Уроки самопознания. 4 ошибочные психологические установки.

Первопричиной, если можно так выразиться, многих вещей, происходящих в жизни, выступают внутренние установки человека, переходящие при определенных условиях в убеждения человека. Особенно, когда это касается понятий силы воли или твердости характера.

Если в детские и отроческие годы чаще всего приходится опираться на опыт своих родителей, друзей или просто хороших знакомых, то в более зрелые годы не обойтись без своего собственного жизненного опыта и взглядов на окружающий мир.

Так что же это такое жизненные установки человека, как они возникают и развиваются и каким именно образом влияют на нашу жизнь? Попробуем разобраться, чтобы, благодаря осведомленности в этом вопросе значительно улучшить качество своей жизни.

  • Как заменить негативный опыт позитивными убеждениями
  • Выводы
  • История

    Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.

    Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.

    В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».

    Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.

    Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.

    Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.

    Понятие социальной установки

    Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.

    С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.

    Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, чтобы раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.

    Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.

    Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.

    Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.

    Что такое психологическая установка личности?

    Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

    Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

    Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

    Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

    Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

    Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания. Установка на успех

    Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

    Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления. Меняйте минус на плюс

    Формирование психологической установки личности

    Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

    Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки. Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

    При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют. Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

    Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.

    При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

    Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям.

    Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

    Примерные психологические установки личности

    • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
    • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
    • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

    • Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы. • Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу. • Я полон сил и энергии.

    • Я обязательно достигну всех своих целей. • Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем. • Я успешен во всем. • Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

    Другие психологические установки

    • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
    • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
    • Я принимаю решения уверенно.
    • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
    • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

    • Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос. • Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

    При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас.

    Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

    Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

    Психологические установки или аффирмации?

    Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

    Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

    Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь.

    Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

    Как помогает положительная психологическая установка

    Положительная психологическая установка укрепляет здоровье, улучшает настроение и продлевает жизнь. ОПУ подрывает здоровье, портит настроение и укорачивает жизнь. И все зависит от того, какой стороной талисмана вы пользуетесь. Положительная психологическая установка сослужила свою службу в спасении не одной жизни, потому что рядом находился некто со своей положительной психологической установкой. Вот вам пример:

    Младенцу было только два дня от роду, когда врач вынес приговор:

    — Мальчик на этом свете не жилец.

    — Ребенок будет жить! — возразил ему отец мальчика. У него была положительная психологическая установка — он верил, что его молитва совершит чудо. Он молился. Но еще он верил в себя. Он не опустил руки! Он нашел для ребенка детского врача, имеющего свою положительнаю психологическую установку, который из своего опыта знал, что Природа может компенсировать всякий физический недуг. И ребенок остался жив!

    МНЕ ЭТОГО НЕ ПЕРЕЖИТЬ! ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ СУПРУГОВ

    Под таким заглавием газета «Чикаго дейли ньюс» поведала следующую историю. Шестидесятидвухлетний инженер-строитель пришел с работы домой и прилег с жалобой на боль в груди и одышку. Его жена, она была моложе мужа на десять лет, сильно встревожилась, стала растирать ему руки, чтобы улучшить кровообращение. Но муж скончался.

    — Я не могу далее жить, не могу,— твердила овдовевшая женщина своей матери, которая была с ней. И в тот же день она умерла. Оживший ребенок и скончавшаяся вдова демонстрируют могучие силы влияния положительной и отрицательной психологической установок. Если мы хорошо понимаем, что с помощью положительной или отрицательной установки, мы привлекаем добро или зло, то разве не стоит всегда задавать себе положительную установку?

    Если вы еще не сделали этого, то сейчас самое время принять положительную форму мышления. Это подготовит вас ко всяким неожиданностям. Всегда думайте о том, ради чего стоит жить. Запомните: имея перед собой жизненную цель, ваше подсознание мотивирует ум и волю держаться на плаву в трудную минуту. Вот вам еще одна поучительная история. Ее герой — Рафаэл Коррера.

    Понятие и основные виды

    Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.

    Г. Олпорт

    В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

    1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
    2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
    3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
    4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
    5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

    В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

    • положительными или позитивными;
    • отрицательными или негативными;
    • нейтральными;
    • амбивалентными.

    Основные функции социальных установок

    Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:

    1. Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
    2. Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
    3. Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
    4. Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.

    Структура и компоненты социальной установки

    Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

    1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
    2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
    3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.

    Поведенческий компонент

    Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

    Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.

    Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

    Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

    Какие подходы используются

    На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

    • когнитивный;
    • мотивационный;
    • структурный;
    • бихевиористский;
    • генетический.

    При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

    Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

    • темпераментом;
    • интеллектуальными способностями;
    • биохимическими реакциями.

    Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».

    Врожденные и приобретенные формы поведения

    При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

    • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
    • позитивных подкреплений;
    • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

    В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.

    Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.

    Релевантные товары в Online-магазине:

    Clinique
    Clinique iD™ Активный концентрат, сужающий поры и выравнивающий текстуру кожи (обязательно дополнить базой)

    720 руб. 1 200 руб.

    Givenchy

    Eaudemoiselle de Givenchy Eau Fraiche Туалетная вода

    от 1 999 руб.

    Количество объемов: 2

    Clinique

    Clinique iD™ Активный концентрат против морщин (обязательно дополнить базой)

    720 руб. 1 200 руб.

    Givenchy

    Eau de Givenchy Rosee Туалетная вода

    от 5 145 руб.

    Все товары

    Изменение социальных установок

    В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

    Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

    Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.

    Главными целями изменения установок считаются:

    • добавление знаний;
    • корректировка взглядов;
    • исправление отношений с другими людьми.

    Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

    • авторитетных личностей;
    • убеждений родителей;
    • средств массовой информации.

    Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

    Изменение социального мировоззрения

    Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.

    Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

    Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

    Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

    Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

    Изменение социальных установок

    Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.

    В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению. Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок. Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.

    Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.

    При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:

    • соседние установки меняются по эмоциональному знаку с (+) на (-) и по интенсивности, что возможно для периферийных установок;
    • возможное изменение степени важности, значимости установки;
    • изменение принципа связи между соседними установками.

    Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.

    Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.

    Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.

    Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.

    Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.

    Можно ли изменить социальные установки?

    На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

    Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

    Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

    Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

    И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

    • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
    • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
    • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

    Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

    В вопросах здоровья догадкам не место!

    Он был молодым, подвижным человеком и преуспевающим торговцем автомашинами. Казалось, впереди у него широкая дорога, но чувствовал себя он ужасно! Более того, он собрался умирать! Даже побеспокоился о месте на кладбище для себя, распорядился насчет похорон. Привел в порядок все Свои дела. Но в действительности все произошло иначе.

    Временами у него появлялась одышка и перебои в сердце, а горло перехватывал спазм. Время от времени он обращался к своему семейному доктору, который был очень хорошим врачом. Тот посоветовал ему как следует отдыхать, легче относиться к жизни, оставить рискованную и азартную работу, которую так любил. Торговец автомобилями засел дома, отдохнул телом, но страхи его не оставляли, и душевного покоя не было. Снова и снова к нему возвращалась одышка, сердцебиение и спазмы в горле. Дело происходило летом, и доктор посоветовал отправиться на курорт в Колорадо. Но здоровый климат и прекрасный горный пейзаж не улучшили состояния, страх его не оставлял.

    Одышка, сердцебиение и спазмы не проходили. Через неделю он вернулся домой.

    — Здесь нечего гадать! — убеждали мы этого молодого человека (и то же адресуем вам, наш читатель).— Ложись в такую клинику, как клиника братьев Майо в Рочестере, штат Минессота, ты ничего не теряешь, а это может стать твоим спасением! Сделай это сейчас же!

    К нам прислушались, и его тут же отправили в Рочестер, хотя он боялся, что по дороге умрет. А там все прояснилось. Врач сказал ему:

    — Ваша беда в том, что вы вдыхаете слишком много кислорода.

    — Не может быть!

    — Попрыгайте с минуту на месте,— попросил врач.

    Попрыгал наш герой, и тут же начал задыхаться, поднялось сердцебиение, горло перехватил спазм.

    — В такой момент подышите в целлофановый пакет или задержите, насколько сможете, дыхание,— сказал врач и протянул пациенту мешочек.

    Пациент выполнил указания, и тут одышка прошла, сердце вошло в норму, спазм отпустил. Наш герой вышел из клиники счастливым человеком. Теперь как только появлялся старый симптом, он задерживал ненадолго дыхание, и организм снова приходил в норму. Через несколько месяцев все его страхи и симптомы прошли. Все это происходило лет пятнадцать назад. С тех пор он ни разу не обращался к врачу.

    Конечно, не все лечится так просто. Иногда для поиска лекарств для исцеления нужно затратить много сил. Но этот поиск стоит вести с положительной психологической установкой и любой ценой.

    Ваши усилия окупятся с лихвой. Именно так случилось с другим торговцем-предпринимателем, и вот как это было.

    Формирование социальных установок

    Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.

    Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.

    Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.

    Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.

    Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.

    Уровни

    • простейшая форма – регулирует поведение в быту;
    • социальная;
    • базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
    • инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.

    Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:

    1. Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
    2. Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
    3. Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.

    Способность к изменению

    Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.

    Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.

    Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.

    Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.

    Похожие материалы:

    установка | счастье | Benefit | Clinique | Givenchy | MAKE UP FOR EVER | SEPHORA COLLECTION | Yves Saint Laurent | осознание | разрушение | негатив | негативные эмоции | перемены

    Статьи

    • Fashion-прогноз: с 25 по 31 июля 25 июля 2011, 03:00
    • 8 модных оттенков осени в макияже 28 августа 2013, 00:00
    • Секреты красоты: Наоми Уоттс 28 сентября 2020, 00:00

    Видео

    • Макияж для клуба от Александра Беня 24 мая 2020, 15:00
    • Модный элегантный макияж 28 июня 2020, 16:30
    • Элегантный макияж 07 октября 2020, 14:30

    Основные сведения о ригидных установках

    В психологии ригидность — это неспособность индивидуума изменять характер поведения и мышления в определенных ситуациях.

    Буквально этот термин обозначает стойкость и неподатливость. Ранее термин использовался только в физиологии и медицине для обозначения реакции органов и тканей на определенные стимулы. В психологической сфере ригидность используется для описания постоянного типа личности, испытывающего трудности в получении новых знаний и навыков.

    Ригидные люди не меняют тактику мышления и поведения даже в ситуациях, когда такие изменения необходимы. Такая психологическая особенность может значительно ухудшить качество жизни.

    Более подробно в психологии ригидность описывается как неспособность изменять точку зрения, уступать в спорах, адаптировать поведение к определенным ситуациям и развивать эмоциональный интеллект.

    Если говорить про эмоциональное состояние ригидного человека, то необходимо обратить внимание на зацикленность личности на собственных ощущениях. Такие люди обычно имеют низкий уровень эмпатии, поэтому способность сопереживать неразвита или полностью отсутствует.

    Эмоциональная ригидность может быть предпосылкой к развитию нарциссического расстройства личности. Более мягкие формы такой психологической особенности лишь незначительно ограничивают личностное развитие.

    Конкретным примером психологического (личностного) постоянства является фиксированность на уже созданных моделях поведения и мышления. В норме человек в течение жизни постоянно получает новый опыт, позволяющий видоизменять когнитивные и эмоциональные паттерны.

    Систематические исследования этого состояния начались в сфере гештальт-психологии. Более 100 лет назад ученые описали основные характеристики этого личностного типа. Подробным изучением ригидности занимались такие ученые, как Чарльз Спирмен, Милтон Роуч и Курт Гольдштейн. На сегодняшний день проблемами когнитивного постоянства занимаются психологи и психиатры.

    Проявления ригидности психики у человека

    Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной. И в первом, и во втором случае это не является отклонением нормы психического развития, если ригидность не приобрела патологический характер. Эта проблема не столько общественная, сколько индивидуальная.

    В наше время людей с выраженным проявлением ригидности становится все больше. Люди с диагнозом психической ригидности не обязаны становиться на учет в психиатрические больницы. Они спокойно существуют в обществе, но им достаточно сложно адаптироваться к новым жизненным условиям, к новому коллективу на работе, к каким-либо знакомствам и т.д.

    Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной

    Первыми проявлениями ригидности у человека являются агрессия и высокий уровень тревожности. Человек, который не способен быстро сориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, не способный адекватно воспринять новые обстоятельства, начинает входить в состояние стресса. При этом стресс у него возникает не из-за своего восприятия обстановки, а из-за того, что эта ситуация произошла в его жизни.

    Как бороться с вредными установками

    Некоторые установки так плотно укоренились в нашем разуме, что, кажется, от них никак не избавиться. Но, к счастью, с ними всё же можно бороться. Вот что рекомендуют 4 Steps to Release “Limiting Beliefs” Learned From Childhood делать психологи.

    Распознайте вредные установки

    Каждый раз, когда какая‑то мысль мешает вам действовать, нагоняет страх или портит настроение, попробуйте остановиться, поймать её за хвост и как следует рассмотреть. Проанализируйте, как звучит эта идея, откуда она взялась, где вы её услышали. Был ли человек, озвучивший её, достаточно компетентен и авторитетен, и действительно ли важны его слова сейчас.

    Задайте себе вопросы

    Для работы с установками и убеждениями психологи предлагают Ограничивающие убеждения спросить себя:

    • Это убеждение помогает мне быть эффективным?
    • Это убеждение помогает мне быть счастливым?
    • Оно помогает мне выстраивать отношения?
    • Чего мне будет стоить отказ от этого убеждения? С какими последствиями я столкнусь?
    • Что это будет стоить моим близким и дорогим людям?
    • Улучшится ли моя жизнь, если я поменяю своё убеждение? Как я тогда буду себя чувствовать?
    • Я понимаю, что хочу изменить убеждение. Что придёт ему на смену?

    Сформулируйте новые установки и убеждения

    Каждую установку нужно переформулировать так, чтобы она начала вас мотивировать и вдохновлять. Или хотя бы не мешала вам действовать.

    • «Без денег и связей ничего не добиться» → «Если бы я был богаче, мне было проще. Но я на многое способен и найду способ добиться успеха, используя то, что у меня есть».
    • «Публичные выступления не моё» → «Да, сейчас я не смогу выступить на публике, но если потренируюсь, у меня всё получится».

    Действуйте

    Новые установки нужно подкрепить поступками, иначе они так и останутся теориями. Ведь именно наши действия (или бездействие) когда‑то помогли укорениться старым, вредным паттернам.

    Если решили, что сможете прокачаться в публичных выступлениях, значит, стоит записаться на уроки ораторского искусства или начать заниматься самостоятельно. А если поняли, что второе высшее не поздно получать ни в 40, ни в 80, выбирайте вуз и начинайте изучать условия поступления. Первые успехи помогут новым установкам закрепиться — и вы поймёте, что находитесь на правильном пути.

    Понятие установки. Внутренняя и внешняя установка

    Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Является глубинным содержанием имплицитной памяти. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие, или явление.

    Со стороны качественной эмпирическая психология характеризовала внимание как непроизвольное и произвольное. Первым типом внимания обычно считали такие акты, которые возникали в ответ на какие-нибудь внешние раздражения, привлекающие нас своей чрезмерной силой, интересом или выразительностью. Если, сидя в тихой комнате, я весь обращаюсь в слух при звуке выстрела — это легко может служить лучшим примером непроизвольного внимания. Причина моих установочных реакций лежит не в организме, а вне его, в неожиданной силе нового раздражителя, который завладевает всем свободным полем внимания, оттесняет и тормозит прочие реакции.

    Внутренним или произвольным вниманием психологи называли такие случаи, когда сосредоточение обращено не во вне, а внутрь организма и предметом внимания становится собственное переживание, поступок или мысль человека. Примером произвольного внимания может служить всякое сосредоточение на собственной мысли, когда мы стараемся что-нибудь припомнить, вообразить или принимаемся за какую-нибудь работу (за чтение книги, за писание письма) и совершенно сознательно и произвольно производим подготовку всех нужных органов к этой работе.

    Долгое время казалось, что между обоими типами внимания существует внутренняя коренная разница и что она всецело покрывается различием между физиологической природой первого типа и психической природой второго. Этот второй тип психологи охотно характеризовали как внутреннюю волю, как чистый акт волевого усилия, не связанный непосредственно с телесными проявлениями. Между тем экспериментальное исследование показало, что и в случае произвольного внимания мы имеем те же самые соматические реакции дыхания и кровообращения, что при первом типе внимания. Далее, эти акты сопровождаются тем же самым прекращением посторонних движений, той же задержкой деятельности, что и внешнее внимание, и единственным различием между одним и другим типом следует считать отсутствие во втором явно выраженных приспособительных реакций внешних органов.

    Но это различие совершенно ясно и полно объясняется различием в объекте, на который направлено внимание в обоих случаях. Совершенно понятно, что при внимании, возбужденном каким-либо впечатлением, идущим извне, организм реагирует подготовкой соответствующих органов восприятия, через которые это впечатление может быть доведено до сознания. И так же понятно, что в таких реакциях нет ни малейшей надобности, когда установка сосредоточивается не на внешних, а на внутренних раздражителях, которые воспринимаются нами с проприорецептивного и интерорецептнвного полей, в то время как внешние раздражения воспринимаются нами с экстерорецептивного поля.

    Обычный язык запечатлел данное сходство в тех выражениях, которыми он обозначает эти акты внутреннего внимания. Когда мы усиленно и сосредоточенно вспоминаем что-нибудь, мы как бы прислушиваемся к звучащим внутри нас словам, и нам точно так же мешают посторонние звуки и голоса, как они мешают нам, когда мы внимательно слушаем чью-либо речь или музыку. Здесь язык закрепляет то полное сходство, которое существует между приспособительными движениями и уха, и проприорецептивных нервных путей при первом и втором типах внимания. При этом существенной психологической разницей будет только наличие во втором случае некоторого внутреннего раздражителя, который оказывается способным вызвать тот же самый эффект установочной реакции, что и внешний раздражитель.

    Мы нисколько не ошибемся, если признаем, что различие между одним и другим типом установки сводится к различию между прирожденным, или безусловным, и приобретенным, или условным, рефлексом. Сосредоточение в его элементарных, простейших формах есть, как показало наблюдение, безусловный рефлекс, проявляющийся в первые дни жизни младенца и имеющий решительно все типичнейшие черты внимания взрослого. Но, как всякий безусловный рефлекс, и рефлекс сосредоточения подлежит воспитанию и перевоспитанию. Если раздражение, вызывающее этот рефлекс, сопровождается всегда еще каким-либо другим посторонним раздражением, то в результате многократного совпадения во времени обоих раздражителей замыкается новая связь в коре головного мозга между вторым индифферентным раздражителем и совпадающей с ним реакцией. Теперь у нас образован условный рефлекс, который будет действовать с механической правильностью и вызываться новым раздражителем с такой же точностью, с какой вызывался прежде безусловный.

    Положим, что рефлекс сосредоточения всегда вызывался у ребенка впечатлениями, идущими на него от кормящей матери. Если система этих раздражителей совпадала всякий раз с раздражениями глаза, идущими от собственных реакций, или с собственным недовольным криком, то в результате недолгого обучения достаточно будет одного только чувства глаза или крика для того, чтобы все реакции ребенка были установлены на еду, на прием пищи, хотя бы мать вовсе отсутствовала в эту минуту.

    Так внешняя установка, вызывавшаяся внешним раздражителем, ныне перешла во вторую фазу, сделалась установкой внутренней, ибо она подчинилась внутреннему раздражителю.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]