Эффективное общение: как развить, и почему это важно?

Дефицит общения — распространенная проблема развитого общества. Выражается в ухудшении качества коммуникативных связей у некоторых членов социальных групп и снижении их интенсивности.

К трудностям общения, обусловленных его дефицитом, психологи относят постепенно формирующиеся отчужденность, аутичность, одиночество.

Статьи по теме

  • Что делать если раздражает коллега по работе: как избежать конфронтации

    06.12.2020

  • Как игнорировать человека, который тебя раздражает и оставаться спокойным

    06.12.2020

  • Примитивное общение: как не поддаться давлению хама

    14.11.2020

  • Важный шаг к успеху в жизни — эффективное общение

    14.11.2020

Почему нужно учиться эффективному общению?

Некоторым людям может показаться нелепым представление о том, что мы должны сознательно думать, как нам нужно говорить или писать сообщения. Но мы общаемся с людьми большую часть нашего дня, да и жизни в целом. Будь то устно на встречах, за чашкой кофе в комнате отдыха или через социальные сети и мессенджеры из дома. В любом случае очень важно, чтобы мы могли четко изложить свою точку зрения и понять нашего собеседника.

Отличные коммуникативные навыки не только помогут вам в повседневной жизни. Но они могут сыграть решающую роль, когда дело доходит до собеседования при приеме на работу, разрешения конфликта с родителями, друзьями, коллегами по работе и так далее. Обладая навыками излагать свои мысли в словах в сжатой и вежливой манере, вы в результате становитесь не только приятным собеседником, но также экономите время и энергию. При этом вы избегаете повторных объяснений. Быть эффективным коммуникатором поможет вам более успешно строить отношения с людьми. Кроме этого, вы будете чувствовать себя уверенно в любых ситуациях.

Проблема активности личности в современной психологии

План лекции

Синдром Энгельмана («счастливой куклы»).

Развивается при:

  1. делеция участка 15 хромосомы матери.
  2. однородительская дисомия 15 хромосомы отцовского происхождения.

Проявления: неадекватная счастливая улыбка, глубокая умственная отсталость, резкие кукольные судорожные движения.

Методы изучения наследственных заболеваний (см. учебник — стр. 129).

1. Проблема активности личности в современной психологии.

2. Факторы, определяющие активность личности.

3. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии

4. Типология активности личности.

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. С.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.

Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой.

Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Это проблема явлений активности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации. Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего» .

Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.

Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности. Принцип активности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе к изучению психики.

В последние годы многие психологи обратились к проблеме субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.). Значительный вклад в изучение проблемы активности личности внес В.А. Петровский. Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации. Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, деятельности в целом, активности (М.В. Бодунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, В.М. Русалов и др.).

Активность— это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность — пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложно структурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду. Поэтому очень важно различать разные типы, уровни и формы проявления активности.

При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы: — физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.); — психофизиологический(К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын); — психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.); — социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.); — субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).

Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.

Как особая форма активности, выделяется техническое и научное творчество, рассматриваемое многими исследователями (Э.С. Чугунова, Е.С. Кузьмин, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов и др ).

К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В. И. Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную пин творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); Практическую, когнитивную (А.А. Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломоа)

По мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности образуют определенную иерархию:

• активность индивида — общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;

• активность субъекта — удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;

• активность личности — художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность.

А.В. Брушлинский все вышеназванные формы называет видами активности, дополняя их созерцанием. Кроме того, в современной психологической литературе активность человека подразделяется на произвольную и непроизвольную формы ее проявления.

Как выявить проблему неэффективного общения?

Многие люди понимают, что у них есть проблемы с коммуникативными навыками. Но они не знают над чем именно нужно работать. Для того, чтобы это определить, любой человек может попросить своего друга, родственника, романтического партнера или коллегу помочь ему разобраться. Я уверенна, что многие из ваших близких людей будут рады помочь вам найти пути к самосовершенствованию и улучшить себя. Поэтому в первую очередь получите обратную связь от них. Попросите, чтобы они были честны с вами и указали на ваши проблемы в общении.

Как твой характер крут!

«Одиночество – это когда рядом нет твоих близких и друзей», «Я стал одиноким, когда умерла моя собака», «Одиночество – это старость», «Если я не получаю ни одной эсэмэски в день, чувствую себя абсолютно одинокой!» То есть одиночество, так же как и счастье, каждый понимает по-своему. Кто-то испытывает чувство собственной ненужности и даже неполноценности, кто-то замкнулся в себе и считает, что отгороженность от окружающих – это его личная судьба и удел, а кому-то при всем его желании и многократных попытках не удается установить желаемые социальные связи. Но, не понимая причины, невозможно помочь человеку. А в некоторых случаях, оказывается, и помогать-то не надо, потому что иногда одиночество бывает надуманным…

Четыре основные области коммуникативных навыков

Внимательное слушание

Внимательное слушание собеседника — это самая распространенная проблема, над которой нужно работать практически каждому человеку. Ведь мы все склонны отвлекаться во время разговора. Либо думать о чем-то своем при беседе с человеком. Довольно часто мы просто выдаем какой-то ответ, точно не услышав о чем нас спрашивали. В большинстве случаев мы больше думаем о том, что нам нужно будет сказать дальше.

Научиться внимательно слушать человека — это не только внимательно слушать его слова, но также их произношение. Нужно обращать внимание на движения рук человека и другие невербальные знаки. Это буквально значит уделять все свое внимание говорящему и искренне интересоваться им. Внимательные слушатели используют методы разъяснения и размышления. Чтобы подтвердить то, что сказал другой человек, и избежать путаницы. Эти техники четко демонстрируют то, что вы все свое внимание сосредотачиваете на конкретном человеке.

Невербальное общение

Эффективное общение во многом зависит от понимания языка тела человека. К тому же, огромная доля любого разговора происходит невербально. А в некоторых случаях она может доходить до 80%. Следовательно, нам также нужно учитывать и понимать невербальное общение. Особенно, когда оно отсутствует или ограничено. Например, когда вы общаетесь письменно или по телефону.

Под невербальным общением я подразумеваю наш язык тела. Но кроме этого, оно включает тон нашего голоса, движения человека, зрительный контакт и выражение его лица. Это значит, что мы можем лучше понимать собеседника, уделяя достаточно внимания его языку тела. Кроме этого, благодаря невербальному общению, вы можете убедиться, что ваше сообщение было правильно воспринято и вы поняли друг друга.

Эмоциональная осведомленность

Третья область коммуникации, над которой нужно работать многим людям — это понимание наших собственных эмоций. А также понимания эмоций других людей и способность управлять этими эмоциями. Ведь мы все люди. Следовательно, нам может быть сложно управлять нашими чувствами и эмоциями. Никто из нас не может оставить свои эмоции в другом месте и не поддаваться их влиянию. Нам и не нужно пытаться это делать.

Решение проблемы при помощи разговора вслух

Наверняка у каждого человека была ситуация, когда он объяснял проблему своему другу и, прежде чем тот находил что ответить, сам придумывал решение. Ведь иногда факта объяснения проблемы вслух бывает достаточно для ее решения.

Как и почему этот простой метод работает? Как можно взять его под контроль и научиться им управлять?

Есть три существенных преимущества в применении этого метода.

1

Прояснение мыслей

Для того, чтобы поместить вашу проблему в коммуникационную форму, вы должны прояснить ее, описав ее объективными терминами. Чтобы оформить задачу вслух, нужно организовать свою ментальную информацию, которая ее касается. Кроме того, выразив проблему более точно, вы лишаетесь психологического шума в голове, такого как фрустрация и беспокойство.

Выражение проблемы в словах как бы позволяет схватить ее, ведь язык это не только способ коммуникации, но и инструмент для мыслей.

2

Раскрытие предположений

Объяснение своей проблемы кому-нибудь другому особенно эффективно, когда вы предполагаете, что у человека совершенно нет знаний для того, чтобы что-либо вам посоветовать. Золотое правило работает особенно хорошо для решения проблем, если объяснять их так, будто рассказываете своей бабушке.

Предполагая, что другой человек абсолютно не понимает тематики вашей проблемы, вы фокусируетесь на том, что знаете, вместо того, чтобы вырабатывать решения. Делая ваши знания и предположения явными и понятными, вы можете заметить информацию, которую упустили из виду, чтодаст вам новый поток правильных мыслей.

3

Вовлечение других частей мозга в решение проблемы

При произнесении проблемы вслух вы задействуете больше частей своего мозга, чем когда просто обдумываете ее. Вот почему когда вы просто притворяетесь, что объясняете проблему другому, это полезно для ее решения.

Произносимые слова активизируют физические процессы в организме: диафрагма, язык, губы, голосовые связки. Слышимые слова задействуют части мозга, которые находятся ближе всего к мозгу.

Если объяснения проблемы вслух вовсе не требует наличия собеседника, зачем вообще вам он нужен в этом случае? Он и не нужен. В следующий раз, когда возникнет проблема, попробуйте ее объяснить неодушевленному предмету, нежели просто в пустоту.

Возможно вам покажется странным и ненормальным говорить с неодушевленными предметами (все мы слышали о таких людях и что с ними потом происходило), однако этот метод работает. Его, кстати, иногда используют программисты и называется он Rubber Ducking (метод резиновой утки).

Никто не говорит вам, что нужно непременно использовать только резиновую утку или любой неодушевленный предмет. Просто так получается, что мы находимся одни в квартире и проблема никуда не исчезает. Либо же нас начинают обходить стороной наши знакомые, потому что мы слишком часто говорим им о своих проблемах.

Преимущества разговора с резиновой уткой:

  • Резиновые утки не будут перебивать вас и мешать потоку ваших мыслей.
  • Вам не нужно волноваться, что вы отвлекаете резиновую утку. Она в принципе ничем серьезным не занята.
  • Резиновые утки не распускают слухи о ваших проблемах другим уткам.

Помните, что разговор с резиновой уткой кажется странным лишь когда вас увидел другой человек. Во всех остальных случаях это нормально. К тому же никто не говорит, что вашим собеседником отныне должна стать только утка. Делитесь своей проблемой и с друзьями, только особо не нагружайте их, ведь у них тоже мало времени.

Итак, что может быть вашей «резиновой уткой»?

  1. Собственно, сама резиновая утка.
  2. Шесть персонажей Дилберта. Это шесть фигурок, которые вы можете купить или сделать сами: Дилберт, Босс, Догберт, Катберт, Алиса и Уолли. Кстати, схожесть с шестью шляпами де Боно просто поражает. Если метод резиновой утки кажется вам странным, тогда почему этот же метод при надевании воображаемой шляпы вам таким не кажется?
  3. Любая другая фигурка. Существует масса фигурок, отличающихся материалом и эмоциями, которые они вызывают.

Шутки шутками, а наличие более-менее реального собеседника всегда важно. Когда вы говорите в пустоту, вы не задействуете никаких социальных эмоций, вы чрезвычайно спокойны и рассудительны. Во многих случаях это и правда подходящее поведение, однако если вы рассчитываете на озарение и интуицию, то вам нужно осознавать, что вы общаетесь с реальным собеседником.

Озарение вообще часто происходит, когда мы размышляем. Оно вряд ли явится к нам просто на пустом месте. Мы должны его выстрадать, обдумать, рассмотреть с разных сторон. Поэтому так важно в данном случае социальное общение. Оно запускает другую манеру общения и мышления, другие эмоции, даже позволяет надевать маски разных социальных ролей. Конечно, это может и не сработать, однако и хуже не сделает.

Произносите формулировку проблемы вслух, делитесь ею с друзьями и родными. Если решение не придет во время формулировки проблемы, оно может прийти после вопросов собеседника, его уточнений, сужения и расширения проблемы в его глазах. К тому же наш глаз может быть настолько замылен, что мы можем не заметить элементарный ответ, который находится под самым носом.

А лучше всего заводите самых разнообразных друзей, с разным мышлением и мировоззрением. Общение с ними позволит вам стать разносторонним человеком. К тому же вы сможете впоследствии использовать их карту мира, сознательно или нет.

А что вы скажете о проблемах, которые можно решить вслух? Этот прием работает для вас лично? Оставляйте свои мнения в комментариях.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Техника решения проблем Дьердя
  • Приемы Эйнштейна для решения проблем
  • Три быстрых и эффективных метода решения проблем
  • Как найти первоисточник проблемы
  • Техника решения проблемы FOCUS
  • Метод Simplex для решения проблем в бизнесе
  • Как перестать думать слишком много
  • Система принятия решений PrOACT
  • Техника 8D для поиска решений
  • Набор инструментов для решения проблем

Ключевые слова:1Психорегуляция

Письменное общение также очень важно

Эффективное общение не заканчивается только произносимыми словами. Электронная почта, текстовые сообщения, переписка в социальных сетях. Все это также играет важную роль в отношениях с людьми. Многим людям не нравится читать текстовую стену в электронном письме или мессенджере. Также им не нравится «бомбардировка» большим количеством сообщений от одного и того же человека. Такие сообщения читать очень утомительно и неудобно. Так что, если мы говорим об эффективном письменном общении. То четкие предложения или точные обозначения, которые детализируют тему, и не являются слишком длинными — это идеальный вариант.

Подпишись на наш Telegram Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях или оставьте комментарий!

ПоделитьсяТвитнуть

Похожие статьи

6 шагов для создания позитивного общение в браке

Как развивать навыки межличностного общения

Как заговорить с девушкой, которая нравится

Об авторе

Milena

Пишу для вас на самые актуальные и востребованные темы. Следите за нашим ресурсом, будет много полезных статей. Добавляйте сайт в закладки и делитесь с друзьями.

Зона комфорта для интроверта

Статья по теме Крутые виражи. Отчего люди резко меняют свою жизнь? Вот живет себе человек. И вроде бы неплохо живет: есть своя квартира, домашние питомцы, надомная работа и даже приятный во всех отношениях партнер, который, правда, живет отдельно, но так даже удобнее. Однако время от времени этот самый человек слышит со всех сторон: «Вы же дома работаете, то есть с коллегами не общаетесь? В клубе любителей кошек и собак не состоите? Не боитесь, что стакан воды некому будет подать? Какое одиночество! Как мы вам сочувствуем!» И постепенно закрадываются в голову разные мысли: может быть, и правда, жизнь, которая еще недавно казалась вполне приятной, на самом деле – пустое прозябание одинокого, почти никому не нужного человека?
Не последнюю роль в подобных умозаключениях играют и стереотипы. В аптеке, поликлинике, магазине, в журналах нам часто попадаются рекламные фотографии с симпатичнейшими пожилыми парами, которые вместе лечатся, покупают лекарства, совершают удачные покупки, а после праведных трудов отдыхают вместе с детьми и внуками в очаровательной сельской местности. Вот они-то точно счастливы! А мы, пожалуй, и нет…

Конечно, подобные пары существуют и в реальности, но, увы, отнюдь не в таких количествах, как нам вдалбливает навязчивая реклама. Все эти чудесные фото постановочной семейной идиллии, как правило, можно купить в централизованном фотобанке, и вполне вероятно, что большинство этих счастливых семейств составлено из специально отобранных фотомоделей. И не факт, что жизнь этих фотомоделей в разы успешнее нашей.

Если вы интроверт, то есть человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, если вы с детских лет не склонны к интенсивному общению и испытываете больше страданий от длительного пребывания в веселой компании, чем от многочасового чтения классики, то критерии вашего одиночества другие – не такие, как вам хотят навязать окружающие. Вы считаете, что страдаете от одиночества? Постарайтесь разобраться: действительно ли это страдания, обусловленные недостатком общения. Или страдания от того, что вы живете не так, как это принято в рекламном ролике?


Внутри или снаружи. Кто вы: интроверт или экстраверт?

Подробнее >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]