Психологический тренинг для детей средней группы В краю хорошего настроения

Психотерапевтическая группа для женщин помогает участницам справиться с психологическими проблемами, которые их беспокоят. Группа – это место безопасности и силы, место, где можно взять ресурс, понять себя и другого, принять то, что происходит или найти пути и энергии для того, чтобы изменить ситуацию.

На такие группы приходят с самыми разными темами, и мы видим невероятное разнообразие жизненного опыта и точек зрения, но при этом ощущается невероятное единство. Группа – это всегда живое общение и реальное участие; на занятиях мы можем смеяться и плакать, обсуждать что-то, делиться опытом и чувствами, просить поддержки, а главное искать и находить ответы на свои главные вопросы, извлекать те чувства, которые были спрятаны, проживать их и освобождаться от эмоционального груза прошлого, чтобы более полно жить в настоящем.

В группе мы не осуждаем, не критикуем, не даем оценок или советов (если сама участница об этом не просит). Есть правила которые обеспечивают экологичность и безопасность работы: конфиденциальность, уважение участников друг к другу, принятие другого, ответственность, право сказать «стоп», говорить только от «Я» и другие правила, которые мы составляем и принимаем вместе с каждой группой.

Встречи проходят раз в неделю, длительность одного занятия 2 часа, стоимость 500 рублей. Начало занятий 27 августа 2018!

Что такое терапевтическая группа?

Обычно набор терапевтической группы осуществляет один или несколько психологов. Группа может быть тематической, когда ведущие заявляют какую-то тему, работе с которой будет посвящена дальнейшая работа. Либо это динамическая психологическая группа, где каждый из участников может решать свои проблемы, которые у него возникают.

Группы бывают открытого и закрытого типа. В открытой группе новые участники могут присоединиться в любой момент, тогда как в закрытой группе состав не меняется что способствует большей открытости и доверию.

Также бывают краткосрочные терапевтические группы, работа в которых занимает несколько месяцев, и долгосрочные, где участники могут встречаться на протяжении нескольких лет.

В терапевтической группе, как правило, принимают участие от трех до пятнадцати человек. Обычно встречи происходят один раз в неделю и длятся от двух до трех часов.

Психологи и члены группы создают безопасную атмосферу для изучения и решения проблем. Постепенно участники группы начинают доверять друг другу, это позволяет им открыто общаться и быть честными, говорить о своих чувствах, личных проблемах, понять, что они не одиноки в этом.

Аннотация

Книга является первым на русском языке пособием по групповой психотерапии, написанным как для руководителей психотерапевтических групп, так и для их участников. Автор отвечает на вопросы: как стать результативным групповым психотерапевтом и как стать эффективным участником группы. Книга написана доступным языком и может быть прочитана и понята как профессионалом, так и человеком, просто интересующимся групповой психотерапией; однако доступный язык вовсе не упрощает содержания работы. Автор обобщает не только свой уникальный практический опыт, но и опыт коллег, а также основную литературу развитых стран за последние 40 лет, останавливаясь на преимуществах групповой психотерапии перед индивидуальной. Книга адресована психотерапевтам, психологам, студентам, а также врачам и всем специалистам, работающим с людьми.

Не подлежит сомнению тот факт, что человек, каждый человек в мире, пребывает на пути к посвящению. Одни выбирают долгий путь, другие – короткий. Каждый является творцом своей судьбы, и никто не может ему в этом помочь, – разве что добротой, щедростью и терпением. Генри Миллер

Каковы преимущества групповой терапии?

Одним из основных преимуществ терапевтической группы является взаимодействие между членами группы, которое дает высокий уровень поддержки, заботы, переживания эмоций и взаимопомощи. Участники могут давать вам обратную связь, которую вы не всегда сможете получить в жизни от близких или коллег. И зачастую, вам сложно пробовать новые для себя способы взаимодействия и отношений с окружающими, а в группе вы можете рискнуть и получить новый для себя опыт, например, отстаивания своих границ, предъявления себя таким, какой я есть, выражения своих настоящих чувств и позиций.

Некоторые из преимуществ групповой терапии включают в себя:

  • Безопасная, поддерживающая атмосфера для обсуждения сложныхэмоций и переживаний
  • Окружение других людей с похожими психологическими проблемами, возможные варианты их решения, отсутствие изоляции
  • Взаимодействие с другими участниками терапевитической группы дает возможность быстро выявлять проблемы, позволяя решать их под руководством психолога
  • Повышение самосознания и мотивации к изменениям
  • Улучшение навыков межличностного общения, рост самооценки, выравнивание отношений
  • Идеальная обстановка для отработки новых навыков и поведения

Чтобы получить максимальную пользу от групповой терапии, вы должны быть готовы участвовать. Чем более открытыми и честными вы будете, тем больше сможете извлечь из этого опыта.

РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП

Помочь лучше разобраться в разнообразии психотерапевтических групп может та или иная классификация групп. Возможны три критерия такой классификации: (1) основная цель группы

(совершенствование личности, развитие навыков, решение личностных жизненных проблем, лечение расстройств; (2)
способы реализации целей группы
(самопомощь, оказание поддержки, психологическое просвещение, анализ группового процесса, клиническая психотерапия); (3)
теоретическое основание группы
(психоанализ, индивидуальная психология, психодрама, экзистенциальная терапия, клиентоцентрированная терапия, гештальттерапия, трансакционный анализ, поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия). В этой главе мы обсудим основные принципы работы различных психотерапевтических групп.

Правила терапевтической группы

  • Конфиденциальность — является важной частью основных правил групповой терапии.
  • Правило «Стоп» — участник сам решает на сколько глубоко и откровенно он может и хочет разговаривать в группе о своих эмоциях, переживаниях или проблемах и может в любой момент остановить их обсуждение.
  • Я — высказывания. Участникам рекомендуется описывать свои чувства и высказывать свои пожелания, опираясь на собственные мысли и эмоции, стараясь не давать оценочных суждений об окружающих.
  • Терапевтическая группа встречается в одно и то же время в одном и том же месте в заранее оговоренные дни.
  • Участие в психологической группе предполагает регулярное посещение.

В зависимости от характера вашей проблемы, групповая терапия может быть идеальным выбором для решения ваших проблем и внесения позитивных изменений в вашу жизнь.

Помните, что групповое лечение оказалось эффективным для многих людей, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью.

От автора

Назначение человека, как известно, – создавать и развивать свою индивидуальность. Но это возможно лишь в окружении других людей и с их помощью. Мы, являясь отдельными личностями, индивидуумами, вместе с тем принадлежим к различным группам людей и от них в немалой степени зависим. Главной группой в нашей жизни является семья, в которой мы рождаемся и в которой закладывается фундамент нашей личности. По собственной воле или вопреки ей, но на протяжении своей жизни мы включаемся во множество других формальных или неформальных групп. Наши основополагающие ценности и установки, касающиеся главных вопросов жизни, возникают и изменяются под влиянием других людей, вместе с которыми мы принадлежим к той или иной группе. В своем поведении мы учитываем их мнение. Как видим, влияние групп на нашу жизнь, оценку окружающего мира и себя испытал каждый из нас.

Групповая психотерапия и пытается сконцентрировать и использовать возможности воздействия групп на их участников для лечения психических расстройств, оказания помощи в решении жизненных трудностей и проблем, изменения и совершенствования личности. В конце нашего века мы наблюдаем настоящий апогей распространения психотерапевтических групп. Эта форма психотерапии и психологического консультирования применяется в медицине – как в психиатрических, так и в соматических клиниках, в школах, в центрах психотерапии и консультирования. Групповые формы работы используются для обучения учащихся и студентов, для подготовки и повышения квалификации профессионалов разных сфер. Иными словами, методы групповой психотерапии эффективно применяются в самых разных областях.

Это происходит по многим причинам. Прежде всего следует отметить, что работа в группах более экономична, чем индивидуальная работа – за одно и то же время можно помочь большему количеству людей. Большинству наших психологических трудностей и расстройств свойствен ярко выраженный межличностный контекст, поэтому и психологическая помощь приносит больший эффект в условиях общения между участниками группы. Межличностное обучение также эффективно, так как позволяет воспользоваться живым опытом других людей.

В данной книге рассматриваются достижения современной групповой психотерапии в мире и обобщается более чем пятнадцатилетний опыт автора в этой области. В этой книге я попытался удовлетворить потребности как можно более широкого круга специалистов (врачей, психотерапевтов, психологов, педагогов, социальных работников), рассматривая наиболее универсальные аспекты организации и работы психотерапевтических групп.

Надеюсь, что книга поможет как начинающим, так и опытным профессионалам групповой психотерапии глубже постичь очень сложную, но необычайно интересную жизнь психотерапевтической группы.

Хочу выразить благодарность клиентам и коллегам, с которыми пришлось пережить незабываемые моменты в «психотерапевтическом кругу», в том числе коллегам из России, где довелось немало работать. Также хочу выразить свою признательность доктору Александру Алексейчику, благодаря поддержке и вере которого я пришел в групповую терапию 20 лет тому назад.

Появление этой книги на русском языке было бы невозможно без усилий переводчицы Валентины Матулявичене, за что приношу ей самую искреннюю благодарность.

Римас Кочюнас

Глава 1

Для каких категорий граждан организуются коммуникативные группы?

В качестве примера, приведем характеристики подростков12-13; 14-15; и 16-18 летних возрастных групп:

  • Дети и подростки с инвалидностью и без;
  • Тревожные, застенчивые, агрессивные;
  • Одинокие (те, у кого нет близких друзей);
  • Дети/подростки «сидящие» в Интернете и смартфонах;
  • Дети и подростки, вступившие в конфликт с законом;
  • Одаренные дети и подростки;
  • Дети, чьи родители в разводе;
  • Созависимые подростки (из семей пьющих родителей);
  • Дети и подростки, испытавшие на себе школьную травлю;
  • «Обычные» дети и подростки, желающие общаться с целью самопознания и саморазвития.

Итак, если методом рандомизации (случайно) выбрать любой класс, школу, то там могут оказаться дети/подростки с перечисленными выше социально-психологическими характеристиками, просто кроме психологов и социальных педагогов, не все родители, учителя и дети знают, кто учится в условно благополучном классе.

Необходимо отметить, что детские и подростковые коммуникативные группы целесообразно проводить в системе социально-психологического сопровождения. В этой системе коммуникативные группы являются групповым коррекционно-развивающим сопровождением. Совместно с ним проводится взаимодействие специалистов-психологов на этапе комплектования группы, в процессе функционирования группы (интервизия, супервизия), на заключительном этапе (обсуждается динамика развития, ресурсы семьи и ребенка). Параллельно с деятельностью группы осуществляется индивидуальное психологическое сопровождение ребенка, и работа с родителями – индивидуальная и групповая. Групповая работа с родителями – это те же коммуникативные фокус-группы для родителей, например по теме «Как общаться с подростком». Родители имеют возможность посещать любые занятия, в которых принимают участие их дети, по предварительному согласованию с ведущими, но только в качестве участников, а не посторонних наблюдателей.

В программу детско-подростковых групп включены разнообразные «фишки». Например, если ребенок на занятии устал, то он может встать со стула, выйти из общего круга участников, «поваляться» на специальном матрасе-мате, а когда захочет – вернуться обратно. Этот и другие приёмы позволяют ведущим избавиться от лишних энергетических затрат, связанных у педагогов с организацией дисциплины.

В коммуникативной группе существуют ограничения членства. Сюда не принимаются, из неё удаляются подростки, взрослые, находящиеся в остром эмоциональном кризисе, психическом расстройстве, с агрессией несущей угрозу жизни и здоровью окружающих, и с аутоагрессией. Коммуникативные группы не являются психотерапевтическими группами в профессиональном смысле, они носят общественную, досуговую, социально-психологическую направленность. Четкие правила группы и внутренние регламентирующие документы АНО СРКК «Контакт» ограничивают рамки функционирования группы.

Автор статьи в русле основной работы на базе детского социально-психологического центра с 2014 года является ведущим тренером (психологом, социальным педагогом) коммуникативных групп (коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков). За 2014-2019 годы накоплен профессиональный опыт по организации, проведению, содержанию групп для детей, подростков и молодежи.

Создание АНО СРКК «Контакт» в июне 2020 позволило расширить возможности организации коммуникативных групп: во-первых, возрастные границы участников (возможность организовывать и проводить группы для участников старше 18 лет – есть опыт); временные границы (возможность увеличения количества встреч по желанию участников групп); территориальные границы (возможность организовывать группы на разных площадках). А в первую очередь – возможность продвигать идею коммуникативных групп в общество, пропагандировать миссию АНО СРКК «Контакт», деятельность которой осуществляется на благотворительной основе.

АНО СРКК «Контакт» действует на основе принципов:

  • Каждый человек имеет право на общение с целью саморазвития;
  • Теплая атмосфера. В любом коллективе (семейном, учебном, трудовом) важен хороший социально-психологический климат;
  • «Не навреди». Этот принцип осуществляется через права и обязанности участников и ведущих коммуникативных групп;
  • Универсальность. АНО осуществляет проекты любых направлений (кухня, фильмы, наставничество, другое) с целью развития общения между людьми любых возрастов и любых социальных статусов;
  • Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). В основу общения в коммуникативных группах положен деятельностный подход, осуществляемый посредством технологий социального проектирования: поиск жизненных личностных и коллективных ресурсов, направленных на здоровый образ жизни. Общение осуществляется на основе досуговой деятельности по запросу от участников группы;
  • Первичная профилактика. Ориентация АНО СРКК «Контакт» на здоровый образ жизни, жизненные ценности и развитие социальной ответственности граждан;
  • Добровольность.Каждый участник посещает клуб общения по своему собственному желанию.

За научную основу содержания коммуникативных групп АНО СРКК «Контакт» взята «Теория отношений» В.Н. Мясищева. По мнению Мясищева, структура личности состоит из отношений – это развитие представлений о чем либо: отношение к миру, к себе, к людям. Представления включают компоненты: поведенческий, когнитивный, эмоциональный.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология М: 2001 2. Берн Э. За пределами игр и сценариев. — М.: Попурри, 2008. 3. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Лабиринт, 2010. 4. Дневник Бриджет Джонс: фильм /производство Франция, США, Великобритания, 2001 5. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А.,. Фаббинг как угроза благополучию близких отношений // Журнал «Консультативная психология и психотерапия», 2020 6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: 1977 7. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева; — 4-е изд. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398 с. 8. Почебут Л.Г. Психология общества и социальный капитал https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-obschestva-i-sotsialnyy-kapital 9. Токарева М. Н. Теоретические основы изучения проблемы одиночества и ее взаимосвязь с общением в социальных сетях, Журнал Вестник Балтийского федерального университета им.И.Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020 10. Устав Автономной некоммерческой организации Служба по развитию коммуникативной компетентности «Контакт» от 13.0619, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 15с. 11. Федорова Е.Д. Социальная изоляция и ощущение одиночества как следствие Интернет-зависимости. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. 12. Чехонина Л.П. «Психологическое сопровождение развития гражданско-правовой компетентности в школе» (образовательная программа) январь, 2014. 13. Чехонина Л.П. «Развитие жизненных ценностей и социальной ответственности детей, подростков и юношества» (социально-педагогическая программа дополнительного образования) январь, 2018 https://psy.su/psyche/projects/2075/https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=13375. 14. Чехонина Л.П. «Развитие социально-психологической компетентности в процессе самопрезентации пользователя сети Интернет», (образовательная программа), январь, 2020. 15. Чехонина Л.П. Коммуникативная компетентность и социальные умения/ раздел 2.2/ Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации: Практическое руководство, 2020, С.23. 16. Эпидемия одиночества грозит молодому поколению в возрасте до 25 лет – выводы ученых статья в интернете 24 декабря 2020.

Статья в поддержку проекта «Коммуникативные группы» (модель организации социально-психологических тренингов), конкурс «Золотая Психея» по итогам 2020 года

Рассмотрим подробнее, как концепция В.Н. Мясищева используется в коммуникативных группах:

1. Поведенческий компонент представлений. Что развиваем, конструируем, корректируем: поведение модели/паттерны. Вопросы для обсуждения и осознания: «Как я действую в конкретной жизненной ситуации?», «Конструктивна ли моя модель поведения?», «Если нет, то, что можно изменить в своем поведении?». На чем базируется работа: поведенческие модели усваиваются, развиваются или корректируются посредством наблюдения, подражания, через интерактив/взаимодействие происходит постановка речи, действий и мысли: социальные пробы, деловые ситуационные игры, упражнения с обсуждением и дискуссией.

2. Когнитивный компонент представлений. Что развиваем: критическое мышление, корректируем: стереотипы мышления. Вопросы для обсуждения и осознания: изучаем какой-нибудь миф, например, «жертва виновница травли». На чем базируется работа: развенчиваем ошибки мышления/ мифы через обсуждения, мозговой штурм, дискуссии, упражнения.

3. Эмоциональный компонент представлений. Что развиваем, корректируем: осознание чувств и эмоций. Вопросы для обсуждения и осознания: «Какое чувство я испытываю в данной конкретной ситуации?». «Осознаю ли я свои чувства, отождествляю ли их, могу ли называть, принять что чувствую, решить, что с этим делать? Например, негативные эмоции, такие как: обида, зависть, злость, тревога, страх – как с ними договариваться?». На чем базируется работа: это вопрос о том, сам ли человек управляет своими эмоциями, или эмоции управляют человеком.

В заключение хочется сказать, что самым сложным, на наш взгляд, является не организация и проведение коммуникативных групп, а их комплектование – рекрутинг. Сложно «вытащить» человека из его четырех стен, всегда возникает вопрос, как мотивировать, не навредить. Тем не менее, опыт на основе обратной связи показывает, что люди, которые пришли в группу, ощутив психологически безопасную для себя обстановку, стабильно посещают занятия. Получается, что сложнее всего организаторам – «затянуть человека в группу», а человеку – сделать первый шаг навстречу маленькому сообществу. Здесь мы видим роль социально-ответственных неравнодушных граждан соседей, детей, родителей, психологов и других специалистов.

Организаторам коммуникативных групп важно расширять социальное партнерство: с деятелями искусства (музыкантами, поэтами, артистами, художниками); со специалистами из разных областей (арт-терапевтами, психологами, дефектологами и др.); с представителями общественности, социально ответственного бизнеса, благотворителями – для того, чтобы привлекать их кадровый, гражданский и человеческий ресурс в деятельность АНО СРКК «Контакт» на основании потребностей участников коммуникативных групп. Ценность коммуникативных групп заключается в том, что каждый участник всегда имеет возможность в них вернуться. Возможно, в другой год/сезон это будет уже новый состав участников, но если у определенной категории граждан есть потребность сюда возвращаться из года в год, значит, такие группы востребованы обществом. Люди, посещающие коммуникативные группы неоднократно, говорят, что они в каждый раз открывают здесь что-то новое для себя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]