Групповая психотерапия: упражнения, направленные на выход из одиночества и умение взаимодействовать с людьми


Введение в групповую психотерапию

Научные основания групповой психотерапии

Еще Аристотель называл человека “общественным животным” и рассматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными в качестве источника его силы. Научные исследования влияния группы на человека начались с 1895 г., когда французский социальный психолог Густав Лебон ввел понятие “группового сознания”. Как и других исследователей той поры, Г. Лебона интересовали главным образом очень большие группы. Поскольку на Г. Лебона произвел большое впечатление примитивный характер людей в больших группах, он использовал понятие “толпа” для обозначения основного объекта своих исследований. Г. Лебон предположил, что люди, становясь частью толпы, начинают испытывать на себе гипнотическое воздействие и их поведение при этом изменяется и часто становится непредсказуемым и плохо управляемым. Они утрачивают чувство ответственности за свои поступки, их поведением начинает руководить “групповое сознание”.

Основная идея Г. Лебона заключалась в том, что, когда люди объединяются в группы, у них ослабляются присущие им определенные человеческие функции. Он считал, что большие группы людей отличаются регрессивным, примитивным и нецивилизованным поведением. В частности Г. Лебон писал: “Уже в силу своего включения в организованную группу человек делает несколько шагов вниз по эволюционной лестнице. Находясь в одиночестве, он может быть вполне цивилизованным. Когда же он в толпе, то становится варваром, иными словами, – тем, кто действует, повинуясь инстинктам”.

Г. Лебон связывал эти изменения с действием трех факторов. Во-первых, он полагал, что благодаря нахождению в группе, люди начинают ощущать силу и непобедимость. Во-вторых, что в группах наблюдается эффект “заражения”. Он характеризовал “заражение” как особого рода гипнотическое состояние, связанное с воздействием группы на ее членов. И наконец, что было наиболее важным, что, находясь в группе, люди становятся особенно внушаемыми: “Таким образом, – писал Г. Лебон, –мы можем констатировать ослабление сознательной личности, главенство бессознательной личности, возникновение идентичных чувств и мыслей благодаря внушению и заражению, тенденцию к мгновенному преобразованию внушенных идей в поведение. Все это мы рассматриваем как наиболее характерные черты находящихся в группе людей. Они уже не являются самими собой, но становятся некими механизмами, которые больше не используют свою волю для того, чтобы регулировать свое поведение”.

Подобные мысли, конечно, нельзя рассматривать в указания на психотерапевтические возможности группы. Однако в последующем все больше психологов, хотя и косвенно, начинает указывать на то, что группы заключают в себе также богатые терапевтические возможности.

Английский психолог Уильям Мак-Даугалл в 1920 году опубликовал свою работу “Групповое сознание”, в которой пришел к тем же выводам, что и Г. Лебон, полагая, что нахождение людей в группе определенным образом изменяет их поведение. Вместе с тем У. Мак-Даугалл высказал новую идею, заключающуюся в том, что, хотя нахождение в группе делает поведение людей менее цивилизованным, оно не исключает проявления индивидуальных особенностей. Таким образом, У. Мак-Даугалл одним из первых указал на имеющиеся в группе возможности положительного изменения поведения членов группы.

Предпосылкой реализации положительного потенциала группы, по мнению У. Мак-Даугалла, является ее организация. Что касается неорганизованных групп, то он был менее оптимистичным в оценке их возможностей, чем Лебон, считая их “излишне эмоциональными, импульсивными, дикими, непоследовательными, нерешительными и склонными к крайностям”. Однако его книга показывала “каким образом организация группы может служить противовесом деградации и как лучшие формы ее организации могут вести к усложнению групповой жизни, благодаря чему человек может подняться над животными и даже ощутить свое родство с ангелами”.

Кроме того, У. Мак-Даугалл отмечал, что ясные цели и задачи группы являются предпосылками ее эффективности: “Имеется… одно условие, которое может способствовать переходу поведения временной и неорганизованной группы на более высокий уровень, а именно наличие ясно обозначенной общей цели, осознаваемой всеми ее членами”.

Итак, и Г. Лебон, и У. Мак-Даугалл, изучая влияние групп на поведение ее членов, выявили ряд важных феноменов, а именно: способность группы оказывать влияние на поведение людей; наличие феномена “заражения”, т. е. появления у членов группы одинаковых чувств; а также важность организации группы, достижения между членами группы определенного соглашения относительно ее основных задач.

Еще одним из крупных психологов, который внес существенный вклад в развитие этих исследований, был Зигмунд Фрейд. Напрямую работы З. Фрейда никак не затрагивают функционирование малых групп; его наблюдения в большей степени касались больших групп, как, например, “Групповая психология и анализ Эго” (1948). З. Фрейда интересовало влияние группы на поведение индивида; его исследования групповой динамики явились важным шагом в направлении последующей разработки понятия Супер-эго, рассматривавшегося в качестве идеального Эго. Определяя отличия группы от простого собрания людей, он пришел к выводу, что формирование группы связано с наличием цели и четкого руководства. В частности З. Фрейд отмечал: “Группа необычайно доверчива и подвержена влиянию, она не обладает критическими способностями, невероятного для нее не существует… Имея внутреннюю предрасположенность к всевозможным крайностям, группа может быть побуждаема лишь чрезмерным стимулом. Каждый, кто старается оказать на нее влияние, не нуждается в логических составляющих аргументации; он должен изображать все в самых ярких красках, должен преувеличивать, должен повторять снова и снова одно и то же… Она уважает силу и может лишь в незначительной степени поддаваться влиянию доброты, которую она рассматривает только как разновидность слабости… Она желает быть управляемой и принуждаемой, хочет испытывать страх перед своим руководителем. И, наконец, группа никогда не искала правды. Они требуют иллюзий и не могут без них обходиться. Они всегда отдают предпочтение тому, что отнюдь не реально, в сравнении с тем, что реально; они подвержены почти такому же воздействию лжи, как и воздействию истины. Они имеют очевидную склонность не делать различий между этими двумя понятиями… Группа — это послушное стадо, которое не может обходиться без своего наставника. Группа имеет такую сильную потребность в покорности, что готова подчиняться практически всякому, кто хоть сколько-нибудь проявляет признаки наставника”.

Используя имеющиеся в его время теории, З. Фрейд предположил, что группа формируется тогда, когда у ее членов возникает либидозная зависимость от лидера и друг от друга. Зависимость членов группы от лидера и друг от друга имеет различный характер. Он также предположил, что члены группы идентифицируются друг с другом на основе своей либидозной зависимости от лидера. В качестве иллюстрации этого тезиса он приводил армию: “Очевидно, что солдат воспринимает тех, кто стоит над ним, а именно командующего армией, в качестве своего идеала; при этом он идентифицируется с себе равными, благодаря чему в их сообществе возникает обязательство взаимной помощи и равной ответственности, разделяемой всеми его членами”.

Тесно связанной с идеей идентификации между членами группы является идея регрессии и дедифференциации, в соответствие с которой они не обладают индивидуальностью, но стремятся к достижению общих целей. Данный феномен помогает объяснить то, что включение в группу может вызывать и чувство радости, и чувство страха.

Другое связанное с идеями З. Фрейда наблюдение касается того, как индивид отказывается от своего эго-идеала и вместо него принимает цели и идеалы лидера группы. З. Фрейд сравнивает отношения членов группы к лидеру с любовными отношениями, когда тот, кого любят, рассматривается как идеал и высшая ценность. Он отмечал: “Когда мы любим, значительный объем нарциссического либидо переносится на объект. Это очевидно для многих ситуаций, связанных с выбором объекта любви, когда он выступает в качестве замены некого недостижимого эго-идеала”. Данный механизм позволяет соединить индивидуальную психологию с функционированием групп, а также объяснить те формы поведения, которые были описаны другими учеными.

З. Фрейд видел путь преодоления регрессивных тенденций группы в проявлении эмпатии: “От идентификации через имитацию можно прийти к эмпатии, т. е. к освоению того механизма, посредством которого мы можем понять психические проявления другого”. Иначе говоря, вслед за регрессом, связанным с формированием группы, ее члены могут повернуть регрессивные процессы вспять путем идентификации друг с другом. Это связано с проявлением эмпатии, способствующей восстановлению их идентичности и лучшему пониманию ими собственных чувств и чувств других людей.

Наиболее близкой к реальной групповой психотерапии, считают Дж. Рутан и У. Стоун (2002), была работа в рамках Вечернего общества по средам. В течение первого десятилетия этого века группа психоаналитиков регулярно встречалась для того, чтобы обсуждать теоретические положения психоанализа, приводя в качестве иллюстрации свою работу с клиентами. Такие пионеры психоанализа, как Альфред Адлер, Лу Андреас-Саломе, Пол Федерн, Макс Граф, Вильгельм Райх, Герман Нюнберг, Альфред Саенгер и Франк Виттельс регулярно посещали эту группу. Поначалу группа носила обучающий характер, однако ее основатель Вильгельм Штекель был клиентом З. Фрейда, благодаря чему создавался прецедент использования психоанализа с психотерапевтической целью в рамках таких сессий. Члены общества регулярно обменивались личными впечатлениями. При этом З. Фрейд выступал в качестве лидера группы. В конце концов, как следует из протоколов Венского психоаналитического общества, встречи приобрели слишком эмоциональный характер. Члены группы перестали встречаться, когда конфликт, возникший между А. Адлером и З. Фрейдом, достиг наивысшего накала. Подобные деструктивные проявления в группе между ее членами, между членами и лидером в настоящее время рассматриваются как естественные и типичные метаморфозы групповой жизни.

Метод Поля Дюбуа

Рациональная терапия, предложенная этим швейцарским невропатологом, является наиболее доступным способом излечения пациента. Применяется она не только узкими специалистами, но и врачами широкого профиля.

Рациональная психотерапия Дюбуа использует способность пациента делать логические выводы, проводить сопоставления, а также доказывать обоснованность имеющихся фактов. Данный метод явился альтернативой лечения внушением. При этом рациональная психотерапия прежде всего делала ставку на мышление и разум пациента.

Поль Дюбуа считал, что истоки развития неврозов кроются в ошибках суждения и слабости интеллекта. Разумеется, в настоящее время данные теоретические выводы не принимаются безоговорочно. Тем не менее многие рекомендации и выводы Дюбуа, которые он сделал на основе многочисленных наблюдений, обладают большой практической ценностью. Примером тому может служить описание беседы швейцарского невропатолога со своим пациентом, который страдал от бессонницы. Ознакомиться с ней можно в книге А. М. Свядоща «Неврозы»: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».

В своей практике Дюбуа всецело опирался на логику. Используя это научное направление о законах мышления, он довольно убедительно демонстрировал своему пациенту те ошибки, которые имели место в его рассуждениях и были связаны с неверной оценкой патологического состояния. Подобное воздействие на больного является основой данного метода. Но помимо этого, рациональная психотерапия Дюбуа включает в себя эмоциональное воздействие, внушение, изучение и дальнейшую коррекцию личности, а также риторические дидактические приемы.

Понятие групповой психотерапии

История.

Пока психологи пытались объяснить, каким образом группы влияют на поведение людей, практики использовали работу с малыми группами с психотерапевтической целью.

Один из первых, кто начал использовать групповой подход в лечении клиентов, был специалист по внутренним болезням из Массачусетского госпиталя в Бостоне терапевт Джозеф Пратт. Поэтому именно его многие считают отцом-основателем групповой психотерапии.

В июле 1905 г. он создал группу из 15 больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. В группе Дж. Пратт не проводил групповую психотерапию в современном смысле этого слова. Встречи обычно проходили в форме лекций. Он собирал клиентов в группу и говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь клиенты рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы.

Признавая группы Дж. Пратта в качестве отправной точки групповой психотерапии, необходимо принимать во внимание два обстоятельства: во-первых, эти группы – самая первая попытка сформировать из клиентов малую группу для того, чтобы дать им возможность обсудить свои проблемы; во-вторых, еще до начала посещения занятий все члены групп брали на себя обязательство следовать определенным правилам. Например, каждый из клиентов должен был прекратить работу и проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Это и было одним из основных условий их лечения. Дж. Пратт сообщил о положительных результатах нового вида лечения.

Вначале такой групповой подход в лечении клиентов имел чисто экономический смысл, но в последующем Дж. Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются достаточно мощным психотерапевтическим фактором, который положительно воздействует на течение основного заболевания. Дж. Пратт настолько уверовал в целебные свойства группы, что разработал методику групповой терапии для людей, не имеющих соматических заболеваний.

Как уже отмечалось, большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали работы З. Фрейда, касающиеся изучения психологии масс, взаимоотношений масс и лидера и т. д. Его ученики и последователи одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях группы.

Пионерами использования малых групп в психотерапевтических целях были: Э. Лазелль, первым применивший этого подход в работе с психиатрическими клиентами (в основном с больными шизофренией) на базе больницы Св. Елизаветы в Вашингтоне в 1919 г.; Т. Барроу, работавший с группой невротиков начиная с 1920 г.; А. Адлер, чья убежденность в том, что человек по своей природе социален, привела его в 1921 г. к работе с группами клиентов; Ю.Метзель, начавший использовать групповую психотерапию с алкоголиками в 1927 г.; К.Мерш, возглавивший группы лекционного типа в Нью-Йорке в 1919 г.; Р. Дрейкурс, который с 1930 начал проводить первые закрытые психотерапевтические группы, а также инженер по специальности С. Р. Славсон, который совмещал свою работу с проведением психотерапевтических “групп активности” для детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

Очевидно, что практика малых психотерапевтических групп находилась под сильным влиянием американских исследователей. Америка не только с готовностью приняла этот вид психотерапии, но и стала прибежищем для многих видных венских психологов, вынужденных эмигрировать в Соединенные Штаты из-за сложившейся в Европе тяжелой ситуации, связанной с фашистской оккупацией, и способствовавших росту интереса к групповой психотерапии.

Однако родоначальником групповой психотерапии считают Я.Л. Морено, ему же принадлежит и термин “групповая психотерапия”. В 1931 г. Дж. Морено основал первый профессиональный журнал “Impromptu”, переименованный в последующем в “Group Psychotherapy”.

Несомненное влияние на исследование малых психокоррекционных групп оказали работы Курта Левина, особенно его “теория поля”. Еще более семидесяти лет назад он говорил, что “легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности”.

К. Левин, так же как З. Фрейд и другие пионеры психоанализа, с помощью понятия поля объяснял процесс развития личности. Подобно тому как в физике использование механистической модели оказывается во многих случаях недостаточным, К. Левин показал, что при рассмотрении процесса развития личности необходимо принимать во внимание многообразие разных влияний, представляющих собой различные поля. Одним из наиболее значимых влияний является влияние со стороны других людей. Поэтому вполне естественно, что К. Левин заинтересовался взаимодействием людей в малых группах. Будучи в первую очередь исследователем и теоретиком, он проводил эксперименты с группами, рассматривая их как средство развития навыков принятия решений, повышения групповой эффективности и развития групповой морали. После Второй мировой войны К. Левин продолжил свою работу в Центре исследования групповой динамики Массачусетского технологического института. Это был первый академический проект, посвященный изучению динамики малых групп.

В 1947 г., в год смерти К. Левина, трое его студентов – К. Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпетт – начали проводить серию исследований по групповой психологии. В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшую собой первую организацию, связанную с деятельностью групп сенситивности, или “тренинговых групп”.

Появление и деятельность групп сенситивности приходится примерно на те же годы, что и создание первых психотерапевтических групп. Группы сенситивности были источником получения весьма ценного опыта и разработки ряда теоретических положений, связанных с возможностями малых групп. Например, Курт Левин использовал малые группы прежде всего с целью развития, а не лечения.

Значительное влияние на развитие групповой психотерапии оказал Карл Роджерс, который стал по сути дела идеологом другой школы, объединяющей тех, кто работал с малыми группами.

Работа этой школы первоначально была связана с подготовкой в послевоенные годы консультантов для работы в ветеранских организациях. Основное отличие подхода К. Роджерса от подхода К. Левина заключалось в разном отношении к задачам деятельности групп. Роджеровские группы ориентировались главным образом на личностный рост, а также развитие и совершенствование навыков межличностной коммуникации. Кроме того, эти группы имели преимущественно практическую и психотерапевтическую направленность.

К. Роджерс заложил основы гуманистического направления в психотерапии. Его “терапия, центрированная на клиенте”, понятия об “энкаунтер-группах”, “процессе встреч” заложили основу антиавторитарной недирективной психотерапии.

Таким образом, в 40-е годы группы сенситивности являлись отдельным направлением, представленным двумя школами: одна из них была связана с деятельностью Курта Левина и использовала малые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая – связана с идеями Карла Роджерса и использовала малые группы, главным образом, для эмоциональной стабилизации и личностного роста.

В 1978 г. в Праге выходит в свет книга Станислава Кратохвила “Групповая психотерапия неврозов”, которая стала настольной книгой для терапевтов, практикующих групповую психотерапию.

Среди современных отечественных ученых много сделали для развития групповой психотерапии С. С. Либих, А. Л. Гроссман, Н. В. Иванов, А. И. Захаров, В. Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, Э.Г. Эйдемиллер и др.

В 1990 г. под редакцией Б. Д. Карвасарского и С. Ледара (Польша) выходит монография “Групповая психотерапия”. В том же году и с тем же названием выходит книга К. Рудестама, а затем большое количество других интереснейших изданий, среди которых наиболее фундаментальной является книга И. Ялома “Теория и практика групповой психотерапии” (2000).

Определение.

Существует много определений понятия групповая психотерапия. Я. Морено (1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.

С. Кратохвил (1978) считает, что групповая психотерапия – это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой.

С. Ледар (1990) групповой психотерапией называет такой лечебный метод, который сознательно, планомерно и систематически применяется в специально организованной лечебной группе, где психотерапевт и участники используют вербальные и невербальные методы воздействия на клиента и группу и совместно принимают активное участие в терапевтической деятельности.

Н. К. Липгарт и соавт. (1979) считают, что групповая психотерапия представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное прежде всего на активизацию личности клиента человека н изменение его отношений к своей болезни и окружающей микросоциальной среде.

А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин (1985) определяют групповую психотерапию как метод лечебного воздействия на личность клиента через включение его в эмоционально интенсивное, психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой микросредой.

Приведенные определения свидетельствуют о том, что единого представления о понятии групповой психотерапии на сегодняшний день не существует.

Способы излечения словом

Каковы главные направления, являющиеся элементами психотерапии? Они представлены следующими основными способами устранения заболеваний:

  1. Рациональной психотерапией.
  2. Суггестивной психотерапией. Данный способ включает в себя внушение наяву, происходящее при нахождении человека в состоянии гипнотического сна, а также самовнушение, которое носит название аутосуггестии.
  3. Групповая, или коллективная психотерапия. Она бывает домашней и поведенческой, игровой. Также выделяют имаготерапию и психоэстетотерапию.
  4. Наркопсихотерапия.

Все перечисленные выше способы окажут на больного максимальное воздействие при их сочетании с другими видами устранения недуга, в том числе медикаментозным лечением, физиотерапевтическими процедурами, трудотерапией, ЛФК и т. д.

Моделирование поведения

Данный метод относится к когнитивно-поведенческой психотерапии. С его помощью происходит стимулирование пациента к самостоятельному решению имеющихся у него проблем. Когнитивно-поведенческая психотерапия проводится в три этапа:

  1. Самонаблюдение с элементами самоконтроля.
  2. Проведение анализа проблемного поведения с определением его источника (педагоги, родители, окружение и т. д.).
  3. Заключение психотерапевтического договора. Это своеобразный контракт, представляющий собой реестр планируемых изменений, а также протоколы достигнутого после выполнения самостоятельных домашних упражнений.

Ролевой аутотренинг

При использовании такого метода пациенту понадобится вжиться в образ веселого или спокойного человека. Подобный способ великолепно помогает в качестве профилактики предстоящих конфликтных и стрессовых ситуаций. Однако его эффективность может почувствовать только человек с артистической натурой.

Для того чтобы войти в роль, понадобится выбрать для себя подходящий идеал. Образцом может стать либо реальный человек, либо киногерой. Но стоит помнить: для того чтобы с помощью этого метода оставаться спокойным в различных ситуациях, понадобится предварительная тренировка.

Отвлечение

К подобному методу люди также прибегают в своей жизни совершенно неосознанно. Мы стараемся не думать о травмирующей ситуации. Однако сделать это бывает довольно сложно.

Метод отвлечения позволяет получить максимальный эффект при несильных, но постоянно воздействующих отрицательных раздражителях. В этом случае негативные эмоции способны постепенно накапливаться, доводя человека до нервных срывов и неврозов.

Как же отвлечься от психотравмирующей ситуации? Для этого рекомендуются:

  1. Спортивные игры. Теннис, футбол или волейбол прекрасно снимают раздражение и устраняют обиды.
  2. Использование эстетотерапии. В состоянии расстройства рекомендуется посещение художественной выставки, просмотр хорошей комедии, прослушивание талантливой музыки.
  3. Поход в гости к хорошим знакомым. Подобный шаг позволит устранить накопившуюся в душе озлобленность и не срывать ее на близких.
  4. Общение с природой. Особенно хорошо устраняются отрицательные эмоции у реки, в лесу, в горах и в других красивых местах, где к человеку возвращается душевное равновесие.

В случае длительного воздействия негативных факторов рекомендуется сменить обстановку, взяв отпуск и отправившись в путешествие.

Мышечная релаксация

Данный метод, который называется еще и аутогенной тренировкой, пользуется особой популярностью у психотерапевтов. Нередко люди применяют его при самостоятельной работе над решением своих проблем. Аутогенная тренировка является самостоятельным методом, предложенным в 1932 г. психотерапевтом из Германии И. Шульцем.

Основной задачей подобного способа является максимальное расслабление с одновременным внушением себе тех или иных ощущений, а также обучение управлением функционирования внутренних органов. Молниеносная мышечная релаксация позволяет оперативно устранять нервное напряжение, причем делать это в любой ситуации.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]