Интерактивное общение — это взаимодействие собеседников, обмен в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками.
Такое общение больше похоже на совместную деятельность, направленную на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.
Интерактивное общение — это взаимное влияние друг на друга участвующих в процессе общения людей для достижения конкретного результата.
Только в процессе совместной деятельности нескольких людей формируется становление личности. Человек видит себя и свои поступки в других как в зеркальном отражении, развивает в себе новые качества, борется с недостатками.
Интерактивное общение — это результативный процесс, в котором развиваются личностные качества при выполнении какой-либо деятельности: работа, учеба, культурно-массовые и спортивные мероприятия, организация и проведение досуга.
Для чего нужно такое общение, и как оно должно строиться для достижения желаемого результата, следует знать больше.
Основы интерактивного общения
Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.
Общению играет едва ли не главную роль для человека
Для всех участников одинаково характерны:
- общая цель;
- общие мотивы для совместной деятельности;
- единое пространство и время для выполнения совместных действий;
- своевременная координация действий каждого участника;
- знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
- передача информации от одного к другому.
Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.
Структурные компоненты интерактивной стороны
Общения
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В ходе общения важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответную реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий. В современной психологии большее внимание уделяется следующим положениям:
Во-первых, типологию взаимодействия в общении можно разделить на два основных вида – конкуренция и кооперация
. Первый подразумевает, что люди будут ставить свои интересы превыше всего, второй же – стремиться к общим целям.
Во-вторых, интерактивная сторона общения включает в себя наличие общественного контроля. Он осуществляется за счет системы социальных образцов и норм, которые приняты в данном обществе. Они регламентируют все социальные взаимоотношения и взаимодействия.
В-третьих, каждый человек должен ориентироваться на эти нормы и соотнести свои действия с ними. Далее он будет отбирать необходимые, правильные и те, которые регулируют взаимоотношения с другими людьми.
В-четвертых, интерактивная сторона общения включает в себя ту систему ролей, которые исполняет каждый человек при взаимодействии дома, на работе, с друзьями и близкими. Очень часто они сталкиваются между собой, потому что приходится расставлять приоритеты.
Психологическое воздействие – это структурная единица, компонент взаимодействия. По своей сути психологическое воздействие представляет проникновение одной личности в психику другой личности. Целью или результатами этого проникновения является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т. п.). Психологическое воздействие может достичь желаемых результатов, только если субъект воздействия обладает набором специальных, профессиональных умений. Среди них В. Н. Куликов называет:
• умение определять и формулировать конкретные цели и задачи воздействия, учитывающие требования общества или аудитории;
• умение быстро разбираться в тех людях, на которых должно быть направлено воздействие, понимать их психологические особенности и состояние;
• умение выбирать (из имеющихся: убеждение, внушение, конформизм) наиболее эффективные способы и приемы психологического воздействия, учитывая при этом цель и особенности того, на кого оно направлено.
Эффект воздействия также зависит от психологической податливости тех, на кого оно направлено. В. Н. Куликов пишет, что «такая податливость базируется на психологических особенностях личности или группы, но окончательно устанавливается в процессе реального взаимовоздействия. Она означает снижение критичности тех структур индивидуальной или общественной психики, которые осуществляют принятие внешних влияний». Однако как отдельная личность, так и группа избирательно относятся к психологическим воздействиям. Это связано с тем, что на пути этих воздействий стоит психологическая защита – своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностям от противоречащих им.
Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. Психологически конструктивное влияние (полезное и созидательное для участников коммуникации) должно отвечать трем критериям:
1) оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений;
2) оно психологически корректно (грамотно, безошибочно);
3) оно удовлетворяет потребности обеих сторон.
Основные типы взаимодействия (4 «К»):
• Кооперация (сотрудничество). Четкое согласование цели, достижение цели одним партнером не ущемляет интересов другого.
• Конкуренция (достижение цели одним за счет ущемления интересов других).
• Конфронтация (преследование противоположных целей; не идут на уступки).
• Корпорация (на основе взаимной выгоды: «Ты – мне, я – тебе»).
Характер взаимодействия ведет к определенной тактике общения: сотрудничество, кооперация, поиски компромисса (основного типа сотрудничества), убеждения, разъяснения (способы воздействия).
Предыдущая16Следующая
Интерактивное общение: виды
В современном обществе, в котором прогрессируют различные технологии, интерактивное общение имеет больше способов реализации, чем несколько десятилетий назад.
Технологии дают нам больше способов интерактивного общения
Основными видами интерактивного общения являются:
- Трудовая деятельность коллектива. Решение поставленных задач в трудовом коллективе — самый распространенный вид интерактивного общения. Совместная деятельность для достижения желаемого результата характерна для любого коллектива. Помимо реальных бесед, обсуждений на помощь приходят компьютерные технологии: «Skype для бизнеса» — общение в реальном режиме времени нескольких собеседников (переписка, беседа в режиме «конференция») с возможностью обмена файлами.
- Обучение. Любое занятие в школе, колледже, университете – это вид интерактивного общения. Широко используется дистанционное обучение с помощью специальных программ («Skype»), во время которого преподаватель и ученик, используя интерактивные наушники, могут находиться на дальнем расстоянии друг от друга, но это не помешает нормальному протеканию учебного процесса.
- Организация свободного времени и проведение досуга. Взаимодействие организаторов и исполнителей любого мероприятия также является формой интерактивного общения.
Варианты поведения участников интерактивного общения
Различные точки зрения в процессе совместной деятельности нередко порождают споры и конфликты. О различных вариантах развития таких ситуаций рассуждали знаменитые специалисты по конфликтологии Кеннет и Килменн.
Стили поведения определились, исходя из принципов интерактивного общения:
- Выражение собственного мнения, ряд действий для реализации собственных интересов, достижения своих целей.
- Мера восприятия интересов другой стороны.
Если представить эти два показателя интерактивного общения в графической форме, получается всем известная сетка Томаса-Килменна.
Обозначены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
- Уклонение (отмалчивание, бездеятельность). Происходит, если человек по каким-то причинам не желает отстаивать свои права, предлагать собственные пути решения, воздерживается от высказывания своей точки зрения, не участвует в споре. В таком случае предполагается уход от ответственности за принятие решений. Такое поведение объясняется отсутствием важности ситуации для человека либо высокой степенью сложности решения.
- Конкуренция (соперничество). Активная форма отстаивания собственных интересов с применением всех доступных участнику средств для достижения поставленных целей: власти, различных форм давления на конкурентов. В данном случае ситуация крайне важна для участника. Выражается жесткая позиция к другим участникам взаимодействия в случае их несогласия.
- Приспособление (поведение «по обстоятельствам»). Поведение участника целиком и полностью направлено на сохранение и укрепление благоприятных отношений путем полного соглашения с любой точкой зрения собеседника. Такая ситуация развивается, если вклад участника в результат не слишком велик. Случается так, что сохранить хорошие отношения важнее, чем отстаивать свою точку зрения, тем более если у участника слишком мало авторитета.
- Сотрудничество. Участник настроен на поиск решения, которое удовлетворит всех участников взаимодействия с учетом соблюдения своих собственных интересов. Приветствуется открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения.
- Компромисс. Деятельность участников сводится к поиску решения, удовлетворяющего всех участников.
Формы и примеры
Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:
- Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
- Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.
При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.С одной стороны, участники конкурентной борьбы стараются приложить максимум усилий, совершенствуют навыки, разрабатывают эффективные стратегии. С другой стороны, они находятся в состоянии постоянно эмоционального напряжения и могут прибегать к запрещенным приемам ради получения желаемого. Соперничество подразумевает проявление стремления одержать верх над равным по силе оппонентом. Оно может проявляться открыто или скрыто. Соперники находятся в состоянии активной борьбы за власть, престиж, реализацию, признание и т.д. Они осознают, что кто-то один станет победителем, а другой — проигравшим, что стимулирует их к отстаиванию собственных интересов.
- Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.
Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.
Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.
Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.
Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.
Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.
Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.
Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.
Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.
Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.
Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.
Плюсы и минусы интерактивного общения
К плюсам интерактивного общения стоит отнести:
- быстрое достижение результата;
- эффективность при достижении цели;
Плюсов интерактивного общения заметно больше - формирование личности участников процесса;
- социальная адаптация участников в обществе;
- быстрота доступа (при использовании Интернет-ресурсов)
К минусам можно отнести:
- возможность развития конфликтных ситуаций;
- неполная самореализация участников процесса.
- чрезмерная увлеченность проведения досуга.
Происходит в случае использования в интерактивном общении Интернет-ресурсов: социальные сети, интерактивные игры и прочее.
Интерактивное общение в Интернете
С появлением Интернета сбылась многовековая мечта пользователей телефоном – видеть собеседника. И не только.
Сегодня можно видеть собеседника, который находится на другом конце земного шара, даже в своем телефоне
Интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени появилось не так давно.
С увеличением скорости передачи данных появилась возможность общаться посредством аудио- и видеосвязи:
- Серверы интерактивного общения. Всемирная паутина обладает тысячами серверов Internet Relay Chat (IRC), посредством которых интерактивное общение становится доступным. Подключиться к такому серверу может любой пользователь. Общаться можно с любым посетителем этого сервера, возможны коллективные беседы.
- Общение в чатах. Самый простой и всем полюбившийся разговор — обмен сообщениями с клавиатуры. Окно с сообщениями видят сразу все участники беседы. В случае оборудования компьютера звуковой картой, микрофоном, наушниками, акустическими колонками можно обмениваться голосовыми сообщениями. Реальная беседа в одно и то же время возможна только между двумя участниками. Для того, чтобы во время разговора видеть друг друга, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключают к видеоплатам, цифровые камеры подключаются к параллельному порту компьютера. Ноутбуки продаются с уже встроенными видеокамерами. Айфоны, смартфоны, айпэды имеют встроенную фронтальную камеру.
- Специальное программное обеспечение. Таких программ много, например, NetMeeting (входит в состав Internet Explorer), Skype.
Интересные факты из истории
Учёные считают, что впервые интерактивное общение, конечно, на низком уровне появилось пятнадцать тысяч лет назад.
Первые самые древние признаки такого общения были обнаружены в Африке, поэтому косвенно принято считать, что именно там зародился первый язык. Но, к сожалению, неизвестно конкретно, что это за язык и родственником какого из современных является. Можно сказать, что все последующие находки: написание, значение слов были похожими, но со временем языки утратили свою близость и стали более сложными и индивидуальными.
На сегодня насчитывается около семи тысяч языков, не считая наречий. С каждым годом в наше общение приходят все новые и новые слова, делая наш лексикон разнообразней. Только русский язык по подсчетам состоит из ста пятидесяти тысяч слов. Так вот средний человек в постоянном общении использует до пятидесяти тысяч слов в разных вариациях. И это необходимо для того, чтобы Вас понимали.
Благодаря языку Вы можете делиться своими знаниями, показывать чувства, эмоции. Мы уже никогда не сможем представить мир без языка и без постоянного обмена информацией.
Ещё на начальных этапах люди сталкивались с различными разногласиями и различными взглядами на вещи. Древне греческие мыслители рассказывали в своих летописях про войну умов. Уже тогда стало понятно,что общее мнение объединяет людей в группы. Эти группы могут учитывать различные интересы: религиозные, политические, культурные. Из-за разных убеждений и нежелании или неумении договариваться, начались войны. Теоретически любой конфликт можно назвать войной, и между людьми появлялись конфликты на различных почвах. Что в своё время привело к способности их сглаживать и уступать друг другу. Умение договариваться привело нас на такой уровень.
Значение интерактивного общения в современном мире
Интерактивное общение — это активная деятельность группы людей, направленная на конкретный результат, общающихся реально, без каких-либо средств техники, либо посредством телефонной связи.
О роли интерактивного общения с помощью Интернет-ресурсов можно сказать без всякого преувеличения:
- Интерактивное общение — это уникальный инструмент в развитии бизнеса и экономического сотрудничества (использование серверов и программ для быстрого обмена файлами).
- Оно позволяет организовать, дополнить учебный процесс эффективными методами (дистанционное обучение по разным предметам).
- Сближает людей, позволяя общаться, находясь на дальнем расстоянии друг от друга.
Современному человеку необходимо усвоить принципы и правила интерактивного общения.
Это позволит безболезненно адаптироваться в условиях современного общества, достигнуть успешных результатов в реализации поставленных целей.
В этом видео вы узнаете много интересного об интерактивном общении:
Интерактивное общение и его необходимость в работе коллектива
Мы практически ежедневно ходим на работу, но никогда не задумывались о важности общения в коллективе. У нас нет такой потребности, все уже давно изобрели до нас. Мы просто искусно пользуемся полученными знаниями и внедряем их в жизнь. Общение давно стало нормой, а правильно отработанные фразы и навыки манипулирования могут сделать вас лидером в коллективе. Итак, можно сделать вывод где бы вы не работали если вы имеете большой словарный запас и знания необходимые в работе, тем самым вы повышение свой уровень среди остальных коллег.
Для постоянного лидерства нужно развивать своё мастерство в общении с людьми и стремиться не только получить выгоду, но и принести её. Целью нашей работы является прибыль и моральное удовлетворение.