Консультация «Восприятие величины. Практическое выделение величины» консультация


Ключевые понятия

Под восприятием принято понимать как сам процесс, так и совокупность психофизиологических явлений. В философии восприятие трактовалось как вид познания, отличный от ощущения и мышления. Г. В Лейбниц описал перцепцию как состояние неясного сознания, оно постепенно переходит под влияние внимания (апперцепция), когда отчётливо и осмысленно осознаётся предмет. Восприятие в психологии — это форма чувственного познания.

Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в условиях их непосредственного воздействия на органы чувств. Психический процесс заключается в том, что предметы и явления в данный момент времени отражаются с помощью органов чувств. В результате при взаимодействии человека с окружающим миром формируется образ объекта или явления.

В основе образа лежат ощущения. Но воспринимаемый образ — это не сумма ощущений, а целостная и осмысленная картина. Например, шум за окном будет восприниматься как звуковое ощущение определённой частоты, идентифицируемое из личного опыта (шум дождя, листвы, разбитого стекла, проезжающей машины).

Перцепция тесно связана с деятельностью человека, поэтому важная составляющая — это движение. Различают двигательные процессы:

  • Глазами — осмотр предмета.
  • Руками — ощупывание объекта.
  • Реакции, вызывающие повороты головы в сторону звука.

Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, базы знаний и направленности личности. Ориентиры направления будут зависеть от жизненного опыта и профессиональной деятельности человека. Так, у футболиста, врача и коммерсанта мяч будет восприниматься по-разному в зависимости от направления профессиональной деятельности.

ЛЕКЦИЯ 2. Психологические механизмы восприятия. Психология общения

ЛЕКЦИЯ 2.
Психологические механизмы восприятия. (2 часа).
План лекции:

Общение как восприятие.

Понимание.

Стереотипизация.

С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Вот почему мы начинаем изучение с основной и важной стороны общения — перцептивной.

Перцепция (или восприятие) хорошо изучена в социальной психологии, а термин «социальная перцепция» (социальное восприятие) впервые был введен американским психологом Дж. Брунером в 1947 г. Он обратил внимание на то, что наряду с индивидуальными различиями существуют общие социально-психологические механизмы восприятия. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Исследованиями подтверждено, что дети и взрослые отличаются по социальной перцепции. Дети в большей степени ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа и т.п.), они лучше распознают эмоциональное состояние человека по выражению лица, чем по жестам. Кроме того, сильное влияние на процесс восприятия оказывает профессия наблюдателя. Так, при оценке одного и того же человека продавец будет оценивать внешний вид, филолог — особенности речи, медик — физическое здоровье.

Однако в целом перед человеком стоит задача не просто «воспринять», а, скорее, познать другого человека. В ходе познания осуществляется эмоциональная оценка человека и попытка понять логику его поступков и уже на этой основе строить свое собственное поведение. Люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга по жизненному опыту, социальному статусу (Статус социальный — это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков: профессия, образование, экономические, семейно-возрастные, этнические и др.), интеллектуальному развитию и т.п. Какие же признаки позволяют нам судить, например, о превосходстве собеседника по социальному статусу? Исследования показали, что существенное значение имеет процесс формирования первого впечатления о человеке. Большое влияние на первое впечатление оказывает: 1) внешний вид человека (одежда, прическа, украшения, очки, знаки различия; в некоторых случаях рассматривается такая «одежда», как машина, оформление кабинета, канцелярские принадлежности и т.п.); 2) манера поведения человека (как стоит, ходит, сидит, разговаривает, куда устремлен взгляд и т.п.). Внешний вид и манера поведения являются факторами превосходства, так как в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к определенной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

В прежние времена существовали определенные правила и нормы, предписывающие, что и кому можно или нельзя надевать. В отдельные эпохи предписания разрабатывались до мелочей и имели определенное значение. В наше время, когда нет четких предписаний, роль одежды тем не менее остается значимой. Зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить (в случае необходимости — понизить) свою значимость и престиж. Например, вы, собираясь на экзамен и надевая строгий костюм и рубашку с галстуком, скорее всего, стремитесь чуть-чуть завысить свой социальный статус. Если же преподаватель на тот же экзамен надевает джинсы и свитер, то он пытается ослабить фактор своего превосходства с целью улучшения взаимодействия со студентом, т.е. с вами. Правильно подобранная одежда поможет сформировать благоприятное впечатление, вызвать доверие со стороны партнера и создать образ честного, надежного собеседника.

Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? Во-первых, — цена. Цена одежды определяется по качеству, а также по частоте встречаемости данной модели (дефицитность) и ее модности. Во-вторых, — силуэт одежды. «Высокостатусным» как для женщин, так и для мужчин считается силуэт, напоминающий по форме вытянутый прямоугольник с подчеркнутыми углами, «низкостатусным» — силуэт, напоминающий по форме шар.

Например, свитер, особенно объемный и пушистый, джинсы или мягкие брюки несовместимы с высоким статусом. Однако на дружеской вечеринке мягкий свитер (пуловер) воспринимается лучше, чем строгий костюм. В-третьих, — цвет одежды. Необходимо учитывать, что в разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от тенденции моды) считаются ахроматические цвета, т. е. черно-серо-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже предполагаемый статус человека. Все эти признаки важны во взаимодействии, их не следует рассматривать в отдельности.

Кроме того, на первое впечатление влияют различные детали, например, украшения. Массивные золотые перстни-«печатки» у мужчин, а также большие бриллиантовые кольца у женщин хотя и указывают на их финансовые возможности, но иногда могут вызвать нежелательный эффект («оказать медвежью украшений могут показаться партнеру по общению как хитрые, неискренние, склонные к доминированию люди, претендующие на повышенное внимание к своей особе.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе собеседника (походка, манера сидеть и стоять). Например, результаты экспериментов показали, что окружающим больше нравятся люди, сидящие на стуле свободно, чуть наклонив корпус тела вперед. И, наоборот, люди, садящиеся на стул ровно, слегка отклоняясь назад, вызывают негативное отношение; то же относится к манере сидеть на стуле с перекрещенными руками или ногами.

При восприятии человека большое значение имеет фактор привлекательности.

Сложность определения этого фактора вызвана тем, что мы привыкли считать привлекательность индивидуальным впечатлением. Всякая попытка обобщить признаки привлекательности «наталкивается» на внутреннее сопротивление. Разные народы в разные исторические периоды имели и имеют свои каноны красоты, поэтому фактор привлекательности определяется не разрезом глаз и цветом волос, а социальным значением того или иного признака человека. Ведь существуют одобряемые и неодобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности, а значит, привлекательность — это приближение к типу внешности, максимально одобряемому той группой, к которой мы принадлежим.

Еще одним важным фактором восприятия

является
отношение к нам со стороны окружающих.
При этом люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются гораздо выше тех, которые относятся к нам плохо. В эксперименте психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили оценить этих людей. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека, высказавшего это мнение. В данном эксперименте согласие выявлялось с помощью прямых вопросов. Однако существует большое количество косвенных признаков согласия: кивки одобрения, улыбки и слова в нужных местах, манера держаться. В общении очень важно, чтобы согласие было явно выражено. Если есть согласие, то включается восприятие по фактору положительного отношения к нам.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения

представлений о другом человеке.

Эффект ореола.

Любая информация, получаемая о человеке, накладывается на заранее созданный образ. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ореола, мешающий эффективному общению. Например, при общении с человеком, превосходящим нас по какому-то важному параметру (рост, ум, материальное положение), оноценивается более положительно, чем если бы он был нам равен. При этом человек оценивается выше не только по значимому для нас параметру, но и по остальным. В этом случае говорят, что происходит общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о собеседнике в целом благоприятно, то и в дальнейшем его поступки, поведение и черты переоцениваются. При этом замечаются и переоцениваются только положительные моменты, а отрицательные — не замечаются или недооцениваются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательное, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются как корысть.

Эффект ореола может принести пользу в том случае, если вы создадите хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: однокурсникам, коллегам по работе, друзьям. Очень скоро вы обнаружите, что вас окружают великолепные, доброжелательные люди, замечательно ладящие между собой.

Эффект проекции

возникает тогда, когда мы приятному для нас человеку приписываем свои достоинства, а неприятному — свои недостатки.

Эффект упреждения,

или
эффект первичности и новизны
появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то значение придается сведениям (информации), которые предъявляются вначале. При общении с хорошо знакомым человеком учитываются самые последние сведения о нем.

Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, новсем по силам разобраться в особенностях восприятия и научиться корректировать свои ошибки.

Понимание в процессе общения

«Счастье — это когда тебя понимают» — так написал в сочинении герой кинофильма «Доживем до понедельника». Вы уже знаете, что в ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы.

Идентификация (от лат. identificare —

отождествлять) — это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окружающим «включить» их механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (от греч. empatheia —

сопереживание) — это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.

Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.

Аттракция (от лат. attrahere —

привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее и внешнее сходство. Например, молодые люди (юноши, девушки) гораздо лучше понимают друг друга, чем взрослых, которые их окружают (родителей, преподавателей и т.п.).

Чтобы правильно понять партнера по общению, важно знать его отношение к нам, как он воспринимает и понимает нас. В этом случае «работает» механизм, который в психологии называют рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexi

— обращение назад) — это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально-личностные особенности и эмоциональные реакции. При этом наше внимание переносится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. В результате, с учетом рефлексии и взаимного отображения партнеров, в общении участвуют уже не двое, а как бы шесть человек: «Я»,
каким я являюсь в действительности; «Я», каким я вижу самого себя; «Я», каким меня видит партнер по общению.
И эти же три позиции можно обнаружить у собеседника.

Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а не иначе, т.е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных причин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации. Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (от лат. causa atribuo —

причина и придаю, наделяю). Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения. Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например, получил «неуд» на экзамене — виноват преподаватель, потому что придирается. В этом случае говорят о
личностной атрибуции.
Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника, т.е. они привыкли к
обстоятельственной атрибуции.
Например, опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Третьи видят все через
стимульную атрибуцию,
т.е. причина заложена в предмете. Например: сумка с продуктами упала, потому что плохо стояла. Или причину видят в самом «пострадавшем». Например, отчислили из учебного заведения — сам виноват.

Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. Например, успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству и т.п. (внутренняя атрибуция),

а можем приписать факту, что билет достался легкий, или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой
(внешняя атрибуция).
При изучении каузальной атрибуции психологи установили интересные закономерности. Так, причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи — обстоятельствам. Оценка события будет различна в случаях, когда человек был участником или наблюдателем. Исследования подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Всегда оправдываются члены своей группы: «Он ответил отказом, потому что его вынудили обстоятельства». При объяснении тех же действий членов других групп люди говорят: «Он ответил отказом, потому что думает только о себе». Положительное поведение членов «чужой» (не своей) группы чаще всего не замечается или рассматривается как редкий, уникальный случай.

Примечательно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее эффективной для налаживания взаимодействия.

Стереотипизация (от греч. stereos typos —

твердый и отпечаток). Стереотип — это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Так, в кино, театре существует понятие «характерный герой» («герой-любовник», «злодей» и т.п.). Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

Наиболее живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. Например, стереотипные представления о вежливости и чопорности англичан, педантичности немцев, эксцентричности итальянцев, «загадочности славянской души». Ярче всего этнические стереотипы проявляются в фольклоре, в частности в анекдотах.

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы не задумываясь говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты — спекулянты, а чиновники — бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в свою очередь, повышает культуру деловых отношений.

Вопросы для повторения:

1. Что оказывает влияние на первое впечатление о человеке?

2. Какие факторы встречаются при восприятии людьми друг друга?

3. Какие типичные искажения при восприятии вы знаете?

4. Какие психологические механизмы восприятия вам известны?

5. Раскройте сущность каждого механизма.

Список литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009. – 409с.

2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006. – 448с.

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский , 2008. – 178с.

4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) — М.: Издательский , 2006. – 240с.

Перцептивные действия

Когда человек совершает движения по опознанию предмета или явления, это называется перцептивным действием. Иными словами, перцептивность — определённый процесс по обнаружению объекта, воспринимаемого соотносительно с имеющимися образами в памяти.

Различают четыре уровня перцептивного действия:

  • Обнаружение предмета.
  • Различение.
  • Идентификация и опознание.

Любой сенсорный процесс начинается с обнаружения и определения, являясь реакцией на стимул. Следующая стадия — это различение, которое формирует перцептивный образ эталона, параллельно начинаются опознавательные процессы. С помощью идентификации сравнивается воспринимаемый объект с образом, хранящимся в памяти. Объект считается опознанным, когда отнесён к определённому классу объектов.

Перцептивные действия складываются в целую систему, некоторые из них требуют специального развития и обучения.

Основные особенности восприятия

Восприятие

— это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия, обобщенность .

. Предметность

восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свой смысл, природу, назначение. Воспринимая предметы, лю юдина, в первую, очередь, ориентируется в них по их функциями. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человекни.

. Целостность

восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Даже если предмет не представлен для восприятия полностью, его перцепт тивный образ»достраивается»до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Например, в слове восприятияі сприймання.

. Константность

— это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, воспринимаемых при изменении расстояния, ракурса, освещенности

. Избирательность

восприятия заключается в выделении одних объектов как основных сравнению с другими. То, что находит в центре внимания человека при восприятии называют объектом восприятия, а остальные — фоном. Иначе говоря, в воспримем манные человека в данный момент всегда что-то является основным, а что-то — второстепенным

Иллюзии

. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

апперцепция

— это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Так, восприятие разных людей является отличным. Также довольно часто человек сп принимает не то, что есть наспради, а то, что является желательным для нее.

. Осмысленность

восприятия заключается в том, отраженные предметы и явления человек сразу же называет, используя вторую сигнальную систему. Следовательно, уже в самом акте восприятия происходит соотнесение предмета спр риймання с его значением. Например, указание на то, что на рисунке изображена собака, сразу же формирует определенный образ восприятия

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование, практическая деятельность с ними

. Обобщенность

восприятие — это отражение

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Социальная ситуация.

У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Ведущая деятельность

Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.

Психическое развитие.

Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение
сенсорных эталонов
, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие

пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.

Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.

Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Длямышления

характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.

Развитиевоображения

зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

Классификация свойств

Перцепция — это познание сложного образа предмета. Человек формирует собственную модель объективного внешнего мира. При первом контакте с предметом человеческий мозг получает знания о нём и формирует образ ощущения, затем на этой базе создаётся образ восприятия.

К ведущим свойствам восприятия (перцепции) относят:

  • Целостность.
  • Осмысленность.
  • Обобщённость.
  • Константность.
  • Предметность.
  • Избирательность.

Под целостностью понимается познание информации или предмета целиком, несмотря на отсутствие существенных деталей. Объект отражается в совокупности всех своих свойств. Допустим, дом без кровли, окон, трубы всё равно будет опознаваться как дом, только недостроенный или разрушенный.

Осмысленность — это понимание того, что именно воспринимается и соотношение его со знаниями и прошлым опытом. Даже в незнакомых предметах улавливается сходство со знакомыми объектами. Далёкий от техники человек создаст связь между увиденной конструкцией с лампочками и проводами, предположив, что это научный прибор.

Обобщённость — понятие, когда единичные объекты относят к классу однородных по определённым признакам.

Константность восприятия — это постоянство воспринимаемой формы величины и цвета предмета независимо от существенных изменений условий. Например, птица в полёте, клетке или на дереве воспринимается одинаково — как птица. То же касается и восприятия цвета. Красный всегда останется таковым при любом освещении. Благодаря константности человек распознаёт предметы при любых условиях.

Предметность — осмысленный цельный образ, когда воспринимается не только цвет, форма или величина, но функции, свойства, назначение предмета. Например, у ложки присутствует не только цвет, форма, но и назначение — столовый прибор. Важен смысл, вкладываемый в образ.

Избирательность — объект выделяют из других на основании личного опыта. Исходя из описанных характеристик, у восприятия выделяют свойства, определяющие его продуктивность:

  • Объём — количество воспринятых объектов одновременно.
  • Скорость — затрачиваемое время на перцептивные действия (обнаружение, опознание, различение).
  • Точность — соответствие образа особенностям и поставленной задаче перед человеком.
  • Полнота — уровень соответствия.
  • Надёжность — длительность восприятия с требуемой точностью, адекватное принятие объекта в заданное время и условие.

По анализам показателей можно судить о перцептивных способностях человека.

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Ощущение, восприятие, представление»

План

1. Введение.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Воссоздание действительности в сознании человека начинается с ощущений, которые проявляются при воздействии соответствующих раздражителей на рецепторы анализаторов.

Личность реализует себя в деятельности, возможной в следствии познания ею окружающей среды. Ведущей ролью во взаимодействии человека с окружающим его миром являются свойства личности, ее установки, мотивы. Также, все психические явления есть отражение действительности, составляющая регуляции деятельности. Начинается регуляция деятельности на уровне восприятия и ощущения — с психических познавательных процессов.

Ощущения, представления, восприятия принадлежат к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека неизменно связано с мышлением, логическим познанием. Единичное в чувственном познании человека имеет отражение в выражении общего. В чувственном познании особо важную роль играют слово, язык, изначально выполняющие функцию обобщения. Также, логическое познание, осуществляется на показателях чувственного опыта, на восприятии, ощущениях, представлениях, памяти.

В общем процессе познания происходит непрекращающееся взаимодействие всех познавательных процессов. Ощущения являются основой для наиболее сложных познавательных процессов — представление, восприятие, воображение, мышление, память.

Следовательно, только через ощущения мы можем узнать о каких-либо формах движения. Ощущение — это простейший психический процесс, который далее уже не разделяется. Ощущениями передается сила влияющих на человека раздражителей и объективные качества предмета.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

Ощущение — это выстраивание образов сепаратных свойств предметов окружающей среды в процессе естественного взаимодействия с ними.

Сенсорная организация личности является ординаром развития обособленных систем сенситивности и потенциальность их объединения. Сенсорные системы — это органы чувств человека, принимающие его ощущения, в которых на смену ощущениям приходит восприятие. Важной особенностью сенсорной организации личности является ее формирование в течении всего жизненного пути. Сенситивность дается человеку с рождения, но ее развитие зависит от желания, обстоятельств и усилий самой личности.

Ощущение является общебиологической особенностью живой материи — сенситивности. Ощущение также является проводником психической связи с внутренним и внешним миром. Информация обо всех проявлениях внешнего мира поставляется в мозг именно через ощущения. Подобным образом посредством ощущений смыкается петля получающая обратную связь о протекающем состоянии организма, как физическом, так, отчасти, и психическом. При помощи ощущений человек узнает о движении, вкусе, цвете, запахе, звуке, о состоянии своих внутренних органов. Из данных ощущений формируется всецелое восприятие предметов, мира. В сенсорных системах личности протекает первичный когнитивный процесс, а на его основе создаются наиболее сложные по своему строению когнитивные процессы: представления, мышление, восприятия, память. Первичный когнитивный процесс является простым, и в тоже время, он собственно и есть основа психической деятельности, только через «входы» сенсорных систем направляется в сознание человека суть окружающего мира.

После того, как мозгом получена информация, итогом ее обработки оказывается выработка ответной стратегии, которая направлена, к примеру, на повышение физического тонуса, усиление сосредоточения внимания на данной деятельности, установление настройки на скорейшее вступление в умственную деятельность. В целом, встречное действие или разработанная стратегия в каждом из моментов времени есть лучший выбор из различных вариантов, которые доступны личности на тот момент, когда она принимает решение. Но также ясно, что число доступных вариантов и качество выбора различаются для разных личностей и зависят, к примеру, от: — психических свойств личности; — отчасти физического состояния; — стратегий взаимоотношений с окружающей средой; — уровня сформированности и организации высших нервных процессов; — опыта, существовании требуемых сведений в памяти, вероятности их извлечения.

Физиологический механизм ощущений — это деятельность нервных аппаратов — анализаторов. Анализаторы разделяют на три части: рецептор — часть анализатора, которая воспринимает, преобразовывает; центральная часть анализатора (проводимые или сенситивные нервы); корковые части анализатора, перерабатывающие нервные импульсы. Каждому рецептору соответствует свой участок корковых клеток. Специализация любых органов чувств построена не только на индивидуальности построения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в группу центральных нервных аппаратов к которым поступают сигналы, принимаемые периферийными органами чувств. Анализатор является активным приемником энергии, он инстинктивно изменяется под воздействованием раздражителей.

Ощущение можно описать при помощи нескольких характерных ему особенностей. Основные особенности ощущений — качество, длительность, интенсивность, пространственная локализация.

Качество является своеобразной особенностью этого ощущения, которая делает отличие его от других форм ощущений и видоизменяется в рамках определенного вида.

Качества зрительной модальности — насыщенность, цветовой тон, яркость.

К качествам слуховых ощущений относят высоту, тембр, громкость.

К качествам тактильных ощущений — шероховатость, твердость и пр.

Особо распространённой считается классификация ощущений по виду (модальности) раздражителя. Модальность значится квалитативной характеристикой, в которой проявляется своеобразность ощущения как простейшего психического сигнала, что отличает его от нервного сигнала.

Обусловлено от констелляции рецепторов ощущения разделяют на три группы. Первая группа — это ощущения, связанные с рецепторами, которые находятся на поверхности тела: вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, кожные — экстероцептивные ощущения. Вторая группа — это интероцептивные ощущения, они связанны с рецепторами, которые находятся во внутренних органах. Третья группа — статические и кинестетические ощущения, их рецепторы расположены в связках, сухожилия, мышцах — проприоцептивные ощущения.

Ощущения различают соответственно модальности анализатора. Дистантные — зрительные, слуховые, и контактные — это ощущения вкусовые и осязательные.

Всякий рецептор отвечает на конкретный тип раздражителей. Выделяются такие виды ощущений: — зрительные, которые возникают под воздействием на сетчатку глаза световых лучей; — слуховые, которые возникают в следствии создания звуковых волн музыки, шума, речи; — вибрационные — это способность улавливать колебания упругой среды — воздух, вода, земля, предметы, это одна из разновидностей слуховой сенситивности, у человека она слабо развита, но используется летучими мышами, дельфинами — ультразвук, эхолокация; — обонятельные — ощущения, которые передают запахи окружающих предметов; — вкусовые; — кожные — это ощущение прикосновения, болевые, температурные.

Ладони, кончики пальцев и губы весьма сенситивны к прикосновению, ими человек осязает. Хорошо видны и слышны другому человеку болевые ощущения, которые отличаются сильной эмоциональной окраской. Чувствительность к температуре отличается, на каждом участке тела ощущения различны: к холоду спина более чувствительна, чем грудь. В зависимости от состояния организма и психики человека возникают псевдо- ложные ощущения, т.е. галлюцинации — раздражителя нет, а ощущение присутствует — мираж, видения, бред, голоса, и т. п.

Проприоцептивная чувствительность. Кинестетические ощущения — это ощущение движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений находятся в сухожилиях и мышцах. Ирритация в этих рецепторах происходит в следствии влияния сокращения и растяжения мышц.

Большая часть двигательных рецепторов располагается в пальцах рук, губах и языке, потому как данные органы необходимы для осуществления точных и тонких рабочих и речевых движений. Работа кинестетического анализатора способствует координированию и контролированию своих движений.

Речевые ощущения сформировываются с младенчества и до школьного возраста человека. При изучении иностранного языка нужна выработка речевых ощущений, несвойственных родному языку.

Вестибулярное чувство. Гравитационная, или статическая, сенситивность передает положение тела человека в пространстве. Ее рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха: вестибулярные мешочки и полукруговые, преобразовывают сигналы о силе тяжести и релятивном движении, и посылают их в участок коры височной области и мозжечок. Частая и резкая изменчивость положения тела релятивно плоскости земли — морская качка, качание на качелях — возникает головокружение — морская болезнь.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

Восприятие — процесс сформирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, напрямую влияющего на анализаторы.

Как показывают исследования психофизиологов, восприятие есть сложный процесс, который требует обширной аналитико-синтетической работы. Потому восприятие вернее будет обозначить как воспринимающую деятельность человека. Результат данной деятельности — это целостное представление о предмете, с которым человек сталкивается в повседневной жизни.

Значимым в восприятии является желание воспринимать предмет, осознание обязанности или необходимости воспринять его, волевые усилия, которые направленны на улучшение восприятия, настойчивость, которую человек в данных случаях проявляет. Следовательно, в восприятии предмета реального мира участвуют направленность, в данном случае желание, и внимание.

Физиологическую основу восприятия составляют процессы, которые проходят в нервных волокнах, центральной нервной системе, органах чувств. Под воздействием раздражителей в окончаниях нервов, которые имеются в органах чувств, происходит нервное возбуждение, по проводящим путям направляется к нервным центрам и, в результате, к коре головного мозга. В коре головного мозга возбуждение попадает в проекционные, или сенсорные, зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, которые имеются в органах чувств. Далее происходит формирование определенной сенсорной информации, что зависит от связи проекционной зоны с каким-либо органом.

Механизмом возникновения ощущений и является рассмотренный выше механизм. Формирование ощущений в действительности происходит на уровне рассмотренной схемы. Таким образом, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Физиологические механизмы восприятия вступают в процесс создания целостного образа на этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается создание образов явлений реального мира. Потому интегративные зоны коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, нередко называются перцептивными зонами. Функция перцептивных зон имеет значительные отличия от функций проекционных зон.

Тесная связь восприятия с эмоциональными переживаниями, различными мыслительными процессами, двигательной деятельностью еще более усложняет его физиологическую основу. В виду этого, нервные возбуждения, которые вызваны внешними раздражителями, начинаются в органах чувств, перенаправляется в нервные центры и охватывая различные зоны коры, и взаимодействуют с иными нервными возбуждениями. Все эти линии возбуждения, которые взаимодействуют меж собой, широко охватывают разные зоны коры, и являют собой физиологическую основу восприятия.

Временные нервные связи, которые обеспечивают процесс восприятия, представлены в двух видах: межанализаторные и образуемые в пределах одного анализатора. Первый вид возникает при влиянии на организм комплексного раздражителя единой модальности. Нервные связи основываются в ответ на раздражители и на их отношение – временное, пространственное. В следствии чего, в коре больших полушарий протекает процесс объединения — сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, которые образуются при влиянии комплексного раздражителя, – это связи в пределах различных анализаторов. Сеченов И.М. объяснил их возникновение наличием ассоциаций — зрительные, двигательные, осязательные и пр. Ассоциациям обязательно сопутствуют слуховые образы слова, при помощи которого восприятие обретает целостный характер. Следовательно, фундаментом непростого процесса выстраивания образа восприятия являются системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые способствуют улучшению условий видения раздражителей и учету взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Основные свойства восприятия — это целостность, апперцепция, предметность, структурность, активность, константность, осмысленность.

Предметность восприятия – это умение отображать явления и объекты реального мира в виде отдельных предметов. К тому же, предметность не врожденное свойство восприятия, становление и усовершенствование данного свойства протекает в процессе онтогенеза — с первого года жизни ребенка.

Целостность. Ощущением отражаются отдельные свойства предмета, восприятие же, наоборот, способствует созданию целостного образа предмета. Он базируется на обобщении принимаемой в виде разных ощущений информации о парциальных свойствах и качествах предмета. Составные части ощущения столь прочны меж собой, что единый сложный образ предмета создается даже при непосредственном действии только отдельных свойств или отдельных частей объекта. Возникновение этого объекта происходит условнорефлекторно через связи между различными ощущениями.

С целостностью восприятия связывают и его структурность. Эта особенность заключается в том, что восприятие в большей мере не есть проекция мгновенных ощущений человека и не есть простая их сумма. Человек воспринимает практически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, формирование которой занимает некоторое время.

Следующее свойство восприятия — константность. Константностью является релятивное постоянство некоторых свойств предметов при смене условий их восприятия. С помощью свойства константности, которое проявляется в праксисе перцептивной системы компенсирующего изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как релятивно постоянные. В значительной степени константность заметна при зрительном восприятии формы, величины предметов, цвета. Так, константность восприятия цвета содержится в относительной неизменности видимого цвета при смене освещения.

Также, восприятие обусловлено самим субъектом. Воспринимается не ухо и глаз, а определенный живой человек. Потому в восприятии всегда отражаются особенности личности человека. Обусловленностью восприятия от общего содержания психической жизни человека называют апперцепцией.

Проявление искаженного или ошибочного (ложного) восприятия — это иллюзия восприятия. Иллюзии наблюдают в различных видах восприятия — зрительное, слуховое и др. Характерность иллюзий распознается субъективными причинами — направленность, установка, эмоциональное отношение, а также физическими явлениями и факторами — положение в пространстве, освещенность и пр.

Еще одно свойство восприятия — его осмысленность. Восприятие создается при прямом действии раздражителя на органы чувств и перцептивные образы всегда несут определенное смысловое значение. Восприятие человека находится в тесной связи с мышлением. Связь восприятия и мышления проявляется в сознанном восприятии предмета, т.е. мысленно назвать его — причислить к определенному классу, группе, связать с определенным словом. Даже при рассмотрении незнакомого предмета человек пытается определить в нем схожесть с иными предметами.

В основании одной из классификаций восприятия расположены различия в анализаторах, которые принимают участие в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор исполняет в восприятии важнейшую роль, различают слуховое, зрительное, кинестетическое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

Как правило, восприятие является итогом взаимодействия ряда анализаторов. Кинестетические ощущения в разной степени участвуют во всевозможных видах восприятия, например, осязательное — наблюдается участие тактильного и кинестетического анализаторов. Также и в зрительном, слуховом восприятии — наблюдается участие кинестетического анализатора. Различные виды восприятия довольно редкостно встречаются в чистом виде. Как правило, они соединяются, и в итоге создаются сложные виды восприятия.

В основании другой классификации типов восприятия пролегают формы наличия материи: движение, пространство и время. В связи с данной классификацией выделяют восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

Представление является наглядным образом предмета, который воспроизводится в воображении по памяти. Образы представлений не столь яркие и детальные, в сравнении с образами восприятия, но в них отражается репрезентативность данного предмета.

Представления — это конкретные образы явлений внешнего мира, предметов, их свойств, ранее воспринимаемые человеком и затем возникающие в его памяти. Основу представлений составляет предыдущий опыт человека — всякое представление является в различной своей части восприятием.

Образы восприятия неизменно имеют наглядный характер: в них отражаются внешние свойства явлений и предметов при их воздействии на органы чувств человека. Как и восприятия, представления имеют наглядный характер, отражая внешние свойства предметов, которые человек познавал в предыдущем опыте.

Но между восприятием и представлением есть некоторые различия.

Представления есть образы явлений и предметов, которые хранятся в памяти человека, при их отсутствии — явления и предметы не влияют непосредственно на органы чувств;

Представления не такие яркие и четкие, как восприятия, к примеру, представление увиденного когда-либо дерева бледнее, чем его восприятие — оно менее отчетливо в своих размерах, формах, деталях, красках.

Представления отличает изменчивость — свободно меняется форма, цвет, размер представляемого предмета. Только что увиденный красный карандаш с круглым черенком человек может представить синим шестигранным

Представления, в сравнении с восприятиями, являются в большей степени обобщенными образами предметов, в них первичную роль играют схожие особенности предметов этого класса. К примеру, когда человеку нужно представить тополь, а не кедр, в его представлении отражаются соответствующие тополю особенности коры, ствола, формы листьев. Это обобщенный и одновременно наглядный образ тополя, образ не какого-либо дерева, а именно тополя. Иногда, при необходимости, в представлении отображается и единичный предмет, но большее количество представлений, которыми владеет человек в своем сознании, как правило, есть обобщенные наглядные образы действительности.

Физиологической основой представлений являются процессы, которые происходят только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.

В основании представления пролегает восприятие объектов, которое имелось в прошлом. Выделяют несколько типов:

— представления памяти — возникшие на основании восприятия в прошлом какого-то явления, предмета;

— представления воображения.

Представления характеризуют:

— наглядность — чувственные наглядные образы действительности, в этом проявляется содержание их сходства с образами восприятия;

— фрагментарность — представления имеют пробелы, некоторые признаки и части представлены очень смутно, иные — ярко, а в третьем случае наблюдается их отсутствие;

— непостоянство и неустойчивость — какой-либо вызванный образ, предмет или чей-то образ, сотрется из сознания, даже, если человек постарается его сберечь.

Представления — это не только наглядные образы действительности, а чаще обобщенные образы, в этом и есть их схожесть в понятиях.

Представление, как и любые иные познавательные процессы, исполняет некоторые функции в регуляции психического поведения человека. Исследователи выделяют три важные функции: регулирующая, настроечная и сигнальная.

Сутью сигнальной функции представлений является отражение образа предмета, который до этого момента влиял на органы чувств человека, а также разнообразной информации о данном предмете, преобразующуюся при влиянии конкретных воздействий в систему сигналов, которые ответственны за поведение.

Регулирующая функция представлений плотно связана с их сигнальной функцией и находится в отборе нужной информации о явлении или предмете, который раньше воздействовал на органы чувств человека. При этом выбор делается не абстрактно, учитываются реальные условия намеченной деятельности. С помощью регулирующей функции актуализуются как раз те стороны, к примеру, двигательных представлений, на основании которых с большим успехом разрешается установленная задача.

Настроечная функция — проявляется в ориентировании деятельности человека обусловленной характером влияния окружающей среды. Настроечная функция представлений занимается обеспечением определенным тренирующим эффектом двигательных представлений, что содействует сформированности алгоритма нашей деятельности.

Обычно выделяются слуховые, зрительные, кинестетические, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические и температурные виды представлений.

Также, все представления различны по ряду проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления — создаются самопроизвольно, без активирования памяти человека.

Произвольные представления — создаются у человека при волевом усилии, в ориентации на поставленную цель.

Представления — это важнейшая форма субъективного отражения объективного мира. Они представляют собой наиважнейшую ценность в деятельности человека и его жизни. Если нет представлений, то содержимое его сознания имело бы ограничение лишь наличествующими восприятиями, было бы отражение образов предметов, непосредственно действующих на него в каждом текущем моменте.

С помощью содержащихся в них звеньях обобщения представления служат промежуточной ступенью от ощущений к мышлению, от конкретных образов к абстрактным понятиям.

Также, с помощью свойственной им широкой изменчивостью, которая допускает выстраивание новых образов, представления являются необходимой и значимой ролью в творческой деятельности человека.

5. Заключение.

Важнейшая роль ощущений состоит в быстром и своевременном доведении до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, информацию о состоянии внутренней и внешней среды, присутствии в ней биологически важных факторов.

Жизнь человека многогранна и сложна. Ее проявление видно через значительную цепь важных процессов. Условно их разделяют на деловую и социальную активность, медицину, культуру, спорт, межличностные отношения, общение, исследовательскую и научную деятельность, отдых и развлечения.

Таким образом:

— ощущение есть отражение индивидуальных свойств предметов, которые влияют на органы чувств;

— восприятие – очень сложный, и одновременно единый процесс, который направлен на познание того, что в данный момент имеет воздействие на человека;

— представление — это психический процесс отражения предметов, явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основании прежнего опыта человека.

Полноценное протекание вышеперечисленных процессов проблемно, а порой даже нереально вообразить без участия всех органов чувств человека. Потому нужно произвести оценку роли ощущений в жизни человека, поскольку иногда эти сведения помогают в организации успешного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

6. Список литературы.

1. Л.С. Выготский, Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

2. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.; Питер, 2007. – 713 с. – (Серия «Мастера психологии»).

3. А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. , 2007. – 511 с.

4. Н.Ю. Дмитриева, Общая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.

5. М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова, Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

Виды восприятия

Перцепция относится к ощущениям и может классифицироваться по-разному. Разделение проводят по особенности объекта. К таковым относятся — восприятие речи, предметов, музыки или человека человеком, в последнем варианте — это социальная перцепция в психологии.

По модальности выделяют восприятие — визуальное, вкусовое, осязательное, слуховое, обонятельное. Длительность перцептивного процесса подразделяют на симультанное — одномоментное и сукцессивное — развёрнутое во времени.

По форме существования материи делят восприятие времени, движения и пространства. Это особенно сложные формы перцепции.

Восприятие у человека делят также по типу личности (визуал, кинестетик, аудиал). Если кратко, то зрительный приём информации присущ людям с визуальным типом восприятия, слуховое у аудиалов, а тактильное относится к кинестетическому.

Пространство, время и движение

Взаимодействие и сочетание разных ощущений даёт способность воспринимать определённые формы существующей материи времени, пространства и движения. Пространство почти всегда воспринимается человеком. Сюда входит оценка присутствия и положения собственного тела. А также зрительное считывание — направление, удалённость, форма, глубина и объём.

Большое значение имеет отдалённость предметов, расположение светотеней. В восприятии пространства участвует обонятельная, слуховая, вестибулярная и прочие сенсорные системы.

Восприятие времени — понятие весьма субъективное, но отмечаются некоторые закономерности. Все явления в жизни протекают во времени. Закон настоящего и прошедшего времени заключается в том, что чем больше настоящее наполнено событиями, тем кажется более коротким. Промежутки ожидания ощущаются очень длительными.

В воспоминаниях же присутствует обратная картина — насыщенный событиями отрезок времени воспринимается более длительным. Оценивание времени очень индивидуально. На оценку действует характер деятельности, структурность и мотивация. Высокий интерес ускоряет временной интервал, а низкий замедляет. Здесь также влияет структура личности, мотивы, эмоции и возраст человека.

Движение — это отражение изменяемости расположения предмета в пространстве, учитывается также направление и скорость движения.

Различают восприятие:

  • по форме движения — круговое, дугообразное, прямое и т. д. ;
  • амплитуде колебания — маленькое, среднее и большое;
  • по направленности — право, лево, вверх, вниз;
  • по длительности — краткое, продолжительное;
  • по ускорению и скорости — быстрыми темпами, медленными, плавно или прерывно;
  • по характеру движения — сгибание, повороты, разгибание.

Социальное восприятие

Социальное восприятие

— восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию.

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
  • Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция

— приписывание характеристик себе или другому человеку.

Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путём выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)

Впечатление

Впечатление

— мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь.

Формирование впечатления

Формирование впечатления

— процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями

— поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника

Самопрезентация

— поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:[7]

  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Иллюзия реальности

Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искажённо, при этом эффект носит устойчивый характер. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.

Излом ложки в стакане чая относят к физической иллюзии, а раздвоение изображения при надавливании вбок глазного яблока — к физиологической. Психологическая иллюзия возникает, когда происходит переоценка одинаковых линий в большую или меньшую сторону при объективном равенстве их длины.

В другом примере рассматривают переоценивание верхних частей фигуры. При разделении вертикальной линии пополам человек часто допускает ошибку, устанавливая середину значительно выше реальной.

Причины нарушений

По определённым обстоятельствам могут возникнуть разные нарушения механизмов восприятия. Это могут быть психические перегрузки, воздействие химических веществ, заболевания или упадок сил. К наиболее известным относят галлюцинации — образы без реального наличия объекта.

Галлюциногенные явления возникают в любой модальности:

  • зрительной (посредством образов, разнообразных событий);
  • слуховой (звучаний, щелчков и т. д. );
  • тактильной (кожных реакций в виде ощущений холода, ожогов, ползающих насекомых).

Область восприятия обширна, люди видят мир в разных вариациях, несмотря на то, что в теории он одинаков для всех.

Консультация «Восприятие величины. Практическое выделение величины» консультация

Консультация «Восприятие величины. Практическое выделение величины».

Величину так же, как и форму ребенок учится различать практически. Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.

В процессе действий с игрушками ребенок с особенностями развития постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, то зрительное восприятие величины будет более точным.

На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.

Пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Величина — понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению со стоящим под ним человеком и оказывается низким по сравнению с многоэтажным домом.

В то же время величина имеет разные параметры — высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой — маленький» существуют частные: «длинный — короткий», «высокий — низкий», «широкий — узкий». Все эти моменты надо учитывать при проведении дидактических игр и упражнений.

Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале.

«Спрячь шарик в ладошках». Цель: Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика — большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.

«Спрячь игрушки». Цель: Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки — большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки — ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.

«Протолкни шары». (кубы, овоиды, бруски). Цель: Учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4—5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.

Ход игры. Педагог раздает детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку — каждую в свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действуют, просит пробовать и показывает, как это делать.

Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям дают коробки с другими формами.

«Спрячь матрешку». Цель: Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькие прячутся в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с нею.

Оборудование. Двуместные матрешки по количеству детей, большая двуместная матрешка для воспитателя, мишка.

Ход игры. Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого педагог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну целую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек, но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется вместе с ними

«Построй башню». Цель: Познакомить детей с принципом складывания башни, начиная от самой большой формочки.

Оборудование. Круглые формочки-песочницы (вкладки) по числу детей.

Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит красивую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Затем, постепенно начиная от самой большой формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает: вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно, постройка падает: «Нет, формочка маленькая, возьму побольше». Берет другую, но и та не подходит. Наконец берет нужную и та прочно устанавливается на основании — не сдвигается. Педагог радуется и достраивает башню время от времени пробуя и примеривая формочки и обращая внимание детей на необходимость добиваться устойчивости в конструкции.

Достроив свою башню, педагог может предложить кому-либо построить рядом такую же или раздает комплекты формочек каждому ребенку и просит их построить свои башни. В ходе работы педагог поощряет правильность выбора той или иной формочки и говорит, что благодаря этому башня становится устойчивой.

В заключение педагог оценивает работу детей. «Все построили красивые, прочные башни: внизу — самая большая формочка, а наверху — самая маленькая». Затем дети собирают все формочки, складывая их в одну. Действуют уже без показа, самостоятельно. Педагог наблюдает, как они переносят усвоенный принцип в новую ситуацию.

«Кто скорее свернет ленту». Цель: Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Когда дети сядут на место, педагог вызывает других детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

Зрительное восприятие величины

В играх данного раздела ребенок не может уже действовать с помощью проб. Величины предметов надо сопоставить зрительно. Однако в случае затруднений ребенок может проверить свой выбор наложением. При наложении предметы одинаковых величин совпадают, и если их обвести по контуру, то оба контура ощущаются как один. Если же контуры не совпадают, значит, предметы различны по величине. Естественно, что таким способом можно проверять лишь однотипные предметы, имеющие одинаковую форму.

При соотнесении предметов по величине следует обратить внимание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в тех случаях, когда они оказываются существенными для выполнения задания.

Важно помнить, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно, не следует предварять его действия словесной инструкцией. Только после того как ребенок выполнил задание, полученный им результат надо уточнить словом. Например, в игре «Лото» даются карточки с изображением большой и маленькой матрешек. Педагог поднимает карточку-образец и спрашивает: «У кого такая?» (Нельзя говорить «у кого большая?») После того как ребенок сделает выбор, соотнесет образец с изображением на своей карте, педагог говорит: «Правильно, у меня большая матрешка и у тебя такая же большая».

«Лото (определение предмета по величине)». Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование. Большие карточки с изображением двух предметов, каждый представлен двумя величинами (большой и маленький); предметы расположены на карточках по-разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево; маленькая машина, маленький мяч, большая машина, большой мяч и т.п.), карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).

Ход игры. Педагог раздает детям большие карточки и по одной карточке-образцу, спрашивая: «У кого такая?» Ребенок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по величине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький. После этого закрепляют результат в слове: «Правильно, это большой дом».

В дальнейшем задание усложняется: на карточках изображены разнородные и разные по величине предметы. По мере усвоения игры каждому ребенку дают не одну, а 2—3 карточки.

«Пирамидки». Цель: Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец (1 вариант); учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец (2 вариант); складывать пирамидку, опираясь на зрительное соотнесение величин, в качестве способа проверки не применять способ наложения (3 вариант).

Оборудование. Пирамидки (каждая из четырех колец с колпачком) по количеству детей. В дальнейшем (3-й вариант игры) количество колец увеличивается, берут пирамидки из шаров, полу — шаров, полуколец и др.

Принцип складывания пирамидок должен быть практически вычленен детьми самостоятельно, а не предложен взрослым. Для этого необходимо давать детям разнообразные пирамидки с разным количеством колец разного цвета, по возможности меняя их на каждом занятии.

Литература: Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. (стр.68-78).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]