Почему человеку необходимо
самоутверждаться?
Человек живёт в обществе, и с детских лет ему приходится сравнивать себя с окружающими и оценивать других. Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого социального статуса. Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.
Мотивы самоутверждения определяются стремлением к улучшению материального благополучия, карьере, приобретению авторитета. Кроме того, это инструмент познания самого себя, взаимодействия с окружающими.
Самоутверждаясь, личность ищет своё место в коллективе, самоопределяется в обществе.
Этот вопрос в психологии изучался с самого начала её существования как науки. Изначально самоутверждение рассматривалось только с отрицательной стороны. Но впоследствии психологи заинтересовались тем, что конкретно обуславливает механизмы самоутверждения, какие поведенческие стратегии характерны для самоутверждающейся личности.
Что такое самоутверждение
Самоутверждение в психологии – это стремление человека к общественному признанию, уважению. Самоутверждаться можно как в практический деятельности при помощи реальных достижений, так и на словесном уровне – рассказывая о реальных или выдуманных достижениях.
Самоутверждение тесно связано с самооценкой. Самоутверждающийся человек хочет получить высокую оценку от общества и самого себя.
Как правило, для самоутверждения выбирают одну сферу, например, работу, семью (материнство, отцовство) или творчество. Но некоторые люди стараются стать лучшими во всем. А кто-то и вовсе самоутверждается за счет других людей. Последний метод нельзя назвать конструктивным и здоровым. Это психологический механизм защиты, за которым человек скрывает свою боль.
В психологии за основу берут такие суждения о самоутверждении:
- самоутверждение – это стремление почувствовать ценность и значимость собственной личности;
- существуют разные модели поведения в рамах самоутверждения;
- одна из деструктивных моделей – самоутверждение за чужой счет.
Интересно! Потребность в самоутверждении может быть рядовой или доминирующей. Иногда она становится целью и смыслом жизни человека, определяет склад его личности. Такие люди отличаются эгоцентризмом.
Особенности
Разберем особенности самоутверждения через его компоненты:
- Социальное взаимодействие. Самоутверждение невозможно вне социума.
- Взаимодействие с самим собой и формирование Я-концепции. Самоутверждение связано с остальными «само»: самореализация, самоуважение, самооценка, самопринятие, самопознание, самоактуализация, самоопределение (профессиональное и в жизни) и прочее. Иногда на стыке первого и второго элемента рождается конфликт. Например, человеку бывает сложно добиться самоуважения и уважения со стороны других людей.
- Иерархия мотивов и потребностей, система ценностей. В процессе самоутверждения эти элементы могут трансформироваться (сам человек может менять свои ценности, когда это необходимо), но в то же время исходная база определяет специфику самоутверждения.
- Поведение. Потребность в самоутверждении диктует человеку, что ему делать, как жить. Однако тактики бывают разные: защитная, компенсаторная, доминирующая, конструктивная.
Кроме этого, самоутверждение связано с чувством собственного достоинства. Самоутверждение – это стремление заявить о себе, своей индивидуальности, уникальности.
Развитие своего я при сохранении интереса к окружающим
Конструктивный тип самоутверждения. Человек стремиться к самораскрытию путём развития собственной личности. Такое самоутверждение – естественный процесс для человека, стремящегося реализоваться в обществе. Конструктивное самоутверждение важно для личности, так как это побуждающий фактор для самореализации. Самореализация – одна из главных задач развития личности. Это значит, что человек занимается любимым делом, он состоялся в профессии, семье. Обрёл любовь, раскрыл творческие способности.
Понятие самореализации иногда путают с понятием социальной успешности, хотя это не одно и то же. В общественном сознании понимание успешности обусловлено материальной обеспеченностью, популярностью, властью. Самореализация – это раскрытие природных данных, своего предназначения.
Самораскрытие личности не всегда удаётся во всех сферах деятельности. В каждом возрасте оно имеет свои особенности. Например, известны случаи, когда физически слабые подростки достигали высоких результатов в спорте. Для этого возраста особенно характерна потребность в самоутверждении. И как лучшая его сторона – упорная работа над собой. Взрослые самоутверждаются в профессии. В данном случае человек раскрывает свои способности без отрицания других личностей, суть его самоутверждения – это восхождение на более высокие ступени развития. Обретение себя в новом качестве, новой роли на каждом конкретном временном (возрастном) этапе.
При конструктивном типе самоутверждения человек сам определяет, каким образом ему утвердиться в обществе, обрести уверенность в ценности своего я. Для женщин характерно самоутверждение в роли матери, жены, хозяйки дома. Мужская состоятельность определяется успехами в общественной и профессиональной деятельности.
Успешный человек может многое сделать для других, при этом его успешность может и не принести ему чувства удовлетворённости собой. Человек самореализовавшийся — это счастливый человек. Эти два понятия совсем не исключают друг друга. Некоторым удаётся сочетать и социальную успешность, и собственную реализованность.
Признаки
Признак здорового, конструктивного самоутверждения – беспрерывное саморазвитие и самосовершенствование личности. При таком подходе человек сравнивает себя только с самим собой и становится лучшей версией себя. Он преодолевает трудности через работу над собой, а не через принижение других людей.
Если же по какой-то причине человек считает себя хуже других, имеет проблемы с самооценкой и самовосприятием, то он выбирает деструктивные пути самоутверждения. Например, самоутверждается за чей-то счет. Мы еще поговорим об этом в другой статье, а пока рассмотрим основные проявления (признаки) самоутверждения за счет других:
- оскорбления;
- унижение;
- запугивание;
- деструктивные споры (чтобы спорить, а не чтобы найти истину);
- провокации;
- организация «подстав»;
- необоснованная критика;
- сплетни и обсуждение человека за спиной;
- осуждение;
- концентрация внимания на недостатках и промахах человека;
- авторитарность;
- демонстративная важность.
Человек обесценивает, унижает, подавляет других, чтобы на их фоне казаться лучше, вместо того, чтобы работать над собой и реально в чем-то обойти других людей или скорректировать самооценку, развиваться и утвердиться наравне с кем-то. Такие люди отличаются грубостью, агрессивностью. Иногда они выглядят внешне уверенными, но на самом деле это не так.
Самоутверждение за счет других или чем плохо чувство собственной важности
В нашем обществе довольно широко распространено самоутверждение за счет других. Вы встретите это на практике в любой сфере жизни: в школе одни ребята унижают других для того, чтобы почувствовать себя крутыми; мать критикует ребенка и делает за него элементарные вещи, чтобы почувствовать свою значимость; начальник кричит на сотрудника, потому что хочет укрепить свою власть.
Мы самоутверждаемся за чужой счет, чтобы почувствовать свою значимость, даже если потом нам не удается спасти отношения. Нам нужно чем-то подкрепить чувство собственной важности и каждый раз, снова и снова, нам нужно еще больше этого ощущения, этого опьяняющего чувства власти и славы. К чему нам это нужно? Зачем это нужно другим?
Мы все постоянно играем в игры. Можно сказать, что по-настоящему мы и не живем, все происходит на автомате – отыгрываем свои роли родителя, ребенка, ученика, коллеги, автомобилиста, злого прохожего… у нас много таких ролей, и мы все время участвуем в игре. Мы ее не замечаем, потому что внутри игры мы как рыба в воде. Игра – это воздух, неосознанный сон, где нам задали роль, и мы покорно ее выполняем. Лишь изредка нам удается выйти из игры, включить осознанность и проникнуться настоящей жизнью, но потом дела-заботы и вот мы снова провалились в игру.
Проблема в том, что игра иллюзорна, она не дает нам настоящих ощущений и чувств, поэтому мы ощущаем жизнь как нечто серое, пресное и скучное. И все время хочется одного – почувствовать себя живыми. Спросите людей, почему они крадут, обманывают, изменяют, гоняют с бешеной скоростью? Мы хотим почувствовать жизнь, адреналин, чувства, эмоции, мы хотим «почувствовать себя живыми».
Ощущение собственной важности – это такое же опьяняющее чувство, небольшой щипок адреналина, который заставляет нас прочувствовать мгновение жизни. Поэтому мы собираем эти мгновения как фишечки в игре, чтобы в итоге сказать себе «я победил».
Самоутверждение за счет других – коварная штука во множестве обличий. Женщина, муж которой много пьет, жалуется соседям на то, какая она несчастная, что на ее плечах дом, дети, работа. Погорельцы, которые лишились всего своего имущества и не могут получить страховку, вынуждены скитаться по родственникам. Вы думаете, беда неприятна? Горе любит публику, оно ищет сочувствия и внимания, даже если ради этого нужно страдать по-настоящему. Именно поэтому мы холим и лелеем свои болячки, смакуем свои горести и разочарования, окружаем ореолом таинственности свои проблемы.
Случается и очевидное проявление чувства собственной важности. Вы видели современные свадьбы? Как сейчас обыгрывают рождение ребенка? Как любят выкладывать фото путешествий в социальные сети и собирать лайки? Наверняка вы узнали во всем этом и себя. Согласитесь, приятно получать внимание. Приятно знать, что кто-то о вас подумал, восхитился или даже позавидовал. И вы собираете комплименты, восхищения, лайки, одобрение, скрытую зависть как фишечки в игре. Чтобы почувствовать себя живыми, чтобы сказать «я победил».
Эрик Берн называет подобные состояния «психологическими купонами». Мы используем такие психологические купоны в супермаркете жизни, чтобы купить на них дорогие товары. Посмотрите список, возможно, вы узнаете любимые покупки.
Купон комплекса неполноценности
Выгодны для тех, кто любит быть оскорбленным и обиженным. Ему нужно одобрение других, но он согласится и на какое-нибудь наказание. Например, кто-то бросит резкое словцо по поводу его прически или творческих работ. Казалось бы, кому какое дело до внешности? И так ли нужно близко к сердцу принимать критику? Но нет, для человека с комплексом неполноценности важно почувствовать себя обиженным до глубины души, потому что так он получит сочувствие толпы.
Купон депрессии
На такие купоны покупают раскаяние тех, кто «довел». Люди, впадающие в депрессию, любят жалеть себя, ощущать себя беспомощными, потому что когда другие виноваты в их бедах, можно смело обвинить всех вокруг, только не себя. Депрессия – верный ход, чтобы почувствовать, как все валится из рук по вине других. А потом эти другие приходят и каются в своей вине, в том, что они натворили, как обидели. Вот оно – чувство собственной важности обиженной жертвы, вот она заветная фишечка… В такие игры обычно играют жены, мужья которых изменили. Женщины любят раскаявшихся мужчин, которые приходят с повинной, ведь только так милые дамы ощущают, как важны для своих благоверных.
Купон агрессии
Критиканы обожают использовать такие купоны. Они покупают на них возможность переложить ответственность на плечи других. Пока осуждают других за их недостатки, совсем не остается времени разобраться со своими проблемами. А это такое прекрасное чувство – ощутить, что кто-то другой почувствовал горечь переживаний за свою никчемную жизнь, ведь критикан увидел всю эту никчемность и «научил жизни».
Купон непогрешимости
«Это другие виноваты в происходящем, не я» – думает непогрешимый человек, который на самом деле хочет только одного – полного контроля и управления. Когда считаешь себя хорошим, недостатки других особенно четко прорисовываются. И это из-за сына мать попадает в больницу, потому что он больше думал о своей новой семье, чем о женщине, которая его воспитала. Теперь у нее есть возможность его упрекать, и он будет, как миленький, бегать в больницу, оплачивая лекарства и уделяя все свое внимание больной матери.
Купон превосходства
Есть люди, которые считают, что они всегда правы. По их мнению, не нужно считаться с другими и с их интересами. Гораздо важнее доказать свою правоту, чтобы в итоге получить уважение и признание. Вы помните, когда говорили что-то другу, а он вас ослушался, и в итоге все вышло так, как вы и говорили? Вы помните, какое это было приятное чувство? Что ж, вы тогда купили себе уважение и признание за купон превосходства.
Самоутверждение за счет других никогда ни к чему хорошему не приводит. В конечном итоге вы получаете скрытую ненависть, разводы, ссоры, сплетни о себе. Напоминайте себе, что мы все равны, что нет людей лучше или хуже по определению. Сравнения уместны только в объективном ключе, когда вы сами хотите стать лучше, но когда вы осознаете, что мы все друг с другом не соревнуемся, а оказываем взаимопомощь, вам становится проще, и вы все реже играете в игры.
По мотивам книг Эрика Берна
Причины
Если мы говорим о здоровом самоутверждении, то причина – естественная потребность в принятии обществом и стремление к внутренней гармонии. Если человек не найдет здоровый способ самореализации, то он окажется оторванным от социума.
Человек, который самоутверждается за счет других, делает это из соображений самозащиты. Ему кажется, что вокруг него одни враги. Чтобы окружающие не напали, не упрекали, не критиковали, он наносит «удар» первым. Причины такого отношения к миру: дефицит любви, внимания, принятия, безопасности в детстве. Сначала родители не принимали ребенка, позже это превратилось в непринятие ребенком самого себя.
Появление желания
Желание самоутвердиться появляется рано. Впервые это заметно в раннем детстве – около трех лет. В три года у ребенка случается возрастной кризис, который в психологии называют «Я сам». Именно в этом возрасте ребенок впервые осознает свою значимость, ценность, самостоятельность и пытается отстоять все это, заявить о себе. Он хочет, чтобы к его мнению и желаниям прислушивались, чтобы его уважали. В общем, он стремится к самовыражению и самоутверждению. Однако пик тяги к самоутверждению приходится на подростковые годы.
Здоровое самоутверждение предполагает постепенное раскрытие личного потенциала, взаимодействие с социумом через имеющиеся способности и возможности. Однако иногда люди используют другие стратегии.
Самоподавление
Это блокировка личного потенциала и способностей, запрет на самовыражение. В основе этого лежат страхи, тревоги, сомнения, комплексы, конфликты. Например, часто самоподавление возникает на фоне страха неудачи, неуверенности, заниженной самооценки, недоверия к обществу, боязни критики и общественного осуждения.
Психологические аспекты самоутверждения подростков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №1
города Сычевки Смоленской области
Психологические аспекты самоутверждения подростков
(выступление на педагогическом совете)
Педагог-психолог: Станкевич Е.В.
Подростковый период — это период становления личности. В данном возрасте формируются черты характера и основные формы поведения, складываются основы нравственности.
В подростковом возрасте еще более ярко проявляются потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении.
Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько и сильна, что ради признания ровесниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам. Что иногда подростки готовы к нарушениям норм и правил поведения,
Формы самоутверждения подростка могут быть разнообразными. Простейшая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное и безвкусно использование косметики, ношение своеобразного одежды, использование нецензурной лексики).
Еще одна форма самоутверждения подростков – повышение агрессивных проявлений в поведении. Согласно утверждениям А. Н. Леонтьева одним из основных мотивов проявления агрессии, а точнее вербальной агрессии , в конкретных речевых ситуациях являются мотивы, связанные потребностью в самореализации и самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др. [4, с. 93].
Социально-психологическая служба МБОУ СШ №1 города Сычевки Смоленской в 2015-2016 учебном году проводила диагностику уровня агрессии (опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии» [2.с.78] ) среди старших подростков в 10 классе высокий уровень агрессии у 25%, в 11 классе «а» — 62%, 11»б» — 67%, так же выявлен высокий уровень вербальной агрессии: в 10 классе – у 44% учащихся, 11 «а» — 93%, 11 «б» — 77%.
Причинами повышенного уровня агрессии у подростков являются следующие причины:
- бедность ценностных ориентаций,
- их примитивность,
- отсутствие увлечений,
- узость и неустойчивость интересов,
- низкий уровень социализации личности ,
- потребность в самоутверждении.
Положительными формами самоутверждения и факторами снижения агрессивного поведения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, выполнение общественно полезных дел, самоутверждения учащихся через внеучебную деятельность. Подростки с увлечением занимаются исследовательской и творческой деятельностью в учебно-научных кружках и творческих объединениях.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [ 5 ], а значит и самоутверждения личности.
Целью любой внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора [3], который зависит от интересов подростка, от вида творческой деятельности, в котором лучше всего человек может себя проявить. В свою очередь выбор вида творчества зависит от: склада личности, привычек, воспитания, темперамента, способностей, особенностей жизненного пути.
Творчество – это форма самоутверждения личности.
Творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности, самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей [6] .
Педагог В.А. Сухомлинский считал, что «творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье, переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет…» [7, с.243].
Николай Бердяев в своей работе «Самопознание» в главе 8 «Мир творчества: «Смысл творчества» и переживание творческого экстаза» писал: «Я понял, что сознание греховности должно переходить в сознание творческого подъема, иначе человек опускается вниз…. Если человек освоил творчество в полной мере — и по процессу его течения и по результатам — значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил» [1, с.124].
Психологи выделяют следующие виды творчества:
- Научное творчество включает в себя поиск того, что уже существует, но не доступно нашему сознанию, изучение явлений и разных закономерностей развития мира.
- Техническое творчество создание открытий и изобретений, создание новых материальных ценностей.
- Художественное творчество состоит в создании эстетических ценностей, образов, которые вызывают в человеке духовные переживания.
- Сотворчество – это уровень восприятия, который позволяет зрителю или слушателю понять за событийной стороной произведения его глубинный смысл, то есть тот подтекст, который автор хотел донести зрителю [2. с.23].
Такая классификация дает возможность подростку выбора творческой деятельности, который будет удовлетворять его складу личности, привычкам, способностям, особенностям воспитания и темперамента. На основе этого выбора подросток может выбрать направление (духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное) и форму внеурочной деятельности (кружок, классный час, экскурсия, проектная деятельность, школьные научные сообщества, театр и др.)
Педагоги могут помочь подросткам в вопросе самоутверждения, организовывая их внеурочную деятельность так, чтобы в основе занятий было подростковое творчество, так же помочь определиться с выбором направления внеурочных занятий, что способствует снижению агрессивных проявлений, социализации и самовыражению учащихся.
Список используемой литературы:
- Бердяев Н. Самопознание. – М.: 1990.
- Ильина Е.В. Психология творчества, креативности и одаренности. – М.: 2001.
- Исламова Ф.Н.Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/20/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v)
- Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. — М., 1974. — 245 с.
- Лотова А.А.»Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения»Лотова Антонина Анатольевнаultiurok.ru/files/vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-vazhnoie-usloviie
- Ромах О.В., Слепцова А.О.творчество как условие формирования и самореализации талантливой личности (https://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/661-creativity-as-a-condition-for-the-formation-and-self-talented-individuals.html)
- Сухомлинский В.А.Избранные педсочинения: в 3 т. Том 2. — М.: Педагогика, 1979.
Для чего это нужно
Самоутверждение важно для внутренней гармонии личности. Мы уже сказали, что от этого зависит отношение человека к самому себе. Кроме этого, общественное признание и самоутверждение делает жизнь осмысленной, мотивирует на дальнейшие совершения.
Без самоутверждения невозможно саморазвитие и самореализация. В противном случае возникают внутриличностные конфликты, депрессия, зависимости, агрессия, которая направлена или на самого человека, или на других людей (иногда принимает пассивные формы).
Важно! Отказ от самоутверждения, отсутствие такой потребности говорят о том, что человек не принимает себя и (или) испытывает трудности с социализацией.
Как самоутвердиться
Как мы уже отметили, здоровое самоутверждение – это раскрытие личного потенциала. То есть человек должен понять, на что он способен и чего хочет. А также важно понять, чем субъект хочет заниматься по жизни, что он готов дать миру и чем мир готов помочь ему.
Как разобраться в себе? Начать стоит с определения интересов, ценностей и способностей. Если не можете самостоятельно составить список посредством самоанализа, то воспользуйтесь диагностическими методиками. Например, можно использовать такие тесты:
- Диагностика личной креативности, автор – Е.Е. Туник. Методика позволяет определить степень развития любознательности, воображения, сложности (тяга к решению сложных, но интересных задач), склонности к риску.
- Всевозможные тесты интеллектов. То есть не только известный многим тест Айзенка на IQ, но и тест социального интеллекта, музыкального, физического и т.д.
- Методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Помогает определить наличие и выраженность основных общечеловеческих ценностей.