Если вы попали на эту страницу то, наверное, уже знаете, какие чудеса способна принести в вашу жизнь медитация осознанности. Возможно вы даже были свидетелем быстрого преображения ваших знакомых, когда они начинали осознанно относиться к происходящему. Поэтому я не буду затягивать с вводной частью и сразу перейду к практическому руководству как заниматься медитацией осознанности.
В конце этой статьи вас ждет бонус: аудиомедитация для самостоятельной практики!
Не забудьте получить бесплатный онлайн курс по медитации осознанности: получить курс бесплатно
Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.
Как не нужно медитировать
Имеется распространённое заблуждение, что медитация это контроль над мыслями и чувствами.
Согласно этому ошибочному представлению, вы можете выбрать какие мысли хотите думать, а какие нет, что хотите чувствовать, а что нет. А затем совершить что-то вроде внутренней революции, свергнув старый злой режим плохих мыслей и установив власть добра и позитива.
Конечно, мы можем влиять на свои мысли и чувства и развивать ум в здоровом позитивном направлении. Иначе, зачем мы вообще хотим медитировать? Ошибка в представлении об отдельном контролирующем «я», или эго.
Полагая, что вы можете контролировать и выбирать мысли и чувства, вы усиливаете этот внутренний раскол между мыслями, ощущениями и эго, которое стремится все контролировать. Этой ловушки лучше избегать.
Прямо сейчас две минуты понаблюдайте за своим внутренним экраном, на котором появляются образы и мысли. Просто обратите внимание на мысли и образы, которые возникают. Имеет ли смысл говорить, что вы выбираете эти мысли? На самом деле нет. Это ясно. По большей части, мысли появляются почти также как погода. Они просто возникают неведомо откуда.
Но если вы не выбираете эти мысли, тогда кто выбирает? Ответ таков: никто. Никто не выбирает, какие мысли появятся у вас в сознании, но также можно сказать, что в этом участвует вся вселенная. Это, возможно, слишком глубокая идея для начала обучения медитации, но попытайтесь принять это: каждая мысль это волна, выходящая из океана реальности, причина и условия которой — безграничны.
В этом конкретном пространственно-временном расположении, вселенная проявляется как мысль. Океан это природная стихия, также как и наш мыслительный процесс. Когда вы действительно увидите это, это будет момент озарения, который принесёт ощущение глубокого освобождения. Но пока примите это просто как гипотезу. Единственный смысл того, что «вы» выбираете мысли в том, что вы все-таки часть вселенной.
Конечно, есть мысли, которые сознательно выбираются. Если кто-то говорит вам: подумайте о розовом слоне, вы можете спроецировать на внутреннем экране образ розового слона. Если кто-то спросит у вас, где в вашей кухне находится выключатель света, вы можете в голове представить макет своей кухни. Если вы пишите книгу, вы намеренно создание в своей голове определённые образы и мысли.
Но все эти мысли не относятся к практике медитации. Нашей сферой исследования является беспорядочный внутренний диалог. Это мысли, которые создают всяческие проблемы. Как правило, это мысли самые расстраивающие, самые раздражающие, самые смущающие, обвиняющие. Так что, на самом деле, это хорошая новость, знать, что вы их не выбираете. Они просто появляются, как погода.
Ещё лучшая новость в том, что мы можем развивать общение со спонтанными мыслями, сводя их негативное влияние на нас к минимуму. В этот момент важно понять, что проблема не в самих мыслях и чувствах, а в том, как вы относитесь к ним. Если вы считаете, что мысли и чувства определяют кто вы, тогда вы будете втянуты в их игру, и мысли будут управлять вами.
Наличие неконтролируемых мыслей не проблема. Проблема начинается, когда мы цепляемся за мысли. Вместо того, чтобы отвергать или цепляться за мысли, представьте, что мысль это поезд, который прибывает на станцию, когда вы стоите на платформе. Поезд останавливается и открывает свои двери. У вас есть выбор: сесть в него или сказать «нет, спасибо» и просто остаться на платформе, наблюдая за уходящим поездом. То же самое происходит с мыслями: вы можете зацепиться за мысль, придать ей важность или можете просто отпустить ее и наблюдать, как она уходит.
Умелое переживание боли
ШЯ: Я описал эти традиционные позы для практики как устойчивые, укоренённые и удобные. Вполне возможно при этом, что вам понадобятся годы на то, чтобы перестать ощущать в них дискомфорт. Это может выглядеть как движение в обратную сторону от цели.
Когда вы сидите в одной из этих поз, в фоне может ощущаться дискомфорт. Но вы заметите, что чувство страдания от этого дискомфорта проходит через спады и подъемы. Изредка будет возникать значимое переживание: степень дискомфорта остается одинаковым, а вот ваше отношение к нему спонтанно меняется. Это происходит потому, что кривая «цепляния» и «сопротивления» также колеблется от мгновения к мгновению. Психологическое цепляние — это основная причина страдания, а не сами физические ощущения в ногах. Другими словами, основной источник страдания — это то, насколько сильно вы сжимаетесь по поводу этих ощущений.
Вероятно, бóльшую часть времени вы проведёте в привычном напряжении и сопротивлении потоку ощущений, но если вы сидите достаточно долго, то иногда, просто потому что всё меняется, ваше сопротивление само по себе ослабевает, пускай и на одно мгновение. В такие моменты вы сможете обнаружить связь: снижение сопротивления вызывает снижение страдания. Вы буквально тренируете себя выходить из привычки страдать.
Вы обнаружите далее, что это же прозрение в физическую боль можно распространить и на боль психологическую. Страдание — это функция от двух переменных: степени дискомфорта и степени сопротивления этому дискомфорту.
Страдание — это функция от двух переменных: степени дискомфорта и степени сопротивления этому дискомфорту
ЧТ: Интересно, а как быть с «лишней» болью? Например, вы же не заставляете нас надевать власяницу во время медитации? Рубахи из суровой шерсти, которые использовались средневековыми христианскими мистиками, точно прибавили бы нам боли. Также вы не предлагаете нам отклоняться на 10 градусов вбок, что заставило бы нас больше напрягать мышцы и опять же привело бы к большей физической боли.
ШЯ: Боль работает в двух плоскостях. Если переживать её умелым образом, то «энергия» боли разбивает узловатые, твёрдые части нашего существа. Это справедливо и для физиологической, и для психологической боли. С другой стороны, если боль проживается неумело, она работает ровно противоположным образом, создавая больше таких «узлов», делая человека более жёстким и хрупким.
Получается, что в боли самой по себе для медитирующих нет никакого преимущества. Она может так же создавать новые блоки и зажимы, как и разрушать старые. Всё зависит от вашей способности переживать её, и очень мало — от интенсивности дискомфорта. Небольшой дискомфорт, который вы встречаете с большим умением, сможет разрушить старые блоки. И то же самое касается и сильной боли. Хитрость не в том, чтобы выносить огромные дозы боли, но в том, чтобы развить навыки, которые позволят вам взять максимум для собственного роста из любой ситуации.
Например, иногда я выполняю такую практику, в которой лежу в кровати абсолютно неподвижно на протяжении нескольких часов. В процессе этой практики я начинаю ощущать желание подвигать ту или иную часть тела. Там и тут возникают небольшие напряжения. И если у меня получается обнаружить их и открыться к ним навстречу целиком и полностью, то это помогает мне продвинуться в практике. Такие небольшие напряжения и раздражения могут возникать когда угодно, и если вы сможете встречать каждое из них с большим умением, это всё становится шансом для роста.
«Умение» в отношении ощущений означает способность чуть более ясно сознавать их и чуть более полно принимать их, чем было бы в обычном случае. Когда вы встречаете небольшую боль с огромной осознанностью и принятием, это работает на вас намного лучше, чем если вы будете терпеть сильную боль с раздражённым неприятием. Про это прекрасно сказал Томас Мертон, христианский монах, которому нравились восточные созерцательные традиции (кстати, в наше время это не такая уж и редкость). Сформулирую это своими словами, но где-то я встречал его фразу про то, что он «стал монахом не для того, чтобы страдать больше, чем другие люди, но для того, чтобы страдать более эффективным образом».
Распространенные ошибки
После того, как вы познакомились с выходками беспокойного ума, вы находитесь на важном этапе. Есть на пути медитации осознанности несколько ошибочных поворотов, куда часто сворачивают начинающие медитаторы. Вам будет полезно избежать этих ошибок. Эти ошибки основаны на мифе о том, что человек контролирует свои мысли, как было сказано ранее.
Ошибка номер 1
Когда вы видите беспорядочный поток мыслей в голове, некоторые из которых агрессивные, глупые, беспокойные, разрушающие, вы можете решить: раз это мой разум и мои мысли, и я не могу прекратить их думать, значит я плохой, ущербный и тд. У вас появляется чувство вины за мысли, появляющиеся в вашем уме.
Как правильно
Нужно понимать, что вы не выбираете мысли, которые появляются в вашем уме. Мысли появляются также, как погода. Вам не придёт в голову обвинять себя за то, что в вашем окне вы наблюдаете грозу. В вашей власти только выбирать отношение к мыслям.
Ошибка номер 2
Наблюдая за дикими неуправляемыми мыслями, которые скачут как обезьянки, вы можете попытаться подавить или изменить их силой. Этим вы усилите внутренний конфликт между разными частями вашего существа.
Одну часть, ваше «я» вы наделите миссией подавлять другую свою часть, которую начнёте воспринимать как нечто отдельное от вас. На самом деле, это скорее ухудшит проблему. Не прилагайте усилий, чтоб насильно изменить то, что возникает в уме-обезьяне. Помните, это просто погода. Но поймите, что у вас есть свобода выбирать отношение к мыслям-обезьянам.
Когда вы просто принимаете эти мысли, не сопротивляясь им, и не позволяя им затягивать ваше внимание за собой, вы воплощаете мудрость мастера айкидо, который не сопротивляясь энергии противника, полностью принимает ее, а затем обращает её в свою пользу.
Осознанность — это ваш внутренний мастер айкидо. Со временем, с таким подходом, вы будете обращать мысли в свою пользу, но они не могут быть изменены насильно. Итак, как именно вы собираетесь взращивать эти семена осознанности, которая будет служить вашим «внутренним мастером айкидо». Первый шаг — понять разницу между логическим умом и мудрым разумом. Следующий шаг — начать настройку и оценку «волшебных моментов» — когда энергия осознанности выходит на сцену. По мере того, как эти моменты будут происходить все чаще, а энергия осознанности будет течь все непрерывней, вы сможете наслаждаться её преимуществами во всех сферах жизни.
Завершение сессии
Медитация – это процесс, который не терпит спешки. Нередко, изучив основы медитации для начинающих, люди совершенно забывают про правильное завершение процесса, который является неотделимым составляющим всей практики в целом. Тщательная и неторопливая подготовка к началу сессии, требует аналогичного завершения практики. После окончания занятий не следует быстрее открывать глаза и приступать к активным действиям.
У человека появляется возможность некоторое время насладиться достигнутым результатом: ясностью сознания и спокойствием. Через несколько минут после окончания практики сознание человека заполнят привычные мысли, вскоре ум станет активным. Нежелательно совершать резкие движения. Менять положение тела стоит медленно. После медитации имеет смысл некоторое время не смотреть остросюжетное видео и не слушать громко музыку. Правильное окончание сессии позволит плавно завершить практику и добиться нужного эффекта от медитации.
Мыслящий ум и мудрый разум
Эти термины, как и большую часть идей для этой статьи я взял из книги “Meditation Now” автора Elizabeth Reninger.
Мыслящий ум это ум, который использует слова, образы и логику. Этот интеллект, который владеет информацией о вещах, понимая их интеллектуально. Мыслящий ум включает в себя практичные логические мысли, творческие мысли, а также мысли ума-обезьяны.
Мудрый разум — это источник интуиции, непосредственного, прямого и невербального знания. Он не ограничен правилами логики и не говорит ни на одном конкретном языке. Мудрый разум проявляется в моментах озарения, интуитивных инсайдов или в ощущении восхищения невыразимой красотой, моментах доброты и благодарности. Это может быть похоже на чувство влюбленности, но не к чему-то конкретному. Сладко экспансивным, глубоко расслабляющим и постоянно ускользающим от описания.
Активировать мудрый разум очень просто — нужно просто обратить внимание на осознанное присутствие, связанное со словами «я есть».
Разница между мыслящим умом и мудрым разумом похожа на разницу между электричеством и лампочкой. Электричество это энергия, которая позволяет лампочке излучать свет. Лампочка это инструмент, через который электричество становится видимым. В то время как лампочки видны и находятся в определенных местах, электричество невидимо и не имеет определённой локации.
Хотя в вашем доме горит множество лампочек, есть только одна электрическая сеть, которое даёт им всем энергию. В этом примере электричество сродни мудрому разуму, а лампочки это мыслящий ум. Яркость лампы, то насколько мощно и полно она проводит электричество для освещения комнаты, может быть сравнима со степенью осознанности человека. Внимательность это функция мудрого разума человека.
Как я уже сказал, внимательность это функция мудрого разума, это яркость лампы вашего сознания.
Внимательность можно противопоставить отвлеченному вниманию. Отвлекаться означает быть вовлечённым в драмы ума-обезьяны. Это значит, что вы «сели на поезд» своих мыслей, образов и эмоций и он увёз ваш ум из момента «здесь и сейчас». Десять минут, час, два часа спустя, вы можете очнуться и только тогда осознать, что вы все это время были втянуты в фантазию, вымышленный мир. Не беспокойтесь о том, что у вас есть мысли. Внутренний диалог не является препятствием, если вы не цепляетесь за мысли. Этот момент осознания, что вы были вовлечены в мысли — волшебный момент. Это волшебство, потому что в тот момент, когда вы понимаете, что мысли вас увлекли, вы осознаны. Так что этот момент нужно праздновать!
Общие рекомендации
Решив заняться медитацией, не стоит воспринимать ее как очередное новомодное хобби или каждодневное обязательство. Подобное отношение не позволит добиться действенного результата, а также способно сформировать лишь отрицательный опыт. Занятия восточными практиками должны стать для человека временем отдыха от неиссякаемых проблем современного мира и нескончаемого потока нефильтрованной информации. Медитация не терпит четко выработанных графиков, поэтому не стоит заострять свое внимание на второстепенных аспектах практики. Выполняя занятия по расслаблению и очищению сознания, необходимо наслаждаться процессом и получать удовольствие от достигнутых результатов.
Если медитация будет проходить в состоянии напряженности и дискомфорта, то после окончания сессии эти негативные ощущения только увеличатся. Нередко медитацию сравнивают с настройкой струнного музыкального инструмента, при котором недопустимо натяжение и чрезмерное ослабление струн, так как оба эти действия не приведут к гармоничному звучанию.
Основы медитации – это осознание своих собственных чувств, поэтому перед началом сессии следует прислушаться к ощущениям.
Испытывая напряжение, следует подготовить свое тело и сознание перед медитацией глубокой релаксацией, а при сонливости подойдет настройка с помощью концентрации на определенном предмете.
Сидячая медитация
Как следует из названия, сидячая медитация практикуется сидя. Определенная поза не так важна, как общий принцип пребывания какое-то время в неподвижном положении.
Когда вы сидите спокойно даже в течение 10 минут, разум освежается. Во время более длительных медитаций, физическое тело переходит в режим отдыха и восстановления и получает пользу как от хорошего ночного сна. Когда физическое тело неподвижно, вы можете заметить тонкие движения энергии и разума. Более чётко осознаются идеи.
В комнате с работающим кондиционером, наш слух заполняет его гул. Но когда мы его выключим, мы внезапно осознаем тиканье часов, которое было все это время затеряно в гуле кондиционера. Остановите часы, и теперь вы осознаете звук своего дыхания.
Сидячая медитация работает аналогично. Вы располагаете физическое тело таким образом, чтобы способствовать прекращению грубых уровней движения. Это позволяет замечать другие вещи: ритм дыхания, биение сердца, движение тонких энергий и мыслей. Затем вы начинаете замечать того, кто замечает. Кто это?
Неподвижное положение тела для медитации можно принять также стоя или лёжа. Если вам трудно сидеть из-за травмы, нет никаких проблем. Найдите позу, которая работает для вас. Хорошо чередовать практику неподвижной медитации с динамическими медитативными техниками: цигун, йога или ходьба. Со временем созерцательные методы в движении помогут более глубоко почувствовать сидячую медитацию.
В процессе исследования сидячей медитации, вы найдёт наиболее удобную для вас позицию. Если гибкости хватает, можно сидеть прямо на полу. Есть несколько наиболее подходящих позиций для сидячей медитации. Это лёгкая поза (сукхасана), поза героя (вирасана), совершенная поза (сиддхасана), полулотос (ардха падмасана), поза лотоса (падмасана).
Также хорошо сидеть с прямой спиной на табуретке или стуле, не прислоняясь к спинке, чтобы позвоночник вытягивался вверх. Кроме того, вы можете подложить подушки между спиной и спинкой стула. Главное — выбрать позу, в которой тело будет чувствовать себя расслабленно. Сидение — очень хороший способ для новичков, потому что вертикальная спина поддерживает умственную активность. Но можно практиковать медитацию в любом положении. Найдите то, что работает для вас. Начальная настройка на процесс медитации одинаковый, независимо от того, сидите ли вы на полу, на подушке или на стуле.
Доступность для каждого
Нередко многие связывают медитацию с очень сложным процессом, который не подвластен простым людям. Многие ассоциируют восточные практики с уходом от реальности. Подобное мнение является ошибочными.
По сути практики по очищению сознания и полного расслабления доступны для каждого и не представляют особой сложности, так как понятие «медитация» подразумевает под собой в первую очередь сосредоточение внимания на каком-то объекте, действии, фразе или на дыхании.
Во время медитации человек в буквальном смысле сужает свое восприятие, расслабляя разум. Путешествие в мир восточных практик очищения сознания удивительно и захватывающе. Несмотря на то что увлекательный путь изучения теории и практики будет не всегда простым, наградой за старания станут мудрость, счастье и осознание себя. На протяжении длительного времени медитация являлась проверенным средством, которое позволяло выработать защитный барьер к внешним воздействиям.
Пошаговая инструкция
- Отпустите напряжение. Сделайте несколько глубоких вдохов. Выдыхая, отпустите напряжение в лице, шее, челюсти или плечах. Вздох «ах» помогает расслабить мелкие мышцы лица. Пусть вся голова будет расслабленной и лёгкой, как гелиевый воздушный шарик.
- Прижмите кончик языка к верхнему небу. Положение языка должно быть таким, чтобы кончик легко касался верхнего неба прямо за верхними передними зубами.
- Сосредоточьте внимание внизу живота. Направьте внимание в нижнюю часть живота, на ширину двух пальцев ниже пупка. Это пространство известно как хара (японский) или даньтянь (китайский). Это поле тонкой энергии, которое поможет вам чувствовать себя твёрдо и стабильно в медитативной практике. Слегка осветите светом вашего сознания это пространство внутри тела. Винсенте нескольких циклов дыхания, представьте, что воздух направляется вниз живота при вдохе и выходит оттуда при выдохе.
- Укоренение. Почувствуйте, как пол, скамья для медитации или стул поддерживает вас. Ощутите эту поддержек полностью. Теперь представьте, что вы дерево и ваши корни уходят глубоко в землю. Почувствуйте седалищные кости или подошвы ног, если сидите на стуле и продолжайте это ощущение все дальше и дальше вниз. Представьте, что позвоночник это ствол дерева, тянущийся вверх, когда таз и подошвы ног тянутся вниз.
В этой медитации вы будете развивать осознанность. Это часть вас, которая может просто наблюдать за мыслями и образами, не втягиваясь в них. Подумайте о мыслях и образах, как о волнах на поверхности океана, а ту часть себя, наблюдающую за ними как самую глубокую часть океана. Даже в разгар бушующего шторма с огромными ревущими волнами на поверхности, глубина остаётся спокойной и тихой.
Вы также можете представить мысли и образы как персонажей фильма, а осознанность как экран кинотеатра, на котором они возникают и исчезают. Сюжет фильма может быть крайне эмоциональным, освещать интеллектуальные или политические вопросы. Персонажи фильма могут любить или ненавидеть друг друга. Но экран ненавидит или любит персонажей? Нет, экран остаётся абсолютно беспристрастным наблюдателем, в то же время, являясь истинной сущностью персонажей фильма.
Несколько фактов
Исследованиями подтверждены следующие последствия медитативных практик:
- в тканях головного мозга увеличивается доля серого вещества, что положительно сказывается на памяти, осознанности восприятия, на готовности к обучению, самоанализу;
- замедляются процессы старения мозга, притормаживается развитие некоторых дегенеративных заболеваний;
- без применения антидепрессантов укрепляется свойство психики противостоять депрессии, паническим атакам, стрессам;
- повышается способность к концентрации, к обработке большого объёма информации;
- активнее проявляется творческий потенциал, чаще посещают креативные идеи, возникают нестандартные решения.
Обучаясь расслаблению
ЧТ: Из своих отчётов о медитации я заметил, что когда сажусь в практику и сознательно направляю внимание в тело, то в числе первых вещей я обнаруживаю там паттерны напряжений. Иногда само осознавание этих паттернов позволяет расслабить и автоматически отпускать напряжения, а иногда нет. Зависит от многих условий. Если вы чувствуете очевидно бессмысленное напряжение — например, замечаете, что сидите и сжимаете кулак безо всякой очевидной причины, — следует ли намеренно расслабить это напряжение, или же следует изучить его? Вы уже сказали, кажется, что нужно быть осознанным вне зависимости от того, что именно вы делаете.
ШЯ: Вы задали очень интересный вопрос. Я полагаю, что есть два способа учиться расслаблению, потому что есть два качественно разных уровня того, как человек может расслабляться. Я говорю о различии между расслаблением «снизу вверх» и расслаблении «сверху вниз». «Верх» означает поверхностный сознательный ум, «низ» означает глубокое бессознательное. Расслабление сверху вниз — это то, что понимает под расслаблением большинство людей. Это намеренное расслабление, например, при последовательном сканировании тела, когда вы делаете усилие, чтобы расслабиться. Когда вы усаживаетесь в медитацию, то это хорошая идея, я считаю, сделать всё возможное, чтобы максимально расслабить всё тело. Чаще всего я пробую достичь ощущения покоя во всём теле целиком. Я называю это состоянием укоренения. Например, я замечаю в процессе медитации, что плечи пошли вверх, и намеренно сознательно позволяю им опуститься обратно.
Тем не менее, этот тип расслабления является ограниченным, пускай и очень полезным, посколько есть много ощущений в теле, которые намеренно расслабить не получится. Например, интенсивную боль, когда вы ушибли большой палец ноги. Вы не можете выполнить упражнение с прогрессивной релаксацией этого ушиба и намеренно успокоить ощущения в ноге. А что делать, если вы ушибли собственное эго? Для такого типа переживаний полезно научиться второму типу расслабления, идущему снизу вверх.
Такое расслабление имеет дело с причиной напряжения, которая лежит в глубине бессознательного ума, далеко за пределами сознательного контроля. Как можно отпустить напряжения, которые находятся за пределами сознательного усилия? Наблюдая за ними умело. Умение, как я уже говорил выше, это сочетание повышенной ясности сознавания и полноты принятия напряжения как оно есть. Расслабление снизу вверх — это отношение. Вы наблюдаете за напряжением очень, очень тщательно. Вы ясно определяете его расположение, форму, вкус, скорость изменения и так далее. Вы продолжаете купать это ощущение в ясности и принятии, ясности и принятии.
Любой паттерн напряжения — это проводник в бессознательный ум. Наводняя область напряжения «взрослыми» качествами свидетельствующего осознавания, вы помогаете бессознательным уровням младенческого и животного ума развязать их «узлы». Паттерны напряжения начнут рушиться сами по себе. Парадоксальным образом, самый быстрый путь к тому, чтобы они разрушились — перестать желать этого. Отношение сопротивления, когда вы хотите от них избавиться, создаёт собственные скрытые «узлы» напряжений. Для действительно глубокого расслабления вам нужно учиться умело наблюдать за напряжением, не желая его растворить.
Примечания
- Young S., Tart C. T. Meditation and Consciousness: A Dialogue Between a Meditation Teacher and a Psychologist // Noetic Sciences Review, 1988. (Оригинал на англ. языке в PDF-формате.)
- Тарт Ч. Измененные состояния сознания. — М.: Эксмо, 2003.
- Тарт Ч. Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека. — М.: АСТ, 2007
- Young S. The Science of Enlightenment: How Meditation Works. — Boulder: Sounds True, 2020.
- Янг Ш. Естественное избавление от боли. Как облегчить и растворить физическую боль с помощью практики медитации / пер. с англ. В. Ширяева. — М.: Ориенталия, 2020.
- Интервью было записано в 1988 году. Биографии авторов приведены по состоянию на сегодняшний день, тридцать лет спустя (2018).
Правильно ли я это делаю?
ЧТ: Когда я засыпаю или моё внимание уплывает, то я получу больше результата, если направлю больше усилий на то, чтобы сосредоточиться. Не всегда, но часто это так работает. И иногда это приводит к конфликту. Я говорю себе: «Мягкость по отношению к работе с вниманием — это просто рационализация лени, отсутствие старания в медитации. Понятно, почему я не продвигаюсь в практике! Мне на самом деле следует лучше сосредотачиваться». Я помню, как читал про практику японской медитации дзадзэн, что если вы на самом деле серьезно практикуете, то пот будет литься ручьями даже посреди зимы! Правильно ли быть мягким и позволяющим, или же следует взять себя в руки и стараться сосредоточиться?
ШЯ: Мне кажется, важно уйти от конфликта и понять, что в медитации нет абсолютно правильных вещей. Просто каждый чувствует как-то по-своему.
Я знаю, что подобные вопросы людей очень путают. «Правильно ли я это делаю?». Большинство людей учится медитации так же, как младенец учится ходить. Младенец падает вправо, падает влево, но постепенно обретает чувство баланса. Вы просто постепенно начинаете чувствовать, как будет «правильно». Можно привести аргументы и в пользу мягкого подхода, и в пользу усилия в практике.
Похожий вопрос однажды задали Будде. Его ответ был таков, что медитацию нужно выполнять подобно настройке струнного инструмента. Нельзя слишком перетягивать струны, но нельзя и делать так, чтобы они провисали. Только что-то среднее даст правильный звук. Так что один возможный ответ на ваш вопрос будет звучать так: найдите для себя ту комбинацию между «принажать» и «отпустить», которая будет для вас работать.
Есть ещё стратегия, про которую я узнал из одной из тибетских традиций. Возможно, вам будет интересно её опробовать: сознательно чередовать оба подхода. Вы выполняете практику с усиленным сосредоточением в течение десяти минут или получаса, а затем схожий период времени — мягко и расслабленно наблюдая. Затем снова с усилием, затем мягко наблюдая, и так далее.
Наконец, ещё один способ работы с этой полярностью уже прозвучал в вашем же вопросе. Если вы чувствуете сонливость, значит время принажать. Во время засыпания мы будто куда-то проваливаемся. Это понятие шире, чем просто засыпание. Любое размытие осознавания, снижение яркости картинки, можно так назвать. Если вы обнаруживаете, что начали проваливаться, значит пришло время принажать. Если вы обнаруживаете, что сильно напрягаетесь, значит пришло время отпустить и удерживать фокус мягко и расслабленно. Что именно вы будете делать — будет зависеть от ситуации. Можно назвать это «аллопатическим» подходом — мы просто последовательно находим решение каждой следующей задаче.
Остановить мир
ЧТ: В формальной практике вы сидите в безопасном месте, и поэтому можете направить всё своё внимание на внутренние процессы и исследовать аспекты фундаментальной природы ума. Предполагаю, что есть продвинутые уровни в практике випассаны, когда вы идёте по улице, сознавая преходящую природу существования, и при этом умудряясь не попадать под грузовик. Можете как-то это прокомментировать?
ШЯ: Когда мы рождаемся, то формируем «самость» для того, чтобы как-то справляться с разными жизненными ситуациями. У младенцев слабое чувство «я», и соответственно, они плохо умеют ориентироваться во всём том, что подкидывает жизнь. Постепенно наше самоосознавание растёт, но одновременно с этим развивается привычка к «затвердеванию» этой самости. А привычка «затвердевать» самость блокирует поток природы, и приводит к страданию.
Таким образом, процесс взросления от младенчества к зрелому возрасту можно назвать процессом формирования «отвердевшего» чувства себя. Некоторые взрослые люди решают снова начать расти, двигаясь от взрослого к супер-взрослому. Для этого нужно начать «размораживать» чувство себя.
Эта «не отвердевающая самость» (её можно назвать ещё «не-я» или «Большое Я») постепенно начинает в супер-взрослом человеке созревать. Она должна научиться справляться со всё более и более сложными аспектами жизни ровно так же, как это делала с детства «отвердевающая самость».
В самом начале она ничего не может делать, кроме как сидеть, или, возможно, петь. Постепенно она учится выполнять более сложные действия, например, подметать двор. В конце, она учится говорить, водить машину, вести деловые переговоры, и так далее. Точно так же, как изначальной самости, этой новой самости требуется время, чтобы научиться жить. В конечном итоге, новая активность «не отвердевающей самости» берёт на себя большинство процессов эго. И она прекрасно знает, как не попасть под грузовик.
Люди могут обмануть себя двумя путями. Это может быть: «Я должен сидеть в определённой позе с идеально выверенным положением тела для того, чтобы медитировать». И это может быть: «Мне вообще не нужно садиться в позу для медитации, ведь я практикую в процессе обычной жизни».
Как узнать ваш навык медитации в действии? Проверить, насколько вы можете остановиться в любой момент по желанию. Если вы действительно «медитируете в процессе жизни», то можете в любой момент легко войти в абсолютно стабильное недвижимое состояние.