Психологические особенности личности в зрелом возрасте.


Основное понятие

Что такое зрелая личность и в чем проявляется психологическая зрелость?

Понятие «зрелой личности» было впервые введено ученым-психологом А. Адлером.

По его мнению зрелая личность внушала окружающим уверенность и позитивный настрой, тогда как незрелость характеризовалась колебаниями решений и яркой неуверенностью и нестабильностью.

В отечественной психологии этот термин впервые был озвучен в тридцатых годах психологом Н. Н. Рыбниковым. При этом зрелость определялась профессиональным становлением человека и его полной самостоятельностью.

Этот ученый также основал особое направление психологии акмеология. Этот раздел посвящен возрастным изменениям психики, которые определяли дальнейшую степень зрелости человека.

Затем менялись подходы к определению этого понятия, что в конченом счете привело к мультидисциплинарному пониманию этого определения. Зрелая личность характеризуется:

  1. Самостоятельностью: это означает способностью к автономному существованию и решению проблем без посторонней помощи и вмешательства. Принятие решений и ответственность за них целиком и полностью ложится на плечи взрослой зрелой личности. Также этот пункт характеризуется личным ощущением комфорта от самостоятельных поступков, то есть принятием своего нового, отдельного от других положения.
  2. Самодостаточностью, то есть возможностью жить наедине с самим собой, не испытывая при этом ни морального, ни психологического, ни бытового дискомфорта. Это понятие близко по значению к первому пункту, однако имеет свои нюансы: самодостаточность означает получение удовольствия от одиночества, такое состояние души, когда человек не нуждается в окружающих для решения каких-то своих проблем или удовлетворения своих потребностей. Это существенно отличает самодостаточность от самостоятельности, когда у личности лишь есть такая возможность, но она не всегда доставляет емй удовольствие.
  3. Терпение и толерантность. Эти два определения тесно переплетаются между собой. Зрелый человек не надеется на получение быстрых результатов в любой области: будь то личные изменения в характере или профессиональные достижения. При этом длительный путь достижения результата человека не отталкивает. Также он относится терпеливо и к окружающему миру и людям, что и означает толерантность. Он принимает мир в его разнообразии без собственного эгоистичного желания его переделать под свой вкус.
    Также сюда можно отнести демократичное отношение к людям.
  4. Принятие себя и сохранение внутреннего баланса. Каждого человека что-либо в себе не устраивает, но у развитой личности эти недостатки не вызывают глубоких конфликтов, а лишь направляют на изменения в положительную сторону или же просто не мешают получать от жизни приятные впечатления. Принять и полюбить себя удается лишь зрелому человеку, который осознает всю прелесть несовершенства.
  5. Постоянная готовность к обучению и желание узнавать что-либо новое. В меняющихся условиях способность к обучению позволяет человеку максимально быстро и эффективно адаптироваться к этим условиям, и, как следствие, продолжать существовать успешно. Принятие такой необходимости и готовность приступить к познанию нового без эмоционального отвержения характеризует взрослого человека.

Зрелость возраста и зрелость личности — в чем разница?

Возраст и зрелость не всегда являются синонимичными понятиями.

У акмеологов идентификация этих определений также вызывает определенные трудности: не любой взрослый человек является зрелой личностью и наоборот.

«Взрослость» отражает степень физического, умственного и социального развития. Этот этап относится к достижению человеком совершеннолетия, когда он уже сформирован физически и получает ряд прав и обязанностей как гражданин своего государства и член общества.

То есть формируются определенные ожидания от личности, как в профессиональном, так и в личном отношении. Успешность реализации этих ожиданий уже исходит из другого понятия — зрелости.

Зрелая личность характеризуется здоровьем психики, способностью к адаптации, самостоятельным решениям и ответственности за них.

Ей присущи качества, которые характеризуют ее как самобытную, самостоятельную.

Эти качества могут развиться в человеке раньше его социальной и физической зрелости, а могут и позже. Незрелую взрослую личность будут характеризовать инфантильность, резонерство, эмоциональная неустойчивость.

О таких людях часто говорят «не дорос», имея ввиду вовсе не возраст, а личную зрелость. В нормальных условиях эта зрелость наступает вместе с возрастом, с которым меняются условия и появляются новые задачи и цели.

В случае сложных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить «раньше календаря».

В отсутствие таких перемен и постоянной заботе окружающих зрелость как правило запаздывает, что рождает проблемы в будущем для взрослого человека.

Период зрелого возраста

В соответствии с положениями Э. Эриксона, зрелый возраст охватывает время от 25 до 65 лет (сорок лет жизни). Если же учитывать, что верхняя граница этого возрастного периода зависит от индивидуальности человека (может быть отодвинута в сторону еще большего возраста), то продолжительность зрелости можно оценить в весьма широких пределах.

В среднем зрелым считается возраст с 30 лет до момента фактического ухода на пенсию, когда прекращается активная профессиональная деятельность (в среднем от 60 до 70 лет). Личностные особенности способны отодвинуть границу зрелости, которая может смениться временем увядания (даже после 40 лет). Есть случаи, когда период отодвигается за границу долгожительства. Для некоторых зрелый возраст продолжается почти до конца жизни вопреки паспортному возрасту, не сменяясь старостью.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Особенности развития личности в зрелом возрасте 430 руб.
  • Реферат Особенности развития личности в зрелом возрасте 230 руб.
  • Контрольная работа Особенности развития личности в зрелом возрасте 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Центральное возрастное новообразование в периоде зрелости представлено продуктивностью, которую понимают в качестве интегрального образования. Профессиональная продуктивность включает в себя вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения.

В молодости центральными аспектами развития являются, с одной стороны, семейные отношения (например, материнство или отцовство), а с другой — профессиональная компетентность. В период зрелости на основе этих аспектов уже проявляется объединенное образование, которое интегрирует результаты развития новообразований предыдущего промежутка времени.

Не менее существенно значение зрелости в качестве наиболее значимого возрастного периода, способного определять и характеризовать жизнь человека в целом. Этот возраст представляет собой период полного расцвета личности, в процессе которого у человека появляется возможность реализовать весь свой потенциал, достигая максимальных успехов во всех областях. Зрелость — это время исполнения собственного предназначения, которое включает:

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

  • профессиональную деятельность,
  • общественную деятельность,
  • преемственность поколений и др.

Психология

Зрелость личности наступает в случае гармоничного ее развития при условии наличия как положительных, так и негативных событий.

Способности человека к выбору и принятию за него всех последствий не могут полноценно развиться в условиях жесткого контроля или гиперопеки.

В этом отношении адекватная личная свобода взрослеющего человека является кирпичиком успеха его будущей зрелости. Большую роль в становлении этого процесса играет социальная и профессиональная реализация.

Зрелая личность не может считаться таковой без возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности как в моральном, так и в материальном отношении.

При этом зачастую возникает конфликт между желаемым и возможным: стремление заниматься чем-либо по душе не всегда приносит человеку социальное положение и возможность реализовывать свои бытовые потребности без чьей-либо помощи.

В этой ситуации у зрелой личности развиваются такие умения как компромисс и настойчивость в достижении цели, что невозможно без принятия себя и терпения ко всему процессу.

Таким образом получение образования и профессии являются важными психологическими этапами зрелости личности. Еще одним элементом этого процесса являются семейные и дружеские отношения.

Способность жить в гармонии с друзьями, заводить семью характеризует зрелость человека и помогает ему этого состояния достичь.

Воспитание детей накладывает обязательства и ответственность, которые стимулируют «созревание» личности родителей.

Дружеские отношения развивают в личности демократичность, дружелюбие и принятие других людей и себя в контексте взаимодействия с ними.

Выводы

Агрессор знает мою эмоциональность и мою привычку реагировать по-детски.

Агрессоры прекрасно понимают, на кого можно нападать, а на кого нападать нельзя. В этом смысле именно я и моя психологическая незрелость стали причиной того, что меня используют.

Это к слову о своей ответственности. Обратите внимание, не вины! Вина за неэтичное поведение осталась на Агрессоре. Моей вины, в том, что он говорит про меня гадости, нет.

Но есть причина, почему именно обо мне. И, зная эту причину, я могу управлять ситуацией. Вина же не даёт возможности изменить ситуацию, кроме как повиниться, попытаться как-то исправить и пообещать больше так не делать.

Стадии и признаки психологической зрелости

Процесс развития зрелой личности проходит несколько стадий, которые у нормально развивающегося человека соответствуют определенным периодам физического и психического развития.

Иногда степень зрелости задерживается в формировании или даже может остаться с человеком на всю жизнь, так и не достигнув логичного финала.

  1. Инфантильная личность — эта стадия соответствует детской модели поведения. Человек преподносит себя окружающим таким какой он есть без стеснения и понимания каких-то негативных его сторон, также он воспринимает и окружающий мир.
    При этом в личности велика потребность в любви и заботе, и полностью отсутствует самостоятельность.

    Такие люди как правило легки на подъем, имеют минимум привязанностей и не готовы ни за что брать ответственность, даже за себя. Кажущийся оптимизм в поступках сохраняется до первой трудности, когда следует активный поиск того, кто возникшие проблемы решит.

  2. Адаптационная личность — в период нормального развития соответствует подростковому времени. В это время человек активно познает мир и стремится в нем утвердиться любыми способами. Активно растет потребность в самостоятельном принятии решении при еще несформировавшейся ответственности. Личность характеризуется неустойчивостью и склонностью к максимализму, отсутствует терпение к себе и к окружающим. Взрослые люди на этой стадии успешно ведут дела и бизнес, но зачастую не способны долго держаться на плаву и не строят семейных и дружеских отношений.
  3. Исследовательский период или юношеский. Это время характеризуется активным поиском себя. Человек ставит под сомнение существующие идеалы и задается вопросом собственных. При этом активно развивается эмоциональная сфера, способность к эмпатии, личная ответственность за близких и окружающих.
    Личность все еще склонна к максимализму в отношении себя и обстановки вокруг, однако начинает более терпимо относиться к людям и собственному внутреннему миру. В это время наступает начало фазы принятия.
  4. Взрослая или зрелая личность — характеризуется всеми качествами зрелого человека. Приходит осознание реальной картины мира и своей возможной в нем роли, человек находит внутреннюю гармонию и стремиться создать условия для ее поддержания.

Что такое взрослость

Это моё мнение, которое может не совпадать с тем, что пишут в энциклопедиях.

Что же так сильно отличает взгляд на мир Ребенка от Взрослого?

Эгоизм. Когда при рассмотрении любого события человек ставит себя в центр.

Эгоизм — абсолютно естественная фаза развития психики ребенка. Мы все рождаемся эгоистами и проявляем естественный эгоизм лет до 2. Потом эгоизм начинает потихоньку затухать, видоизменяться, по-разному себя проявлять. Он уже не такой тотальный, как у младенца, но всё равно есть. Нормальным считается подростковый эгоизм. Где-то лет до 18-20 так или иначе все мы эгоисты и «это норма» (с)

Проблема в том, что многие взрослые по паспорту застывают в детском психологическом возрасте и остаются эгоистами до конца жизни.

Кроме того, в пожилом возрасте часто происходит регресс в психологическом развитии. Это отражается в народной мудрости: «что старый, что малый». Эгоизм — норма как для детского возраста, так и для стариков. Исключения крайне редки.

Эгоизм и любовь к себе — очень разные вещи.

Любовь к себе — это про самоуважение. Про умение внимательно и бережно относиться к себе и своему здоровью. Про жизнь своей жизнью, понимание своих желаний, понимание себя. Про умение устанавливать психологические границы и умение их защищать.

Эгоизм — это про то, что есть Я, и, кроме себя, я никого не слышу, не вижу, не понимаю, не воспринимаю. Есть я и есть некие объекты окружающего мира, которые на меня как-то влияют.

Довольно легко сказать, что окружающие нас — эгоисты. Но очень сложно увидеть неразвитую детскую эгоистичную психологическую позицию у себя. Я покажу на своём примере.

Детская эгоистичная позиция

Вчера меня обидели. Один человек (назовём его «Агрессор») наговорил близкому мне человеку гадости про меня. Оболгал, облил грязью, унизил, обесценил. Близкий человек рассказал мне об этом.

Какая у меня была реакция? Детская. Мне 44 года, но психологически я реагирую как ребенок.

За что? Ощущение несправедливости. Незаслуженности. Последующая попытка восстановить справедливость. Доказать. Хотя бы мысленно. Оправдаться.

Возмущение. Осуждение. Как не стыдно! Какой ужас! Как он мог?!

Беспомощность. Как ужасно, что я много лет пытаюсь доказать присутствующему в моей жизни Агрессору обратное, но человек все равно считает меня плохой, а я ничего не могу с этим поделать.

Беззащитность. Тот, кто, как я считаю, обязан меня защищать, не делает этого. Не может. Не хочет. Не считает себя обязанным. (Сволочь. Он тоже меня не любит.)

Предательство и одиночество. Я одна против всех. Меня обижают, защиты нет. Никто меня не любит!

Эмоциональная боль и обида. Жалость к себе. Ребёнок ревёт в три ручья. Возьмите меня на ручки! Решите кто-нибудь наконец эту проблему! Помогите же мне кто-нибудь!

Согласитесь, реакция логичная. Крайне неприятно выяснить, что про тебя за спиной рассказывают гадости. Ребенок имеет 100% основание плакать и требовать, чтобы его пожалели. И спасибо тем, у кого в этот момент я нашла эмоциональную поддержку.

Но в этой ситуации я была эгоисткой:

Я не заслужила. МЕНЯ обидели. Пожалейте МЕНЯ. За что СО МНОЙ так.

«Я» в центре. А что в этом плохого?

В том, что внутренний Ребенок очень сильно страдает от того, что у него нет защиты со стороны внутреннего Взрослого.

Не кто-то стороны должен был заступиться за меня в этой ситуации и защищать как истинный рыцарь, а именно я не должна была позволить ранить своего внутреннего Ребенка.

Это я не защитила своего Ребенка внутри, потому что мой Взрослый ещё не до конца развит. Потому что я нахожусь в открытой миру детской психологической позиции.

Это очень приятная и творческая позиция. Мир удивляет и вдохновляет. Я умею радоваться мелочам: виду из окна, котикам, цветочкам. С удовольствием узнаю новое. Чувствую себя молодой. Хочется петь и танцевать. Здорово же? Эмоции ярко окрашены. Нервы оголены. Упс!

Читали «Утренний манифест интуитивного едока», задача которого напомнить о необходимости психологической защиты? Как на тело мы надеваем одежду, так и наше «Я» нуждается в «одежде», в защите, пусть даже в маске, во Взрослом, который защитит маленького Ребенка внутри.

Теперь посмотрим, как мог бы выглядеть вчерашний вечер, если бы моя реакция была более взрослой. В , а мотивация окружающих и ситуация в целом.

Взрослая позиция

Я узнаю, что Агрессор рассказывал гадости и небылицы про меня. И задаю вопросы:

Зачем тот «нехороший человек» оболгал меня? Какую выгоду он преследовал?

Начинается простейший анализ:

— Этот человек хотел, чтобы мы поссорились?

— Может быть, но уж очень топорно.

— Агрессор просто глуп? Или это эмоциональный выплеск и не более того

— Ну, нет. Эта персона в жизни проявляет себя как продуманная личность. Не простая и не глупая. Более того, я знаю, что встреча была запланированная заранее. Видимо, ради этих слов и «вызывали».

Я нахожу нестыковку:

Очень странно, что Агрессор, зная нашу близость, не понимает, что мне всё передадут.

Так, стоп. Ещё раз. Агрессор знал, что мне передадут. Рассчитывал на это. Потому что я с Агрессором избегаю общаться, стала недостижима. Меня пытаются достать через близкого мне человека.

Ну, вот и встало всё на свои места. Агрессору не хватает эмоций. Обыкновенный бытовой эмоциональный вампиризм. Заодно поссориться перед новогодними праздниками и моим днём рождения — прекрасный повод не дарить подарков. И весело, и выгодно! А я всё равно никуда не денусь. Это объективность на сегодняшний день.

Стоит ли из-за этого расстраиваться и плакать? Только плечами пожать.

Добавлю. Есть ещё один мотив. Агрессор пытается повысить свою значимость в глазах близкого человека за счёт обесценивания меня. Агрессор нуждается в признании своей исключительно роли. К сожалению, я действительно не могу относиться с благодарностью к присутствию этой личности в своей жизни и на самом деле не ценю попытки «причить добро» мне и моей семье. Наверно, можно было бы сыграть такую благодарность, но уж больно тошно и противно. Я на такое способна только на больших «театральных представлениях» вроде отмечания юбилея толпой родственников. Агрессор это понимает и бесится. Но это фон наших отношений, а не конкретная причина вчерашнего события.

Ранняя: примеры

Раннее взросление личности может наступить в случае сильных эмоциональных жизненных потрясений.

Так, дети, оставшиеся без родителей, осознают реальность своих возможностей гораздо раньше сверстников.

У них раньше развивается способность к критическому мышлению, чувство ответственности за себя, самостоятельность и практичность.

Дети, потерявшие одного из родителей, также имеют шансы на более раннее взросление, поскольку неосознанно примеряют роль ушедшего члена семьи, да и попросту вынуждены развиваться более самостоятельно.

Ранее взросление иногда является характерной чертой личности, о ком говорят «сударь от природы». Но такие ситуации существуют скорее как исключение из правил, поскольку для полноценного развития такой черты нужны соответствующие обстоятельства.

Также раннее взросление характерно для людей, переживших военное время, тяжелые болезни близких родственников, развод. Все эти ситуации объединяет негативная окраска и потеря: уклада жизни, близкого человека.

В этих условиях происходит колоссальный скачок эмоционального восприятия и интеллекта, также стимулируется реалистичность познания мира и самого себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]