Искусство – лекарство для души и для тела. Музыка, живопись, танцы, сочинительство благотворно отражаются на психическом и физическом состоянии человека, вне зависимости от возраста, пола, политической и религиозной принадлежности.
Впервые о лечебном воздействии искусства догадался неизвестный художник. Мужчина был ранен и попал в госпиталь. Ранение было серьезным, но не сковывало движений рук. Предвидя долгое пребывание в больнице, он приступил к любимому делу – рисованию. Несколько недель спустя художник почувствовал, что выздоравливает быстрее, чем соседи по палате. Скорое выздоровление раненый приписал занятиям живописью. Впоследствии сделанный им вывод стал причиной спора о роли искусства в оздоровительном процессе.
Исследовав данную область ученые доказали, что человек, занимающийся творческой деятельностью во время болезни, выздоравливает быстрее. Метод приобщения больных к искусству приобрел название – арт-терапии. Особую пользу арт-терапия приносит детям дошкольного возраста, испытывающим сложности общения со сверстниками. Азами терапии обязан владеть каждый педагог, воспитатель дошкольного учреждения.
Теория арт-терапии
Арт-терапия — это методика в психологии и педагогике, построенная на использовании творчества и предметов изобразительного искусства. Несмотря на все разнообразие используемых методов, их объединяют следующие признаки:
- пациент/ребенок — это, прежде всего, личность, которая стремится к самовыражению и саморазвитию;
- процесс создания образов на занятии — способ коммуникации между личностью и специалистом, отражение бессознательного.
Теоретическую базу техники заложил З. Фрейд, впервые высказав предположение, что творчество имеет много общего со снами. Именно в творчестве исчезают рамки сознательного, позволяя человеку опосредованно реализовать свои неудовлетворенные потребности и снять напряжение. В данном случае творчество — это естественное желание выразить самого себя, рассказать миру о своих ощущениях и мыслях. Благодаря этому, применение арт-терапии помогает:
- выразить свои чувства, вызванные какими-либо событиями, снять психологическое напряжение;
- найти свой способ общения с окружающим миром;
- принять и осознать неповторимость, значимость своей личности;
- научиться адаптироваться к изменяющимся условиям во внешнем мире.
При работе с методикой специалист анализирует не только конечный результат, но и обращает внимание на процесс, выбор материалов, технику, реакцию участников. Опытный детский психолог учитывает даже значение цветов в арт-терапии. Но первоочередная его задача — создать максимально комфортные условия для участников, чтобы они могли полностью погрузиться в процесс и не думать о художественной ценности результата.
Все занятия арт-терапии, независимо от целей, состоят из двух частей:
- творчество,
- интерпретация и обсуждение.
Важно: в арт-терапии итоговый результат не рассматривается с точки зрения эстетической ценности, а объект терапии не должен обладать какими-либо навыками или талантами.
Моя эмблема
Цели: формирование представлений о себе; осознание своих интересов, устремлений; формирование самоуважения; эмоциональное сближение детей.
Возраст: школьный возраст
Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски; набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин; изображения различных эмблем; отрядные фотографии.
Описание упражнения:
Покажите ребёнку различные эмблемы, рассмотрите их.
«Как ты видишь, эмблема — это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы. А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы? Попробуй создать свою собственную эмблему»
После изготовления эмблемы:
- рассмотрите её вместе с ребёнком;
- пусть он расскажет, почему изобразил именно эти предметы;
- понравилось ли ему то, как он воплотил задуманное?
Примечание: Так же можно предложить ребёнку создать герб его группы друзей. Постарайтесь найти то общее решение, которое бы наиболее полно отражало их видение герба.
Арт-терапия в работе с детьми
Основы артпедагогики и арт-терапии были заложены еще в Древней Греции. Сегодня арт-терапия в работе с детьми используется в нескольких целях:
Воспитательная | В данном случае, занятия по арт-терапии для дошкольников проводятся в групповом формате. Основная их цель — научить детей взаимодействовать, быть корректными и проявлять уважение к чужому труду. Дополнительная задача — установка контакта и взаимопонимания со взрослым |
Коррекционная | Коррекция нежелательных форм поведения. Применяется, если из-за особенностей воспитания, эмоциональных травм у ребенка наблюдаются некоторые отклонения в развитии эмоционально-волевой стороны личности |
Психотерапевтическая | О целебном потенциале положительных эмоций известно давно. По мнению К. Юнга, творчество запускает процесс самоисцеления психики человека |
Диагностические | Наиболее мягкий способ определить состояние ребенка, его переживания, страхи. В процессе выявляются стороны личности и проблемы, которые требуют дальнейшей коррекции |
Развивающие | В данном случае арт-терапия учит разбираться в самом себе, справляться с поставленными сложными задачами, видеть нетрадиционные методы решения |
Арт-терапия активно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такому ребенку сложно воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира. Из-за своих особенностей он не в состоянии увидеть целостную картину, а значит, и осознать свое место в мире. Без коррекции контакт с окружающим миром со временем станет деструктивным, а полноценная социализация будет невозможна. Технологии арт-терапии с детьми с ОВЗ помогают активизировать скрытые ресурсы и компенсировать недостающие возможности. Программа по арт-терапии для детей с ОВЗ создается индивидуально, на основе диагноза и возможностей каждого ребенка. При этом для ее реализации огромное значение имеет правильная организация среды. Стандарты, нормы, а также определение того, какая предметно-развивающая среда относится к арт-терапии, закреплены ФГОС.
Высокая результативность арт-терапии в работе с детьми объясняется тем, что эта методика задействует правое полушарие мозга. В современной жизни вербальный способ выражения превалирует, в результате чего логика и левое полушарие более развиты. Арт-терапия же задействует врожденные творческие способности, в результате чего оба полушария развиваются в одинаковой степени. Кроме того, занятия по арт-терапии для дошкольников помогают им осознать себя как личность, разобраться в своих страхах и желаниях, а значит легче приспособиться к жизни и социуму. Ребенок только учится осознавать себя и не всегда еще способен точно объяснить то, что его волнует. Арт-терапия с детьми в мягкой форме помогает разобраться в сути их переживаний. Эта особенность данного метода позволяет эффективно применять его для преодоления возрастных кризисов.
Если речь не идет о терапии или психокоррекции, то занятия с элементами арт-терапии может проводить и человек, не имеющий диплома психолога. В этом случае возможны два вида арт-терапии: работа с готовыми произведениями искусства и творческий процесс. Последний вызывает у детей наиболее сильный эмоциональный отклик.
Задачи арт-терапии в работе с детьми:
- формирование способностей (творческих, коммуникативных);
- раскрытие своей индивидуальности, помощь в самопознании;
- укрепление самооценки и формирование самоуважения;
- помощь в налаживании социальных связей в детском коллективе;
- снижение психологического напряжения и стресса;
- развитие органов чувств и сенсорного восприятия окружающего мира;
- обучение незнакомым творческим приемам и получение нового опыта.
Работа с детьми по данной методике несколько отличается от арт-терапии взрослых. Особенности арт-терапии дошкольников:
- атмосфера должна быть доброжелательной и позитивной;
- обязательное условие для занятий: желание ребенка заниматься творчеством и доверительные отношения со взрослым;
- педагог/воспитатель/психолог также принимает участие в процессе: рисует, лепит, рассуждает. Это помогает добиться доверия со стороны ребенка, наладить с ним контакт;
- техники и упражнения подбираются с учетом возраста и интересов;
- материалы, которые используются, должны быть высокого качества и яркими;
- негативные оценки под запретом, как со стороны других детей, так и со стороны взрослого;
- в каждом конечном результате есть что-то ценное, индивидуальное. Похвала и одобрение обязательны.
Важно! При проведении терапевтической сессии, ребенок с первого занятия должен знать продолжительность и количество встреч, правила поведения, а также дать свое согласие на их посещение.
Методы арт-терапии в работе с подростками остаются теми же, с коррекцией на индивидуальные особенности и проблемы.
История из жизни цветов
Цели: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.
Возраст: младший школьный.
Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.
Описание упражнения:
«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»
Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю.
«Жили-были два цвета: Жёлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом! Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший! Жёлтый говорил:
- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!
Синий же отвечал:
- Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!
- Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый.
- Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.
И так они спорили и спорили…Спорили и спорили… Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всё кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий…. А, когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой ещё один цвет – Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. — Друзья! – обратился он к ним. — Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо! Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.
— Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным! И взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»
После этого предложите ребёнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребёнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать — жёлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:
«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и синий. И получился зелёный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!
Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»
Когда «чудо» произошло, и получился зелёный цвет:
- спросите ребёнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;
- спросите из-за чего спорили жёлтый и синий цвет;
- почему потом они решили больше не ссорится;
- проговорите ещё раз, что понадобилось сделать для получения зелёного цвета;
- предложите поэкспериментировать со смешением других красок;
- нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета. Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всё в нём хорошо по-своему. Как важно жить дружно.
Примечание: Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещё и показывать ребёнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идёт спор между жёлтым и синим, то покажите ребёнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится зелёный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.
Виды арт-терапии и упражнения
При выборе методов и видов арт-терапии в работе с детьми, надо исходить из целей занятий и эмоциональной открытости дошкольника.
Основные направления арт-терапии:
Направление | Сфера применения | Примеры упражнений |
Рисование (изотерапия), сюда же относятся раскраски и мандала | Диагностика состояния, избавление от страхов и фобий, установление тесной связи между взрослым и ребенком |
|
Музыкальная терапия (активная или пассивная) | Снижение уровня стресса, развитие творческих способностей |
|
Песочная терапия (Sandplay) | Развитие мелкой моторики, диагностика состояния, коррекция, помощь в переживании сложных жизненных периодов | Классическое упражнение — «построй свой мир». Ребенку предлагается песочница, маленькие разнообразные фигурки. Специалист оценивает, как ребенок работает с песком (решительно или нет, быстро или вдумчиво), расположение фигурок, их выбор |
Танцевальная терапия | Снижение уровня стресса, работа со стеснением и комплексами |
|
Это самые распространенные и популярные техники арт-терапии. Помимо указанных существует также:
- глинотерапия,
- сказкотерапия (арт-терапия и, особенно сказкотерапия, очень эффективна при работе с маленькими детьми в кризисные возрастные периоды),
- библиотерапия (работа с текстом),
- тканевая,
- цветотерапия,
- куклотерапия,
- фототерапия,
- коллаж и многие другие.
Существуют специальные программы арт-терапии, которые использует максимальный набор техник и различных упражнений. Эти программы адаптированы для применения в детских садах, специализированных группах раннего развития, но при желании, материал из них может использовать любой родитель для занятий в домашних условиях.
В последнее время особой популярностью пользуются семейные занятия. Совместное участие в упражнениях позволяет ребенку увидеть в родителе не авторитетного взрослого, а соратника, товарища. Это не только позволяет преодолевать внутрисемейные конфликты, но и укрепляет родственные отношения.