Особенности психического развития личности взрослого человека


Особенности развития личности взрослого человека

Определение 1
Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием.

Комплексные исследования, которые были проведены под руководством Б.Г. Ананьева, заложили основу психологии развития личности. Особое внимание в данных исследованиях уделялось психологии развития личности взрослого человека. Обусловлено это тем, что, по мнению Б.Г. Ананьева, именно процесс развития личности взрослого человека является одной из наименее изученных и разработанных проблем современной психологии.

Период взросления представляет собой основной и наиболее продолжительный период жизни человека. Однако, несмотря на значимость данного периода, в психологии до сих пор нет единого и однозначного представления об особенностях развития личности взрослого человека. Зачастую вопросы развития личности в период взрослости попросту игнорируются и даже ставятся под сомнение их значимость. Иногда эти вопросы ограничиваются или подменяются проблемами профессиональной деятельности человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Развитие личности взрослого человека 450 руб.
  • Реферат Развитие личности взрослого человека 230 руб.
  • Контрольная работа Развитие личности взрослого человека 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Таким образом, в настоящее время вопросы развития личности взрослого человека недостаточно проработаны, современная психология уделяет им мало внимания. Основное место в исследовании личности человека отводится периоду формирования личности в годы детства и юношества.

На современном этапе развития современной психологии, представления о развитии личности взрослого человека имеют либо статический контекст, либо регрессивный (обратный).

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить мнения об отрицании процесса развития человека в период взрослости. Данное мнение основано на биологическом подходе к личности человека. Однако, при более глубоком погружении в проблему можно увидеть, что это мнение в корне не верное и даже в некоторой мере неадекватное.

Существующие в настоящее время основные парадигмы исследования развития личности взрослого человека основаны на том, что потенциал взрослого человека исследован недостаточно. Подтверждение этому можно найти в исследованиях Мясищева, которые предполагал гармонизацию и обогащение внутреннего мира человека не протяжении всей его жизнедеятельности за счет его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Таким образом, развитие взрослого человека предполагает достижение высокого уровня личностной зрелости во всех трех сферах: отношение к самому себе, к другим людям, к миру.

Системное изложение свойств человеческой личности

Подлинное личностное само-сознание и само-познание невозможно вне сознания и познания природного единства человеческих личностей и из познавательных способностей. В силу взаимосвязи всех личностных свойств, мы можем различить и в личностном сознании, и познании свойства открытости и коммуникативности, имманентной динамичности и целостности, творческой природы и уникальности сознания, свободы и неизбежный нравственный характер познавательного процесса.

Личная открытость и коммуникативность познания означают, что познавательный процесс возможен лишь при открытости к общению с другими личностями. Имманентная динамичность и целостность познания подразумевают присущее антропологической гносеологии стремление к постоянному расширению области знания и построению внутренних смысловых связей между различными элементами этого знания. В отношении к личному само-сознанию целостность означает также временную непрерывность само-сознания. Творческая природа и уникальность познания отражаются в личном выборе «познавательной траектории» и креативном преломлении и синтезировании знания, своеобразном усвоении, структуризации и практической реализации накопленного объема знаний. Свобода и нравственный характер познавательного процесса подразумевают возможность свободной интерпретации знаний, ненасильственность процесса познания, свободное внутреннее отношение к тому или иному знанию, вплоть до возможности отказа «верить» даже в очевидное, личное доверие / недоверие источнику знания, а также неотъемлемый нравственный аспект знания, которое всегда подразумевает другие личности, вовлеченные в определенные отношения к этому же знанию или к практическому значению для них этого знания.

Примечания

1

.
Кушнаренко С. П.
Онтология личности по учению Максима Исповедника и философская герменевтика Г. Гадамера // Вестник Томского Государственного Университета. ­– 2009. № 324. ­– С. 84–92.

2

.
Ролник Ф. А.
Человеческая личность в свете тринитарных аналогий / Пер. И. Глазовой // Богословие личности / Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. ­– М.: изд. ББИ, 2013. ­– С. 65–72.

3

.
Boethius.
Liber de persona et Duabus naturis // Patrologia Latina (PL). In 221 vols. Accurante Migne J. P. Paris, 1844–55. ­– Vol. 64.

4

.
Майнарди А.
Поиск абсолютной свободы. Несколько замечаний о русском и итальянском персонализме в XX в. / Пер. А. Заякина // Богословие личности / Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. ­– М.: изд. ББИ, 2013. ­– С. 123–143.

5

.
Киприан (Керн), архим.
Антропология св. Григория Паламы. ­– М., 1986.

6

.
Прусс А. Р.
Искусственный интеллект и тождество личности // Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива. Материалы международной конференции 6–8 ноября 2008, Вако (США, шт.Техас) / Под общ. ред. В. К. Шохина. ­– М.
,
2009. ­– С. 14–30.

7

.
Зеньковский В. В.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии //
Его же.
Педагогические сочинения / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский / Ред. Е. Г. Осовский. ­– Саранск: Красный Октябрь, 2002.

8

.
Меррикс Т.
Воскрешение тела // Оксфордское руководство по философской теологии / Сост. Т. П. Флинт и М. К. Рей. ­– М., 2013. ­– С. 698–717.

9

.
S. Joannes Damascenus.
Contra Jacobitas // Patrologia Graeca (далее – PG). In 161 vols. Accurante Migne J. P. ­– Paris, 1857–85. ­– Vol. 94.

10

.
Венцлер Л.
Феноменальность и нефеноменальность человеческой личности // Историко-философский ежегодник / Отв. ред. М. А. Солопова. ­– М: Наука, 2006. ­– С. 285–293.

11

.
Ранер К.
Человек как личность и субъект/ Пер. В. Витковского // Богословие личности / Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. – М.: изд. ББИ, 2013. – С. 210–217.

12

.
S. Joannes Damascenus
. Dialectica. – PG. 94.

13

.
S. Joannes Damascenus
. Institutio elementaris. – PG 95.

14

.
Habermas J.
Erkenntnis und Interesse. – Frankfurt a. M., 1968.

15

.
Habermas J.
Theorie des kommunikati­ven Handelns. – Frankfurt a. M., 1981.

16

.
Habermas J.
Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. – Frank­furt a. M., 1983.

17

.
ЛосскийН. О.
Условия абсолютного добра. – Минск, 2011.

18

.
Антоний (Путилов), игум.
Письма к разным лицам. – М., 1969.

19

. S.
Maximus Confessor.
Expositio Orationis Dominicae. – PG 90.

20

.
S. Maximus Confessor.
Opuscula Theologica et Polemica. – PG 91.

21

.
S. Maximus Confessor.
Ambiguorum Liber. – PG 91.

22

.
McFadyen A. I.
The Call to Personhood: A Christian Theory of the Individual in So­cial Relationships. Cambridge, – 1990.

23

.
Софроний (Сахаров), архим.
Видеть Бога, как Он есть. – ТСЛ, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2006.

24

.
Каприо С.
Религиозный опыт в русской и западной антропологии // Богословие личности / Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. – М.: изд. ББИ, 2013. – С. 28–40.

25

.
S. Joannes Damascenus.
De Duabus Voluntatibus. – PG 95.

26

.
S. Joannes Damascenus.
De Fide Orthodoxa. – PG 94.

27

.
S. Gregorius Nyssenus.
Oratio catechetica. – PG 45.

28

. S.
Maximus Confessor.
Disputatio cum Pyrrho. – PG 91.

29

.
S. Gregorius Theologus.
Oratio ΧΧIΧ. – PG 36.

30

.
Борисовский П.
Догматические основы христианской морали по творениям св. Григория Богослова (окончание) // Вера и разум. – Харьков, 1894. – № 8. – С. 509–525.

31

.
Бердяев Н. А.
О назначении человека. – М.: Республика, – 1993.

32

.
ЛосскийН. О.
Условия абсолютного добра. – Минск, 2011.

33

.
S. Joannes Damascenus.
Homilia In Transfigurationem Domini. – PG 96.

34

. S.
Maximus Confessor.
Quaestiones ad Thalassium. – PG 90.

35

.
Harriet F. B.
Human Communion and Difference in Gregory of Nyssa // From Trinitarian Theology to the Philosophy of Human Person and Free Decision. Gregory of Nyssa: The Minor Treatises on Trinitarian Theology and Apollinarism, proceedings of the 11th International Colloquium on Gregory of Nyssa. – Tübingen, 17–20 сентября 2008. – P. 337–350.

36

. S.
Maximus Confessor.
Capitum Quinquies Centenorum Centuria V. – PG 90.

37

.
Лосев А. Ф.
История античной эстетики. Ранняя классика. – М., 1994.

38

.
Blowers P. M.
Maximus the Confessor, Gregory of Nyssa, and the Concept of Perpetual Progress // Vigiliae Christianae. – V. 46, No 2. (Jun., 1992). – P. 151–171.

39

.
Николай (Сахаров), иерод.
Понятие образа и подобия у архим. Софрония // Богословие. Философия. Культурология. Труды высшей религиозно-философской школы. Выпуск 4. – СПб., 1997. – С. 101–117.

40

.
Грегерсен Н.
Imago imaginis: человеческая личность с богословской точки зрения // Богословие личности / Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. – М.: изд. ББИ, 2013. – С. 1–27.

41

.
S. Gregorius Nyssenus.
De Vita Moysis. – PG 44.

42

.
S. Gregorius Theologus.
Oratio XLIV. Ιn Novam Dominicam. – PG 36.

43

.
Вольф М.
Индивидуальность в церковном сообществе / Пер. О. Розенберг // Богословие личности / Под ред. А. Бодрова и М. Толстуженко. – М.: изд. ББИ, 2013. – С. 230–241.

44

.
Булгаков C. H.
Ипостась и ипостасность (Scholia к «Свету Невечернему») 9 //
Его же.
Первообраз и образ: сочинения. – В 2-х т. – М., СПб., 1999. – Т. 2.

45

.
Бердяев Н. А.
Смысл творчества.

М., 1916.

46

.
Telepneff G.
The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers: a Study of Origen, St. Gregory the Theologian and St. Maximus the Confessor. Berkeley, California, 1991.

47

.
S. Gregorius Palamas.
Homilia VIII. – PG 151.

48

.
S. Gregorius Palamas.
Capita Physica, Theologica, Etc. – PG 150.

49

.
S. Gregorius Nyssenus.
Contra Eunomium. Lib. I. – PG 45.

50

.
Tollefsen T. Th.
St Maximus’ Concept of a Human Hypostasis // Knowing the purpose of creation through the resurrection. Proceedings of the Symposium on St. Maximus the Confessor. Belgrade, октября 18–21, 2012 / Ed. by bish. Maxim (Vasiljevic). Sebastian Press & the Faculty of Orthodox Theology – University of Belgrade, 2013. – P. 115–127.

51

.
Гарнцев M. A.
Антропология в византийской мысли: к характеристике концептуальной парадигмы // Логос. – М., 1991. – № 1. – С. 82–86. URL: https://anthropology.rinet.ru/old/1/garncev.htm (дата обращения 10. 09. 2013).

52

.
S. Maximus Confessor.
Epistolae. – PG 91.

53

.
Бахтин М. М.
Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. – СПб., 2000.

Иеромонах МЕФОДИЙ (Зинковский)

, кандидат технических наук, кандидат богословских наук, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия, кафедра Богословия, клирик Санкт-Петербургской митрополии. Область научных интересов – богословие, антропология.

В числе публикаций: монография – Богословие личности в XIX–XX вв. (СПб.: изд. О. Абышко, 2014), сборник – Связь времен (СПб.: Диалог, 2011, в соавторстве с иером. Кириллом Зинковским), автор богословских статей посвященных динамике человеческой личности в ее культурном аспекте; богословскому персонализму протопр. Иоанна Мейендорфа; богословскому понятию человеческой личности у В. Н. Лосского, терминам, релевантным богословию личности; богословию красоты в контексте богословия личности и др.

E-mail

Т. †7.

METHODY (Zinkovskiy), hieromonk

Candidate of technical and theological sciences, doctoral student at the All-Church Doctorate Program in the name of Saint Cyril and Methody, Department of Theology, priest of St. Petersburg Archdiocese.

Field of scientific interest: Theology, Anthropology.

Publications: «Theology of person in the 19th and 20th centuries» (SPb: ed. O. Abyshko, 2014), «The Time Junction» (collection in co-authorship with Kirill (Zinkovsky), hieromonk, SPb.: Dialogue, 2011), articles, reminiscences, sermons, poems.

Принципы и подходы к периодам человеческой жизни

Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:

  • Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
  • Биологический (параметры физического развития).
  • Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).

Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.

Теория Эльконина

Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути. Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения. Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:

  • Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
  • Подростковый этап – на молодой и старший.

Теория Эриксона

Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.

  • до 1 года — вера/недоверие;
  • 1-3 — сильная/слабая воля;
  • 3-7 —активность/пассивность;
  • 7-12 — уверенность/замкнутость в себе;
  • 12-18 — верность/диффузия;
  • 18-25 — любовное чувство/исключительность;
  • 25-65 — забота/одиночество;
  • от 65 — мудрость/презрительное отношение.

Концепция Выготского

В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо

Как считал Фрейд

Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:

  • Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
  • Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
  • Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
  • Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
  • Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.

Критические моменты

Периодизация возрастного развития позволяет выделить точки, которые нужны для перехода на новый уровень. Под этим часто понимают кризисы и овладение новыми навыками, умениями.

В год ребенок начинает ходить и активно познавать мир. Под влиянием окружающей среды у него формируются первые представления о жизни. В три года (некоторых детей в 1,5 года) его отдают в садик, и он переживает второй кризис. В этот момент ему приходится учиться взаимодействовать с другими людьми. Он проходит социализацию, первую ступень обучения, осваивает разные виды деятельности.

Новый период начинается с переходом в школу. Там он учится взаимодействовать с учителями, другими детьми. Ему приходится планировать деятельность, учиться ответственности и другим вещам.

Подростковый период еще иногда называют отрочество. В это время ребенку хочется отделиться от родителей, показать свою взрослость. Ему хочется отстаивать свои ценности и получить признание среди сверстников.

После окончания школы перед человеком встает вопрос: учиться дальше или пойти работать. Каждый вариант приносит свои преимущества и недостатки. Поэтому дальнейший путь индивид выбирает сам.

Примерно в 25-30 лет человек подводит первые итоги своей жизни: чего он достиг, что упустил и можно ли еще что-то исправить. У него обычно уже есть опыт отношений, в каких-то моментах он мог разочароваться.

С 30 до 40 лет идет профессиональное становление. Индивид старается развиваться в своей сфере, повышать квалификацию и изучать что-то новое. После 40 лет все уже становится относительно спокойно, и человек прекращает свои переживания о будущем.

В зрелом возрасте происходит подведение итогов жизни

Особое беспокойство может быть связано с тем, что в 45 лет обычно достигается предел количества детей. У женщин начинается климакс. С выходом на пенсию снова происходит переоценка ценностей, и человек ищет себе новые занятия в жизни.

В целом возрастные категории людей по годам имеют очень условные значения. Многое зависит от личных ощущений индивида, его здоровья и психологического состояния.

Для появления критических моментов в развитии должны сложиться предпосылки. Например, в 30 лет человек сравнивает себя со сверстниками, выделяет, чего они достигли, это дает ему основания для размышления.

Начало каждого жизненного периода можно выделить очень условно. Ни у кого не начинается этап в момент дня рождения. Даже сроки наступления полового созревания очень индивидуальны.

Периодизация психического развития

Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате.

У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть. Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления:

  1. С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
  2. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
  3. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
  4. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.

У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа:

  1. До года шло оживление.
  2. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
  3. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
  4. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.

Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации. Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]