Настроение в системе эмоциональных состояний
Эмоциональная сфера человека представлена разнообразными видами переживаний. Они различаются по длительности, силе, связи с определенной сферой жизни. Например, чувства всегда предметны, то есть направлены на конкретный предмет. Просто любить и ненавидеть нельзя. А вот эмоции ситуативны и обусловлены не отношением к предмету, а ситуацией, то есть определенным стечением обстоятельств. Наиболее сильные, но кратковременные эмоциональные состояния – это аффекты, а наиболее устойчивые – чувства.
В системе эмоциональных переживаний настроение занимает особое место, так как окрашивает всю деятельность человека, все его мировосприятие и влияет на оценку окружающего.
Настроение в психологии определяется как общее эмоциональное состояние человека, которое не связано с конкретным предметом или ситуацией. Точнее, наше настроение может измениться под влиянием какого-то обстоятельства или события. Но это только толчок, внешний стимул. Объект, испортивший нам настроение, давно исчез из поля нашего зрения, а вот плохое настроение осталось и будет еще долго отравлять жизнь нам и нашим близким.
Можно выделить 3 основные черты, отличающие настроение от других эмоциональных состояний:
- Настроение не предметно, а личностно. Его характеристики и устойчивость в большей степени зависят от самого человека, его индивидуально-психологических особенностей, физического состояния, опыта, мировосприятия и т. д.
- Настроение – это обобщенное эмоциональное состояние, не связанное с какой-то ситуацией. Оно проявляется во всех сферах жизни и влияет и на наше общение, и на профессиональную деятельность, и на отношение к действительности в целом.
- Настроение многообразно и многопланово. Это сложный сплав, своеобразный микс эмоциональных переживаний. Его трудно бывает диагностировать и описать даже самому индивиду. Настроение неоднозначно, оно может сочетать в себе и положительные, и отрицательные эмоции, радость и грусть, умиротворение и нетерпение, раздражение и наслаждение.
Известный российский психолог С. Л. Рубинштейн, подчеркивая неопределенность настроения, называл его «расплывчатым» и «переливчато-многообразным».
Взрослый — мудрый и любящий наставник ребенка
Нынче нередко встречаем позицию родителей, которые не склонны лелеять учтивость, благородство собственного ребенка, объясняя это тем, что формирование и воспитание таких черт не актуально, что человека вежливого и благородного быстрее «выталкивают» с дороги жизни более самоуверенные, жесткие, наглые. Лишь отрицанием ничего не изменить.
Взрослые скептически относятся к детской обидчивости, а дошкольник остро чувствует, когда с ним поступают несправедливо. Нельзя пропускать ни одной такой ситуации, взрослый должен найти способ загладить даже малейшую обиду, нанесенную ребенку.
На самом деле взрослый в основном пренебрегает этой обязанностью, отмахивается от ребенка, откупается, оскорбив, и не задумывается, что так опрометчиво пропустил удобную ситуацию органично повлиять на укрепление чувства справедливости дошкольника. Зато ребенок получает нежелательный опыт: если его обижают, то можно оскорблять и других. Сначала это фиксируется на уровне подсознания, но впоследствии способствует формированию негативной привычки.
Если ребенок с дошкольного возраста привыкает к безразличию со стороны окружающих, он шаг за шагом теряет способность к гуманным поступкам. Взрослому следует придерживаться обязательного правила воспитания ребенка: его жизнь должна быть положительно эмоциональной. Поэтому весь процесс сопровождения жизнеобеспечения ребенка стоит делать эмоционально выразительным, постоянно провоцируя ребенка проявлять свое отношение к ситуациям, собственных действий; объяснять ему непонятные ситуации, особенно те, что противоречат общепринятым социальным правилам.
Можно еще долго выстраивать цепочку жизненных ситуаций, в которые ежедневно попадает ребенок в первые годы жизни — период, когда активно происходит осознание самого себя, становление самосознания, когда он еще не способен дать себе совет в оценке событий, свидетелем и субъектом которых является. Миссия быть мудрым наставником дошкольника здесь принадлежит близким взрослым. И есть у каждого малыша такой безгранично любящий наставник? Ответ на этот вопрос должны дать в том числе и работники дошкольных учреждений, ведь они тоже являются наставниками для своих воспитанников.
Факторы формирования настроения
Настроение возникает и меняется часто вне зависимости от желания и воли человека. Конечно, мы можем настроиться и постараться создать себе нужное настроение. Но это не всегда получается, и какое-то незначительное событие способно в единый миг свести все наши усилия на нет. К тому же человек не всегда даже осознает причины формирования этого эмоционального переживания. А на настроение влияет сразу несколько факторов разной природы.
Органическое самочувствие
Это общий тонус организма, связанный с деятельностью различных физиологических систем, в первую очередь, гормональной, нервной, вегетативной, сердечно-сосудистой. Изменение гормонального фона – это одна из частых причин скачков настроения, а заболевания сердца могут вызвать ощущение страха, безотчетной тоски и тревоги.
Не менее важно также и состояние физиологии высшей нервной деятельности. Нейроны – нервные клетки головного мозга – это целые фабрики по производству различных белковых соединений, многие из которых влияют на эмоциональный фон. Например, серотонин известен как «гормон хорошего настроения», и чем выше уровень содержания этого соединения в коре головного мозга, чем позитивнее себя ощущает человек. На высокий эмоциональный тонус влияет и содержание другого белка – допамина. Его переизбыток вызывает чувство эйфории, а недостаток приводит к ухудшению настроения и апатии.
Однако органический чувственный фон не является определяющим, ключевую роль он играет только при явных патологиях, при психических или физических заболеваниях.
Внешние факторы
Воздействующие на нас объекты, ситуации, обстоятельства являются основными факторами формирования настроения. Однако влияние их довольно сложное, так как одновременно на нас действует множество различных объектов, обстоятельств, событий. К тому же далеко не всегда это воздействие можно однозначно оценить как позитивное, негативное или нейтральное.
Влияние внешних факторов очень разнообразно и часто порождает неоднозначные настроения. Например, когда ребенок начинает ходить в садик, родители переживают настоящий «букет» чувств. Это одновременно и облегчение (наконец-то освободится время для домашних дел), и тревога (Как он там будет один? Как привыкнет? Не станут ли обижать?), и гордость (вон уже какой большой вырос), и надежда (возможно, станет дисциплинированнее, приучится к порядку) и т. д.
Любое, даже сравнительно незначительное внешнее событие способно повлиять на наше настроение, но заранее предугадать, каким образом – просто невозможно. Так, яркое солнце с утра может окрасить позитивом весь день. А может и не окрасить, если другое событие, допустим, пролитый на одежду кофе испортит настроение.
Доминировать в формировании настроения будет то переживание, к которому вы предрасположены. Вспомните ослика Иа-Иа из мультфильма «Винни-Пух». Его унылое настроение, казалось, не могло поправить ничто, просто потому что он изначально был к нему предрасположен и привык ожидать негатива.
Настроение недаром называют обобщенным переживанием, оно складывается под влиянием разнообразных факторов, но во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.
Индивидуально-психологические особенности
Так как настроение носит личностный характер, оно тесно связано с внутренним миром человека и особенностями его психических процессов.
- Легко возбудимые люди с холерическими чертами темперамента склонны к частой смене настроения. Эмоциональные переживания у них яркие, сильные, но неустойчивые.
- Флегматики, напротив, в течение длительного времени сохраняют определенный эмоциональный настрой, но их переживания более спокойные, сглаженные, а настроение чаще ближе к нейтральному, без ярко выраженных позитивных и негативных оттенков. Они просто не понимают, из-за чего так возбуждаются и переживают холерики.
- Меланхолики обычно имеют пониженные эмоциональный тонус, но неспособны на сильные яркие эмоции. Поэтому люди с чертами этого темперамента часто пребывают в меланхолическом настроении, в состоянии легкой грусти и безотчетной тоски. Даже незначительное событие, которое флегматики и сангвиники вообще не заметят, способно испортить настроение меланхолика. Хотя оно и так обычно не слишком хорошее.
- Лучше всего изучать природу настроения и понять его влияние на жизнь и поведение человека на примере людей с выраженными чертами сангвинического темперамента. Их настроение довольно ярко и четко выражено и в то же время относительно устойчиво. Оно связано преимущественно с внешними факторами. Сангвиники способны переживать сильные чувства, но не склонны расстраиваться или радоваться по пустякам. Это энергичные, активные люди, уверенные в себе и способные контролировать свое настроение.
Личный опыт
Наша реакция на то или иное событие связана не только конкретно с этим событием, но и зависит от личного опыта, от тех ассоциаций, которые возникают в головном мозге под воздействием различных ситуаций. Эти ассоциации играют важную роль в формировании настроения. Более того, они, точнее хранящиеся в памяти воспоминания, делают настроение устойчивым и могут поддерживать его в течение длительного времени.
Так, прозвучавшая мелодия вызывает воспоминание о событии прошлого и пробуждает чувства, которые мы переживали тогда. Эти чувства смешиваются с настоящей оценкой события, его переосмыслением и создается уникальное и очень сложное настроение, в котором переплетаются и нежность, и легкая грусть, и горечь утраты, и ностальгия, светлое чувство возвращения в тот момент, когда мы были счастливы.
В силу индивидуальности и уникальности личного опыта одно и то же событие у разных людей может порождать совершенно различное настроение. Например, у кого-то 1 сентября вызывает чувство ностальгии, сожаление о прошедшей юности и светлые, радостные воспоминания о веселых деньках, друзьях и детских проказах. А у кого-то ассоциации с началом учебного года совсем нерадостные и связаны с воспоминаниями о скучных уроках, ненавистных домашних заданиях, строгих учителях и постоянном страхе наказания за плохую отметку.
Ассоциации возникают спонтанно, часто совершенно бесконтрольно, а иногда их источник и вовсе находится в подсознании, которое человек не контролирует. Поэтому нередко даже, казалось бы, нейтральное событие может оставить неприятный осадок и испортить нам настроение. Или наоборот, окрасить наш день теплым светом тихой радости.
Настроение как проявление эмоций детей
Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится?
Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья — это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции.
И решающей здесь является общая атмосфера в семейном кругу. Приветливость, любезность, вежливость присущи семье, в которой царит позитивный настрой. И наоборот — подавляющие раздражение, повышенный тон мамы, недовольство отца, отсутствие порядка формируют негативное настроение и взрослых, и детей.
Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду), какое настроение преобладает у ребенка утром?
Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут.
Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек — это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровесницу обидеть себя.
Определяем детское настроение и правила их сожительства
Для наглядности и подтверждения вышеприведенных тезисов предлагаем картинку из жизни современных детей. Мы провели опрос в группе дошкольного учебного заведения, в котором приняли участие 27 детей. Утром каждого ребенка просили охарактеризовать свое настроение. У трети оно оказалось: «плохой», «не очень», «грустный» и даже «ужасный». Затем мы провели беседу со всеми детьми, чтобы выяснить, что портит им настроение.
Вот какие ответы мы услышали:
- когда на меня кричат;
- когда мама сердитая;
- когда со мной не играют;
- когда обижают;
- когда дети дерутся;
- когда забирают игрушку;
- когда заставляют есть;
- когда у меня что-то не получается;
- когда меня обзывают;
- когда долго не забирают домой.
И это только те высказывания, которые касаются жизни в группе детского сада, то есть собственно того, что мы можем изменить. Детям дали домашнее задание подумать над тем, какие правила следует ввести в группе, чтобы в течение дня у них не портилось настроение.
На следующее утро мы снова общались с каждым. Не все сумели высказаться, кто-то просто забыл про домашнее задание. Осмысленных высказываний было 18.
Пятеро детей вместе с родителями дома записали и принесли такие правила — дети должны:
- уважать друг друга;
- уметь извиняться, если чем-то обидел другой;
- не злиться на товарища;
- прощать, забывать обиды и снова дружно играть;
- не говорить плохих слов другом даже когда сердит на него;
- учиться дружно играть, делиться игрушками, не драться.
В других своих высказываниях дети повторяли эти же правила в разных вариациях, добавляя причины собственных обид: обзывания, агрессия отдельных детей, нежелание спать днем или все доедать.
Параллельно с опросом причины плохого настроения детей утром выясняли во время цикла индивидуальных бесед и консультаций практического психолога и воспитателя-методиста с родителями воспитанников.
Основными темами встреч были:
- Внимательны ли взрослые к переживаниям ребенка?
- Замечают ли взрослые обиды, печаль, гнев, страх, которые переживают дети?
- Что является источником этих переживаний?
- Какой след оставляют эти переживания в душе ребенка?
- О каких правилах эмоциональных контактов с ребенком следует знать?
Учитывая то, что дошкольники достаточно часто среди причин, которые портят им настроение, называли то, что их «загоняют» спать, для мам и бабушек этих детей была специально организована консультация практического психолога на тему «Вечерняя идиллия, гармония, спокойствие».
Речь шла о необходимости создавать ребенку атмосферу спокойствия именно перед ночным сном, чтобы он был полноценным и детский организм отдыхал, набирался сил. Мамам было предложено вспомнить, какими их дети становятся в конце дня, как себя ведут.
Большинство взрослых отметила, что дети вечером часто капризничают, становятся непослушными, раздражительными и упрямыми. Все это показатели утомления детской психики, которая требует отдыха после активно проведенного дня. Кроме того, возбужденная и уставшая за день ребенок теряет способность саморегуляции — вот и капризничает. Взрослый своим авторитетом заставляет ее готовиться ко сну и укладываться в кровать, однако процесс засыпания при этом, как правило, далек от желаемого. Ребенок плачет, долго вертится, жалуется на что-то, капризничает, пока ее не сморит сон. В результате нервничает вся семья и страдает ребенок.
Когда практический психолог предложил родителям подумать, как помочь плохому настроению ребенка перед сном, то услышал от них интересные высказывания,
В высказываниях 10 дошкольников — в которых родители будто оправдывались за свои ошибки в отношениях с детьми: «У меня так много дел собирается вечером, что я порой забываю за часами следить. Вот и загоняю уже наскоро», «Он привык выторговывать у нас всех еще немного времени, чтобы поиграть или посмотреть телевизор. А как начинает капризничать, приходится совершать чуть жестче» и тому подобное.
Практический психолог посоветовал взрослым постараться изменить свое поведение. В частности, обязательно выделять для ребенка 10-15 минут для интимного, личностного общения с ней во время подготовки ко сну. Такая порция маминой ласки и любви может принимать разные формы, в частности это может быть песенка или рассказ о чем-то волшебное, воспоминания о счастливых ситуации или мечты о следующем выходном дне в семейном кругу.
Одним словом — «психотерапия маминой (или папиной) любви». В эти минуты следует наложить табу на все неприятное, негативное. Должна царить лишь гармония счастья, за которой наступит спокойный, приятный отдых.
Но самое важное — минуты гармонии родных душ перед сном нельзя игнорировать при любой занятости.
Не будем равнодушными к детям
Все ли мы делаем для того, чтобы найти путь к сердцу каждого ребенка? Как часто взрослые разговаривают с ребенком наедине с целью понять его мысли, чувства, желания? Подавляющее большинство обращений воспитателя адресована всем детям, при этом педагоги добиваются, чтобы каждый ребенок высказался перед всеми.
Если у воспитателя сформирован образ абстрактного ребенка, то он и применяет одинаковые приемы воздействия, способы взаимодействия с дошкольниками, а результатом такого подхода является формализм в воспитательных средствах и ничтожные результаты работы. Формальное отношение взрослого к ребенку в плохом настроении является источником для переживаний ею несправедливости. Состояние нервного возбуждения притупляет чувствительность, провоцирует тревожность или же расслабленность ребенка, что еще больше угнетает настроение.
В таком состоянии дошкольник не в состоянии адекватно воспринимать окружающую действительность, не чувствует добра вокруг, а потому и сам не способен на гуманные поступки. Взрослым стоит помнить о том, что под влиянием систематических переживаний таких эмоций может также меняться и характер ребенка.
Нельзя проявлять равнодушие к детским обращений. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок по несколько раз обращается к взрослому, а в ответ слышит что-то вроде «Подожди, я занята», «Ой, не сейчас» или же просто отговорку. Это лучший грунт для неискренности. Ребенку не присуща эта черта, он перенимает неискренность от родных и близких взрослых. Ребенок — мудрый и очень быстро оценивает выгоды от неискренности, одна из которых — с пользой для себя скрыть истину. А взрослые, когда замечают неискренность ребенка, редко признают в этом свою вину. Так и подрывается доверие. Ведь искренность, доверие и любовь не могут существовать врозь.
Дошкольный возраст — очень важный период с точки зрения формирования характера ребенка. Он постепенно усваивает моральные принципы, у него зарождается совесть. На основе эмоционального и духовного опыта выстраивается содержание и форма поведения — основа характера. Ничто, конечно, не реализуется само собой, автоматически, с возрастом. Этот процесс требует бережного гуманного сопровождения близких взрослых.
Правила спокойного и здорового сна
- Укладывайте ребенка спать каждый день в одно и то же время.
- Выделите 10-15 минут для душевного общения с ребенком, чтобы он почувствовал вашу любовь, ласку, заботу и внимание.
- Создайте «сонную» атмосферу в комнате: зашторьте окна, выключите телевизор, закройте дверь комнаты и т.п.
- За несколько часов до сна не организовывайте шумные игры, развлечения.
- Придумайте свой ритуал укладывания ребенка спать, которого будете придерживаться каждый день, например, чтение сказки или пение колыбельной.
- Не оскорбляйте малыша: хорошее настроение — залог крепкого сна.
Мы представили не основательное исследование, а лишь поверхностную картинку из жизни современных детей. Но она должно насторожить взрослых.
Ведь эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности. Улучши настроение со своим ребенком или подборка позитивных роликов