Конспект НОД по здоровьесбережению с элементами Арт-терапии в средней группе на тему: «Путешествие в волшебную страну красок».

Искусство – лекарство для души и для тела. Музыка, живопись, танцы, сочинительство благотворно отражаются на психическом и физическом состоянии человека, вне зависимости от возраста, пола, политической и религиозной принадлежности.

Впервые о лечебном воздействии искусства догадался неизвестный художник. Мужчина был ранен и попал в госпиталь. Ранение было серьезным, но не сковывало движений рук. Предвидя долгое пребывание в больнице, он приступил к любимому делу – рисованию. Несколько недель спустя художник почувствовал, что выздоравливает быстрее, чем соседи по палате. Скорое выздоровление раненый приписал занятиям живописью. Впоследствии сделанный им вывод стал причиной спора о роли искусства в оздоровительном процессе.

Исследовав данную область ученые доказали, что человек, занимающийся творческой деятельностью во время болезни, выздоравливает быстрее. Метод приобщения больных к искусству приобрел название – арт-терапии. Особую пользу арт-терапия приносит детям дошкольного возраста, испытывающим сложности общения со сверстниками. Азами терапии обязан владеть каждый педагог, воспитатель дошкольного учреждения.

Теория арт-терапии

Арт-терапия — это методика в психологии и педагогике, построенная на использовании творчества и предметов изобразительного искусства. Несмотря на все разнообразие используемых методов, их объединяют следующие признаки:

  • пациент/ребенок — это, прежде всего, личность, которая стремится к самовыражению и саморазвитию;
  • процесс создания образов на занятии — способ коммуникации между личностью и специалистом, отражение бессознательного.

Теоретическую базу техники заложил З. Фрейд, впервые высказав предположение, что творчество имеет много общего со снами. Именно в творчестве исчезают рамки сознательного, позволяя человеку опосредованно реализовать свои неудовлетворенные потребности и снять напряжение. В данном случае творчество — это естественное желание выразить самого себя, рассказать миру о своих ощущениях и мыслях. Благодаря этому, применение арт-терапии помогает:

  • выразить свои чувства, вызванные какими-либо событиями, снять психологическое напряжение;
  • найти свой способ общения с окружающим миром;
  • принять и осознать неповторимость, значимость своей личности;
  • научиться адаптироваться к изменяющимся условиям во внешнем мире.

При работе с методикой специалист анализирует не только конечный результат, но и обращает внимание на процесс, выбор материалов, технику, реакцию участников. Опытный детский психолог учитывает даже значение цветов в арт-терапии. Но первоочередная его задача — создать максимально комфортные условия для участников, чтобы они могли полностью погрузиться в процесс и не думать о художественной ценности результата.

Все занятия арт-терапии, независимо от целей, состоят из двух частей:

  • творчество,
  • интерпретация и обсуждение.

Важно: в арт-терапии итоговый результат не рассматривается с точки зрения эстетической ценности, а объект терапии не должен обладать какими-либо навыками или талантами.

Моя эмблема

Цели: формирование представлений о себе; осознание своих интересов, устремлений; формирование самоуважения; эмоциональное сближение детей.

Возраст: школьный возраст

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски; набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин; изображения различных эмблем; отрядные фотографии.

Описание упражнения:

Покажите ребёнку различные эмблемы, рассмотрите их.

«Как ты видишь, эмблема — это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы. А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы? Попробуй создать свою собственную эмблему»

После изготовления эмблемы:

  • рассмотрите её вместе с ребёнком;
  • пусть он расскажет, почему изобразил именно эти предметы;
  • понравилось ли ему то, как он воплотил задуманное?

Примечание: Так же можно предложить ребёнку создать герб его группы друзей. Постарайтесь найти то общее решение, которое бы наиболее полно отражало их видение герба.

Арт-терапия в работе с детьми

Основы артпедагогики и арт-терапии были заложены еще в Древней Греции. Сегодня арт-терапия в работе с детьми используется в нескольких целях:

Воспитательная В данном случае, занятия по арт-терапии для дошкольников проводятся в групповом формате. Основная их цель — научить детей взаимодействовать, быть корректными и проявлять уважение к чужому труду. Дополнительная задача — установка контакта и взаимопонимания со взрослым
Коррекционная Коррекция нежелательных форм поведения. Применяется, если из-за особенностей воспитания, эмоциональных травм у ребенка наблюдаются некоторые отклонения в развитии эмоционально-волевой стороны личности
Психотерапевтическая О целебном потенциале положительных эмоций известно давно. По мнению К. Юнга, творчество запускает процесс самоисцеления психики человека
Диагностические Наиболее мягкий способ определить состояние ребенка, его переживания, страхи. В процессе выявляются стороны личности и проблемы, которые требуют дальнейшей коррекции
Развивающие В данном случае арт-терапия учит разбираться в самом себе, справляться с поставленными сложными задачами, видеть нетрадиционные методы решения

Арт-терапия активно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такому ребенку сложно воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира. Из-за своих особенностей он не в состоянии увидеть целостную картину, а значит, и осознать свое место в мире. Без коррекции контакт с окружающим миром со временем станет деструктивным, а полноценная социализация будет невозможна. Технологии арт-терапии с детьми с ОВЗ помогают активизировать скрытые ресурсы и компенсировать недостающие возможности. Программа по арт-терапии для детей с ОВЗ создается индивидуально, на основе диагноза и возможностей каждого ребенка. При этом для ее реализации огромное значение имеет правильная организация среды. Стандарты, нормы, а также определение того, какая предметно-развивающая среда относится к арт-терапии, закреплены ФГОС.

Высокая результативность арт-терапии в работе с детьми объясняется тем, что эта методика задействует правое полушарие мозга. В современной жизни вербальный способ выражения превалирует, в результате чего логика и левое полушарие более развиты. Арт-терапия же задействует врожденные творческие способности, в результате чего оба полушария развиваются в одинаковой степени. Кроме того, занятия по арт-терапии для дошкольников помогают им осознать себя как личность, разобраться в своих страхах и желаниях, а значит легче приспособиться к жизни и социуму. Ребенок только учится осознавать себя и не всегда еще способен точно объяснить то, что его волнует. Арт-терапия с детьми в мягкой форме помогает разобраться в сути их переживаний. Эта особенность данного метода позволяет эффективно применять его для преодоления возрастных кризисов.

Если речь не идет о терапии или психокоррекции, то занятия с элементами арт-терапии может проводить и человек, не имеющий диплома психолога. В этом случае возможны два вида арт-терапии: работа с готовыми произведениями искусства и творческий процесс. Последний вызывает у детей наиболее сильный эмоциональный отклик.

Задачи арт-терапии в работе с детьми:

  • формирование способностей (творческих, коммуникативных);
  • раскрытие своей индивидуальности, помощь в самопознании;
  • укрепление самооценки и формирование самоуважения;
  • помощь в налаживании социальных связей в детском коллективе;
  • снижение психологического напряжения и стресса;
  • развитие органов чувств и сенсорного восприятия окружающего мира;
  • обучение незнакомым творческим приемам и получение нового опыта.

Работа с детьми по данной методике несколько отличается от арт-терапии взрослых. Особенности арт-терапии дошкольников:

  • атмосфера должна быть доброжелательной и позитивной;
  • обязательное условие для занятий: желание ребенка заниматься творчеством и доверительные отношения со взрослым;
  • педагог/воспитатель/психолог также принимает участие в процессе: рисует, лепит, рассуждает. Это помогает добиться доверия со стороны ребенка, наладить с ним контакт;
  • техники и упражнения подбираются с учетом возраста и интересов;
  • материалы, которые используются, должны быть высокого качества и яркими;
  • негативные оценки под запретом, как со стороны других детей, так и со стороны взрослого;
  • в каждом конечном результате есть что-то ценное, индивидуальное. Похвала и одобрение обязательны.

Важно! При проведении терапевтической сессии, ребенок с первого занятия должен знать продолжительность и количество встреч, правила поведения, а также дать свое согласие на их посещение.

Методы арт-терапии в работе с подростками остаются теми же, с коррекцией на индивидуальные особенности и проблемы.

История из жизни цветов

Цели: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.

Возраст: младший школьный.

Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.

Описание упражнения:

«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»

Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю.

«Жили-были два цвета: Жёлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом! Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший! Жёлтый говорил:

  • Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!

Синий же отвечал:

  • Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!
  • Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый.
  • Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.

И так они спорили и спорили…Спорили и спорили… Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всё кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий…. А, когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой ещё один цвет – Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. — Друзья! – обратился он к ним. — Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо! Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.

— Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным! И взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»

После этого предложите ребёнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребёнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать — жёлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:

«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и синий. И получился зелёный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!

Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»

Когда «чудо» произошло, и получился зелёный цвет:

  • спросите ребёнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;
  • спросите из-за чего спорили жёлтый и синий цвет;
  • почему потом они решили больше не ссорится;
  • проговорите ещё раз, что понадобилось сделать для получения зелёного цвета;
  • предложите поэкспериментировать со смешением других красок;
  • нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета. Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всё в нём хорошо по-своему. Как важно жить дружно.

Примечание: Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещё и показывать ребёнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идёт спор между жёлтым и синим, то покажите ребёнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится зелёный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.

Виды арт-терапии и упражнения

При выборе методов и видов арт-терапии в работе с детьми, надо исходить из целей занятий и эмоциональной открытости дошкольника.

Основные направления арт-терапии:

Направление Сфера применения Примеры упражнений
Рисование (изотерапия), сюда же относятся раскраски и мандала Диагностика состояния, избавление от страхов и фобий, установление тесной связи между взрослым и ребенком
  • рисуночные тесты (моя семья, несуществующее животное);
  • нарисовать свой страх. В дальнейшем надо изменить рисунок так, чтобы страх стал смешным или добрым. Альтернатива: сделать его маленьким, уничтожить, стереть.
  • раскраски позволяют не только достичь медитативного состояния, снять стресс, но и помогают развить творческое воображение. Большое значение имеет выбор эскиза: он должен соответствовать возрасту и интересам ребенка. Так, часто используется для методики по арт-терапии эскиз «грозовой замок», по мотивам популярной игры.
Музыкальная терапия (активная или пассивная) Снижение уровня стресса, развитие творческих способностей
  • упражнения на медитацию (океан, «убегающий звук»);
  • фантазии на определенную музыкальную композицию. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведение, после которого он должен выразить свои эмоции и впечатления от услышанного;
  • музыкальный концерт-импровизация
Песочная терапия (Sandplay) Развитие мелкой моторики, диагностика состояния, коррекция, помощь в переживании сложных жизненных периодов Классическое упражнение — «построй свой мир». Ребенку предлагается песочница, маленькие разнообразные фигурки. Специалист оценивает, как ребенок работает с песком (решительно или нет, быстро или вдумчиво), расположение фигурок, их выбор
Танцевальная терапия Снижение уровня стресса, работа со стеснением и комплексами
  • танец разных эмоциональных состояний (танец злости, танец радости и горя). Данное упражнение учит ребенка лучше понимать себя и смелее выражать эмоции;
  • танцевальная импровизация позволяет ребенку выразить свои страхи и переживания в форме движений. В данном случае, самое главное, чтобы движения шли «от души», не были техничными

Это самые распространенные и популярные техники арт-терапии. Помимо указанных существует также:

  • глинотерапия,
  • сказкотерапия (арт-терапия и, особенно сказкотерапия, очень эффективна при работе с маленькими детьми в кризисные возрастные периоды),
  • библиотерапия (работа с текстом),
  • тканевая,
  • цветотерапия,
  • куклотерапия,
  • фототерапия,
  • коллаж и многие другие.

Существуют специальные программы арт-терапии, которые использует максимальный набор техник и различных упражнений. Эти программы адаптированы для применения в детских садах, специализированных группах раннего развития, но при желании, материал из них может использовать любой родитель для занятий в домашних условиях.

В последнее время особой популярностью пользуются семейные занятия. Совместное участие в упражнениях позволяет ребенку увидеть в родителе не авторитетного взрослого, а соратника, товарища. Это не только позволяет преодолевать внутрисемейные конфликты, но и укрепляет родственные отношения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]