«Психологические особенности дошкольного возраста»


Ранний возраст

Существует несколько обоснованных теорий и школ в психологии, которые определяют поведение ребёнка в младенчестве.

Младенчеством называют возраст подрастающего ребёнка от 2 месяцев до 1 года.

Считается, что по истечении этого периода он формируется, как личность, способная самостоятельно совершать поступки для какой-то осознанной цели. За время младенчества в организме происходят следующие позитивные процессы:

  • формируется общая и мелкая моторика;
  • нормализуется осознанная координация движений;
  • появляется управляемый механизм тонуса мышечной системы;
  • наконец, окончательно развиваются зрение и слух, практически до взрослого состояния.

Именно к концу младенческого периода у детей начинает формироваться речь и умение ходить.

Механизм этих процессов различные психологические теории объясняют по-разному:

  1. Культурно-историческая теория. Согласно теории Выготского, ребёнок изначально — существо социальное. Без помощи родителей он не в состоянии ориентироваться в окружающем мире, ему требуется образовательное общение. При этом, подобное общение не является односторонним, — ребёнок и сам влияет на поведение родителей, особенно матери. Другой приверженец этой теории Эльконин и вовсе считал, что отдельно от окружающего общества малыша рассматривать нельзя, он — часть единой социальной системы, вместе с которой он развивается.
  2. Теория психоанализа. Одна из самых популярных и противоречивых теорий психологии в мире. Её основатель Фрейд высказал предположение, что качества младенца — инстинктивные, то есть, заложены у него уже с рождения. Инстинкты и детские впечатления, по мнению учёного, потом определяют поведение человека в течение всей жизни.
  3. Психогенетика. Согласно этой теории (её основоположник — Пиаже), главная роль в формировании мировосприятия младенца относится его наследственному интеллекту. Отчасти это верно, но представители этой школы напрасно не учитывают личный опыт ребёнка, его чувства и реакцию на происходящее вокруг.
  4. Бихевиоризм. Основоположник этого течения Уотсон, наоборот, считал, что на развитие младенца больше влияет среда, нежели врождённые умения.
    Он полагал, что в младенческом возрасте нужно повышенное внимание уделять психическому воспитанию детей, даже в ущерб физическому совершенствованию.
  5. Гештальтпсихология. По мнению последователей этой школы, психика в младенчестве формируется путём формирования определённых образов — гештальтов. Сначала они размытые, контурные. Даже свою мать в первые месяцы жизни ребёнок воспринимает смутно. Но по мере развития этот образ уже становится отчётливым, формируется осмысление связей между предметами и явлениями, которое потом будет основой миропонимания во взрослой жизни.

Психологические особенности старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.

Ведущая потребность в этом возрасте — потребность в общении.

Этот период называют сензитивным (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как его родителям?

Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:

  • формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
  • изменения в образе-Я;
  • отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

Изменения в образе «Я» До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами, реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.

Отношения со сверстниками

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию; 2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться; 3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры; 4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения. Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора. В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры , направленные на расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно.

Характеристика развития познавательных процессов:

Или что должен уметь ребенок 5-6 лет?

ВНИМАНИЕ:

  • — выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
  • — удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • — находить 5-6 отличий между предметами;
  • — выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • — находить 4-5 пар одинаковых предметов

ПАМЯТЬ:

  • — запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
  • — рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • — пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
  • — сравнивать два изображения по памяти;

МЫШЛЕНИЕ:

  • — определять последовательность событий;
  • — складывать разрезанную картинку из 9 частей;
  • — находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • — находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • — находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
  • Определяет место звука в слове.
  • Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Педагог-психолог
Томрачева Ю.А.

Особенности психического развития в младенчестве

Этапы психического развития:

  1. С самого начала младенческого возраста у ребёнка начинается активное формирование мыслительной функции и памяти. Формируются отдельные условные рефлексы: при появлении рядом кого-нибудь из родителей малыш перестаёт плакать.
  2. Потом малыш начинает воспринимать мелодичные звуки и отличать их.
  3. На следующем этапе ребёнок окончательно отличает мать от посторонних людей и начинает узнавать некоторые предметы, например, игрушки или соску.
  4. К концу развития младенчества появляется уже ассоциативная память.
  5. На ранней стадии младенческого периода (обычно это — первое полугодие) ребёнок главную информацию получает от общения со взрослыми.
    Соответственно, и его психическое развитие во многом зависит от этого общения.
  6. На этом этапе развития дети овладевают так называемыми экспрессивно-мимическими средствами общения с окружающим миром. Ребёнок изучает мир на основе первичных ощущений: рассматривает предметы, фиксирует чьё-то движение, дотрагивается до предметов руками, может лизать их языком, трогать губами.
  7. В результате этих действий постепенно развивается хватательная функция, малыш осознанно берёт в руки предметы, начинает развиваться его предметно-манипулятивная деятельность, которая значительно убыстряет процесс познания окружающего.

Если психическое развитие ребёнка происходит без отклонений, к 1 году он осваивает такие функции:

  • фиксирует наличие простых предметов, которые нужны для определённых действий: ложку, тарелку, стул, стол;
  • осознаёт их предназначение;
  • осваивает способы и технику действий данными предметами.

Позже, на ранней стадии дошкольного возраста (до 3 лет), он, как правило, осваивает следующие функции:

  • прямохождение; эта способность существенно расширяет границы познания окружающего мира;
  • владение речью; умение общаться и воспринимать речь другого человека психическое развитие ребёнка стабилизирует, он может выразить словами свои потребности в познании и потом реализовать их;
  • предметную деятельность, она формируется вместе с познанием символов, знаков и жестов.

Психология дошкольника

Дошкольный период развития ребёнка подразделяется на 3 основных этапа:

  • младший дошкольный — 3-4 года;
  • средний дошкольный — 4-5 лет;
  • старший — 5-7 лет.

Психологические особенности поведения детей разных групп существенно отличаются.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок очень чувствителен к вниманию близких, проявлениям любви и ласки. Уже на этом этапе развития этот маленький человек осознаёт, мальчик он или девочка, различает взрослых по половому признаку и старается подражать папе, если он — мальчик, и маме, если он — девочка.

В старшем дошкольном возрасте большое значение имеет общение со сверстниками, формирование самооценки.

Ведущей психической функцией в дошкольном возрасте является формирование навыков в процессе игры.

Игра занимает доминирующую роль в психическом развитии ребёнка в этот период. В зависимости от возраста, игра бывает разной:

  • в 3-4 года она, в основном, режиссёрская;
  • в 4-5 лет — образно-ролевая;
  • в 6-7 лет — сюжетно-ролевая.

Сначала игра представляет собой манипуляцию различными предметами. Потом, возрастом, начинается ролевая игра, с имитацией деятельности человека.

Игровые действия имеют буквально огромное значение в психическом развитии ребёнка.

В их процессе:

  • развивается способность общения со сверстниками;
  • появляется творческое мышление;
  • совершенствуется интеллектуальная деятельность;
  • наконец, именно игровые навыки часто становятся основой способности к обучению в детском саду, а потом и уже в школе.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

 В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: психологические процессы, умственная деятельность, развитие.

Психология детей дошкольного возраста обладает своими особенностями. Ближе к 4 годам у детей появляются новые виды умственной деятельности, они проявляют желание рассказывать и слушать, начинают интересоваться не только самим предметом, но и его конструкцией, и способами его применения, а это в свою очередь приводит к возникновению в речи ребёнка вопроса «почему?» (этот вопрос задаётся так часто, что детей в этот период называют «почемучками») — взрослый, отвечающий на вопросы, становится для него авторитетом.

Речь развивается постепенно и так же постепенно начинает сопровождать какую-либо деятельность ребёнка (рисование, игру, счёт, наблюдение и т. д.). Отличительной особенностью речевого развития можно назвать желание детей придумывать собственные слова, беря за основу уже знакомые. К 5–6 годам ребёнок может связно излагать свои мысли, правильно выстраивать фразы, он обращает внимание на свои слова и то, в какой ситуации они сказаны, в этом возрасте уже достаточно сформирована внутренняя речь, которая позволяет ребёнку планировать будущее высказывание.

Л. Н. Леонтьев писал, что в дошкольные годы у ребёнка «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности», он говорил, что поэтому период дошкольного детства важен, ведь в нём «складываются психические механизмы личности»» [1]. В этот период ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, делать открытия, знакомиться с предметами в доме, в детском саду и на улице. Ребёнок рассматривает, прислушивается, трогает, пробует, изучает свойства, возможности и пределы предметов. Так как в этот период начинает активно работать и развиваться мыслительная деятельность, то ребёнок переосмысливает многие, уже ранее знакомые ему предметы, проводит их анализ доступными ему способами — актуальными для этого периода в воспитании будут дидактические игры, танцы, лепка из глины или пластилина и рисование. К школе у детей сформировываются определённые критерии оценки, руководствуясь которыми они выражают своё отношению к миру, а их отношения с окружающими постепенно приобретают нравственный характер, углубляются чувства товарищества и дружбы.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, например, сенсорного развития, которое приобретает ряд особенностей: усваиваются сенсорные эталоны, растёт целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия. Мышление меняется, каждый новый этап развития происходит благодаря предыдущему, ребёнок овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Само мышление проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и дальше к словесно-логическому, становится внеситуативным. Действенная форма мышления имеет для детей важную роль, так как на этом этапе происходит интериоризация мышления и вместе с тем происходит перестройка практических действий; при образном мышлении у детей преобладает доаналитическая ступень мышления — ребёнок мыслит схемами, определёнными образами, которые сохранились у него на основании восприятия.

Осваиваемая речь развивает рассуждение, которое становится способом решения мыслительных задач, появляется проблемность мышления (развивается любознательность и появляются вопросы). Ребёнок открывает для себя более сложные связи и отношения, учится рассуждать, занимается экспериментированием (оно помогает понять связи и отношения, применить собственные знания и силы), развивается самостоятельность и упорность. Восприятие становится более сложным, например, узнавание части предмета вызывает его целостный образ и сопоставление с названием этого предмета, ребёнку больше нет необходимости прикасаться к нему воспринимающим органом. При восприятии картинок для дошкольников большую роль играет задаваемый к ним вопрос, иначе процесс анализирования может затрудниться, а при восприятии пространства дети уже способны ориентироваться, полагаясь на зрительное восприятие, но могут иметь трудности в различии левой и правой стороны.

Развитие мышления имеет тесную связь с речью, которая в свою очередь, проходит путь от ситуативной, связанной с конкретным событием к универсальному средству коммуникации и связи. Речь приобретает выразительность и новые формы, ребёнок изучает законы языка «взаимодействуя» со словами, учится связному и логичному изложению мыслей, рассуждениям — так речь становится средством познания и мышления. Появляются выраженные функции речи: планирующая функция для решения практических и интеллектуальных задач; звуковая функция, отвечающая за слова как объекты познания и освоения письменной речи. Речь становится для ребёнка специфическим видом деятельности, которая имеет различные формы (слушание, беседу, рассуждение, рассказы), а в конце фонематического развития ребёнок правильно различает и произносит звуки [2]. В 5–6 лет ребёнок хорошо понимает сказки и небольшие рассказы, может отвечать на задаваемые вопросы во время повествования или после окончания услышанной истории, может сам придумать небольшую историю или альтернативный финал/прямое продолжение к уже знакомой сказке.

Также во время всего периода дошкольного возраста развивается память. А. А. Люблинская описала, какие переходы происходят во время развития памяти, например, единичные представления от восприятия конкретного предмета заменяются на оперирование обобщёнными образами; появляется логическое осмысление и чётко дифференцированный и динамический образы, которые отражают многообразие связей [3]. У младших дошкольников образ создаётся на основе практических действий и только потом в речи, когда как у старших образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза. Можно выделить особенности развития памяти в дошкольном возрасте: у детей преимущественно непроизвольная образная память, но при объединении с речью и мышлением начинает приобретать интеллектуальный характер; словесно-смысловой памятью обеспечивается опосредованное познание и расширяется сфера познавательной деятельности; складываются элементы произвольной памяти и формируются предпосылки, превращающие процесс запоминания в специфическую умственную деятельность, которая в свою очередь обеспечивает овладение логическими приёмами запоминания; с возрастом и накоплением опыта (поведения и общения с взрослыми и сверстниками) память включается в развитие личности [2].

В дошкольный период возникают личностные механизмы поведения и активно формируется мотивационная сфера личности, а так же складываются первичные соподчинения мотивов, происходит развитие воле и произвольности [1]. Важное место среди мотивов занимает познавательный мотив, который типичен для старших дошкольников, так как в возрасте 5–6 лет умственная активность начинает обретать самостоятельный характер, что позволяет детям «наживать» опыт. Так, интеллектуальная активность предоставляет детям возможность без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи и скрытые свойства и отношения предметов [4]. Дети уже с 3 лет начинают проявлять самостоятельность, а с возрастом понимают, что их возможности возросли, задачи и цели, которые они перед собой ставят, также возрастают, как и усилия, прикладываемые к их исполнению, появляется тяга к экспериментированию. К 5–6 годам у детей достаточно высокая воля и выдержка, ребёнок уже способен предугадывать определённые события, которые могут появиться на пути к желанной цели и в меру индивидуальных особенностей, спокойно их переносить, в то время как у ребёнка 3–4 лет это может отнять больше сил и времени справиться со своими сиюминутными желаниями, что и является тренировкой силы воли.

Внимание у детей имеет непроизвольный характер, а повышенная устойчивость внимания наблюдается при исследованиях, которые включают в себя рассматривание детьми картинок, их описывание и слушание рассказов. К 6–7 годам внимание приобретает произвольность — дети могут управлять вниманием, удерживать и направлять его, используя приёмы, которые он перенял от взрослых.

Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста — это игра. Игра (особенно игра ролевая) — это особая форма деятельности для детей, она помогает им реконструировать и перенять общественный опыт. Одной из первых ролевых игр в «арсенале» ребёнка обычно «игра в семью» или «дочки-матери» — взрослый показывает ребенку, как нужно «играть», то есть выполнять те или иные действия с определёнными предметами, сначала он просто повторяет показанное взрослым, но в последующем ребёнок сам добавляет новые элементы в игру, руководствуясь полученным из жизни опытом и фантазиями на его основе. В дальнейшем в играх появляется различные профессии, с которыми знакомится ребёнок, в играх он примеряет на себя эти профессии и создаёт разные комбинации. С помощью сюжетно-ролевой игры дети осознают нормы общественного поведения, социальные роли и развивается моральное поведение каждого включённого в игру ребёнка, в дополнение учатся взаимодействовать в коллективе, выбирать способы донесения информации до соигроков и выстраивания собственной линии поведения. С возрастом взаимоотношения в играх между детьми усложняются, если детям 4-х лет интересно проводить манипуляции с предметами характерными определённой профессии, подражая действиям взрослого, то для детей старшего возраста, например, шестилетних детей главным образом интересна общественная функция (играя в «больницу», ребёнок интересуется состоянием «пациента», его «жалобами», старается проявить заботу, тем самым исполнив общественную роль доктора).

Литература:

  1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Издательский , 2001. — 336 с.
  3. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  4. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5–6 лет // Психологическая наука и образование. — 2004. — № 2. — С. 43–46.

Особенности психических процессов

Постепенно психические процессы в дошкольном возрасте происходят с развитием различных типов и этапов мышления:

  • наглядно-действенное мышление характерно для младшей стадии дошкольного возраста; манипулируя с предметами, ребёнок получает представление об их строении и свойствах;
  • наглядно-образное, оно формируется в среднем дошкольном возрасте, когда маленький человек уже начинает воспринимать не только конкретные предметы. но и их образы;
  • словесно-логическое, — оно формируется позже, к 6-7 годам, ребёнок учится оперировать абстрактными понятиями;

Психологические новообразования дошкольного возраста

Постепенно ребёнок начинает учиться систематизировать увиденное или услышанное, группировать его, образно говоря, привести в порядок.

Он выстраивает собственную картину мира, где много места отводится выдумке. У ребёнка развивается так называемое артификалистское мировоззрение — всё окружающее он пока считает результатом деятельности людей.

Постепенно в качестве психических новообразований у ребёнка в дошкольном возрасте формируются определённые этические нормы. Он уже способен давать собственные моральные оценки и эмоционально окрашивать своё отношение к другим людям.

Появляются и новые мотивы тех или иных поступков. Ребёнок начинает осознавать порядок взаимоотношений между людьми. Если раньше его действия были во многом импульсивными, то постепенно в дошкольном возрасте они становятся более обдуманными.

Начинают формироваться следующие личностные качества:

  • обязательность;
  • настойчивость в достижении цели;
  • осознание определённого чувства долга по отношению к другим людям, в основном, близким.

Ребёнок начинает осознанно управлять своим поведением в соответствии с воспитанными в нём моральными принципами.

Психологическая основа системы дошкольного образования

Основой дошкольного образования в России является Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), содержащий в себе основные нормативно-правовые акты, комплекс методов, средств и приемов воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, учитывающих их психические и личностные особенности.

Большое влияние на формирование ФГОС ДО оказала культурно-личностная концепция, разработанная Л.С. Выготским. В соответствии с данной концепцией, в основу современного дошкольного образования заложены личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-дифференцированный и средовой подходы организации воспитательно-образовательного процесса. Именно данные процессы являются наиболее актуальными для получения желаемого результата дошкольного образования.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психолого-педагогические основы дошкольного образования 480 руб.
  • Реферат Психолого-педагогические основы дошкольного образования 270 руб.
  • Контрольная работа Психолого-педагогические основы дошкольного образования 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Ожидаемым результатом дошкольного образования является формирование личностных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для последующего успешного обучения в школе.

Психологической основой системы дошкольного образования является:

  1. Целостные представления о ребенке дошкольного возраста, особенностей его психического и физического развития. Данные знания, необходимы педагогу для того, чтобы организовать эффективный и целостный воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на закономерности развития ребенка дошкольника.
  2. Целостные представления об особенностях жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста получают необходимые знания, умения и навыки не только в процессе организованной воспитательно-образовательной деятельности, но в иных видах собственной деятельности (игровая, трудовая, развлекательные мероприятия и т.д.). То есть система дошкольного образования не должна быть ограничена только рамками детского сада, необходимо сотрудничать с семьями воспитанников. Важным является и учет всех аспектов жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
  3. Представление об индивидуальной траектории развития и особенностях поведения детей дошкольного возраста. ФГОС ДО указывает на то, что в процессе реализации образовательной программы ДОУ, важно учитывать не только индивидуальные возможности, но и потребности каждого воспитанника. На основании этих данных разрабатывать Рабочую Программу группы ДОУ.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Все указанные элементы, представляющие в совокупности основу дошкольного образования, должны быть тщательно изучены не только воспитателем, но и методистом ДОУ. Полученные результаты являются фундаментом образовательной Программы ДОУ и организации воспитательно-образовательного процесса.

Развитие психических функций

Различные процессы и функции психики в дошкольном возрасте развиваются по-разному. Но к 7 годам они уже должны быть окончательно сформированы.

Память

Благодаря развитию памяти ребёнок к старшему дошкольному возрасту должен уметь полноценно усваивать полученные знания, запоминать и систематизировать их.

Большое значение играет умение запоминать избирательно. То есть, не всё подряд увиденное и услышанное, а именно необходимое, полезное и интересное.

Речь

К старшему дошкольному возрасту речь ребёнка уже практически сформулирована, он имеет определённый словарный запас.

Именно к этому возрасту в его речевом багаже уже есть определённый набор синонимов и антонимов.

Вместе с тем, даже в старшем дошкольном возрасте могут ещё сохраняться определённые недостатки во владении речью:

  • трудности с произношением шипящих и сонорных звуков;
  • неполное владение интонацией;
  • недостаточное умение регулирования темпа речи.

Обычно эти речевые недочёты через некоторое время исправляются с расширением круга общения уже в школе.

Внимание

Оно бывает произвольным и непроизвольным. Если на младшей стадии дошкольного возраста непроизвольное внимание доминирует (ребёнок ещё не может его надолго концентрировать на каком-то одном предмете или человеке), то к 6-7 годам дети обычно к такой концентрации способны.

Однако дети в начальных классах всё равно часто отвлекаются на посторонние раздражители и не всегда способны быстро усвоить необходимый объём информации.

Для развития внимания с ребёнком уже в дошкольном возрасте следует проводить специальные занятия, например, на запоминание предметов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]