Коррекция тревожности (упражнения) план-конспект по психологии

.

Ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста в психологическом плане чрезвычайно уязвим. На его неокрепшую психику ежедневно оказывается серьёзное давление. Распространённым результатом такого воздействия является формирование тревожности. Наличие этого психологического состояния у малыша оказывает существенное негативное влияние на формирование его личности. Поэтому родителям важно знать, каким образом проводится коррекция тревожности у дошкольников.

Характеристика детской тревожности

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, которая выражается в отрицательно окрашенных эмоциях из-за неопределённости, неизвестности результата какого-либо события или действия. Причины тревоги обычно не осознаются, что отличает ее от страха. У детей состояние имеет ярко выраженные особенности.

Причинами, оказывающими ключевое влияние на формирование психологической особенности, являются следующие факторы:

  1. Отсутствие чёткой линии поведения в отношении требований со стороны родителей, воспитателей и учителей.
  2. Завышенные требования.
  3. Претензии с негативным контекстом, вызывающие напряжённость.

Исследование уровня тревожности у детей

На основе данных исследований установлена закономерность: в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики имеют большую склонность к тревожности. Начиная с 12 лет «лидерство» переходит к девочкам. Различаются и объекты, вызывающие психологическое состояние в возрасте от 3 до 7 лет:

  • мальчики болезненно относятся к вопросам наказания и насилия;
  • девочки — к выстраиванию нормальных взаимоотношений с другими людьми.

Психологами установлена взаимосвязь степени тревожности детей от эмоционального и психологического состояния взрослых. Чем выше напряжённость в отношениях родителей, педагогов, тем выше уровень беспокойства малышей.

Как избавиться от чувства тревоги?

С состоянием, доставляющим дискомфорт можно справиться самостоятельно с помощью самоанализа, йоги, медитаций или обратиться за помощью к специалистам.

Как справиться с тревожным состоянием самостоятельно — советы психологов

Для самостоятельного снижения уровня тревожности разберитесь в себе и проанализируйте, в чём причина волнения. Если переживания связаны с определённой сферой жизни, попробуйте убрать провоцирующий фактор и изменить ситуацию в лучшую сторону. Расширьте круг общения и формируйте уверенность в себе.

Чтобы снять внутреннее напряжение и подзарядиться энергией, полезны физические нагрузки. Запишитесь в спортзал и тренируйтесь с другими людьми. Общение и успехи в спорте могут успокоить нервную систему, поднять самооценку и настроение.

Обязательно соблюдайте режим сна и отдыха, ежедневно гуляйте на свежем воздухе, не работайте без выходных, сбалансируйте питание. Откажитесь от употребления алкогольных напитков, курения, ограничьте кофе или пейте продукт без кофеина.

Лечение лекарствами

Для решения психологических проблем подходит медикаментозное лечение. Его проводят только по назначению врача.

Антидепрессанты:

  • Агомелатин;
  • Сертралин;
  • Тианептин;
  • Венлафаксин.

Венлафаксин —антидепрессант при тревожности

Препараты регулируют уровень норадреналина и серотонина — гормонов, вызывающих тревогу и страх. Лекарства действуют постепенно. Для достижения результатов требуется от 5 до 8 недель. Чтобы предотвратить побочные явления, приём начинают с минимальной дозы, постепенно увеличивая её до оптимального уровня.

Бензодиазепины:

  • Феназепам;
  • Лоразепам;
  • Бромазепам;
  • Медазепам;
  • Диазепам.

Феназепам является успокоительным препаратом

Успокоительные препараты используют для лечения синдрома повышенной тревожности. Они убирают внутреннее напряжение, расслабляют мышцы, нормализуют сон. Длительное использование провоцирует слабость, сонливость, головокружение, зависимость. При резком отказе от препарата возникает синдром отмены. Для коррекции побочного эффекта дозировку снижают плавно под контролем психолога.

Снотворные средства:

  • Золпидем;
  • Зопиклон;
  • Нитразепам.

Они избавляют от кошмаров во сне, устраняют бессонницу, успокаивают нервную систему. Их прописывают на короткий срок, так как они стимулируют привыкание.

Чтобы успокоиться, можно принимать лекарства на растительной основе: Валериану, Пустырник, Боярышник.

→ Подробный обзор эффективных противотревожных препаратов

Психотерапия при тревожности

Снизить тревожное чувство может когнитивно-поведенческая терапия. Это методика, использующаяся профессиональными психологами и психиатрами. Она состоит из 12-20 сеансов, которые проводят раз в неделю. Продолжительность каждой встречи около 50 минут. Лечение осуществляют в группе или индивидуально.

Во время терапии врач выясняет, как и какие мысли влияют на формирование тревоги, анализирует поведение личности и реакцию на негатив. В процессе бесед психолог объясняет, что не ситуация влияет на чувства, а то, как человек к ней относится.

Терапия подразумевает выявление тревожных мыслей и замену их позитивными

Лечение состоит из 3 ступеней:

  • выявление тревожных мыслей;
  • оценка негативного мышления;
  • замена негативных мыслей позитивными, отражающими реальность.

Чтобы терапия могла оправдать ожидания, между пациентом и врачом должно быть активное сотрудничество и доверие. Специалист рекомендует выполнять разные задания, например, вести дневник, записывая в него ситуации и мысли, ведущие к тревоге. Психолог анализирует записи и даёт практические навыки, помогающие контролировать беспокойство.

Чтобы преодолеть тревожность и убрать из подсознания страх, применяют экспозурную психотерапию. Программа учит управлять ситуацией, порождающей негативные чувства. Под контролем психолога человек бросает вызов страхам.

Терапия включает в себя релаксацию и глубокое дыхание

Терапия включает:

  • техники расслабления: глубокое дыхание, релаксацию мышц;
  • составление инструкций;
  • проработку каждого пункта инструкции.

Одновременно с вышеперечисленными способами используют гипноз и аутотренинги — упражнения успокаивающие и расслабляющие нервную систему.

Упражнения для борьбы с тревожным расстройством

Чтобы успокоиться, полезно глубокое дыхание. Оно насыщает клетки головного мозга кислородом и отвлекает от плохих мыслей.

Для избавления от тревожности существует специальная гимнастика

Комплекс состоит из 4 упражнений:

  • выпрямите спину и медленно вдыхайте воздух через нос, мысленно считая от 1 до 4. На секунду задержите дыхание и выдохните, повторив отсчёт;
  • расслабьте верхние грудные мышцы, плечи и медленно делайте вдох и выдох. При дыхании начинают работать диафрагма и дыхательные пути расширяются;
  • женщины зажимают пальцем левой руки левую ноздрю и глубоко вдыхают кислород через правую. Затем меняют руку, закрывают правую ноздрю и быстро выдыхают. Мужчины делают наоборот. Вдыхают через левую ноздрю, а выпускают воздух через правую;
  • сядьте на стуле, выпрямив спину, или лягте на ровную поверхность. Положите ладони на живот и на грудь. Вдыхайте через нос и следите, чтобы рука на животе приподнималась вверх, а на груди почти не двигалась. Выдыхайте через рот. Рука на животе в этот момент должна опускаться вниз.

Делайте комплекс упражнений ежедневно. На выполнение всех заданий тратьте около 20-30 минут.

Как выявить детскую тревожность

Прежде чем проводить коррекцию, нужно точно установить наличие у ребёнка психологических проблем. Для выявления тревожности используют комплексный подход, который включает: выявление визуальных признаков в поведении, опрос родителей, проведение тестов.

Признаки тревожности у ребёнка

Общие признаки тревожности детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков:

  1. Напряжённость взгляда.
  2. Робость и неуверенность.
  3. Тихий голос.
  4. Опасливость — отказ от новых игрушек, участия в новых видах деятельности.
  5. Самокритичность, повышенные требования к себе.
  6. Поиск одобрения взрослых во всех делах.
  7. Низкая самооценка.
  8. Пугливость, наличие страхов.
  9. Эмоционально чувствителен.

Профилактика тревожности родителей

— Ты сказал детям, что им делать после того, как они посмотрят фильм?

Мой муж отвёл детей в квартиру, которую мы сняли в одном красивом древнем городе, а сам спустился ко мне: мы решили провести этот вечер вдвоём.

— Нет, ничего не сказал.

Мы отправились гулять, бродили довольно долго, фильм, который смотрели дети, давно закончился, во мне начала подниматься тревога. Как там дети? Уже довольно поздно, они волнуются? Ждут нас? Мы ведь даже не оставили им телефон.

Я поняла, что тревога не даст мне гулять дольше. Мы пошли домой. Поднимаясь по лестнице, я пыталась представить, что меня ждёт.

Они плачут? Будут нас обвинять? Мы никогда не делали ничего подобного раньше, не оставляли детей одних в незнакомом городе. Мы отперли дверь.

В комнате было темно, дети, умытые и раздетые, мирно спали в своих кроватях. Я наклонилась к старшей дочери. Она улыбнулась и, повернувшись на другой бок, снова заснула. Я думала, как хорошо. Значит, мы все делаем правильно.

Я на их месте физически бы не смогла уснуть. Жаркая тревога уже съела бы мое сердце.

Помню, как я, маленькая, сидела у окна, вглядываясь в темноту, когда мама задерживалась с работы.

Помню, как плакала, представляя, что ещё ужасное могло с ней произойти. Помню мамины полные страха и ужаса глаза, когда я приходила с прогулки позднее обычного.

Тревогой прошиты насквозь наши с ней отношения.

Тревогой прошито ее послевоенное детство.

Я понимаю, откуда это идёт, знаю, где это началось и чем питается, и я хочу это остановить.

Я хочу это остановить на себе.

Когда дети были совсем маленькими, мне помогали книги и лекции о развитии ребёнка. О том, как важно падать, трогать, пробовать на вкус. Как важно ошибаться. Делать маленькие — по возрасту — ошибки, чтобы самому видеть их последствия. Учиться через тело. Чувствовать границы своего тела. Нужно биться об углы, падать с высоты своего роста, разбивать коленки. Честно говоря, я и сейчас радуюсь, когда дети ранят локти или коленки. В нашем стерильном мире побитые коленки — это почти роскошь. Ведь как иначе мы можем понять свои возможности и свои границы, как не через промахи и победы? Как иначе мы можем понять свою силу и потом ее преумножить, преодолеть самих себя, как не через неудачи и маленькие неприятности?

Помню, как у старшей дочери года в три возник огромный интерес к спичкам. Сначала я прятала их, но заметила, что интерес только растёт, и перестала прятать. Она нашла коробок и стала пытаться их зажечь. Я потихоньку села невдалеке, делая вид, что занимаюсь чем-то своим. Она наконец сумела зажечь спичку, та загорелась, дочка завороженно глядела на пламя, потом резко вскрикнула. Я обняла ее, мы полечили пальчик. Помню, как тяжело мне было сдержаться от комментариев, чтобы дать возможность ее сознанию самому создать внутри эту связь огня и опасности.

Сейчас ей 11, и я знаю, что спокойно могу доверить ей разжечь костёр и присмотреть за ним. Притом, что я так ни разу в жизни ничего не сказала ей по этому поводу. Жизнь сама рассказала ей многое.

Про себя я знаю, что в вопросах тревоги я нездорова. Это сильное чувство, которое живет в шее и в животе, в плечах и в горле. Я признаю факт своей болезни. Вижу ее со стороны. И самое главное для меня — иметь дело со своей тревогой самостоятельно. Брать эту ответственность себе. Не сваливать на детей задачу утихомирить мою тревогу.

Что мне помогает:

1) Признать факт, что плохое случается в жизни и не в моих силах проконтролировать все. Снять корону и прикрутить своё всемогущество. Я не заведующий всем, и даже если я параноидально буду отслеживать каждый шаг, «shit все равно happens». Это жизнь. Я могу создать условия для того, чтобы дети учились каким-то вещам в домашних условиях. Могу открыто обсуждать с ними примеры из жизни. Но их жизнь — это их жизнь, и они хозяева своих решений.

2) Для меня важно видеть, где я и где моя тревога. Где я реально могу что-то сделать, а где мое дело — это просто сидеть и ждать. И пустить своё внимание в то, чтобы переживать это ожидание сознательно и оставаться в силе.

3) Когда тревога зашкаливает, я уже знаю, что просто устала, у меня мало ресурса, и я ищу способ, как его восполнить. Обычно после бани моя тревога полностью улетучивается и жизнь становится равна жизни, со всем, что в ней происходит. Или я еду на велосипеде. Или отправляю ходить, куда глаза глядят. Способы восполнения ресурса у каждого свои.

То есть, по сути, шага всего три: увидеть болезнь, признать ее, позаботиться о своём лечение. А дальше иншалла.

Главное — не делать детей своими главными врачами

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]