Так уж устроен мир, что у каждого человека – своей характер и свои проблемы, и дети не являются исключением из этого правила. Одни малыши радостно подбегают даже к толпе незнакомых сверстников и уже через несколько минут находят себе компанию для веселых развлечений, а через несколько встреч превращают участников этой компании в закадычных друзей. Другие же скромно стоят в сторонке, не решаясь завести даже самый безобидный разговор, и краснеют от смущения, если кто-то подходит к ним первый и о чем-то спрашивает.
Конечно, эти примеры описывают крайности: многие дети находятся на каком-то промежуточном уровне между абсолютно комфортным самоощущением и предельной застенчивостью. Но если ваш ребенок все же в большей степени тяготеет именно к скованности, зажатости, неуверенности в себе и неумении налаживать контакты с другими людьми, то вы должны задуматься над тем, как помочь ему.
Разница между застенчивостью и малообщительностью
Прежде, чем начать говорить о преодолении застенчивости, выясним, почему этим преодолением действительно нужно заниматься. Начнем с того, что вы должны различать понятия застенчивости и малообщительности. Как уже было отмечено, все люди разные, и каждый человек, в том числе, ребенок, имеет свой уровень потребности в общении. Не все дети рождаются компанейскими ребятами, способными найти общий язык с кем угодно, моментально становящимися центром внимания в любой компании и заводящими огромное количество знакомств.
Некоторым детям это просто не нужно. Они не хотят быть «душой компании», он не хотят принимать участие в многолюдных развлечениях – им гораздо интереснее поиграть во что-то самостоятельно, или, например, вдвоем с по-настоящему близким другом. И они вовсе не чувствуют себя некомфортно из-за такого положения вещей, а, напротив, очень устают и раздражаются, если поневоле им приходится много общаться с малознакомыми людьми.
Если ваш ребенок именно такой, то ни в коем случае не стоит заставлять его «познакомиться с вон той девочкой» или «быть пообщительнее, как другие ребята». Уважайте особенности характера и личности своего малыша, не заставляйте его чувствовать себя ущербным только по тому, что он не оказался улыбчивым энергичным интровертом, вызывающим умиление у каждого взрослого и желание подружиться у каждого ровесника. Ребенок имеет право быть собой и проходить социальную адаптацию именно в том режиме, который наилучшим образом соответствует его потребностям.
Когда нужно беспокоиться
СОДЕРЖАНИЕ:
Поведение ребенка зависит от множества факторов и также как у взрослого человека, оно может меняться в зависимости от возникших условий. Родителям не нужно путать естественную реакцию малыша на непривычные обстоятельства, ситуации и патологические признаки стеснительности. Учитывать следует характер, темперамент ребенка, который не нужно сравнивать со своим, он может кардинально отличаться. Часто именно эти параллели приводят к излишнему моральному давлению на сына или дочь, а уже как следствие – формирование комплексов и развитие других качеств, характерных для неуверенных в себе личностей.
Признаки стеснительности, на которые следует обратить внимание
На практике заметить, что стеснительность приобрела патологический характер, можно по определенным признакам. Они могут иметь следующие проявления:
- Внешние признаки. По мимике, взгляду и жестам можно понять психологический дискомфорт ребенка, у некоторых появляются нервные тики. Поведение меняется даже при незначительной смене обстановки, при разговоре с малознакомыми людьми. Может бледнеть кожа, зрачки особенно подвижны или постоянно опущены глаза.
- Ребенок не стремится к общению со сверстниками, не идет с ними на контакт, не участвует в играх, совместных занятиях. У дошкольников или подростков мало, или вообще нет друзей, они предпочитают проводить время в одиночестве.
- Безынициативность. Дети с выраженной стеснительностью не предлагают идеи для игр, безучастны в них, их особо не прельщают массовые мероприятия. Свои идеи и мысли они редко озвучивают, реализовывают. Пассивность может наблюдаться в собственных начинаниях, а также в коллективных делах.
- Отсутствие собственного мнения. Ребенку проще принять чужую точку зрения, чем настаивать на своей. На это следует обратить внимание родителям, если такая ситуация происходит постоянно и со всеми людьми.
- Скрытность. Обнаружить такую черту можно уже у дошкольника, когда он не делится новостями из сада, ничего не рассказывает после прогулки или какого-либо мероприятия. Такое поведение не всегда связано с особой стеснительностью, но если подобное происходит, то возможно во взаимоотношениях не хватает доверия, что также нужно исправлять.
- Нарушения речи, например, заикание.
Если вышеперечисленные признаки имеют четкие проявления, то родители должны обратить внимание на поведение ребенка. Если действительно есть проблемы, стеснительность и сопутствующие характерные черты очевидны, то нужно принимать меры.
Почему застенчивость – это плохо?
Говорить о застенчивости можно тогда, когда ребенок избегает общения с другими детьми не потому, что у него небольшая потребность в этом самом общении, а потому, что он его боится. Соответственно, это сопровождается дискомфортом и действительно снижает качество жизни ребенка, вызывая острую необходимость в том, чтобы преодолеть страх общения.
Причины застенчивости могут быть разными:
- Негативные переживания, связанные с эпизодами общения в прошлом. Чем больше таких переживаний и чем дольше они накапливаются, тем сильнее застенчивость закрепляется как особенность поведения ребенка.
- Желание занять лидерскую позицию при отсутствии необходимых для этого качеств. Застенчивость далеко не всегда сопутствует неуверенности в себе. Некоторые дети отказываются от общения просто потому, что не в состоянии стать центром внимания: возможно, потому, что у них еще недостаточно коммуникативных навыков, а возможно из-за высокого авторитета нынешнего лидера компании.
- Задержки в развитии мышления и речи, из-за которых ребенку трудно поддерживать нормальный разговор. Возможны даже случаи, когда задержки в развитии были преодолены, но ребенок по старой памяти убежден, что в процессе общения будет выглядеть глупо.
Стоит отдельно остановиться на самооценке застенчивого ребенка, чтобы объяснить главную опасность этой проблемы. Как показывают многочисленные исследования, в большинстве случаев застенчивые дети вполне высокого о себе мнения. Они считают себя хорошими, послушными, добрыми, умными (за редким исключением). Заботит их не это, а то, какими их видят окружающие.
Нельзя сказать, что, по их мнению, все вокруг считают их плохими. Правильнее будет выразиться следующим образом: они очень сомневаются, что окружающие высокого о них мнения, и ощущают растерянность из-за этого. Поэтому с хорошо знакомыми людьми они могут общаться нормально: например, с теми же родителями, которые неоднократно показывают и доказывают им, что любят и ценят их.
Со временем такое положение вещей может привести к следующим последствиям:
- Разрыв между собственным видением своего «Я» и попытками угадать, как видят его другие люди, приведет к дисбалансу самооценки ребенка.
- Из-за дискомфорта и тревожности, вызванной такой дисгармонией во внутреннем мире малыша, он начнет придавать слишком большое значение чужой оценке своих действий и ориентироваться исключительно на получение похвалы, а не на достижение действительно важных для него целей.
- Ребенку будет сложно понять, чего хочет от жизни именно он, поскольку главной ценностью для него станет одобрение других людей. Вполне возможно, что имеющиеся таланты или способности к чему-то он в себе просто не обнаружит, поскольку не придаст им нужного значения.
- Малыш будет постоянно переживать, хотя со стороны это может быть незаметно. Регулярный стресс, связанный с различными ситуациями общения, может вызвать появление у него заболеваний или обострение хронических недугов.
- Застенчивость приведет к формированию панического страха перед публичными выступлениями. Нередко застенчивый ребенок не может дать нужный ответ у доски, даже если прекрасно выучил материал.
- У ребенка будет мало друзей, он будет долго и тяжело «вливаться» в любой новый коллектив, с большим трудом заводить новых знакомых, может оказаться мишенью для насмешек.
Для предотвращения подобных последствий весьма важной становится работа психолога с застенчивым ребенком. Она будет включать в себя разные составляющие: диагностику, выполнение различных упражнений (в том числе, в игровой форме), терапевтические беседы. Не лишней будет и консультация для родителей после первых нескольких встреч, когда специалист сформирует более-менее полное представление о проблеме и сможет дать персонализированные рекомендации.
Почему нужно помогать ребенку побороть стеснительность
Несмотря на то, что спокойный, застенчивый ребенок в семье меньше доставляет беспокойств, в дальнейшей жизни ему будет сложно адаптироваться. По мнению психологов, и как показывает практика, изначально стеснительные дети, у которых это психическое состояния имеет патологический характер, впоследствии встречаются со следующими сложностями:
- Трудности взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, а в дальнейшем и с коллегами.
- Ребенок, подросток может испытывать различного рода давление со стороны других людей. Над ним могут насмехаться, издеваться, манипулировать.
- Депрессионные состояние, одиночество.
- Боязнь высказать свое мнение.
- Нереализованность в профессии, семье и в целом в социуме.
- Психологическая неуравновешенность.
- Развитие комплексов различного характера.
Для каждого ребенка чрезмерная стеснительность может по-разному проявиться в подростковом возрасте, во взрослой жизни и чаще эти последствия преимущественно негативные.
Почему ребенок растет застенчивым?
Всем прекрасно известно, что детская психика весьма гибкая и подвижная система, позволяющая ребенку практически безболезненно подстраиваться под возможные изменения в привычном ему укладе жизни. Но вместе с тем еще не сформировавшаяся личность отличается особой уязвимостью к порой совершенно мелочным ситуациям. В результате нервная система ребенка нередко переходит в этакий защитный режим, в котором преобладают такие реакции, как стеснительность и скрытность.
Среди основных причин развития застенчивости у ребенка отмечают следующие:
- Генетическая предрасположенность. Ученые, занимающиеся исследованием наследственности, давно убедились в том, что она зачастую является основным пусковым фактором развития застенчивости. Особенности в ряду поколений со временем накапливаются в виде различных отличительных черт, присущих именно этой родовой ветви. Внимательно изучив своих предков, можно почти со стопроцентной уверенностью говорить о том, какие черты внешности и характера будут преобладать у будущих поколений.
- Социальная среда. В данном случае речь идет о связи ребенка с окружающим его миром. Основополагающую роль, естественно, играет воспитание в семье. Если родители не могут обеспечить ребенку моральный комфорт и окружить его заботой и лаской в строго требуемом объеме, то это обязательно отразится на его характере и поведении. Не последнее место занимает и взаимодействие со сверстниками. Если ребенок часто сталкивается с человеческой жестокостью и агрессией, то он с большей вероятностью предпочтет замкнуться в себе и не привлекать ненужное внимание.
- Проблемы адаптации. Все детство человека напрямую связано с приспособительными реакциями. Сначала он учится ползать, затем ходить, потом он идет в детский садик, а после – в школу. И везде его ждет период адаптации. В ходе привыкания к новым условиям, у ребенка формируются положительные и отрицательные особенности характера, которые необходимы для его дальнейшего взаимодействия с окружающим миром. Если адаптация проходит неудачно, то это ведет к развитию нерешительности и застенчивости.
- Соматические патологии. В этом случае имеется в виду наличие различных заболеваний, проявления которых могут отличать ребенка от его сверстников. Например, патологии развития, следы от повреждений на коже или врожденные физические недостатки. Нередко внешние отличия от основной группы детей приводят к насмешкам и поддразниваниям. В итоге ребенок ощущает неуверенность, замыкается и предпочитает держаться от ровесников на расстоянии.
- Неправильное воспитание. Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. Если ребенок растет в условиях гиперопеки, то у него возникают проблемы с развитием самостоятельности. Если же родители относятся к ребенку с излишней требовательностью, то он замыкается в себе и приобретает комплекс неполноценности.
Годовой план по работе с застенчивыми детьми
Михелева Наталья Евгеньевна
МБДОУ «Детский сад 247» г.Нижний Новгород
Педагог-психолог
Годовой план по работе с застенчивыми детьми
Цель:
Преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность.
Цикл занятий рассчитан на несколько месяцев, они проходят один или два раза в неделю. Занятия могут проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, длительностью в 30 минут (в соответствиями с требованиями ФГОС для старшего дошкольного возраста).
Месяц | Названия занятия | Содержание занятия | Задачи занятия |
Сентябрь | 1. Диагностика детей | 1.Наблюдение (в игре и в учебной деятельности) 2.Беседа (с ребенком и семьей) | 1. Выявление в группе застенчивых детей. |
2. «Знакомство»; Комплекс игр на знакомство и сплочение коллектива | 1. Ладошки; 2.Я рад видеть…имя; 3.Человек к человеку; 4. Это вы можете?; 5. Менялки; 6. Релаксация «Волшебный сон». | 1. Знакомство, объединение детей; 2. Развитие внимания, установления контакта между участниками группы; 3. Настрой на совместную деятельность, снятие барьеров и раскрепощения; 4. Укрепление позтивной самооценки. |
Октябрь | 1. «Продолжаем знакомиться»; Комплекс игр направленных на сплочение коллектива | 1. Ладошки; 2. Путаница; 3. Клеевой ручеек; 4. Остров; 5. Ботинки; 6. Релаксация. | 1. Поддержание группового единства; 2.Сплочение коллектива, учить работать в команде. |
2. Чтение терапевтических сказок «Случай в лесу», «Сказка о Вороненке» (О.В. Хухлаева «Лабиринт души:терапевтические сказки» М.2010) | 1. Обсуждение сказки по вопросам; 2. Рефлексия; 3.Использование элементов арт-терапии (зарисовать понравившейся момент и т.д); | 1. Научить сопереживать главным героям; 2. Подвести к мысли что главный герой похож на тебя; 3. Разработка стратегии нового поведения. |
Ноябрь | 1. Проведение «круглого стола» с родителями застенчивых детей | 1. Разработка и показ презентации «Кого называют скромным»; 2. Обсуждение с родителями интересующих их вопросов. | 1. Рассказать родителями об особенностях детей; 2. Дать рекомендации по снижению и устранению застенчивого поведения; |
2. Комплекс игр направленных на развитие умения различать эмоциональные состояния | 1. «Тренируем эмоции»; 2. «Лото настроения»; 3. «Угадай эмоции»; 4. «Дружба начинается с улыбки»; | 1. Научить понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства; 2. Развивать умения понимать эмоции окружающих; 3. Развитие эмоциональной сферы, умение выражать положительные эмоцию, способность делать приятно окружающим. | |
3. Комплекс игр направленных на снижение мышечного и эмоционального напряжения, работа над эмоциональными состояниями. | 1. Маски; 2. Охота на тигров; 3. Глаза в глаза; 4.Тряпичная кукла и солдат; 5. Маленькая черепаха | 1. Развитие эмпатии, умения выражать собственные эмоции и понимать эмоции других; 2. Учить планировать свои эмоции и понимать окружающих,обращать внимание на их мимику; 3. Снятие мышечного напряжения; 4. Расслабление тела; |
Что говорят специалисты
Ученые Гарвардского университета пришли к выводу, что почти 15% детей рождаются с предрасположенностью к застенчивости. При неправильном воспитании оно может прогрессировать и создать проблемы в жизни взрослого человека. Единого мнения о природе этого явления в научных кругах не существует. Приведем основные версии.
- Социологи утверждают, что застенчивость – неверно сформированные социальные установки, отсутствие навыков общения.
- Психоаналитики объясняют проблему проявлением психических подсознательных противоречий, выражающихся на уровне сознания.
- Социальные психологи считают, что застенчивость – не более, чем результат самовнушения. Когда человек говорит себе, что робок и застенчив, качество и проявляется. Детям дать установку на застенчивость может неумное ближайшее окружение.
- Медицинская психология видит генетическую (врожденную) природу застенчивости.
- По мнению нейробиологов болезненная стеснительность является проявлением обменных нарушений нейромедиаторов в головном мозге и астении центральной нервной системы.
Поскольку в ученой среде нет единого мнения, то и нам не стоит попусту теоретизировать. Лучше рассмотреть результативные способы избавления детей от болезненной стеснительности.
Застенчивость. Плюсы и минусы застенчивых детей
Умение общаться и заводить друзей в современном мире является главной составляющей успешной жизни каждого человека. Эти навыки формируются у человека ещё с детства, и поэтому родителям стоит следить за тем, чтобы их ребенок не был чересчур замкнутым и отстраненным от общества.
Конечно, многие могут сказать, что застенчивые дети это просто подарок судьбы, потому что они не хулиганят и их родителям не приходится краснеть за их поведение. Однако, чрезмерная застенчивость может принести большие трудности в жизнь ребенка. Очень часто в школе они являются предметом насмешек и шуток со стороны задиристых детей. А скромность и нерешительность мешают им поднимать руку во время урока и отвечать перед классом.
Важно В большинстве случаев из-за их нерешительности у таких детей очень мало или совсем не бывает друзей. Всё это может повлиять и на его дальнейшую жизнь, когда он вырастет, он будет сожалеть, что многое упустил в своем детстве.