Когда ребенок бьет взрослых
Оригинал тут КОГДА РЕБЕНОК БЬЕТ МАМУ
Я так часто в разных форматах рассказываю, что с этим делать, что обленилась и решила написать один раз подробно и давать ссылку. Итак, речь идет о ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он начинает проверять границы дозволенного. В частности таким способом. Бьет, щипает, кусает, дергает за волосы и т.д. маму, папу, бабушку. Как правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не распространяются на других детей. Что делать
. Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого достаточно. 1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что Вам больно и Вы не хотите, чтобы он Вас бил. 2. Если удар повторяется, постарайтесь перехватить руку. 3. Если в этот момент ребенок находится у Вас на руках, после второй попытки, нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что Вам не приятно такое обращение и на таких условиях Вы общаться не будете. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов. 4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук Вы действительно его расстроили. 5. Если после того, как Вы взяли малыша на руки, удар повторяется, снова спускаете его с рук, так же по возможности спокойно объясняя, ЧТО КОНКРЕТНО Вам не подходит. Важно найти такие слова, чтобы было точно понятно, что не ребенок плохой, а его поведение недопустимо. 6. Естественно, после этой попытки сразу на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша. 7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Т.е. если Вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил – выйти из комнаты. 8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что такое поведение – не самый удачный способ привлечь внимание и, главное, что он не работает. 9. Во всех этих действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему хватает 2-3 недель.
Классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением
: 1. «Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме. 2. «Притвориться плачущим» — это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то еще и то, как мама что-то изображает само по себе «развлечение». Особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль». 3. То же самое, что и п. 2 касается крика, воплей боли и т.д. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить. 4. Стыд. Как тебе не стыдно и т.д. Стыд это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слово. В начале статьи я писала, что это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять ситуацию стоит с себя.
Что делать, если ребенок бьет близких
Проблема:
Дети в 3-4 года испытывают очень сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Мало кого смущает, если ребенок хохочет во весь голос или прыгает от восторга или признается в любви по 10 раз в день, это чаще всего воспринимается как должное и вписывается в миф о детстве, как об абсолютно счастливом и беззаботном времени.
Но вот отрицательные эмоции, которые являются нормальными спутниками положительных, вызывают совсем иную реакцию. Почему-то многие взрослые считают, что ребенок в таком возрасте еще не способен или не имеет права на настоящие злость, агрессию, горе и всячески отрицают естественность этих эмоций. Кто-то пытается потакать ребенку во всем, лишь бы не допустить расстройства, кто-то просто запрещает ребенку проявлять негативные эмоции: плакать, кричать, ругаться. Оба пути одинаково опасны.
В первом случае ребенок лишен адекватных границ, из-за чего не чувствует себя в безопасности, во втором постоянное сдерживание отрицательных эмоций ведет к тому, что и положительных становится меньше, ребенок может стать апатичным, безвольным, нытиком и т.п.
Поэтому очень важно давать ребенку регулярно проявлять как положительные, так и отрицательные эмоции. При этом постепенно обучая его социально приемлемым вариантам их проявления.
Объяснение:
1. Когда ребенок проявляет физическую агрессию в отношении взрослого, последнему часто сложно видеть только саму ситуацию и помнить о возрастных возможностях ребенка. Часто в голове взрослого к ситуации приплетаются социальные стереотипы о том, что это провал в воспитании, что такие проявления нужно пресекать как можно жестче и бескомпромиссней, что нет смысла выяснять причину такой агрессии. Все это ведет лишь к обострению конфликта и непредсказуемым последствиям в поведении, самочувствии и эмоциональном состоянии ребенка. Важно в каждой ситуации стараться не накручивать лишнего и постараться увидеть за неприемлемым поведением своего хорошего ребенка, а не непослушного оторву. Дети могут говорить и делать очеь обидные вещи в этом возрасте, не осознавая насколько этим задевают взрослого. Обещая выгнать или даже убить, 3-4-летка не понимает толком, что стоит за данными словами, а лишь видит, что это действует на взрослого.
2. В случае с физической агрессией прежде всего стоит пресечь само действие, но не проявлять ответной агрессии. Взять ребенка за руки, на руки, отвести в другую комнату, если есть такая возможность, в общем, физически изолировать. Если ребенок еще только замахивается – можно пытаться пресечь словами, но если он уже щипает-толкает-пинает Вас или кого-то еще – прежде всего стоит прекратить это действие физически, сопровождая пояснениями. В данной ситуации бабушка была не готова к такому, поэтому первая ее реакция была спонтанной реакцией на обиду. Но затем бабушка пришла в себя и смогла отреагировать более адекватно: держать руки внука и спокойно обозначить границу: “Меня нельзя бить”. Также она смогла успокоиться и увидеть конфликт не как отдельное событие, а как результат каких-то предыдущих действий. Она вспомнила, что когда просила у внука убрать игрушки, то не завладела перед этим его вниманием, даже не повернулась к нему и не проверила, слышал ли он ее.
3. Далее бабушка все также дает указания автоматически, постепенно раздражаясь, что внук не делает то, что ему сказали. Тем не менее она по-прежнему говорит ему в спину и никак не проверяет, услышал ли он и понял ли ее слова. Скорее всего, ей кажется, что раз он находится в зоне слышимости, то должен был услышать, но на самом деле дети часто так увлекаются игрой, что совершенно не слышат, что происходит вокруг.
4. В результате, первый раз, когда внук слышит про уборку, оказывается претензией и наказанием, хотя бабушке кажется, что он просто придуряется и прекрасно знает, за что наказан. Со стороны ребенка же это выглядит совершенно несправедливым и неожиданным наказанием. Он настолько расстроен и зол, что не может найти словесных вариантов выражения этих эмоций и бросается на бабушку с кулаками. В данном случае агрессия была настолько сильной, что сдержать ее ребенку было не под силу, а других способов ее выражения ребенок не знал или не вспомнил.
5. Бабушка поняла причины поведения внука и поэтому ей стало понятней, как действовать дальше. Ведь то, что сначала выглядело ленью и немотивированной злостью, после обдумывания представилось в совершенно ином свете. Бабушка простыми вопросами уточняет у внука, правильно ли она поняла ситуацию. Это помогло ей подтвердить свои догадки, и одновременно помогает восстановить общение и успокоить ребенка. Часто ребенку достаточно простого подтверждения того, что его интересы и эмоции понимают и учитывают, чтоб успокоиться и снова вести себя адекватно.
6. Бабушка увидела, что ребенок уже может себя контролировать, поэтому отпустила его руки и решила обсудить ситуацию и границы. Она начинает разговор с простых бытовых вопросов, которые собственно и послужили началом конфликта. Поскольку перед этим она привлекла внимание ребенка и наладила контакт, то вопрос решается легко. В то же время понимая, что ребенок еще расстроен, она предлагает убираться вместе с ним. Увидев, что ребенок уже способен обсуждать конфликт, бабушка переходит к более абстрактным вещам, а именно учитывает ошибки данного конфликта и знакомит ребенка с выводами на будущее. Она рассказывает ему правила спокойно и кратко, без обвинений себя или его.
7. Взрослый понимает, что мало просто запретить нежелательное поведение, надо предложить альтернативу. В случае физической агрессии такими альтернативами могут стать битье подушки, топанье ногами, убегание в другую комнату, крик, просто словесное обозначение эмоции “я злюсь”. Какому-то ребенку стоит сразу озвучить все варианты сразу на выбор, сдругим можно вместе обсудить и выбрать один вариант, третьему будет легче, если взрослый подберет вариант самостоятельно. Но в любом случае, нельзя предлагать просто зажимать агрессию в себе, не давая ей выхода.
Мы в Vkontakte Мы в Facebook
Новые статьи :
Мамина свобода. Слинги и слингоаксессуарыВ наше время для женщины радость рождения малыша связана с множеством, как ей кажется, неудобств и даже проблем, справится с которыми вполне по силам, если заручиться опытом наших предков в прекрасном симбиозе с современными помощниками. читать далее » |
Благоустраиваем гардеробнуюГардеробная комната – это отличный способ спрятать вещи, не заставляя квартиру громоздкой мебелью. Как создать гардеробную вашей мечты, мы расскажем в этой статье. читать далее » |
Детский кошелекДавать ли детям деньги на карманные расходы? читать далее » |
Клубнично-йогуртовое мороженоеЕсли заморозить клубничное пюре – получится сорбе. Если заморозить йогурт – будет замороженный десерт. А если взбить миксером и то, и другое, а после заморозить – то это уже клубнично-йогуртовое мороженое. читать далее » |
Мы с тобой одной кровиКак узнать характер по группе крови, а также рекомендации по питанию в зависимости от группы крови в нашей новой статье.читать далее » |
Ударила ребенка
Добрый день, помогите пожалуйста мне разобраться, как себя вести. Моему ребенку три года, сегодня я дала ему внушительную пощечину. Так случилось, что на горшок по большому он до сих пор отказывается ходить достаточно часто, сегодня с утра собрались мыть попу, я попросила снять носки и штаны, носки он снял, а штаны не хочет «сама снимай, сама!!» и начинает визжать, как поросенок на весь этаж, я сказала, что он взрослый и должен снять сам, причина у этого есть — у меня по утрам сильно болит спина и нагнуться — весьма проблематично для меня, я объяснила ему это, но все продолжилось в том же духе «нет, ты сними, ты!!» я сказала, что не буду и еслин е снимет, пусть ходит с немытой попой, он побежал следом и стал колотить меня по ногам с криками, я опять предложила спокойно самому снять штаны и пойти вместе в ванную — отказ. Понимаю, что наверное надо было уступить и не затевать всё это, но я уже встала в позу и уступить не могла, потому что просто надоело всё это. В итоге я ушла в комнату и казала, что раз он так себя ведет, я не хочу с ним разговаривать, он начал орать и ударил меня со всей дури по лицу, я сдержала нахлынувшие чувства и просто дала не сильно по попе, но он не унимался и с криками и визгом опять стукнул меня по лицу и тут я не выдержала и влепила ему пощечину(((( Но не со злости и не с раздражением, а с попыткой дать понять, как это больно. Конечно, сразу раскаялась в содеянном, когда мы оба успокоились, я обьяснила, что не хотела и извинилась и спросила, понял ли он, почему я так сделала, он ответил «Потому что я тебя ударил». Мы помирились, конечно и все как обычно, но меня ужасно мучает совесть, потому что это не первый такой эпизод… Я редко его вообще физически наказываю, почти никогда, могу выйти из себя, покричать, но не больше, но меня просто ужасно выводит из себя его визг, крики, нежелание сделать что-то из упрямства. Вспышки такие происходят еще тогда, когда я не могу его по полтора часа уложить спать, он поясничает, пихается ногами, может стукат ьменя и ждать реакции, я прошу не кривляться, а он делает еще больше тоже самое и смеется и тут у меня темнеет в глазах и я могу дать по заднице или по губам( Я просто не узнаю в такие моменты своего ребенка, как из умного, смышленого мальчика он превращается в ничего не понимающего маленького задиру, которому нравится наблюдать за моим нарастающим гневом. И не могу научиться держать себя в руках(( КАК вести себя подобных ситуациях, где именно я веду себя неправильно, как можно остановить его такое поведение? Я очень боюсь, что если пустить всен а самотек — он просто перестанет меня воспринимать, как авторитет… Очень мучает совесть, считаю себя плохой мамой( Ребенок очень привязан ко мне, я сама сижу с ним дома, люблю его очень, всегда хвалю, он не ходит в детский сад… Может у него переизбыток общения со мной? Или он чувствует мою усталость? Не могу успопоиться, помогите! Как правильно вести себя?
Как справится со своими эмоциями и не ударить ребенка? (3 ответа)