Консультация «Ребёнок не хочет заниматься. Причины. И что делать?»
Кристина Ч
Консультация «Ребёнок не хочет заниматься. Причины. И что делать?»
Все мы знаем, что дети от природы любознательны и любят учиться новому, и если процесс обучения проходит согласно детской психологии, то дети будут заниматься с удовольствием.
С ребенком до 3х лет – самое главное это контакт с мамой, всё развитие ребёнка сконцентрировано на маме, если мама отвела ребёнка на развивашки и хочет посидеть подождать, ничего хорошего не получится.
Мама должна максимально включиться в занятие вместе с ребёнком, выполнять задания педагога, даже если ребёнок сначала будет просто наблюдать, позже он присоединится к занятиям.
Ещё важно для детей до 3х лет, как и для других детей — системность и ритуальность, например песенка в начале и в конце занятия, это может помочь вам в самостоятельных занятиях дома.
Так же не надо говорить «давай заниматься буквами» нужно позвать ребёнка играть в буквы, потому что ведущая деятельность ребёнка дошкольника – ИГРА
В игровой форме ребёнку будет учиться в радость, нужен сюжет, сценарий и игровое задание.
Очень понравятся различные квесты и викторины
Сидеть за партой дошкольнику не обязательно
Не критикуйте, не ругайтесь, не пугайте ребёнка если он не хочет заниматься.
Что мешает ребёнку учиться:
1. Критика – например малышу надо сложить мячики в корзинку, а он бросает мимо, и мама говорит «нет, ты делаешь не то»
отрицание и есть критика, конечно он
сделал не то, но ребёнок делает что может. Нужно сказать, да мяч сейчас улетел не туда, а теперь давай попробуем положить его в корзину, мягко направляйте деятельность.
От 3х и старше – детей оценивают, «ой посмотри какая кривая буква»
,
ребёнок это считывает как критику, или например, ответил на вопрос, а вы говорите — нет не правильно, и всё у ребёнка пропадает мотивация что-то делать.
Надо мягко сказать, хорошо, у тебя получается такая версия, а давай подумаем ещё раз или давай попробуем нарисовать ещё раз, не критикуете предыдущий результат и предлагаете двигаться дальше.
Дети очень чувствительны к критике и оценке.
Даже если ребёнок сам понимает что получилось не очень, он все равно на вас обидится за критику, если видите плохую работу,можно сказать: «я вижу что ты полностью сделал задание, и в следующий раз у тебя получится ещё лучше», давайте позитивный прогноз на будущее, поддерживайте
2. Чрезмерная жёсткость требований и рамок – например «есть только один правильный способ играть в эту игру»
,
Или слишком много требований, «сядь красиво, ручку положи сюда, начинай отсюда и т. д.»
.
Надо помнить, что у ребёнка дошкольного возраста основная задача – получить удовольствие от занятий, радость и ощутить радость познания.
3. Ещё одна проблема — перенасыщенный график.
Надо трезво оценивать нагрузку на ребёнка, не надо записывать на много развивашек, нервная система ребёнка будет перегружена
5. Слишком трудно, ребёнок считает себя не успешным на занятии.
Всегда лучше отталкиваться от сильных сторон ребёнка, это даст ему ощущение успешности, если любит музыку, то не надо отдавать на рисование
Вывод:
— Превращайте все занятия в игру
— Не критикуйте
— Ищите сильные стороны ребёнка
— Не перегружайте
— Прислушивайтесь к его желаниям
И помните – главное чтобы ребёнок получил удовольствие от занятий.
Педагог-психолог: Кристина Александровна Чистякова
МБДОУ №32 «Соловушка»
«Мам, я устал»: что делать, если ребёнок не хочет заниматься
Если во время учебного года ребёнка ещё можно было как-то стимулировать заняться учёбой, то в каникулы с этим могут возникнуть проблемы. После 10 минут уроков ребёнок начинает вертеться, скучать и говорить, что устал. Что с этим делать? Рассказывает наш блогер, психолог Наталья Вечерина.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Ваш ребёнок бодро и весело играет, но приходит время читать, заниматься, и всё меняется? Накатывает усталость и от бодрости не остается и следа? А ведь прошло не так много времени. Может быть ребёнок притворяется, ленится или, того хуже, издевается над вами?
Мы всегда сравниваем себя со своими детьми. Но последнее время к таким сравнениям прибавляется родительская тревога: «Что не так с моим ребенком»? Беспокойство родителей небезосновательно. Дети стали другими. Особенности внимания, памяти, параметры умственной работоспособности изменились. Наряду с гиперактивностью, импульсивностью, отвлекаемостью исследователи определяют характерной чертой нынешних детей повышенную утомляемость.
Именно поэтому ребёнок, выполняя домашнее задание или читая, через непродолжительное время начинает ёрзать, крутиться, менять позу, жаловаться на головную боль или боль в животе, и, в конце концов, выключается из работы, отодвигая книгу, учебник или тетрадь со словами «больше не могу». Никакие воспитательные меры при этом не работают. Что с этим делать и что важно учитывать при организации занятий?
Используем правило плавного входа и ритм-график
Существует такое хитрое понятие, как период врабатываемости — время, за которое все системы организма настраиваются на ту или иную деятельность. У каждых возрастных групп есть свои временные периоды врабатываемости. Для детей 5-6 лет этот период составляет 5-6 минут, для детей 6-7 дет — 1,5-3 минуты. У медлительных или ослабленных после болезни детей это время может увеличиваться примерно в 1,5-2 раза.
Что это означает? Что ребёнку перед основным объёмом заданий обязательно нужна настройка, своеобразная подготовка. Ребёнку нужно дать время, чтобы он мог перестроиться на другой вид деятельности.
Облегчить этот процесс помогает организация занятий примерно в одно и то же время или последовательная, спланированная очередность событий, когда ребёнок понимает, что и когда он делает. Например, мы играем, идём в магазин, готовим обед, а потом будем читать.
Нарисуйте вместе с ребёнком на листе ватмана все ваши самые важные дела: игры, помощь маме, занятия
Последовательно идите по ритм-графику, вместе отмечайте выполненное цветными наклейками или значками. В таком случае процесс настройки будет проходить для ребенка в разы проще и легче, а уставать он будет меньше.
Учитываем временные сроки оптимальной работоспособности маленьких учеников
Сколько времени ребенок может заниматься продуктивно, зависит от его возраста. В 5-6 лет — это 10 минут, а в 6-7 — уже 15-17 минут. После этого наступает период неустойчивой работоспособности. То есть ребёнок еще выполняет задание, но уже снижается эффективность (этот период длится примерно 5-7 минут), после чего наступает утомление.
Учимся и двигаемся
А что же делать, если занятия по времени длятся явно дольше, чем 15-20 минут? Ответ прост: между упражнениями и заданиями должны быть динамические паузы. Это может быть зрительная гимнастика, физкульт-минутки, любая двигательная активность.
Почему ребенок ничего не хочет делать
Ответ на вопрос один — ребенок обескуражен. Он чувствует, что вложение усилий в обучение или новое хобби не «стоит того», легче сделать вид, что ему все равно. Он как будто застрял в негативном настрое, замаскировывая разочарование за плохим поведением, обвинением взрослых в своих поражениях.
Самый простой способ добиться успеха — выиграть в компьютерной игре и это конечно, приносит больше удовлетворения, чем усилия направленные на приобретение необходимых жизненных навыков.
Ребенок понимает, что память может подвести и стих расскажет на тройку, а если дрогнет рука — за почерк снизят оценку. Далее последуют высказывания — лентяй, неряха, неудачник. Успешный опыт достижения цели и положительный настрой в таких условиях — невозможны.
Ребенка можно заставить, надавить угрозами, но это не тот опыт, который нужен.
Дети не ленивы. Они могут быть разочарованными, пессимистичными, злыми, самокритичными, неуверенными в своих способностях. Но это не лень. Заблуждение о детской лени одно из самых разрушительных.
Способность упорно трудиться ради выполнения какой-либо задачи требует развитого чувства долга, ответственности и уверенности в том, что итог будет успешным.
Однако, конструктивная деятельность сопровождается беспокойством, временными трудностями и разочарованиями, дети, которые не мотивированы на успех, слишком быстро сдаются. Другая распространенная причина — недиагностированные или недооцененные физиологические особенности.
Это может быть гиперактивность, медлительность, дислексия, эмоциональность и пр. Даже легкая невнимательность становится источником постоянной тревоги и нежелания доводить дело до конца.
Для некоторых школьников диктант, чтение или поделка из бумаги представляются настоящим испытанием, которое заканчивается провалом. Создается впечатление, что ребенок «ничего не хочет делать и ничего не умеет», хотя на самом деле это далеко не так и ему просто необходима помощь взрослого.
Привычка видеть неудачи — итог того, что ребенок не хочет ничего делать. Изменить отношение к приобретению знаний становится трудно, «достучаться» до сознания юного мятежника практически невозможно никакими примерами из жизни или уговорами.
Он уверен в своих неудачах, он видел их, его опыт достижения цели — негативный. Кроме того неудачный итог «подкрепляется» учителями, родителями и сверстниками, когда они высказывают недовольство.
Проблема отсутствия мотивации = проблема деморализации, будь то явная или замаскированная. Изменить ситуацию поможет главный принцип, который присутствует с раннего возраста — все люди стремятся к достижению цели, без этого, они не учились бы говорить или делать первые шаги.
Дети хотят заслужить одобрение, похвалу, услышать от взрослых слова гордости — это и есть тот «волшебный» способ помочь выйти из череды неудач.
Ребенок не хочет заниматься
Здравствуйте)
С 4 лет начали дочку приобщать к занятиям. Ребенок очень подвижный, постоянно испытывает двигательный голод. Очень эмоциональная и обидчивая.
Мечтает стать балериной. У нас в городе нет такой школы, повели на спортивную гимнастику (в том числе, чтобы голод этот утолить). Через 3-4 месяца (дедушка водил, сидел в коридоре), два тренера вывели ее с занятий и сказали, что не слушается, часто плачет (тренер била ее часто по попе). Сказали, больше не приводить ее. Очень обидно!!!
На занятиях тоже могла часто сильно плакать от того, что кто-то ее нечаянно задел рукой и т.п.
Делает то, что ей нравится (например, уходит с занятия и прыгает на матах и т.п.). То есть проявляет независимость. Хочет — делает, не хочет — не делает. Уже начали появляться результаты, очень заметно было дома. И главное, ей это нравилось!!! и в садике хвалилась всем, что ходит на гимнастику.
Ребенок также за несколько месяцев до этого начал сильно заикаться. Начали водить к логопедам (водили 4 месяца). Эффект очень хороший. Заикание ушло, появился звук «рь», но «р твердого» пока еще нет.
Не хочет заниматься, постоянно ворчит «Ну что, теперь мне еще делать это и это?? Мне опять это делать??». Капризничает. Хотя дома с папой то же самое хорошо выполняет.
логопед хороший, мотивирует, старается найти подход к ребенку.
Вот в общем-то такие проблемы.
У кого есть опыт, отзовитесь) Напишите, пожалуйста, что с ребенком?
Не хватает силы воли?? Интереса? короткое, ограниченное внимание?
И главное, я боюсь уже того, что как все у нас будет в школе? То же самое?
ВОТ ПРОСТО ИНФОРМАЦИЯ О РЕБЕНКЕ. В садик ходит с двух лет, с удовольствием, справляется с заданиями лучше всех в группе ( со слов воспитателя) — имею в виду прописи, рисование; нормы пребывания в садике освоила (сама кушает всю еду в садике, танцует, поет, никого не обижает, не шумит и т.п.).
Дома тоже начинает есть сама (это была проблема раньше), засыпает сама с кровати после чтения (сама ночник выключает, спит в темноте), любит рисовать, танцевать.
Сейчас много придумывает, сочиняет песенки, истории, много говорит. И даже выключает мультики сама и может часок другой что-то шептать, фантазировать в тишине. И меня даже пугает то, что уходит интеллект в фантазирование.
Всегда очень много говорила. В 1,5 года словарный запас был просто огромен. Речь ранняя. Очень эрудированная, много знает, любит запоминать и произносить сложные редкие слова.
Сейчас заикание практически ушло, планирую с появлением звука Р, отдать в английский класс с 5 лет и на рисование, раз у нас это хорошо идет.