Диагностика стресса.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.
Сложности, существующие в области изучения стрессового поведения, отразились и на подходах к классификации методов психодиагностики стресса. Из множества представленных в науке и практике методик, предлагаемых специалистами по работе в области стресса, можно выделить, в соответствии с целью и предметом исследования, несколько классов:
Уровни стресса. Здоровье или болезнь?
Уровень стресса — это количественный и качественный показатель величины и силы стресса, влияющего на Вашу жизнь.
Если стресс в норме — это очень хорошо, это значит, что Ваш организм силен и справляется с психическим воздействием извне.
Если стресс зашкаливает — это ведет к болезням, снижению иммунитета или к затяжной депрессии.
Для профилактики стресса принимайте растение Ашвагадгха.
Есть несколько очень простых и эффективных способов определить уровень стресса, один из которых — шкала стресса Холмса и Рэя.
Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях.
Такие методики разрабатываются, как правило, для профотбора специалистов, будущая профессиональная деятельность которых предполагает работу в сложных напряженных ситуациях (летчики, моряки и др.). Данные методики позволяют выявить нервно-психическую неустойчивость и предрасположенность к невротическим расстройствам. Наиболее широко используются для этих целей следующие инструменты:
- симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой;
- методика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» В. А. Баранова.
Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса.
Известно, что существование в длительных стрессовых ситуациях или переживание острого (травматического) стресса приводит к истощению адаптационной энергии организма. Результатом данного процесса является ухудшение различных показателей физического здоровья и психологического самочувствия. К методикам этого класса можно отнести:
- Гиссенский опросник;
- шкала клинических жалоб SCL Р.Л. Дерогатис;
- шкалу оценки влияния травматического события (ШОВТС) и др.
К последствиям стресса причисляют и развитие депрессивных состояний. Возникновение депрессии имеет сложный патогенез, однако очевидно, что переживание фрустрации или хронических стрессов может провоцировать появление депрессивных состояний и депрессивных симптомов. Методики, направленные на выявление депрессивных симптомов, синдрома и депрессии как заболевания, таковы:
- «Опросник суицидального риска»;
- методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой;
- методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» В. Жмурова;
- опросник «Уровень депрессии» А. Бека и др.
Диагностика профессиональных стрессоров.
В настоящее время проблема стрессов на рабочем месте актуальна для большинства работающих людей. Знание факторов стрессогенности в деятельности персонала и руководителей является целью организационной диагностики. Н. Водопьянова считает, что «организационная диагностика стресса – необходимая составляющая стресс-менеджмента». Стресс на работе может быть связан как с особенностями организационной культуры, так и с профессиональными стресс-факторами методики данного класса можно разбить на несколько групп:
4.1. Методики, направленные на определение уровня стресса и факторов стресса в профессиональной деятельности.
В эту подгруппу можно включить такие методики, как:
- шкала оценки стрессогенности профессионально трудных ситуаций (ПТС) на рабочем месте Н. Водопьяновой, Е. Старченковой;
- тест на профессиональный стресс Ю. В. Щербатых;
- опросник «Причины деятельностного стресса»;
- тест-вопросник «Причины стресса в вашей работе»;
- тест на определение профессионального стресса Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышникова;
- оценка уровня деятельностной стрессогенности.
В настоящее время получила широкое распространение и такая овая методика, как «Методика интегральной диагностики и кор- скцин профессионального стресса (ИДИКС) А. Б. Леоновой».
Система ИДИКС предназначена для диагностики профессио- ального стресса, ориентирована на получение интегрированной ценки уровня переживаемого стресса и подбор комплекса опти- зационных мер, адекватных специфике каждого конкретного учая. ИДИКС предназначен для работы с людьми старше 17 лет. Стандартное время работы с системой составляет 20-30 мин. Ограничений по работе с системой не выявлено.
4.2. Для сохранения профессионального здоровья особую важность приобретает диагностика симптомов эмоционального выгорания.
В настоящее время не существует единой модели выгорания, признанной всеми специалистами. К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию организма на профессиональные стрессы и предлагает трехкомпонентную модель: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений [Maslach, 1982].
Научное исследование факторов СЭВ стало возможным благодаря использованию таких традиционных методик, как:
- методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач – С . Джексон, адаптация И. Е. Водопьяновой;
- методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;
- опросник определения психического «выгорания» А. А. Рукавишникова и др.
4.3. Результатом высокой стрессогенности деятельности может быть ухудшение психофизиологических параметров и снижение общей энергетики организма. Выявить данные показатели можно при помощи таких методик, как:
- опросник ДО PC «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс) А. Леоновой, С. Величковской;
- опросник «Ваш индекс психоэнергетической опустошенности»;
- опросник диагностики психофизиологической дезадаптации О. И. Родиной и др.
4.4. Особая группа методик посвящена диагностике проблем, связанных с управлением временем в профессиональной деятельности. Наиболее известны в этой подгруппе следующие методики:
- тест «Профессиональная компетентность во времени» JI. В. Куликова;
- опросник «Тайм-синдром менеджера» Н. Водопьяновой;
- опросник «Дефицит времени в управленческой деятельности» Н. Водопьяновой.
Шкала стресса. Что делать?
Если Вы набрали до 200 баллов по шкале стресса Холмса и Рэя, будьте спокойны. Вы сильны, относительно здоровы и адаптивны к меняющейся жизненной среде.
Если тест на стресс дал Вам от 200 до 350 баллов, есть повод заняться комплексом мероприятий по выходу из стресса. Вы на пороге тяжелой болезни, депрессии, апатии или нервного срыва.
Если по шкале стресса Ваш показатель свыше 350 баллов, Ваша прямая дорога в кабинет психолога. Понадобится пройти курс серьезной антистрессовой терапии или даже реабилитации.
Методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
Психологи выделяют два вида ресурсов — внешние и внутренние (личностные). Применение методик данного класса – часть профилактической работы с клиентом, которому необходимо знать о наличии этих ресурсов для того, чтобы использовать их в возможной трудной ситуации и поддерживать удовлетворительное качество жизни.
5.1. Специалисты в области стресса уверены, что одним из важнейших внешних ресурсов стрессоустойчивости является социальная поддержка. Для диагностики социальной поддержки может быть использована многомерная шкала восприятия социальной поддержки MSPSS С. Зимета, а также опросник В А. Ананьева «Источники социально-психологической поддержки». Шкала Зимета позволяет определить уровень поддержки, которую оказывают семья, друзья и «значимые другие».
Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР) Н. Водопьяновой и М. Штейна позволяет исследовать наличие или потери материальных и нематериальных; внешних и внутренних ресурсов.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что стрессоустойчивость связана с конкретными внутренними, психологическими ресурсами. Именно эти ресурсы определяют специфику восприятия и переживания стресса. Ресурс стрессоустойчивости — индивидуальные свойства и способности личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость к стрессорам [Куликов, 1995, 2000]. Однако Н. Е. Водопьянова отмечает, что методики, направленные на измерение характерных особенностей личности и выявление предрасположенности к преодолению стресса, не предопределяют того, как человек справляется с реальными стрессовыми ситуациями. Кроме того, наличие внешней поддержки также оказывает влияние на наше переживание стрессов.
К значимым личностным ресурсам относят такие особенности личности, как интернальный локус контроля, уверенность в себе, высокая мотивация достижения, наличие веры в собственные силы, оптимизм, эго-защитное поведение, отсутствие склонности к поведению по типу А, отсутствие иррациональных установок и т. д. Для диагностики данных качеств в психологии существует традиционный набор методик, хорошо известных каждому практическому психологу.
Многие исследователи отмечают также, что важным фактором стрессоустойчивости являются образ жизни и качество жизни, влияющие на развитие и сохранение ресурсов. В связи с этим целесообразно упомянуть о таких методиках, как «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), тест «Здоровое поведение», опросник качества жизни ВОЗКЖ-ЮО, разработанный Всемирной организацией здравоохранения, и др.
5.2. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Центральный аспект современных теорий стресса – концептуализация процессов преодолевающего поведения как стабилизирующего фактора, помогающего человеку адаптироваться в трудных ситуациях. В настоящее время концепция преодолевающего поведения получила широкое признание среди психологов различных направлений, что привело к разработке надежного диагностического инструментария, позволяющего измерить как сам процесс копинга, так и его результат. Для этого используются следующие методики:
- диагностика предпочитаемых копинг-стратегий (Э. Хейм, в адаптации JI. И. Вассермана);
- опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
- опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла;
- опросник SVF120 «Преодоление трудных жизненных ситуаций» В. Янке и Г. Эрдманна (адаптация Н. Е. Водопьяновой);
- опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер, в адаптации Т. Л. Крюковой и др.).
Информация, полученная в результате диагностических исследований, может явиться надежным фундаментом для осознания наших взаимоотношений со стрессом и выработки эффективных стратегий совладания с ним.
Накопленный стресс.
Возможно за прошлый год по шкале стресса Вы набрали немного баллов.
Однако если посмотреть баллы за 3 последних года (каждый год отдельно) или даже за 5 лет, Вы можете увидеть что в один из годов уровень стресса зашкаливал.
Если Вы в тот год Вы не предпринимали никаких усилий для снятия стресса и психологической реабилитации. Если Вы последние 3 года мало отдыхали, есть повод думать, что у Вас Синдром Накопленного Стресса.
Последствия накопленного стресса почти такие же или даже сильнее, чем если набрать по шкале стресса более 300 баллов за последний год
Итак, если за предыдущий год вы набрали более 300 баллов по шкале стресса или Вы подозреваете у себя синдром накопленной усталости, Вам нужно предпринять меры по самовосстановлению и накоплению сил.
Комплекс мероприятий по быстрому выходу из стресса:
- Возьмите срочный отпуск не менее 30 дней и посетите санаторий, дом отдыха или поезжайте в деревню.
- Исключите из информационного рациона телевизор, особенно новости и Интернет. Разве что блог психолога счастья посещайте пару раз в неделю.
- Приобретите аудио-курс психолога счастья по укреплению энергетики «Исцеление Души».
- Закажите онлайн-сеанс с психологом счастья по Skype.
- Примите решение быть счастливым и наслаждаться жизнью.