СМЕНА ПАРАДИГМ В ПСИХОЛОГИИ
Изменение эпистемологической парадигмы является существенным признаком динамики науки. В современном познании на смену системной логике исследования приходит сетевая, позитивизм сменяется герменевтикой, а классическая и неклассическая рациональности уступают место постнеклассической рациональности. Методологические ориентиры для развития психологии зарубежные авторы попытались обрести, обратившись к философским исканиям постмодернизма. Постмодернизм принес в психологию принцип «методологического сомнения
».
А.Ю. Агафонов
связывает кризис отечественной психологии с нарастающей «инфляцией рационализма», которая оказывается и основным симптомом кризиса. 1) центробежная тенденция, 2) отгораживание академической психологии от постмодернистской реальности, когда академическая среда отторгает инновации; 3) научный нигилизм.
Основная идея А.Ю. Агафонова заключается «в возвращении к сознанию как предмету психологии. сознание следует изучать как идеальный объект вне зависимости от социокультурных влияний.
Но: психология, изучающая человеческое сознание, не может абстрагироваться от социальных, исторических, ситуативных и даже иногда физиологических контекстов.
Не единая теория, а сеть взаимосогласованных концепций, не одновершинная «пирамида» психологического знания, а подвижная «сеть» — таким решение этой задачи представляется нам.
И здесь возникает необходимость коммуникативного пространства для возможности взаимного согласования различных психологических концепций.
В.А. Мазилов: именно тенденция к интеграции дает психологии шанс обрести искомую целостность. Средством осуществления интеграции выступает коммуникативная методология
.
В.А. Мазилов: три уровня психологического кризиса. 1) (поверхностный) отражает как раз естественное развитие психологической науки. (Назовем этот уровень кризисом роста
.) 2) флуктуации между естественнонаучной и герменевтической методологиями. (Это кризис
статуса
.) 3) с неадекватной трактовкой предмета психологии. (Кризис
коммуникации
.) Предмет психологии — психика как сложная саморазвивающаяся система — должен выступить в богатстве ее связей с биологическим и с культурным мирами.
20 стр., 9582 слов
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
Детская психология — наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности. Детская психология изучает ребенка. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» ( …
Если психология станет развиваться по коммуникативному пути, то, возможно, появятся и концепции, способные объединить во взаимосогласованную сеть «научное» и «вненаучное» знание, «классическую» и «неклассическую» психологию, естественные и гуманитарные подходы.
На наш взгляд, свой накопившийся за века потенциал психология сможет раскрыть, будучи постнеклассической наукой сетевого типа.
Итак, путями преодоления методологического кризиса в отечественной психологии становятся концепции коммуникативной и постнеклассической рациональности
.
B.C. Стёпин, описавшему три исторических типа рациональности
, соответствующих состоянию науки: классическую, неклассическую, постнеклассическую.
Развитие постнеклассической науки
(4/4XX в.) — с информационным состоянием мира, когда объектом исследований становятся уникальные саморазвивающиеся системы. В постнеклассической науке возникают проблемно-ориентированные исследования, которые требуют междисциплинарного дискурса, особых способов описания реальности, диалога естествознания и гуманитарных наук. Постнеклассическая наука представляет собой тип научной рациональности, объединивший науки о природе и науки о духе. В современном познании возникла общенаучная картина мира, где разные типы рациональности не отрицают друг друга, а делят между собой сферы влияния.
На наш взгляд, понятие «постнеклассическая рациональность» позволяет осмыслить историю психологии в концептуальных рамках смены парадигм.
Контуры этапов развития психологии: 1) допарадигмальное состояние (философия); 2) классическая рациональность (претензия психологии на самостоятельность); 3) неклассическая рациональность, (много школ 20в); 4) постнеклассическая рациональность.
Допарадигмальный этап
развития психологии характеризуется попытками науки определить свой предмет, апробацией разных методов исследования, поиском универсального объяснительного механизма психических феноменов. Итогом данного этапа развития стало появление ассоциативной психологии в качестве первой психологической школы.
7 стр., 3360 слов
II. Психология наука о сознании
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греч. psyche — душа, logos — понятие, учение). Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрос (Эрот — греч. любовь), греческий бог любви (у римлян Амур, Купидон), влюбился в очень красивую молодую женщину Психею и женился на ней, поставив условием, что она никогда не …
Классическая рациональность
— ориентация на методологию позитивизма, четким определением границ науки и претензиями психологического знания на самостоятельность. «означивание» неадаптивного поведения как патологии, логические дихотомии мышления, образ рационального и адаптивного человека в культуре. антропоцентризм, европоцентризм, эволюционизм, и на постулаты «непосредственности» и «сообразности».
«Условием всякого вообще научного отношения должна быть объективность: предмет описываемый или познаваемый освобождается от нашего субъективного к нему отношения, от той ценности, которую он имеет для нашего чувства или воли». «…крайнее разнообразие течений, отсутствие общепризнанной системы науки, огромные принципиальные различия между отдельными психологическими школами» «Все основные психологические понятия и категории… понимаются и толкуются ныне совершенно разно психологами разных направлений».
Н.Н. Ланге в начале XX в. зафиксировал кризис в психологии, но кризис — «крайне благотворный». 1) закат парадигмы ассоциативной психологии, 2) «огромное расхождение взглядов разных психологических направлений или школ».
Фактически, сравнивая кризисы в науке с землетрясениями, Н.Н. Ланге говорил о смене парадигм.
В неклассическую науку
психология стала превращаться в начале XX в.,
антиномии: 1) психология — наука молодая и одновременно древняя; 2) психология — наука естественная и гуманитарная; 3) психологий много и психология едина; 4) предмет психологии — объект и в то же время субъект; 5) психология — наука теоретическая и практическая. С.Л. Рубинштейн, Левин, Бахтин…
После расцвета отечественной неклассической психологии наступила предвещающая методологический кризис эпоха сомнений. Симптомы этого кризиса проявились в существовании множества не согласованных между собой теорий и в разном прочтении психологических терминов. Методологический кризис отечественной психологии был кризисом и ее философского фундамента.
4 стр., 1819 слов
Презентация на тему: Кризис методологических основ психологии
Кризис методологических основ психологии План 1.Основа кризиса методологических основ психологии. 2.Сущность кризиса, его этапы. 3.Последствия кризиса методологических основ психологии. Список литературы Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. – М.,1990. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – М., …
Задачи интеграции психологического знания стимулируют переход к постнеклассической психологии
.
Данный этап характеризуется пониманием сетевой природы знания, интенсивностью научных коммуникаций, стремлением к взаимной согласованности психологических теорий. В постнеклассической рациональности знание предстает как сеть, как паутина концепций.
Постнеклассическая парадигма психологии выражается в переходе от систем — к судьбам, от систем — к сетям, от предметов — к проблемам, от однозначных текстов — к множественности интерпретаций и игре стилями.
Сформулируем принципиальные отличия постнеклассической рациональности от неклассической
.
1. НКл – физика, пнклн – культурология. 2. Неклассическая психология развивалась в философском контексте определенной методологии, постнеклассика допускает выбор философии и методологии в зависимости от задач исследования и личных предпочтений исследователя.
3. Пнкл – открытость знания новому опыту, междисциплинарный дискурс, толерантность. Неклассика рациональность со скрипом допускала субъективность исследователя и придерживалась веры в объективность мира, тогда как пост-неклассическая психология развивает идеи о социальном конструировании реальности и особой креативности субъективного опыта.
4. Некл — с эволюционными идеями и поиском универсальных законов; в постнеклассике развитие мыслится в категориях «взрыва», «бифуркации» и «сензитивных периодов» и особое внимание уделяется расшифровке внутренней логики. #Гении в целом суть образцы собственной логики развития.
5. Неклассика — овладение человека своим поведением; постнеклассика — на средствах защиты человека от экспансии власти и идеологии. НКл — принцип вмешательства в реальность», ПнК — «благоговения перед развитием».
6. Кл. — механический и биологический детерминизм. НКл — социодетерминизм. ПнКл — ситуативный детерминизм, свобода воли и свобода выбора.
7. Нкл «объективизм», Пнкл «культурная аналитика»
8. Социокультурным контекстом Нкл — индустриальное общество, ПнКл — в контексте информационного общества и постмодернистской культуры.
10 стр., 4830 слов
К истории понятия
Понятие было введено в науку Т. Куном, однако сегодня вопрос о весомости этого понятия до сих пор остается открытым.
Введение парадигмы в научный обиход показало, что наука – это коллективная деятельность, по умолчанию предполагающая наличие определенных сообществ.
В рамках определенной области знаний может единовременно сосуществовать несколько парадигм, что мы увидим на примере психологии. Даже когда парадигма меняется, прикладные исследования и поиск ответов на вопросы в рамках одной научной области не прекращается: например, механика. Классические формулы до сих пор используются, однако та парадигма, при которой они были выведены, уже не может быть принята научным сообществом ввиду накопленных знаний.
Парадигма – это показатель развитости науки, когда сообщество ученых готово использовать одну теорию как базу для исследований.
Период рассогласованности мнений и методов изучения одного объекта Кун назвал допарадигмальным. Пример допарадигмального мышления хорошо просматривается на отношении к природе света. До конца 18в. было множество локальных школ, по разному трактующих это явление, которые по умолчанию не могли прийти к единому пониманию сути явления. Сегодня физика как наука вошла в эпоху парадигм, а самая используемая в исследованиях парадигма задает определение природе света – корпускулярно-волновой.
Чего стоит парадигма науке? Во-первых, это ее элитаризация. До формирования отчетливых моделей, большая часть научных знаний была доступна широким массам, сегодня научное знание слишком сложно для интуитивного понимания обывателем.