Как развить память и внимание — упражнения от психологов

Как развить память и внимание

Рано или поздно наступит время, когда человек задастся этим вопросом.

Память представляет собой процесс психического характера, позволяющий воспринимать, хранить, удерживать и воспроизводить полученную информацию

Так как же тогда развить память и внимание и какие упражнения в этом помогут? Функционирование мозга человека, причем как взрослого, так и ребенка, схоже с работой компьютера. Все, что происходит в жизни индивида, кодируется и отправляется на хранение. В свою очередь, чтобы не перегружать мозг, лишняя информация постепенно стирается.

Но что делать, когда вы сталкиваетесь с проблемой запомнить имя нового знакомого, найти ключи, которые вы держали в руках еще день назад, или запомнить необходимые сведения по работе? Постоянные записывания в блокнот эффективны, но не являются наилучшим выходом. Память можно развить в любом возрасте и тем самым упростить себе жизнь. Тоже самое касается и развития внимания. Потребуется лишь желание, упорство и соответствующая тренировка и помощью упражнений, которые разработали психологи.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, — и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

Причины, влияющие на развитие внимания

Любое изменение в способностях человека имеет свое объяснение. Проблемы с памятью и вниманием – не исключение. Существуют следующие факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на процесс запоминания:

  • Рассеянность из-за переизбытка информации.

Такая причина свойственна взрослым в большей степени. Мозг просто не успевает перерабатывать и сохранять бурный поток сведений и развивается забывчивость.

  • Заболевания, ухудшающие память

К ним относятся: диабет, атеросклероз, излишний вес и высокое артериальное давление.

  • Никотин

Курение способно кратковременно повышать внимательность, но эффект проходит очень быстро. Согласно научным исследованиям, при одинаковых условиях память не курящего и курящего человека значительно различается по своим показателям. Так, собственно и способность подолгу концентрировать внимание.

  • Спиртные напитки также ослабляют память

Даже при малой дозировке алкоголя человек теряет возможность быстро запоминать и сохранять информацию.

  • Лекарственные средства, специального назначения

Возбудители, успокоительные, обезболивающие, противовирусные, противовоспалительные и антигистаминные препараты способны даже приводить к потерям памяти.

⇡#NeuroNation (Android, iOS)

Программа для тренировки мозга и раскрытия умственного потенциала, успевшая за время своего развития засветиться в рейтингах лучших приложений Google Play и App Store.

В составе NeuroNation представлены более двадцати интерактивных упражнений и персонализированных курсов, созданных в сотрудничестве с именитыми нейропсихологами и основанных на научных разработках ряда известных европейских вузов. Эффективность программы доказана исследованиями Свободного университета Берлина и подтверждается множеством позитивных отзывов пользователей, которых в сумме насчитывается свыше 17 млн человек. NeuroNation бесплатна и в базовом варианте доступна для всех пользователей без каких-либо ограничений. В качестве дополнения разработчик предлагает премиум-версию продукта, открывающую множество дополнительных возможностей, новых упражнений, интенсивных курсов и детальных отчётов по достигнутым результатам.

Виды памяти и как они влияют на развитие внимания

Способ запоминания напрямую связан с видом памяти, который вы хотите развить. 1. Кратковременная память. Необходима в том случае, когда информацию требуется запомнить на период времени от пары секунд до несколько минут. В этом случае действенно упражнение, заключающее в себе постоянное повторение вслух или в голове необходимых сведений. После прекращения процесса, кратковременная информация исчезнет из вашей головы. 2. Долговременная память. Если вам необходимо запомнить нечто важное на час, год или всю жизнь, то нужно развивать именно ее. Вам помогут способы мысленной интерпретации, тщательной и осознанной переработки информации и нахождения ассоциаций, позволяющих связать получаемые знания с уже имеющимися.

Существует мнение, что улучшить долговременную память помогает аромат розмарина и цитрусовых фруктов

3. Сенсорная память. Ее особенностью является получение сведений по средствам органов слуха или зрения. Запомнить информацию, полученную сенсорным методом, невозможно. Она сама исчезает спустя пару секунд.

Виды

Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.

  • Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
  • Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.

Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.

  • Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
  • Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.

Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.

В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:

  • Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
  • Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
  • Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
  • Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.

Как развить память у детей и взрослых, упражнения и советы психологов

Существуют различные методики и лайфхаки, которые помогут вам научиться быстрее схватывать и лучше запоминать необходимую информацию и дольше концентрировать внимание.

  1. Методика Айвазовского. На протяжении пары секунд посмотрите на рисунок или фотографию, попытайтесь запомнить все детали. Далее следует закрыть глаза и попытаться нарисовать в воображении только что увиденное.
  2. Больше учите наизусть. Дайте себе задание — каждую неделю запоминать стихи, интересные отрывки из книг, цитаты или что-либо еще. Попытайся креативно приступить к данному процессу. Рекомендуется придумать ассоциации к сложным местам для запоминания или рисовать мини иллюстрации рядом с каждой строчкой.
  3. Прислушивайтесь к диалогам окружающих вас людей и попытайтесь мысленно повторить только что услышанное. Можно также делать подобное упражнение при просмотре сериалов или фильмов.
  4. Попытайтесь менять привычные маршруты. Так вы сможете обрести яркие впечатления и увидеть много нового. Начните заострять внимание на то, что вам встречается по пути.
  5. Начните придумывать свои истории или стихи, связанные с событиями в вашей жизни.
  6. В конце дня можно задать себе пару вопросов, касающихся минувшего дня. Например, что с вами произошло сегодня самого важного? Что бы вы хотели поменять?
  7. Чтобы развить произвольное внимание и сделать этот процесс веселым и интересным, можно устроить тематические игры на запоминание. Пусть ваши друзья разложат подручные предметы в определенной последовательности. Требуется запомнить, что лежит и где располагается. Далее вы закрываете глаза, а другой человек меняет предметы местами или вообще заменяет один объект на другой. Вам нужно вспомнить, как было изначально. Метод особенно понравится детям.

Мозг человека, как и его мышцы, можно и нужно постоянно тренировать. Чем больше нагрузки он будет получать, тем прочнее будут нейронные связи и тем лучше и быстрее он начнет работать. Помните об этом и не забывайте уделять несколько минут в день для полезных занятий и упражнений.

Пути, приемы и средства улучшения памяти

 Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главное правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать».

Самая большая ошибка людей состоит, как правило, в том, что они хотят сначала улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого соответственно ничего не выйдет. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время, запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.

Также необходимо «кормить» мозг. Голодающий мозг то же, что голодный работник — он не будет работать хорошо. Самое главное «лакомство» для серых клеточек — кислород, и заполучить его очень просто: раз в неделю три часа отдыхайте на свежем воздухе, занимаясь спортом, бегая или просто гуляя. Британская писательница Вирджиния Вульф говорила: «Нельзя ни хорошо думать, ни хорошо любить, ни хорошо спать, если плохо поел». Плохо «накормленный» мозг никогда не сможет работать хорошо.

Вашей памяти не принесут никакой пользы однообразная еда, чипсы, белый хлеб и рис, но будут очень полезны фрукты, овощи, рыба, животные жиры и фолиевая кислота (в простонародье просто — зелень, печень и бобовые). Кстати, если вы думаете, что сигареты помогают развеяться, выбросите это из головы: никотин препятствует поступлению кислорода в головной мозг, а значит, ухудшает память.

Многие считают причиной школьной неуспеваемости плохую память. Как часто слышны жалобы родителей: «Современные учителя перегружают детей!». Как часто жалуются сами школьники: «Я просто не успеваю запомнить все, что мне задают!».

Конечно, частично все можно свалить на лень и на отсутствие познавательных интересов, но специалисты, исследующие механизмы памяти, в один голос заявляют, что плохой памяти не бывает. Бывают люди, которые не в состоянии «найти с ней общий язык», договориться о сотрудничестве, то есть максимально использовать ресурсы своей памяти.

Существуют приемы улучшения памяти, основанные на принципах запоминания, хранения информации, и ее воспроизведения. Такие приемы называются мнемотехническими.

Мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации экономя время, т. е. процесс запоминания полностью контролируемый.

Мнемотехника — мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга, так как мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.

‒ Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

‒ Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

‒ Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова).

‒ Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук — запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», которая сидит на «стуле», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно.

‒ Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти.

Хорошая память — это не данность, а результат работы над собой. Необходимо только правильное питание для улучшения памяти, ограничивающие диеты для похудения отрицательно сказываются на работе мозга и часто приводят к депрессиям. Они создают дефицит жизненно важных питательных веществ в вашем теле, что приводит к ухудшению памяти. Стараться надо питаться разнообразно и качественными продуктами.

Очень полезны для работы мозга витамины, улучшающие память. Это витамин С, витамин Р (Омега-3) и витамины группы В. Они находятся в следующих продуктах, улучшающих память: мед, орехи, семечки, брокколи, помидоры, бананы, морепродукты.

Немало важен здоровый сон для улучшения памяти. Если человек спит недостаточно, то мозг не восстанавливается в полной мере, и снижаются все его функции, в том числе и память. Кроме того, очень важно спать именно в ночные часы, что соответствует естественному биоритму человека. В ночные часы происходит восстановление всех клеток организма из тех химических веществ, которые поступают с пищей, в том числе и строительство клеток мозга. Ночная работа и хроническое недосыпание могут серьезно расстроить здоровье.

Необходима физическая активность для улучшения памяти. При выполнении упражнений или ходьбе увеличивается поступление кислорода ко всем клеткам, в том числе и клеткам мозга. Это улучшает работу коры головного мозга. Также при работе мышц выделяются важные гормоны, которые участвуют в работе мозга и улучшают память.

И конечно, нужны положительные эмоции для улучшения памяти. Плохое настроение, стрессы и депрессии отрицательно действуют на состояние мозга вообще и в частности, ухудшают память. Хорошее настроение и положительные эмоции, чувство счастья и благополучия, наоборот, положительно влияют на мозг и улучшают память. Поэтому нужно использовать любой повод порадоваться и улучшить свое настроение.

Больше радости, смеха и улыбок!

Литература:

1. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. — М., 1973. — с.191–207.

2. Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. — с.62–86.

3. Развитие памяти. — Рига, 1991. Можно ли тренировать память? — с.43–47.

4. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М., 1976. Развитие памяти в процессе обучения — с.220–246.

5. Ипполитов Ф. В. Память школьника. — М., 1978. Советы по улучшению памяти — с.28–45.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]