10 признаков надвигающейся болезни Альцгеймера


Все заболевания, которые связаны с необратимыми патологиями структур головного мозга у детей в процессе постэмбрионального и эмбрионального развития и проявляющиеся в результате этого разными психическими проблемами и интеллектуальной недоразвитостью, объединены в общий термин олигофрения или слабоумие у детей. По решению ВОЗ, совокупность заболеваний этого типа определяют как умственная отсталость, которой присвоен код по МКБ 10-F70-F79.

В Америке в законодательном порядке любые виды нейрокогнитивной неполноценности называют intellectual disability – то есть, интеллектуальной инвалидностью, определение «олигофрения» или «слабоумие» в западной современной психиатрии уже практически не употребляется.

Причины слабоумия у детей

Причины слабоумия у детей в детской психиатрии принято разделять на постнатальные (при родах, во время новорожденности и первых нескольких лет жизни), антенатальные (патогенные факторы, которые воздействуют на плод в процессе беременности) и наследственные (хромосомные нарушения и генные аномалии, на их долю приходится около 80% патологии).

Причины наследственного слабоумия у ребенка, как правило, обоснованы нарушениями в наборе хромосом либо их патологиями. Определим только самые распространенные:

  • 13-я хромосома – болезнь Патау;
  • 21-я хромосома – болезнь Дауна;
  • Нарушения в хромосоме 4p – болезнь Вольфа-Хиршхорна;
  • Нарушение фрагильной хромосомы – болезнь Ретта у девочек и Х-сцепленное заболевание у мальчиков;
  • Нарушение хромосомы 15р – болезнь Прадера-Вилли, хромосомы 9p – болезнь Альфи;
  • Патологии хромосомы 5p – олигофрения при синдроме кошачьего крика.

Все это ярко выраженные виды симптомов слабоумия у детей, когда нарушения развития разных структур головного мозга – это следствие дефектов хромосом.

Самые распространенные причины слабоумия у детей, которые связаны с наследственностью, обусловлены нарушением метаболизма: нарушение обменного процесса аминокислоты фенилаланина (фенилпировиноградная олигофрения), нехватка йода (неонатальный тиреотоксикоз), нехватка лизосомального фермента (нейрональный цероид липофусцинов), недостаток аргинин расщепляющего фермента (гипераргининемия) и т. д.

Антенатальные причины появления слабоумия у ребенка в себя включают:

  • плацентарную недостаточность (задержка развития плода в утробе матери);
  • внутриутробную хроническую гипоксию плода (нехватка кислорода);
  • перенесенная краснуха при беременности (приводит у ребенка к рубеолярному слабоумию);
  • заболевания матери (токсоплазма, сифилис, цитомегаловирус, вирус герпеса);
  • тератогенное действие на плод этанола (спиртного), а также некоторых принимаемых во время беременности лекарственных препаратов (аспирина, антибиотиков, изотретиноина, варфарина и т. д.);
  • токсическое действие паров ртути, свинца, фенола, пестицидов;
  • преждевременные роды, преэклампсия;
  • высокий уровень ионизирующей радиации.

К постнатальным причинам слабоумия относится острая асфиксия при родах либо черепно-мозговая травма (травма головы во время родов при использования вакуум-экстрактора или наложении щипцов). При этом нарушение работы головного мозга и дальнейшее слабоумие у детей может появиться при иммунной несовместимости по резусу крови матери и ребенка.

Олигофрения у ребенка в раннем возрасте может появиться в результате вирусно-бактериального поражения мозга Neisseria meningitidis, Listeria coli, Escherichia coli, St. Pneumonia, при энцефалите или менингите.

Диагностика

При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.

По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.

Психологическое тестирование


Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:

  1. Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
  2. Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
  3. Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
  4. Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.

Лабораторное исследование

При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.

Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.

Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.

Инструментальное обследование

  1. Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
  2. Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
  3. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.

Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.

Симптомы слабоумия у детей

Слабоумие обозначает значительные ограничения когнитивных и интеллектуальных способностей, а также адаптивного поведения, соответствующего возрасту, которые появляются у детей и остаются на всю жизнь. И стадии слабоумия у ребенка зависят от уровня ограничения умственных возможностей:

  • Первая или легкая стадия слабоумия (дебильность);
  • Вторая или умеренная стадия (неярко выраженная имбецильность);
  • Третья или тяжелая стадия (выраженная имбецильность);
  • Четвертая или глубокая стадия (идиотия).

Отличительными признаками легкого слабоумия у детей являются:

  • отсталость в физическом развитии;
  • уровень развития интеллекта (IQ) 51–68 баллов;
  • сложности с логическим и абстрактным мышлением;
  • неустойчивость внимания и плохая память;
  • большая внушаемость, которая часто приводит к абсолютной зависимости от влияния других лиц;
  • легкие расстройства поведения и эмоциональная нестабильность;
  • сложности в выполнении целенаправленных действий.

Врачи отмечают, что первые симптомы легкого нейрокогнитивного отклонения чаще всего можно выявить лишь после начала обучения ребенка в школе – в 7–10 лет, когда ему сложно дается освоение школьной программы. По статистике английских психиатров, приблизительно 88% детей с легким слабоумием только чуть медленней осваивают новые навыки и информацию.

При умеренном слабоумии IQ находится в пределах 36–48 баллов, а при тяжелом – на уровне 21–35 – то есть минимальна (в первой ситуации) возможность к самостоятельному мышлению или полностью отсутствует. Эти дети могут плохо питаться и спать, быстро раздражаются и устают. Отсталость в развитии выражено можно проследить в раннем возрасте: ползать, сидеть, говорить и ходить эти дети начинают позже остальных. Хоть, невзирая на все сложности, ребенок с имбецильностью может выучить минимальный словарный запас. Также наблюдаются проблемы с освоению элементарных действий по самообслуживанию, со слабой способностью к запоминанию и мелкой моторикой.

Слабоумие является непрогредиентным состояниям, то есть не прогрессирует, но признаки олигофрении у детей с тяжелой и умеренной стадией с возрастом для окружающих становятся более отчетливыми. Это выражается в абсолютной неспособности адаптировать и контролировать свое поведение, что зачастую проявляется отклонениям в поведении в форме приступов психомоторного возбуждения, в некоторых случаях до аффективных расстройств, которые напоминают психоз с элементами агрессии и эпилепсию припадков.

Около 7–18% детей со слабоумием имеют поведенческие проблемы, представляющие собой большую проблему для взрослых, которые за ними ухаживают. Но во время слабоумия, которое вызвано врожденным гипотиреозом, ребенок обычно апатичен и вял, его движения замедлены, вероятно, абсолютное отсутствие речи и слуха. То есть, в каждом отдельном случае появление определенных признаков определяют как патогенез, так уровень поражения мозга.

Особенности детей со слабоумием четвертой степени характеризуются отсутствием мыслительных возможностей и речи (при глубокой стадии уровень IQ меньше 19 балов). Глубокое слабоумие у детей практически постоянно определяется уже во время рождения либо вскорости после него. Многие эти дети имеют серьезные нарушения нервной системы и неспособны воспринимать речь, реагировать на внешние раздражители, выражать и испытывать эмоции (нет осознанной мимики), узнавать родителей, осязать предметы, координировать движения, ощущать запах, вкус и даже в некоторых случаях боль. Частый признак – это многократное механическое повторение одного движения либо, наоборот, состояние абсолютной неподвижности.

Нужно отметить, что для определенных симптомов олигофрении (болезни Апера, Крузона, Дауна и т. д.) присущи некоторые типичные внешние симптомы, в том числе, нарушения работы общей иннервации мышц (с судорогами или парезами) и проводимости глазных двигательных нервов (с нистагмом или косоглазием), черепно-лицевые аномалии. А со стороны эндокринной и сердечно-сосудистой системы может быть множество неспецифичных симптомов.

Симптомы болезни

Врожденное слабоумие характеризуется следующими симптомами:

  • Психическое недоразвитие с явными признаками интеллектуальной недостаточности.
  • Замедленный темп физического, умственного и психического развития.
  • Отсутствие динамики интеллектуального состояния.
  • Выраженная незрелость мозговых структур.

Стоит увидеть: Амавротическая идиотия

Достаточно сложно самостоятельно поставить точный диагноз заболевания, поэтому необходимо срочно обратиться к квалифицированному психотерапевту. Диагноз ставится на основании симптомов, а также после проведения соответствующего обследования ребенка.

Один из главных симптомов слабоумия — замедленный темп умственного и физического развития

Симптомы слабоумия у взрослых

Во время астенической формы олигофрения появляются следующие признаки:

  • Утомляемость, слабость;
  • Эмоциональная нестабильность;
  • Нарушение сознания, внимания;
  • Психическая неуравновешенность.

При атоническом слабоумии:

  • Необоснованное и нестабильное поведение.

Во время стенического слабоумия:

  • Неуравновешенность, вспыльчивость;
  • Нарушение психической реакции;
  • Неадекватное поведение.

Дисфорическая стадия:

  • Беспричинные перепады настроения;
  • Агрессивное поведение.

При этом совершенно все люди, у которых диагностирована «дебильность», имеют умственное расстройство. Безусловно, данный фактор повлияет на социальную адаптацию в обществе, как ребенка, так и взрослого. Пациентам с дебилизмом тяжело строить взаимоотношения с другими людьми, обучаться, они могут работать лишь на самых простых работах.

Область проявления проблем

Каждый участок головного мозга имеет свою задачу. Кора больших полушарий отвечает за сон, бодрствование, работу органов чувств. Подкорковые структуры контролируют поведение человека, его реакцию. Характер и симптомы деменции зависят от того, какой участок мозга поврежден.

Зона поражения Болезнь
Кора
  • болезнь Альцгеймера,
  • алкоголизм
Подкорковые структуры
  • болезнь Паркинсона;
  • синдром Хантингтона;
  • прогрессирующий надъядерный паралич
Корковые и подкорковые участки
  • слабоумие с тельцами Леви;
  • сосудистая деменция
Разные части головного мозга
  • болезнь Крейтцфельдта – Якоба
  • Почему препарат Гепарин опасен для больных COVID-19
  • Ларингит — симптомы и лечение
  • Народные средства для повышения потенции после 50 лет

Память

Проблемы с кратковременной памятью – ранний симптом деменции. Становится трудно вспоминать или понимать информацию. Человек помнит факты многолетней давности, но может напрочь забыть о событиях последних дней. Для отслеживания действий ему приходится полагаться на друзей, семью, электронные устройства.

Другие симптомы деменции, связанные с потерей памяти:

  • часто забывает, куда положил какую-нибудь вещь;
  • не может вспомнить, почему зашел в комнату;
  • постоянно забывает, что должен сделать.

Простые задачи

Ранним признаком деменции может быть неспособность выполнять простые дела. Человеку трудно следовать четким инструкциям, например, кулинарным рецептам. Больной не осознает порядок действий и не помнит их.

Ежедневные действия

При появлении деменции становится трудно выполнять привычные дела: работать на компьютере, настраивать телевизор и даже готовить чай. Проблема возникает постоянно, как на работе, так и дома.

С годами ситуация усугубляется под воздействием различных факторов.

Ориентация в пространстве и времени

С развитием деменции ухудшается чувство направления, способность ориентироваться на местности, распознавать указатели. Если человек их вспоминает, быстро о них забывает и теряется. Из-за этого близкие вынуждены постоянно контролировать его, ограничивать в передвижениях.

При прогрессировании заболевания исчезает чувство времени.

Больной не может понять, поздно сейчас или рано. Сверяясь с часами, он забывает даже приблизительное время. Пациенту трудно осознать факты настоящего и будущего. Он живет в прошлом, поэтому события ближайших дней для него нереальны.

Определение расстояния

Больные деменцией перестают правильно оценивать дистанцию, понимать названия улиц. Человек не может высчитать расстояние до нужной точки, выбрать более короткую и удобную дорогу.

  • Как узнать пароль от своего вай-фая на телефоне — пошаговое руководство
  • Куда пожаловаться, не выходя из дома
  • Перерасчет пенсии по потере кормильца — порядок проведения и формула

Речь и письмо

Со временем больному становится труднее поддерживать беседу. Он забывает, что говорил, о чем должен рассказать еще. Человеку становится трудно читать. Ухудшается письменная речь – появляется много ошибок, сильно хромает грамматика и стилистика. Почерк становится менее разборчивым.

Подозрительность

Когда ухудшаются память, мышление, способность делать выводы. Человек часто путается, перестает различать лица, не может подобрать правильные слова, нормально общаться. Он постоянно забывает, куда кладет предметы, деньги, важные документы, расстраивается и обвиняет в краже других людей.

Апатия

На ранней стадии деменции больной становится вялым. Его не интересуют прежние увлечения, хобби. Он отказывается от веселых занятий, не хочет выходить на улицу. Если раньше любил путешествовать, сейчас его устраивает пребывание в четырех стенах.

Замкнутость

Человек избегает общения с семьей, друзьями. Они ему кажутся слишком энергичными и эмоциональными. Больной может отстраниться и не разговаривать с близкими, не обращает внимания, когда другие заговаривают с ним, избегает людных мест.

Изменение характера

Люди с деменцией часто испытывают перепады настроения, могут переходить от раздражительности к подавленности, от испуга к тревожности. Они склонны часто рисковать, совершать необдуманные и неуместные поступки.

Диагностика слабоумия у ребенка

Полная информация о родах и беременности матери, сбор анамнеза (в том числе семейного), оценка общего и физиологического развития ребенка – это база, на которой основано диагностирование слабоумия у детей.

Но детские психиатры отмечают, что у детей дошкольного и раннего возраста выявить олигофрению (если, естественно, это неявно выраженный признак) довольно тяжело: определение уровня умственных способностей по Векслеру для дошкольников (по версии WAIS) рассчитано для малышей пяти лет и более, узнать уровень коммуникабельности и адаптационного поведения при помощи специально созданной рейтинговой шкалы – также довольно сложно. Остается только проверка умения складывать кубики и словарного запаса.

Поэтому определение психического развития (помимо выраженной идиотии и имбецильности) бывает осложнено, но при этом специалисту нужно максимально четко диагностировать симптоматику (зачастую неспецифичную) и определить связь клинической картины с причиной для задержки умственного развития.

В этом иногда помогают анализы крови – биохимический, общий, на RW, AntiHSV-IgM, на ферменты, CMV (цитомегаловирус) и токсоплазму, генетическое исследование, анализ мочи на аминокислоты и т. п. И лишь инструментальное обследование головного мозга – МРТ, КТ и энцефалография – сможет определить наличие черепно-мозговых нарушений.

Правильность диагностирования патологии умственного развития может обеспечить дифференциальное обследование, поскольку множество болезней и состояний (шизофрения, эпилепсия и т. д.) частично имеют похожую психоневрологическую симптоматику.

В большинстве стран мира определение слабоумия у детей производится согласно созданному Американской ассоциацией психиатров (APA) руководству по диагностики Statistical and Diagnostic Manual of mental disorders (DSM), и основывается на трех основных факторах: доказательствах того, что ограничения умственного развития стали очевидными в подростковом или детском возрасте, значительных ограничениях в одной или нескольких сферах адаптивного поведения и дефиците общих умственных возможностей.

Симптомы детской деменции

Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.

Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.

Дошкольники (до 7 лет)

Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.

Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:

  • позже сверстников начинает ходить и говорить,
  • забывает слова, неправильно строит предложения,
  • выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде,
  • испытывает равнодушие к внешнему миру,
  • утрачивает привязанность к близким.

Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.

Младшие школьники (7-11 лет)

Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:

  • учащийся с трудом усваивает новый материал,
  • медленно пишет и читает, не может решить логические задачки,
  • не понимает смысл пословиц и поговорок,
  • не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста,
  • забывает слова, с трудом строит предложения,
  • неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих,
  • быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.

Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.

Юноши и девушки (11-18 лет)

Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:

  • ребенок не усваивает социально-правовые нормы,
  • не следит за собой, выглядит неопрятно,
  • теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности,
  • начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи,
  • все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями,
  • плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.

Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.

О симптомах умственной отсталости в этом видео:

Лечение слабоумия

Практически все психиатры говорят прямо родителям детей со слабоумием, что умственная отсталость в развитии – это не заболевание, а состояние, и невозможно вылечить этих детей: лекарства против олигофрении не существует.

Потому лечение детского слабоумия – это, по большому счету, реабилитация детей у которых диагноз олигофрения: с помощью усилий взрослых и педагогов специализированных учебных учреждений многие дети с умственной отсталостью (за исключением тяжелой имбецильности и идиотии) смогут многому научиться. Однако это требует больше усилий и займет больше времени.

Детям с легкой степенью недоразвитости необходимы позитивная мотивация, поддержка и внимание, а детям с умеренной формой слабоумия нужно помочь овладеть простейшими навыками общения с родителями и остальными детьми, научить их элементарному самообслуживанию. В специальных школах реабилитация производится методами коррекционной лечебной педагогики, и большинство детей с умеренной формой слабоумия получают начальные навыки письма, счета, ручного труда, рисования, чтения.

Этиологическое лечение может применяться только в случаях, если олигофрения связана с ферментопатиями (фенилкетонурия) или наследственными нарушениями обменных процессов.

Используемая врачами симптоматическая терапия слабоумия у детей – с применением нейролептиков (антипсихотических средств) или транквилизаторов (седативных препаратов) – направлена на улучшение настроения, снятие обсессивно-компульсивных расстройств и повышенной напряженности, а также требуется при тяжелых расстройствах поведения с явной агрессивностью или психотическом возбуждении.

Но эти препараты вызывают множество побочных явлений, а постоянное использование нейролептиков имеет почти неизбежные последствия в форме непроизвольной спастики мышц, ригидности экстрапирамидных двигательных расстройств, устойчивом нарушении остроты зрения и сна. Также может развиться амнезия и ухудшиться память.

Более целесообразным является использование витаминов группы В. Например, препарата Гамалате В6 (в виде раствора для приема вовнутрь) – с витамином В6, гамма-аминомасляной кислотой и гидробромидом глутамата магния, который имеет седативное воздействие (купирует процессы возбуждения нервной системы) и при этом способствует улучшению памяти и повышению концентрации внимания.

Народные способы лечения

Народные способы лечения детской олигофрении, подразумевают лечение растениями: настоем корней лекарственной валерианы (запрещается давать детям спиртовую аптечную настойку). Также применяются корень женьшеня и растения гинкго билоба. Гомеопатия при лечении детей с умственной отсталостью в развитии не используется.

Прогноз

Прогноз слабоумия у детей – сопутствующие психологические проблемы и пожизненная неполноценность интеллекта разного уровня. При глубоком слабоумии (идиотии) и тяжелых стадиях (явно выраженной имбецильности) – инвалидность, которая иногда требует нахождения в специальных медицинских заведениях.

Профилактика

Профилактика слабоумия состоит в полноценном обследовании женщины во время планирования беременности (непременно необходимо провести обследование крови на TORCH-бактерии), также нужно проконсультироваться с генетиками, тем более, когда в семейной истории будущих родителей были зафиксированы случаи рождения детей с разными признаками умственной неполноценности. Непременному лечению перед беременностью подлежат сифилис, цитомегалия, конгенитальный токсоплазмоз. Беременным в первом триместре нужно непременно принимать фолиевую кислоту и не допускать инфицирования (коревой краснухи и т. д.).

По статистике Американской академии подростковой и детской психиатрии (AACAP), отсталостью в умственном развитии страдают практически 7 млн. человек в Америке, из которых больше 600 тысяч в возрасте 7–25 лет. В Англии подростков и детей с разной степенью слабоумия насчитывается около 250 тыс. Детская олигофрения затрагивает 3–4% общей численности населения на Земле. 80–95% имеют легкую степень патологии. Из всего сказанного выше вполне логично сделать вывод о том, что гораздо легче предотвратить симптомы слабоумия, нежели вылечить его, тем более с учетом того, что лечению это заболевание не сильно поддается.

Степени заболевания

Выделяют несколько вариантов умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая степень. Расскажем о них чуть подробнее.

Легкая умственная отсталость нередко подразумевает дебильность. Это слово ошибочно вошло в запас отечественных граждан в качестве ругательства, однако в сущности оно подразумевает лишь особенности развития.

Дебилы могут учиться в одном классе с другими детками и почти ничем не отличаться от них, разве что вялостью и отсутствием инициативы. Такой ребенок может достичь успехов в случае правильного воспитания.

Умеренная степень умственной отсталости называется имбецильностью. Такие дети обучаются с трудом и имеют скудный словарный запас (около трехсот слов). Они могут учиться дома или в специальных школах и в результате получить базовые знания. Навыками самообслуживания имбецилы обладают вполне хорошо.

Глубокой степенью отсталости называют идиотией. Идиоты неспособны адекватно мыслить и разговаривать, обращенной к ним речи они вовсе не понимают. Такие дети не могут самостоятельно ухаживать за собой, и поэтому нуждаются в постоянной помощи от родителей.

Такие больные не всегда отличают «своих» от «чужих», и могут испытывать только базовые эмоции: удовольствие и неудовольствие. В последнем случае негодование выражается сильным криком и агрессией.

Особенности детского слабоумия

Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.

Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.

«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.

В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:

  • добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
  • озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.

Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.

Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.

Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.

Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.

Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.

Профилактика и лечение

С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.

К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.

Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.

Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.

Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.

В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]