Психологические механизмы волевой регуляции поведения


Воля и регуляция деятельности.

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования — наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля — это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

Позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, подход «Свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Одной из тенденций развития этого подхода является перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, которые прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода «свободного выбора» являются вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их экспериментального исследования.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Т.о., в современной психологии проблема воли представлена двумя вариантами: как проблема самодетерминации (мотивационный подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным — это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие — форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Функция волевого поведения

Какую функцию выполняет волевое поведение?

Деятельность индивида всегда направлена на достижение определенных результатов.

При этом мотивация может быть как осознанной, так и бессознательной.

В первом случае речь идет о целенаправленной деятельности, во время которой человек руководствуется логикой, здравым смыслом. Во втором случае деятельность также целенаправленная, но осуществляется она под влиянием бессознательных мотивов (эмоций).

Основная функция волевого поведения — достижение человеком сознательно поставленной перед собой цели.

В каждом случае разрабатывается определенная последовательность шагов, соблюдение которых позволяет достичь наиболее эффективного результата в предлагаемых обстоятельствах. Все решения и действия анализируются.

Волевое поведение является проявлением индивидуального подхода к собственной персоне.

Человек рассматривает в такие моменты себя не как члена общества, а как самостоятельную активную единицу, несущую ответственность за принимаемые решения.

Подобные действия всегда обращены в будущее, поскольку они позволяют определять путь дальнейшего развития. Человек перестает оценивать свое реальное состояние на текущий момент времени и начинает мыслить на перспективу.

Механизмы

Простое действие включает в себя 4 компонента: сенсорный, центральный (мыслительный), моторный, контрольно-корректирующий.

На сенсорном уровне человек воспринимает предлагаемые обстоятельства. На центральном уровне происходит осмысление имеющейся проблемы.

Моторный компонент стимулирует совершать активные действия, направленные на достижение принятого на мыслительном уровне решения. На уровне контроля происходит оценка совершенного действия.

Если возникают сомнения в положительном исходе ситуации, поведение корректируется.

Сложное действие имеет развернутую структуру. Механизм сложной волевой регуляции:

  1. Осознание актуальной потребности. Это может быть ощущение нужды в определенных людях (общении), условиях жизни, материальных благах, конкретных предметах, социальных факторах и т.д. Перечень актуальных желаний неограничен. В течение жизни постоянно появляются новые потребности. Нередко удовлетворение одних из них приводит к автоматическому появлению очередных стремлений, вытекающих из изменившихся обстоятельств. Например, человек мечтает о машине. Купив машину, он начинает мечтать о гараже и т.д. До тех пор, пока индивид не удовлетворит свое актуальное на текущий момент желание, он испытывает состояние дискомфорта. Причем уровень дискомфорта зависит от степени значимости желания для него. То есть, человек избирательно воспринимает окружающую действительность. Имея доступ к различным благам, он может чувствовать дискомфорт только лишь из-за недосягаемости того блага, которое он сам считает необходимым.
  2. Оценка существующих возможностей удовлетворения имеющейся актуальной потребности. В результате выбора одной из возможностей происходит формирование цели.
    Цель выступает в качестве системообразующего компонента. Именно она формирует всю последующую систему действий, мотивов и средств.

    Все глобальные цели, которые ставит перед собой человек, определяют смысл его жизнедеятельности. Текущие цели, которые мы постоянно ставим перед собой в течение жизни, определяют пути нашего развития. Без целей человек не видел бы смысла в своем существовании.

  3. Борьба мотивов. В сложных жизненных ситуациях происходит столкновение различных мотивов, которые носят противоречивый характер. Подобное столкновение может быть кратковременным или затяжным. Если ситуация разрешается достаточно быстро, то личность выходит из нее с минимальными потерями времени и сил. Если же борьба мотивов затягивается, человек сталкивается с муками выбора. Это отнимает много времени, нервных сил. Обычно кратковременный характер носит борьба между двумя разными по ценности желаниями. В этом случае более важное желание достаточно быстро одерживает верх. Если же желания равноценны, сделать выбор человеку между ними крайне сложно.
  4. Принятие решения. В подобной ситуации неопределенности в конечном итоге все равно принимается окончательное решение, которое определяет дальнейшую деятельность субъекта. По своему характеру такое решение может быть импульсивным, уравновешенным, рискованным, осторожным, инертным. Каждый человек выбирает тип решения в зависимости от уровня развития его интеллекта, от особенностей характера.
    Интеллектуально развитые люди с твердыми жизненными установками обычно принимают уравновешенные решения.

    В экстремальных ситуациях они объективно оценивают степень риска и выбирают наиболее оптимальный вариант. Эмоционально возбудимые личности обычно совершают импульсивные, рискованные поступки. Сомневающиеся индивиды предпочитают инертные, осторожны решения.

  5. Реализация деятельности. Определяются конкретные задачи деятельности, детально планируются пути и способы ее осуществления. Поскольку любые действия осуществляются в определенных условиях, человек всегда отталкивается от предлагаемых обстоятельств. Если во время движения к поставленной цели обстоятельства меняются, возникает необходимость корректировки выбранных методов и способов решения проблемы.
  6. Получение результата. Целесообразность совершаемых действий определяется итоговым результатом. Он должен в полной мере соотноситься с изначально поставленной целью, к которой стремился индивид. При этом оценивается, насколько он удовлетворяет имеющуюся изначально потребность и отвечает мотивам деятельности.
    Если желание, которое изначально лежало в основе активности индивида, к концу акта волевого поведения полностью удовлетворено, можно говорить об успешном выполнении поставленной задачи.

    Если, несмотря на достижение формальной цели, отсутствует удовлетворение первоначального мотива, возникает необходимость в приложении новых усилий для достижения наиболее удовлетворительного результата.

По Иванникову

В.А. Иванников предложил свою трактовку механизмов регуляции волевого поведения.

По его мнению, изначально цель формируется под влиянием внешних обстоятельств.

То есть возникает необходимость в совершении каких-либо действий независимо от наличия соответствующего желания у индивида.

Затем в сознании происходит придание предлагаемому необходимому действию дополнительного смысла в соответствии с существующей у индивида системой ценностей, установок и желаний.

Иванников придерживался мнения, что легкость создания дополнительного смысла действия напрямую зависит от уровня нравственного развития личности.

Человек с высоким уровнем моральных установок всегда демонстрирует высокий уровень волевых способностей, помогающих ему придать смысл любому действию.

Ученый выделял следующие психологические механизмы волевой регуляции:

  • переоценка мотива;
  • изменение роли индивида;
  • эмоциональное переживание, вызванное ожиданием результата;
  • обращение к ритуалам, традициям;
  • создание связи между предлагаемым действием и более значимыми мотивами;
  • стимулирование своей активности при помощи воображения (например, представить себя участником соревнования).

Какие действия присущи?

Волевому регулированию присущи осознанные и целенаправленные действия, принятые по решению самого индивида. Совершение этих действий позволяет решить имеющиеся проблемы или достичь желаемого результата.

Принято выделять простые и сложные действия. Простое действие является практически автоматическим актом, когда явный мотив приводит к исполнению задачи и получению результата.

Такие действия не подразумевают приложение значительных волевых усилий и приравниваются к навыкам. Например, во время пересечения дороги человек видит приближающийся на большой скорости автомобиль и делает шаг назад.

Здесь мотивом выступает желание отойти на безопасное расстояние, а действие выражается в совершении шага назад. Результат — пропуск движущейся машины и исключение неприятных последствий.

Сложное действие требует приложения более значительных волевых усилий. Оно состоит из ряда этапов:

  • осознание цели;
  • появление желания ее достичь;
  • анализ возможностей;
  • оценка мотивов (как стимулирующих на достижение цели, так и выступающих против нее);
  • борьба мотивов;
  • принятие решения;
  • начало деятельности, направленной на осуществление решения;
  • преодоление возникающих препятствий;
  • получение результата.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]