Психология
27 ноября 2020, 16:16
- Почему встает вопрос о самодисциплине?
- Как развивать самодисциплину?
- Режим дня
- Здоровый образ жизни
- Составление плана
Слово «дисциплина» знакомо с детских лет, когда в школе доставалось за ее нарушение. Казалось бы, с окончанием школы оно должно уйти из жизни, но нет, оно вновь напоминает о себе. Оказывается, учителя не ошибались, когда требовали соблюдения дисциплины.
Не загоняй себя в строгие рамки
Популярный миф о том, что организованные люди отличаются сверхупорядоченностью — всего лишь миф. Как одеваться, как организовывать рабочее пространство, где хранить вещи и бумаги — это зависит от тебя и только. Если ты более творческая личность, ты имеешь полное право на легкий беспорядок вокруг себя, но при этом не стоит видеть в этом плохой знак. Важно чувствовать себя комфортно!
Как развивать самодисциплину?
Самодисциплина не относится к врожденным качествам человека, ее можно развивать до определенных пределов. Самодисциплина включает ограничения, контроль, соблюдение правил и планов. Это не так тяжело и скучно, как может показаться на первый взгляд. Соблюдая намеченные планы и сроки, человек достигает успеха. Это ли не мотив для дальнейших достижений? Самое главное — становится понятно, благодаря чему усилия увенчались победой.
Самодисциплина помогает избавиться от вредных привычек, сделать день более продуктивным. Благодаря самодисциплине формируются полезные навыки. Это требует времени и терпения.
Чаще представляйте себе результат, который принесет выполнение установленных правил
Если вы хотите сносно играть на гитаре и радовать друзей новыми песнями, то представьте себе их улыбки и похвалы после вашего исполнения. Приятно? Тогда за дело!
Самодисциплина
Режим дня
Формирование самодисциплины начинают с малых побед. Режим дня способствует повышению ее уровня. Для начала установите четкие границы сна. Например, ложитесь спать в 23-30, подъем – в 6-30. Первый месяц не позволяйте себе долго спать даже в выходные. Только когда сформируется привычка, можете позволять себе раз в неделю расслабиться и составить себе режим выходного дня.
Здоровый образ жизни
Следует приобщиться к здоровому образу жизни. Начните с десятиминутной утренней зарядки. Не стоит сразу выходить на часовую утреннюю пробежку. Легче встать на десять минут раньше, чем на час. Да и мышцы не будут так болеть. Через месяц продлите зарядку на пять минут. Добавьте к этому контрастный душ, исключите булочки и сладости.
Составление плана
Начните составлять план дня, недели, отмечать выполненное. План дисциплинирует. Он может быть гибким. Вы можете одни дела заменять другими в случае необходимости. Важно только, чтобы дела заменялись делами, а не отдыхом.
Составление плана
Подведем итоги. Чтобы развить в себе дисциплину, нужно:
- соблюдать режим дня:
- получать ежедневные физические нагрузки;
- составлять план и контролировать его выполнение.
Если вы поставили целью повысить самодисциплину, то будьте последовательны и настойчивы. Помните, что ежедневно повторяемые действия превращаются в привычку. Тяжело будет только первое время. В дальнейшем они выполняются легко и непринужденно.
Концентрации и собранности способствуют медитация, дыхательная гимнастика, йога
Ошибочно думать, что дисциплинированные люди лишают себя удовольствий. Для них постепенно удовольствием становится сама жизнь. Это стоит гораздо дороже, чем те удовольствия, за которые приходится расплачиваться здоровьем, бедностью и развалом в личной жизни.
Совет №5. Учимся делегировать полномочия.
Для чего нужно делегировать полномочия?
Делегирование предполагает распределение обязанностей между несколькими лицами. Но это вовсе не значит, что все намеченные Вами дела должен выполнять кто-то другой. Данный принцип эффективен, когда задание получает группа лиц. Например, командная работа на паре. Здесь целесообразно распределить вопросы или задания, чтобы ускорить процесс подготовки к семинару и пр.
Дисциплина. «Должен»
Как же быть, когда нет никакого желания что-то делать, но это надо сделать? Может, нужна дополнительная мотивация? Об этом прекрасно высказался американский комик Джордж Карлин:
Нет, вам нужна дисциплина! Все мы, так или иначе, обучаемся ей, начиная с детства. Режим дня прививался родителями («утром почистить зубы», «после улицы помыть руки») и был неотъемлемой частью пребывания в детском саду.
10 или 11 лет каждый из нас ходил в школу и сталкивался со школьной дисциплиной, когда нужно было заставлять себя (давайте будем честны!) подниматься в семь утра, чтобы уже к восьми успеть на первое занятие. Учить уроки в 99 % было из разряда «надо». Мотивация, пожалуй, здесь была тогда, когда очень нравился конкретный предмет. И она была внешней, когда родители обещали вознаграждение за хорошие отметки в четверти.
Если в школе дисциплина поддерживалась в основном «извне» (даже в старших классах), то в вузах речь шла исключительно о самодисциплине человека – посещать лекции и практические занятия, писать курсовые работы и проделывать массу другой учебной работы. Все – ради получения заветного диплома. Другое дело, что для одних это просто «бумажка», а для других – путевка к профессиональным вершинам.
Что нас ждет после окончания университета? Правильно – РАБОТА! Все наверняка слышали выражение «трудовая дисциплина» (начало и окончание рабочего дня, перерыв на обед), но мало кто (да никто) не слышал про «трудовую мотивацию».
Человек может быть дисциплинирован только внешне, потому что на него оказывается общественное давление: в случае утраты внешнего контроля он окажется предоставлен сам себе и, скорее всего, начнет хаотично вести себя по жизни в целом или в ее отдельных сферах.
Если же человек имеет установку на дисциплинированность, он будет действовать одинаково эффективно и добиваться поставленных целей в независимости от внешних обстоятельств.
Кажется, что дисциплина обладает исключительно преимуществами, но и у нее есть «темные стороны». Часто проявляется существенная разница между предписанной дисциплиной в конкретной организации и внутренними установками человека. Возьмем крайне жесткий пример: военные действия, где нужно убивать врага, чтобы не быть убитым, и убежденность конкретного солдата в том, что убивать неправильно. Как раз этому парадоксу посвящен американский фильм «По соображениям совести».
Дисциплина человека под действием извне может переродиться в безусловную веру в авторитет человека, организации, идеологии и т.п. В качестве примера здесь можно привести эксперимент под названием «Третья волна», проведенный в 1967 году в США. Школьный учитель Рон Джонс в течение недели проводил с классом занятия по осмыслению поведения немецкого народа в идеологии национал-социализма.
Примечательно, что в первый день учитель наглядно объяснил ученикам силу дисциплины. Он призвал учащихся сидеть в положении «смирно», потому что так лучше идет учебный процесс. После этого дети несколько раз вставали и потом садились в новое положение. Также они несколько раз покидали аудиторию, тихо заходили обратно и занимали свои места. Всему классу очень понравилась эта «игра», и они беспрекословно слушались педагога – даже те, кто ранее не проявлял к учебе большого интереса.
Во второй день ребята дружно скандировали «Сила в дисциплине, сила в общности»…
К концу недели наступила кульминация: в аудитории было под две сотни учеников, и учитель признался, что нет никакого движения «Третья волна». Тем самым он показал, насколько опасно подчинение ложным авторитетам, даже если оно «замешано» на дисциплине.
Книги о дисциплине
В отличие от мотивационной литературы, профильные книги представлены не в таком количестве, однако и здесь есть бестселеры:
- Нейл Фьоре «Легкий способ перестать откладывать дела на потом».
- Дэн Кеннеди «Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль».
- Эрик Бертран Ларссен «Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей».
- Кэройлайн Арнольд «Микрорешения».
- Владимир Якуба «Самодисциплина 2.0. Как не проспать свою жизнь».
Совет №8. Мотивация и отдых.
Независимо от уровня сложности и приоритетности поставленных перед собой задач, исполнитель должен поощрять себя за достижения, свершение планов. Таким образом, появится и мотивация, и получение удовольствия от сделанного. Выполнять поручение с предвкушением «победы и награды» приятнее и быстрее, нежели под натиском и давлением, выговорами и замечаниями.
Поощряем себя за определенные достижения
Не стоит забывать и об отдыхе, который поможет восполнить силу и энергию для дальнейших свершений. Всего должно быть в меру: как дел, так и отдыха.
Оставаться организованным – непростое занятие, требующее постоянной работы над самим собой. Приобретение данного навыка повышает уровень профессиональной и общей подготовки индивида, делает его более привлекательным и успешным в глазах окружающих.
Совет №2. Составляем «рейтинг» дел: расставляем приоритеты.
Важно грамотно расставлять приоритеты: выделять первостепенные (наиболее важные) дела, а затем второстепенные. В рейтинге дел необходимо помечать те, которые обязательно следует выполнить, а также те, от которых можно временно отказаться, перенести.
Расставляем дела по значимости
Первым делом нужно бросать все силы на решение важных дел, трудных задач. Переключаться с одного задания на другое нужно только по мере выполнения первого. Не бросайте дело на половине пути.
Характер родителей очень важен для укрепления характера ребенка
Еще одна группа правил, связанных с необходимостью приучить ребенка к дисциплине, имеет отношение непосредственно к родителям, их стойкости и силе воли. Не надо рассматривать малыша как своего противника, однако и не уважать себя, проявлять слабость и мягкотелость тоже не стоит. Вы должны оставаться верны своим убеждениям, несмотря на его капризы, или все потуги по развитию дисциплины пойдут прахом. Для этого не помешает помнить следующее:
- Исключений из правил быть не должно, или они должны быть минимальными, обоснованными и объясненными. Особенно, если ребенок еще достаточно маленький. С подростками уже можно обговаривать спорные ситуации и возможность где-то, в каких-то условиях немного поступиться своими принципами. Но дети в возрасте до 10-12 лет просто сядут вам на шею, если вы будете непоследовательны в своих поступках. Поэтому если вы говорите, что переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, то в присутствии ребенка вы ни в коем случае не должны перебегать ее на красный или даже на оранжевый. Если вы утверждаете, что есть всухомятку нельзя, то ребенок не должен увидеть вас на диване с бутербродом в руке.
- За проступком должно следовать наказание. Это значит, что, во-первых, вы не должны стушевываться или спускать все на тормозах, если ребенок осознанно идет наперекор установленной системе правил. Вы должны принять этот вызов и выдержать его, чего бы это вам ни стоило, или не сможете рассчитывать на авторитет в глазах своего чада. А во-вторых – не стоит игнорировать непослушание просто потому, что вам стало его жалко, или вам лень, или вы устали и вам хочется отдохнуть. Другое дело, что наказание не должно быть чрезмерно суровым, но оно все же должно быть.
- Старайтесь контролировать свои эмоции. Это бывает очень сложно, и порой так хочется просто накричать на ребенка или треснуть его по пятой точке, но делать этого нельзя. Это неконструктивно и не приучит его к дисциплине – более того, заставит сомневаться в ее значимости. Если вы уж очень злы и рассержены, то можете это вербализировать. Лучше скажите ребенку о своем огорчении из-за совершения им какого-то поступка, чем наорите на него и смешайте его душевное равновесие и самооценку с грязью.
Совет №1. Записывайте свои мысли и предстоящие дела.
Из-за большого объема информации, параллельного выполнения нескольких дел человек может запутаться в своих же суждениях и действиях, забыть важные моменты и нюансы. Подобные нарушения и погрешности грозят административным, дисциплинарным или иным наказанием.
Планируем свои дела, создаем список
Удержать все в голове очень сложно. Поэтому можно упростить данный процесс, ведя простые записи. Этот способ эффективен и применим повсеместно: при организации учебного процесса, на работе, при походе в магазин и пр.
Совет №6. Держим только нужное и полезное.
Организованность должна проявляться везде и во всем. Не стоит временить с уборкой и сортировкой вещей, предметов, обязанностей и пр. Дома всегда поддерживайте порядок, тогда будете знать, что и где находится, а при необходимости поиск нужного предмета займет несколько минут.
Аналогично и в голове. Здесь важно держать при себе только нужное и важное. Не стоит засорять разум рекламой, бесполезными высказываниями и пр. Тренируйте память, мышление, сортируйте информацию.