Я не смогу без него жить! Где грань между любовью и зависимостью?


Как понять, любовь или зависимость между вами?


“Он меня любит, просто он такой…”

Оправдание партнера – первый звоночек того, что вы стали зависимы. Ваша привязанность в отношениях возникла из-за времени вместе, из-за приятных моментов, общих друзей, но смотрите на ваши отношения шире, в совокупности всех составляющих.

Первоначально задумайтесь, прошли ли ваши чувства испытание временем и трудностями. Проанализируйте вашу историю. Были ли предательства? Как вы себя ощущали? Попробуйте смоделировать ситуацию, когда вас настигла неудача, вы попали в сложную ситуацию. Сделает ли ваш партнер все для того, чтобы помочь вам, “расшибется ли он в лепешку”? Если он будет имитировать помощь ради приличия – тогда это не ваш человек. Любовь подтверждается поступками, не обходите стороной эту “школьную” истину.

“Я не могу поделиться с ним тем, что чувствую”

Есть еще несколько факторов, которые будут свидетельствовать о вашей любви. В первую очередь это искренность. В отношениях ни в коем случае нельзя быть зажатым. Без доверия и близости вы далеко не уедете. Вместо любви и крепких отношений вы получите банальное сожительство или нейтральное общение – и больше ничего. Или наоборот: ваш человек всегда готов вас выслушать, прийти на помощь, помочь ценным советом от души – берегите такого партнера.

Любовь прошла – завяли помидоры?

Если ваша страсть слишком рано утихла, у вас нет стремления проводить вместе время, совместному походу в кино вы предпочтете позвать в гости друзей, это может свидетельствовать о начале банальной привязанности. Вы боитесь, что закончится старая жизнь, вас пугают перемены – это нормально! Все хотят стабильности, но вредить своей жизни боязнью нового – точно не лучший выход.

“Мы решили немного пожить отдельно, чтобы все наладилось”

Не обманывайте себя. Решение жить порознь не приходит к счастливым парам. Вы постоянно ссоритесь, не находите общего языка даже в банальных вопросах и все еще верите, что любовь жива, и вовсе не привязанность держит на плаву ваши отношения? Вероятность того, что вы сможете восстановить прежние теплые отношения очень мала.

Конечно же, вы сейчас возразите, что вам часто бывает хорошо, когда вы вместе, и все уже налаживается. А вы уверены, что это не приливы ностальгии по прошлым чувствам? И любое неосторожное слово не станет причиной затяжной ссоры? Представьте, что будет через 5 или 10 лет. Вы готовы к таким отношениям? Если вы честно ответите себе, что готовы и уверены в аналогичном ответе партнера, скажете, что вы делаете все, чтобы наладить отношения, поздравляем: это не просто привязанность. Если же есть хоть тень сомнения, что готовы тратить время на такие отношения, рассматриваете вариант, что будет новая влюбленность или любовь в дальнейшем, то сейчас вы зависимы от отношений, не более.

Читайте по теме Ловушка зависимости в отношениях

Последствия неустранённой аддикции

При неразрешённости ситуации у болящей личности развиваются деструктивные исходы патологических отношений.

У женщин они проявляются::

  • Мучительными годами болезненных страданий с потерей смысла жизни без любимого человека.
  • Готовностью всё отдать ради того, кого любишь.
  • Отсутствием полноценного счастья на фоне маленьких и редких жизненных радостей.

У мужчин выявляются::

  • Тенденция взять всё под свой контроль.
  • Желание неосознанного отмщения, проявляющегося заведением случайных связей, унижением других женщин (проявление скрытой мести).
  • Страхом утраты.
  • Манипулятивные уходы от любимой, преследующие вызвать у неё зависимость и при этом самому получить удовольствие от полученной победы.

Как у женщин, так и у мужчин после потери любимого человека начинаются подсознательные заместительные поиски, которые в большинстве случаев приводят к «псевдолюбви» из-за невозможности забыть утраченное. Пристрастие проявляет себя очень многогранно и её жертвой становятся не только те, кто им страдает, но и окружающие люди. Рассмотреть все варианты в небольшой статье конечно невозможно.

Как как избавиться от любовной зависимости?

99% людей в той или иной мере задавались этим вопросом: кто-то в школе в порыве неразделенной любви, кто-то – в сознательном возрасте, поняв внезапно, что несчастлив в браке. В таких ситуациях лучше всего поможет специализированная помощь психолога. Даже если вы уже осознали, что человек рядом – вам чужой и вы не хотите быть вместе, уйти из таких отношений – не всегда простая задача.

Вы думаете: “Не смогу жить без него, у нас столько общего, вся жизнь!”. Конечно, сможете. Главное – решимость. Если уходите, не оставляйте себе сомнений. Поймите, что та модель жизни, в которой вы находитесь, не соответствует той, которую вы желаете. Только так привязанность в отношениях может быть уничтожена. И только так победите зависимость от любви и отношений, в которых несчастливы.

Откуда берется зависимость

Статья по теме

10 шагов к оптимизму

Зависимость часто проистекает из неразрешенных проблем в отношениях с кем-то из родителей, обычно с родителем противоположного пола. Это оказывает очень сильное давление на психику, и человек во взрослой жизни бессознательно ищет объект, на который можно направить свои невыраженные чувства.

Поэтому в отношениях зависимости другой человек по сути отсутствует. Он вынужденно играет чужую роль, часто вовсе не догадываясь об этом. Тем временем с чувствами зависимого партнера ничего не происходит, потому что они направлены не по адресу. С одной стороны, человек испытывает сильные эмоции, а с другой – ничего не меняется.

О чем вас следует предостеречь?

Многие люди часто совершают одну и ту же ошибку – занимаются чрезмерным самоанализом. В частности, пытаются создать себе проблему на ровном месте. Они задаются вопросом, любовь или зависимость у них, копают внутрь себя, хотя все лежит на поверхности. Если вы уверены в чувствах и в том, что они взаимны, готовы идти ради своего партнера на все, то не нужны вам никакие методики самоанализа. Просто живите этим моментом и живите счастливо.

Иногда даже зависимость от любви может быть полезна, а дальнейшее развитие отношений от вас все равно не всегда зависит. А мысли “не смогу жить без него” – заранее ставят вас в ситуацию проигравшего и точно не избавят вас от любовной зависимости. Вы все сможете! Неважно, влюбленность, любовь или зависимость движет вами в этот момент.

Глава 1. Влияние детства

Природа любви

Внутри каждого ребёнка заключён «эмоциональный сосуд», который ждёт того, чтобы его наполнили любовью.

Росс Кэмпбелл

В детстве человек практически полностью беспомощен, а родители выступают для него в роли богов, во власти которых – награждать и карать. Психологическое развитие ребёнка во многом зависит от его контактов с родителями. В первые годы жизни у него формируется базовое доверие к миру. Родительская безусловная любовь даёт ему понять, что он нужен. Если же один из родителей эмоционально нестабилен, это не может не сказаться на развитии и психике ребёнка. Без родительской любви ребёнок не способен к полноценному развитию. Такие дети намного чаще болеют и отстают в развитии, а в дальнейшем страдают от невротических расстройств личности.

В начале ХХ века в детских домах 9 из 10 сирот до 1 года умирали от истощения. Внешние факторы, объясняющие такую смертность, отсутствовали. С питанием и гигиеной не было никаких проблем. Было обнаружено, что эти дети умирали от недостатка любви и ласки, так как ласка влияет на биохимические процессы в организме ребёнка. Работники детских домов стали проявлять к ним родительскую ласку, брать на руки, убаюкивать – и смертность среди детей сократилась на 90%.

Во многом на такой подход к воспитанию детей повлияли результаты эксперимента под названием «Природа любви», который в 1950 году провёл профессор Висконсинского университета Гарри Харлоу. В своём эксперименте он использовал обезьян, так как у этого вида млекопитающих строение нервной системы наиболее схоже с нашей.

В первые часы жизни детёнышей обезьян забирали от мам и сажали в отдельные клетки. В изоляции детёныши проявляли ласку и привязанность к полотенцам, покрывавшим полы их клеток. Если полотенце забирали, детёныши нервно реагировали и вели себя агрессивно.

Эксперимент состоял из четырёх этапов.

На первом этапе обезьян поделили на две группы. Для них создали две суррогатные матери. Одна была из проволоки, а вторая представляла собой тёплый манекен со встроенной электролампой. В первой группе проволочная мать была с бутылочкой для кормления, а тёплая – без. Во второй – наоборот. В результате обезьяны из обеих групп больше времени проводили с мягкой и тёплой мамой.

На втором этапе в эксперимент внесли изменения. Первой группе досталась проволочная мать, а второй – тряпичная. Оба манекена были с бутылочками для кормления. Поведение обезьян из первой группы отличалось. Они чаще испытывали нервное напряжение, меньше проводили времени с мамой и проявляли признаки аутизма.

На третьем этапе проверялась роль матери в утешении ребёнка. Детёнышей пугали, наблюдая за их реакциями в стрессовой ситуации. В момент страха все обезьяны бежали к тряпичной маме – прикасаясь к ней, они успокаивались.

На финальном, четвёртом, этапе были сконструированы «злые матери» – тоже тряпичные и тёплые, но при этом они скидывали и отбрасывали от себя детёнышей. Обезьяны продолжали возвращаться к ним и жалобными звуками пытались извиниться.

В результате были получены выводы, что после 90 дней изоляции у младенца в психике образуются нарушения, которые впоследствии невозможно исправить. У людей такие нарушения образуются через шесть месяцев изоляции. Повзрослев, они не могут устанавливать контакты, ведут себя агрессивно, особенно по отношению к противоположному полу. Полностью подавляется родительский инстинкт, и они становятся не способными на заботу о собственном потомстве. Со своими детьми ведут себя агрессивно, игнорируют их потребности, проявляют жестокость вплоть до убийства.

Некоторые родители того времени осознанно не проявляли любви к ребёнку, так как считалось, что она ему попросту не нужна и «всё это пустые телячьи нежности». Такая точка зрения базировалась на воззрении психологов, что младенец не заинтересован в любви и воспринимает своих родителей только как источник, с помощью которого можно удовлетворять свои потребности в тепле и пище. Поэтому, несмотря на жестокость эксперимента, его вклад в психологию бесценен! Он опроверг взгляд на воспитание детей основателя бихевиоризма Джона Уотсона, а также гипотезу Фрейда, что секс является первичной потребностью. В экспериментах потребность обезьян в отношениях, контактах и прикосновениях доминировала над потребностью в сексе.

Психоаналитик Рене Шпиц одним из первых систематически исследовал то, как созревает и развивается психология младенцев. Он выявил последствия на развитие ребёнка при разлучении его с матерью и социальной изоляции, а также указал на прямую взаимосвязь психических расстройств ребёнка с установками матери.

В результате своих исследований Шпиц пришёл к обоснованным выводам, что недостаток материнской любви тормозит интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие ребёнка. Он замыкается и отстаёт в развитии. Выражается это в плохом владении речью, заторможенностью в движениях, эмоциональном истощении, апатии, проблемах с весом, слабой сопротивляемости болезням, социофобии.

Окружение формирует неокрепшее сознание

Если ребёнок окружён критицизмом, он учится обвинять.

Если ребёнок видит враждебность, он учится драться.

Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким.

Если с ребёнком обходятся справедливо, он учится справедливости.

Если ребёнок чувствует себя в безопасности, он учится верить.

Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно,

он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Нолт

Дети из благополучных семей вырастают самодостаточными, психологически зрелыми личностями, которые эффективно решают свои проблемы и легко преодолевают трудности. Под благополучной семьёй я подразумеваю ту, где ребёнок получил любовь и ласку, а также был приучен к ответственности за себя и свою жизнь.

Дети, которые по каким-либо причинам ощущают нехватку родительской любви и заботы, приучаются с детства выслуживать любовь. В обстоятельствах, когда ребёнок ощущает себя нелюбимым, то делает подсознательный вывод, что как человек он плох, никому не нужен и поэтому не заслуживает любви. Ведь взрослые умнее и сильнее, а значит, им лучше знать. У ребёнка нет способности самостоятельно формировать образ себя – его формируют родители. Ребёнок не может сам определить, хороший он или нет. Об этом ему сообщают родители, от которых он больше всего хочет получить любовь, ласку и заботу.

Если же в ответ на свои потребности он получает от родителей безразличие, то у него формируется установка «я никому не нужен». В будущем человек с подобной установкой будет постоянно испытывать тревогу. В своих попытках снизить ее он будет цепляться за людей, чтобы не оставаться в одиночестве и снова не испытывать ощущения брошенности и ненужности.

Обычно родители проявляющие безразличие к своим детям находятся в состоянии глубокой депрессии, и у них ни на что нет сил. Ребенок не в состоянии распознать причины и нередко полностью берет на себя ответственность за то, что его родитель несчастен. Ему кажется, что причиной всему он, что родителя угнетает сам факт его существования. Это формирует комплекс вины за собственную жизнь. Человек с комплексом вины пытается быть кому-то нужным, чтобы оправдаться перед самим собой за собственную жизнь.

Все это закладывается в детстве, в котором каждый недолюбленный ребенок выбирает для себя стратегию своего поведения.

Три стратегии недолюбленных детей

Каждый ребёнок рождается божеством, а затем опускается до человека.

Симона де Бовуар

Когда ребёнок оказывается в атмосфере, где базовые потребности в любви и принятии не удовлетворяются, тогда он пытается приспособиться. Из-за неспособности выразить свои чувства он выбирает для себя одну из трёх защитных стратегий:

1. Чтобы угодить родителям, ребёнок становится паинькой. Это идеальный ребёнок, которого не нужно воспитывать, так как он сам себя воспитал. Круглый отличник, пример остальным. Им могут гордиться, на него могут равняться, его могут ценить все… кроме собственных родителей. Такие дети живут в постоянном напряжении и затрачивают много сил, чтобы соответствовать и оправдывать надежды своих родителей, учителей, а впоследствии – и начальников. Они редко достигают личной автономии, независимости и всю жизнь ориентируются на какого-либо авторитета, в котором видят родителя.

2. Полностью противоположное поведение – бунт. Ребёнок становится хулиганом, попадает в неприятности, унижает слабых, чтобы компенсировать собственную неполноценность от того, что его не любят. Может начать воровать, что указывает на внутренний протест против поведения взрослых. Напоказ делает то, что под запретом. Своими выходками старается веселить окружающих. Но за всем этим поведением кроется отчаянная попытка получения внимания. Ребёнок хочет показать окружающим (и в первую очередь родителям), что он забавный, смелый, сильный, и поэтому его есть за что любить.

3. Ребёнок может уйти в себя и попытаться стать для окружающих невидимкой. Таких детей не видно и не слышно. Они не создают проблем и хотят, чтобы об их существовании позабыли. Создают свой внутренний, идеальный мир и уходят в фантазии. Погружаясь в них всё больше, впоследствии испытывают острый резонанс с реальностью. Ровесники с ними не считаются, потому что такие дети никому не противоречат и не учатся отстаивать себя и свои интересы в конфликтах, которые неизбежно возникают у детей. Повзрослев, они ведут посредственную жизнь и редко добиваются успехов в собственной реализации.

Выслуживание любви

Испорченные люди – это те, у которых нет любви.

Бернард Шоу

С детства ребёнок приучается выслуживать любовь у окружающих. Эта привычка подрывает самооценку и делает склонным к самопожертвованию. Будучи взрослым, человек может продолжать выслуживаться перед родителями, которые будут растаптывать его самоуважение вместо благодарности. Он будет делать это в надежде, что когда-нибудь они дадут то, что с детских лет ему было так нужно от них. При этом человек может попросту не осознавать, что его родители не способны на любовь или просто не научились её правильно выражать. Он может продолжать добиваться любви от них до седин, а всё потому, что у него в голове есть созданный им образ идеальных родителей, которых он всегда хотел иметь. И он верит, что если выполнит всё, что от него хотят и просят, то своими трудами он докажет, что хороший и его можно любить. А в награду эти требовательные и суровые люди превратятся в тех идеальных и любящих родителей. Тогда он будет счастлив, так как будет знать, что он хороший и заслуживает любви. Он убежден, что, если другие люди полюбят его, значит, он ценен, нужен, может быть счастливым и наслаждаться жизнью, тогда как в реальности люди любят и тянутся к тем, кто любит сам себя, кому хорошо наедине с самим собой, кто полностью самодостаточен. Те же, кто пытается выслужить любовь, часто бывают использованы окружением в своих целях, так и не получив того, к чему стремились. Если у человека не получается быть любимым, то он старается быть хотя бы нужным. Вырабатывается привычка безотказности в помощи другим в ущерб своим личным интересам.

Склонность выслуживать любовь может проявляться в неспособности выстраивать психологические границы, в безотказности окружающим с игнорированием собственных потребностей и перфекционизме.

Перфекционизм

Перфекционизм – сущностная характеристика механистического мышления. Он не признаёт ошибок, неуверенность неопределённости, неясные ситуации избегаются… Но в применении к природе это неизбежно ведёт к ошибке. Природа же неточна. Природа действует не механически, а функционально.

Вильгельм Райх

Авторитарный стиль воспитания порождает в человеке перфекционизм. Тогда индивид ставит очень завышенные цели и, не достигая их, впадает в депрессию, при этом не обращая внимания на достигнутое. Перфекционист игнорирует результат, если он несовершенен, вследствие чего появляется трудность в получении радости от сделанного и достигнутого, потому что практически все результаты списываются, ибо по стандартам перфекциониста они недостаточно хороши. Перфекционизм влияет таким образом, что человек утрачивает реальное объективное видение мира. Неспособность насладиться трудами своей деятельности приводит к заниженной самооценке и депрессии. Перфекционизм часто переходит в прокрастинацию – когда человек откладывает дело на потом из-за того, что боится сделать его несовершенно.

Перфекционизм является одним из способов выслужить любовь. Внутренний ребёнок перфекциониста старается доказать, что он всё делает правильно и заслуживает любви и внимания. Несовершенный результат для перфекциониста означает возможность лишиться любви окружающих. А за этим прячется страх расстроить родителей.

Перфекционист предъявляет высокие требования не только к себе, но и к окружающим, чем усугубляет отношения с ними. Он не задумывается над тем, что другие не обязаны соответствовать его личным стандартам. Не считается с их мнением. Вгоняя других в свои рамки, перфекционист покушается на их личностную свободу. В результате со временем люди могут отвернуться от перфекциониста.

Важно отметить, что перфекционизм формируется при условной родительской любви.

Отличие безусловной любви от условной

Где правит любовь, там нет желания властвовать, и где господство власти, там нет любви.

Карл Густав Юнг

Безусловная родительская любовь необходима каждому ребёнку. Получая её, ребёнок чувствует, что родители любят его независимо от успехов и неудач. Что бы он ни сделал, как бы ни ошибался и ни падал, такой ребёнок никогда не забывает, что родители его любят, что он им нужен. Это знание придаёт ребёнку уверенности, силы и радости. Своей безусловной любовью родители дают ему понять, что с ним всё в порядке.

Получая этот вид любви, дети не попадут в ловушку комплекса неполноценности, и если в дальнейшем окажутся в тяжёлой жизненной ситуации, как бы плохо им ни было, никогда не помыслят о самоубийстве. Безусловная любовь сеет в душе ребёнка самоуважение, способность дарить тепло и строить крепкие отношения. В семье, где есть безусловная любовь, трудности преодолеваются легко.

Многие родители дают своим детям заботу, но немногие дают им безусловную любовь, которую нельзя заслужить и контролировать. Безусловную любовь чаще склонны проявлять матери, но, увы, не все. Если с девочкой в детстве плохо обращались, это может поспособствовать тому, что у неё атрофируется материнский инстинкт и собственному ребёнку такой родитель сможет предложить только условную любовь.

Условная любовь даёт ребёнку понять, что он не ценен сам по себе и всегда может лишиться той любви, которую получил за что-то. От этого ребёнок подсознательно ощущает, что родители его не любят, а используют для реализации своих амбиций, которые не смогли воплотить в своей жизни, и теперь хотят реализоваться через него, либо просто насладиться властью, компенсировав таким способом свои комплексы неполноценности.

Посыл условной любви прост: «ты сделаешь то, что мне надо, а я тебя за это буду любить». Когда ребёнок делает что-то против воли родителей, он может услышать: «отойди, ты плохой, мама больше тебя не любит, и не реви – никто не любит плакс». Такие родители пытаются дрессировать своего ребёнка, используя детскую потребность в любви. В целях воспитания задействуют насилие, высмеивание и игнорирование (что является психологическим насилием).

Для проявления любви к собственным детям этим родителям нужен повод. Часто таким поводом становится болезнь ребёнка. Последний ощущает безразличие, но стоит ему заболеть – как родители сразу же уделяют ему время, проявляют заботу и ласку. При повторном поведении родителей в психике ребёнка происходит фиксация действий. Он делает вывод: «Я был никому не нужен, но стоило мне заболеть – и я получил заветную любовь. Значит, чтобы меня любили, нужно болеть». Если установка закрепляется, то в дальнейшем человек практикует данный метод получения любви уже во взрослой жизни на более постоянной основе, становясь хронически больным, недееспособным. Лечить таких людей без глубинной психотерапии бессмысленно – они всё равно будут продолжать болеть, так как имеют от этого скрытую выгоду.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]