«Гордость и гордыня» классный час ( класс) на тему

Многие считают, что гордыня и эгоизм — одно и то же. Если существуют два отдельных понятия, должна быть какая-то разница между ними. Предлагаю разобраться в этом вопросе. Если хотим не просто разобраться, а сделать определенные выводы, тогда просто необходимо призвать на помощь честность.

Честность имеет несколько уровней, но воспользуемся пока честностью по отношению к себе. Без нее в теме самосовершенствования не обойтись. Чтобы что-то осознать, нужно сначала это увидеть и признать.

В чём разница между гордостью и гордыней

Оба указанных понятия обладают одним и тем же корнем, а значит, первоначально провоцируются тщеславием, самолюбованием и кичливостью.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Но когда мы рассматриваем гордость, то в этом случае ощущение ложного превосходства над окружающими проявляется не так сильно, как в случае с гордыней. К примеру, в нашем обществе люди могут испытывать чувство гордости за свою родину, собственные достижения, за своих близких и родных. А корень гордыни кроется в патологическом неверии в собственные силы.

Кроме того, если гордость укажет на чувство собственного достоинства, самодостаточность, то гордыня поведает про сложный характер, внутренние нерешённые личностные проблемы.

Московская Сретенская Духовная Семинария

Иеродиакон Кирилл (Попов) 17.06.201732792
Для наиболее полного понимания, что такое гордость и каковы ее свойства, необходимо установить и прояснить смысл этого понятия, а для этого выявить его функционирование в греческом языке: именно на него был переведен текст Септуагинты и на нем написан Новый Завет. А затем следует уточнить значение этого термина в славянском и русском языках, на которых читаем Священное Писание мы с вами.

СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 2.

Обращение к тексту Священного Писания дает возможность увидеть, что для именования страсти гордости наряду с основным понятием, называемом в русском языке «гордость», употребляется также слово «гордыня», в большей степени свойственное славянской традиции — церковнославянскому библейскому тексту. При этом ряд примеров позволяет говорить о некоторых закономерностях употребления этих единиц, обусловленных, в том числе, и контекстом.

Прежде всего обратимся к текстам Священного Писания, написанным на греческом языке. Основным греческим термином, именующим страсть гордости, является слово ὑπερηφανία

(на латинице
huperеfania
). При этом словарные материалы древнегреческого языка позволяют обратить внимание на некоторые особенности его бытования. Так, словарь греческого языка Нового Завета для греческого
ὑπερηφανία
дает русские соответствия «гордость, заносчивость, высокомерие»[1]. В то же время словарная статья двуязычного словаря А. Д. Вейсмана позволяет увидеть внутреннюю форму этого сложного слова:
ὑπερηφανία
— чрезмерная гордость, высокомерие, а также
ὑπερηφᾰνέω
— слишком гордиться, быть высокомерным[2], сходные сведения обнаруживает Большой древнегреческий словарь:
ὑπερηφᾰνία
— 1) высокомерие, заносчивость, презрительность; 2) пренебрежение, презрение[3]. Показательным является само наличие первой части этого греческого слова, имеющей значение «сильно, крайне; в еще большей степени; свыше, сверх»[4].

Проводя аскетический анализ страсти гордости, С. М. Зарин указывает: «По своему филологическому составу υπερήφανος

означает человека, который “себя” чрезмерно показывает, т. е. который, обладая громадным самомнением, при всяком случае выставляет свою личность на первый план. Таким образом,
ύπερηφανία
очень часто связана с внешнею пышностью, роскошью»[5].

Примечательными в этом смысле являются отмеченные ранее библейские стихи, свидетельствующие о гордости (греч. ύπερηφανία

— слав.
презорство
) Денницы (Авд. 1:3), превозношении и надменности (греч.
ύπερηφανία
— слав.
гордыня
и
гордость
) Антиоха Епифана, расхитившего храм (см. 2 Мак. 5:21; 1 Мак. 1:20-22, 24), надменности Моава (греч.
ύπερηφανία
— слав.
гордыня
) (Ис. 16:6). Характерно и использование греч.
ύπερηφανία
(слав.
гордыня
) при описании гордости грешника, проявляющейся и во внешнем облике его (Пс. 72:6-9).

Еще одним из основных обозначений исследуемой страсти в греческом языке является также слово ὕβρις

. С. М. Зарин отмечает, что и оно, «без сомнения, связано с
υπέρ
и означает собственно поставление себя выше всяких границ,
высокомерие
. При этом
ὕβρις
может иногда проявляться и в пренебрежении законов священных, божественных»[6].

Исследованный библейский материал позволяет отметить употребительность слова «гордый» во многих контекстах, описывающих отступление грешника от праведных путей Господних.

Действительно, исследованный библейский материал позволяет отметить употребительность слова «гордый» во многих контекстах, описывающих отступление грешника от праведных путей Господних — законов Его. Это и упоминание о глазах гордых (греч. ὀφθαλμὸς
ὑβριστο
— слав.
око досадителя
) (Пс. 6:17), и о противлении нечестивого Богу с гордою выею (греч.
ὕβρει
— слав.
укоризна
). Высокоумие (греч.
ὕβρις
— слав.
досаждение
) и надменность (греч.
ὕβριν
— слав.
укоризна
) гордых ставятся в один ряд с другими беззакониями (Ис. 13:11), гордость (греч.
ὕβριν
— слав.
укоризна
) и высокомерие (греч.
ὕβρεως
— слав.
досаждение
) Моава подразумевают и злоумышления к нечестию ближнего, и противление народу Израильскому — народу Господа Саваофа, которому дарован Закон (Ис. 16:6; Соф. 2:10).

Оттенок бахвальства, имеющийся у этого слова, обнаруживается и в некоторых библейских отрывках.

Наряду с этими наиболее часто встречающимися в библейских и святоотеческих текстах именованиями гордости встречаются и другие. В ряде случаев можно видеть слово αλαζονεία

— у классиков, как отмечает С. М. Зарин, оно обозначает «хвастовство»[7]. Оттенок бахвальства, имеющийся у этого слова, обнаруживается и в некоторых библейских отрывках: с великой гордостью (греч.
ἀλαζονείας
— слав.
гордыня
) превозносился военачальник Никанор, назначенный правителем Иудеи во времена Маккавеев (2 Мак. 15:6), надменностью (греч.
ἀλαζονείας
— слав.
гордыня
) называется надежда на собственные силы вместо упования на Бога, обличаемые апостолом Иаковом (Иак. 4:15-16), самохвальством (греч.
ἀλαζόνας,ἀλαζόνες,ἀλαζονεία
— слав.
гордый, величавый, гордость
) именуется гордость людей, отступивших от Бога (Рим. 1:28-31, 2 Тим. 3:2-5, 1 Ин. 2:16).

Встречается в тестах и греческое τύφος

(«кичливость»)[8]. О такой возможной гордости (греч.
τυφωθεὶς
от
τυφóω
— слав.
разгордевся
) поставленного из новообращенных епископа предостерегает апостол Павел (1 Тим. 3:6), также апостол говорит о напыщенности (греч.
τετυφωμένοι
от греч.
τυφóω
— слав.
напыщени
) как свойстве людей, отошедших от Бога (2 Тим. 3:2-5).

В иврите гордость именуется как gaavah

(אָוָה) — надменность, величественность, раздувание, это понятие часто переводится как «превосходство», «высокомерие», «гордость», «вознесение». Еврейский глагол
gaah
буквально означает «вырастать; подниматься высоко». От него происходят слова, передающие мысль о гордости, — как «высокомерие», «тщеславие», «величие»[9].

Можно заключить, что славянское слово «гордость» в древнегреческом языке имеет несколько значений.

Таким образом, можно заключить, что славянское слово «гордость» в древнегреческом языке имеет несколько значений — это высокомерие, надменность, превозношение, кичливость и др. Примечательно, что в Библейском тексте на греческом языке слово «гордость» имеет разную семантическую окраску, выражая ту или иную степень пагубности греховной страсти, в то время как славянский текст отражает всю сущностную полноту, целостность и многоаспектность страсти гордости.

Кратко обозначив особенности употребления этих понятий в оригинальных языках Священного Писания Нового (греческий) и Ветхого (еврейский) Заветов можно отметить, что слова «гордость» и «гордыня» применительно к текстам библейским, как это следует из анализа старославянских источников[10], могут передавать одно и то же греческое понятие — ὑπερηφανία

. В то же время старославянское
гръдыни
является соответствием греческих
μεγαλαυχία
«похвальба, хвастовство, самонадеянность»[11] и
τύφος
«надутость, гордость, спесь, самомнение, пустое воображение»[12].

Каждое из двух понятий имеет ряд других, отличных значений и соответствий в греческом языке.

То же можно отметить и в церковнославянском языке: при тождественности определений: гордость — «высокомерие, надмение» и гордыня — «гордость, высокомерие», каждое из двух понятий имеет ряд других, отличных значений и соответствий в греческом языке[13].

Анализ приведенных ранее библейских отрывков показывает вместе с тем большую последовательность в передаче соответствующих греческих слов в церковнославянском языке по сравнению со словоупотреблением Синодального перевода. Так, греческим единицам ύπερηφανία

и
αλαζονεία
соответствуют[14] оба славянских слова — «гордыня» и «гордость», также славянским «гордость» может переводиться греческое
ἀγερωχία
«гордость, надменность». Для всех прочих греческих основных именований гордости, гордых и их поступков находятся в славянском языке иные синонимы: греч.
ὕβρις
— слав.
досаждение, укоризна, презорство
; единицы однокоренные греч.
τύφος
— слав.
разгордевся, напыщени
; греч.
ὕψωμα,ὕψος,ὑψώθη
— слав.
возношение, возвышение, вознесеся
.

Примечательное наблюдение над содержанием греческих понятий, переданных славянскими досаждение

(
презорство
), досадитель и гордыня находится у святителя Василия Великого в его толкованиях на пророка Исаию. Изъясняя слова пророка (Ис. 2:12), святитель о[19][20].

Богач и Лазарь
В то же время слово «гордыня», употребленное в Синодальном переводе, может являться эквивалентом не слова ὑπερηφανία

, а иных — «слава» (
δόξα
) (Ис. 14:11), «наглость, дерзость» (
ὕβρις
) (Иер. 50:31-32), «надменность, кичливость» (
γαυρίαμα
) (Сир. 47:5). «Гордость» же в русском Синодальном переводе соответствует греческим
ὕβρις
(наряду с «высокомерие», «высокоумие», «надменность»),
ύπερηφανία
(переводится также рус. «высокомерие», «надменность», «превозношение»),
αλαζονεία
(также рус. «надменность»). Можно видеть, что данные слова в большей или меньшей степени соответствуют основному значению греческого
ύπερηφανία
, поэтому для составления верного мнения о том, какой смысл исконно был заключен в нем, следует обращаться преимущественно к церковнославянскому тексту, в большей степени ориентированному на греческий текст.

Материал исторических словарей дает возможность говорить о большей последовательности, наблюдавшейся в прошлом при осуществлении переводов с греческого языка.

Материал исторических словарей

дает возможность говорить о большей последовательности, наблюдавшейся в прошлом при осуществлении переводов с греческого языка. Словарь XI-XIV вв. позволяет увидеть более точное соответствие др.-рус. гърдыни «высокомерие, надменность; кичливость» греч.
ὑπερηφανία
«высокомерие, заносчивость, презрительность», тогда как гърдость с тем же значением «высокомерие, надменность; кичливость» является переводом целого ряда греческих понятий:
ἀλᾱζονεία
«бахвальство, хвастливость, кичливость, заносчивость»,
τὴνὀφρῦν
, связанного со значением «насупить брови, морщить чело, смотреть угрюмо или гордо»[21],
ὑπερηφανία
«высокомерие, заносчивость, презрительность»,
τύφος
«надутость, гордость, спесь, самомнение, пустое воображение»,
ὕβρις
«наглость, дерзость». Такое словоупотребление во многом отлично от отмеченного в старославянском, а в ряде случаев и в церковнославянском языке
.
Здесь представляется важным упомянуть об истории анализируемых слов. Структура обоих понятий — гордость

и
гордыня
— указывает, что они являются однокоренными и очевидно восходят к общеславянской основе gъrdъ, имевшей, предположительно, несколько значений «разборчивый», «придирчивый», «привередливый»[22]. В некоторых родственных языках данная основа приобрела несколько иное семантическое значение: словенское «gȓd» — «уродливый» (сохраняется негативный оттенок). Кроме того, вслед за М. Фасмером многие исследователи при установлении происхождения слова «гордый» считают необходимым провести параллель и с латинским «gurdus» — «глупый».

Рассмотрение слова понятия «гордость» в библейско-богословских словарях и энциклопедиях в целом основывается на тексте Священного Писания и изначально определяет, что гордость — отрицательное качество.

Рассмотрение слова понятия «гордость» в библейско-богословских словарях
и энциклопедиях
в целом основывается на тексте Священного Писания и изначально определяет, что гордость — отрицательное качество. Например, такое понимание гордости как греха обнаруживается в Библейском Богословском Словаре 1872 года под редакцией В. Михайловского[23], представляющего собой перевод французского словаря 1862 года с добавлением некоторых извлечений из неканонических книг. Так, в нем отмечаются осуждение гордости Богом, ее последствия, основания, приводятся примеры гордецов. Подобным же образом организована словарная статья из Библейского словаря Б. Геце (1923)[24], также определяющая гордость как грех.

Библейская энциклопедия Брокгауза (первое издание, 1960) указывает, что «гордость в библейских текстах подразумевает высокомерие», а также, приводя понятия «гордость, тщеславие, надменность», о[25].

Материал Евангельского словаря библейского богословия (1996) свидетельствует о том, что понятие «гордость/величие (pride)» «иногда упоминается в Ветхом Завете в положительном смысле»[26] при обозначении величия Божия, основным все же является отрицательный его смысл. В Новом Завете значения всех слов, именующих гордость, конкретны и имеют только отрицательное значение[27]. В словарной статье достаточно подробно рассматривается словоупотребление еврейского и греческого текстов, определяются библейские контексты, описывающие гордых, указывающие на последствия гордости.

Новое осмысление этого понятия, во многом определяемое переводом словаря с французского языка на русский язык, содержится в католическом словаре библейского богословия (первое издание, 1970). В нем фактически отражена попытка рассмотреть возможные положительные оттенки слова «гордость», оттенить его от значения понятия «гордость/гордыня». При этом «гордость/гордыня» традиционно представляется авторами как грех, отрицательное качество через выявление на основе Священного Писания различных форм гордости (тщеславие, надмение, высокомерие, гордыня), ее последствий, примеров гордецов и наказания их.

Иная «гордость» — дерзновение — требует дополнительного комментария.

Иная «гордость» — дерзновение — требует дополнительного комментария. «В Библии нет особого выражения для обозначения гордости в положительном смысле, но характерные черты этого качества базируются на двух моральных состояниях. Одно из них всегда благородно и переводится греч. словом παρρησία

, родственным понятию «свобода». Евреи выражают его при помощи перифраз: стоять прямо, с поднятым лицом, открыто выражать свое мнение; гордость проявляется в полной свободе слова и поведения. Другое состояние близко чувству доверия и представляет собою как бы его излучение; греки обозначают его словом
хαύχησις
, что значит «хвалиться чем-нибудь», опираться на что-либо, дабы иметь уверенную осанку — для полного осуществления своего существования перед самим собой, перед другими, перед Самим Богом; этот род Гордости может быть благородным или тщетным в зависимости от того, опирается ли она на Бога или на человека»[28].

Однако необходимо обратить внимание, что отмеченное авторами понятие παρρησία

имеет в греческом языке, как можно видеть на основе словарных материалов, значение, не соотносящиеся напрямую со значениями иных терминов, непосредственно именующих гордость: «1. откровенность, прямота, 2. невоздержанность на язык, 3. дерзание, смелость», а потому передается при переводе на русский язык как «упование, дерзновение, уверенность»[29], но не «гордость».

В Католической энциклопедии, гордость (pride) рассматривается как отрицательное качество в человеке и самый Богопротивный грех. Определяется гордость как чрезмерная любовь к самому себе, чувство собственного превосходства. Гордый человек выходит из подчинения Всемогущего Бога и живет по собственным правилам. В этом проявляется презрение и отвержение Бога[30].

Неуместными представляются попытки оправдать человеческую гордость через противопоставление ей так называемой «гордыни» в предположении, будто гордость — это хорошо, а гордыня — плохо.

«Гордость (pride)» подобным же образом рассматривается и в Большом библейском словаре (2001). Его авторы, определяя, что гордость «в положительном смысле — реальное и оправданное уважение к себе»[31] (в таком случае его передают греч. понятия παρρησία

и
хαύχησις
), о, потому «неуместными представляются попытки оправдать человеческую гордость через противопоставление ей так называемой «гордыни» в предположении, будто гордость — это хорошо, а гордыня — плохо»[32].

В патристическом греческом словаре Lampe G.W.H. гордость (ὑπερηφανία

) определяется как высокомерие (
arrogance
), грех, который убивает душу (
sinwhichdestroyssoul
)[33].

В Православной энциклопедии говорятся, гордость — один из основных человеческих пороков. Может обозначаться и др. греч. словами, приобретая при этом различные смысловые оттенки (самомнение, спесивость или кичливость, хвастовство, высокомудрие). В Библии гордость не выступает как положительное качество, святые отцы рассматривают гордость как, тяжкий грех[34].

Подводя итог, важно отметить, что в библейских контекстах греческой и славянской традиции гордостью обозначены именно отрицательные свойства этой страсти.

Подводя итог, важно отметить, что в библейских контекстах греческой и славянской традиции гордостью обозначены именно отрицательные свойства этой страсти. Термин «гордость» в Священном Писании заменяется словом высокомерие, надменность, но это слово присутствует в переводах Писания на русский язык. В то же время современными исследователями порой определена возможность выявления некоторых положительных ее черт на основе анализа в некотором смысле соотносимых с ней понятий. В связи с этим необходимым оказывается обращение и к соответствующим традициям словоупотребления. На основании рассмотренного вопроса наша позиция сходится с точкой зрения дореволюционного исследователя еп. Виссариона (Нечаева), который говорил: «Слово Божие часто говорит о гордости, но оно совсем не знает гордости благородной… Священное Писание только обличает и осуждает гордость, как тяжкий грех»[35].

Таким образом, обращение к словарным и энциклопедическим материалам позволяет говорить о том, что гордость традиционно осмысляется исключительно как отрицательное качество, и только со временем стали предприниматься попытки определить у этого понятия некоторые положительные оттенки значения. Особенности такого словоупотребления можно обнаружить в современных европейских языках[36], что прослеживается на примере, в том числе и русской книжной традиции, о чем подробнее будет сказано в следующих частях этой статьи.

монах Кирилл (Попов)

[1] Греческо-русский словарь Нового Завета. — М.: РБО, 2012. — С. 215.

[2]Вейсман А. Д.

Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 1280.

[3]Большой древнегреческий словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — С. 787.

[4]Там же.

[5]Зарин С. М.

Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 2. — СПб., 1907. — С. 297.

[6]Там же.

[7]Там же.

[8]См. там же.

[9]Шапиро Ф. Л.

Иврит-русский словарь. — М.: ГИИНС, 1963. — С. 244.

[10] Старославянский словарь. — М., 1994. — С. 178.

[11]Большой древнегреческий словарь. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. — С. 648

[12] Вейсман А.Д.

Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 1264.

[13] Дьяченко Г., прот

. Полный церковнославянский словарь. — М.: Отчий дом, 2013. — С. 128.

[14] В данном случае обозначаются только случаи употребления имен существительных, то есть отдельно не рассматриваются образованные от них прилагательные и глаголы, содержание соответствующий корень -горд-.

[15] Patrologiae cursus completus seu bibliotheca universalis, integra, uniformis, commoda, oeconomica, omnium SS. Patrum, doctorum, scriptorumque ecclesiasticorum … Series Graeca in qua prodeunt patres, doctores scriptoresque ecclesiae graecae A.S. Barnaba ad Photium / By: Migne, J.-P. (Jacques-Paul), S. Basilius Cesarienses Episcopus. Tomus XXX. 1857. — P. 261.

[16]См. тамже.

[17]См. тамже.

[18] См. там же

[19] Там же. P.263.

[20]Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Толкование на пророка Исаию. — М.: Собственная типография, 1900. — С.100.

[21] Вейсман А.Д.

Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — Стлб. 915.

[22] Фасмер М.

Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель, 2004. — Т. 1. — С. 109.

[23]Библейский богословский словарь / под ред. В. Михайловского. — М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1995. — С. 81-84.

[24] Библейский словарь Б. Геце. — М.: Издательство пастора Гетце, 2011. — С. 88.

[25] Библейская Энциклопедия Брокгауза. — М.: Костюков, 2009. — С. 203.

[26] Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. — М.: Библия для всех, 2005. — С. 246-247.

[27] Евангельский словарь библейского богословия. Под ред. У. Элуэлла. — С. 246-247.

[28]Словарь библейского богословия. — М.: Кайрос, 2003. — С. 225-231.

[29]Симфония словарных форм. Словарное определение. Электронный ресурс. // URL: https://manuscript-bible.ru/S/D/7061.htm#pa%u0453r%3Dhs%u042Ba (дата обращения: 01.03. 2016).

[30]TheCatholicEncyclopedia.Volume 12. NewYork, 1911.P. 405

[31]Уолтер Элуэлли Филип Камфорт

. Большой библейский словарь. — М.: Библия для всех. 2007. — С. 311.

[32] Там же.

[33]LampeG.W.H. Apatristicgreeklexicon. — P. 1439.

[34] Литвинова Л.В.

Гордость // Православная Энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 12. — М.: Московской Патриархии, 2011. — С. 108.

[35]Виссарион (Нечаев), еп.

Гордость. — СПб.,1899. — С. 4.

[36] Словарь библейского богословия. — М.: Кайрос, 2003. — С. 227.

Чем является гордыня на самом деле

Сначала нужно привести парочку раскрывающих определений. Почему парочку? Гордыня выступает весьма сложным и многоликим недостатком и очень опасным грехом.

Гордыня представляет собой завышенную самооценку, когда человек убеждён в том, что он лучше, чем есть в действительности, и лучше других людей. К сожалению, из-за такой неадекватной оценки своей личности нередко совершаются роковые жизненные ошибки.

Гордыня – проявление неуважения к окружающим в виде высокомерия, бахвальства, неблагодарности, невнимательности и тому подобного.

Если обратиться к христианскому объяснению термина «гордыня», мы найдём следующее объяснение:

«Разница между гордыней и обычной гордостью заключается в том, что человек, которого ослепляет гордыня, начинает хвалиться перед Создателем своими качествами, но забывает, кто дал ему их.

Гордыня является самонадеянностью личности, верой в то, что она может всё и все её заслуги самостоятельные, что в этом нет божественной помощи.

Подверженный гордыне человек перестаёт благодарить Создателя за всё, чем он обладает (способностью видеть, слышать, жить) и получает (к примеру, деньги, жильё, радости жизни)».

Дальше приводится ещё одна трактовка гордыни, которая очень адекватно отражает её суть:

«Гордыня (или высокомерие) – выступает желанием считать, что человек – это самостоятельная и единственная причина всего положительного, что есть в вас и вокруг вас».

Когда гордыня гипертрофируется и разрастается, она становится настоящей манией величия.

Главные программы (с установками) гордыни, которые следует устранять, заменяя их адекватными убеждениями. Что в большинстве случаев думает личность, которую поразила гордыня:

«Я самая лучшая, самая красивая, самая умная, самая достойная, самая самая!»

«Я, безусловно, лучше, чем другие, более умная, сильная, крутая и так далее.. А это обозначает, что я должна иметь больше, чем другие, я обладаю правом на это, ведь я лучше, чем другие. Значит, все вокруг должны мне значительно больше, чем я должна им. А если я такая крутая и мне все чем-то обязаны, значит, не обязательно проявлять свою благодарность по отношению к ним, они же всё равно мне обязаны. Не обязательно ценить их, это они должны ценить меня, так как я значительно лучше, чем все они вместе взятые».

Знакомо ли вам подобное? Скорее всего, да. Если вы проявите достаточно искренности по отношению к самим себе, то сможете вспомнить примеры из своей жизни, когда вы думали именно таким образом и чем всё это завершилось в конечном итоге. Можете вспоминать также примеры из жизни своего окружения, когда люди вели себя схожим образом, и как вы реагировали на подобное.

Отрывок, характеризующий Гордость

– Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы. – Но как же я могу… – Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы. – Вы не можете не понять наконец, что кроме вашего удовольствия есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!… Пьер замолчал и взглянул на Анатоля уже не гневным, но вопросительным взглядом. – Этого я не знаю. А? – сказал Анатоль, ободряясь по мере того, как Пьер преодолевал свой гнев. – Этого я не знаю и знать не хочу, – сказал он, не глядя на Пьера и с легким дрожанием нижней челюсти, – но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я comme un homme d’honneur [как честный человек] никому не позволю. Пьер с удивлением посмотрел на него, не в силах понять, чего ему было нужно. – Хотя это и было с глазу на глаз, – продолжал Анатоль, – но я не могу… – Что ж, вам нужно удовлетворение? – насмешливо сказал Пьер. – По крайней мере вы можете взять назад свои слова. А? Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желанья. А? – Беру, беру назад, – проговорил Пьер и прошу вас извинить меня. Пьер взглянул невольно на оторванную пуговицу. – И денег, ежели вам нужно на дорогу. – Анатоль улыбнулся. Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера. – О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты. На другой день Анатоль уехал в Петербург. Пьер поехал к Марье Дмитриевне, чтобы сообщить об исполнении ее желанья – об изгнании Курагина из Москвы. Весь дом был в страхе и волнении. Наташа была очень больна, и, как Марья Дмитриевна под секретом сказала ему, она в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Во время были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но всё таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню и послано было за графиней. Пьер видел растерянного графа и заплаканную Соню, но не мог видеть Наташи. Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой. Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю. Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына. Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему. Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи. Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты. – Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть… – Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер. Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.

Процесс формирования гордыни

Гордыня, аналогично любой личностной характеристике, образуется несколькими структурными составляющими. Объясним это более понятно: гордыню образуют три основные компонента, поддерживающие её существование.

Вот они:

  • Чувство ложного престижа. Процесс формирования гордыни начинается в тех случаях, когда индивид ставит свои интересы выше, чем интересы и потребности окружающих.

В варианте нормы мы все, конечно, озабоченны собственной судьбой больше, чем судьбой других людей. Но появление гордыни проявляется в полном откровенном пренебрежении интересами других. Гордый человек уважает и ценит себя, но он сопереживает другим людям, умеет делиться с ними наболевшим и понимать их.

Личность же, оказавшаяся в плену гордыни, сама пребывает в состоянии огромного заблуждения и вводит в него окружающих. Ей мерещится по причине закрытого сердца, что именно она является центром мироздания, обладателем сверхвыдающихся способностей, а поэтому все окружающие обязаны делать всё для её блага. Кто-то должен жертвовать ей своё время, кто-то – свои наработки, кто-то – материальные блага.

При этом таких индивидов совершенно не беспокоит тот факт, что они в действительности вредят другим людям. Поэтому психологи и говорят про ложную природу чувства превосходства над окружающими, ведь на самом деле каждый из нас выступает уникальной личностью и никто не в праве осуждать своих ближних.

  • Ощущение своей неполноценности. В действительности гордыню провоцирует крайняя неуверенность в собственных силах и неудовлетворённость своей жизнью. Именно по этой причине таких людей, как правило, злят и раздражают результаты чужого труда.

Они страдают от постоянных внутренних сомнений, прежде всего, в самих себе. Из-за чувства неполноценности они начинают искать недостатки в окружающих и, нужно заметить, достигают «успеха» в этом поприще вместо того, чтобы обращаться к своей личности.

Когда человек внутри ощущает себя никем, чувствует свою бесполезность, то начинает подмечать лишь недостатки и изъяны в окружающих. Мудрость же человека проявляется в том, что он готов, прежде всего, устранять собственные проблемы, а загордившиеся личности склонны обвинять других.

  • Неуверенность в себе. Неверие в свои силы делает личность своим рабом, заставляя её примерять на себя маски и роли, которые не соответствуют индивидуальности человека.

Это опасно ещё тем, что чем больше вы будете играть какую-то роль, тем сложнее оставаться самим собой. От неуверенности в себе страдают те люди, которые в силу каких-то причин опасаются проявлять свою индивидуальность, не занимаются развитием своего характера и не работают над своими недостатками.

Укрепление гордыни лишь усиливается в случаях, когда мы забываем про других и начинаем концентрироваться исключительно на своей персоне. Нельзя думать, что ваши дела более значимы, чем дела всех прочих.

Как избавиться от гордыни?

Избавиться от гордыни хорошо помогает осознание того факта, что все мы – равные духовные сущности. В каждом человеке первична его Душа, а разум и тело – это уже то, что мы получаем в каждой новой жизни. Души всех людей равны между собой по значимости. Нет «плохих» и «хороших» Душ, каждая Душа уникальна. Душа живущего на улице нищего так же ценна, как и Душа всемирно известного учёного.

Каждая Душа проходит в этом мире свой собственный путь, который она выбрала себе ещё до воплощения в физическом теле (до рождения на Земле). Перед тем, как воплотиться здесь, Душа выбирает себе те уроки, которые она хочет пройти в земной жизни, чтобы стать более совершенной и развитой. И в связи с этой задачей она заранее выбирает себе примерный земной путь – в какой семье родиться, какие основные события пройти в течение жизни.

Если смотреть на всех окружающих людей именно с такой точки зрения, то просто

невозможно будет кого-то считать ниже или хуже себя – ведь это такая же бессмертная Душа, как и вы сами! Просто она проходит свои собственные уроки, возможно, в следующей жизни как раз вы окажетесь на месте этого человека, если ваша Душа решит, что ей необходимо также пройти подобный жизненный урок.

Поэтому, друзья мои, если вы не хотите, чтобы жизнь вас «роняла вниз», не впускайте гордыню в свой мир. Осознавайте свою ценность, как личности. И при этом осознавайте ценность каждого человека вокруг вас. Каждый из нас бесконечно ценен для Вселенной. Если жить исходя их данного убеждения, то гордыня просто не сможет «прилипнуть» к вам.

Ваша Екатерина

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]