2.4. эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее


Психология воздействия в общении.

К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

В психологической и педагогической литературе понятие «убеждение» используется в трех планах: во-первых, как знания, являющиеся частью мировоззрения; во-вторых, как основной метод психологического воздействия на сознание личности; в-третьих, как процесс воздействия.

Применительно к психологическому воздействию
убеждение может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную.
В зависимости от личности объекта значимость их различна.

Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету (проблеме, вопросу) воздействия.

Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно важна роль данной функции в спорах, дискуссиях и пр., т.е. в процессе переубеждения реципиента.

Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок.

Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок. В связи с этим коммуникатору приходится затрачивать значительно больше психологических и иных ресурсов на процесс воздействия. В переубеждении людей требуется большая осторожность, терпимость, доброжелательность и такт, ведь расстаться человеку со своими убеждениями довольно трудно даже тогда, когда он понял их несостоятельность и ошибочность.

Принуждениекак метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение.

Первая связана с применением физической или военной силы и нами не будет рассматриваться. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике.
Метод принуждения, с психологических позиций, по сути совпадает с методом убеждения.
В обоих случаях задача коммуникатора заключается в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта. Последний соотносит возможные отрицательные последствия со своей системой ценностных ориентации. И только в том случае, когда основания, с помощью которых реципиенту доказывается целесообразность принятия предложений, субъективно представляются ему как имеющие возможность разрушить существующую у него иерархию ценностей, объект принимает решение, которое ему предлагают.

Подвнушениемпонимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации.

Данный метод уже давно привлекает внимание ученых, в связи с чем по нему проводилось большое количество исследований. Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр. Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений. Наличие позитивной установки у объекта по отношению к субъекту способствует оптимизации воздействия. Эффективность внушающего воздействия можно осуществить за счет повышения престижности субъекта (например, выступает не представитель партии, а ее лидер), повторения воздействия в различных модификациях и подкрепления содержания логически продуманными и убедительными (с точки зрения реципиента) доказательствами. Это объясняется тем, что существующая настороженность у объекта к внушаемой информации будет разрушаться вескими аргументами. Если сопротивление реципиента высокое, то доказательства должны быть более убедительными и затрагивать его чувства.

Заражениезаключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям.

Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и распевать нацистские песни), вторая связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние метода заражения можно наблюдать и при удачной шутке говорящего (выступающего). В этом случае улыбки, смех, веселое настроение живо передаются среди присутствующих людей, создавая у них мажорный настрой. Заражение имеет разную эффективность в зависимости от личных и деловых качеств объекта (таких, например, как сдержанность, высокий уровень самоконтроля и пр.). Заражение всегда с успехом использовалось руководителями различных религиозных течений и конфессий. Определенного рода эмоциональное состояние легко распространяется в массе пришедших на религиозное собрание людей. Это делает их более внушаемыми и управляемыми.

Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия.

Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

Основы НЛП

Нейролингвистическое программирование как технология воздействия стремиться установить связь индивида с собственным подсознанием. Обладая богатыми скрытыми ресурсами психики, каждый человек должен уметь их использовать. Доступ к невидимым ресурсам проводится путем их извлечения из подсознания и доставки в сознательную часть психики. Существует и обратный механизм: в сферу бессознательного закладываются стереотипы восприятия окружающего мира (мировоззренческие установки, информация), способствующие позитивным для психики изменениям поведения человека.

Высшая нервная деятельность человека, в том числе психика, работает на основе процесса усвоения информации, который, исходя из НЛП-подхода, разделяется на ряд подсистем:

  • восприятие данных (локализуется через репрезентативные системы);
  • обработка данных (локализуется в сознании);
  • хранение данных (локализуется в подсознании).

Приверженцы и последователи НЛП-подхода также делают акцент на определенных принципах, способствующих эффективности человека как личности:

  1. Согласованность (раппорт): должна существовать как с самим собой, так и с окружающим миром. Конструктивнее не пытаться изменить что-либо/кого-либо, а признать факт существования того или иного явления «как есть».
  2. Ясность представлений (результат): касается результативности чего-либо (ситуации, процесса, достижений) – она должна обладать четкостью, пониматься однозначно и быть предметной (представленной в сознании).
  3. Открытость и внимательность (чувствительность): относится к процессу достижения результата – лишь сосредоточенность и внимание к своим чувствам, которые должны быть открытыми, покажет, есть ли движение к поставленной цели.
  4. Пластичность в подходах (гибкость): связана с умением удачно изменять свои действия до момента достижения желаемого.

Какие негативные последствия могут быть вследствие самовнушения

Пользуетесь ли вы самовнушением? Если нет, напрасно! С его помощью вы можете похудеть, омолодить организм и избавиться от болезней. Самовнушение – процесс уверения самого себя, психическое управление собой, организмом и собственными чувствами. Как называется синдром самовнушения?

Реальная история о подруге Анне: она постоянно боялась заболеть и ее часто беспокоили головные боли без причин. У меня есть подруга Анна. Главный ее страх – боязнь заболеть. Эта навязчивая идея сопровождала ее постоянно. Она боялась не того, что заболеет, а того, что уже больна. Анну мучали головные боли, недомогание. Она боялась, что это является признаком опухоли. Идея заболеть переросла в фобию.

Симптомы, которые подтверждали это:

  • у нее постоянно присутствовали мысли о болезни;
  • головную боль она воспринимала как первый признак болезни;
  • Анна посещала врачей и сдавала анализы без объективной причины;
  • при слабых проявлениях недуга она отправлялась в больницу.

Аня ничего не могла с собой поделать. Она не знала, как избавиться от этой навязчивой мысли. Мне стало жаль ее. Главное, что я ей посоветовала – запастись терпением. От страха избавиться непросто, на это уйдет немало времени и сил.

Она не могла контролировать воображение, картина болезни мелькала у нее в глазах. Я предложила сходить Анне к психотерапевту. Он посоветовал девушке способ самовнушения.

Она прибегала к таким методам:

  • аффирмация – Анна повторяла вслух фразы типа «я здорова»;
  • визуализация – девушка представляла себя здоровой, бодрой и энергичной;
  • медитация;
  • самогипноз – Аня программировала себя на отсутствие боли в голове.

Девушка запрограммировала подсознание на скорейшее избавление от мучительной боли. И это сработало. Она поборола свой страх, настроила подсознание на позитивные мысли – головные боли прошли, Анна больше не боялась заболеть.

Сила самовнушения действенна, человек просто не обращает внимания. Когда он нервничает, переживает, произносит уничтожающие фразы против себя. Это и есть самопрограммирование – негативное.

От него необходимо избавиться навсегда. Если вы будете твердить, что вы неудачник, вам не везет, это будет сопровождать вас всю жизнь.

Ни у одного человека не заложены в подсознании негативные мысли с рождения. Откуда же они берутся? Источниками отрицательного внушения самому себе являются:

  1. Родители. Они, не желая этого, калечат ребенка с моральной стороны. Родители ставят в пример малышу сверстников, не в его пользу. Если ребенок делает что-либо не так, мама с папой упрекают его, обзывают плохими словами. Разочарование родителей в собственных делах фокусируется на детях, которые не понимают, что негатив не направлен на них. Например, после того, как папа увидел, что его дочь кушает вторую тарелку супа, шуточно обзывает ее толстой. Эта мысль откладывается у девочки в подсознании.
  2. Ошибки прошлого. Отрицательный опыт в прошлом закладывает негативное отношение к подобной деятельности на дальнейшую жизнь. Человек автоматически думает, что в этот раз снова не получится. Например, муж (жена) вам изменил (а). Вы пережили душевную травму, и теперь подсознательно смотрите на других мужчин или женщин скептически. Если вторая половинка вам верна, вы все равно ожидаете подвоха.

Самопрограммирование опасно. Восприимчивые люди легко поддаются такому чувству, а это их губит. Каждый день в подсознание человека поступает информация – из телевизора, радио или газет.

В основном, это новость о катастрофе, ограблении и прочих отрицательных событиях. Это отпечатывается в подсознании.

Отрицательные мысли доводят человека до депрессивного состояния, болезней. Не забывайте, что неконтролируемые мысли, которые исходят из подсознания, инстинктивно организовывают самовнушение болезни. Чтобы этого не происходило, давайте себе положительные установки, вытесняя негативные.

Синдром самовнушения – первый признак страха заболевания. Человек ищет у себя предполагаемые болезни.

То, как чувствует себя человек, зависит от его мыслей. Если вы поддерживаете в себе чувство здоровья, силы, это проявится в жизни. Если же будете постоянно унывать, бояться заболеть, это с вами и случится. Это психическое явление носит название «болезнь самовнушения».

Как называется болезнь самовнушения? Ятрогенная болезнь – психическое расстройство, возникающее вследствие неосторожного высказывания доктора. Неосторожная фраза провоцирует мнение, что человек серьезно болен. Не по вине врача, а потому, что человек сам устанавливает такие диагнозы.

Результат самовнушения – реальная болезнь. При зацикливании на переживаниях в организме происходят негативные изменения – появляется синдром самовнушения.

Роль самовнушения в болезни огромна. Представьте ситуацию – пару человек договорились разыграть друга. Приходит к нему человек и говорит: «Ты плохо выглядишь – кожа бледная, круги под глазами. Ты болен?». И так несколько раз – каждый подходил и говорил подобные слова.

Врач (из той же компании друзей) сказал, что он серьезно болен, и требуется лечение. Парень слег, ежедневно ему становилось все хуже и хуже. Товарищи признались в причине заболевания. Это и есть роль самовнушения.

Можно ли спровоцировать выкидыш самовнушением? Женщина, потерявшая ребенка один раз, переживает при при вновь случившейся беременности. Ее мучают мысли, что она снова потеряет ребенка, все будет плохо. Не зацикливайтесь на плохих мыслях! Это всего лишь ваши домысли и страхи. Выкидыш самовнушением не случится. Если вы не будете думать об этом.

Наступает ли смерть от самовнушения? При помощи внушения человека можно погубить, создав в его сознании программу смерти. По мнению исследователей, биологической смерти предшествует психологическая. Большинство людей живут со страхом умереть – одни умрут собственной смертью, другие – насильственной.

В подсознании «сидят» мысли о смерти от самовнушения. Человек перестает двигаться, не видит смысла существовать дальше – наступает моральная смерть.

«Секреты» аббревиатуры Н-, Л-, П-

С методологической точки зрения «нейро» Н- представляет собой обусловленность всех процессов (связанных с поведением, множеством действий индивида) набором неврологических механизмов, протекающих в головном мозге и во всем теле человека.

«Лингвистическое» Л- подчеркивает значение вербальных функций: через язык нам удается организовывать, упорядочивать наши действия и мысли, а еще – вступать во взаимодействие с окружающими людьми.

«Программирование» П- указывает на существование определенных программ и способов действия, которые помогают человеку упорядочивать (организовывать) свою психику (себя самого) с целью достижения требуемого результата.
Целью НЛП является рассмотрение вопроса, как именно нужно строить и организовывать свой опыт, что на него влияет и каким образом им можно управлять. Освоение обновленного опыта выглядит для человека как процесс получения нового образования – переобучение мозга.

Репрезентативные системы

Основные приемы, используемые НЛП для воздействия на человека, основываются на знаниях про особенности сенсорных каналов восприятия информации индивидом.

Три основные категории (модальности) репрезентативных систем отображают ведущий канал внешней информации, на который в первую очередь обращает внимание человек:

  • на визуальную (визуалы) – центральными в восприятии являются зрительные ощущения;
  • на аудиальную (аудиалы) – центральными в ходе восприятия являются слуховые ощущения;
  • на кинестетическую (кинестетики) – центральными во время восприятия являются тактильные ощущения.

Любой человек обладает всеми описанными модальностями восприятия, но по максимуму обычно используется одна – это и есть основная модальность (репрезентативная система).

Основной (предпочтительный) канал восприятия информации формируется у индивида в ходе его развития.

Обычно на данное формирование влияет целый комплекс факторов:

  • от естественных, природных (особенности и свойства объектов внешнего мира),
  • до социально-культурных (социальная, интеллектуальная, культурная среда, в которой происходит формирование индивида как личности).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]