Психологическим барьером называется специфическое состояние человека, не позволяющее ему осуществить желаемое или занять активную позицию. Очень часто, находясь в компании, люди не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи. Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером.
Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с одним из видом психологических барьеров (мы создаем их на подсознательном уровне). В этом нет ничего страшного, если все в пределах разумного и находится под контролем. Наличие подобной проблемы нельзя оставлять без внимания, если человек постоянно находится в стрессовом и скованном состоянии, ведь ограниченность в движениях и общении делает его замкнутым, раздраженным и несчастным. Неуверенность в себе, заниженная самооценка, внутренние страхи и внутренний конфликт с собой являются основными причинами возникновения подобной проблемы, но не всегда.
Существует несколько разновидностей психологических барьеров, имеющих свои отличия и особенности.
Виды психологических барьеров
- Одним из наиболее распространенных вариантов считается «Первое впечатление». Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты. В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».
- Конфликт в стилях мышления. Каждый из нас является личностью со своим восприятием жизненных ситуаций и наличием собственного мнения. Озвучивание своих мыслей и вступление с собеседником в спор по поводу их правоты влечет за собой конфликтную ситуацию и неприятный осадок. Довольно часто после громких и долгих дискуссий каждый остается при своем мнении, а между оппонентами возникает напряженность и не восприятие (каждый выстраивает личный барьер касательно второго).
- Несовпадение темпераментов еще один вид влекущий возникновение барьера. Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиником, оптимистами и пессимистами. Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.
- Различие целей еще одна причина, расставляющая все по своим местам. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели.Пример: Семья отправляется в отпуск на дачу. Муж стремится провести все время на рыбалке. Жена надеется посадить огород и надеется на помощь от мужа и сына. Ребенок вообще изначально договорился о встречи с друзьями. Несмотря на то, что все направляются в одно место у каждого свои планы, и никто не хочет уступать.Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.
- Моральный барьер – еще одна разновидность, возникающая из-за неприязни к определенному поведению людей (грубость, наглость, лживость и т.п.). Наличие психологического барьера не всегда является негативным явлением, но если это происходит постоянно независимо от ситуации и круга общения стоит предпринять некоторые меры, способствующие решить проблемы.
Барьеры понимания и восприятия
- Эстетический барьер – когда складывается неблагоприятное внешнее впечатление;
- Социальный барьер – при заметных различиях в социальном статусе;
- барьер негативных эмоций – пробуждает в человеке чувства: страха, раздражения, гнева, страдания, обиды, стыда и вины, горечи, брезгливости, презрения или отвращения;
- барьер стереотипов – срабатывают установки или ранее сформированные негативные мыслеформы по отношению к личности, организации или группе;
- барьер самозащиты – проявляется если человек твердо уверен в себе, но у него появляются комплексы, тогда он выстраивает общение с позиции обороны.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Барьеры общения в психологии 420 руб.
- Реферат Барьеры общения в психологии 230 руб.
- Контрольная работа Барьеры общения в психологии 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Способы преодоления
- Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
- Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
- Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
- Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
- Посещение социально-психологических тренингов.
Как стать хорошим оратором: пять советов
Замирает ли ваше сердце, когда вы думаете о публичных выступлениях? Это естественно для всех нас, но для карьеры важно отточить навыки публичных выступлений. Ведь вы часто находитесь на виду, выступая перед людьми, будь то инвесторы, ваши сотрудники или руководство. Привлекает внимание всегда тот, у кого язык подвешен хорошо. Умение говорить складно всегда будет весомым аргументом в вашу пользу. Худшее, что вы можете сделать, это попасть врасплох, запутавшись в своих словах. Недостаточно просто написать все то, что вы хотите произнести, заранее. Вы должны свободно разбираться в том, о чем говорите, знать предмет изнутри и снаружи, быть в состоянии ответить на любые вопросы, которые могут вам задать. Если у вас нет глубоких знаний по теме, вам будет очень тяжело продолжить выступать, если вы в чем-то запнетесь или забудете часть информации. Это не достаточно, чтобы написать, что вы собираетесь сказать заранее. Знайте свою аудиторию
Вы также должны узнать заранее как можно больше об аудитории, перед которой вам предстоит выступать. Если вы говорите с небольшой группой представителей другой компании, стоит узнать об этих людях и о деятельности их организации как можно больше. Когда вы владеете информацией о том, какие именно люди вас слушают, вы можете вставлять в свою речь слова, которые будут лучше поняты именно этими людьми. Перед тем, как начать речь, найдите минутку, чтобы поприветствовать всех. Это поможет уменьшить напряжение и одновременно привлечь внимание к себе.
Не извиняйтесь
Никогда не извиняться ни за что, особенно, если волнуетесь. Вы должны выглядеть уверенно, даже, если на самом деле это вовсе не так. Если вы позволите вашей аудитории знать, что вы нервничаете, ваш авторитет упадет. Не подавайте вида, что что-то идет не так – и люди, которые смотрят на вас, не поймут, что что-то не в порядке.
Следите за языком вашего тела Правильный язык тела поможет сильнее впечатлить публику и вселить в вас уверенность. Стойте прямо, следите за осанкой, не сутультесь. Улыбайтесь! Улыбка на вашем лице будет творить чудеса, устанавливая доверительный контакт с аудиторией. Взгляд тоже очень важен. Не смотрите на стену позади людей или на пол – так вы только потеряете зрительный контакт, через несколько минут подобного общения люди начнут отвлекаться. Смотрите в глаза то одному, то другому человеку, представляя, что в данную секунду рассказываете все только ему. Такая тактика поможет также избавиться от страха перед большой аудиторией.
Измените свое отношение
Важно помнить, что аудитория на вашей стороне – людям хочется послушать то, о чем вы будете говорить. Они также понимают, что выступать публично совсем не просто. Но вы не можете контролировать то, что делают или думают другие люди. Так что остается только надеяться на поддержку аудитории и самому делать все возможное, чтобы завоевать ее расположение. Начните речь с позитивным настроем, получайте удовольствие – и вскоре от страха перед выступлениями на публике не останется и следа.
Психотехнологии домашнего применения
Если какая-либо ситуация, объект или событие вас раздражает (или даже провоцирует злость), вызывает телесную реакцию (например, что-то сжимается в животе или учащается дыхание), то, скорее всего, вы имеете дело с таким бессознательным барьером, который, с одной стороны, вас защищает, а с другой – блокирует потенциально ценную информацию. Там же следует искать и ограничивающие убеждения.
Один из простых способов работы в подобных ситуациях – психотехнология МГД (метод глазодвигательной десенсибилизации), которая активно используется в интегральном нейропрограммировании Сергея Ковалева.
Сядьте в удобную, расслабленную позу, после чего, определив это ощущение в своем теле, спросите себя, как оно выглядит? Какого цвета, формы, размеров, на что похоже? Представьте этот образ перед собой. Это первый шаг.
Второй шаг – попросите кого-нибудь вам помочь. Пусть этот человек двумя пальцами (указательным и средним), расположив их на уровне ваших глаз, между вами и представленным вами образом, выполнит следующую последовательность движений:
- горизонтальные движения;
- перевернутая восьмерка (знак бесконечности);
- круг – по часовой стрелке для вас.
Ваша задача – держа голову неподвижно, следить глазами за движением пальцев вашего партнера, мысленно наблюдая за изменениями образа на втором плане (на первом плане будут пальцы) и собственных ощущений. Образ изменится либо исчезнет. Изменятся и ощущения. Результат работы приятно вас удивит.
Еще один вид ограничивающих факторов, негативно влияющих на эффективность нашего использования информации, называется состоянием гипноза проблемы. Это когда восприятие человека сужается настолько, что он ничего не видит, кроме негативных обстоятельств происходящего. В таком состоянии он неспособен мыслить конструктивно, воспринимать ценную информацию для решения проблем и достижения целей.
Если вы чувствуете нечто подобное, сделайте простую технику «Панорамное зрение», которая также активно используется в интегральном нейропрограммировании.
- Встаньте. Ощутите в теле источник проблемы, представьте его в виде образа перед собой. Обратите внимание также на его форму, цвет, объем. В большинстве случаев это будет что-то неприятное, темное и т.д.
- Временно уберите образ. Вытяните перед собой руки ладонями друг к другу.
- Смотря левым глазом на левую руку, а правым – на правую (пытаясь так смотреть), начните разводить руки.
- Когда руки дойдут до границы обозрения, остановитесь и, стоя с раздвинутыми руками, верните образ проблемы.
- Картинка или уменьшится, или потускнеет, или исчезнет вообще. Что-то с ней случится. После этого оцените результаты и проверьте на практике свои способности работы с информацией. Если вы все сделали правильно, ситуация изменится в лучшую сторону.
Он просто не воспримет
Один из примеров такой защиты – психологическое явление, получившее название когнитивный диссонанс (Леон Фестингер, 1957). Человек, скорее всего, не сможет воспринять информацию, если она противоречит его идеям, ценностям, верованиям или эмоциональным реакциям. Он либо дискредитирует источник информации, либо попросту ее проигнорирует.
На примере личностного роста: предположим, человек является приверженцем определенной духовной практики и много лет ее практикует. И тут он встречает другого человека, который предлагает ему более эффективную духовную практику, демонстрируя полученные результаты, существенно превосходящие достигнутое за долгие годы нашим героем. Скорее всего, результаты будут обесценены или проигнорированы, а представитель другого направления сначала вежливо, а затем настойчиво выпровожен. И любое его повторное появление будет вызывать раздражение и гнев, ведь если он прав, то человек потратил значительную часть жизни, занимаясь не тем, чем стоило.
Психике большинства людей проще уже на уровне бессознательного так решить эту проблему, обезопасив своего хозяина от лишнего стресса и ненужных мучений, оградив от «опасной» информации. Все это происходит неосознанно, человек действительно попросту не будет видеть демонстрируемых ему преимуществ.