юлия Владимировна

Психотерапевт, психиатр

врач первой категории

опыт работы более 10 лет

1 положительный отзыв

  • Индивидуальная психотерапия
  • Групповая психотерапия
  • Детско-родительские отношения
  • Арт-терапия

записаться на прием

Если вы затрудняетесь в выборе специалиста, позвоните нам или заполните заявку. Мы поможем найти психолога или психотерапевта, с которым вам будет комфортно.

Заполнить заявку

Динамическая психотерапия

Замечание 1
Экзистенциальная терапия — это форма динамической психотерапии.

Понятие «динамический» часто применяется в области науки, объектом исследования которой является психическое здоровье человека. Оно также может обозначать такое понятие, как «психодинамика». Довольно сложно понять его значение, поэтому смысл динамического и фундаментального компонентов экзистенциального подхода без подробного его объяснения, останется непостижимым.

Слово «динамический» обладает не только общим, но и техническим значением. В общем смысле термин «динамический» относится к энергии или движению. Динамическая модель психики — это наиболее значительный вклад Фрейда в концепцию личности — модель, в соответствии с которой в человеке существуют противоречивые силы, а мысли, эмоции, поведение — как адаптивные, так и психопатологические — являются результатом их взаимодействия. Также важно, чтобы эти силы существовали на разных уровнях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Динамическая психотерапия 400 руб.
  • Реферат Динамическая психотерапия 220 руб.
  • Контрольная работа Динамическая психотерапия 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 2

Таким образом, психодинамика человека включает в себя различные сознательные и бессознательные силы, мотивы и страхи, действующие в нем. Динамическая психотерапии включает в себя формы психотерапии, основанные на этой динамической модели функционирования психики.

Динамический подход реализуется главным образом посредством вербализации, включая свободные ассоциации человека и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя конкретными процедурами: конфронтация, уточнение (уточнение), интерпретация и изучение. Метод свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с «цензурированным» содержимым сознания пациента. Он служит основной процедурой для определения сырья, на котором основан анализ. Конфронтация направлена на признание пациентом конкретных психических явлений, подлежащих исследованию; разъяснение включает в себя размещение явлений в «четком фокусе», чтобы отделить важные аспекты от незначительных; интерпретация следует полученному материалу, определяя (в вопросительной форме) основное значение или причину события; разработка направлена на повторение, постепенное и тщательно разработанное исследование.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Врач редко может наблюдать начальное проявление первичных конфликтов у своих пациентов. Пациент представляет невероятно сложную картину симптомов, в то время как основные проблемы глубоко скрыты под многослойной коркой, созданной подавлением, отрицанием, смещением и символизацией. Определение первичных противоречий требует исследования разнообразных источников информации: глубоких размышлений, снов, ночных кошмаров, воспоминаний, пережитого позитивного и негативного опыта, прозрений, психотических высказываний.

Экзистенциальное направление консультирования

Экзистенциальное направление консультирования и его специфика.

Экзистенциальные направления в психологии и психотерапии возникли в результате протеста против абсолютизации психоаналитических подходов З. Фрейда. При этом многие психотерапевты обнаружили, что смягчение моральных норм, снятие запретов, «сексуальная революция», возможность свободного самовыражения личности в современном обществе не привели, как предполагалось З. Фрейдом, к уменьшению невротических расстройств и снижению остроты кризисных состояний личности. На первый план в современном мире стали выступать такие проблемы личности, приводящие ее к деструктивному развитию, как одиночество, скука, недовольство собой, духовная атрофия. Экзистенциалисты называют это экзистенциальным кризисом и видят его причину в потере личностью смысла своего существования.

Экзистенциализм (existentia – существование) – философия жизни или существования, возник вначале как философское понятие. Сферой интереса экзистенциализма являются переживаемые аспекты жизни человека, «заброшенного» в мир: вера, надежда, боль, страдание, забота и тревога, любовь, страсть и другие составляющие нерасчлененной совокупности его интеллектуально-духовных, нравственных и эмоционально-волевых личностных структур. Эти явления «бытия-в-мире» (Л. Бинсвангер) или «дазайна» (М. Хайдеггер) являются принципиально не познаваемыми самим переживающим субъектом и в связи с этим являются индивидуальным и уникальным опытом его повседневного переживания жизни.

В настоящее время нет единой теории экзистенциальной психологии. В данном разделе будут указаны только некоторые ее положения. Так же, как и представители гуманистической психологии (например, К. Роджерс), экзистенциалисты имеют дело с феноменологическим полем человека. Наиболее важной частью человеческого психического опыта является субъективная реальность, которую переживает человек в своем сознании, в котором присутствуют воспринимаемые объекты, образы, чувства, мысли, убеждения. В этой субъективной картине мира экзистенциалистов интересует индивидуальность переживания этого мира в сознании человека.

Источниками экзистенциально-гуманистического консультирования являются идеи экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю), а также феноменологическая теория личности и концепция клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса.

Основная идея теории личности К. Роджерса состоит в том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Для индивида реально то, что существует в пределах его внутренней системы координат, включая все осознаваемое в любой данный момент времени. Субъективное восприятие и переживание образуют основу для действий человека.

Каждый человек интерпретирует реальность в соответствие со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир полностью доступен только ему самому (так, два человека, наблюдавших одно и то же явление, будут рассказывать о нем по-разному).

Другой важный постулат теории К. Роджерса состоит в признании в качестве ведущей для каждого человека потребности в позитивном внимании. Эта потребность, по мнению К. Роджерса, универсальна, устойчива, появляется в младенческом возрасте и сопровождает человека всю жизнь. Фрустрация этой потребности, особенно, если она имеет место в раннем детстве, ведет к нарастанию тревоги, отчуждению от других людей, дезадаптивным расстройствам. Исходя из этого, К. Роджерс предположил, что оказание психологической помощи клиенту возможно только посредством недирективных методов.

Это объясняется, во-первых, тем, что любой клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Во-вторых, только атмосфера безусловного позитивного принятия со стороны консультанта, безоценочного отношения к клиенту, дает возможность последнему погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека, что, в конечном итоге, ведет к преодолению чувства отчужденности, осознанию и реализации личностного потенциала.

Клиент-центрированный подход К. Роджерса стал основой для разработки многочисленных психотерапевтических стратегий, образующих экзистенциальное направление в психотерапии и психологическом консультировании (Р. Мэй, И. Ялом, Д. Бьюдженталь и др.).

Основная цель экзистенциально-ориентированного консультирования – помочь клиенту обрести и осознать смысл, который он хочет придать своей жизни, осознать личностную свободу и ответственность, актуализировать его личностный ресурс, почувствовать себя «имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность». Задачи консультирования:

— содействовать пониманию клиентом его собственных возможностей и его свободы как личности;

ормировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он в состоянии помочь себе сам;

— идентифицировать факторы, блокирующие свободу клиента и способствовать их преодолению или изменению;

— побуждать клиента к принятию ответственности за то, что с ним происходит.

Круг проблем, рассматриваемых в области экзистенциального консультирования: чувство одиночества; чувство вины; непонимание или утрата смысла жизни; страх смерти; переживание потери; чувства тоски и тревоги; депрессия.

Особенности отношений консультант-клиент. Отношение между консультантом и клиентом понимается взаимодействие двух равноправных людей. Консультант стремится понимать и воспринимать клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности, полностью присутствовать в процессе консультирования, завязать с клиентом аутентичную связь.

При этом консультант должен уметь совмещать в себе понимание клиента и способность к конфронтации с ним в случае противоречия в его поведении, мыслях, чувствах или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. Клиент, контактируя с консультантом, раскрывает ему свою уникальность. Консультант поощряет в клиенте открытость и спонтанную активность, способность реагировать на глубинный интерес к самому себе.

Важное место во взаимоотношениях консультант-клиент занимает разграничение ответственности обеих сторон: консультант отвечает за организацию консультативного процесса и свой профессионализм, но не дает клиенту советов и не принимает решения за него, клиент сам отвечает за свой выбор и свои решения.

Основные методы воздействия экзистенциального консультирования. Основной метод данного типа консультирования — диалогмежду консультантом и клиентом. Консультант использует такие приемы, как вопросы, отражение содержания, отражение чувств, конфронтация; использование интерпретаций допускается только в редких случаях, так они могут снимать с клиента ответственность за объяснение его поведения, в связи с этим консультант, в большинстве случаев, побуждает самого клиента интерпретировать личный опыт.

3. Постмодернистское направление консультирования.

Нарративная («повествовательная» от англ. ‘narrative’ — история, повествование) терапия – это увлекательное и динамично развивающееся во всём мире постмодернистское направление консультирования, основывающееся на идее о том,что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия. Нарративный подход в психотерапии появился в 80-х годах 20 века, когда австралиец Майкл Уайт и новозеландец Девид Эпстон опубликовали книгу «Narrative means to therapeutic ends». С тех пор он стал известен профессионалам в разных странах мира, а с 2000 года развивается и в России. Этот подход основывается на представлении о том, что мы осмысливаем и строим жизнь на основе историй, которые рассказываем друг другу и самим себе. Личные нарративы вписываются в контекст широких историй нашей культуры. Люди, приходящие на терапию, часто находятся во власти социальных стереотипов, которые создают проблемы и закрывают возможности для их решения. Во второй половине ХХ в. в западных странах развивается интеллектуальное течение, получившее в конце 1970-х гг. название постмодернизма.

Модернистское мировоззрение:

· Однолинейность, одновариантность развития мира.

· Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д.

· Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм.

· Безоговорочная вера в прогресс

· Вера в познаваемость мира, во всесилие науки.

· Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки.

· Идея единой культуры общества

· Массовое производство одинаковых вещей

· Производство — базис общества

· Основа экономики — национальный рынок

· Каждая страна — это особая культурная реальность. Чтобы познакомиться даже с отдельными ее частями, надо отправиться в путешествие.

· Потребление — это прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека.

Постмодернистское мировоззрение:

— Многовариантность развития мира.

— Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества.

— Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, опасения, предсказания конца света, истории и т.д. З.Бауман: «Потерял силу любимый призыв всякого государства с инженерными претензиями: терпеть сегодня во имя счастливого будущего» (1994: 74).

— Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса. З.Бауман: «Люди не ожидают от будущего чего-то абсолютно иного по сравнению с настоящим» (1994:73).

— Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций.

— Недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества.

З.Бауман: «Не то или иное конкретное государство потеряло авторитет, но государство как таковое, власть как таковая…» (1994: 74).

— Идея фрагментарности культуры

— Переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами

— Общество постмодерна — это общество потребления

— Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях производство, рассчитанное на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, может быть массовым, дешевым и прибыльным.

— Возникновение гиперреальности (Thomas: 55). По всему миру возникают участки иной культурной реальности. Например, «Дисней-ленды», «Макдональдсы», китайские, французские, итальянские и т.п. рестораны.

— В обществе постмодерна потребление — это прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность

Социальный конструкционизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (The Social Construction of Reality, 1966). Целью социального конструкционизма является выявление путей с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Эта теория рассматривает пути создания людьми социальных феноменов, которые институционализируются и превращаются в традиции. Социально конструируемая реальность — постоянно идущий, динамический процесс; реальность перевоспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Бергер и Лукман приводят доводы в пользу того, что любое знание, включая базовое, как восприятие реальности исходя из здравого смысла, происходит и поддерживается за счёт социальных взаимоотношений. В общении люди исходят из своего убеждения о схожести восприятий реальности, основывая свою активность на данном убеждении их общие представления и знания реальности повседневной жизни подвергаются закреплению. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей, то, в результате, любые человеческие типологии, системы ценностей и социальные образования представляются людям как часть объективной реальности. Таким образом, можно сказать, что реальность конструируется самим обществом.

Одной из задач социального конструкционизма является исследование тех процессов, посредством которых человек формирует, институализирует, узнает и интегрирует в традицию социальные феномены. Социальное конструирование реальности — непрерывный, динамический процесс который воспроизводится людьми в их интерпретациях и знаниях. Поскольку социальные конструкты, как интерпретации реальности и объекты знания, не предзаданы от «природы», они должны постоянно поддерживаться и подтверждаться чтобы существовать.

Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её, при этом она остаётся изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определённой культуре или общности. Подразумевается, что человек проявляет избирательность по отношению к социальным конструктам, принимая одни, и отвергая другие. Социальные конструкты, в свою очередь, не являются законами ниспосланными свыше или законами природы. Однако, подобный подход, обычно, не предполагает радикального антидетерминизма.

Социальный конструкционизм диалектически противопоставляется эссенциализму — представлению о том, что социальная реальность определяется внеисторическими и независящими от сознания человека сущностями.

4. Интеграция подходов и методов.

Одновременно с тем, как происходит разветвление и дифференциация различных психологических теорий и методик психологического воздействия, начинает активизироваться также и движение к интеграции в консультировании и психотерапии, движение к синтезу психологического знания. По мнению Джудит Тодд и Артура К. Богарта (2001), теоретически существуют три основных подхода к интеграции.

Первый – принцип общих факторов – заключается в поиске общих черт, имеющихся практически во всех психотерапевтических подходах. Так, например, предполагается, что все виды терапии внушают клиенту надежду, сообщают ему информацию, формируют у него навыки эффективного общения, а все хорошие психотерапевты обладают такими психологическими особенностями, как теплота и эмпатия.

Второй подход к интеграции психотерапии – методический эклектизм – включает в себя прагматический отбор из всех направлений, примером чего может служить «мультимодальная терапия» Арнольда Лазаруса.

Третий подход – теоретическая интеграция – заключается в комбинировании теорий. Примером в данном случае является попытка Долларда и Миллера (Dollard, Miller, 1950) преобразования психоанализа в рамках теории научения. Некоторые теоретики интеграции пытаются решить трудную задачу по разработке новой, всеобъемлющей теории, которая смогла бы объединить и заменить собой все другие психотерапевтические теории (Тодд Дж., Богарт А.К., 2001).

По нашему мнению, возможен и четвертый вариант: интеграция может быть осуществлена на основе сходства методологических принципов, лежащих в основе самых разных психотерапевтических технологий.

Методологической основой проведения экспериментально-психологических исследований в консультировании могут служить методологические принципы, которые относятся к наиболее фундаментальным, наиболее общим принципам исследования – принципам, заимствованным психологической наукой на этапе ее превращения в самостоятельную научную дисциплину из философии. Это такие положения, как принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип формирования сознания в деятельности, развития психического в процессе непосредственного процесса общения и деятельности, принцип моделирования, системный подход, используемый при описании сложных объектов, к числу которых, бесспорно, относится и психическая деятельность человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]