Что делать, если ребёнок невнимательный и рассеянный?

Родители часто сталкиваются с детской рассеянностью еще в детском саду, но не обращают пристального внимания на эти признаки, считая, что с взрослением малыша всё пройдет само собой. Насторожить взрослого должны те моменты, где он не может сконцентрироваться и усидеть спокойно: лепка, мозаика, пазлы, рисование.

При том, что ребенок неусидчивый и невнимательный, он активно развивается, бегает, играет и общается со сверстниками. В момент подготовки к школе и в начальных классах родители замечают, что школьник не запоминает расписание, забывает сменную обувь, немыслимо долго делает уроки, так и не доделав их, не записывает заданий на дом. Что делать, если ребенок невнимательный и рассеянный, почему это происходит, и как родители могут помочь малышу – рассмотрим подробнее.

Причины рассеянности и невнимательности детей

Дома родителям легко справиться с рассеянностью детей, но когда невнимательный ребенок в школе — что делать? Главное – не повышать голос, не упрекать и не обижать. Если проанализировать его поведение, то можно предположить возможные причины отсутствия внимания:

  1. Гиперактивность – один из наиболее заметных факторов, выражаемых в повышенной двигательной активности малыша относительно других ровесников. Высидеть продолжительное время дома или на уроках он не может, поскольку постоянно отвлекается на птиц за окном, машины, животных и т.д..
  2. Болезненные состояния – ослабленный организм малыша занимает все его внимание, при этом сосредоточиться на чем-то одном ему очень сложно. Особенно это касается хронических заболеваний, которые сопровождаются частыми больничными — отрыв от занятий и общения с одноклассниками в школе выбивает ребенка из привычной жизни.
  3. Нехватка родительского внимания. Взрослые решают проблемы семьи, зарабатывая деньги, тратят много времени на дорогу и подолгу находятся на работе. Все это время школьник предоставлен самому себе, а по возвращении родителей домой старается привлечь их внимание любыми способами – от хулиганства и драк до неуспеваемости. Взрослые при этом считают, что он очень невнимательный и не может сосредоточиться на учебе.
  4. Загруженность малышей часто лишает их счастливого детства – большое количество занятий плаванием, языками, музыкой, танцами, спортом, безусловно, станет отличной инвестицией в его успешную дальнейшую жизнь, но лишает самого главного – ощущения беззаботности. Если родителям кажется, что малыш несобранный и невнимательный, возможно, он просто устал и не успевает отдыхать.
  5. Неправильная мотивация – частая причина рассеянности и забывчивости. В этом малыши очень похожи на взрослых, которые занимаются с удовольствием только теми делами, которые им действительно нравятся. Почему ребенок в школе невнимательный? Возможно, ему очень скучно слушать этот предмет и он не понимает, зачем ему это нужно.

Проблемы с вниманием и усидчивостью присутствуют у большинства детей в той или иной степени.

Под воздействием стрессов или нерегулярного питания, недостаточного отдыха или дефицита внимания со стороны взрослых может возникнуть чрезмерная невнимательность, забывчивость или рассеянность. В таком случае необходимо оказать помощь школьнику, выяснив перед этим, является ли такое поведением отклонением от нормы.

Ищем причины

Прежде чем обращаться за профессиональной помощью, понаблюдайте за малышом. Где именно он проявляет невнимательность?

В школе.

Если неудовлетворительное поведение наблюдается только в стенах школьного класса, тогда проблема, скорее, не в вашем малыше. Даже излишне активный сосед по парте может стать причиной того, что ребенок не может сосредоточиться. Иногда оказывается, что из-за плохой дисциплины на уроках и скучной подачи материала монотонным голосом «страдают» все дети, а учитель списывает свои педагогические ошибки на их невнимательность. Расспросите кроху: интересно ли ему слушать учителя? Какой у него голос? Что делают в это время другие дети?

Дома.

Если ребенок прилежно учится в школе, в различных секциях и кружках выполняет все задания, учителя и воспитатели им довольны, а дома не может повторить, о чем вы только что его попросили, причин невнимательности может быть несколько. Ребенок может расслабляться дома после напряженного рабочего дня. Он тоже имеет на это право! Иногда родителям стоит присмотреться к своему стилю воспитания. Часто ли вы читаете нотации своему малышу? Если вы регулярно как по расписанию твердите ребенку, что надо быть внимательнее – на такую нравоучительную атаку у ребенка вырабатывается защитная реакция: он просто перестает вас слышать!

Везде.

Когда малыш в любом месте, при выполнении любой просьбы или поставленной задачи не может собраться и сосредоточиться, отнеситесь к этому со всей серьезностью. Возможно, вы просто упустили этот момент воспитания в раннем детстве, но ничего пока еще не поздно вернуть. Занимайтесь тренировкой внимания дома, на прогулках, используйте для этого любую возможность. Обращение к специалисту будет уместно, если вы видите, что не справляетесь сами (у вас не хватает для этого знаний, времени).

Если проблему не удастся решить самостоятельно не пренебрегайте советом специалиста и обязательно сходите на прием к невропатологу. Современная медицина выделяет такой диагноз, как «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). При таком диагнозе многие врачи рекомендуют отдать ребенка на плавание или в другие спортивные секции, но назначение врача всегда зависит от особенностей каждого конкретного случая.

В большинстве случаев невнимательность – следствие отсутствия привычки к наблюдению и созерцанию, а также результат недостаточного внимания к занятиям по развитию памяти.

Как распознать отклонение от нормы?

В возрасте 6-7 лет ребенок уже достаточно сознательный, чтобы уметь концентрировать внимание, проявлять усидчивость, уметь хранить свои вещи. Когда родители отпускают детей в школу, обнаруживается, что не все эти навыки присутствуют. Тогда нужно присмотреться к школьнику дома, во время выполнения домашних заданий:

  • Очень быстро сделанные уроки подскажут взрослым, что сделаны они поверхностно, без вникания и понимания.
  • Затянувшееся время выполнения домашнего задания, порой даже не доведенного до конца;
  • В сделанных задачах очень много ошибок и помарок.
  • Постоянные жалобы на усталость и вялость детей при их минимальной загруженности указывают на проблемы со здоровьем.
  • Малыш часто отвлекается, уходит в раздумья, не занимается или переключается на игры.

Если ребенок рассеянный, невнимательный, что делать родителям при потере им вещей? Ни в коем случае не ругать и не повышать голос, поскольку малыш и так расстроен и чувствует себя виноватым. Недовольство взрослых и выговор за утрату вещи, на которую потратили деньги, усугубит состояние и может привести к детской депрессии.

Категорически запрещенные методы борьбы с рассеянностью детей

Когда собственный ребенок забывчив, невнимателен в школе, рассеянный на уроках, родители понимают, что нужно как-то помочь ему стать внимательными собранным. Путь решения этой задачи, как правило, выбирается самый простой – перекладывание ответственности на малыша.

То есть, дети должны сами за собой следить и дома, и в школе. Для школьного возраста такая нагрузка непосильна, поэтому не приводит к желаемым взрослыми результатам. Начинаются нравоучения, замечания, беседы, и в итоге маленький школьник начинает понимать, что он не может справиться с этой проблемой, а, значит, и пытаться не стоит.

Психологами были разработан ряд запретов для родителей, ведущих борьбу с рассеянностью детей:

  • никаких насмешек;
  • нельзя ругать;
  • обходиться без наказаний;
  • не сравнивать со сверстниками или старшими детьми;
  • избегать крайностей, лишая помощи взрослых в качестве поучения;
  • не винить ребенка, поскольку это не только его вина, а ответственность всей семьи.

Когда следует начинать приучать ребенка к аккуратности

Наверное, многие читатели помнят стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», которое рассказывает на примерах, как маленьким детям стоит поступать, а как нет. Помните строчки, которыми папа заканчивает свои наставления? «Помни это каждый сын. Знай любой ребенок: вырастет из сына cвин, если сын – свиненок». Но ведь свиненок вырастает в свина только если его воспитывают родители, которые сами не слишком-то следят за своей внешностью и за порядком в доме.

Когда малыш растет в семье, где уборка квартиры весьма редкое явление, где родители не слишком озабочены своей прической и одеждой, где мама не торопится сменить младенцу подгузник или не умывает малыша «по утрам и вечерам», то как она сможет привить ему аккуратность в старшем возрасте? Быть опрятным и чистоплотным – это качества личности, которые формируются в ребенке с самого рождения. Они, как и навык самостоятельности, чаще всего формируются под влиянием личного примера родителей.

Если с самого раннего возраста не заложить в детях потребность следить за чистотой одежды и комнаты, выполнять правила личной гигиены, то в 5-6 лет сделать это будет намного сложнее. Неряшливость и нечистоплотность, безалаберность и необязательность делают детей одиночками и изгоями среди сверстников. Никто в нормальном обществе не любит нерях. Особенно будет страдать ребенок-подросток. Ведь если дети младшего возраста еще как-то могут примириться с теми, у кого постоянно помята одежда и нечесаные волосы, то подростки такой небрежности во внешности не прощают никому из своих сверстников, независимо от пола.

Невнимательный ребенок — что делать?

В отличие от различных серьезных заболеваний детская рассеянность может быть исправлена простыми действиями со стороны взрослых. При этом важно не только заниматься малышом, но и следить за собой, не подавая ему плохой пример.

Итак, когда ребенок очень невнимательный–что делать и как помочь:

  1. Посетить невролога и психолога для устранения возможной медицинской причины расстройства поведения.
  2. Помогать делать уроки и учиться, не оставлять одного в решении школьных проблем.
  3. Хвалить за мелкие достижения, чтобы придать уверенности и повысить самооценку школьника.
  4. Расписать режим дня – количество отдыха должно быть адекватным школьному возрасту, а для игр и прогулок выделять несколько часов.
  5. Обеспечить уют на рабочем месте школьника – хороший стол для домашних заданий, удобные папки для хранения тетрадей, полки для учебников и др..
  6. Контролировать питание и сделать рацион здоровым. В еде должен присутствовать комплекс витаминов и минеральных веществ в достаточном количестве. Порции желательны без излишеств – перевший человек невосприимчив к учебе, да и здоровье от этого испортится.
  7. Помогать с мотивацией, показывать способы выделения важных дел среди остальных. Обучать совмещению отдыха и учебы.
  8. Следить и помогать заканчивать начатые дела, даже если это просто рисунок или книжка, которую не задавали в школе.

Рекомендации родителям: Что делать, если ребёнок невнимательный

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК.

Рекомендации для родителей по развитию внимания.

Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится — вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания

— это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания
— ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания
— ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развита переключаемость внимания
— ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания
— неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания
— ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены «упражнениями на внимание» в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.

Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6 лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне и умело организовывается взрослыми. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.

Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

  • типа нервной деятельности ребенка;
  • общего состояния организма;
  • эмоционального состояния ребенка;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка

, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны.
Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
Универсальное средство организации внимания — это речь

. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении — дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности.

Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов:

громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм «борьбы с помехами» и ориентировать его на завершение основной деятельности.

Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски

(«Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиг-раем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».

Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения

, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания. Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается.

Развивая внимание детей, важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка.

Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать,

от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком. Переключаемость внимания – это перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока.

Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Развивающие игры и упражнения

Упражнение «Да и Нет – не говори».

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания. Например, такие:
Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится? Сегодня понедельник? Вы сегодня опоздали на занятия? Сейчас зима? У тебя есть брат? Ты ночью спишь?
И т.д. Ребенок не должен отвечать «да» и «нет», а заменить эти слова другим ответом

Игра «Что изменилось?».

Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает, когда называют растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Корректор.

Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание. Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О). Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П – обведи в кружок». Через несколько дней дайте ребенку его же работу – пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя)

Упражнение «Раскрась вторую половинку».

Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок (можно листы раскраски разрезать пополам по вертикали). И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисо-вать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Упражнение «Цифровая таблица»

. Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 9 (16, 25), которые располагаются в произвольном порядке. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9 (16)». Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 16 (25) клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 21 (30), из них 5 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам).

Упражнение «Выполни по образцу»

(тренировка концентрации и произвольности внимания). Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин. Варианты клеточных узоров могут быть различны. Импровизируйте.

«Найди отличия»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Существуют и фабричные игры «Найди 10 (15) отличий». Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

«Говори!»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите следующее: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делаете паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.» Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д. Паузы между вопросом и ответом постепенно увеличивайте или чередуйте их продолжительность.

Игра «Три пункта»

Игра стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: «Раз, два, три — беги!» — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например: 1.Самое простое задание: — Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза; — Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель; — Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева. Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант. 2.Усложненное задание: — Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет; — Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы; — Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С». Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5.

Игра «Маленький жук».

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук». Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле. Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Упражнение «Бусы».

Для работы необходимо не менее шести фломастеров или цветных карандашей. Работа состоит из двух частей: I часть — рисование бус, II часть — проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция I: «У тебя на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя». Инструкция II: «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а ты проверь свои рисунки, все ли сделал правильно. Кто заметишь ошибку, сделай рядом новый рисунок». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.) Условия каждый раз можно изменять: увеличить количество бусинок, изменить цвет и т.д.

Игра «Какое что бывает?».

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. Примеры:
— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом).
Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
— Что бывает длинным? (коротким) — Что бывает широким (узким)? — Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Упражнения для тренировки внимательности

Когда родители находятся вместе со своими детьми на прогулке или в поездке, можно ненавязчиво предлагать игровые упражнения на тренировку внимательности и развитие памяти. Помимо своей эффективности они развлекут малыша и подарят отличное настроение:

  • «Что я вижу» — взрослый называет букву, а малыш называет несколько предметов вокруг себя, которые с нее начинаются.
  • «Слова» — из одного длинного слова нужно составить несколько коротких. Чем длиннее будет придуманное слово, тем больше комбинаций слогов.
  • «Пазл» — из множества фрагментов одной картинки нужно собрать единое изображение (героя мультфильма или кинофильма, животного или цветка).
  • «Найди ошибку» — написать небольшой текст, нарочно ошибаясь в словах. Задача школьника – найти эти ошибки и написать правильно.
  • Шахматы, шашки, нарды, настольные игры.
  • Заучивание стихов или коротких текстов наизусть.
  • Логические задачи «третий лишний».
  • Различные нарисованные головоломки с лабиринтами.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]