Групповая и семейная психотерапия. Принципы работы психотерапевтической группы. Групповая динамика, особенности групповой терапии у детей и подростков.

Что представляет собой метод системной семейной психотерапии?


Системная семейная психотерапия — это методика, которая направлена на изменение неправильного функционирования семейной системы. В этом случае клиентом психотерапевта становится вся семья, а точнее, семейная система, живущая по «своим» законам. Каждый член семьи выполняет определённую функцию, и именно от того, насколько хорошо он её выполняет, зависит семейное благополучие всех участников системы.

Системная семейная психотерапия исследует историческое прошлое всей семьи в целом и по отдельности каждого её члена, изучает структуру и функции семьи, а также решает вопросы личностных взаимоотношений, тем самым помогая сохранить гармонию в браке.

Особенности системной семейной психотерапии

Данная психотерапевтическая методика зародилась в середине прошлого столетия в период изучения парадоксов общения. В процессе исследования, которым занималась группа американских ученых, было выявлено, что личностные связи и общение в семье могут не только приводить к возникновению психологических проблем, но и излечивать их.

Главная особенность системной семейной психотерапии — это лечение пациента при помощи семейных связей и ценностей. При этом используется закон, утверждающий, что целое — это нечто большее, чем сумма его частей. То есть семья рассматривается как полностью сформированная система, имеющая свою внутреннюю организацию, и в том случае, когда в ней возникают проблемы, лечение требуется не одному человеку, а всему семейному коллективу.

Современный брак: новые тенденции А. Я. Варга, Г. Л. Будинайте

Брак как общественно сконструированное устройство совместности двух людей переживает кризис. Никто не счастлив одинаково, и все страдают по-разному. Нет больше общепринятых правил, как жить друг с другом правильно и хорошо. Количество браков уменьшается и в Западном мире, и в России. При этом везде растет количество разводов (однако в России разводов официально регистрируется больше – возможно, в силу все еще более частой регистрации браков). Так, по данным Росстата, у нас распадается каждый второй брак.

Ситуация изменилась качественным образом. Понимание содержания этих изменений дает возможность увидеть трудности и ресурсы, возникающие при выстраивании супружеских отношений сегодня. Кроме того, такое понимание необходимо помогающему специалисту для эффективной работы.

* * *

Качественные изменения брачных отношений совпали с наступлением новой эпохи – эпохи постмодернизма, которая началась приблизительно в середине XX в. (строго датировать такие явления, проявляющиеся «неравномерно» в разных областях жизни, сложно). Постмодернизм расшатал все основные представления, нормы, ценности и стандарты предыдущей культурной эпохи. В значительной степени это касается и области супружеских отношений. До этого долгое время люди жили в условиях традиционного, патриархального брака, достигшего кульминации своего развития в эпоху Нового времени. Для этой эпохи были характерны вера человека в прогресс и торжество разума. Люди ценили порядок, в том числе и в семейной жизни.

Традиционный брак был основан на четкой иерархии, где мужчина главный, и на разделении функций в семье – мужчина содержал семью, но его основная деятельность протекала вне ее, а женщина занималась домом, хозяйством и детьми. Брак считался удачным, если люди добросовестно выполняли свои роли и функции: муж приносил заработок в семью, женщина старательно вела дом, экономила деньги, была внимательной, заботливой матерью. Жена должна была подчиняться мужу, слушаться его, жить той жизнью, которую он ей предлагал и – на те деньги, которые муж зарабатывал, быть там, где он находился. Общественно одобряемый муж не позволял себе насилия и жестокости по отношению к жене и детям. Одновременно с этим общество было терпимо к рукоприкладству в семье со стороны мужчины (его – по отношению к жене и обоих – по отношению к детям). Осуждались лишь увечья.

Брак был моральной обязанностью. Женщины в подавляющем большинстве находились на содержании либо отца, либо мужа. Поэтому считалось, что холостяк поступал антиобщественно: не оставлял потомства и обрекал какую-то женщину на печальное одинокое существование. При этом брак мыслился как союз на всю жизнь. Фактически он редко длился дольше двадцати лет. Продолжительность жизни была небольшой, и до смерти одного или обоих супругов люди еле-еле успевали «поднять» детей.

Декларировалось, что половая жизнь вне брака недопустима для обоих полов, хотя негласно добрачные отношения мужчин допускались и даже поощрялись, в то время как добрачные отношения женщины строго осуждались. Это было связано с тем, что появление детей полагалось возможным у женщины только в браке, поскольку только это гарантировало нормальное, полноценное их воспитание – одинокая незамужняя женщина обеспечить ребенку такого воспитания не могла, автоматически обрекая его на жизненные тяготы. Нормальный брак, кроме того, обязательно предполагал рождение нескольких детей. Очевидно, что роль так называемой расширенной семьи была очень весомой. Жили большими семьями из нескольких поколений.

Многие браки заключались по сговору родителей, по расчету. Любовь как основа брачного союза стала культурной нормой – наряду с до сих пор существующей идеей брака по расчету, не только финансовому, но и психологическому – лишь в начале XX в. Сексуальная совместимость не считалась, а в обществах, сохраняющих традиционалистский уклад, до сих пор не считается обязательной для брака, по крайней мере, для женщин. Таким образом, брак должен был быть основан на «духовной близости и родстве душ» (что на деле означало готовность обоих разделять общепринятые правила жизни), а плотская связь была необходима лишь для создания потомства.

Такому укладу соответствовало мироощущение людей, в котором эти законы понимались как общечеловеческие, объективные, «богом данные и природой обусловленные», а все отклонения от них рассматривались либо как злонамеренность, либо как аномалия (социальная, психическая и прочая). При всех ограничениях, ими накладываемых, «в обмен» они предлагали ясность поведенческого сценария брачной жизни и правил поведения.

* * *

Традиционная семья в Европе уже с расцветом индустриальной эпохи в XIX в. начала претерпевать определенные изменения, которые к началу XX в. нарастали все быстрее. Эпоха, приведшая в своей кульминации к модернистской идее последовательного научного изучения и изменения на этой рациональной основе не только природы, но и социальной жизни (К. Маркс), психики (З. Фрейд) и т. п., не могла не повлиять и на патриархальный уклад семьи. При этом те страны, в которых индустриализация и другие модернистские преобразования прошли позже и в ускоренном темпе (например, Россия, Турция, Япония), претерпевали эти изменения, очевидно, иным («кентаврическим») способом, нежели Европа, – в существенной степени сохраняя традиционную семью и в то же время приобретая черты некоторых, иногда очень явных (как в России в 1920-е годы) ее революционных изменений[1].

* * *

Время от начала и до середины XX в. было отмечено рядом социальных процессов, которые активно расшатывали традиционный брак. Часть этих тенденций и порожденных ими явлений нашло свое дальнейшее развитие в интересующую нас эпоху постмодернизма.

Такими «точками перелома» выступили:

Эмансипация женщин.

Женщины постепенно, но неуклонно добивались возможности получения образования, а затем и профессии; повысился личностный статус женщины – за ними было закреплено избирательное право (хотя здесь имеется большой разброс исторических дат в разных странах). Начался процесс смены соотношения «сил и функций» в традиционном браке, его привычный уклад оказался под угрозой.

Все большее осознание роли сексуальных отношений и возрастающий интерес к ним.

Эмансипация женщин, развитие и популяризация психоаналитической теории З. Фрейда, другие упоминаемые ниже факторы, с одной стороны, отражали, а с другой – способствовали нарастающим изменениям. Эти изменения пугали и на уровне общественной идеологии часто принимались в штыки. Например, повесть «Крейцерова соната» (1889), выступая, казалось бы, воплощением христианских исканий Л. Н. Толстого, выражающая ужас перед необузданностью «животных» проявлений человека и развивающая идею о необходимости ограждать женщин от секса потому, что у них есть нормальный нравственный протест против «животного», была запрещена в России. Переводы ее также запрещались и в Америке, поскольку рассматривались как открытое обсуждение запретной для «приличного общества» темы. Общество реагировало именно на этот аспект повести. Лежащая на поверхности идея Толстого о том, что хороший брак не должен основываться на сексуальных отношениях, впечатления не произвела, потому что в обществе она была принята давно.

В 1928 г. в Англии выходит также очень «влиятельное» произведение «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса. В нем высказывается прямо противоположная идея – хорошая сексуальная жизнь исключительно важна для женщины, из такого опыта может вырасти не только любовь, но и брак – на основе гармонии телесного и духовного, несмотря на очевидный мезальянс главных героев – аристократки и простолюдина.

Противозачаточные средства более или менее современного типа появились с середины XIX в., их промышленное производство – с начала XX в., но до известного времени речь шла только о пре

зервативах (заметим, что их появление вызвало разную реакции церквей – протестантская церковь признала возможность их употребления, католическая и православная – нет). Тоталитарные режимы, как правило, противозачаточные средства запрещали. Первые оральные контрацептивы, т. е. средства, которые могла использовать уже сама женщина по своему усмотрению, были изобретены к середине 1960-х годов. Это совпадает со временем так называемой «сексуальной революции», которая многими рассматривается уже как яркое проявление эпохи постмодернизма[2]. Распространение противозачаточных средств привело к тому, что секс стал практически свободным от риска появления детей, и, соответственно, от брака. Страх беременности не мешал более сексуальному наслаждению. Кроме того, противозачаточные средства дали возможность супругам произвольно регулировать и планировать появление детей без отказа от секса. Наступала эпоха осознания значения и качества сексуальных отношений, широкого исследования сексуальности.

Легитимизация развода.

Практически все страны еще с начала XX в. прошли этот процесс, хотя он шел очень неравномерно (в католических странах – например, в Италии и Испании развод был узаконен только в 1970-е годы, в то время как Англия узаконила его еще в Новое время (1670!). При этом надо учитывать, что официальное признание возможности развода не равноценно его «легитимности» в общественном сознании. Но, так или иначе, все более последовательно закреплялась идея, что брак необязательно должен быть один, что можно и не состоять в браке, особенно если человек уже состоял в нем; соответственно, браков-союзов может быть за жизнь несколько, есть возможность прекращать отношения, если они не устраивают, стремиться улучшить их и т. п.

Урбанизация —

постепенная нарастающая миграция людей в крупные города, особенно выраженная с начала XX в., – создала необходимость соответствовать требованиям жизни в крупном городе[3]. Для жизни в городе ядерная семья (т. е. только пара родителей и их дети) подходит больше, чем многопоколенная. Снизилась роль патриархальных традиций в поддержании жизни семьи. Ослабло влияние расширенной семьи на ядерную, уменьшились возможности использовать старшее поколение для помощи по хозяйству и уходу за детьми. Постепенно стал формироваться общественный институт «платной помощи» супругам – по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства и пр. Изменилась роль женщины в семье – она стала работать, развиваться профессионально.

Есть показатели высокой статистической связи урбанизации с уменьшением рождаемости, что противоречит широко распространенному мнению о влиянии на падение рождаемости в первую очередь контрацептивов. Здесь при более подробном анализе обнаруживаются неоднозначные тенденции, прежде всего, так называемые «культурные различия» урбанизации[4].

Постоянный, начиная с конца XIX – начала XX в., прогресс медицины

привел к постепенному увеличению продолжительности жизни и к увеличению сроков фертильности. Увеличение сроков жизни привело также к тому, что люди, вырастив детей, остаются один на один друг с другом и снова должны развивать свои супружеские отношения. Поэтому вопросы обретения нового содержания, «смыслового наполнения» супружеских отношений стали очень актуальными. Кроме того, супруги все чаще, после того как дети покидали дом, оставались еще достаточно бодрыми и энергичными и постепенно получили возможность вести активный образ жизни, путешествовать, осваивать новые профессии и умения даже после выхода на пенсию, в том числе расширять и изменять круг своего социального общения. Зрелые годы перестали также быть помехой для развода и создания нового брака.

Итак, семья эпохи модернизма уже к середине XX в. перестала быть «расширенной», а все чаще становилась «нуклеарной» (ядерной), с уменьшившимся, по сравнению с традиционной патриархальной семьей, количеством детей. Разные поколения все реже жили вместе. Ядерная семья была более мобильной, меньше связанной с «родовым гнездом» и утратила ряд «сакральных» черт традиционной семьи, например, прерогативу сексуальной жизни, а также единственного союза «на всю жизнь».

Все описанные выше изменения сопровождались характерными общественными настроениями: люди верили в прогресс, радовались революционным преобразованиям во всех сферах жизни, не одобряли косности, осуждали ретроградов. С другой стороны, все это сопровождалось ностальгией по доброму старому времени и патриархальному укладу. Классическая системная семейная терапия возникла как раз в это время.

Цель и задачи метода системной семейной психотерапии

Главная задача системной семейной психотерапии — это коррекция межличностных семейных взаимоотношений и устранение эмоциональных расстройств. Психотерапевт, работающий в этом направлении, помогает решать проблемы, изыскивая ресурсы семьи, а также программируя на мотивацию всех её членов к изменениям.

По мнению специалистов, при правильном подходе можно решить практически любые вопросы, возникающие в семье. Так устроен мир, что в нем нет ничего идеального, в том числе и идеальных семей. Но так как каждая ячейка общества, основанная на браке и родственных связях, сугубо индивидуальна, решать возникающие в ней проблемы можно только правильно ставя цели и задачи, а это — прерогатива семейного психотерапевта.

Соколов Р. Е., кандидат медицинских наук, врач высшей категории

Супружеская терапия может быть как частью семейной терапии, так и представлять собой особую форму психотерапии, ориентированную на проблемы супружеской пары. Этот тип терапии помогает уменьшить интенсивность конфликтов, почувствовать к партнеру большую близость, внести в отношения чувство безопасности и доверия. Эмоционально-фокусированная терапия как одна из разновидностей супружеской терапии особенно подходит для пар, у которых мало интимности и эмоциональной связи. Этот метод особенно хорошо работает для мужчин, о которых их жены говорят, что они эмоционально закрыты и недоступны. Слабая врожденная или вытесненная эмоциональность при этом не является препятствием к терапии. При наличии клинических проявлений психотерапия способствует также уменьшению симптомов тревожности и депрессии у супругов.

Задачами эмоционально-фокусированной супружеской терапии являются построение терапевтического альянса с супругами, помощь супругам в получении доступа к своему эмоциональному опыту, раскрытие партнеру своих страхов и потребностей, скрытых защитным поведением, а также стимулирование новых реакций и изменение позиций взаимодействия. Стресс провоцирует партнеров занимать ту или иную защитную позицию во взаимодействиях, формируются роли «преследователь» и «отстраняющийся». Чем больше «преследователь» пытается приблизиться, критикуя партнера, тем больше «отстраняющийся» дистанцируется. Но чем дальше «отстраняющийся» уходит из контакта благодаря ощущению давления со стороны партнера и страху оказаться в итоге несостоятельным, тем больше «преследователь» стремится его достичь, испытывая острую тревогу и чувство одиночества.

Так как супружеская терапия стимулирует самораскрытие в отношениях с партнером, предъявление своих уязвимых чувств, то она не очень подходит для пар с физическим насилием и пар, реально стремящихся к разводу. Несмотря на желание «любой ценой» сохранить брак, в отдельных случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять отношения, приносящие массу отрицательных переживаний. Терапия развода направлена на формирование и реализацию сепарации у обоих партнеров, поиск безопасного решения супругами материально-бытовых проблем, вопросов общения с детьми и установление нового индивидуального жизненного стиля. Супружеская психотерапия также эффективно работает с ситуациями измены, ревности, любовной зависимости.

Сексуальная психотерапия корректирует семейно-сексуальную дисгармонию

Cексуальная психотерапия прежде всего связана с коррекцией семейно сексуальных дисгармоний. Задачами сексуальной терапии являются ослабление страха сексуальной несостоятельности в рамках синдрома тревожного ожидания неудачи, устранение дефицита в сексуальной просвещенности, установление значения сексуального расстройства (определенной заинтересованности в нем) в отношениях между партнерами. Психотерапия дополняется коррекцией нарушенного сексуального взаимодействия в паре (сексотерапевтические упражнения, приемы чувственного фокусирования и др.). В результате подобной комплексной работы большинство людей находят новые пути взаимодействия друг с другом, становятся более сексуально раскрепощенными, уверенными в себе и более счастливыми.
Семейная психотерапия

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]