Всевозможные причины задержки развития психики
Проявления ЗПР у взрослого человека могут появиться из-за социально-психологического давления, а у малышей из-за биологических факторов, которые приводят к моментальной задержке развития. К биологическим причинам относятся: нарушения работы (повреждения) центральной нервной системы, остаточные явления вследствие повреждений. Может появиться на свет больной ребенок, если во время беременности:
- был определен резус-конфликт;
- наблюдались постоянные и тяжелые токсикозы;
- врачи обнаружили внутриутробные инфекции;
- произошла гипоксия плода.
В группу риска попадают дети, которые родились раньше срока, получили травмы черепа при родах. Также при ядерной желтухе возникает риск появления ЗПР во взрослом возрасте. Даже если малыш родился здоровым, существует вероятность задержки развития в будущем из-за соматических болезней:
- аномальное развитие костей;
- гипотрофия;
- инфекции, поражающие нервную систему;
- грипп;
- приступы эпилепсии
- серьезные травмы черепа и мозга.
Социальные факторы очень важны и могут повлиять на самочувствие ребенка. Если подросток чувствует чрезмерную заботу или безразличие со стороны родителей, его воспитывают деспотическими методами, наблюдается недостаток общения с другими людьми, то могут возникнуть проблемы. Задержка психического развития у взрослых зачастую возникает из-за нарушения работы органов зрения и слуха, речевого аппарата.
Статья в тему: Симптомы и признаки ЗПР у детей
Классификации
В исследованиях, проведённых в 1972—1973 гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва, Иркутская область, Литва, Армения), у 5,8 % всех учащихся младших классов было диагностированно ЗПР. На материалах этих исследований М. С. Певзнер и Т. А. Власовой было предложено разделять общую группу ЗПР на два вида.
- Неосложненный психофизический и психический инфантилизм
- «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.
В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:[1]
- ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой). «Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста».[2] Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность. Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом. В таких случаях все вышеописанные качества, часто сочетаются с инфантильным типом телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловленно наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития (А. Ф. Мельникова, 1936; Г. Е. Сухарева, 1965). Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия (Г. П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов)
- ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности»[2]
- ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: Недостаточная опека, безнадзорность. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребёнка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
- Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.
- Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребёнку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.
Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
- Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
- Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
- ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
- ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).
Классификация ЗПР
Известный дефектолог и психиатр Клара Лебединская в своих трудах объяснила, бывает ли ЗПР у взрослых, и создала классификацию недуга, которой пользуются врачи.
- Конституциональный вид заболевания свидетельствует о замедленном созревании центральной нервной системы. При этом инфантилизм гармонический. Если диагностирован данный вид заболевания, больной будет себя вести, как ребенок. Поведение людей с ЗПР не соответствует хронологической возрастной группе. У них недостаточная концентрация внимания, умственная активность замедленная, они отличаются непосредственностью и непредсказуемостью. Даже в более взрослом возрасте им хочется играться, заниматься чем-то простым и понятным.
- При психогенном генезе стоит говорить о социальных условиях, в которых проживал человек. Именно из-за жестокого обращения, недостатка внимания, гиперопеки наблюдаются симптомы ЗПР у взрослого человека. Недостаток внимания родителей отрицательно воздействует на психику: ребенок становится импульсивным, замкнутым, агрессивным, у него нет желания и стремления познавать что-то новое. При гиперопеке наблюдается нежелание что-либо делать, вялость, апатия.
- Церебрально-органический вид задержки развития является первичным и связан с травмированием головного мозга. Тогда не может полностью сформироваться познавательная деятельность. Такие люди чаще всего выглядят «заторможенными», не эмоциональными.
- Соматогенный генез приведет к последствиям ЗПР во взрослом возрасте. В истории болезней пациентов вместе с соматогенной задержкой развития психического здоровья можно встретить диагнозы: воспаление легких, почечная недостаточность, астма, бронхит и другие. Взрослые люди с данным заболеванием имеют низкую работоспособность, поверхностное внимание, быстро устают. Из-за плохой сформированности навыков деятельности не могут найти хорошее рабочее место, создать семью.
Симптомы ЗПР у взрослых людей
- замкнутость и отстраненность;
- нерешительность;
- приступы паники и тревоги;
- агрессивное поведение;
- заикание;
- дислалия;
- отставание в умственном развитии;
- неконтролируемая мимика лица и другие.
Конечный диагноз ставится после диагностики всего организма, консультаций с узкопрофильными врачами. Его определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В ее состав входят логопед, психолог, психиатр и другие специалисты.
Кто и когда проводит диагностику
Диагностирует задержку психического развития малыша комиссия. Состав: психолог, невропатолог, педагог, психиатр, логопед, дефектолог. Вовремя диагностики присутствуют родители, представители садика или школы. В их задачу входит:
- Дать заключение или отклонить диагноз ЗПР.
- Ребенок проходит проверку своих знаний. Проверяют чтение, письмо, счет, логику,малыш отвечает на определенные тесты.
- Специалисты изучают восприятие, память, мышление, внимательность, самосознание малыша.
- Комиссия устанавливает программу обучения, какие конкретно нужны занятия.
Диагностику проходят дошкольники до 6 лет. Дополнительно врач может назначить ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга.
Суть диагностики и коррекции
Если диагноз уже поставлен, то нужно периодически обследоваться и консультироваться со специалистами. Для его постановки необходимо собрать и предоставить медикам историю болезни, рассказать об условиях проживания больного, личных наблюдениях. Обязательными являются нейропсихологические тестирования, обследования речевого аппарата.
Врачи беседуют с пациентом, исследуют его интеллектуальные способности, эмоционально-волевые качества. Проводится электрокардиограмма, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография. Согласно полученным результатам тестов и диагностики ПМПК доктор выносит решение, дает рекомендации родителям.
Диагностировать заболевание медики могут с раннего возраста, после чего человек будет на протяжении всей жизни сталкиваться с симптомами и проявлениями недуга. С помощью правильной коррекции получится облегчить состояние больного и помочь ему жить полноценной жизнью.
Медицинская поддержка по коррекции недуга начинается с момента постановки диагноза и до полного выздоровления (если врачи дают положительный прогноз). Дети ходят в специализированные образовательные заведения или классы, учатся по особой программе. Игровая терапия, арт-терапия – лучшие методики, помогающие подросткам с ЗПР. Применяется также медикаментозное лечение при соматическом генезисе заболевания.
Статья в тему: Симпотомы и признаки гиперактивности у взрослых
Методы коррекции задержки психического развития
В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.
С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.
Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.
К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.
Комментарии пользователей
Взрослые люди с ЗПР могут жить нормальной жизнью, если их проблемой родители начали заниматься еще с раннего возраста. Пользователи сети поделились своим мнением о лечении, коррекции заболевания. Рассказали о том, как живут их больные дети. Материалы были взяты с https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/617898024/ https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/617898024/ и других интернет-площадок.
Жизнь людей с ЗПР
Положительные отзывы | Отрицательные отзывы |
Меня интересовали последствия ЗПР во взрослом возрасте, поэтому зашла на форум. У моего ребенка диагностировали задержку развития психики. Назначили коррекционное и медикаментозное лечение. Спустя 2 года получилось добиться хороших результатов, но все равно есть страх, что могут вновь появиться симптомы недуга. | ПМПК ставят только клеймо на ребенке. Нам поставили диагноз торможение развития. После чего последовала работа с дефектологом, психологом. Также ходили на массажи, физиопроцедуры. Результативности очень мало от манипуляций и работы со специалистами. |
Диагноз поставили сыну в 4 года, началась работа с логопедом. За 2 года ребенок начал говорить как 4-5-летний. Врачи убеждены, что это положительный результат терапии. Буду отдавать его в особый класс в школе, чтобы он не чувствовал себя умственно отсталым. | Я категорически против, чтобы моего Сашу, у которого ЗПР, отправили в отдельный класс для инклюзивного обучения. Он будет находиться среди других больных детей, поэтому не сможет адаптироваться, не будет стремиться узнавать что-то новое. |
У нас в городе есть инклюзивные классы для детей (недавно открылись). К сожалению, соседи столкнулись с проблемой – у ребенка ЗПР. Он уже вырос, симптомы немного остались, но он живет нормальной жизнью, даже устроился на работу. | У знакомых взрослый сын и уже более 15 лет он живет с ЗПР. Недуг ему мешает абсолютно во всем: нет друзей, нет любимой, нет работы. Только общение в сети. Получается, что на протяжении всей жизни придется ухаживать за ним родителям. |
У меня есть дочь, ей сейчас 19 лет. С заторможенным развитием психики она живет длительный период времени. Тем не менее, она окончила школу, сейчас заочно обучается в ВУЗе. Все возможно, не надо на детях ставить крест. Если лечиться и заботиться о своем чаде, все нормализуется. | Взрослых после ЗПР не берут на работу, а если и берут, то на низкооплачиваемые должности. С таким диагнозом очень сложно жить. |
Я плиточник и у меня есть 2 коллег, которые глухонемые. Их взяли на работу. Недавно пришел парень с ЗПР, его также наняли. Если есть стремление, то все получится. | При задержке психического развития взрослые не всегда могут организовать свою жизнь. О какой работе может идти речь, если больной не сможет даже будильник поставить, чтобы не проспать. Также надо качественно выполнять работу и придерживаться дисциплины, что не смогут сделать люди с ЗПР. |
В Москве есть много программ коррекции, которые действительно помогают. Хорошие врачи поставили ребенка на ноги. Девочке сейчас 17 лет. Она вполне нормально себя ведет, дефекты речи вообще ушли. Мы благодарны врачам. | У каждого ЗПР протекает по-разному. Врачи сказали, что моему великовозрастному сыну с таким диагнозом потребуется постоянная моя опека. Ему 21 год, он не будет работать, помогать семье. Это ужасно, такое осознавать. Конечно, желаешь ребенку только лучшего, но когда не видишь улучшений в ходе лечения, то опускаются руки. |
Сейчас качество медицины улучшилось, появилось много инновационных методик. Также специалисты знают свое дело. Получилось в ходе терапии (3 года лечились) минимизировать симптоматику. До сих пор проводится работа с логопедом. Врачи сказали, что с возрастом симптоматика может уменьшиться, что в нашем случае и произошло. Рекомендую мамочкам с раннего детства наблюдать за поведенческими решениями сыновей и дочерей, речью, интеллектуальными способностями. | Если наблюдается нестабильное эмоциональное состояние у человека, он не сможет работать. Именно поэтому не могут трудоустроиться лица с психическими нарушениями. |
Особенности детей с ЗПР учебно-методический материал
«Особенности обучения детей с задержкой психического развития»
Выступление на педагогическом совете в общеобразовательном учреждении
Подготовила: Черноярова Н.С., учитель начальных классов.
Среди обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития, – это школьники с задержкой психического развития, которые обучаются по коррекционной программе.
Понятие и классификация задержки психического развития
В современном значении под термином “задержка психического развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). Иначе говоря, это состояние замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма вследствие временно и мягко действующих факторов (например, плохого ухода и др.).
Задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами:
- социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации);
- физиологическими (тяжёлые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.) Выделяют две основные формы задержки психического развития:
- задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
- задержку развития, возникшую на ранних этапах жизни ребёнка и обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходима не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.
Различают четыре основных варианта ЗПР:
1) задержка психического развития конституционального происхождения;
2) задержка психического развития соматогенного происхождения;
3) задержка психического развития психогенного происхождения;
4) задержка психического развития церебрально-органического генеза.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.
1. ЗПР конституционального происхождения.
Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа.
Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии.
Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.
3. ЗПР психогенного происхождения.
Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда.
Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации.
Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.
Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.
Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза являются наиболее сложными в диагностическом отношении, потому что, как и дети с олигофренией, оказываются стойко неуспевающими в первые годы обучения.
В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматического, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
В результате изучения психических процессов у детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, характерные для большинства детей этой категории.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.
Таким образом, наряду с общими чертами, детям с вариантами ЗПР различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании, при обучении и коррекционной работе очевидна.
Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности
Специалисты, исследующие психологические закономерности развития данной категории детей, указывают, что при психолого-педагогическом изучении выявляется ряд черт, отличающих их от умственно-отсталых детей. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих обучающихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.
Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы.
Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми обучающимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к работе.
Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.
В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).
Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить ошибки в работе.
К 3–4-му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.
Во внеклассной жизни дети обычно активны, интересы их, как и у нормально развивающихся детей, разнообразны. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия: лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у “тихих”, и у “шумных” детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало.
Все дети с ЗПР любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Они также любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов и в этом плане выгодно отличаются от умственно отсталых детей.
Дети с ЗПР дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.
Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например, при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение обучающихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.
Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.
Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.
В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой:
выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют обучающихся.
В возрасте 7–8 лет такие обучающиеся тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают. В свободное время стремятся уединиться, спрятаться от товарищей. У других, наоборот, возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими.
Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны учителя.
Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые обучающиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в классе), показывают свое “геройство”, совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо поступками, которые они не совершали. В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются “авторитетам” и могут поддерживать своих “вожаков” даже тогда, когда те явно не правы.
Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер.
Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними.
Принципы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные обучающимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.
При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.
Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.
Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста обучающегося и средством активизации познавательной деятельности.
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Обучающиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.
Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.
Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них вобщеобразовательной школе.
Выводы
При задержке психического развития имеет место недостаточность центральной нервной системы, приводящая к неравномерности формирования психических функций, что обусловливает особенности развития, поведения детей и определяет специфику содержания и методов коррекционного обучения.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР включает отличительные признаки этой категории детей как от нормально развивающихся сверстников, так и от детей с умственной отсталостью. Однако в силу схожести поведенческих проявлений дифференциальная диагностика может представлять определенные трудности. Всесторонне психологическое обследование и изучение познавательной деятельности детей с ЗПР служат важным фактором правильной диагностики и выбора путей обучения и коррекции.
К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.
При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы.
Вывод
У взрослых людей могут наблюдаться симптомы и признаки ЗПР, которые были диагностированы в раннем детстве по определенным причинам. Во время взросления состояние больного может улучшиться или ухудшиться, но работа с квалифицированными врачами поможет справиться с дефектами речи, улучшить мозговую активность, моторику.
При своевременном обращении к профессионалам будет разработана индивидуальная программа и предложены терапии, которые помогут во взрослом возрасте вести нормальный образ жизни.