Определение способов общения
В зависимости от формы представления информации, можно выделить вербальную и невербальную информацию. Данная типология не является единственной, но позволяет разделить все каналы на две группы. В наши дни можно заметить возрастающее влияние Интернета как способа коммуникации, что несколько выходит за рамки данной типологии.
Определение
Разговор непосредственно, обмен словами является вербальным процессом взаимодействия. Невербальный обмен информации подразумевает использование неречевых способов, знаков.
Невербальное общение может осуществляться посредством мимики, знаков, жестикуляции, при создании ассоциаций.
С помощью каких средств они общались?
Немец использовал слова, а венгр — жесты, телодвижения. И одно средство общения, и второй занимают много места в нашей жизни.
А какой средства общения люди предпочитают? Есть такая скандинавская сага об общении, которую пересказал академик А.А. Белецкий. В ней рассказывается, как однажды между мудрецом-богословом и глазом викингом состоялся диспут. Богослов показал один палец, на что одноглазый викинг ответил. показав два пальца.
Богослов показал три пальца, после чего викинг показал кулак, тогда богослов съел вишню и выплюнул косточку. Викинг нашел в кармане крыжовник и съел его.
Здесь богослов признал себя побежденным. «О чем вы спорили?» — Спросили члены жюри в богослова. — «Я показал один палец, указав тем, что Бог в мире один. Он возразил двумя пальцами, кроме Бога-Отца есть еще Бог-Сын. Я тогда показал три пальца, имея в виду, что если быть точным, то есть еще и Дух Святой. На это он показал кулак, отвечая, что все равно Троица едина.
Я почувствовал, что победить его в богословии не смогу, и сменил тему диспута.
Съев вишню, я сказал, что жизнь сладкая. Но и здесь он ответил мне очень метко: съев крыжовник, он подтвердил, что надо жить даже тогда, когда жизнь кисленькое «,» А о чем вы спорили? » — Спросили у одноглазого викинга. — «Я и не думал с ним спорить на богословские темы. Этот наглец показал, что у меня один глаз. Я ему ответил, что мое один глаз стоит его двух.
Он далее продолжал: у меня и у него вместе три глаза. После этого я сказал, что таких наглецов, как он, надо учить не научными спорами, а кулаком. Поэтому я съел крыжовник, чтобы показать, что жизнь у него после этого будет кислым «.
Типология способов общения
Рассмотрим типологию коммуникации более подробно.
Итак, вербальная коммуникация. Как было отмечено ранее, обмен информацией вербально предполагает использование речевых средств. Язык в данном случае выступает знаковой системой, кодирующей общение и позволяющей передать свои мысли. Речь в данном случае может выступать в качестве:
- Продолжительного процесса, деятельности, выраженной в одной из двух форм – либо устной, либо письменной;
- Результата, отражающего процесс и цели взаимодействия.
Несмотря на то, что язык и речь – не чуждые понятия, зачастую возникает проблема их синонимизации, что в корне неверно. Их отличия заключаются в следующем:
- Язык – это стандартизированный набор символов, в то время как речь уникальна;
- Язык статичен, а речь динамична;
- Речь ситуативна, ей чужд порядок, она зависит от контекста.
Невербальный способ общения — это обмен знаками, без использования речи. Чтобы прояснить данный момент, рассмотрим типологию данной коммуникации. Выделяют такие способы:
Двигательные:
- Общение посредством движения и положения тела. Жесты, походка, поза и мимика – важные источники информации для участников коммуникации;
- Положение, направление взгляда, движение зрачка, открытость взгляда, продолжительность зрительного контакта.
Особенности речи:
- Не сам смысл произнесённого, а интонация, громкость голоса, особенности дикции, паузы, эмоциональное сопровождение и т.д.
Телесное взаимодействие:
- Рукопожатие, похлопывание, поцелуй и т.д.
Ориентация участников коммуникации:
- В пространстве – на какой дистанции они находятся, как расположены относительно друг друга;
- Во времени – пунктуальность, соотношение статусности и т.д.
Особенности и виды недостатка общения
Коммуникации современных людей меняются. Все большее значение приобретает электронная переписка, вытесняющая полноценные диалоги. Эмоциональное состояние другого человека в этом случае определить не удается, собеседники сами домысливают недостающие моменты, а затем анализируют полученную информацию.
Американский психотерапевт Эрик Берн еще в середине XX века сравнивал дефицит общения с голодом, который классифицировал следующим образом:
- Голод на стимуляцию. Отсутствие каких-либо вербальных коммуникаций. У полностью изолированных людей, не имеющих контактов с окружающими, уже через несколько дней сознание начинает меняться в худшую сторону. Самыми катастрофическими бывают такие последствия для маленьких детей, оставшихся без присмотра или по каким-либо другим причинам, испытывающим недостаток внимания.
- Голод узнавания. Незнакомые люди и обстановка часто негативно влияют на человека. Даже оказавшись в толпе, в другом городе или стране, он не сможет инициировать ни одного доверительного разговора, соответствующего потребностям. Тяжелее всего такие перемены в жизни переносят замкнутые, необщительные люди. У них подавленность и отчужденность могут вызвать депрессию.
- Отсутствие качественного общения. Взаимодействия между коллегами по работе часто имеют весьма формальный оттенок. И если нет дополнительных коммуникативных контактов, полноценно восполняющих этот пробел, человек начинает испытывать голод. Такое состояние наиболее типично для творческих людей, оказавшихся в чуждой, примитивной среде.
- Голод на события. Даже в кругу знакомых и интересных людей человек может ощущать недостаток общения. С этим видом дефицита общения хорошо знакомы коллективы рабочих, труд которых можно охарактеризовать как монотонный и однообразный. Чтобы получить хоть немного новых впечатлений, люди активно занимаются всевозможными обсуждениями и пересудами. Винить за это никого не следует, ведь это крайне важно для мужчин и женщин, поддерживающих жизненный тонус таким нехитрым образом.
- Голод на достижения и результаты. Претворенные в жизнь цели оказывают стимулирующее влияние на дальнейшую жизнь человека. Но если планка опускается, наступает апатия и разочарование. У некоторых возникает алкогольная зависимость.
Недостаточность простого человеческого внимания для многих людей оборачивается психическими расстройствами различной формы.
Современные средства коммуникации
Развитие современных средств связи способствует тому, что непосредственное общение практически сходит на нет. В связи с этим актуализируется возможность общения по сети. Интернет и технические новинки перестраивают весь процесс общения – дистанционные возможности позволяют коммуницировать людям без прямого взаимодействия, что практически сводит на нет получение невербальных сигналов в процессе общения. Конечно, даже на расстоянии можно использовать видео связь благодаря обилию современных программных средств, но такое замещение всё же снижает эффективность «чистой» коммуникации и формализует её.
Важный момент также заключается в том, что впредь нет необходимости открываться. Настоящие имена сменились никами, настоящие люди – фейками и ботами. Интернет стал не только площадкой возможностей, но и площадкой рисков. В то же время в Сети можно найти отзывы на номера телефонов, продукты, компании и даже на отдельных людей, что делает возможным проведение верификации, доступной любому пользователю.
И всё же от тенденции сетевизации никуда не уйти, поэтому есть смысл рассмотреть правила эффективного общения посредством Интернета, исключающего использование невербальных сигналов:
- Чтобы быть правильно понятым, важно корректно формулировать свои мысли, соблюдая грамматические и пунктуационные правила языка. Минимизируйте использование специализированной и профессиональной лексики.
- Поток информации благоволит тому, чтобы отвечая на вопросы собеседника, вы обязательно задействовали элементы вопроса. В ином случае собеседник потеряет линию разговора и диалог зайдёт в тупик.
- Постарайтесь передать словами эмоцию или используйте эмодзи (смайлики), это значительно упростит коммуникацию.
- Соблюдайте меру, не перегружайте текст узкоспециализированными словами, аббревиатурами и сленговыми выражениями. Чтобы придать общению неформальность, это уместно, но всё же остаётся риск остаться непонятым.
- Использование электронных средств предполагает включение в цепь между отправителем и получателем множества иных точек, поэтому важно учитывать элемент конфиденциальности. Если ваша информация носит секретный характер и не предназначена для чужих глаз, разумнее исключить такую передачу.
Дефицит общения: возможные последствия негативного состояния
Большинство людей тяжело переносят одиночество, их гложет страх. Они убеждают себя в собственной никчемности и выстраивают предположения, усугубляющие истинное положение дел.
Дефицитом общения страдают все возрастные группы, в том числе:
- маленькие дети;
- неконтактные, замкнутые подростки;
- молодые люди с ярко выраженной индивидуальностью, несоответствующей общепринятым нормам;
- некоммуникабельные, скрытные личности;
- пожилые или больные люди.
Недостаток общения может зависеть не только от особенностей характера, но и от обстоятельств. Вынужденная изоляция некоторых больных, ограничение свободы, одиночество в огромном мегаполисе усиливают воздействие этого фактора, ухудшающего развитие личности и здоровье. Люди с дефицитом общения не могут рассчитывать на особое долголетие, продолжительность их жизни обычно не превышает 70 лет.
Во второй половине жизни их поджидают следующие неприятности:
- постоянные сомнения и неуверенность, трудность в принятии решений;
- целый набор вредных привычек, обусловленных недостатком адекватной критики;
- отсутствие стимулов к саморазвитию;
- заболевания сосудистой системы, инфаркты;
- деменция;
- ожирение и диабет.
Чтобы избежать появления психических расстройств и серьезных заболеваний жизненно важных органов, достаточно вести открытую жизнь — общаться с друзьями и родственниками, дорожить семьей, ценить каждую минуту, проведенную вместе с интересными людьми.
Структуру речевого (вербального) общения составляют:
- Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.
- Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.
- Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.
Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.