Что такое публичное выступление
Публичное выступление — это комплексное понятие, которое объединяет выступление перед аудиторией, на открытых площадках, по телевидению, а также общение с руководством, работодателем и просто дружеское общение в компании хороших знакомых. Знания психологии публичного выступления пригодятся в любой ситуации, где нужно проявить свои лучшие качества, продемонстрировать умение коммуницировать, презентовать свои профессиональные навыки. Успешное устное публичное выступление — это не просто беседа, а подписанный контракт, новая работа, деловые партнеры, признание общества. Цель публичного выступления — заинтересовать аудиторию, чтобы слушатели ловили ваше каждое слово, жест, реагировали на интонации голоса, это умение вдохновить людей своми идеями.
Если говорить о прагматичном выступлении перед аудиторией, как форме делового общения — это воздействие на аудиторию не только словами, но также позой, мимикой, жестами, паузами, ритмом речи, визуальным контактом, силой голоса. Это требует от оратора владения собственным голосом, телом, мимикой лица, соблюдения особых правил и применения специфических техник.
Такое искусство освоит далеко не каждый человек. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, правила успешного выступления.
Работа с пространством и передвижение
Очень важная составляющая отличного выступления – это динамика спикеров. Это очень сильная черта в выступлениях сотрудников Apple.
Все спикеры правильно перемещаются по сцене: вправо и влево, вперед и назад. Меняют темп движения, некоторые даже выбегают на сцену, что выглядит очень круто и динамично.
Для такого большого зала это крайне необходимо. Выступление становится более эмоциональным, а внимание аудитории лучше удерживается на протяжении долгого времени.
Типы и формы выступлений перед публикой
Устные выступления перед аудиторией в зависимости от цели:
- информационная речь — используется в докладах на политическую или научную тематику, лекциях для студентов, выступлениях перед учениками, рассказах о каком-либо явлении;
- протокольно-этикетная — в такой форме приветствуются делегации, готовится поздравление с днем рождения или юбиляру, вступительное или заключительное слово на официальном мероприятии;
- развлекательная — любая неофициальная речь (тост, рассказ из жизни о забавном происшествии);
- убеждающая — главная цель — убедить слушателей в правоте выступающего, продемонстрировать правильность позиции и суждений, применяется в рекламных роликах, политических, научных дискуссия, программах агитации.
Важно! Одна речь может иметь разные цели, в результате типы выступлений перед публикой сочетаются и получаются информационно-убеждающие или информационно-развлекательные.
Кроме этого, выделяют формы выступлений перед аудиторией:
- доклад — выступление на важную тематику (социальную, научную, медицинскую), продолжительность от четверти часа до 3 часов;
- сообщение — короткое выступление, посвященное одной теме, максимальная продолжительность 10 минут, обязательно содержит факты, статистические сведения;
- выступление — краткое сообщение продолжительностью до 5 минут, тематика выбирается заранее или возникает в результате обсуждения конкретной темы;
- лекция — изложение конкретной темы специалистом с использованием научных фактов, продолжительность в диапазоне от четверти часа до 1,5 часов;
- беседа — диалог лектора со слушателями, тематика и формат определяются заранее, временными рамками не ограничивается, предполагает вопросы аудитории, ответы оратора.
Использование эмоционально окрашенных слов
Выступления на презентациях компании Apple всегда носили эмоциональный характер, что очень цепляет зрителей и позволяет им проникнуться идеями компании.
Основной прием, который позволяет это сделать, — большое количество слов, выражающих эмоции по поводу нового продукта: «amazing, incredible, proud of, exciting, unbelievable, so exited, fantastic, you»ll be amazed, I’m exited, realy enjoy, the best, the most, powerfull» (удивительно, потрясающе, гордимся, захватывающе, невероятно, в таком восторге, фантастически, вы будете потрясены, я в восторге, по-настоящему наслаждаюсь, лучшее, самое, сильное) и многие другие слова.
Безусловно, это придает мощную окраску выступлению и создает настроение аудитории. Конечно, важно и своим поведением, особенно мимикой подчеркивать эти слова! Распространенная ошибка на примере Тима Кука: он произносит фразу I’m so happy (я так счастлив), но его мимика явно демонстрирует обратное! Другая же выступающая — Сьюзан — отлично сочетает мимику и слова, что не так просто, как кажется на первый взгляд: подчас бывает очень сложно контролировать невербальную составляющую выступления, особенно при волнении.
Работа с широкой целевой аудиторией
Apple — компания с разнообразной целевой аудиторией. Поэтому они мастерски умеют вовлекать самых разных людей, используя как известные, классические ценности, так и современные тренды. Например, поклонники игры Супер Марио, которую компания Нинтендо создала еще в далеком 1985 году, смогут скоро играть в нее на своих устройствах Apple.
Для другой части зрителей были подготовлены сюжеты про образование и развитие детей, соответствующие семейным ценностям.
Огромный акцент сделан на спортсменах из самых разных видов спорта: это было в моде всегда, а с недавних пор еще больше набирает обороты. Не забыты и спортсмены с ограниченными возможностями, которым также была посвящена часть выступления.
Конечно, не обошлось и без любителей покемонов, которые скоро смогут ловить их с помощью Apple Watch.
Жестикуляция
Один из главных признаков неуверенности — сцепленные или скрещенные перед собой руки. Это моментально показывает неуверенность спикера. К сожалению, у многих спикеров это наблюдалось!
Для такого обширного помещения с большой аудиторией лучше использовать широкие жесты, быть активнее, обладать яркой жестикуляцией. Невзрачная жестикуляция моментально потеряется на фоне огромного экрана и толпы зрителей.
Как подготовиться к выступлению, если вы эксперт: пошаговое руководство
Делаем раскадровку (storyboard)
Итак, план рассказа готов, обратную связь от слушателей взяли — приступаем к раскадровке будущего выступления, как настоящие режиссёры. Не прорабатываем слайды детально, а прикидываем, какие образы усилят рассказ.
Ещё раз. Не собираем готовые слайды, не тратим время на выравнивание заголовков, только стыкуем: структура – рассказ – визуализация.
Используем инструменты режиссёров для подготовки презентаций
Готовую раскадровку показываем рабочей группе, собираем обратную связь, фиксируем инсайты.
Оформляем слайды
Когда есть чёткое понимание целей выступления, проработана Карта эмпатии клиента, понятна структура рассказа, то на оформление презентации уходит гораздо меньше времени и сил.
Книга Нэнси Дуарте «Slide:ology» о том, как донести свою идею до слушателя, убедить и вдохновить
Дизайн
Задача этой статьи ― осветить по шагам процесс подготовки к выступлению, поэтому подробно дизайн слайдов презентации лучше разбирать в отдельной статье.
Кратко отмечу моменты, которые мы стараемся держать в фокусе на этом этапе:
- больше картинок и меньше текста;
- истории, визуализации с юмором запоминаются лучше;
- диаграммы, инфографика для идей, которые уже понятны;
- несколько промежуточных резюме во время доклада;
- одна мысль — один слайд;
- не больше трёх шрифтов на презентацию;
- текст и графику видно с последних рядов;
- выравниваем по сетке;
- придерживаемся фирменного стиля;
- все иллюстрации в одном стиле.
Первый слайд
Важен слайд, с которого начинается большинство презентаций — «О нас» или «Обо мне». В эти секунды слушатели решают, стоит ли тратить время на этого спикера. Если не удалось зацепить — аудитория уйдёт в гаджеты или на перерыв.
Попробуйте рассказать о себе через призму интересов и потребностей аудитории: чтобы ваш опыт, портфолио были созвучны задачам присутствующих. Подбирайте слова, примеры, фразы, которые отзовутся у аудитории, — Карта эмпатии в помощь.
Используйте первый слайд, чтобы озвучить и отработать возможные сомнения, стереотипы аудитории («слишком молод», «мало опыта»). Чётко, объективно и с долей самоиронии.
И помните про принцип «социального доказательства»: мы охотнее слушаем спикера, который востребован, публикуется в значимых СМИ, является членом профессиональной ассоциации, имеет награды, дипломы, сертификаты, является автором книги или популярного блога.
«Чашка» для кофе и дорожная карта
После представления спикер, как правило, говорит, чему посвящён его доклад и что именно он планирует рассказать. Многие выступающие совершают ошибку и переходят сразу к проблеме и решению.
Кармин Галло в книге «iПрезентация» проводит прекрасную аналогию с чашкой кофе: «Один инвестор как-то мне сказал: „Вам надо создать в моём мозгу новое свободное место, чтобы мне было куда положить вашу информацию. Я выключаюсь сразу, как только предприниматель начинает предлагать решение без объяснения проблемы. У них есть кофе — их идея, но нет чашки, чтобы передать мне этот кофе“».
Кармин Галло — тренер по ораторскому мастерству и журналист — изучил все презентации Стива Джобса, проанализировал методы работы и собрал выводы в своей книге
Задача спикера в самом начале создать «чашку» — ввести категорию, озвучить проблему и только потом предлагать кофе.
На этом же этапе дайте пользователю дорожную карту выступления — выделите 3-4 главные точки выступления и расскажите о них аудитории. Слушатели в любое время будут понимать, в каком месте истории они находятся, им будет проще следить за выступлением и воспринимать информацию.
Заключение или супер-оффер
Выступление — это история, а у популярной истории должно быть яркое и понятное завершение, как в хорошем блокбастере (а не как в авторском кино).
В самом начале подготовки мы ставим цели выступления, ищем ответы на вопросы «что я хочу, чтобы аудитория сделала, поняла или запомнила?».
Закончите свой доклад предложением для аудитории, которое будет работать на эти цели: скидки и бонусы, специальные условия, полезные материалы и так далее.
Код доступа — немного про восприятие
В большой аудитории обязательно присутствуют не только визуалы, но и аудиалы и кинестетики. У каждого свой код доступа:
- Для визуалов важна понятная картинка — визуализируем информацию, рисуем на флипчарте, вовлекаем с помощью специальных вопросов, задействующих их «родной» канал восприятия: «Хорошо ли видно, достаточно ли света?».
- Для аудиалов критично звуковое разнообразие: чёткая речь с паузами, смена интонаций, тембра голоса, особые слова «послушайте», «расскажу», «звучит».
- Для кинестетиков важно задействовать сферу ощущений, движения: попросите сделать простое действие (поднять руку или кивнуть в ответ на вопрос, предложите сесть поудобнее, открыть раздаточный материал, сделать пометки в блокноте), жестикулируйте, перемещайтесь в пространстве. Если просите аудиторию поднять руку, то начните с себя, чтобы сработал приём отзеркаливания.
Необычная демонстрация продукта
Классические презентации, на которых изображен продукт, чередовались с реальными демонстрациями возможностей в режиме on-line. На мой взгляд, это отличный прием, показывающий продуманность и качество выступления! Это один из лучших способов подать инновационное изобретение — показать наглядно, как оно функционирует.
Странно, но многие не используют такой простой прием. Как правило, создаются скучные слайды с текстовым описанием характеристик продукта и его конкурентных приемуществ. В Apple отказались от текста на слайдах и стали показывать все плюсы новых девайсов прямо на их экранах, что куда интереснее и очевиднее для зрителя, чем произнесенный спикером текст, написанный на слайде.