Теоретические и прикладные задачи социальной психологии

метки:

Психический, Психика, Человек, Развитие, Бихевиоризм, Основа, Проблема, Поведение Изучает психику.

1 этап развития

– часть философии, проблема души (идеализм, материализм).

Материализм – все характеристики материального воплощения (стремление получить опытные знания).

Идеализм – представления (размышление, вера).

Проблема соотношения души и тела. Врожденное и приобретенное. Метод познания души (интроспекция

– наблюдение за собой).

2 этап развития

— 5-13 в н.э. изменение представлений о предмете психологии. Религия доминирует. Развивается медицина (связь психики и тела).

Томизм

– Фома Аквинский – разум является адекватным способом познания души; философия реализма.

3 этап развития:

Психология в рамках философии. Отходит от понятия души: религия теряет свои позиции, медицинские знания развиваются, географические открытия отвергают догматы веры. Рушится понимание души и тела. Появляется термин «психология»

.

4 этап развития:

17 – 19в. Интроспективная психология и ассоцианиская психология. Основным методом является – интроспекция. Понятия «бессознательное».

Развивается клиническая медицина. Середина 19 в. – психология полностью уходит от философии.

Психология как самостоятельная наука.

Благодаря медицине происходит понимание нервной системы, функционального состояния органов чувств. Физиологи вводят понятие рефлекса. Развитие сенсорных систем – развивает психологию ощущений

. Скорость протекания психических процессов. Попытка измерить психические процессы. Впервые появляются эксперименты.

Конец 19в. – 1879г. психологическая лаборатория В.Вундт; любое психическое явление будут сопоставлять с явление физиологическим и стремится анализировать эту связь между психическим и физическим. Появление теории Ч. Дарвина «об эволюции», позволяет рассматривать психику как адаптационный механизм

. Идея психики как адаптации, представлена в «эволюционной психологии».

Ф. Гальтон – вопросы врожденного и приобретенного; анализ генеалогического дерева.

В конце 19 в – возникают отдельные ветви психологии:

— физиологически ориентированная психология (все психические явления имеют физиологическую основу);

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

… а воспоминание души о том, что она видела в идеаль­ном мире до того, как попала в тело человека. На втором этапе развития психологии как … «О душе», в связи с чем Аристотеля считают основателем психологической науки. Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Этапы развития психологии, как …

— психология истории культур – основания для этнопсихологии (социальная психология)

;

— индивидуальная психология – стремится изучить отдельного человека во всем его многообразии его характеристик.

22.09.2012

Формы и задачи прикладного применения психологии

Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:

  • психологическая диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений;
  • исследование привычек и структуры потребностей населения;
  • прогнозирование и планирование на основе процессов развития общества;
  • консультирование и психотерапия отдельных лиц и групп;
  • экспериментальные исследования основ прикладного применения, разработки и апробации проектов и реформ.

Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.

Интерпретацию

следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.

Вмешательство

охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и др.

Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.

Проблемы психологии 20 века

Проблема предмета психологии: бихевиоризм и психоанализ.

Бихевиоризм

– бихевио (Поведение), зарождается в Америке и в Европе (германия и Англия), и предметом является поведение человека, основа современной Американской психологии. Далее
позитивизм
в основе объективный метод изучения психики, поиск адаптивный методов изучения психики, стремление изучать психику объективно; количественная оценка психологических характеристик. (Любой стимул вызывает реакцию) (опыты на животных – крысы, голуби).

Опыт

– накопление реакций на стимул.

Необихевиоризм — Э. Толмен – формулы стимул реакция, должно быть преобразована в S –V – R (V – промежуточная переменная).

Теория научения бихевиоризма – научение правильным реакциям на стимулы. (подкрепление + и наказание -).

(простота, не учитывает особенности ребенка).

Опирантное научение – Скинер Б., происходит самостоятельно, скорость освоения индивидуально, результаты закрепляются надолго (т.к. получены объектом самостоятельно) — для творческих заданий, нет требований к освоению.

Бихевиоризм создает основу для психологии, которое связано с управлением людьми, множество различных методик для анализа поведения.

Психоанализ

– основатель З.Фрейд. Основные идеи: психика делится на сознательное (я и сверх я) и бессознательное (оно).

Оно – желание в текущий момент. Я – мирит оно со сверх я, принимает решение. Оно – принцип удовольствия. Сверх я – должен. Я – принцип реальности. Инстинкты – от смерти и секса.

Комплексы: Эдипов, Электро

– влечение к родителю противоположного пола и ревность своего пола, преодолевается через идентификацию с родителями своего пола (1-3г.);

Роль сознательного и бессознательного актуальная проблема.

Бихевиоризм – социальная школа, поведение (внешнее).

7 стр., 3022 слов

Вклад Мерлина В.С. в исследование проблем индивидуального стиля деятельности

… свойств и качеств индивидуальности человека в различных организационных формах игровой, учебной, трудовой, профессиональной творческой деятельности и в … теорией отношений личности и характерологией разработанных А. Ф. Лазурским и М. Я. Басовым. Мерлин работал над изучением проблемы … В отличие от «аналитического» направления исследований, свойственного школе Б. М. Теплова («от свойств к типам»), …

Психоанализ – все от инстинктов (биология), сознание и бессознательное (внутреннее).

Гуманистические психология

(Роджерс, Маслоу) — человека центр мира, все зависит от человека, он является сознательным деятелем, сам управляет судьбой, стремится к самореализации. Вводит понятия самоактуализация. Ориентируется на человека, его высшее качества и характеристики.

Отрасли прикладной психологии

  1. Психология здоровья. Хотя это связано с клинической психологией, это две разные дисциплины. Психология здоровья анализирует связь между поведением и физическими расстройствами. Кроме того, она пытается предотвратить и лечить различные болезни.
  2. Клиническая психология. Основное внимание уделяется профилактике и лечению поведения. Целью является улучшение качества жизни и психического благополучия.
  3. Спортивная психология. Стремится повысить работоспособность спортсменов, например, уменьшая тревогу и улучшая командную работу.
  4. Организационная психология. Эта и клиническая психология являются двумя из самых известных отраслей прикладной психологии. В этом случае цель заключается в улучшении рабочей среды, решении проблем, обучении, максимизации навыков и управлении человеческим капиталом организаций.
  5. Образовательная психология. Здесь прикладная психология использует базовую психологию для улучшения обучения и методологии. Она направлена на то, чтобы понять, как студенты учатся, и предоставить им ресурсы для их повседневной жизни.
  6. Экологическая психология. Стремится понять, как люди относятся к своему окружению и как сама среда может влиять на наше поведение.
  7. Криминальная психология. В этом случае работа профессионала не ограничивается исследованием преступлений. Они также анализируют достоверность свидетельских показаний, оказывают помощь жертвам и т. д.
  8. Маркетинговая психология. Мы все знаем, что маркетинг является неотъемлемой частью экономики потребителей. Понимание того, что побуждает покупателя выбирать определенные продукты и какие подсознательные процессы определяют желания и потребности, является важной частью этой интересной области психологии.

Каждое поле похоже на раздел прикладной психологии. Есть еще много областей, которые мы могли бы упомянуть, такие как экстренная психология, психология безопасности дорожного движения, психология старения и т. д. Это всего лишь примеры, чтобы показать вам, в скольких ситуациях ценна психология.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Психологические направления в отечественной психологии

Школа установки (Узнадзе Н.)

– у человека формируется доминанта (психическая), которая его заставляет действовать и поступать определенным образом. Доминанта одержит в себе неосознаваемый и осознаваемый компонент.

Культурно историческая теория Выготского

– культура и исторический период определяет развития человека. (проблемы психологии развития, влияние социума на личность, влияние культуры (этнопсихология).

Теория деятельности

(Леонтьев) – деятельность является основой проявления психики. Поведение – характеристика и животного и человека, деятельность – характеристика человека. Деятельность рассматривается как развивающая среда человека, поведение может не развивать. Деятельность предполагает субъектность (я – источник активности), поведение – объектность. Деятельность полимотивирована (структура мотивов)(игра, учение, труд).

Проблема субъекта; проблема активности самого субъекта (насколько я являюсь субъектом собственной активности); мотивы и их иерархия (что определяет мою деятельность); проблема биологических основ личности и индивидуальности (Павлов; теория свойств нервной системы – Теплов, Небылицын) (насколько наши психофизиологические характеристики определяют наш психологический облик); проблема личности и индивидуальности (включает индивидуальности от биологических до социальных, личность – психологические и социальные — теория индивидуальности); проблема психодиагностики (основной вопрос, решения нет – объективность психодиагностических методов);

Школа Санкт Петербурга

– Ананьев Б.Г. –

Гуманистические идеи

– Леонтьев Д.

Психолингвистика

– Леонтьев А.А.

13 стр., 6171 слов

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

… системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности». Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет …

Пермская школа

– Мерлин – школа интегральной индивидуальности

Школа Теплова и Небылицина

– школа дифференциальной психофизиологии (Теория Руссалова – теория специальной индивидуальности)

29.09.2012

Связь психологии с другими науками


Лишь в середине XIX века психология смогла стать самостоятельной наукой и «размежевалась» с философией. Однако есть ряд современных научных проблем, которые по-прежнему рассматриваются ими совместно. Это такие вопросы, как определение цели жизни, основные моральные ценности, особенности мировоззрения. Одной из причин обращения психологов к философии является особенность предложенных ими гипотез. Которые не всегда могут быть проверены экспериментальным путем.

Много общего у задач психологии и социологии. Социальная психология предоставляет социологии эффективные методы изучения взаимоотношений между людьми и личностных качеств отдельных индивидов. В психологии также используют опросы и анкетирования, которые считаются традиционными социологическими способами исследований.

Связь многих отраслей медицины с психологией переоценить невозможно. Уже давно доказано, что психическое состояние оказывает заметное влияние на физическое. Но, в то же время, многие заболевания серьезно ухудшают состояние психики. Неврологию и психиатрию также нельзя рассматривать отдельно от психологии.

Исследование психиатрами и неврологами заболеваний нервной системы, позволило им:

  • выявить особенности функционирования психики и ее структуры;
  • связать их со структурой и функциями нервной системы.

Психология является достаточно «терпимой» наукой. В ней не существует особых границ между научными или псевдонаучными знаниями, как нет и четкого разделения с парапсихологией или житейской психологией.

Психофизическая проблема

— соотношение между мозгом и психикой (телом и психикой).

Психосоматические заболевания – язвы, астматические проявления, анарекция, булимия.

Варианты решений:

— психофизическое взаимодействие – впервые изложено Декартом «в мозге есть шишковидная железа через которое душа воздействует на инстинкты и наоборот»

Аргументы: нарушение функций мозга отражается на психике (инсульт отражается на психических функциях);

— психофизический параллелизм – Вундт, мозговые и психические процессы происходят самостоятельно, он считал что д.б. отдельные психология изучающая протекание этих процессов.

Аргументы:

Решение психофизической проблемы было предложено из идеи «теории взаимодействия». В процессе исследований было обнаружено что одни и те же участки мозга могут отвечать за различные психические процессы, но при этом 1 психический процесс может быть связан с несколькими участками мозга. Мышление связано с речевыми центрами, человек мыслит речь, участвуют лобные доли, и двигательные центры.

Существует единый материальный процесс в человеке, одно сторона – физиологическая, другая – психическая.

Различные аспекты прикладной психологии

Вначале мы говорили, что большая часть инструментов и знаний, которые использует прикладная психология, исходят непосредственно из базовой психологии. На практике, однако, применение и разработка задачи всегда генерируют новые знания, данные и концепции. То же самое относится и к прикладной психологии.

Следовательно, прикладная психология также имеет бесконечное количество сфер действия. Эти области имеют дело с нашими повседневными обстоятельствами. Благодаря прикладной психологии мы можем находить решения, улучшать свои способности, улучшать процессы, внедрять инновации и т. д.

Теория действительно хороша, но как мы можем воплотить ее в жизнь? Если это будет абсолютно невыполнимо, никакая теория не будет иметь никакой ценности, за исключением интеллектуальной гимнастики.

Психика и мозг

Теория и блоках мозга (Лурия) – согласно теории 3 блока:

1 блок – активация и тонус – приходит вся информация, активация мозга, мотивационные и эмоциональные процессы,

2 блок – информационный – вся информация из органов чувств,

3 блок – регулятивный блок – программирования, контроль психической деятельности; память; высшие мыслительные функции.

Горизонтальная схема: левое полушария

– мыслительные процессы (абстрактные), понимание слов, не понимает юмор;
правое полушария
– образное мышление, эмоциональное восприятие, пространственное мышление.

Личность и ее понимание в психологии.

Личность – профиль психических черт(1 треть 20в.); структура, объединяющая в себе сознательные и бессознательные характеристики; в отечественной психологии понятия «отношения»; набор реакций (бихевиоризм).

2 треть 20в. – дальнейшее развития личности – набор характеристик; в отечественной отдельное развитие личности в теории деятельности; в конце 60г. – исследования структуры личности (темперамент, способности), за рубежом – проявления гуманистической психологии (высшие характеристики).

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

… отношение к ребёнку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребёнка. Поведенческий компонент – умение, навыки, деятельность … Он определяется и индивидуально-личностными свойствами родителя. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию модели семьи … проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не …

3 треть 20в. – в отечественной – развитие новых концепций личности, которые уходят от понятия «отношения», переходят к личностному смыслу; за рубежом – когнитивный подход к личности.

Биологическая и социальная личность

— решение вопроса о биологическом и социальном: у человека есть биологические предпосылки, уникальные для него, которые могут развиться и проявится только в социуме.

— социальные характеристики основаны на тех биологических особенностях, которые имеются у человека.

В отечественной психологии было предложено 3 термина: индивид, личность и индивидуальность. Соотношение понятий: индивид

– человек как представитель своего вида с набором биологических качеств;
индивидуальность
– присуще всем, но индивидуально представлено у каждого, включает свойства от биологических до социальных.

Субъект деятельности

– (Ананьев) – характеристика человека как субъекта познания, общения, труда; как активного деятеля; как регулятора активности; характеризуется особенностью психических процессов.

Личность

– система устойчивых свойств, эти свойства являются устойчивыми; система социально значимых свойств; эти черты характеризует индивида как члена социально общества; эти свойства можно оценить. В зарубежной психологии понимание другое:
в теории черт
– личность понимается как набор характеристик определяющих готовность и предрасположенность человека к определенному поведению (тревожный, активный, робкий).

Отличительный признак в отечественной психологии: свойства личности социально типичны и индивидуально своеобразны. Свойства личности выражают обобщенное отношение к сторонам действительности.

Понятие отношений:

Введено Мясищевым В.Н. Отношение интегрирует свойства личности, обеспечивает целостность и последовательность поведения. Выражает связь с различными сторонами действительности. Обобщенный способ взаимодействия. Оценка сторон действительности. Мерлин выделял несколько видов: отношение к другим людям, к себе, к деятельности, к окружающей среде.

4 стр., 1922 слов

Психология рекламной деятельности 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ НОУ ВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Оценка: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Судент: Больгерт О.В. Курс: III Отделение: заочное Специальность: реклама Преподаватель: Мужева М.В. Екатеринбург 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Раскрыть содержание понятия доминанты в восприятии реальности и назвать стадии ее …

Структура отношений: 1 – эмоциональный компонент: переживания, эмоции; 2 – когнитивный – восприятие, оценка, мышление. 3 – поведенческий – выбор стратегии действия.

Теоретические и прикладные задачи социальной психологии

Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали “материнскими” дисциплинами по отношению к социальной пси­хологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. Существует несколько точек

зрения на вопрос о том, что является предметом исследова­ния социальной психологии. Рассмотрим наиболее распространённые.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличии от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всём многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и так далее. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. И прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутри­групповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отноше­ний и так далее. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющие интегральные групповые характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется всё большее количество критериев для анализа. Группа может рассматриваться как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучении субъектов, её составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в её состав субъектов.

(Социальная психология изучает социальную психику или массовое влияние психики. Выделяются различные явления, подходящие под эти понятие: психология классов, социальных слоёв, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. Изучается социально-психологический аспект традиций, обычаев, моды, морали, нравов и так далее. Исследуется психологические основы уникальных знаковых и смысловых систем, созданных человечеством на протяжении веков.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определённом контексте. На наш взгляд, данный контекст был весьма точно и основательно проанализирован социальным психологом Г. М. Андреевой, которая, характеризуя предмет социальной психологии, определила его следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологическими характеристиками самих этих групп (Социальная психология. – М., 1997).

Если мы рассматриваем социальную психологию как науку, то, очевидно, следует выявить основные закономерности психологии социаль­ных отношений, то есть, наиболее, существенные, необходимые, всякий раз при определённых условиях. Изучение этих условий даёт возможность ана­лизировать, понимать, прогнозировать и принимать определённые решения по вопросам коррекции социальных отношений, по крайней мере, в первичной группе.

Философия и социальная психология долгое время сосуществовали, точнее, социальная психология выступала как составная часть философии. Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, сосредоточены на вопросе о соотношении общественного и индивидуального сознания. С древних времён эта проблема, в том или ином аспекте, интересовала наиболее выдающихся философов (Платон, Аристотель, Гоббс, Монтень, Локк, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гегель, Бердяев и многие другие). В зависимости от методологических позиций авторов можно выделить следующие три позиции по отношению к данной проблеме.

Первая проблема определяет доминирующее влияние общественного сознания по отношению к индивидуальному. Человек подчинён обществу изначально по своей природе: он не может нормально жить вне общественных отношений. Социальные потребности (в общности, принадлежности, самоутверждения и др.) является ведущим в его жизни. Общество определяет стиль и образ жизни каждого человека, а индивидуальные вариации жизнедеятельности можно рассматривать только как часть общего движения жизни, причём часть, которая не может оказать сколько-нибудь существенного влияния на само движение. Человек, таким образом, рассматривается как относительно пассивный элемент социальной системы. Сама же социальная система – уникальное общественное явление, часть Природы, обладающая закономерностями возникновения и функционирования.

Вторая позиция выделяет индивидуальное сознание как уникальное явление, феномен, способный определить общественное сознание. Примером тому могут быть выдающиеся личности, ведущие толпу за собой и меняющие ход истории; политические деятели, полководцы, философы, писатели, мыслители, чьи идеи продолжают жить в течении долгого времени. Величие во многом определяется возможностью человека даже после своей смерти оказывать существенное влияние на умы людей другого поколения, формировать общественное мнение, менять интегральные психологические характеристики больших социальных групп. Так, у истоков наиболее распространённых мировых религий, верований, учений, идеологий стояли выдающиеся люди. Они внесли заметный вклад в формирование общественного сознания. Отголоски их идей, представлений и понимание сущности явлений мы можем наблюдать и в многообразных проявлениях современной общественной жизни. Таким образом, данная позиция выделяет индивидуальное сознание как приоритетное, обуславливающее общественное сознание, но не столько в явной, сколько в скрытой форме.

Третья позиция несёт в себе идею конфликта общественного и индивидуального сознания, вытекающую из идеи вечного противоречия между человеком и обществом. Эта проблема ярко выражена в философии экзистенциализма. Экзистенциализм (Бердяев, Шестов, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю) – философия существования, квинтэссенцией которой выступает идея переживания субъектом своего бытия как уникальной данности человеческого существования. Свобода понимается, как способность личности быть самим собой. Человек может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой и стать “как все” ценой отказа от себя как личности. Итак: либо быть в антагонизме по отношению к обществу, но в ладу с самим собой, либо быть в ладу с обществом, но в антагонизме по отношению к себе. В контексте данного подхода общество и человек враждебны. Индивидуальное сознание вечно противостоит общественному и вечно вынуждено ему подчиняться. Общество, в силу своей консервативности, не даёт человеку возможности к полной самореализации, ограничивая его рамками законов, традиций, норм, санкций и тд. Человек вынужден быть индивидуалистом, чтобы сохранить свою личность. Всё коллективное априорно воспринимается как нечто отрицательное, всё индивидуальное – как положительное.

Однако противоречие между индивидуальным и общественным сознанием рассматривается с точки зрения диалектики, что вносит известный оптимизм в исследование вопроса. С одной стороны, между общественным и индивидуальным сознанием существует конфликт; с другой – данный конфликт является необходимым условием развития человека и общества.

Философские ориентации психологов во многом определяют их методологические позиции, которые служат основанием для суждения по тем или иным частным вопросам социальной психологии или при выборе направлений индивидуальных разработок. Ведущие направления социально-психологического анализа определяют, в свою очередь, изучение наиболее приоритетных вопросов; взаимодействие в системе “Я – другой” (изучение межличностных отношений, проблем общения, механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации совместной деятельности и др.); влияние социальных условий на поведение и личностные особенности человека (проблема социализации как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества, изучение социальных установок, предпочтений и интересов и др.); влияние личности на социальные условия и отношения; взаимодействие в системе “личность – группа – общество”; исследование межгрупповых отношений и тд.

С конца XIX века появляются работы, посвящённые социально-психологическим проблемам, исходя из современного определения предмета социальной психологии как науки. Эти исследования оказались столь выдающимися, что даже спустя столетие не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, явились предметом ещё более пристального внимания в связи с попыткой социально-психологического анализа многих исторических событий XX века. Следует особо отметить следующие работы: Э. Дюркгейм “Метод социологии” (1899); Г. Лебон “Психология народов и масс”(1895); Г. Тард “Законы подражания” (1892), “Общественное мнение и толпа” (1892); М. Вебер “О категориях понимающей социологии” (1913); В. Вундт “Психология народов” (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как “социальная философия” и “историческая социология”. В начале XX века термин “социальная психология” становится общеупотребительным и служит для обозначения нового направления в науке.

Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки.

Первый этап – становление социальной психологии как науки – охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и тд. Большинство вышеперечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленности в группе и тд. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает своё развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и являются одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями стабилизации и совершенствованию общественных отношений на всех уровнях общественной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

В. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определённых условиях. Он считал, что необходимо изучить те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. Вундт выделил три таких основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи.

Язык существенно влияет на психологию народа, поскольку он содержит в самой общей форме, живущие в духе народа представления. Анализ различных языков как социально-психологических знаковых систем данного этноса показывает, что разница между ними довольно существенная. Наиболее важным для системы индивидуальных представлений является язык, на котором человек думает, хотя знание других языков вносит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Любой язык содержит слова, не имеющие аналогов в других языках. Кроме того, каждый язык имеет свои особые формы выражения представлений, например, в виде фразеологизмов – таких устойчивых словосочетаний, значение которых не выводимо из значений составляющих их компонентов. В любом случае “неправильности” языка отражают специфику представлений точно так же, как и основные его компоненты. Язык может иметь высокую степень конкретизации, как, например, русский, или быть абсолютно абстрактным, как, например, японский. Рассматривая язык как уникальную знаковую систему, которая задаёт интерпретацию явлений окружающего мира, можно заметить, что он является необходимым условием понимания психологии данного народа по сравнению с другим.

Социально-психологическое значение мифов заключается в том, что они несут в себе первоначальное содержание представлений в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, связанные с представлениями. Мифы включают в себя не только фантастические представления человека о мире, но также и ценности, идеалы, долженствования. Они возникают на ранней стадии человеческого общества и транслируются через сказки, былины, эпос, любые художественные произведения, имея широкое распространение в обществе, как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального. Мифы передаются всей культурой общества, определяя мифологические представления людей, формируя их установки, влияя на вкусы и знания о том, что является хорошим и плохим. Мифы часто определяют психологическую потребность человека видеть вещи в определённом свете. Они могут помогать человеку постигать истину, но могут также искажать её. В любом случае мифологическое восприятие формируется непроизвольно в процессе социализации и является более подсознательным процессом, нежели сознательным.

Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. Они регулируют поведение человека в различных ситуациях, но наиболее строгий контроль обычая можно наблюдать в жизненно важных для человека событиях во вступления в брак, рождение ребёнка, похоронах и др.

Выделив язык, мифы и обычаи – три основополагающих явления, определяющих психологию народа, В. Вундт сделал важный шаг в разработке фундаментальных социально-психологических проблем. Значение исследований психологии народов заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека. Один из главных выводов, который был сделан на первом этапе развития социальной психологии, заключался в том, что различные формы социальной психики являются не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, а качественно новым образованием. Основная сила истории – народ, или, по выражению Вундта,”дух целого”.”Дух целого” выражает себя в религии, искусстве, языках, мифах, обычаях. Индивидуальный сознание есть только продукт этого целого.

Почти одновременно с разработкой концепции психологии народов появляются концепции массового общества, или концепция психологии масс, исследующие проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека. Г. Тард рассматривал народ как гигантскую аудиторию, воспринимающую определённую информацию, поступающую из одного источника. Большинство социальных процессов в рамках данных концепций рассматривается с точки зрения развития цивилизации. Разрабатывается понятие массовой культуры как совокупности культурных ценностей в индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Массовой культура является как по месту, так и по времени, то есть потребителями массовой культуры являются практически все цивилизованные люди, и само её производство осуществляется изо дня в день. Главный признак массовой культуры – стандартизация жизни, которая не может влиять на психологию человека в обществе.

Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты, и большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Элита – составная часть общества, в которую входит высший, привелигированый слой, осуществляющий функцию управления, — люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности; пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством; обладающие интеллектуальным и моральным превосходством; творческое меньшинство в отличие от нетворческого большинства. Психологическое состояние общества изучалось в зависимости от доминирующего влияния на него элиты либо массы. При этом считалось, что если ведущая роль принадлежит элите, то можно говорить о прогрессивности общества, если массам, то о его регрессивности. Рассматривались социально-психологические феномены перехода доминирования от элиты к массам на примерах революций, гражданских войн, стихийных бунтов. Изучались изменения индивидуального человека в толпе.

Г. Лебон – один из родоначальников социальной психологии полагал – что вслед за промышленной революцией, ростом городов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь всё больше определяется поведением толпы, которая представляет собой слепую разрушительную силу. Особенно в ситуации социальных изменений. Г. Лебон дал социально- психологический анализ многих феноменов Французской буржуазной революции. Он сделал попытку проанализировать изменение некоторых психических процессов и поведение индивида под влиянием толпы, что и происходило во Франции вовремя революции. Эти изменения заключались в следующем.

Во-первых, повышалась внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей. Во-вторых, снимается ответственность за своё поведение. Участие каждого человека практически анонимно. Развивается гипертрофированный конформизм – “быть как все”. В-третьих, усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения. В-четвёртых, происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает многие свои положительные качества. Так, вероятность помощи человеку, попавшему в беду, обратно пропорционально количеству свидетелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможности помощи, и наоборот. В-пятых, повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Концепция психологии масс, разрабатываемые Г. Тардом и Г. Лебоном, содержали в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияние средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида. В целом, данные концепции имеют значение для больших слабо организованных социальных групп. Любая большая социальная группа, даже хорошо организованная, под влиянием определённых условий может быстро превратиться в стихийную. Закономерности функционирования стихийных социальных групп были исследованы при разработке вышеназванных концепций.

Одной из наиболее консервативных первых концепций в области социальной психологии считается концепция инстинктов и социального поведения Мак-Дугалла. Она разрабатывалась под влиянием эволюционной теории Дарвина. В частности, идеи о борьбе за существование среди себе подобных; о приспособительном значении психики как важнейшего средства адаптации к среде; о движущих силах развития социальных организмов, в основе которых лежит изменчивость вида, естественный отбор, наследственность. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Социальные явления и процессы объяснялись им с биологических позиций, в связи, с чем его теория получила название биологизаторской.

Основная идея заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врождёнными инстинктами. В связи с этим изучались социальные инстинкты, определяющие чувства: инстинкт борьбы, связанный с гневом и страхом; инстинкт бегства, связанный с чувством самосохранения; инстинкт воспроизведение рода, связанный с чувством любви; инстинкт приобретения, связанный с чувством собственности; стадный инстинкт, связанный с принадлежностью к социальной группе и др. Наибольшее значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличии от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную активность, однако её значение состояло в выделении некоторых биологических факторов, определяющих социальное поведение личности. Кроме того, именно в рамках данной концепции впервые появился сам термин “социальная психология”. Позднее данная концепция повлияла и на развитие психоаналитического направления в психологии.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из её предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатываемые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внёс функционализм, или функциональная психология, возникшая под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционализма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концепция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне понятно, что данные идеи получали широкое распространение в условиях развития свободного предпринимательства и прежде всего в таких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучили людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития, стабилизации и распада социальных систем. Главной социально-психологической проблемой функционализма стала проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое количество исследований, ориентированных на практический результат. Представители функциональной психологии фиксировали результат не на внутренних психологических процессах человека, а на их функциях, в частности социальных, которое имели значение как при межличностном, так и при межгрупповом взаимодействии в условиях конкретной социальной системы. Они ввели новые методы исследования личности и группы – тесты, опросники, интервью, которые будут весьма широко применяться в позднее время. Кроме того, именно функционализм дал толчок развитию таких актуальных направлений психологических исследований, как развитие ребёнка и взрослого человека, психология индивидуальных различий, психология бизнеса, психология рекламы и тд.

Специфика научного исследования в социальной психологии. Каждая из названных здесь черт научного исследования имеет специфику в социальной психологии. Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. В частности, для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.

Первая проблема, которая встает здесь, — это проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. По вопросу о том, «допускать» ли в исследование данные этих двух видов, в социальной психологии идет ожесточенная дискуссия: в различных теоретических ориентациях этот вопрос решается по-разному.

Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведения; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и др. В других традициях данные социально-психологического исследования могут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает определенные требования и к методам их сбора. Источником любых данных в социальной психологии является человек, но один ряд методов пригоден для регистрации актов его поведения, другой — для фиксации его когнитивных образований. Признание в качестве полноправных данных и того, и другого родов требует признания и многообразия методов.

Проблема данных имеет еще и другую сторону: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологическом исследовании, все они делятся на два типа: а) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произвольном введении исследователем новых переменных и контроле за ними. Опять-таки и в этом вопросе весьма значима теоретическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зрения, вообще «допустимы» в социальной психологии (предположим, включаются ли в число объектов большие группы или нет).

Вторая черта научного исследования — это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. И эта черта весьма специфично раскрывается в социальной психологии. Теориями в том понимании, в каком о них говорится в логике и методологии науки, она вообще не обладает. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии не носят дедуктивного характера, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза «представляет» в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования — форму-лирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований — отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.

С другой стороны, как бы ни сложно было построение теорий в социальной психологии, более или менее полное знание и здесь не может развиваться при отсутствии теоретических обобщений. Поэтому даже хорошая гипотеза в исследовании не есть достаточный уровень включения теории в исследовательскую практику: уровень обобщений, полученных на основании проверки гипотезы и на основании ее подтверждения, есть еще только самая первичная форма «организации» данных. Следующий шаг — переход к обобщениям более высокого уровня, к обобщениям теоретическим. Конечно, оптимальным было бы построение некой общей теории, объясняющей все проблемы социального поведения и деятельности индивида в группе, механизмы динамики самих групп и т.д. Но более доступной пока представляется разработка так называемых специальных теорий (в определенном значении они могут быть названы теориями среднего ранга), которые охватывают более узкую сферу — какие-то отдельные стороны социально-психологической реальности. К таким теориям можно, например, отнести теорию групповой сплоченности, теорию группового принятия решений, теорию лидерства и т.д. Подобно тому, как важнейшей задачей социальной психологии является задача разработки специальной методологии, также крайне актуально здесь и создание специальных теорий. Без этого накапливаемый эмпирический материал не может представлять собой ценности для построения прогнозов социального поведения, т.е. для решения главной задачи социальной психологии.

Третья черта научного исследования, согласно требованиям логики и методологии науки, — обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Проверка гипотез, естественно, необходимый элемент научного исследования: без этого элемента, строго говоря, исследование вообще лишается смысла. И вместе с тем в деле проверки гипотез социальная психология испытывает целый ряд трудностей, связанных с ее двойственным статусом.

В качестве экспериментальной дисциплины социальная психология подчиняется тем нормативам проверки гипотез, которые существуют для любых экспериментальных наук, где давно разработаны различные модели проверки гипотез. Однако, обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социальная психология попадает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой. Существует старая полемика внутри философии неопозитивизма по вопросу о том, что вообще означает проверка гипотез, их верификация. Позитивизм объявил законной лишь одну форму верификации, а именно сопоставление суждений науки с данными непосредственного чувственного опыта. Если такое сопоставление невозможно, то относительно проверяемого суждения вообще нельзя сказать, истинно оно или ложно; оно просто не может в таком случае считаться суждением, оно есть «псевдосуждение».

Если строго следовать такому принципу (т.е. принимать идею «жесткой» верификации), ни одно более или менее общее суждение науки не имеет права на существование. Отсюда вытекают два важных следствия, принимаемые позитивистски ориентированными исследователями: 1) наука может пользоваться только методом эксперимента (ибо лишь в этих условиях возможно организовать сопоставление суждения с данными непосредственного чувственного опыта) и 2) наука по существу не может иметь дело с теоретическими знаниями (ибо не всякое теоретическое положение может быть верифицировано). Выдвижение этого требования в философии неопозитивизма закрывало возможности для развития любой неэкспериментальной науки и ставило ограничения вообще всякому теоретическому знанию; оно давно подвергнуто критике. Однако в среде исследователей-экспериментаторов до сих пор существует известный нигилизм относительно любых форм неэкспериментальных исследований: сочетание внутри социальной психологии двух начал дает известный простор для пренебрежения той частью проблематики, которая не может быть исследована экспериментальными методами, и где, следовательно, невозможна верификация гипотез в той единственной форме, в которой она разработана в неопозитивистском варианте логики и методологии науки.

Но в социальной психологии существуют такие предметные области, как область исследования психологических характеристих больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь невозможна, области эти не могут быть исключены из проблематики науки; здесь нужна разработка иных способов проверки выдвигаемых гипотез. В этой своей части социальная психология сходна с большинством гуманитарных наук и, подобно им, должна утвердить право на существование своей глубокой специфики. Иными словами, здесь приходится вводить и другие критерии научности, кроме тех, которые разработаны лишь на материале точных наук. Нельзя согласиться с утверждением о том, что всякое включение элементов гуманитарного знания снижает «научный стандарт» дисциплины: кризисные явления в современной социальной психологии, напротив, показывают, что она сплошь и рядом проигрывает именно из-за недостатка своей «гуманитарной ориентации».

Таким образом, все три сформулированных выше требования к научному исследованию оказываются применимыми в социальной психологии с известными оговорками, что умножает методологические трудности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]