2.Средства воздействия психолога на группу
Средства воздействия психолога подразделяются на: невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, интонация и т.д.) и вербальные. К вербальным средствам воздействия относятся: — структурирование хода занятия. Это все высказывания, которые определяют ход программы («О чем вы сегодня хотелибы поговорить?», «Тема сегодняшнего разговора такая то…»). — Сбор информации о субъективной модальности. — Интерпритация как самый распространенный и неоднозначный прием словесного воздействия. Это могут быть приемы приемы отражения эмоций клиента, конфронтации с ним, собственно интерпретация как постановка гипотез о причинах и следствиях поведения клиентов. — Убеждение и переубеждение. — Предоставление информации. — Постановка заданий — стимуляция членов группы к определенному виду активности. В трудных ситуациях высказывания психолога определяют отношения в группе. Например:
- Агрессивный клиент в группе — обсуждение его проблематики, или ситуацию возникновения.
- Клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом. Здесь используется прием попеременного игнорирования некоррекционных высказываний, поведения клиента и неожиданного обсуждения их.
- Наличие пассивных клиентов. Такие клиенты в основном молчат и их молчание можно использовать как способ демонстрации их собственной активности, стремления помочь осознать свою ответственность за протекание групповых процессов.
- Нежелание клиента говорить о себе. Стимуляция обсуждения в группе целей и задач групповой психокоррекции и защитных установок.
Общее описание и классификация ролей в контексте понятия социальной группы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒
В психологической науке понятие социальной роли по своей сути отражает совокупность требований, которые общество предъявляет индивиду.
Рассмотрим для начала сущность понятия «роль». Термин «роль» происходит из раннего французского театра, в котором ролью обозначали рулон бумаги, который вмещал партию актера. Социальная психология, как правило, относит это понимание к какой-либо модели поведения, вмещающей отдельные права, обязательства и обязанности, ожидаемые от личности, которым ее учат и поощряют реализовывать в конкретной социальной обстановке. Роли имеют всяческие и всесторонние проявления. Они — кратковременны (статус победителя в игре), неопределенны временной конкретикой (статус ребенка, родителя, супруга), фактически постоянны (статус мужчины, женщины, чернокожего). Это понятие использовано отдельными особыми способами, употребление которых своеобразно в пересечении со значением понятия роль (понятия статуса, стереотипа). [3]
Исполнение роли — фактическое поведение лица, обладающего определенным статусом. Здесь актуально расхождение между предполагаемой нормой идеальных характеристик поступков и реальными действиями людей. Кроме того, по-разному реализуются права и обязанности, которые ассоциируются с их ролями.
Ролевой комплект. Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой комплект.
Роли осуществляют функцию норм, которые определяют обязанности — взаимные требования индивидов. Можно сказать, что права одной роли являют обязанности иной.
Ролевой конфликт появляется в случаях, когда люди сталкиваются с двойственными требованиями, обусловленными синхронным владением двумя или более статусами.
Ролевая напряженность означает ситуацию, в которой первая роль выставляет индивиду двойственные запросы, вследствие чего человеку стает тяжело осуществлять эту роль. Похожие трудности встречаются руководителям, врачам, родителям. Отчетливо выраженных или допустимых ответов на дилеммы, которые обусловлены данными противоречиями в ожиданиях, существует достаточно мало.
Теперь перейдем непосредственно к определению дефиниции понятия «социальная роль». Словарь психологических терминов трактует понятие социальной роли как «совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных или межличностных отношений. В характеристику роли входят также цели, убеждения и чувства, социальные установки, ценности, которые ожидаются или приписываются человеку, занимающему в обществе определенное положение (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.)». [3]
Еще одно словарное определение трактует социальную роль — социально как поведение индивида, структурировано — нормой. Человек при этом занимает установленное групповое положение (организация, общество). Роли это также права и обязанности. Роль определяется как форма поведения, которая ожидается от индивида в различных обстановках в связи с его принадлежностью к группам и позициям в социуме. Роли также могут предписываться, осваиваться, исполняться, нарушаться, приниматься, отвергаться. Ролевые типы по принципам: гендера, возраста, семьи, службы, профессиональной среды, игровой сферы и т.п. Часто роли различных субъектов отличаются тесной взаимосвязью, а также скоординированностью (примером служат парные тандемы взаимодействий: отца-сына, учителя-ученика, продавца-покупателя, врача-пациента, священника-прихожанина); эти роли называются реципрокными». [3,7]
Понятие роли вмещает в себя конкретное содержание в изучениях этнографии (обычаи, обряды), эргономики, социологии, социологии и психологии, т.п. Однако в разнообразных областях жизни общества и деятельностных сферах, роли, как правило, эксплицитно сформулированы в инструкциях к должности, правилах использования чего-либо (например, заповеди религии) [9, С. 429]
Одна из первых попыток классификации ролей принадлежит классику психологической науки Т. Парсонсу. Он считал, что всякая роль подлежит описанию системой пяти стержневых характеристик:
·эмоциональной (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, иные — раскованности);
·способом получения (одни роли предписываются, другие завоевываются);
·масштабом (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта);
·формализацией (действие в строго установленных правилах либо спонтанное);
·мотивацией (на личную прибыль, общее благо и т. д.).
Каждая роль характеризуется отдельным набором этих пяти свойств.
Существует деление на две основные группы направленности ролей, с целью создания адекватно работающей социальной группы:
·целевые роли (позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их);
·поддерживающие роли (подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы).
М. Мескон классифицирует следующие категории целевых и поддерживающих ролей:
Целевые роли:
·Инициирование деятельности. Предложение решений, новых идей, новых постановок проблем, новых подходов к их решению или новую организацию материала.
·Поиск информации. Поиск разъяснений выставленного предложения, дополнительной информации или фактов
·Сбор мнений. Просьба, адресованная участникам группы, о выражении своего отношения к обговариваемым вопросам, прояснении своих ценностей или идей.
·Предоставление информации. Предоставлять группе факты или обобщения, применять свой личный опыт в решении проблем группы или для иллюстрации каких-либо тезисов.
·Высказывание мнений. Высказывать мнения или убеждения, относящихся к тому или иному событию, необходимо с его оценкой.
·Проработка. Истолковывать, приводить примеры, формировать мысль, стараться предсказывать дальнейшую участь предложения, если оно будет принято.
·Координирование. Пояснять идейные взаимосвязи, стремиться суммировать предложения, стараться интегрировать деятельность всех подгрупп или участников группы.
·Обобщение. Вторично перечислять предложения после окончания дискуссии.
Поддерживающие роли:
·Поощрение. Быть дружелюбным, душевным, отзывчивым по отношению к другим.
·Обеспечение участия. Стремиться создать обстановку, в которой каждый участник группы имеет возможность внести предложение.
·Установление критериев. Определять критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные или процедурные моменты, или оценивая решение группы. Напоминать группе о надобности сторониться решений, нескоординированных с групповыми критериями.
·Исполнительность. Следовать решениям группы, осмысленно относясь к идеям других участников, создающих аудиторию во время групповых дебатов.
·Выражение чувств группы. Задача состоит в обобщении того, что формируется как ощущение группы. Описывать реакцию членов группы на идеи и варианты решения проблем.
У Р. Шиндлера мы видим следующее описание групповых ролей:
·Альфа — лидер, который побуждает группу к действиям, составляет программу, направляет, придает ей уверенности и решительности;
·Бета — эксперт, имеющий специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда необходимы или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, разбирает ситуацию с разных сторон. Его поведение отличается рациональностью, самокритичностью, нейтральностью и безучастностью.
·Гамма — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся участники группы, которые стремятся сохранить собственную анонимность. Большинство из них отождествляется с альфой.
·Омега — самый отстающий участник группы ввиду неспособности, некого отличия от остальных членов или страха.
·Пси — антагонист, оппозиционер, активно противодействующий лидеру.
Исследования М. Белбина указывают на то, что для создания реально эффективной группы необходимо наличие восьми ролей, таких как:
·Председатель. Это человек, осуществляющий руководство командой и координирующий ее действия. У председатель может отсутствовать творческий потенциал и одаренность. Его главные черты — дисциплинированность, целеустремленность, уравновешенность. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, его суждения о людях и вещах отличаются особой правильностью, не лишен понимания потребностей других людей.
·Организатор. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными претендентами для этого. Их сила заключается в стремлении и страстном желании достичь цели. При этом они могут обладать сверхчувствительностью, раздражительностью и отсутствием терпения. Главный отрезок территории ответственности в группе — побуждение других участников группы к действиям.
·«Мозговой центр» — генератор идей. Данный тип отличается устремлением в себя, но в интеллектуальном плане имеют значительное влияние на иных участников. Это живой источник своеобразных идей и предложений, с уникальной силой воображения. Невнимательны к деталям, отмечается обидчивость на критику, молчаливость, сдержанность.
·Контролер-критик. Умны, обладают аналитическим складом ума. Склонны к скрупулезности в анализе идеи и обладают способностью увидеть слабые места в аргументах. Не отличаются общительностью, скрытны касаемо информации, держатся в стороне от команды. Цель вхождения в группе — процесс проверки качества.
·Исследователь резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстраверты, общительны и рискованны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствования.
·Трудоголик — является практическим организатором всей деятельности компании. Он превращает идеи в выполнимые задания.
·Координатор команды. Сплачивают всю команду, поддерживают других, отменные слушатели, сходство с неким инструментом гармонизации атмосферы. Не стремятся к соперничеству. Данный тип людей — люди, которых не замечаешь, когда они есть, и которых не хватает, когда их нет рядом.
·Детерминатор-завершитель. Без него маловероятно завершение работы в срок. Они проверяют детали, заботятся о графиках, досаждают другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Их упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.
Важно отметить, что чрезмерное количество сотрудников в одной роли говорит о нарушении баланса, а когда численность ролей слишком мала, не будут выполняться задания. В маленькой команде, следовательно, одному человеку придется выполнять более одной роли. Полный комплект ролей важен, когда происходят быстрые изменения в трудовых ресурсах, технологии, продукции или на рынке. Более стабильные группы могут обойтись и без полного набора ролей.
После общего определения понятия роли и ее статуса в социальной структуре, а также рассмотрения существующих классификаций социальных ролей целесообразно проанализировать социальную роль как функциональную единицу группы.
⇐ Предыдущая2Следующая ⇒
Роли психолога
С.Кратохвил (1978) выделил пять основных ролей группового руководителя: 1. Лидер — психолог открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы. Он побуждает их, оберегает, поддерживает, критикует и т.д. клиенты сильно от него зависят. Такой вид руководителя встречается в школе трансактного анализа. 2. Аналитик — в психоаналитической школе. Зуководитель д.б. в распоряжении клиентов для осуществления ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Ведет себя индеферентно, а когда группа уточняет, что ей интересно, начинает интерпретировать ассоциации. 3. Комментатор. Психолог не руководит группой и не направляет ее деятельность. Он иногда обобщает и комментирует все, что произошло в группе — это зеркало группового процесса. Резюме без выражения своих чувств. 4. Эксперт — советует, что следовало бы сделать, хотя сам не принимает активного участия в работе группы. Он координирует обсуждение. Эксперт не навязывает собственного мнения, но и не отказывается содействовать. 5. Аутентичная личность. Руководитель ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства. Он — модель для подражания, делится своими проблемами. Есть ограничения аутентичности: — Связанные с личными, негативными качествами руководителя. — Ограничения, связанные с целями группы. Чрезмерная активность может привести к центрации на личных проблемах психолога. — Связанные с сиюминутными потребностями группы (при чувстве антипатии к девианту всей группой психолог должен помочь ему).
Задачи психологии как науки. Роль психологии в современном обществе.
Стр 1 из 6Следующая ⇒
Задачи психологии как науки. Роль психологии в современном обществе.
Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.
Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.
Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.
Предметом изучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения, развития и проявления психики человека и животных.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
* научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
* научиться управлять ими;
* использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
* быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой — выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
Структура современной науки психологии, связь психологии с другими науками.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов психических состояний и психических человека, а также психику животных.
Современная психология находится в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают общую теорию психологии. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человек; изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основ. постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.
Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология. Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека.
Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.
История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических фактор! начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучаетизменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.
Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.
Роль общения в современном обществе. Основные понятия психологии общения. Условия необходимые для возникновения процесса общения.
Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Общение в психологии понимают и как процесс взаимодействия, и как процесс обмена информацией, отношения людей друг к другу, взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимопонимания. Короче, общение – способ существования человека, раскрывающийся во взаимоотношениях субъектов. Это субъект-субъектные отношения. Многообразие этих отношений образуют своеобразную структуру общения. Структура общения представляется множеством функций, которые реализуются людьми во взаимоотношениях друг с другом. В психологии принято выделять несколько таких функций.
1. Коммуникативная функция общения, или коммуникация, состоящая в обмене информацией между людьми;
2. Интерактивная функция – заключающаяся в организации взаимодействия, и обмене действиями;
3. Перцептивная функция – заключающаяся в восприятии партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.
Все обозначенные функции проявляются в условиях непосредственного контакта между людьми.
Типологии характера.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.[2]
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии дейсвительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: «при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проводят. Подростки гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительстью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находися дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно обороненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы т робки при посторонних людях, отчего часто производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а также «комплекс неполноценности». Вместе в тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей, обнаруживают большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают сильны только на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.
7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими в руки… власть, установить диктат над другим”.
9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят. когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.
11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.
Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — “болезнь”) — патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.
Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой — душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.
Задачи психологии как науки. Роль психологии в современном обществе.
Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.
Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.
Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.
Предметом изучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения, развития и проявления психики человека и животных.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
* научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
* научиться управлять ими;
* использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
* быть теоретической основой практики психологической службы.
Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.
Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой — выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.
1Следующая ⇒
Стили руководства
Стили руководства:
- Эмоциональная стимуляция — стимулирование проявления различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы.
- Опека — поддержка членов группы заботой, вниманием; открыто выражает теплоту.
- Познавательная ориентация — руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения человека и всей группы.
- Исполнительная функция — руководитель устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем и т.д. руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.