Сохраняйте атмосферу взаимного уважения
Общение с подростком должно проходить исключительно на условиях взаимного уважения. Именно взаимоуважение может стать залогом хороших отношений между учителем и классом. Подростки в большинстве своем протестуют, когда взрослые требуют от них уважения только потому, что они старше. Вместо того, чтобы требовать, покажите юношам и девушкам, что вы, прежде всего, сами будете относиться к ним с уважением, и, соответственно, ожидаете от них того же. Таким образом они почувствуют свою значимость и причастность к обществу, а значит, будут готовы сотрудничать.
Подростки и переходный возраст
Вообще в этот период в целом меняются взаимоотношения в кругу сверстников. Точнее, подростку хочется больше с ними проводить времени, их мнение становится самым важным, хочется им нравится. От их одобрения начинает зависеть настроение, самооценка, ощущение собственной успешности.
Это связано в том числе и с тем, что происходит созревание тех структур мозга, которые отвечают за общение, восприятие других людей. Перестают работать фразы «не обращай внимание», «будь умнее», «не бери в голову» и так далее. Это больше не может не иметь значения и на это больше нельзя не обращать внимания. Любая неудача в общении со сверстниками переживается как настоящий удар или непоправимая ошибка.
Важно это не игнорировать, так как общение является одной из ведущих задач возраста, и если по тем или иным причинам оно не складывается, то подростку необходима поддержка. Так как дальнейшее негативное развитие ситуации может привести к нежелательным последствиям.
Родитель может обеспечить поддержку различными способами, в том числе обратиться к специалистам.
Поддерживайте самоуправление
Разрешите ученикам самим устанавливать правила вашего с ними взаимодействия. Начните учебный год с составления списка того, что можно и что нельзя, и подчеркните, что правила поведения в школе – это способ обеспечить безопасность и эффективность учебного процесса. Если какие-то правила, которые вы считаете важными, не были внесены в список, – добавьте их сами. Затем совместными усилиями сократите его, особенно в тех пунктах, которые касаются запретов и ограничений. Как общаться с подростками эффективно и продуктивно, если кругом и всюду «Нельзя, нельзя, нельзя…»?
Пусть ученики сделают плакат с правилами поведения в школе, чтобы его можно было повесить в классе на видном месте. Участие в установлении правил позволит подросткам почувствовать ответственность за отношения в классе, и, соответственно, следить за собственным поведением.
Основные психологические проблемы подросткового возраста
Суицид. На сегодняшний день в подростковом возрасте самоубийства происходят все чаще и чаще. В детстве и в раннем подростковом возрасте самоубийства случаются весьма редко, но в возрастной группе с 15 по 19 лет число самоубийств резко увеличиваются. Попытки самоубийств более свойственны девушкам, но по числу смертельных исходов их в 3 раза превосходят юноши. Основаниями для этого могут быть низкая самооценка, равнодушие со стороны родителей, ощущение одиночества, депрессивные состояния, все это может натолкнуть на мысль о самоубийстве.
Гнев подростка. Многие полагают, что гнев ребенка в подростковом возрасте ‒ нечто ненормальное. Но все же нужно отметить, что само по себе ощущение гнева не может быть ни хорошим, ни плохим. Гнев ‒ нормальное явление и может зарождаться в любом человеке. Вопрос состоит в том, как им управлять. В подростковом этапе развития пассивно-агрессивное поведение проявляется достаточно часто. Цель пассивно-агрессивного поведения тинэйджера заключается в том, чтобы вывести родителей или других людей, которые занимаются его воспитанием, из равновесия.
Все это делается совершается неосознанно, является следствием непроявленного гнева. Подросток начинает совершать поступки назло родителям. Основанием значительного числа проблем с подростками (от плохих отметок и заканчивая самоубийствами и наркоманией) выступает пассивно-агрессивное поведение. Опасность представляет то, что если подросток к 16-17 годам не обучится зрелому отношению к гневу и не освободится от пассивно-агрессивного поведения, то подобная линия поведения укоренится в нем и станет обязательной частью его жизни.
Подростковая депрессия. Депрессия ‒ психическое расстройство, которому свойственны: подавленное, тоскливое настроение с пониманием своей никчемности, пессимизм, монотонность представлений, заторможенность движений, разнообразные соматически расстройства.
Замечание 2
Депрессивные состояния в подростковом возрасте сложно распознать, оттого что их симптомы отличаются от проявления классических симптомов депрессивных состояний у взрослых.
Так специалисты выделяют следующие формы подростковой депрессии:
- Легкая подростковая депрессия. Обнаруживается в пессимистических фантазиях, мечтаниях наяву или в ночных снах. Данную степень депрессивного состояния можно обнаружить, зная мысли подростка и зная состояние его души. Как правило, существует причина возникновения подобной депрессии. Подобным событием может быть смерть, болезнь или отъезд значимого для подростка человека, конфликт в семье или развод родителей, переезд и т.п.
- Подростковая депрессия средней степени. Подросток ведет себя, как обычно, но содержание его разговоров окрашено эмоционально негативно. Это относится в первую очередь, к темам, которые угнетают его.
- Умеренная степень депрессии подростков. Это уже серьезная стадия. Она проявляет воздействием на ход мышления. Подросток утрачивает способность отчетливо, логично, рационально мыслить. В данном случае ему может потребоваться медицинская поддержка.
Для выхода из депрессивного состояния юноши избирают более асоциальные способы, чем девушки. Они могут постараться снять симптомы депрессивного состояния при помощи воровства, обмана, участия в драках, превышения скорости на дорогах, взлома, проникновения в дома, самоубийства.
Девушки, как правило, стараются выйти из депрессивного состояния менее буйным способом, все же из-за вредного воздействия СМИ, тип их поведения начинает изменяться. Зачастую девушки снимают свое депрессивное состояние при помощи беспорядочных половых связей. Однако, когда отношения завершаются, эти несчастные девушки-подростки ощущают себя еще хуже.
Избегайте споров
Сложно себе представить общение с подростками без возражений и пререканий. Многие подростки просто обожают спорить со взрослыми. Как разговаривать с подростком, чтобы не оказаться вовлеченным в чрезмерно жаркую дискуссию? Просто не позволяйте с собой спорить!
Если ученик пытается оспаривать то, что ему говорят, – повторите свою просьбу, и продолжайте повторять до тех пор, пока она не будет выполнена. Наказать ученика за грубость вы сможете позже, не стоит обсуждать это прямо сейчас, иначе вы рискуете накалить атмосферу. Главное – сохраняйте спокойствие, и дайте подростку понять, что он не сможет вывести вас из себя.
Как правильно выбирать психолога для подростка?
Раньше мы и не думали о помощи такого специалиста, как психолог для подростка, теперь же этими услугами пользуется практически каждая семья, особенно если есть дети. Обращаются с разными проблемами: замкнутый, слишком активный, непослушный, неуправляемый, чересчур робкий тихоня — причин много. Да даже если нет вроде бы поводов, то просто хотят проконсультироваться о том, как дальше строить отношения с любимым чадом. Блажь? Нет, желание помочь ребенку стать успешным, счастливым и при этом сохранить с ним теплые дружеские отношения.
Как выбрать психолога?
Начать нужно, конечно, с рекомендации знакомых. Однако каким бы замечательным психологом он ни был для них, возможно, ваш ребенок не захочет с ним общаться. И пусть он высокопрофессиональный специалист, имеющий большой опыт работы, тут уж ничего не поделаешь — если взаимопонимание, доверие между ними не установится, занятия бесполезны.
Прежде чем вести свое чадо на прием к психологу, необходимо встретиться с ним и лично пообщаться, несмотря на рекомендации хороших знакомых. Интуиция будет вам лучшим советчиком. Обязательно выясните, какое образование получил специалист, посмотрите документы. Обратите внимание на его внешний вид, манеру держаться, говорить. Обсудите вашу проблему, с которой собираетесь прийти с ребенком, что он думает по этому поводу, какие методы (примерно) собирается применить. Это избавит вас и ваше чадо от многих неприятных сюрпризов.
Если психолог, еще не пообщавшись с ребенком, обещает быстро справиться с проблемой — бегите от него, несмотря на все рекомендации и его регалии, дипломы. Чужая душа — потемки, как он может заранее гарантировать, что наладит душевное равновесие ребенка за определенное время?
На первой встрече послушайте, что и как говорит выбранный вами психолог. Он должен решать проблему, с которой вы обратились к нему, а не вести непонятные посторонние разговоры, например, выясняя достаток семьи, подробности о социальном положении знакомых, религиозную пропаганду и т.д.
Но самое главный показатель удачного выбора психолога — личное расположение ребенка к нему, доверие, желание общаться, рассказать.
Вот несколько примеров, отчего может не сложиться общение даже с действительно знающими специалистами. У одних знакомых ребенок отказался общаться с психологом. При разговоре после приема выяснилось, что его оттолкнуло фамильярное поведение психолога: она представилась и села на стул напротив него на некомфортно близкой дистанции — примерно 0,5 метра, практически коленки к коленкам.
Потом оказалось, что у нее такой прием быстрого установления психологического контакта с ребенком. Значит, это плохой специалист, раз не учитывает простые правила налаживания доверительных отношений с пришедшими к нему за помощью, не стремится уважать приемлемую дистанцию при общении. Больше они к ней, естественно, не ходили.
Другие знакомые пришли к титулованному психологу по поводу гиперактивности. Ребенок промолчал весь сеанс и затем категорично отказался от посещений. Почему? Психолог — незнакомая женщина лет сорока пяти — сразу же представилась просто именем (например, Люда) и требовала обращаться к ней только так. Возможно, это и приемлемо, но где-то в другой стране. Не только ребенок, но и его родители просидели положенное время в полном ступоре, не могли прийти в себя.
А другому ребенку не понравился внешний вид психолога (особенно оттолкнули ее волосы, покрашенные в агрессивный темно-красный цвет).
Наибольшую неприязнь у подростков вызывает желание психолога, являющегося совершенно чужим человеком, производить какие-либо манипуляции, дотрагиваясь или почти дотрагиваясь до него.
Имейте в виду, что психолог не имеет право выписывать какие-то лекарства. Поэтому если такое имеет место быть в вашем случае, лучше найдите другого специалиста.
Итак, как же ищем психолога? При выборе желательно начинать с рекомендации хороших знакомых. Далее уже включаем свою интуицию: общаемся с психологом, интересуемся полученным образованием, совершенствованием мастерства на тренингах, курсах повышения квалификации, имеющуюся практику (если ни разу не видели у выбранного психолога желающих проконсультироваться — насторожитесь, возможно, вы один из очень немногих). Решающим является первая встреча ребенка с психологом. Если ему понравилось, стало легче, хотелось бы еще встретиться (или хотя бы не против этого), и психолог действительно корректно занимался проблемой, с которой вы обратились к нему, — скорее всего,вам повезло и вы нашли своего психолога.
- Share
- Tweet
Likes(0)Dislikes(0)
Отмечайте тех, кто соблюдает правила
Чаще отмечая тех, кто ведет себя в соответствии с установленными в классе правилами, чем тех, кто их нарушает, вы, тем самым, дадите понять, что привлечь внимание непослушанием не получится. Когда станет ясно, что вы особо отмечаете успехи тех, кто ведет себя корректно, и ставите их в пример остальным, соответственно, самоутвердиться можно только усердной работой и положительным поведением, – большая часть учеников будет соблюдать школьные правила, хотя бы для того, чтобы оказаться в центре внимания.